Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."
Оценка 4.9

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
история +1
Взрослым
07.06.2017
Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."
В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам. Современные нетрадиционные методы преподавания истории привлекают меня возможностью форсированно изучить большой объем исторического материала, подготовить учащихся к ЕГЭ. Убеждена, что для современного школьника важен опыт и смысл жизни исторической персоны и, таким образом, добытые в труде собственные мысли, чувства, переживания должны воплотиться в жизнь, должны ее совершенствовать по законам гармонии. Моя технология преподавания истории и обществознания построена на критическом мышлении, личностном переживании, воле. Учитель работает с самым хрупким материалом – личностью ребенка, и моя задача – «найти человека в человеке» - как говорил Федор Достоевский. И в этом мне помогают педагогические технологии современной школы: - приоритет личности ребенка, индивидуальный подход к обучению; - совместная проектная деятельность учащихся, групповые формы работы; - общение, которое позволяет реализовать творческие возможности и способности ребенка.В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам. Современные нетрадиционные методы преподавания истории привлекают меня возможностью форсированно изучить большой объем исторического материала, подготовить учащихся к ЕГЭ. Убеждена, что для современного школьника важен опыт и смысл жизни исторической персоны и, таким образом, добытые в труде собственные мысли, чувства, переживания должны воплотиться в жизнь, должны ее совершенствовать по законам гармонии. Моя технология преподавания истории и обществознания построена на критическом мышлении, личностном переживании, воле. Учитель работает с самым хрупким материалом – личностью ребенка, и моя задача – «найти человека в человеке» - как говорил Федор Достоевский. И в этом мне помогают педагогические технологии современной школы: - приоритет личности ребенка, индивидуальный подход к обучению; - совместная проектная деятельность учащихся, групповые формы работы; - общение, которое позволяет реализовать творческие возможности и способности ребенка.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРЯДЧЕНКО В.Н..doc
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА Тема: Современные образовательные технологии на  уроках истории и обществознания. Обобщение опыта по данной проблеме Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего,  формирование творческого мышления, способности критически  анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе  самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая  сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. На  современном уроке ученик должен не только слушать и запоминать, а под  руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы. Эффективность таких уроков  достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая  деятельность учителя сливаются воедино. Именно при таком условии  познавательная активность учащихся сразу повышается, они пытаются  принять самое непосредственное участие в разборе вопросов­задач типа:  «Докажите..?», «Сравните..?», «Почему...?» и т.п. В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного  образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и  учебникам. Современные нетрадиционные методы преподавания истории  привлекают меня возможностью форсированно изучить большой объем  исторического материала, подготовить учащихся к ЕГЭ.  Убеждена, что для  современного школьника  важен опыт и смысл жизни исторической персоны и, таким образом, добытые в труде собственные мысли, чувства, переживания  должны воплотиться в жизнь, должны ее совершенствовать по законам  гармонии. Моя технология преподавания истории и обществознания  построена на критическом мышлении, личностном переживании, воле.  Учитель работает с самым хрупким материалом – личностью ребенка, и моя  задача – «найти человека в человеке» ­ как говорил Федор Достоевский. И в  этом мне помогают педагогические технологии современной школы: ­ приоритет личности ребенка, индивидуальный подход к обучению; ­ совместная проектная деятельность учащихся, групповые формы работы; ­ общение, которое позволяет реализовать творческие возможности и  способности ребенка.  В моем арсенале есть особые педагогические приемчики, помогающие не  допустить «отключения» ученика от урока после того, как он уже ответил и  получил свою оценку. Можно использовать различные формы опроса. Одним  из результативных считаю неожиданный блицопрос. Почему? Во­первых, он  показывает реальные знания учащихся по предмету, во­вторых, система таких вопросов формирует в учащемся способность быстро мобилизовать  имеющиеся знания, умения и навыки.  В­третьих, держит ученика в состоянии  постоянной интеллектуальной готовности, что потом пригодится в ситуации  экзамена. Честно признаюсь, мне нравится периодически на уроках надевать  на себя маску этакого надалекого человека и на каждую фразу ученического  ответа задать вопрос: «Почему? Докажи!» Таким образом , можно проверить не только активные знания ученика, но помочь сформировать четкое научное  мышление, научить отвечать точно и аргументированно. Приемчик «Ура!  