МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

Оценка 4.9
Документация +1
doc
обществознание
Взрослым
01.05.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области «Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича» Рассмотрено Утверждаю На заседании МК общеобразовательных Дисциплин протокол №____ Зам. дир. по УМР «_____»______________2015г. _________И.Н.Серяков «___»__________2015г. Согласовано: ___________________________ «____»__________2015г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право) по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» Разработал Фомин В. А. преподаватель ГБОУ РО БККПТ имени Героя Советского союза Быкова Б.И. Содержание Введение 4 Пояснительная записка 5 Структура и примерное содержание учебной дисциплины 7 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7 Перечень внеаудиторной самостоятельной работы 7 Методические рекомендации по выполнению реферата Методические рекомендации по подготовке эссе . Методические рекомендации по подготовке доклад . Приложение № 1 27 Приложение № 2 . Приложение № 3 . Введение Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; - углубления и расширения теоретических знаний; - формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; - развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; - формирования общих и профессиональных компетенций - развитию исследовательских умений.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право) по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»
ВСРСОбществознание.doc
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области «Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича» Рассмотрено  На заседании МК общеобразовательных  Дисциплин протокол №____ «_____»______________2015г. Согласовано: ___________________________ «____»__________2015г. Утверждаю Зам. дир. по УМР _________И.Н.Серяков «___»__________2015г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)  по профессии  19.01.17 «Повар, кондитер»                                                                   Разработал Фомин В. А. преподаватель ГБОУ  РО БККПТ имени Героя  Советского союза Быкова Б.И. Содержание Введение.......................................................................................................................................................................3 Пояснительная записка...............................................................................................................................................4 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.................................................................................6 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы...............................................................................................6 Перечень внеаудиторной самостоятельной работы.................................................................................................7 3.3 Как подготовить доклад.....................................................................................................................................16 Какие бывают проекты?..............................................................................................................................................20 Приложение № 1.......................................................................................................................................................28 Введение Внеаудиторная самостоятельная работа ­ планируемая учебная, учебно­ исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа проводится с целью: ­ систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений обучающихся; ­ углубления и расширения теоретических знаний; ­ формирования   умений   использовать   нормативную,   правовую,   справочную документацию и специальную литературу; ­ развития   познавательных   способностей   и   активности   обучающихся: ответственности, самостоятельности, инициативы, творческой организованности;       ­ формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; ­ формирования общих и профессиональных компетенций ­ развитию исследовательских умений. Пояснительная записка Методические   указания   направлены   на   оказание   методической   помощи обучающимся   при   выполнении  внеаудиторных   самостоятельных   работ  по дисциплине ОДБ.05 Обществознание. Выполнение   внеаудиторных   самостоятельных   работ  обучающихся  в процессе изучения дисциплины является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации,   развитию   познавательных   способностей   и   активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное  качество будущего гражданина страны.                   1.Общие положения      Под самостоятельной работой обучающихся понимается планируемая  учебная, учебно­исследовательская, а также научно­исследовательская работа,  которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе обучающихся, или  по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его  непосредственного участия.        Цель самостоятельной работы обучающихся – содействие оптимальному  усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной  активности, творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная  работа обучающихся способствует развитию самостоятельности,  ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем  учебного и профессионального уровня. Задачи самостоятельной работы:      систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубление и расширение теоретических знаний; формирование   умений   использовать   нормативную,   правовую, справочную документацию и специальную литературу;      развитие   познавательных   способностей   и   активности   студентов:   ответственности   и самостоятельности,   творческой   инициативы, организованности;  формирование   самостоятельности   мышления,   способностей   к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развитие исследовательских умений.   Виды  самостоятельной работы: 1. 2. 3. Написание эссе; Индивидуального проекта  с использованием информационных  технологий Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии. Процесс организации самостоятельной работы: 1.   Подготовительный   этап   включает   определение   целей,   задач, составление   программы   (плана)   с   указанием   видов   работы,   её   сроков, результатов   и   форм   контроля,   подготовку   методического   обеспечения, согласование самостоятельной работы с преподавателем. 2.   Основной   этап   состоит   в   реализации   программы   УД   в   части самостоятельной работы, использовании приемов поиска информации, усвоении, переработке, применении и передаче знаний, фиксировании результатов работы. На основном этапе обучающийся может получить консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его самостоятельной работой.           