Методические приемы конструирования урока
Оценка 4.8

Методические приемы конструирования урока

Оценка 4.8
Разработки уроков
pub
физика +1
Взрослым
13.08.2018
Методические приемы  конструирования урока
Брошюра "Методические приемы конструирования урока" предназначена учителям физики для конструирования современного урока. Представлены этапы урока. Формы и виды проведения того или иного этапа урока. Описаны разные методические приемы или их комбинации. Применение данного материала добавит элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогатит методическую копилку педагога.файл в формате pub
брошюра Некоторые методические приемы.pub
Методические приемы конструирования урока Габдинова Гульдар Минихаевна, учитель физики  МБОУ Гимназия с. Новотаймасово  # Конструктор урока  Творческая мастерская у каждого преподавателя, безусловно, своя.  Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже  сделал попытку их  структурирования.  Мне хотелось бы предложить воспользоваться эффективным средством  для «сборки» уроков «Конструктором уроков». Любой из основных этапов  урока  отчасти может быть реализован разными  методическими приемами или их  комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы Конструктора.  Конструктор  повышает эффективность проектирования урока  преподавателем. Даже если все методические приемы известны педагогу, без  «Конструктора» трудно удержать их в памяти. С «Конструктором» разнообразные  уроки можно готовить довольно быстро.  Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в  совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую  копилку педагога.    # # # # ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»  Учитель дополняет реальную  ситуацию фантастикой. Вы можете переносить  учебную ситуацию  на фантастическую планету; перенести реального или литературного  героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например  глазами инопланетянина или древнего грека…  «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»  Учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это  лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся  глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. По­том попробуем  ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги —  порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое­что ценное... (называется  тема повторения)". Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок  будет короткая музыкальная фраза.  «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»  Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со  всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со  стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.  «ПОСЛОВИЦА­ПОГОВОРКА»  Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.  «ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»  Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей),  относящегося к теме урока.  «ЭПИГРАФ»  Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме.  «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»  Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.  Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.  «ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»  В конце урока обучающимся предлагается задание, в ходе которого должны  возникнуть трудности с выполнением, из­за недостаточности знаний или  недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.  Таким  # образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь  восстановить в памяти и обосновать.  «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»  Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два­три не слишком слож­ных  вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса,  ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с  головомойкой.  «НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»  Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную  мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого  факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.  «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»  К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова­ассоциации.  Выход будет следующим:  если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить  определение, используя записанные слова;  затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в  ассоциативный ряд;  оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что­либо  добавить или стереть.  ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕМА­ВОПРОС»  Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить  план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество  мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и  поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить  процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а педагог в этом случае  может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.    «РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»    Обучающимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и  учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".  «СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»  Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено  цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на  выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего  предложенного. Далее определяется тема и цели урока.     # «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»  На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на  обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем  обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного  обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы  дополнительные исследования или действия. Ставится цель.  «ГРУППИРОВКА»  Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается обучающимся разделить на  группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние  признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.  «ИСКЛЮЧЕНИЕ»  Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.  Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае обучающимся необходимо  через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.  Формулируется учебная цель.  «ДОМЫСЛИВАНИЕ»  Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим; Изучим; Узнаем;  Проверим.  С помощью слов "помощников" обучающиеся формулируют цели урока.                   «ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ»    Учитель чертит на доске  линию, на которой обозначает этапы изучения темы,  формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят  стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”.  “Линия времени” позволяет обучающимся увидеть, что именно может являться конечным  продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой  последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают  учебный материал от общего к частному.  «ГЕНЕРАТОРЫ – КРИТИКИ»  Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения.  Формируются две группы: генераторы и критики.  Пример: Задача первой группы ­ дать как можно большее число вариантов решений  проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без  предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из  предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить  работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую­то  проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для  активизации самостоятельной работы.  «НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА»  Приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока.  Данный прием позволяет привлечь интерес обучающихся к изучению новой темы, не  блокируя восприятия непонятными терминами.  Пример: Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех  # пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.  Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и,  кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине  урока: почему рука отказалась записать тему урока?  Данный вопрос записывает в уголке классной доски.  Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения  полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и  начнем с хорошо знакомого материала…  «ЗИГЗАГ»  Данную стратегию уместно использовать для развития у обучающихся следующих  умений:  • анализировать текст совместно с другими людьми;  • вести исследовательскую работу в группе;  • доступно передавать информацию другому человеку;  • самостоятельно определять направление в изучении какого­то предмета с учетом  интересов группы.  Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему  материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для  взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.  Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно  рабочими) ­ 5 человек.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»  Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два­три не слишком слож­ных  вопроса на размышление. Разминку можно проводить по­разному:  Что лишнее? Обобщить – что это … Что пропущено – логическая цепочка Какое слово скрывается и так далее. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в  виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная  разминка не только настраивает обучающихся на учебную деятельность, но и развивает  мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.  «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»  Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно  применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос. Следующий урок  нужно начать с ответа на этот вопрос.  «ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ»  Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал  случай, ­ там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка.  # Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать  диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать  решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый студент. Кроме рулетки  подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского  лото, с номером обучающегося в журнале.  «ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»  Учитель вместе с обучающимися обсуждает вопрос: насколько качественно  выполнено домашнее задание.  «ЛОВИ ОШИБКУ!»  Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала обучающиеся  заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места»  интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком  или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!  Обучающийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально  допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».  «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»  Обучающиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом  учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Студенты поднимают руки.)  На «4»? На «3»? Спасибо…  «СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК)  Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются  умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных  ограничительных условиях. Обучающийся может отвечать по подготовленной дома  «шпаргалке», если:  1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;  2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами,  условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц  информации относительно друг друга;  3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям  (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи  стрелок или линий).            Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на  стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение  победителей.  «КРОССВОРД»  Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение  внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Обучающиеся  любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.  # Формирует:  умение объединять объекты по общему значению признака;  у м е н и е   о п р е д е л я т ь   и м я   п р и з н а к а ,   п о   к о т о р о м у   о б # выполняя которую он волей­неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует  педагог.  «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»  Мультимедийная презентация ­ это представление материала с использованием  компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации,  коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а  также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса  восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов ­ это основа любой  современной презентации.  «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»  Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся  на уроке.  Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять  противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.  1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт),  отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым  материалом.  2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с  нее следующее занятие.  «ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»  К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное  количество вопросов ­ суждений:  ­ Почему?  ­ Как доказать?  ­ Чем объяснить?  ­ Вследствие чего?  ­ В каком случае?  ­ Каким образом?  Схема с перечнем вопросов­суждений вывешивается на доске и оговаривается что,  кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.  Прочитав абзац, обучающиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и  записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность,   письменную речь.  «РАБОТА С ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСАМИ»  Для обучающихся работа с Интернет­ресурсами – это доступ к огромному  количеству необходимого иллюстративно­информационного материала, которого  катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию  и активизации познавательной деятельность студентов, а также и выбор, которого ребята  не имеют, работая только с учебником.  «ХОРОШО – ПЛОХО» Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся  не знаю сам; вот это пока не знает никто…  # Формирует:  на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.  умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Вариант 1  Учитель задает объект или ситуацию. Обучающиеся (группы) по очереди называют  «плюсы» и «минусы».  Вариант 2  Учитель задает объект (ситуацию). Обучающийся описывает ситуацию, для  которой это полезно. Следующий обучающийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и  т. д.  Вариант 3  Обучающиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют  каких­то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции  персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.  Вариант 4  Обучающиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые  обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить  противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).  «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»  Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с  вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою  «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая  неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по  аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.  «ВОПРОС К ТЕКСТУ»  Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список  вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3  расширяющих или развивающих.  Совет:  Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось  за пределами программы; вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы;  вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…  ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ «СВОЯ ОПОРА»  Обучающийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.  Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные  конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно  рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).    # Замечательно,  если студенты успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя  бы частично.  «Да­нетка»  Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического  героя и др.). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог  отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".  " Д а ­ н е т к а "   у ч и т :   связывать разрозненные факты в единую картину;  систематизировать уже имеющуюся информацию;  слушать и слышать товарищей.  «СОРБОНКА»          Прием предназначен  для заучивания законов, всевозможных определений,  физических величин, и  т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово,  дата, а на другой – ответ. Обучающийся перебирает карточки, пытается дать ответ и  тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс  запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания  могут быть не только слова, даты, термины, но и приборы и другие наглядные  объекты.  « Р А Б О Т А # «ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»  У ч е л ь о о д и т т р е н и р о в о ч н ы и т п р в й о #  п р При выборе карточки ребята проходят три этапа:  1 этап – выбор задания (по содержанию)  2 этап – по степени сложности ( * ­ легкое, ** ­ сложное)  3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)  Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК,  состоящих из  6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим  значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти  значки помогают каждому обучающемуся сделать осознанный выбор.  САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МИНИ­ПРОЕКТЫ»  Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое  количество видов и разновидностей. Исследовательский мини­проект по структуре  напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности  выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с  последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются  методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический  опрос. Обучающиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от  поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет учитель (этот вариант  более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой  работы).  «РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»  Данный тип задач является инновационным инструментарием,  формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и  новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные  задачи – это задачи, позволяющие обучающемуся  осваивать интеллектуальные операции  последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание –  применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том,  что она носит ярко выраженный практико­ориентированный характер, но для ее решения  необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не  традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом  задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом,  чтобы обучающемуся захотелось найти на него ответ.  «МИНИ­ИССЛЕДОВАНИЕ»  Учитель “подталкивает” обучающихся к правильному выбору темы исследования,  попросив ответить на следующие вопросы:  Что мне интересно больше всего? Чем я хочу  заниматься в первую очередь?   О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на  эти  вопросы,  студент  может  получить  совет  учителя,  какую  тему  исследования  можно  выбрать.  Тема  может  быть:  фантастической  (обучающийся  выдвигает  какую­то  фантастическую гипотезу);   экспериментальной;  изобретательской;  теоретической.  # # «СОЗДАЙ ПАСПОРТ» Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения  существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой  характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это  универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по  определенному плану.  «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»  Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева ­ тема, ветви ­  предположения, которые ведутся по двум основным направлениям ­ "возможно" и  "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" ­ обоснование этих  предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД «ТЕСТ»  Обучающиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный  ответ.  «СВОЯ ОПОРА»  Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл  делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть,  например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они  попарно раскрывают друг другу свои опоры.  Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры  ­ плакаты на  стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.  понятие е  « К Л А С Т Е Р »   Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:  # # «ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ»  Обучающимися в таблице сравниваются два схожих объекта,  процесса и т.п.  КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ»  Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и продолжается другим  обучающимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически  связный ответ.  «ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС»  Обучающийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.  «ТИХИЙ ОПРОС»  Беседа с одним или несколькими обучающимися происходит полушепотом, в то  время как группа занята другим делом.  «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»  Обучающиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом  учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Обучающиеся поднимают  руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…  «БЛИЦ­КОНТРОЛЬНАЯ»  Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых  учебных навыков, которыми обязаны овладеть обучающиеся для дальнейшей успешной  учебы. По темпу блиц­контрольная сходна с фактологическим диктантом. Включает в себя  7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание. Технология  проведения:  до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия  распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.  во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде обучающиеся приступают к работе.  Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении  времени работа прекращается по четкой команде.  после: работы сдаются преподавателю или применяется   вариант самопроверки:  а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных  ответов. Обучающиеся отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;  б) небольшое обсуждение по вопросам учащихся;  в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 "плюсиков" — отметка "5", 5  "плюсиков" — "4", не менее трех — отметка "3".  «РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»  Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Вы задаете д/з  массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно.  Но зато  # # «ТАБЛИЧКА»  Фиксация знания и незнания о каком­либо понятии (может быть расположена как  горизонтально, так и вертикально.    «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»  Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:  «+» ­ знал, «!» ­ новый материал (узнал), «?» ­ хочу узнать  «СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»  Стрелки или графики, на которых обучающиеся изображают результат рефлексии  по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование  (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению  задания, лёгкость выполнения …­ т.е. различные виды рефлексии.  «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»  Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:  Мне было интересно…  Мы сегодня разобрались….  Я сегодня понял, что…  Мне было трудно…  Завтра я хочу на уроке…  «ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»          Обучающийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.  Уверен в своих силах  Комфортно  Хорошо  Плохо  Крайне скверно  «ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ УЧИТЕЛЕМ В  КОНЦЕ УРОКА»  Как бы вы назвали урок?  Что было самым важным на уроке?  Зачем мы сегодня на уроке…?  Какова тема сегодняшнего урока?  Какова цель урока?  Чему посвятим следующий урок?  Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?  Что для тебя было легко (трудно)?  Доволен ли ты своей работой?  За что ты хочешь похвалить себя или кого­то из одноклассников?  # #

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока

Методические приемы конструирования урока

Методические приемы  конструирования урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018