Учитель ошибся!». Иногда я намеренно допускаю ошибки в историческом  тексте или утверждении. Задача ученика – найти и исправить ошибку. В  результате развивается внимание, дети учатся критически оценивать  преподносимую информацию.  Иногда отвечающему ученику (особенно  слабому) на уроке помогает не учитель, а «консультант­спасатель». Этот  прием я называю «Спаси меня!» Получается, что ребята отвечают вдвоем, а то и втроем.  Благодаря этому способу вырабатывается чувство коллективизма.  При отработке какой­либо темы на уроке истории я прошу ребят составить  дома хронологические и терминологические диктанты или же составить  цепочки событий. Затем один ученик выступает в роли «диктора» (то есть  диктует). Проверяют такие работы наиболее сильные ученики. Это прием  «Сам себе режиссер». Считаю важным и необходимым использовать развивающие технологии  обучения истории. Развивающее обучение – это специально организованное, в  соответствии с законами психического развития школьников, обучение.  Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить  задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель  организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по  овладению знаниями. Для этого нужна система дидактических условий: ­ умения слушать, читать, наблюдать; ­ умения классифицировать и обобщать; ­ умение самоконтроля. Для меня очень важным являются показатели развивающего обучения  ребенка: ­ самостоятельное нахождение учащимися логических связей,  закономерностей; ­ уровень сформированности понятийного аппарата; ­ деятельностный подход учащихся к усвоению знаний. Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная  деятельность + система специальных заданий. В итоге, учащиеся должны  уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы,  должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать  дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание. Методы  исторического образования призваны создавать такие условия, в которых  осуществляется саморазвитие детского сознания на уровне открытия высших духовных состояний,на уровне существенных состояний понимания  содержания предмета, на уровне непосредственных практических  образовательных действий. Каждому уровню соответствует своя система  методов и условий. Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется  самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или  первоисточникам. Цель лабораторных занятий по учебнику: ­ формирование яркого, целостного образа­представления об исторических  фактах и их интерпретации авторами авторами учебников, реконструкция  собственного эмоционально окрашенного образа исторических фактов,  формулирование и аргументация личных оценочных суждений; ­ развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст,  различая объективные исторические факты и их авторскую интерпретацию; ­ оценивать учебную информацию на предмет достоверности; ­ сравнивать исторические сведения, содержащиеся в разных исторических  пособиях; ­ сопоставлять различные толкования исторических фактов; ­ формулировать собственные выводы; ­ аргументировать свою точку зрения. Семинарское занятие также является формой обучения, позволяющей  эффективно организовать самостоятельную работу учащихся. С  лабораторными занятиями по истории семинар сближает целевая установка:  получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе  изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра  аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования,  подготовки развернутых тематических выступлений. Критического  сопоставления источников. Но в отличие от других форм занятий на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а  представляют их на коллективное обсуждение в классе после  самостоятельной, предварительной работы дома с рекомендуемой  литературой. Таким образом, семинар является более сложной формой  организации учебного процесса по истории и результатом предшествующего  ему обучения школьников на уроках и лабораторных занятиях. Потому  эффективные семинарские занятия возможны только в старших классах. Я предпочитаю и в образовательном, и в воспитательном отношении не  сообщать ученикам факты в готовом виде, а предлагать им материал для  наблюдений и выводов и руковожу этими наблюдениями. Внимание детей повышается, следовательно, знания и умения детей совершенствуются только  в том случае, если перед ними ставятся конкретные вопросы­задачи: на  сравнение однотипных исторических явлений, выявление их общих черт и  отличий, на обоснование сделанных выводов, на установление причинно­ следственных связей между историческими явлениями, на характеристику  исторических деятелей и т.п. В связи с этим хорошо зарекомендовала себя  методика проблемного изложения материала. Проблемная ситуация на уроке,  когда у ребенка возникает интеллектуально­психологическое затруднение,  преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов,  выявление личной оценки противоречиям, на мой взгляд, вызывает интерес  ребят к изучаемым вопросам: почему так, ведь должно быть по другому.  