Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Оценка 4.9
Памятки
docx
русская литература
Взрослым
09.06.2019
В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинскому употреблению наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как среди взрослых, так, прежде всего среди детей. Подростков, молодежи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, протективным действием целого ряда социальных, экономических психологических факторов.
Статья.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы «Строительный техникум №30»
Методические подходы к
обеспечению
антинаркотической,
профилактической работы с
обучающимися через
«предметное обучение»
(литература)
Из опыта работы преподавателя
русского языка и литературы
ГБПОУ Строительный техникум №30 Шибалковой Татьяны Павловны
Москва 2015 г.
«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом»
Ф.М.Достоевский
В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения
страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию,
правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности
немедицинскому употреблению наркотических средств и других
психоактивных веществ (ПАВ) как среди взрослых, так, прежде всего среди
детей. Подростков, молодежи. Этот процесс связан с резким увеличением
масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других
одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка,
протективным действием целого ряда социальных, экономических
психологических факторов.
Для характеристики употребления психоактивных веществ среди детей и
подростков в последние годы в научной терминологии укрепилось понятие –
«аддиктивное поведение» (addiction – «пристрастие»), под которым
понимается злоупотребление веществами до того, как от него сформируется
болезненная зависимость.
Следовательно, аддиктивное поведение – это форма нарушенного поведения,
которая рано или поздно может привести к болезни.
Под психоактивными веществами (ПАВ) понимаются средства, способные
изменить психологическое состояние человека и вызвать эйфорию
(повышенное эмоциональное состояние), галлюцинации. Психическую
стимуляцию и другие феномены. Таким образом, к ПАВ можно отнести табак,
алкоголь, наркотические и иные вещества. Вызывающие указанные эффекты.
В настоящее время достаточно часто меры ранней профилактики не дают
должного эффекта, поскольку основываются на принципе «лобовой атаки»,
когда слушателям преимущественно в виде лекций подается негативная
информация о последствиях употребления алкоголя и наркотиков. В
противовес этому предлагается метод «скрытой информационной интервенции» в виде воспитания через предмет, когда информация
«разнесена» по различным учебным дисциплинам и логично вкрапливается в
содержание урока. По последним научным данным обучающиеся хотят
получать информацию о здоровом образе жизни в первую очередь на уроках.
Предлагаемый материал является содержательной частью концепции
антиалкогольного и антинаркотического воспитания обучающихся через
предмет на уроках литературы. Материал может избирательно
использоваться на уроках в том же объеме, который представляется учителю
наиболее оптимальным. Это могут быть отдельные вкрапления литературного
текста в контекст урока, короткие рефераты на заданную тему, дискуссии и
другие формы.
Цель доведения предлагаемой информации до обучающихся должна
заключаться в демонстрации губительного действия распространения
наркотиков и алкоголя на здоровье отдельного человека и все общество.
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Наряду с прочими аспектами следует обратить внимание на
клеветнические обвинения Чацкого в пьянстве, в том, что он пьет
«бочками сороковыми». Видимо это являлось наиболее убедительным
доводом, поскольку других причин для объявления его сумасшедшим
выдумать не удалось. К тому же пьянство, по мнению клеветников, было
еще дополнительным компрометирующим обстоятельством. Это
свидетельствует о том, что последствия пьянства были широко
известны в России много лет назад.
Вопросы:
Почему среди клеветнических высказываний в адрес Чацкого звучит
обвинение в пьянстве?
Сергей Есенин Тема пьянства часто звучит в стихах Есенина, в частности в серии стихов
«Москва кабацкая», в которых отразились личные переживания поэта.
Характерно, что вино не дает веселости. Выпивка ведет к скандалам («…
за всякий мой пивной скандал они меня держали в тигулевке»), раскаянию
за нанесенную обиду («…дорогая я плачу, прости…»). К числу причин
пьянства поэта следует отнести его доверчивость, повышенную
чувствительность, обидчивость, экзальтированность, легкую перемену
настроения. Пьянство внесло свою лепту в последовавшее самоубийство
Есенина
А.С.Пушкин Стихотворение «Зимний вечер»
Стихотворение отражает минорный тон настроения автора, чувство
тоски по ушедшему прошлому. Испытывая чувство безвозвратности
потерянного, он находит единственный выход – «выпить с горя», «сердцу
будет веселей», что отражает традиционные представления народа о
вине, как о «лекарстве от тоски».
Вопросы:
Почему А.С.Пушкин говорит: «Выпьем с горя»?
Действительно ли после этого «сердцу будет веселей»?
Н.С.Лесков «Левша»
Лесков в этом произведении повествует о трагической судьбе
талантливого самородка Левши, воплощающего в себе не только лучшие
черты русского народа, но и его темные стороны. Типичная причина
пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки
затевается спор с полшпикером – о том кто кого перепьет. В результате
у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у
собутыльников оказалось разной: шкиперу оказывают необходимую
медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в
простонародной больнице. Вопросы:
Какие чувства у Вас вызывает рассказ?
Актуальна ли эта тема для нашего времени?
Приходилось ли Вам встречаться с подобными случаями?
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Обращают на себя внимание сцены пьяного разгула казаков и
неспособность их принимать сознательные решения под влиянием
алкоголя, даже когда это касается таких важных вопросов, как война и
мир. Большое скопление мужчин, при отсутствии облагораживающего
влияния женщин, не способно было к организации иного вида проведения
свободного времени, кроме пьянства. Во время похода употребление вина
категорически запрещалось, виновных жестоко наказывали. Нарушение
этого запрета приводило к тяжелым последствиям: в пьяном виде были
захвачены в плен казаки, в том числе и куренной атаман Хлиб. Среди
персонажей повести – кабатчик, о котором автор говорит, что после его
появления вся округа стала разоряться изза повального пьянства: «…все
валилось и дряхлело, все распивалось, и оставалась бедность да
лохмотья…»
Вопросы:
В чем причина пьянства казаков?
Каковы его последствия? Шибалкова Татьяна Павловна является классным руководителем групп №336
и № 343. Свою работу классного руководителя и преподавателя планирует с
учетом психологии детей. Ведет активную работу по профилактике
правонарушений и антинаркологической профилактике, как на уроках
литературы, так и во внеурочных мероприятиях. Проводит анкетирование,
тестирование по данной проблеме. У Татьяны Павловны собран богатый
материал по данной теме – это внеклассные мероприятия, анкеты, разработки
уроков.
Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Методические подходы к обеспечению антинаркотической, профилактической работы с обучающимися через «предметное обучение» (литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.