Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса
Оценка 4.6

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
15.02.2018
Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса
Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса. Программа “Я - исследователь” реализуется в рамках внеурочной деятельности, что позволяет раскрыть общеинтеллектуальную направленность обучающихся. Основу которой составляет - исследовательская практика, которая позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей).Программа “Я - исследователь” реализуется в рамках внеурочной деятельности, что позволяет раскрыть общеинтеллектуальную направленность обучающихся. Основу которой составляет - исследовательская практика, которая позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей).
Методические разработки занятий Я - иссследователь.docx
Методические разработки занятий в соответствии с ФГОС Внеурочной деятельности по программе «Я – исследователь» Занятие № 1 ­2. Правила выбора темы исследования, проекта, проектно­исследовательской работы. Образовательная цель.  Сформировать представление по проектной деятельности. Формирование умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт.  Деятельностная цель. Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса  к проектной деятельности. Воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Предполагаемый результат. Расширение кругозора учащихся в области проектной деятельности; Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме 1. 2. Подбор материала и набор текста. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов. Подготовка к занятию: 3. Составление и оформление презентации. Планируемые результаты   развитие   Личностные результаты умение   провести   самоанализ   выполненной работы, и ответственности   за   качество   своей деятельности;   способствовать   основными способами   мыслительной   деятельности учащихся. трудолюбия   Межпредметные результаты Регулятивные:   Определение последовательности реализации проектной деятельности, уметь слушать партнёра,  в соответствии   с   целевой   установкой,   дополнять,   уточнять   высказанные   мнения   по   существу  полученного задания Познавательные развивать   первоначальное   умение   практического   исследования;  осуществлять   поиск   нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы   в   открытом   информационном   пространстве,   в   т.ч.   контролируемом   пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; Коммуникативные Умение   вести   учебное   сотрудничество   на   уроке   с   учителем,   одноклассниками   в   группе   и коллективе. № Этапы занятия 1. Организационный  момент 2 Актуализация 3 Постановка задач. Деятельность учителя Деятельность обучающихся  Технологическая карта занятия. Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию. Работают в парах.  Приветствует детей, создает  положительный настрой на  работу. Ответы   на   вопросы   ­   что   мне интересно больше всего?  чем я хочу заниматься больше  всего? чем я чаще всего  занимаюсь в свободное время?  Что такое результат? и др. Знакомство   с   понятиями. Исследование,   исследователь, исследовательская задача (проблема).   Корректировка детских   представлений   о   том, что   они   понимают   под   словом “исследование”.    Отвечают на вопросы.   Рисуют значение данного понятия, как это себе представляют.   Листы­рисунки вывешиваются на  доску по группам. Каждая пара представляет свою  работу. УУД Регулятивные: сформировать   взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение   приемами   и навыками общения со взрослыми; Личностные: социально­психологического (качество отношений с окружающими людьми); Регулятивные: сформировать   взаимоотношений с окружающими; Коммуникативные: владение   приемами   и навыками   общения   со   сверстниками;   владение приемами и навыками общения со взрослыми;   Личностные: развить   интерес   к   способам получения   знаний,   которые   выходят   за  пределы школьных Коммуникативные: владение   приемами   и навыками   общения   со   взрослыми;   готовность   к коллективным формам деятельности. Регулятивные:  принимать и   сохранять учебную 1.Просмотр презентации и  прослушивание доклада. 2.Отвечают на вопросы. задачу; ориентиры действия.   учитывать   выделенные   учителем   познавательной Личностные: развить   интерес   к   новому содержанию   и   новым   способам   познания; выраженной   мотивации; сформировано  положительное   отношение   к проектно­исследовательской деятельности; Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу;   учитывать   выделенные   учителем ориентиры действия; Познавательные: высказываться   в   устной   и письменной  формах;  ориентироваться   на разные способы познавательных исследовательских   задач;   владеть   основами смыслового чтения текста; Коммуникативные: владение   приемами   и навыками   общения   со   сверстниками;   владение приемами и навыками общения с взрослыми;  решения     4 Открытие нового     Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек   свою   способность исследовать окружающий мир.  