Уверена, каждый учитель, давая урок, должен заботиться о повышении  познавательной активности с первой минуты урока, вызывать интерес к  изучаемому предмету. Например, на уроке истории в 7 классе по теме  «Феодальная раздробленность на Руси в 12­13 вв» в начале урока можно  поставить такой вопрос: «Усобицы – это феодальные войны. Они велись  повсюду: во Франции между баронами, в Сирии ­ между эмирами, в Германии  – между герцогами Священной Римской империи, в Англии – между королями и принцами крови. Войны эти имели разные последствия для стран и народов,  но только на Руси в 13 веке привели к трагическому исходу. Почему только  на Руси?» На такие вопросы ученики не всегда могут ответить, но  поставленный еще до начала изложения вопрос заставляет их мыслить,  заинтересовывает, повышает их познавательную активность. Очень важно  приучать к такой работе, по моему мнению, еще с младших классов.  Например, в 5 классе на уроке истории Древнего мира при изучении Древнего  Египта я начинаю урок с постановки такой проблемы: «Как, по­вашему,  вернее сказать: «Египет – дар Нила» или «Нил – дар Египта»? Пытаясь  ответить на этот вопрос, ученики, опираясь на известные им факты из истории страны, учатся овладевать умением самостоятельно строить рассказ путем  составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян.  Они обращают внимание на то, что вот уже в течение тысячелетий жизнь по  обе стороны реки не прекращается ни на минуту. Воображаемому  путешествию по Нилу предшествует и работа с картой, и использование  дополнительной литературы. Моя задача сводится к тому, чтобы  актуализировать известные ученикам знания по истории Древнего Египта,  сформировать у учащихся умение читать карту с опорой на легенду,  анализировать ее содержание на основе полученных знаний и делать выводы.  Интересно проблемное изложение для меня тем, что этот вид деятельности  носит творческий характер, требует от учащихся самостоятельности в  суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Проблемные задания  эффективны, если школьники уже приобрели необходимые знания и нужно  сделать эти знания активными. Таким образом. Очень удачно можно  использовать проблемные задачи и на завершающем этапе закрепления пройденного материала, при повторении, в качестве домашнего задания и для  решения в классе. Например, при изучении темы «Москва – центр борьбы с  ордынским владычеством» шестиклассникам предлагается решить  следующую задачу: «историки И.Б.Греков и Ф.Ф.Шахмагонов отмечали, что  отношения орды и Руси в 1371 году резко обострились, Тогда тверской князь  Михаил поехал в Орду и получил ярлык на великое владимирское княжение.  На Русь тверского князя сопровождал монголо­татарский чиновник Сарыхожа с отрядом. Московский князь Дмитрий Иванович, узнав об этом, перекрыл  дорогу на Владимир под Переяславлем. В тоже время владимирцы затворили  город и сели в осаду. Сарыхожа потребовал от Дмитрия выслушать ханское  повеление и присягнуть Михаилу. Дмитрий Иванович ответил: «К ярлыку не  еду, Михаила на княжение Владимирское не пущу, а тебе, послу, путь чист!»  Такого на Руси не бывало! Казалось бы, жди Москва карательного набега из  Орды, но этого, как известно не случились. Почему?» Если урок не  затрагивает ребят, им скучно и не интересно, то, хотя, они и усваивают что­ то. Но запоминают пройденный материал слабо, поэтому я всегда стараюсь  отыскивать что­то интересное и увлекательное в истории. Я стараюсь подать  это ученикам так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и  открытиям. Например на уроке, посвященном князю Владимиру в 6 классе, я  использую отрывок из «Памятников литературы Древней Руси 11­нач. 12 вв:  «Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволда и двух его сыновей. По его приказу был убит Ярополк. Его грехи долго можно  перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался  Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был  канонизирован». А великий русский историк Н.М.Карамзин так писал о нем:  «Владимир с помощью злодеяний и наемников овладел государством. Но  скоро доказал, что родился быть государем великим. Главное право его на  вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил  россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела  государственные». Это вызывает недоумение: князь был жестоким, убивал  своих родственников и противозаконно овладел русским престолом. Но  почему о нем так высоко отзываются известные русские историки и народ  сравнивает его с солнцем, а церковь производит в святые? Решение  проблемных задач с классом, как правило, обязательно является элементом  дискуссии. Я считаю, что на дискуссионных уроках каждый ищет свою  истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают  важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики. Хорошие результаты для активизации познавательной деятельности приносит  при обучении истории и обществознанию метод проекта. Это такая  организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе  планирования и выполнения определенных заданий. Проект – это модель  будущего, то есть прототип, прообраз какого­либо объекта, вида деятельности. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство  активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности  (творчества) и одновременно формирования определенных личностных  качеств. Три кита, на которых держится данная технология:  самостоятельность, деятельность, результативность. Виды проектов в  зависимости от возраста бывают: информационные, игровые,  исследовательские, творческие. По содержанию: межпредметные (история,  литература, мировая художественная культура). По способу выполнения:  индивидуальные и групповые. Для себя и ребят я определила алгоритм  действий учащихся в работе над проектом: 1. Определение темы и цели проекта; 2. Формирование рабочих групп; 3. Планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой  группой; 4. Обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»); 5. Выполнение проекта; 6. Описание проекта; 7. Защита проекта; 8. Оценка результатов. Результативность работы над проектом определяется по формированию  практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать  в группе, считаться с чужим мнением. Учебно­познавательный проект – это  поиск решения проблемы учащимися. Например на уроке обществознания в 6  классе при изучении темы «Государственная символика» ребята подготовили  исследование «Герб Тулы: история и современность». В своей работе  шестиклассники не только рассказали об истории тульского герба, но и  предложили свое, современное, видение тульского герба. Все ученики класса  приняли участие в этой работе, равнодушных не было. На уроке повторения в  8 классе «Россия в первой четверти 19 века» ученикам было предложено  выполнить мини­проекты. Организация творческого задания: учащиеся  делятся на 4 группы, получают рабочие листы, алгоритм выполнения заданий,  бумагу и иллюстративный материал. Иллюстративный материал я  подготовила, используя электронный диск «Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия. Уроки Отечественной истории 19­20вв». Каждая группа выполняет свое задание а затем представляет результат отчета по рабочему листу. Итоги  политики Александра 1 по вопросам: 1. Внутренняя политика. 2. Внешняя политика. 3. Отечественная война 1812 года. 4. Движение декабристов. Ученикам надо ознакомиться с инструкцией и выполнить задания. На  выполнение задания отводится 7­10 минут и на представление – 8­10 минут.  Творческая работа над проектом помогает вовлечь всех учащихся,  самореализоваться, раскрыть свои способности: анализировать, обобщать  изученный материал, делать выводы, работать в группах, оформительские  способности. Через развитие умственной и творческой активности ученика  происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой  труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить. Модульная технология. При обучении учащихся в 10­11 классах учитель  призван, не только насыщать учащихся исторической информацией, но и  учить детей самостоятельно добывать знания. Самообразование является  одним из условий развития интеллектуальной личности. Методика модульной  технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как  усвоению новой информации, так формированию умений и навыков обработки этой информации. Поэтому в своей работе со старшими классами я использую модульную (блочную) организацию подачи материала: ­ лекция (урок изучения нового материала); ­ семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования  знаний, умений и навыков); ­ зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений). Модульная технология имеет важное значение при построении исторической  вертикали, освещении исторической проблемы на протяжении нескольких  веков. Например, «История крепостного права в России». «История  освободительного движения в России», «Этапы формирования абсолютной  монархии в России».  Существенные элементы модульной технологии: ­ блочное (модульное) построение учебного материала; ­ мотивация учебной деятельности на основе целеполагания; ­ преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на  уроках истории; ­ организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на  основе рефлексии ученика и учителя. Я считаю, что модульная технология способствует формированию  творческой, самостоятельно мыслящей личности. В своей работе я широко использую игровые технологии. По моему мнению,  игры и другие познавательные задания позволяют лучше усваивать  программный материал и учиться с интересом. Очень популярны ролевые  игры­суды, которые нравятся школьникам. Конечно, они требуют большой  подготовительной работы, но у ребят появляется интерес к изучению темы,  развивается способность осознавать события и определять свое отношение к  исторической личности и к изучаемой эпохе, в которой эта личность жила.  Например, в 7 классе можно провести урок­игру «Суд над Петром 1», где  ученики выступают в роли обвинителей и адвокатов царя, а в роли свидетелей можно использовать мнения ученых­историков и современников Петра1. А  при подведении итога игры можно дать творческое задание, где ребятам  предлагается самим составить надпись к знаменитому памятнику Петру 1 в  Петербурге. Считаю полезным включать игры и при изучении новых терминов. Благодаря игре новые понятия усваиваются без особых усилий и с интересом.  