Вокальные упражнения должны быть непосредственно связаны со слуховым воспитанием, задачи которого значительно расширяются.
Урок необходимо начинать с настроечных упражнений (тонических трезвучий), устанавливающих координацию слуха с голосом. Так как мы придаем большое значение ладовому воспитанию, пение гамм становится важным средством слухового развития вокалиста. Известно, что пение гамм в интервальных и темповых усложнениях было основой вокального воспитания старых итальянских школ (как взрослых, так и детских).
Гаммы следует петь плавно "на одной линии", как бы символизирующей "линейное" дыхание, придающее всем звукам вокальную "ровность". Это тесно связывается с регуляцией гласных звуков, "вливающихся" один в другой и подчиняющихся первому гласному, как "установочному". Ровность и плавность особенно важны при пении интервалов, которые должны ощущаться не как "шаг" и тем более "скачок" через порог, а как непрерывный растянутый гласный звук, осуществляющий плавное движение мелодии. Старейший итальянский педагог Този говорил: "Уметь соединять интервалы, значит уметь петь".
Презентация Microsoft PowerPoint (11).pptx
Вокальные упражнения
УПРАЖНЕНИ
Я
Вокальные упражнения
■ Цель применяемых в этом возрасте вокальных упражнений –
привитие подросткам в процессе здорового и мягкого
звукообразования основных навыков певучести и чистоты
интонации, тесно связанных с правильным дыханием и
организованным музыкальным слухом. Ввиду того, что
музыкальное искусство сопровождается словом, четкость
которого сильно влияет на правильную настройку голосового
механизма и его резонаторных полостей, вокальные упражнения
в этом возрасте поются преимущественно не на изолированных
гласных, а на слогах, словах и отдельных фразах. Отработанные
упражнения подкрепляются попевками. Хотя артикуляционная
подвижность в этом возрасте значительно лучше, чем у
маленьких детей, она требует и у подростков неизменной работы
над нею. Кроме того, качество артикуляции в большой степени
зависит от индивидуальных архитектонических особенностей
полости рта ученика. Если у одних подростков анатомическое
строение полости рта имеет "горизонтальную" архитектонику и с
ней более плоскую форму небного свода, то и окраска голоса
таких учеников более светлым звучанием, иногда чрезмерно
открытым, требующим "затемнения". Наоборот, если полость рта
имеет "овальную" форму, звук бывает более темный, а иногда и
"заваленный". Поэтому с первой группой необходимо больше
работать на "темных" гласных О и У, а со второй – на "светлых" И,
Э, А.
Вокальные упражнения
Вокальные упражнения должны
быть непосредственно связаны со
слуховым воспитанием, задачи
которого значительно расширяются.
■ Урок необходимо начинать с настроечных упражнений (тонических
трезвучий), устанавливающих координацию слуха с голосом. Так как мы
придаем большое значение ладовому воспитанию, пение гамм
становится важным средством слухового развития вокалиста. Известно,
что пение гамм в интервальных и темповых усложнениях было основой
вокального воспитания старых итальянских школ (как взрослых, так и
детских).
■ Гаммы следует петь плавно "на одной линии", как бы символизирующей
"линейное" дыхание, придающее всем звукам вокальную "ровность".
Это тесно связывается с регуляцией гласных звуков, "вливающихся"
один в другой и подчиняющихся первому гласному, как
"установочному". Ровность и плавность особенно важны при пении
интервалов, которые должны ощущаться не как "шаг" и тем более
"скачок" через порог, а как непрерывный растянутый гласный звук,
осуществляющий плавное движение мелодии. Старейший итальянский
педагог Този говорил: "Уметь соединять интервалы, значит уметь петь
Вокальные упражнения
■ При работе над звуком необходимо следить за легкостью и
непринужденностью голоса. Это не значит, что голос подростка не должен
насыщаться, но его обогащение при естественных условиях звучания
происходит за счет самой природы, т.е. ее морфологического развития и
углубляющегося дыхания. Плохо, если постепенность этого развития
нарушается искусственной работой гортани, способной изменить
непринужденность голосообразования. Голос может развиться правильно в
тех случаях, когда используется его природа «сегодняшнего», а не
«завтрашнего» дня. Последнее, к сожалению, нередко бывает, когда
голосам подростков придается большая звучность, чем позволяет их
природа на данном этапе развития. Излишняя звучность может быть
достигнута, но она всегда отражается на дальнейшем развитии голоса во
взрослом состоянии.
■ Непринужденная работа голосового механизма имеет громадное значение в
вопросе координации голоса со слухом, так как при естественном (не
напряженном) звучании голоса проторение путей от одного очага
возбуждения к другому, т.е. от двигательного к слуховому и обратно,
происходит значительно быстрее, в силу чего и замыкание рефлекторной
цепи достигает большего эффекта.
■ Мы коснулись вокальной работы с подростками, у которых развитие голоса
протекает нормально. Но среди детей этого возраста есть и другие, голос
которых требует особого внимания. К этой категории относятся не только
подростки обоего пола, у которых появляются признаки мутации, но и
такие, которые искажают свой голос неправильным крикливым пением.
Неправильное громкое пение вызывает перенапряжение голосового
механизма, внешне выражающегося во вздутии мышц шеи и ее
покраснении, что никогда не наблюдается при естественном пении.
Вокальные упражнения
■ Основные приемы работы с «крикунами» сводятся к «отметанию» всех наносных,
ненужных, вредных навыков, вплоть до «шепотной» методики, способствующей
отдыху напряженных голосовых связок. При шепоте связки не колеблются, а если
начинают колебаться, то минимально. Временно, выключив голос из работы, мы
занимались лишь воспитанием дыхания и артикуляционными движениями при
произношении слов: мягкое опускание нижней челюсти и движение языка касанием
его кончика внутренней поверхности верхних зубов. Если мальчик оказывал при этом
методе терпение, эффект шепотного приема давал себя быстро знать, так как
отдохнувшие связки начинали по-другому реагировать на фонации.
■ Учащиеся, исказившие себе голос форсированным пением, но терпеливо
подчинявшиеся новым требованиям мягкого и непринужденного пения, нередко
перестраивались и спасали свой голос от неминуемого срыва.
■ Задача по исправлению испорченных голосов усложняется особенно тогда, когда
напряжение голоса совпадает с наступившей у мальчиков мутацией. В таких случаях
может помочь лишь «режим молчания», а также длительное наблюдение за голосом
со стороны педагога.
■ В случае прекращения занятий с мальчиком должна быть проведена беседа о том, что
голос его начал меняться, требует очень бережного с ним обращения и занятий в
другом плане, чем те, какие с ним велись до сего времени.
■ Во время мутации как у мальчиков, так и у девочек очень меняется психика. Мальчики
иногда сильно переживают новое состояние обедневшего у них голоса. На педагоге
лежит обязанность разъяснить им закономерности этого явления, успокоить их, что
голос к ним вернется, но будет уже звучать, как у взрослого мужчины.
■ У некоторых девочек в переходный период меняется характер, появляется большая
замкнутость, в то время как некоторые далаются капризными. Нередко бывает, когда
голос у девочек перестает звучать, как раньше, они начинают терять веру в себя. В
этих случаях особо важно, чтобы педагог поддержал девочку добрым словом и
заинтересовал ее каким-нибудь интересным репертуаром.
Вокальные упражнения
Спасибо за внимание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.