Понятие проект. Требование   к   организации проектов. Проект –   это   прототип, прообраз   какого­либо   объекта, вида деятельности. способ Проектирование –   организации поэтапной деятельности,   в   результате которого   будет   создан   какой­ либо продукт. Метод   проекта –   способ построения   образовательного процесса, описание взаимосогласованных   действий педагога   и   ученика,   при которых   ученик   получает   те или иные знания и умения при разработке   и   реализации   того или иного проекта. Главная идея метода проекта: • познания; • мышления; •умение   ориентироваться   в информационном пространстве;   исследований •возможность   развитие   креативности активизация   процесса от   проектной ­реализация человеческой   деятельности   в социокультурной среде. Отличие проектной исследовательской деятельности. 1.Цель   деятельности: проектного замысла 2.Этапы выполнения проекта Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы Цель ,задачи Сбор и изучение   информации, определение   формы   продукта, составление   плана   работы     и распределение обязанностей Выполнение   технологических операций Подготовка и защита проекта Анализ результатов выполнения проекта,     оценка   качества выполнения проекта 3. В проекте гипотезы может и не быть 4.Проект   это   замысел,   план, творчество по плану.  1.Цель  деятельности: сущности   явления, открытия   закономерностей.   2.Этапы исследовательской  уяснение   истины, новых научного   ­ цели   процесса   проблемы, исследования • Формулировка актуальность темы. • Постановка и конкретных задач исследования • Определение   объекта   и предмета исследования.  • Выбор   методики   проведения исследования • Описание исследования . • Формулирование   выводов   и оценка полученных результатов.  3.  Исследование подразумевает   выдвижение гипотез. 4.Исследование­ выработки   новых   истинное творчество. Проводит физмин. Ежик топал по тропинке И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками) Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Шарканье ногами) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. Шубку серую свою Он сменил на белую. процесс знаний, 5 Физминутка Выполняют физминутки   упражнения    Познавательные:   Формирования   навыков эмоционального   расслабления,   с   помощью специального комплекса физических упражнений Коммуникативные.    Умение   организовывать   и осуществлять   совместное   времяпрепровождение полезное для здоровья. Регулятивные.   при выполнении работы,  Умение   распределять   нагрузку 6 Деятельностный  этап  (Прыжки   на   месте,   руки перед грудью) Идет по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть   наклоненным   вперед корпусом.   Руки   попеременно выносятся вперед) Чтоб   волку   не   попасться   на зубок, Ты,   еж,   свернись   скорей   в клубок. (Сесть на корточки и  сгруппироваться) Выбор темы проектной работы.  Обоснование выбранной темы. Типы проектов: Исследовательский   проект по содержанию   может   быть монопредметным   (выполняется на   материале   конкретного   межпредметным предмета), (интегрируется смежная нескольких тематика   предметов),   надпредметным (например,   «Дом,   в   котором   я хочу жить»). Творческий проект – определенной   структуры   не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат         Создают Выполняют   задание. синквейн по выбранной им теме.   Например: Дом Родной, близкий Объединяет, собирает, направляет Когда все вместе ­ все хорошо Семья    положительное   отношение   к Личностные: проектно­исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания; Регулятивные:  различать   способ   и   результат действия;   вносить   коррективы   в   действия   на основе   их   оценки   и   учета   сделанных   ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные:  использовать   знаки,   символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему   решению;   соблюдать   корректность   в высказываниях;   задавать   вопросы   по   существу; использовать речь для регуляции своего действия; на       выдуманные – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу­праздник, арт­мастерские. Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают себя определенные роли, обусловленные   особенностью решаемой проблемы. Это могут быть   литературные   персонажи или   герои, имитирующие   социальные   или деловые отношения. Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных   для   широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм. Практический   проект –   четко обозначенный   с   самого   начала результат   деятельности   его участников.   Этот   результат ориентирован   на   социальные интересы   самих   участников материал, (справочный задачник,   проект зимнего     школьной сада, оранжереи и др.).   понятием Знакомство   с «проблема».   Развивать   речь,   словарь, Выдвижение идеи (мозговой  штурм). Определяются какой  исследовательский проект хотели  бы реализовывать. 7 8 умение видеть проблему. Рефлексия Задает вопрос: Что нового и  интересного  вы узнали на  нашем занятии. Отвечают на вопросы и  проговаривают своё отношение к  теме данного занятия  Анализировать   и   оценивать Регулятивные.   результаты   своей   деятельности.  Умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие   трудности   и   искать   способы   их преодоления. Итог занятия Подводит итог занятия.  Совместно с обучающимися  оценивает работу каждого  ученика. Оценивают работу на занятии в     Личностные: ориентация   на   понимание   причин успеха проектно­исследовательской деятельности,   в   том   числе   на   самоанализ   и самоконтроль результата. Регулятивные: анализировать результаты своей деятельности  Коммуникативные: владение   приемами   и навыками   общения   со   сверстниками;   владение приемами и навыками общения с взрослыми.   