3. Заключительный этап означает анализ результатов и их систематизацию, контроля качества, продуктивности и эффективности Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения самостоятельной работы:  ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать   рабочую   ситуацию,   осуществлять   текущий   и   итоговый контроль,   оценку   и   коррекцию   собственной   деятельности,   нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. Формы контроля самостоятельной работы 1. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии. 2. Защита рефератов.  3. проверка. Критерии оценки результатов самостоятельной работы:  уровень освоения студентов учебного материала;  сформированность общеучебных умений;  умения   студента   активно   использовать   электронные   образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;  обоснованность и четкость изложения ответа;  оформление материала в соответствии с требованиями;   умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;  умение   четко   сформулировать   проблему,   предложив   ее   решение, критически оценить решение и его последствия;  умение   показать,   проанализировать   альтернативные   возможности, варианты действий;  умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее. Оценка   пятибалльной системе.   самостоятельной   работы   студентов   осуществляется   по 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Подготовка реферата Подготовка эссе Индивидуального проекта  с использованием  информационных технологий Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачёта Объем часов 236 156 133 14 7 80 30 25 25 Перечень внеаудиторной самостоятельной работы Контролируемые разделы (темы)  дисциплины 1. Человек и  общество 2.  Духовная  культура  человека  и  общества 3. Экономика 4.  Социальные  отношения 5. Политика 6. Право   Вид и содержание внеаудиторных  самостоятельных работ Формы  контроля  количество часов индивидуальный проект эссе  индивидуальный проект реферат  индивидуальный проект реферат  индивидуальный проект эссе  индивидуальный проект реферат  индивидуальный проект эссе    4 10 4 10 4 10 4 10 4 10 5 10 Отчет проверка Отчет Защита рефератов Отчет Защита рефератов Отчет проверка Отчет Защита рефератов Отчет проверка 3. Методические  указания  к выполнению самостоятельной  работы Рефер т  аа 3.1. Как подготовить реферат  Referat,   от   лат. refere –   докладывать,   сообщать)   – письменный   доклад   или   выступление   по   определённой   теме   с   обобщением информации из одного или нескольких источников.  (нем. Реферат   предполагает  осмысленное   изложение   содержания   главного   и наиболее   важного   (с   точки   зрения   автора)   в   научной   литературе   по определенной проблеме в письменной или устной форме.  Различают два вида рефератов:  ­ репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата­конспекта   или   реферата­резюме.   В   реферате­конспекте   содержится фактическая   информация   в   обобщённом   виде,   иллюстрированный   материал, различные   сведения   о   методах   исследования,   результатах   исследования   и возможностях их применения. В реферате­резюме содержатся только основные положения данной темы. ­  продуктивные  –   содержат   творческое   или   критическое   осмысление реферируемого   источника   и   оформляются   в   форме   реферата­доклада   или реферата­обзора.   В   реферате­докладе,   наряду   с   анализом   информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат­обзор составляется на основе нескольких источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой проблеме. Компетенции обучающегося, формируемые в результате работы над рефератом:  Умение формулировать  тему  и проблему  (если  она  не была  объявлена заранее); отбирать научную литературу;  Умение конспектировать изучаемый материал;  Умение анализировать исторические факты и отбирать их в соответствии с темой; сравнивать разные точки зрения;  Умение формулировать собственное мнение;  Умение грамотно излагать свои мысли соответственно нормам русского языка. Структура реферата: Титульный лист.  Оглавление (план, содержание). Введение. Глава 1 (полное наименование главы). 1.1. (полное название параграфа, пункта); 1.2. (полное название параграфа, пункта). Глава 2 (полное наименование главы). 2.1. (полное название параграфа, пункта); 2.2. (полное название параграфа, пункта).          Основная часть Заключение (или выводы). Список использованной литературы. Приложения (презентации, фото, схемы, иллюстрации, таблицы и т.д.) Этапы работы над рефератом 1. Подберите необходимую литературу. Для этого вам надо пойти в библиотеку, поработать с каталогом книг, проконсультироваться с учителем и  библиотекарем. 2. Внимательно изучите всё подобранные материалы. Вам придется просмотреть  их не один раз. 3. При первом чтении определите круг проблем, которые будут освещены в  вашем реферате. 4. Когда вы определите проблемы и составите план будущего реферата,  прочтите материалы еще раз, делая выписки по теме. Если вы собираетесь  использовать фрагменты книги в работе, то, выписывая цитату, данные  статистики и т. п., не забудьте указать страницу. Лучше всего делать выписки на отдельных карточках, которые потом можно хранить в любом удобном порядке  (по главам реферата, по фамилиям авторов). 5. Когда намечены проблемы, составлен план, сделаны выписки, приступайте к  созданию основного текста. 6. Готовый текст рекомендуется дать прочитать нескольким посторонним  лицам. Взгляд “со стороны” позволит выявить ошибки, проверить логичность  построений и четкость выводов. Требования к оформлению реферата По оформлению реферата предъявляются следующие требования. 1.   Текст   представляется   в   компьютерном   исполнении   (в   виде   исключения допускается   рукописный   вариант),   без   стилистических   и   грамматических ошибок.  2. Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5–2 интервала на листах формата А4 (210 х 297 мм). Для набора текста в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта – 14 пт. При использовании других текстовых редакторов шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований – 60 строк на лист (через 2 интервала). 3. Поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см).  4. Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк. 5.   Каждая   структурная   часть   реферата   (введение,   разделы   основной   части, заключение и т. д.) начинается с новой страницы.  6.   Заголовки   разделов,   введение,   заключение,   библиографический   список набираются прописным полужирным шрифтом. 7. Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков. 8. После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.  9. Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.  10.   