Например, игра «Ромашка». Цель игры – вывести с помощью учеников  определенное понятие, например «натуральное хозяйство». На доске рисуется или прикрепляется ромашка, на лепестках которой записаны определенные  слова, ученикам предлагается высказать свои понятия , ассоциирующиеся у  них с понятием «натуральное хозяйство». В результате получаем определение, что натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором почти все необходимое для жизни производится внутри самого хозяйства.  На уроках истории и обществознания для более точного и эмоционального  восприятия новой темы и активизации мыслительной деятельности можно  применять метод составления синквейна. Синквейн – своеобразное  стихотворение­миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы  учащихся на уроке. Метод синквейна позволяет лучше освоить новые  понятия, опираясь на ассоциативное мышление. Алгоритм написания  синквейна: 1­я строка КТО? ЧТО? 1 существительное (тема синквейна, обозначает объект, предмет или явление,  о котором пойдет речь)) 2­я строка КАКОЙ? 2 прилагательных или причастия ( они дают описание признаков и свойств  выбранного в синквейне предмета или объекта) 3­я строка ЧТО ДЕЛАЕТ? 3 глагола или деепричастия (описываются характерные действия объекта) 4­я строка Фраза из четырех слов ( выражается личное отношение автора синквейна к  описываемому предмету или объекту) 5­я строка Одно слово­резюме, итог (характеризует суть предмета, объекта или явления) Примеры синквейнов по истории Жанна д АРК 1. Жанна д Арк 2. Отважная, неординарная 3. Сожгли, реабилитировали, канонизировали 4. Главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне 5. Орлеанская дева Коллективизация 1. Коллективизация 2. Несправедливая, насильственная 3. Раскулачивали, заставляли, принуждали 4. Объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства Примеры синквейна по обществознанию Социальная мобильность 1. Социальная мобильность 2. Восходящая, нисходящая 3. Изменить, переместить, проникать 4. Возможность смены социального слоя 5. Социальный лифт Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу. Его  написание требует от составителя реализации практически всех его  личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким  образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать  элементы всех трех основных образовательных систем: информационной,  деятельностной и личностно ориентированной. Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки  текста, я считаю необходимым ознакомить учащихся с иными способами  работы с источниками. Например с приемом представления работы в  кластерах. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. Как готовится кластер: выделяем центр – это наша  тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них  соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее  количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной  работе. При подготовке кластера ученик может использовать следующий  алгоритм действий: 1. Прочитай внимательно текст учебника; 2. Найди и выдели в тексте большие и малые смысловые единицы; 3. На листе бумаги в рамках или кружочках запиши принятые названия; 4. На основе текста учебника вокруг каждой рамки или кружка кратко   впиши сведения, соответствующие смысловым блокам ( это «веточки»  кластера) 5.  Установи связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и  соедини их стрелками; 6. Дополни кластеры новыми «веточками»­сведениями из дополнительной  литературы. На различных этапах урока я использую тестовые задания. На мой взгляд,  тесты не только активизируют познавательную деятельность, но и развивают  умения учащихся выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные  связи, признаки и причины разных исторических явлений и процессов. Здесь  на помощь учителю может прийти компьютер. Компьютерное тестирование  уместно и для индивидуального опроса, и опроса всего класса. На мой взгляд, этот прием позволяет осуществлять контроль объемного блока пройденного  материала. Сейчас имеется довольно много электронных ресурсов,  позволяющих проводить тестирование. Это и электронный продукт «1С:  Образование», разработанный по заказу Министерства образования РФ,  издание «История. 10­11 классы. Подготовка к ЕГЭ», «Повторение и  контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях» (издательство «Глобус»), «История: редактор тестов; тематические тесты»  (издательство «Учитель»), серия медиауроков «Виртуальной школы Кирилла  и Мефодия», комплект мультимедийных уроков и электронных  дидактических материалов для 5­8 классов по всеобщей истории «1 С и  Кодис и Медиа», мультимедийное приложение к учебнику А.А.Данилова и  Л.Г.Косулиной «История России. 20 век» («Клио Софт») и т. п. При  тестировании можно применять не только готовые разработки, но и самому  педагогу разрабатывать свои тесты. Указанные выше и другие электронные  пособия можно также использовать не только при опросе и контроле знаний,  но и при проведении мультимедийных лекций, проектной работы,  лабораторно­практических занятий (работа с историческими источниками,  документами, иллюстрациями и т.