и   оценивать Занятие № 3. Определение цели, постановка задач. Учимся вырабатывать гипотезы. Образовательная цель.   Стимулировать развитие интеллектуально­творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. ­Формирование   умений   и   навыков   учащихся,   воплощенных   в   качественный   продукт,   воспитание   у   учащихся инициативности,   самостоятельности   и   предприимчивости.   Сформировать   представление   о   гипотезе   и   правилам постановки проблемных вопросов. Деятельностная   цель.   Развитие   способностей   учащихся   на   основе   формирования   устойчивого   интереса     к проектной   деятельности.  Сформировать   представление   о   проведении   исследований   младших   школьников.   Развитие творческой исследовательской активности детей. Стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам. Предполагаемый результат. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний; Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; Умение планировать работу над проектами; Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;  Умение доводить начатое дело до конца. 4. Подбор материала и набор текста. 5. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов. 6. Составление и оформление презентации. Подготовка к занятию: Планируемые результаты Личностные результаты ­интерес   к   новому   содержанию   и   новым способам познания; ­   ориентация   на   понимание   причин   успеха   в проектно­исследовательской   деятельности,   в том   числе   на   самоанализ   и   самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям   конкретной   задачи,   понимание предложений   и   оценок   учителя,   взрослых, товарищей, родителей; Межпредметные результаты Регулятивные:    принимать   и   сохранять   учебную   задачу;   учитывать   выделенные   учителем ориентиры   действия;   планировать   свои   действия;   осуществлять   итоговый   и   пошаговый контроль; Познавательные:  оперировать   такими   понятиями,   как   проблема,   гипотеза,   наблюдение, эксперимент,   умозаключение,   вывод   и   т.п.;   видеть   проблемы,   ставить   вопросы,   выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Коммуникативные:  формулировать   собственное   мнение   и   позицию;   договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; Технологическая карта внеурочного занятия Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность обучающихся  УУД № 1. Организационный  момент 2 актуализация Приветствует детей, создает  положительный настрой на  работу. Вопросы с целью актуализации опорных знаний: ­О   чем   мы   говорили   на прошлых занятиях? 3 Постановка задач. 4 Открытие нового       вводит термин Учитель   это   ваши «гипотеза»   ­ предположения. Гипотезы необходимо   доказать   или опровергнуть.   Как   можно проверить ваши гипотезы?  Каково   тема   сегодняшнего урока?   Где   мы   можем   найти информацию?   эвристической беседы. Одно   из   главных   очевидных Рассказ   с   элементами Приветствуют учителя,  проверяют готовность к  занятию. Ответы детей  (Мы   выбрали   тему   проекта, определились   с   помощниками, определили   цель   и   задачи проекта, сбор информации.) начали     Называют   тему   занятия   и формулируют цели. Выдвигают новые гипотезы. 1.Просмотр презентации и  прослушивание сообщения 2.Отвечают на вопросы.       ответ, формулировать Регулятивные: сформировать   взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение   приемами   и навыками общения со взрослыми; Познавательные;  анализируя информацию прошлых занятий. Коммуникативные:  слушать   собеседников. Уметь   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать свои мысли. Регулятивные:    Дополнять,   уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Регулятивные:  Целеполагание   как   постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже   известно   и   усвоено,   и   того,   что   еще   не известно. Познавательные:  Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные:  Умение   аргументировать свое мнение. Личностные: развить   интерес   к   новому содержанию   и   новым   способам   познания; выраженной   мотивации; познавательной сформировано  положительное   отношение   к проектно­исследовательской деятельности;  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу;   учитывать   выделенные   учителем ориентиры действия; Познавательные: высказываться   в   устной   и письменной формах;   ориентироваться на разные способы познавательных решения исследовательских задач;    приемами   и Коммуникативные: владение навыками   общения   со   сверстниками;   владение приемами и навыками общения с взрослыми;        любые, требований   к   гипотезе   –   её согласованность с фактическим материалом. Важно научиться   вырабатывать гипотезы   по   принципу   «чем   тем   лучше». Нам больше, годятся   самые фантастические   гипотезы   и даже «провокационные идеи».  Как рождаются гипотезы.  Первое, что заставляет появиться   на   свет гипотезу,   это   –   проблема.   