Формулы   внутри   реферата   должны   иметь   сквозную   нумерацию   и   все пояснения используемых в них символов. 11. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию. 12. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы. 13.  Все   страницы   реферата,   кроме   титульного   листа,   нумеруются   арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы.  14.   Титульный   лист   реферата   включается   в   общую   нумерацию,   но   номер страницы на нем не проставляется. 15. Объем реферата в среднем ­ 15­20 страниц (или 25­40 тыс. печатных знаков) формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне. 16. В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее пяти источников.  17. Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности, как они представлены в структуре (см. п.п. 2.1).  Критерии оценки качества реферата преподавателем Требования к основному содержанию Оглавление (план, содержание) включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.      Введение. В этой части реферата обосновывается выбор и актуальность    темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые  предполагается раскрыть в реферате, указываются используемые материалы и  дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения избранной темы. Кратко излагаются позиции исследователей по этой теме (особенно в  случае спорных, проблемных вопросов).  Важно не просто изложить точки  зрения, а сопоставить позиции авторов, выявить противостоящие точки зрения.  Определяется объект и предмет исследования.    Объем введения не должен  превышать 1­1,5 страницы.  Основная   часть  реферата   может   быть   представлена   одной   или несколькими   главами,   которые   могут   включать   2­3   параграфа   (подпункта, раздела). Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения   в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому.  Автор   должен   следить   за   тем,   чтобы   изложение   материала   точно соответствовало   цели   и   названию   главы   (параграфа).   Материал   в   реферате рекомендуется   излагать   своими   словами,   не   допуская   дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.       Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение  слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и  аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.  Все главы должны быть логически связаны между собой. Заключение (выводы). В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для  себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учетом  опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме,  рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора  реферата. Выводы должны быть сформулированы четко. Рекомендуется  использовать такие вводные фразы, как “Рассмотренный материал позволяет  сделать вывод, что...”, “В результате анализа фактов выяснилось, что...” и т.п.  Желательно указать, какие проблемы оказались не решены или, наоборот,  появились в процессе работы: это даст возможность обозначить пути  дальнейшего развития темы, покажет, что вы — перспективный автор и  исследователь. Заключение по объему не должно превышать 1,5­2 страниц. Дополнительный материал указывается в качестве  приложений. Приложения  могут   включать   графики,  таблицы,   расчеты.   Они   должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию страниц.      Библиография (список литературы) здесь указывается реально  использованная для написания реферата литература, периодические издания и  электронные источники информации. Список составляется согласно правилам  библиографического описания.       В процессе работы над рефератом выделяют четыре основных этапа: ­ вводный – выбор темы, изучение информации, составление плана, работа над  введением; ­ основной – работа над содержанием и заключением; ­ заключительный; ­ защита реферата. Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат Критерии оценки качества реферата оценивается преподавателем по следующим критериям: ­   достижение   поставленной   цели   и   задач   исследования   (новизна   и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач   и   реализации   цели;   соответствие   выводов   решаемым   задачам, поставленной цели, убедительность выводов); ­   уровень   эрудированности   автора   по   изученной   теме   (знание   автором состояния   изучаемой   проблематики,   цитирование   источников,   степень использования в работе результатов исследований);  ­ личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены помимо образовательной   программы,   новизна   материала   и   рассмотренной   проблемы, научное значение исследуемого вопроса);  ­   культура   письменного   изложения   материала   (логичность   подачи материала, грамотность автора) ­ культура оформления материалов  работы (соответствие реферата всем стандартным требованиям);  ­   знания   и   умения   на   уровне   требований   стандарта   данной   дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих понятий и идей;  ­   степень   обоснованности   аргументов   и   обобщений   (полнота,   глубина, всесторонность   раскрытия   темы,   корректность   аргументации   и   системы доказательств,   характер   и   достоверность   примеров,   иллюстративного материала,   наличие   знаний   интегрированного   характера,   способность   к обобщению); ­   качество   и   ценность   полученных   результатов   (степень   завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов); ­ использование литературных источников.  Объективность оценки работы преподавателем заключается в определении ее   положительных   и   отрицательных   сторон,   по   совокупности   которых   он окончательно оценивает представленную работу. №  п/п 1. 1.1 1.2   1.3   1.4 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1. 4.2 4.3 4.4 4.5 КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА Критерии оценивания реферата 0 1  СОДЕРЖАНИЕ  обоснованность целей и задач работы   раскрытие темы    использование знаний вне учебной программы   актуальность поставленных в реферате проблем ОФОРМЛЕНИЕ   соответствие   реферата   всем   стандартным   требованиям    объем реферата соответствует регламенту ЗАЩИТА  грамматико­стилистическая грамотность, соблюдение  норм литературного языка логика изложения умение аргументировать свою точку зрения НАЛИЧИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ наличие презентации наличие видеоматериалов  наличие различных исторических документов наличие материалов СМИ наличие фотографий ИТОГО Шкала оценивания:  0 – содержание реферата не удовлетворяет данному критерию 1 – содержание реферата в полной мере удовлетворяет данному критерию Оценка:  «5» ­ 14­11  баллов;   «4» ­ 10 баллов;  «3» ­ 7баллов; «2» ­ менее 7  баллов. 3.2. Как написать эссе.     