Приобщить каждого школьника к музыке, развить его музыкальное восприятие, воспитать художественный вкус - долг каждого учителя музыки. Отстранять от занятий учащихся со слабыми музыкальными данными учитель не имеет права.
Обучение пению в хоре начинается с понимания самими учащимися простейших дирижерских жестов, показывающих вступление и снятие звука. С первых занятий на простых упражнениях и песнях воспитываются ритмический, динамический и темповый виды ансамбля. Требование правильной дикции предусматривает общее единообразное звучание всего хора. Дальше работа над ансамблем продолжается на более сложном музыкальном материале одно-, двух- и трехголосных песен, которые надо петь слитно, слушая звучание всего коллектива.
В работе над интонацией большую роль играет сознательное отношение к разучиваемым и прослушиваемым произведениям, общее музыкальное развитие. Анализ практики педагогов показывает, что, развивая музыкальность учащихся, можно добиться положительных результатов и от неверно поющих детей, так называемых «гудошников». Эта проблема остро стоит перед массовым музыкальным воспитанием и особенно ощутима в общеобразовательных школах.
◦ Приобщить каждого школьника к музыке, развить его музыкальное
восприятие, воспитать художественный вкус - долг каждого учителя
музыки. Отстранять от занятий учащихся со слабыми музыкальными
данными учитель не имеет права.
◦ Обучение пению в хоре начинается с понимания самими учащимися
простейших дирижерских жестов, показывающих вступление и снятие
звука. С первых занятий на простых упражнениях и песнях
воспитываются ритмический, динамический и темповый виды ансамбля.
Требование правильной дикции предусматривает общее единообразное
звучание всего хора. Дальше работа над ансамблем продолжается на
более сложном музыкальном материале одно-, двух- и трехголосных
песен, которые надо петь слитно, слушая звучание всего коллектива.
◦ В работе над интонацией большую роль играет сознательное отношение
к разучиваемым и прослушиваемым произведениям, общее музыкальное
развитие. Анализ практики педагогов показывает, что, развивая
музыкальность учащихся, можно добиться положительных результатов
и от неверно поющих детей, так называемых «гудошников». Эта
проблема остро стоит перед массовым музыкальным воспитанием и
особенно ощутима в общеобразовательных школах.
◦ Специальными исследованиями и проверками [17] выявлен
ряд причин, влияющих на плохое пение таких детей: слабо
развитый музыкальный слух; нарушение координации
между голосом и слухом; отклонения от нормы в голосовом
аппарате или органах слуха; отсутствие певческого опыта
в коллективе; вредные при пении привычки - крикливость,
подражание пению взрослых; стеснительность и связанная
с этим неуверенность в пении, вялость и, наоборот,
чрезмерная возбудимость характера, излишняя
активность; отсутствие интереса к певческой
деятельности. Кроме того, в подростковом возрасте
неверная интонация может появиться в связи с
наступлением мутационного периода.
◦ Большинство фальшиво поющих детей постепенно сами по
себе «выравниваются» в пении. Однако каждому учителю
хочется как можно быстрее научить весь класс петь чисто.
Исключение из певческой работы неверно интонирующих
детей давно признано порочной практикой.
◦ Учителю нужно хорошо знать своих учеников, особенности
музыкального развития каждого. Во время работы над
песней или упражнением рекомендуется ходить по рядам,
внимательно вслушиваясь в пение учащихся, выявлять
неверно поющих, а также детей с точной, устойчивой
интонацией.
◦ Необходимо продумать, как рассадить учащихся на уроке.
Неточно интонирующих школьников лучше всего посадить
в первые ряды, поближе к учителю или рядом с хорошо
интонирующими детьми.
◦ Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно
развитым музыкальным слухом поняли, что они
постепенно научатся петь правильно. Следует
стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый
успех.
◦ Интересный опыт работы на уроках музыки с учащимися проводился в школах города
Киева [5]. Этот метод получил название метода дифференцированного обучения. Автор
данной системы обучения - С. Брандель. Сущность метода заключается в том, что класс
делится на интонационные группы соответственно уровню развития музыкального слуха
учащихся.