В результате   находит   какое­то противоречие или что­то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается   другим   всё там, представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Способы   проверки   гипотез обычно   делят   на две   группы: «теоретические» и «эмпирические».  Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся   знаний),   в   рамках которых   данная   гипотеза выдвинута.   Эмпирические способы   проверки   гипотез где эти предполагают   наблюдения   и эксперименты. Итак,   гипотезы   (или   гипотеза) возникают   как   возможные варианты   решения   проблемы. Затем гипотезы подвергаются   проверке   в   ходе   Построение исследования. гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.  Гипотезы позволяют открывать новые   возможности,   находить новые   варианты   решения проблем   и   затем,   в   ходе теоретического анализа, мысленных   или   реальных экспериментов,   оценивать   их вероятность. Таким образом, гипотезы   дают   нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. В   умении   вырабатывать гипотезы   можно   специально потренироваться.   Вот   простое упражнение:   давайте   вместе подумаем:   как   птицы   узнают дорогу   на   юг?   Почему   весной появляются почки на деревьях? Почему   течёт   вода?   Почему дует ветер? Для   того   чтобы   научится вырабатывать   гипотезы,   надо научиться   задавать   вопросы. Приведём несколько упражнений, позволяющих   вырабатывать гипотезы   и   провокационные идеи.   Прежде   отметим,   что, делая   предположения,   мы обычно   используем   следующие слова: может предположим; допустим; возможно; что, если… Показывает движения под  музыку «Фиксики ­ Помогатор» быть;   У каждого участника  1. должна быть работа. 2. 3. 4. слушают. Уважай мнение других. Не перебивай товарища. Один говорит – другие  5 Физминутка 6 Правила   работы   в группе Выполняют движения песни Называют правила работы в  группе. Участвуют в коллективном  обсуждении.   Познавательные.   Формирования   навыков эмоционального   расслабления,   с   помощью специального комплекса физических упражнений Коммуникативные.   Умение   организовывать   и осуществлять   совместное   времяпрепровождение полезное для здоровья. Регулятивные.    Умение   распределять   нагрузку при выполнении работы.  Выделять   существенную Познавательные.  информацию Коммуникативные.   Слушать собеседников. Регулятивные.  высказывания   Дополнять,   уточнять Находим единое  5. решение. 6. аргументировать.  7. Своё несогласие умей  Терпимость к критике. Работа   в   парах,   групповая беседа, выдвижение собственных гипотез   Личностные: развить   интерес   к   способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных Регулятивные: различать   способ   и   результат действия;   вносить   коррективы   в   действия   на основе   их   оценки   и   учета   сделанных   ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.  Коммуникативные: готовность к коллективным формам   деятельности,   умение   участвовать   в коллективном проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество со сверстниками и взрослыми. обсуждении     7 Деятельностный  этап    условия,   дерева;   фрукты; Упражнения на обстоятельства 1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?   Можете   ли   вы придумать   при которых   будут   полезными   два или более из этих предметов?   телефон; ветка кукла;   гоночный автомобиль;   книга;   самовар; барабан. Очень   эффективно   в   плане тренировки   умения   выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях   эти   же   предметы могут совершенно бесполезны и даже вредны? Приведём упражнений: 1.   Как   вы   думаете,   почему детёныши животных (медвежата,   тигрята,   волчата, лисята и др.) любят играть? ещё несколько     быть только Почему   весной   тает   снег? Почему одни хищные животные охотятся   ночью,   а   другие   – днём? Почему   цветы   имеют   такую яркую окраску? Почему летом снег в горах не тает? Почему   бывают   наводнения? Почему   зимой   идёт   снег,   а летом   дождь? Почему   Луна   не   падает   на Землю? Почему   в   космос   летают ракеты? Почему самолёт оставляет след в небе? Почему   многие   дети   любят компьютерные игры? Почему бывают землетрясения? Предложите   несколько   разных гипотез   по   этим   поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей. 2.   Задания   типа   «Найдите возможную   причину   события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы: Дети   стали   больше   играть   во дворах; Миша   весь   вечер   играл   со строительным   конструктором; по       над   умений гипотез Пожарный   вертолёт   весь   день кружил лесом;   Полицейский автомобиль одиноко   стоял   у   дороги; Медведь   зимой   не   заснул,   а бродил лесу; Друзья поссорились. 3.   Интересное   задание   для по тренировки выработке и   провокационных идей используют   в   ряде   школ   для одарённых   людей   за   рубежом. Например: «Что бы произошло, если   бы   волшебник   исполнил три   самых   главных   желания каждого   человека   на   Земле?» (Дж.   Фримен   –   Англия). Надо придумать   как   можно гипотез   больше и   провокационных идей, объясняющих, бы что произошло в результате. 4.   Птицы   низко   летают   над землёй   («На   столе   лежит открытая   книга»;   «На   улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит   под   окном»;   «Мама сердится»   и   др.).   Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения   и   придумать если самых два логичных объяснения.   