Эссеа (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание»)     В «Большом энциклопедическом словаре» читаем: «Эссе ­ жанр философской,  литературно­критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто  парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».  Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это  прозаическое сочинение ­ рассуждение небольшого объема со свободной  композицией в форме обозрения проблемы с использованием литературных  источников. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой­либо  проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по  конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую  или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает  новое, субъективно окрашенное слово о чем ­ либо и может иметь философский, историко­биографический, публицистический, литературно­критический,  научно­популярный, беллетристический характер.   Автором формулируется проблема, затем рассматривается, приводятся  аргументы с опорой на литературные источники. Эссе   отражает   индивидуальные   впечатления   и   соображения   автора   по конкретному   поводу   или   предмету   и   не   претендует   на   исчерпывающую   или определяющую   трактовку.   В   отношении   объёма   и   функции   эссе   граничит   с научной статьёй. Здесь допускаются такие личностные обороты как «я думаю», «я предполагаю», «я считаю» и пр.   Чтобы   выразить   свое   собственное   мнение   по   определенной   проблеме, требуется,   во­первых,   хорошо   знать   исходный   материал,   а   во­вторых,   быть готовым умело передать его содержание в письменной форме и делать логичные выводы.    Тема исторического эссе может быть сформулирована в виде проблемы, вопроса или понятия, например: “Война”, “Цивилизация”, “Герои и героизм”, “Диктатура: за и против” и т. п. В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана,   внутренняя   структура   текста   произвольна.   Это   не   научная   работа, поэтому   не   требуется   обоснование   каждого   положения   или   вывода,   а перечисление   доказательств   может   предшествовать   формулировке   проблемы. Эссе   более   субъективно,   эмоционально:   в   этом   жанре   часто   используются парадоксы и неожиданные литературные приемы. Работу необходимо начинать с черновика.   Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!),  писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и  дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На  обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих  мысль, и пр. Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном  варианте ­ это точная формулировка темы эссе. Тема ­ своего рода условие  задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило,  формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество  решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом  пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в  некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ­ понять и раскрыть тему, а не  "уйти" от нее. Самые ответственные части работы ­ вступление и заключение.  Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы.  Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая,  резюмирующая рассуждения. Структура эссе Введение ­ суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда  1. компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы  собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо  ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема,  которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия  будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на  несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемыможно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для  экономики того периода?». 2.  Основная часть ­ теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и  позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это  представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют  подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование  аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя  данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где  это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать  графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе  следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма —  содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.   В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен  содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство,  подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно,  наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей  подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя  рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ  построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения  ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть  на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел).  Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном  исследовании. Эффективное использование подзаголовков ­ не только  обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их  последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии  логичности в освещении темы. 3. указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит   Заключение ­ обобщения и аргументированные выводы по теме с пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.  Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение,  иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать  такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение  (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.        Мысль должна быть подкреплена доказательствами ­ поэтому за тезисом  следуют аргументы (А). Аргументы ­ это факты, явления общественной жизни,  события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства,  ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу  каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут  "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость  и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру  (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики  развития мысли):вступление   тезис, аргументы    тезис, аргументы   тезис, аргументы Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во  вступлении она ставится, в заключении ­ резюмируется мнение автора). заключение Критерии оценивания эссе        Оценивание эссе — достаточно сложная работа, так как часто мнение и  восприятие автора не совпадают с мнением и восприятием проверяющего.  Критериями оценивания выступают: характер использования  обществоведческих терминов и понятий; выражение собственного мнения;  аргументация; осознание проблемы и самостоятельность ее решения. Как организовать работу над историческим эссе 1. Если тема сформулирована в виде понятия (например: “Революция”,  “Деспотизм”, “Свобода”), посмотрите его значение в разных словарях.  