Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
22.04.2017
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе
Программа Первые шаги.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успех в современном мире во многом определяется способностью
человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и
ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить
план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных
целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и
за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике,
бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного
мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной
деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно
нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него
проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и
умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить
в итоге реальный, ощутимый результат.
В соответствии с требованиями Федерального государственного
возникла
образовательного стандарта начального общего образования
необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по
общеинтеллектуальному направлению.
Актуальность
программы обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной
деятельности, в будущем станут основой для организации научно
исследовательской деятельности.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно
деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,
3 видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности
обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания;
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям
информационного общества;
признание решающей роли содержания образования и способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного, социального и познавательного развития
обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм
общения для определения целей образования и воспитания и путей их
достижения;
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Первые шаги» предназначена для обучающихся начальной школы,
интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование
методологических качеств учащихся – способность осознания целей
проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее
достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума,
терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего
коммуникативных качеств,
мнения,
обусловленных необходимостью
взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и
воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в
группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая
возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе
могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения
4 творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде моделисхемы,
выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других).
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный.
Цель программы – формирование информационной грамотности
учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений
окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской
деятельности;
Способствовать формированию потребности
в самопознании и
саморазвитии;
5 Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и
поведения в социуме.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям
и задачам основной образовательной программы начального общего
образования, которая реализуется в школе: духовнонравственному,
социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;
созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Первые шаги» направлена не только на выработку самостоятельных
исследовательских умений, но и способствует развитию творческих
способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в
ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным
жизненно важным проблемам.
Примерные темы проектов:
Окружающий мир
Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
Погода своего региона
Минералы и горные породы своей местности
Дикорастущие растения своего региона
Культурные растения своего региона
Грибы своей местности
Разнообразие и поведение рыб
6
Местные виды птиц
Местная экосистема
Влияние факторов среды на рост и развитие растений
Загрязнение местных экосистем
Правила поведения в экосистеме
Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
Имена родного края
История в названиях рек, морей, океанов
Памятники города
Исторические песни и предания народов моего края.
Мои земляки в истории России.
Математика
Магические квадраты.
Логические игры.
Фокусы с числами.
Бумажный домик с мебелью.
Математический праздник.
7
Игры с числами.
Логические игры в древней истории.
Числа в пословицах и поговорках.
Единицы измерения в Древней Руси.
Коллекция самодельных измерительных приборов.
Русский язык
Способы шифрования текстов.
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
Передача тайного смысла в картинах.
Передача тайного смысла в книгах.
Постановка по произведению о шифрах.
Литература
Создание сборника пословиц и поговорок.
Создание сборника побасенок.
Создание сборника загадок.
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного
творчества.
Создание сборника сказок об одном из животных
Создание костюмов для сказочных персонажей.
8
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», и
«Унылая пора Очей очарованье!».
Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
Технология и изобразительная деятельность
Узоры в Древней Руси.
Закономерности в узорах.
Узоры в оформлении книг.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
«Узоры в истории нашего края».
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном
кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и
различных объектах села (парки, скверы, улицы, и пр.) Проектная
деятельность
включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,
заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником
нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (14 класс).
Программа внеурочной деятельности
«Первые шаги в науку»
рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю:
33 часа на первом году обучения;
34 часа на втором году обучения;
9 34 часа на третьем году обучения;
34 часа на четвертом году обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Воспитательные результаты проектной деятельности школьников
распределяются по трем уровням:
УРОВЕНЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ТРЕТИЙ
Предполагает
приобретение
первоклассниками
новых знаний,
опыта решения
проектных задач
по различным
направлениям.
Результат
выражается в
понимании детьми
сути проектной
деятельности,
умении поэтапно
решать проектные
задачи.
ВТОРО
Й
Предполагает
позитивное отношение
детей к базовым
ценностям общества, в
частности к
образованию и
самообразованию.
Результат проявляется
в активном
использовании
школьниками метода
проектов,
самостоятельном
выборе проекта,
приобретении опыта
самостоятельного
поиска, систематизации
и оформлении
интересующей
информации.
ПЕРВЫ
Й
Предполагает
получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в
участии школьников
в реализации
социальных
проектов по
самостоятельно
выбранному
направлению.
10 Участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям
Фестивали
Презентации
проектов
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Чемпионаты
Выставки
Конференции
В результате реализации программы у обучающихся будут
сформированы
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет
сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с
11 точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для
всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся
овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно
исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками,
универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об
объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающийся научится планировать и координировать совместную
деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и
координация деятельности с другими ее участниками; объективное
оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей
различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Оценка планируемых результатов освоения программы:
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению
планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для
продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся
опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного
12 уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка
индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения»,
при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
выстраивать
Это позволяет поощрять продвижения учащихся,
индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы,
проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка,
наблюдения и др.).