Задание   станет интереснее, ещё попытаться   придумать   два­три самых   фантастических   и неправдоподобных объяснения. 5.   Представьте,   что   воробьи стали   размером   с   больших орлов   («Слоны   стали   меньше кошек»,   «Люди   стали   в несколько   раз   меньше   (или больше),   чем   сейчас»   и   др.). Что   произойдёт?   Придумайте несколько и провокационных идей по этому поводу. гипотез 8 9 Рефлексия Задает   вопрос:   Что   нового   и интересного     вы   узнали   на нашем занятии. Отвечают на вопросы и  проговаривают своё отношение  к теме данного занятия Рефлексивные.  Анализировать   и   оценивать результаты   своей   деятельности.    Умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие   трудности   и   искать   способы   их преодоления. Итог занятия Подводит итог занятия.   Совместно с обучающимися  оценивает работу каждого  ученика. Оценивают работу на занятии     в Личностные: ориентация   на   понимание   причин успеха проектно­исследовательской деятельности,   в   том   числе   на   самоанализ   и самоконтроль результата. Регулятивные: анализировать   и   оценивать результаты своей деятельности  Коммуникативные: владение   приемами   и навыками   общения   со   сверстниками;   владение приемами и навыками общения с взрослыми. Памятка по разработке гипотезы. Этапы разработки гипотезы. 1. Выдвижение   гипотезы. Выделение   группы   фактов,   которые   не   укладываются   в   прежние   теории   или   гипотезы   и   должны   быть объяснены новой гипотезой. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности. Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по­разному объясняющие одно и то же явление.  2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. 3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами. 4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки. Занятие 4.  Постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения.   Образовательная   цель.    Освоение   учащимися   метода   проектов,   организация   учебно­познавательной, исследовательской,   творческой   деятельности   учащихся­партнеров,   имеющих   общую   цель,   согласованные   методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой­либо проблемы, значимой для участников проекта. Деятельностная цель.  Развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; достижение стабильных результатов в учебной и творческой деятельности учащихся. Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса  к проектной деятельности.  Предполагаемый результат:  формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;   приобретение детьми опыта исследовательско­творческой деятельности. Подготовка к занятию: 1. Подбор материала и набор текста. 2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов. 3. Составление и оформление презентации. Планируемые результаты Личностные результаты ­интерес   к   новому   содержанию   и   новым способам познания; ­   ориентация   на   понимание   причин   успеха   в проектно­исследовательской   деятельности,   в том   числе   на   самоанализ   и   самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям   конкретной   задачи,   понимание предложений   и   оценок   учителя,   взрослых, товарищей, родителей; Межпредметные результаты Регулятивные:    принимать   и   сохранять   учебную   задачу;   учитывать   выделенные   учителем ориентиры   действия;   планировать   свои   действия;   осуществлять   итоговый   и   пошаговый контроль; Познавательные:  оперировать   такими   понятиями,   как   проблема,   гипотеза,   наблюдение, эксперимент,   умозаключение,   вывод   и   т.п.;   видеть   проблемы,   ставить   вопросы,   выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Коммуникативные:  формулировать   собственное   мнение   и   позицию;   договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; Технологическая карта внеурочного занятия № Этапы занятия 1. Деятельность учителя Организационный  момент Приветствует детей, создает положительный  настрой на работу. 2 Аактуализация Вопросы   с   целью   актуализации   опорных знаний: ­О чем мы говорили на прошлых занятиях? ­ Что такое проект, как вы это поняли? Деятельность  обучающихся  Приветствуют  учителя,  проверяют  готовность к  занятию. Ответы детей  УУД Регулятивные: сформировать   взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение   приемами   и навыками общения со взрослыми; формулировать Познавательные;    анализируя информацию прошлых занятий. Коммуникативные:  слушать   собеседников. Уметь   с   достаточной   полнотой   и   точностью ответ, 3 Постановка задач. Учитель вводит термин «гипотеза» ­ это ваши предположения.   Гипотезы   необходимо доказать или опровергнуть.  Как можно проверить ваши гипотезы?  Каково тема сегодняшнего урока?  Где мы можем найти информацию? Называют   тему занятия   и формулируют цели. Выдвигают   новые гипотезы. Просмотр  презентации и  прослушивание  сообщения Отвечают на  вопросы. Коллективная  беседа. 4 Открытие нового Уровни креативной постановки вопросов: Вопрос, ориентированный на будущее Оценочный вопрос Воображаемый вопрос Субъективный вопрос Каузальный вопрос Описательный вопрос Движение снизу вверх по спирали. Поэтому на   1   этапах желательно,   чтобы вначале,   на   первых   уровнях   столкновения начинающего   исследователя   с   проблемой, ставились  описательные   вопросы:   «Как,   Кто, Что,   Где,   Когда?».   