Политический, философский, толковый словари наверняка дадут дополняющие  друг друга определения, что поможет вам начать работу. 2. Продумайте, какие периоды, события, деятели истории могут послужить  достойными иллюстрациями (или выразителями) этих понятий. 3. Обратитесь к словарю (сборнику) афоризмов: здесь вы найдете высказывания  известных личностей по ключевым философским проблемам. Как правило,  цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам. 5. Посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру  текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле.  6. Когда собран материал, продумана структура — приступайте к написанию  основного текста. 7. Эссе в отличие от реферата в большей степени выражает эмоции и точку  зрения автора. Поэтому вводите такие обороты, как “по моему мнению”, “я  считаю”, “я одобряю” и т. п. Критерии оценивания эссе: №п/п 1 2 Критерии оценивания Баллы новизна, оригинальность идеи, подхода; реалистичность   оценки   существующего 0 баллов – признак  отсутствует 3 4 5 6 положения дел; значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата; художественная   выразительность,   яркость, образность изложения; грамотность изложения; эссе представлено в срок. 1 балл – выполнено  частично 2 балл – выполнено  правильно, полностью Оценка:      «5» ­ 12 баллов                    «4» ­ 10­11 баллов                    «3» ­ 9­7 балла                    «2» ­ меньше 6 баллов 3.3 Как подготовить доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).  Доклад ­ вид самостоятельной научно ­ исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Этапы работы над докладом. Подбор   и   изучение   основных   источников   по   теме   (как   и   при   написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 ­ 10 источников).  Составление библиографии.  Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.  Разработка плана доклада.  Написание.  Публичное выступление с результатами исследования.  Правила и порядок написания доклада Написание доклада предполагает основательное изучение студентами какой­ то отдельной темы, основанное на использовании научной литературы. Работа над докладами имеет важное дидактическое значение: • развивает умение обращаться с научной литературой; • формирует   способность   анализировать   и   обобщать   разнородную информацию по выбранной теме; • вырабатывает   навыки   самостоятельной   научно­исследовательской работы; • способствует   более   глубокому   ознакомлению   студентов   с важнейшими проблемами истории народов. Для написания доклада каждый студент должен взять одну из предложенных тем.  Начальной   фазой   работы   по   выполнению   доклада  является  ознакомление студента   с   научной   литературой   с   целью   подбора  необходимого   материала   по предложенной   теме.   Изучать   научную   литературу   следует   внимательно, прослеживая основные выводы и точки зрения различных авторов по исследуемым проблемам. При изучении литературы не стоит стремиться лишь к заимствованию материала.   Параллельно   следует   осмысливать   полученную   информацию, вырабатывать собственное мнение по изучаемой теме. Следующим этапом работы является составление плана доклада, который способствует более полному и последовательному изложению материала, что, в свою очередь, позволит глубже раскрыть изучаемую тему. План должен отражать внутреннюю логику рассматриваемой темы и состоять следующих разделов: Обязательными структурными элементами доклада являются: 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. Список литературы Во  введении  раскрывается   значение   темы   доклада,   обосновывается   ее актуальность,   показывается   степень   изученности,   формулируются   цель   и содержание   поставленных   задач.   Определяя   актуальность   темы,   следует объяснить, чем (какими событиями, явлениями, юбилейными датами и т.д.) вызван интерес к ее изучению на современном этапе. Основная   часть  доклада   предполагает   глубокое   и   последовательное изложение фактической стороны событий, рассмотрение различных точек зрения по исследуемой проблеме, анализ изучаемых фактов, процессов и явлений. Основную часть доклада целесообразно разделить на параграфы, каждый из которых должен завершаться кратким выводом. Заключение должно содержать выводы, сделанные при раскрытии основных вопросов   темы,   а   также   оценку   рассмотренных   событий,   процессов,   явлений, деятельности исторических личностей. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки всей проделанной работы. Список литературы должен включать в себя только те источники (не менее двух),   которые   использовались   при   написании   доклада.   Все   источники располагаются в алфавитном порядке. Например: 1.Анисимов Е.В. В борьбе за власть: Страницы политической истории XVIII в. / Е.В.Анисимов, Н.Я. Эйдельман. ­ М., 1988. ­ 606 с. 2.Волкова   И.В.   Феномен   дворцовых   переворотов   в   политической истории   России  XVIII­XX  вв.   /   И.В.   Волкова,   И.В.   Курукин   //   Вопросы истории. ­ 1995. ­ № 5/6. ­ С.40­61. 3.Дворцовые перевороты в России. 1725­1825 / Сост. М.А. Бойцов. ­ Ростов на Дону, 1998. ­ 640 с. 4.Десятков С.Г. Смерть Петра Первого: Интриги, заговоры, измены / С.Г. Десятков. ­ М., 1992. ­ 79 с. 5.Империя после Петра: 1725­1765 / Я.П. Шаховской, В.А. Нащокин, И.И. Неплюев и др. ­ М., 1998. ­ 579 с. Ссылки на электронные ресурсы оформляются следующим образом:    Исторический   выбор   2008.   Имя   Россия. 1. Петр   I   //   URL: http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=97 (дата обращения: 09.10.2011). 2. Петр   I   //   Википедия   –   свободная   энциклопедия. http://www.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I обращения 05.09.2011).   URL: (дата   В   тексте   доклада   возможно   использование   библиографических   ссылок, которые   представляют   собой   совокупность   библиографических   сведений   о цитируемом источнике. С этой целью используются знаки сносок в виде звездочки «*» или цифры. Если на одной странице располагается  более двух ссылок, то использование звездочки нецелесообразно. Знак сноски размещается в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например: Как полагает известный историк Б.Д. Греков, «при Иване Грозном, в самом начале 80­х годов XVI в., правительство издало Указ о заповедных годах, в силу которого крестьяне лишились права выхода в Юрьев день»1 . При повторных ссылках полное описание источника дается только в первой сноске.   В   последующих   сносках   вместо   заглавия   используют   условное обозначение. Например: «Указ. соч. С. 56.». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице доклада, то в сносках проставляются слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка. В случае, когда текст цитируется не по первоисточнику, а по другому  изданию, ссылку следует начинать словами «Цит. по:…». Оценка доклада проводится по тем же критериям что и реферат (см. «оценка реферата»).   