◦ В 1 группу определялись учащиеся, способные исполнить всю песню без поддержки
музыкального инструмента.
◦ Во 2 группу входили дети, поющие правильно, но с помощью музыкального инструмента
или голоса учителя.
◦ 3 группа составлялась из тех, кто мог спеть лишь отдельные фразы в песне.
◦ В 4 группу определились дети, правильно интонирующие отдельные звуки.
◦ Наконец, в 5 группе находились учащиеся, которые не поддавались настройке в процессе
классной работы.
◦ Разучивая определённую песню на уроке, учитель предлагал задания:
◦ 1 и 2 группы поют всю песню, 3 и 4 группы соответственно включаются в пение на
определённых музыкальных фразах или звуках. 5 группа следит за процессом работы,
отмечая ритмический рисунок песни.
◦ В соответствии с результатами работы в конце каждой четверти учащиеся переводились
из одной группы в другую (из 5- в 4, из 3- во 2). Переход в другую группу являлся
поощрением, стимулом на занятиях.
◦ Метод дифференцированного обучения активизирует процесс музыкального воспитания,
помогает заинтересовать ребят, оживить процесс разучивания песни. «Успех
дифференцированного обучения, - пишет Брандель, - в значительной мере зависит от
того, как организовано на уроке активное слушание музыки детьми, которые в данный
момент в пении не участвуют»
◦ Есть и другие интересные приемы и методы работы с
«гудошниками». В статье О. Апраксиной и Н. Орловой «Выявление
неверно поющих детей и методы работы с ними» [3] рассказывается
об опыте некоторых педагогов. А.Г.Раввинов считал целесообразным
применять прием «атакирования» верхнего регистра детского
голоса, то есть сразу начинать с пения высоких звуков. Он отмечал,
что многие дети имеют низкий разговорный голос и переносят
характер звучания речи в свое пение.
◦ Связывая оба эти процесса между собой, А. Г. Раввинов предлагал
детям говорить и читать на высоких звуках, а на занятиях пением
петь «высоким звуком», ярко отличным от той высоты, которой
обычно пользовались эти учащиеся.
◦ Примерно по такому же пути пошла в своем опыте педагог
В.Белобородова, используя игры с применением звукоподражания на
высоких тонах. В.К.Белобородова предлагала детям, например,
вспомнить, как кукует кукушка, и петь слоги «ку-ку» на звуках до2—
ля1 или изобразить выстрел — «пиф-паф» (также на звуках до2—
ля1). Она разучивала с ними песни-шутки, песни-сказки, которые
несли в себе игровой момент, заинтересовывали детей, собирали их
внимание. Следя, например, за содержанием песни «Кошкин дом»,
дети вместе с маленьким мышонком начинали «звонить в
колокольчик», то есть петь высоким звуком.
◦ Преподаватель Г.Назарян пользовалась методом (не
только с фальшиво интонирующими), предусматривающим
следующий порядок упражнений: пение по
представлению, то есть пропевание отдельных звуков про
себя на слоги «ля» и «го» (в это время происходят
небольшие движения в голосовом аппарате, что является
подготовкой для пения вслух); затем те же звуки
пропевались закрытым ртом, тихо и отрывисто, и после
этого уже на слоги. Таким же образом пропевались потом
и фразы из песни (которые пелись в конце со словами).
◦ Все указанные методы были направлены главным образом
на развитие слуха учащихся. Существует еще один метод
— исправление интонации через специальное внимание к
вокальной работе, предложенный Н. Куликовой
◦ Работу с «гудошниками» 1 класса Н. Куликова делит на три этапа:
◦ Первый этап - четыре-пять уроков (не считая индивидуального прослушивания). Основная
задача этапа — направить внимание учащихся на качество звучания голоса, на овладение
элементарными певческими навыками.
◦ Второй этап - пять-десять (иногда до пятнадцати уроков) дифференцированное обучение
по группам. Методы вокальной работы остаются на данном этапе те же, но класс работает
дифферен-цированно, по группам. Порядок разучивания песни следующий:
◦ 1) Показ песни учителем и чтение текста.
◦ 2) Пение учителем 1-го куплета (или его части) – весь класс поет про себя с активной
артикуляцией, выразительно.