Они   более   связаны   с настоящим   и   описывают   ситуацию   «здесь   и сейчас». Это позволяет ее осмыслить. Задавая такие   вопросы,   ребенок   учится   наблюдать, описывать   и   вырабатывает   уверенность   в понимании настоящего. 2 этап. После того, как проблемная ситуация     выражать свои мысли. Регулятивные:    Дополнять,   уточнять высказанные   мнения   по   существу   поставленного задания. Регулятивные:  Целеполагание   как   постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже   известно   и   усвоено,   и   того,   что   еще   не известно. Познавательные:  Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Умение аргументировать свое мнение. Личностные: развить   интерес   к   новому содержанию   и   новым   способам   познания; познавательной выраженной   мотивации; сформировано  положительное   отношение   к проектно­исследовательской деятельности;  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу;   учитывать   выделенные   учителем ориентиры действия; Познавательные: высказываться   в   устной   и письменной формах;   ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;  Коммуникативные: владение   приемами   и навыками   общения   со   сверстниками;   владение приемами и навыками общения с взрослыми; наблюдать,     по возможности точно описана, можно выйти на   следующий   уровень   –   задавать каузальные вопросы (кауза с греч. – «причина»: «почему?, отчего?». Таким   образом,   связываются   вопросы   «кто, как, где?». Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциацией). Последовательное   прохождение   через   эти уровни   позволяет   научить   ребенка   более объективно описывать, устанавливать   ассоциации,   усваивать   новые знания. 3   этап.   Это   создает   базис   для   вопросов следующего уровня – «субъективных» ­ Что я об этом знаю, Что я при этом чувствую?, Когда я видел или переживал что – либо подобное?. На этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не помогает пониманию ими проблем,   но   развивает   их   мышление, содействует вовлечению их в проблему. 4   этап. Следующий   виток   спирали   – «воображаемый   вопрос».   Он   обычно   звучит так: «Что было бы, если…?», «Что случилось бы, если…?» и т.п. Как правило, дети начинают сразу   с   такого   типа   вопросов.   Это   крайне непродуктивно   в   начале   изучения   проблемы, так   как   обычно   не   дает   возможности   ее изучить, а сразу уносит с фантазией «куда­то за облака». 5   этап. «Оценочные   вопросы»   –   следуют   за воображаемыми.   «Что правильнее?».   Теперь,   когда   проведены   все   «Что   лучше?», предыдущие   уровни   вопросов,   обязательно должна   последовать   оценка.   Причем   важно понимать,   что   если   оценочные   вопросы появятся   раньше,   мы   будем   существенно ограничены в материале для развития детского мышления. В   ходе   исследовательской   деятельности необходимо   готовить   детей   к   тому,   что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому взрослому необходимо приучать их к дальнейшим   вопросам.   «Что   еще   может интересовать тебя в этой проблеме?,« Что еще ты   можешь   предложить   или   сделать?  ­ эти вопросы   пробуждают   любопытство,   бросают вызов   воображению   ребенка,   заставляют проверить, как далеко простираются границы его креативности.   Коллективная   беседа   «Как   в   теорию превращается гипотеза» Показывает движения под музыку «Веселая  зарядка» Выполняют движения песни 5 Физминутка 6 Правила работы в группе 1. У каждого участника должна быть работа. 2. Уважай мнение других. 3. Не перебивай товарища. 4. Один говорит – другие слушают. Называют правила работы в группе. Участвуют в  коллективном    Познавательные.   Формирования   навыков эмоционального   расслабления,   с   помощью специального комплекса физических упражнений Коммуникативные.   Умение   организовывать   и осуществлять   совместное   времяпрепровождение полезное для здоровья. Регулятивные.    Умение   распределять   нагрузку при выполнении работы. Познавательные.   Выделять существенную  информацию. Коммуникативные.   Слушать собеседников. Регулятивные.   Дополнять, уточнять обсуждении. высказывания Работа   в   парах, групповая   беседа, мини эссе Личностные: развить   интерес   к   способам получения   знаний,   которые   выходят   за   пределы школьных Регулятивные: различать   способ   и   результат действия;   вносить   коррективы   в   действия   на основе   их   оценки   и   учета   сделанных   ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.  Коммуникативные: готовность к коллективным формам   деятельности,   умение   участвовать   в коллективном проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество со сверстниками и взрослыми. обсуждении     7 Деятельностный  этап  5. Находим единое решение. 6. Своё несогласие умей аргументировать.  7. Терпимость к критике. Задание. «Составьте рассказ от имени другого  персонажа».   «Представьте, что вы на какое­то  время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, живот ным (диким или домашним), человеком опреде ленной профессии. Опишите один день этой ва шей воображаемой жизни». Задание. «составьте рассказ, используя данную  концовку».  «...Нам так и не удалось выехать на дачу». «...