Доклад   можно   использовать   при   написании   реферата.     Доклад может стать базовой основной реферата. Устное   выступление   студента  положениях пунктов плана и выводе по данной теме доклада.   индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 часа, на защиту  –5­6 мин. Объем  доклада 6­10 печатных страниц.   Затраты   времени   на   подготовку   доклада   зависит   от   сложности   темы,  сосредоточенно  на   основных (защита) 3.4.   Как работать над проектом. Работа   над   проектом   всегда   направлена   на   разрешение   конкретной, причем социально­значимой  проблемы  ­ исследовательской, информационной, практической.  1 Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. – М., 1954. – С. 291. Исследовательская работа   ­ это обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности ­  поиск информации,  которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется вами. Таким образом, ребята, проект ­ это "пять П": ­ проблема ­ проектирование (планирование) –  ­ поиск информации  ­ продукт  ­ презентация.  ­ Шестое   "П"   проекта   ­   это   его  портфолио,  то   есть   папка,   в   которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. ­ Структура и циклограмма ­ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА н а т с о П а к в о р и н а л П е и н а в о Подготовка продукта т о г д о П а т к у д о р п   е и н е л в о т о г з И а т к у д о р п   е и н е л м р о ф О р о б С и и ц а м р о ф н и и и ц а м р о ф н и   е и н а в о р и р у т к у р т С   и и ц а т н е з е р п ы м р о ф р о б ы В   я и ц а т н е з е р П и и ц а т н е з е р п   а к в о з и л а н а о м а с   и       а к н е ц о о м а С   а т к у д о р п м р о ф р о б ы В     . а т к е о р п   и и ц а з и л а е р     о п и т с о н ь л е т я е д ы м е л б о р п ы п п у р г   а н   е и н е л е Д   .   ы м е л б о р п   я и н е ш е р й е т у п   ­   з е т о п и г   е и н е ж и в д ы В Сентябрь ­ октябрь Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы,   гипотезы работы   Октябрь Составле ние развёрнут ого   плана работы Ноябрь   ­ декабрь Декабрь   ­   февраль Проведение исследования Май Защита Март Подгот овка чистов ого вариан та   Апрель Работа с подготовленны м   текстом оппонентов   и рецензентов. Подготовка доклада Какие бывают проекты?   Практико­ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих   интересы   участников   проекта   или   внешнего   заказчика.   Эти проекты   отличает   четко   обозначенный   с   самого   начала   результат деятельности   его   участников,   который   может   быть   использован   в   жизни класса,   школы,   микрорайона,   города,   государства.   Форма   конечного продукта при этом разнообразна ­ от учебного пособия для кабинета музыки до   пакета   рекомендаций   по   организации   пришкольного   участка.   Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он   включает  в  себя   обоснование   актуальности   выбранной   темы,   постановку задачи   исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с   последующей   ее проверкой,   обсуждение   и   анализ   полученных   результатов.   При   выполнении проекта   должны   использоваться   методы   современной   науки:   лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. •   Информационный   проект  направлен   на   сбор   информации   о   каком­либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для   широкой   аудитории.   Такие   проекты   требуют   хорошо   продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet. • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,   спортивные   игры,   произведения   изобразительного   или декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т. п. • Ролевой проект.  Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя   в   нем,   вы   выступаете     в   роли   литературного   или   исторического персонажа, выдуманного героя с целью воссоздания различных социальных или деловых   отношений   через   игровые   ситуации.   Результат   проекта   остается открытым до самого окончания. Какими могут быть продукты проектной деятельности? Приведем   перечень   (далеко   не   полный)   возможных   выходов   проектной деятельности: •Web­сайт • Анализ данных социологического опроса •Атлас, карта •Видеофильм • Выставка •Газета, журнал •Игра • Коллекция • Костюм •Модель •Музыкальное произведение • Мультимедийный продукт •Оформление предметного кабинета • Постановка • Праздник • Прогноз • Справочник •Учебное пособие • Экскурсия и т.д. Как оформить проектную папку (портфолио проекта)? Ребята, вне зависимости от того, какой проект вы разрабатываете, ваша проектная папка должна состоять из следующих разделов:   планы   выполнения  проекта   и  отдельных  его   этапов  (для  долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы).   промежуточные отчеты группы   вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet  результаты исследований и анализа  записи всех идей, гипотез и решений  отчеты   о   совещаниях   группы,   проведенных   дискуссиях,   "мозговых штурмах" и т. д.  краткое   описание   всех   проблем,   с   которыми   приходится   сталкиваться проектантам, и способов их решения  эскизы, чертежи, наброски продукта  материалы к презентации (сценарий)  другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть   по   возможности   краткими   ­   в   форме   небольших   набросков   и аннотаций.   В   день   презентации   проекта   оформленная   папка   сдается   в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет:  организовать работу каждого участника проектной группы  создать   удобный   коллектор   информации   и   справочник   для   работы   над проектом  объективно оценить ход работы над завершенным проектом  судить о личных достижениях  и развитии каждого участника проекта  сократить время  поиска информации при проведении   в дальнейшем других, близких по теме, проектов. Как презентовать проект? Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: • деловой игры; •   демонстрации   видеофильма   /   продукта,   выполненного   на   основе информационных технологий; • диалога исторических или литературных персонажей; • защиты проекта; • игры с залом; •   иллюстрированного   сопоставления   фактов,   документов,   событий,   эпох, цивилизаций; • инсценировки реального или вымышленного исторического события; • научного доклада; • отчета исследовательской экспедиции; • путешествия; • рекламы; •моно­ спектакля; •театрализации   (воплощения   в   роль   человека, неодушевленного существа);   одушевленного   или • телепередачи; •  экскурсии  и т.д.  Название проекта  Руководитель проекта  Консультант(ы) проекта  Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.  