п.). но жизнь подсказывает. Что нужно  иметь и свои собственные разработки медиауроков и других заданий. Применение компьютерных технологий и современной техники в современной школе – один из эффективных способов активизации познавательной  деятельности на уроках истории и обществознания и повышения  результативности учебного процесса. Использование электронных  образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет облегчить объяснение материала  за счет наглядности, которой, к сожалению, не всегда достаточно, и вызывает  интерес ребят. Какие преимущества дает применение компьютера и  мультимедиа программ программ на уроках истории и обществознания? В  первую очередь, расширяются и обогащаются дидактические принципы  обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность,  последовательность, индивидуализация обучения и индивидуализация  активности. Моделирование урока с использованием ЭОР (интерактивных  таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повысит интерес  школьников к уроку, что поможет активизировать как интеллектуальную, так  и творческую деятельность ребят. Использование компьютера способствует  повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно­образное  мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся.  Формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку,  упорядичивание и др.). Компьютерные технологии можно использовать как  для работы с сильными учениками, так и для занятий с отстающими  учащимися: яркие иллюстрации, карты, схемы облегчают усвоение и  понимание темы. Сейчас стала очень популярной программа Power Point,  которая широко применяется не только преподавателями, но и учениками.  Мультимедийная презентация дает возможность подать информацию в  максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Я считаю, что очень  полезно использовать данную программу для создания опорного конспекта  урока, включив туда видеофрагмент, иллюстрацию какого­либо события,  портрет исторического деятеля, исторический источник, подведение итогов  темы. На слайдах заранее фиксируются все важные этапы урока. Благодаря этому, я экономлю свое время, так как мне не приходится делать записи на  доске во время урока. Еще одним положительным моментом презентаций  является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей,  а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом  этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти  (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового  материала. На мой взгляд, программу Power Point уместно применять не  только на уроках первичного изложения материала, но и при обобщении  большой темы. Например, использование программы Power Point на уроке  закрепления знаний в 5 классе по теме «Древний Египет» позволило учащимся больше узнать о письменности в Египте. При работе над презентациями в  программе Power Point ребятам приходится проводить большую научно­ исследовательскую работу, проявлять творческий подход. У них развивается  логическое мышление, в процессе демонстрации презентации ученики  приобретают опыт публичных выступлений», повышается самооценка.  Используя Интернет, учащиеся создали презентации по теме «Золотой век  русской культуры» (8 класс), в 9 классе по теме «Отечественная война 1941­ 1945 гг» ­ «Военная техника», «Блокада Ленинграда» в программе Power  Point. Также я создаю тесты в программе Power Point. Мною разработаны  презнтации – заочные путешествия, экскурсии в прошлое. Например, «Быт 19  века». Это дополнительный наглядный материал к уроку, который включает  фотографии и рисунки, отражающие жизнь и быт людей разных сословий.  Презентация помогает почувствовать атмосферу 19 века. Разработаны мною  уроки с применением Интернет: 8 класс по теме «Внутренняя политика  Александра 1». В начале урока с помощью презентации рассказываю об  Александре 1, начале его правления, реформаторах. Затем ученики заполняют таблицу «Реформы Александра 1» на основе сайтов  http://   классе при изучении темы «Российское государство в первой половине 19  века» (базовый уровень) использована работа в группах с материалами  учебника и ресурсами Интернет.  .  ru   ./  otwett  /11/    .  ru   .  html, http   histori. В 10   ://   www   .  naexamen    www   .  hronos    /  km    Заключение. Без интенсивного развития мышления школьников не может быть  полноценного современного обучения. Т.Эдисон считал, что важнейшей  задачей цивилизации является научить человека мыслить. Я уверена, что  умелое использование учителем разнообразных методов и приемов хорошо  активизирует работу учащихся, обеспечивает их устойчивое внимание на  протяжении всего урока. Это тем более важно, так как у многих учащихся не  выработалось умения слушать рассказ учителя в течение длительного  времени, они утомляются, начинают отвлекаться и в результате не усваивают  изучаемый материал. Сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся, заинтересовать  учащихся, а значит добиться хороших результатов при изучении истории и  обществознания,  сделать эти предметы любимыми – важная задача для  учителя.

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."

Обобщение опыта учителя истории и обществознания на тему "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2017