◦ 3) Пение 1-го куплета третьим рядом (без сидящих среди них «гудошников»), остальные
поют про себя.
◦ 4) Читается текст 2-го куплета, поет вслух третий ряд, или третий и второй, первый —
поет про себя.
◦ 5) Весь класс поет со словами, затем на слог «лю» и т. д.
◦ Кроме методов, указанных выше, рекомендуются индивидуальные занятия с учащимися,
слабо развивающимися в процессе классной работы. Они строятся следующим образом:
определяется примарный звук в голосе школьника, и на этом звуке поются разные
попевки. В попевках на одном звуке воспитываются и укрепляются элементарные
вокально-хоровые навыки. Затем учитель пробует либо транспонировать попевку вверх,
либо предлагает новую, уже на двух звуках. Постепенно подбираются попевки на 3-4-х
звуках.
◦ На развитие навыков интонирования чрезвычайно плодотворно влияет разносторонняя
музыкальная работа со школьниками: занятия музыкальной грамотой, слушание музыки,
беседы о музыке и т. д.
◦ С первых шагов обучения необходимо обращать внимание детей на
качество звука, учить их различать красивое пение, ценить его,
сознательно стремиться к правильному исполнению, анализировать и
оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других. Эта
способность связана с развитием вокального слуха. Он и становится
контролером правильного певческого исполнения во всех его проявлениях.
◦ Важная проблема — выразительность исполнения. Поскольку
выразительное пение в первую очередь связано со словом, внимание к
нему играет в обучении важную роль, тем более что правильно пропетое
слово положительно влияет на звукообразование.
◦ Установлено [32], что развитие эмоциональности и формирование
вокально-хоровых навыков тесно взаимосвязаны: эмоционально
окрашенное пение содействует активизации ряда вокально-формирующих
процессов, влияет на певческую интонацию. Эмоциональное отношение
должно проявляться на всех фазах разучивания произведения. Как
показали наблюдения Н.Орловой [12], эмоциональная настроенность и
правильная готовность к пению — важные закономерности,
характеризующие нормальное звучание детского певческого голоса.
Анализ проведенных наблюдений показал, что наиболее рациональное и
здоровое пение в коллективном обучении такое, при котором
функционирует весь сложный нервно-двигательный голосообразующий
аппарат. При таких условиях возможно постепенное и систематическое
совершенствование эмоционального исполнения школьников.
◦ В области хоровых навыков ведется кропотливая работа над унисоном вначале на
средней части диапазона, дальше эта же задача решается на большем объеме звуков.
К третьему году обучения начинается переход к двухголосному пению с
одновременным совершенствованием унисона. В репертуаре появляются каноны,
песни с элементами двухголосия, песни двухголосного склада с самостоятельным и
терцовым голосоведением, хроматические и двух-, трехголосные упражнения.
◦ Для полноценного музыкального воспитания необходим многоголосный репертуар.
Исполнение песен на два-три голоса возможно при развитии гармонического слуха —
особого качества музыкального слуха, заключающегося в умении распределять
внимание на одновременное звучание нескольких голосов.
◦ Ценным является вывод Ю.Алиева [1], который считает, что двухголосному пению
должна предшествовать психологическая подготовка: «...с самого начала, с самых
простых примеров и упражнений нужно, чтобы дети слышали красоту звучания двух
голосов, большую их выразительность, новое качество по сравнению с одноголосным
пением. Поэтому важно, чтобы на первоначальном этапе обучения даже самое простое
и понятное было интересно детям, чтобы первые двухголосные песни и упражнения
сразу «доходили» до уха и до сердца школьника».
◦ Для успешного перехода к двухголосному пению важны следующие условия:
достижение хорошего унисона и методически правильно организованный
подготовительный период. Кроме того, у педагогов часто возникает вопрос о
характере двухголосия, с которого следует начинать работу.
◦ По поводу первого условия — наличия хорошего унисона — мнения у большинства
педагогов-музыкантов совпадают. Так, в «Методических рекомендациях к урокам
музыки в общеобразовательной школе» [24] отмечается, что фундаментом, на котором
строится многоголосное хоровое пение, является унисон. Учитель, прежде всего,
должен добиться слитного, единого звучания хора в одноголосном пении.