Учебные дисциплины, близкие к теме проекта  Возраст учащихся, на который рассчитан проект  Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс)  Тип   проекта   (реферативный,   информационный,   исследовательский, творческий, практико­ориентированный, ролевой)  Заказчик проекта  Цели проекта (практическая и педагогическая)  Задачи проекта (2­4 задачи, акцент на развивающих задачах!)  Вопросы проекта (3­4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)  Необходимое оборудование  Аннотация проекта (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,   личностная   ориентация,   воспитательный   аспект,   кратко   – содержание)  Предполагаемые продукты проекта.  График   работы   над   проектом   (для   каждого   этапа   указать   форму, продолжительность   и   место   работы   учащихся,   содержание   работы,   выход этапа)  Предполагаемое распределение ролей в проектной группе  Оценка содержания проекта (отзыв)  Оценка презентации проекта (отзыв) ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ БЕЛОКАЛИТВИНСКОЕ КАЗАЧЬЕ  КАДЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЬНОЕ УЧИЛИЩЕ   «тракторист ­ машинист сельскохозяйственного производства» РЕФЕРАТ  по Обществознанию Реферат на тему _________________________  Работа выполнена Учащимся 2курса, группы 2,1 ______________________________ Проверил преподаватель  Фомин Василий Алексеевич Белая Калитва 2015 г. Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской Ростовской области области «Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича» «тракторист ­ машинист сельскохозяйственного производства» Индивидуальный проект по дисциплине «Обществознанию» на тему: «____________________________________________» Выполнила Работа выполнена Учащимся 3курса, Группы3,1 _________________________ Проверил преподаватель  Фомин Василий Алексеевич Белая Калитва 2015 г. Приложение № 1 3. Задания по самостоятельной работе:                    3. 1. Темы эссе по  обществознанию по разделу «Общество» 1. “Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней  сделали”. (В. Коняхин) 2. “Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача”.  (И.Мичурин) 3. “Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое”. (Л.Л. Левинсон) 4. “Прогресс есть замена одних неприятностей другими”. (Х. Эллис) 5. “Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от  угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности  и счастью”. (Оуэн) 6.“Революция – варварская форма прогресса”. (Ж. Жорес) 7. «Без борьбы нет прогресса»   (Ф. Дуглас). 8.   « Общество не обязательно соответствует политическим границам»         (С. Тернер).   9.   «Общество   –   свод   камней,   который   обрушился   бы,   если   бы   один   не поддерживал другого»   (Сенека).  10. События 1991 года в России – это реформа или революция? 11. «Общество не обязательно соответствует политическим границам»         (С. Тернер).   12.«Общество   –   свод   камней,   который   обрушился   бы,   если   бы   один   не поддерживал другого»   (Сенека). 3.2.Темы эссе по  обществознанию по разделу «Человек» 1. «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало»   (пословица). 2. «Без многого человек может обойтись, только не без человека»            (Л. Берне). 3. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни»   (В.Г. Белинский). 4. «В процессе развития человека как индивида и элемента общества имеет место расширение его взаимодействия с социальной средой»                       (В.Н. Мясищев). 5. «В спорах забывается истина. Спор прекращает умнейший»            (Л.Н. Толстой). 6.  «Вежливость – это хорошо организованное равнодушие» (П. Валерии). 7.   «Вершина   нас   самих,   венец   нашей   оригинальности   –   не   наша индивидуальность, а наша личность»         (П.Тейяр де Шарден). 8. «Индивидом   рождаются,   личностью   становятся,   индивидуальность   – отстаивают»   (А.Г. Асмолов). 9. «Каждый   хочет   быть   исключением   из   правил,   и   из   этого   правила   нет исключений»  (М. Форбс). 10. «Личность человека ни в коем смысле не является предсущесмтвующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается»   (А.Н. Леонтьев). 11. «Личность – это человек как носитель сознания»   (К.К. Платонов). 12.  «Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее»   (Платон). 13.  «Люди существуют друг для друга»   (Марк Аврелий). 14. «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим»  (Демокрит). 15. «Нам надо стоять на свои собственных ногах и глядеть   прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его»   (Б. Рассел). 16. «Нам нравятся те, кто похож на нас и занят тем же самым, чем заняты мы» (Аристотель). 17. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем»  (Аристотель). 18. «Независимость и свободомыслие – суть творчества»   (Ф. Миттеран). 19. «Один   и   тот   же   человек,   входя   в   разные   коллективы,   меняя   целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах»      (Ю.М. Лотман). 20. «При   объяснении   любых   психических   явлений   личность   выступает   как воедино   связанная   совокупность   внутренних   условий,   через   которые преломляются все внешние воздействия»  (С.Л. Рубинштейн). 21. «Простое   отсутствие   пороков   еще   не   предполагает   присутствия добродетелей»  (А. Мачадо). 22. «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к   ней,   освоение   определенных   ролей   и   функций,   которое   вслед   за   своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития»                  (Б.Д. Парыгин). 23.  «Равнодушие – самая страшная болезнь души»     (А. Токвиль). 24.  «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает»        (Р. Музиль). 25. «Человек есть то, в какой сфере он трудится»    (А.Н. Леонтьев).  26. «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми»   (А.М. Яковлев). 27. «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть»   (Ж.П. Сартр). 28. «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее»  (Ж.П. Сартр). 29. «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком»  (Л. Фейербах). 30. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим»   (Р. Тагор). 31. «Расшифровать   человека,   значит,   в   сущность,   попытаться   узнать,   как образовался мир и как он должен продолжать образовываться»                      (П. Тейяр де Шарден). 32. «Роль – не личность, а …изображение, за которым она скрывается»  (А.Н. Леонтьев). 33. «Тот, кто обращался к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»  (Конфуций). 34.«В   жизни   есть   две   трагедии.   Одна   –   не   добиться   своего   самого сокровенного желания. Вторая – добиться»   (Б. Шоу). 35.«Человек   –   это   единственное   живое   существо,   которому   приходится решать проблему своего существования»  (Э. Фромм). 36.«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше). 