К огда мы вышли наулицу, гроза уже закончилась , но с деревьев ветер сдувал на наши головы бо льшие капли воды». «...Сидевший в соседней вольере орангутанг не  обратил на это никакого внимания». «...Собака стремительно подбежала к Роме и п опыталась лизнуть его прямо в лицо». «...Маленький котенок сидел на дереве и громк о мяукал».  Представь,   что   ты   говоришь   с   незнакомым сверстником   (с   незнакомым   взрослым,   с незнакомым   маленьким   ребенком   и   др.).   Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь? Задание «Найди загаданное слово». Один из детей загадывает слово. Слово это он держит   в   тайне,   но   сообщает   всем   только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто­нибудь   из   участников   задает   вопрос, 8 Рефлексия например:   «Это   то,   что   находится   в   доме?»; «Этот   предмет   оранжевого   цвета?»; «Используют   ли   этот   предмет   для   перевозки грузов?»;   «Это   не   животное?»   Ребенок, загадавший   слово,   отвечает   «да»   либо   «нет». После   этого   вопросы   продолжаются. Ограничение   только   одно   –   нельзя   задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например,   такие:   «Это   не   мышь?»   или   «Это мост?» «Метод шести  шляп». Эта   интересная   мето­ дика разработана известным психологом, уже упоминавшимся   нами   ранее,   ­   Эдвардом   де Боно.  Шляпы   различаются   по   цвету.   Каждый   цвет, как   известно,   вызывает   в   сознании   человека определенные чувства и ассоциации.  Белая шляпа ­ факты, цифры и информация. Какой   информацией   мы   располагаем?   Какая информация необходима? Красная шляпа ­ эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.   Что   я   чувствую   по   поводу данной проблемы? Черная шляпа ­ осторожность. Истина, здравый смысл   и   соответствие   фактам.   Сработает   ли это?   Насколько   это   безопасно?   Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа ­ преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая   шляпа   ­   исследования,   предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что Работают по  методике шести  шляп, групповая  работа Рефлексивные.  Анализировать   и   оценивать результаты   своей   деятельности.    Умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие   трудности   и   искать   способы   их преодоления. можно   предпринять   в   данном   случае? Существуют ли альтернативные идеи? Синяя шляпа  ­  размышления  о деятельности. Подведение   итогов   на   данном   этапе, определение следующего мыслительного шага. Выдвижение   программы   мышления   в   данной ситуации.  9 Итог занятия Подводит итог занятия.  Совместно с  обучающимися оценивает работу каждого  ученика. Оценивают работу на занятии     в Личностные: ориентация   на   понимание   причин успеха проектно­исследовательской деятельности,   в   том   числе   на   самоанализ   и самоконтроль результата. Регулятивные: анализировать   и   оценивать результаты своей деятельности  Коммуникативные: владение   приемами   и навыками   общения   со   сверстниками;   владение приемами и навыками общения с взрослыми. Обучение детей умениям задавать вопросы Логическая структура вопроса. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет   преувеличением,   что   познание   начинается   с   вопроса.   Термины:   «проблема»,   «вопрос»,   «проблемная   ситуация»,   обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две большие группы: 1. Уточняющие (прямые «ли»­вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» ­ простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» ­ простой условный вопрос. Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»? 2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»­вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» ­ перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос. «Кто,   когда   и   где   может   построить   этот   дом?»   ­   пример   сложного   вопроса.   Как   видим,   его   без   труда   можно   разделить   на   три самостоятельных вопроса. Киплинг вот как замечательно он говорит о вопросах: Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются в нужде, Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса. Вопросы могут быть корректными  и некорректными. Первые – это вопросы, которые  покоятся  на истинных суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке. Другое   задание   –   «Какие   вопросы   помогут   тебе   узнать   новое   о   предмете   лежащем   на   столе?»   Мы   кладём   на   столик,   например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п. Опыт показывает что в этих целях можно с успехом применять и упражнения, заимствованные из набора методик лабораторных работ для студентов педагогических университетов [Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995]. Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова: У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Я не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что­нибудь! Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения. В   науке   логике   выделено много   видов   и   типов   вопросов. Это   вопросы   установления   сходства   и   различия;   вопросы   установления причинно­следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты. Для   тренировки   могут   быть   использованы задания,   предполагающие   исправление   чьих­то   ошибок:   логических,   стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»: «Строганок – то, чем строгают. Копатка – то, чем копают. Колоток – то, чем колотят. Цепля – то, чем цепляют. Вертуция – то, что вертится. Лизык – то, что лижет. Мазелин – то, чем мажут. Кусарики – то, что кусают» [Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990. с.30]. Другой пример, тоже содержащий вопросы с ошибками – весёлое задание – «Вопросы и ответы». Читаем детям: Говорите все в ответ Только «да» и только «нет». У луны горячий свет? Повар шьёт себе обед? Мчат по морю поезда? А по суше никогда? Надо брать в кино билет? У луны холодный свет? В   качестве   упражнения   для   тренировки   умения   задавать   вопросы   вполне   пригодно   задание «найди   загадочное   слово». Его   можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?». Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто­нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?». Игра – «угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас имеют обычно лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Почему космонавт надевает в космосе скафандр? Чем питаются в космосе космонавты? Почему пригородные поезда называются «электричками»? Что такое конвейер? Почему главную площадь страны называют Красной? Савенков И.А.//Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76­86. Первый шаг: подготовка (определение темы, цели, задач проекта). Алгоритм разработки проекта. Цель – желаемый результат, который будет получен в ходе всего исследования (доказать…, обосновать…, разработать…). Задачи – ряд промежуточных целей, необходимых для реализации общей цели (проанализировать…, описать…, выявить…, определить…, установить…). Второй шаг: определение актуальности проекта, выдвижение гипотезы. Третий шаг: планирование деятельности по реализации проекта: ­ определении е источников необходимой информации; ­ определение способа сбора и анализа информации; ­ деление на рабочие группы (теоретики, социологи, оформители, архивариусы и т.д.); ­ распределение задач между членами рабочей группы. Четвертый шаг: структурирование информации, изготовление продукта или проведение исследования. Пятый шаг: выводы. Шестой шаг: подготовка презентации, защита проекта. Примеры проектов, «Экология. Живая планета»:  «Береза – символ России»,  Видеофильм «Экология в мультфильмах;  «Вторая жизнь бытовых отходов (изготовление поделок);  «Будь природе другом»,  «Животные в литературных произведениях». Проект «Твое здоровье»:  «Осторожно: грипп» (санбюллетень, брошюра, выступление на классных часах);  «Вся правда о чипсах»; Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимися необходимо: 1. Провести подготовительную работу. 2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию. 4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. 5. Создавать группу не более 3­5 человек. Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Подготовка к работе над проектом Деятельность учителя а) постановка проблемы (беседа, анкетирование и т.д.) б) определение количества участников, работающих над  проектом в) формулировка темы проекта  г) выдвижение цели, задач, гипотезы  д) определение основного замысла, формы продукта (ов) проекта. Обсуждают проблему, получают от  учителя,  информацию, устанавливают  Знакомит с методом проектной  деятельности, мотивирует учащихся,  тему, цель, задачи,  выдвигают гипотезу помогает в постановке темы, цели,  задач, выдвижении гипотез  а) установление этапов работы и сроков исполнения б) распределение обязанностей среди участников  проекта в) определение источников знания об объекте  проектирования, его назначении и функционировании  а) сбор и анализ информации по объекту  проектирования  б)  определение формы представления проекта  Определение плана работы над проектом Разрабатывают план действий для  решения поставленных задач. Работают  с источниками информации.  Планируют свою деятельность,  деятельность каждого участника. Проектировочная деятельность Изучают и анализируют  информацию,  проектиру­ют, конструируют,  моде­ лируют, описывают  Результаты, выводы и рекомендации Корректирует работу каждого  участника проекта.  Наблюдает, советует, организует  а) планирование отчета по результатам деятельности  выступление, выставка, представление макета  б) оформление отчета о проделанной работе Готовят презентационное оформление  Предлагает структуру и форму отчета. результатов делают выводы, обобщения, дают рекомендации.  Наблюдает, предлагает, советует в) формулирование выводов и рекомендаций Представление разнообразных форм отчета о  Отчитываются, отвечают на вопросы,  Слушает, задает вопросы. Презентация результатов (представление проекта) проделанной работе дискутируют, делают выводы Обсуждение результатов в группе (классе) а) оценка процесса работы (контроль, самоконтроль) б) оценка результатов работы других участников  проектов Коллективное обсуждение проделанной  Оценивает усилия вложенные  работы. Делают самооценку. Оценивают  других. учащимися в проделанную работу,  качество использования источников,  постановки эксперимента, качество  отчета.

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с ФГОС для 4-го класса

Методические разработки занятий программы внеурочной деятельности п «Я – исследователь» составленная в соответствии с  ФГОС  для 4-го класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018