◦ В.Попов [25] так определяет понятие унисона: «Прежде, чем переходить к
двухголосному пению, мы добиваемся чистого, активного унисона в одноголосных
песнях. Под активным унисоном понимаем, прежде всего, не только правильное
исполнение по высоте каждой ноты в песне, но и стремление к правильному
вокальному оформлению каждого звука и хорошее чувство локтя товарищей,
сказывающееся в попытке услышать, как поет другой».
◦ Вместе с тем, практика показывает, что часто в общеобразовательных школах к
моменту перехода на двухголосие еще не достигнуто нужное качество унисона.
Тем не менее, и в этих случаях включение в работу двухголосных песен
необходимо по ряду причин. Многоголосное (в том числе и двухголосное) пение
способствует активному развитию гармонического слуха, ладового чувства, точной
интонации, художественного вкуса. Лишить учеников возможности пробуждения
таких компонентов их музыкальных способностей было бы неправильно. С другой
стороны, разучивание более трудной и новой в качественном отношении музыки
может дать толчок слуховому развитию учеников и внести положительные
изменения и в унисонное пение. В таких случаях работа над совершенствованием
унисона и исполнением песен на два голоса должна проходить параллельно.
◦ Второе условие успешного перехода к многоголосному пению —
подготовительный период. Представим его в следующем виде: первоначально
идет слуховая подготовка, направленная на различение двух музыкальных
планов. Школьники учатся сначала различать в песнях, которые они разучивают,
собственно мелодию и сопровождение, а затем в аккомпанементе находить тему и
гармонию. Далее мелодия и аккомпанемент анализируются в доступной форме в
инструментальных и оркестровых произведениях. Необходимо постепенно
приобщать, учеников к восприятию на слух сочинений полифонического склада.
◦ Параллельно даются специальные упражнения: определение и исполнение в
интервалах верхнего и нижнего звуков; пение звукоряда, у которого часть
ступеней исполняется про себя; исполнение несложных мелодий без
сопровождения; пение канонов на два голоса.
◦ Пению канонов может с успехом предшествовать работа над ритмическими
канонами. Это особенно увлекательно, если в классе есть набор простейших
детских ударных музыкальных инструментов.
◦ Каноны, по мнению многих опытных педагогов-музыкантов, являются
результативным связующим мостиком между одноголосным и многоголосным
пением. Каноническое двухголосие (иногда даже и трехголосие) наиболее
доступно, интересно и дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в
овладении навыком распределения внимания.
◦ Спорная до сегодняшнего дня проблема — с какого вида двухголосия
следует начинать работу. Некоторые педагоги считают целесообразным
начинать с параллельного движения голосов. Интересный опыт
демонстрирует Н.Куликова [17]. Ее ученики 1 класса с достаточной
точностью и уверенностью поют простые песенки и попевки в терцовом
изложении. Сторонники этой точки зрения объясняют свою позицию тем, что
параллелизм облегчает детям и разучивание, и исполнение партий.
Действительно, при таком движении голосов, рисунок мелодии, ритмическая
основа, регистр — одинаковые. Но, вместе с тем, при терцовом изложении
появляется трудность — чередование больших и малых гармонических
терций. Это часто приводит к потере ориентации в одной или другой партии
и переходе на более уверенно звучащую.
◦ Вот как, например, разучивалась песня «Слети к нам,
тихий вечер» в младшей группе хора Института
художественного воспитания. «Выучиваем всем хором
только второй голос, пропевая его на различные слоги и
со словами, добиваясь возможно лучшего унисона. Поем
песню без сопровождения. Теперь просим исполнить эту
мелодию только первые голоса, причем, от звука ля, то
есть с того звука, с которого начинается их партия. Для
того, чтобы ребята спели нужную нам мелодию, играем
гармоническое сопровождение, иначе они могут спеть
опять мелодию второго голоса, только в тональности фа
мажор. Если мелодия исполнена правильно, предлагаем
спеть вместе обоим голосам, давая пока некоторые
преимущества вторым. Например, они поют со словами, а
первые голоса на какой-либо слог или с закрытым ртом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.