37. «Жизнь имеет  в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман). 38.«Ребенок при рождении не человек, а только кандидат в человека»        (А. Пьерон). 39.«Создает человека природа, но развивает его и образует его общество» (В.Г. Белинский).       40. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях   шалунов». (Ж.­Ж. Руссо)   3.5.  Темы эссе по  обществознанию по разделу «Социальные отношения» 1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая  малая из них несет особые краски». А. Солженицын 2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются». Саллюстий 3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И.  Шерр 4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений  равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует  считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство  незаменимым...». А. Чехов 5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами». Л. Толстой 6. «Законы обязаны своей силой нравам». К. Гельвеции 7. «Древний обычай имеет силу закона». В. Максим 8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к  единению со всем сущим». Р. Тагор 9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе  взятых: голод, чума и война». У. Гладстон 10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения». Ш. Лемель 11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р.  Эмерсон 12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт 13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж.  Вольфром 14. «Соглашения предотвращают конфликты». X. Маккей 15. «Семья более священна, чем государство». Пий XI 16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства.  Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». Н.  Бердяев 17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф,  так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества». П.  Сорокин 18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными  узами». Д. Джебран 19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие  человека не измеряется его ростом». В. Гюго 20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее». Н. Гоголь 21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных  чувствовать свою бедность». В. Ключевский  22. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой  контроль нити истории». Р. Дарендор 23.«Семья является первичным лоном человеческой культуры»                 (И. Ильин). 24. «Религия одна, но в сотне обличий». (Б.Шоу) 25."Семья ­ основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни,  которые отличают человека от муравьев и пчел" (Г.К.Честертон)                          3.7.  Темы эссе по  обществознанию по разделу «Право» 1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной  свободы и общего блага». В. Соловьев 2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными». Цицерон 3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники  — народы». Ф. Глинка 4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов». П. Буаст 5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи». Лао­Цзы 6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению». О. Бисмарк 7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были  подчинены законам». Ж. Даламбер 8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии». С. Лец 9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права». Принцип  римского права 10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл». Ш. Монтескье 11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична». Латинское изречение  12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть  преступление». Сенека 13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». Ш. Монтескье 14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вольтер 15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием».  Теренций 16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть,  которую оно утверждает». А. Кененов 17. «Самый заклятый враг права — привилегия». М. Эбнер­Эшенбах 18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья». Цицерон 19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». Античный афоризм 20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть». Платон 21. «Самое большое преступление — безнаказанность». Б. Шоу 22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать». Г. Державин 23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они  соблюдались». Дж. Локк 24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия». Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов • Человек, индивид, личность ­ взаимосвязь понятий  Влияние характера человека на его взаимоотношения с  • окружающими людьми • Проблема познаваемости мира в трудах ученых • Я или мы ­ взаимодействие людей в обществе • Индустриальная революция ­ плюсы и минусы • Г лобальные проблемы человечества • Современная массовая культура ­ достижение или деградация?  Наука в современном мире ­все ли достижения полезны  • человеку? • Кем быть? Проблема выбора профессии. • Современные религии • Роль искусства в обществе • Экономика современного общества • Структура современного рынка товаров и услуг Безработица в современном мире ­ сравнительная  • характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. • Я и мои социальные роли • Современные социальные конфликты • Современная молодежь ­ проблемы и перспективы • Этносоциальные конфликты в современном мире • Семья как ячейка общества • Политическая власть ­ история и современность • Политическая система современного российского общества Содержание внутренних и внешних функций государства на  • примере современной России. • государства на выбор: одно из истории, другое современное). Формы государства ­ сравнительная характеристика (два  • Формы участие личности в политической жизни • Политические партии современной России • Право и социальные нормы • Система права и система законодательства • Развитие прав человека в ХХ ­ начале XXI вв. • Характеристика отрасли российского права (на выбор).                   Приложение 1 Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы  №  п/п ФИО по  ОДБ 05 Обществознание    Написани Написани е эссе по разделам е реферата Составле ние презентац ии  Подготов ка доклада Выполни л / Не выполнил ФИО   №  п/п Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы по ОДБ.04 История Составлени е тестов и эталонов ответов к Подготовка исследоват ельского проекта Составлени е опорных конспектов Подготовка творческой Составлени Составлени Подготовка сообщений Напи сани е эссе е таблиц е схем работы Составлени презентаци е й Выполнил / Не выполнил ним Приложение Интернет­ресурсы:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы   по учебной дисциплине  ОУД6 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ( включая экономику и право)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017