Важнейшим звеном внеурочной деятельности является формирование
универсальных учебных действий и личностных результатов, которые
осуществляются при выполнении следующих требований:
Отслеживание содержательного объема, осмысленность, система в
знаниях, прочность и действенность;
Объективность;
Индивидуализация;
Систематичность.
На занятиях по проектной деятельности используются разные виды
контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью обучающихся на каждом занятии.
Разработаны критерии и показатели для выявления универсальных
учебных действий и личностных результатов:
Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе» (за одно
занятие наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми
учениками группы, за месяц – за всеми учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения:
13 Ученики Число
ответов
(размышлений
) ученика в
ходе
дискуссии
(«+/»
логичные/ нет
Стиль поведения в
обсуждении
(вежливость,
грубость,
внимание/невнимани
е к чужому мнению)
Число
вопросов
ученика в
ходе
дискусси
и
(«+ +
+»)
Действия в
конфликтной
ситуации
столкновения
мнений и
интересов
(реакция на
критику,
форма
критики
чужого
мнения,
проявление
способности к
компромиссу,
выработке и
признанию
общего
решения и
т.п.)
Петя М. + + +
++++
Лена С.
Максималь
ный
уровень
Программн
ый уровень
Таблица результатов наблюдения:
«Настоящ
ий лидер»
Может
разрешить
острый
конфликт,
успокоить и
привлечь всех к
работе,
привести группу
к результату
«Отлич
ный
участни
к»
Длительно и устойчиво
активен в процессе решения и
представления результатов,
постоянно корректен,
считается с чужим мнением
14 Необходим
ый уровень
«Хороши
й
участник
»
Активен, логичен, вежлив в процессе
решения (но не всегда при
представлении результата); слушает
других, но может не посчитаться с их
мнением, может вспылить, обидеться,
отказаться от работы
Не очень активен, реагирует только на знакомый
материал.
Высказывается сам, но не слышит других,
нарушает нормы вежливости, пытается навязать
свое мнение остальным
«Мне
еще
многому
надо
научитьс
я»
«Я в
начале
пути»
Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или
никак не реагирует
Оценка отдельных личностных результатов проводится на основе анкет
и методик:
(Диагностика уровня развития коммуникативных склонностей)
Анкета №1
Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня
развития коммуникативных склонностей.
Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце
учебного года), с целью отслеживания динамики развития коммуникативных
склонностей обучающихся.
Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому
диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.
Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в
индивидуальной, так и в групповой форме.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На
каждый вопрос есть два варианта ответа: да или нет. Вам необходимо
15 выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос, подходящий именно вам,
и поставить «+» (если вы отвечаете на вопрос «да») и «–» (если вы отвечаете
на вопрос «нет») рядом с номером вопроса.
Вопросы
1. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
2. Если тебя ктото обидел, долго ли ты обижаешься?
3. Нравится ли тебе знакомиться с новыми людьми?
4. Правда ли, что тебе больше понравилось бы остаться дома с игрушками
и книжками, чем пойти гулять с ребятами?
5. Легко ли ты общаешься с людьми, которые намного старше тебя
(родители, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.)?
6. Трудно ли тебе общаться с малознакомыми ребятами?
7. Легко ли ты можешь познакомиться с незнакомыми ребятами?
8. Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе (например, при
переходе из садика в школу)?
9. Если ты захочешь познакомиться с кемто, подойдешь ли ты
знакомиться первым?
10.Часто ли тебе хочется побыть одному?
11.Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?
12.Стесняешься ли ты, когда тебе приходится первым подходить
знакомиться?
13.Любишь ли участвовать в коллективных играх?
14.Чувствуешь ли ты себя неуверенно среди малознакомых людей?
Обработка результатов. По окончании заполнения анкеты
подсчитывается количество совпадений с ключом. За каждый совпавший с
ключом ответ начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются.
Ключ
№ вопроса Ответ
1
+
16 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
Интерпретация результатов
От 11 – 14 совпадений – 15 баллов – высокий уровень развития
коммуникативных склонностей;
От 7 – 10 совпадений – 10 баллов – средний уровень развития
коммуникативных склонностей;
От 0 – 5 совпадений – 5 баллов – низкий уровень развития
коммуникативных склонностей.
Анкета №2
(оценка уровня воспитанности и культуры)
Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня
воспитанности и культуры.
Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце
учебного года), с целью отслеживания динамики развития воспитанности и
культуры обучающихся.
Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому
диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.
17 Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в
индивидуальной, так и в групповой форме.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На
каждый вопрос есть три варианта ответа:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на
каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами
ответа, рядом с номером вопроса».
Вопросы
1. Я веду себя уважительно по отношению к окружающим меня людям
(одноклассникам, друзьям, взрослым):
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
2. Я соблюдаю правила поведения в школе:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
3. Я всегда соблюдаю чистоту на улицах города:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
4. Я бережно отношусь к природе, соблюдаю правила поведения в лесу:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
5. Я всегда аккуратен и опрятен:
18 а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
6. Я бережно отношусь к вещам:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
7. Я поддерживаю чистоту в классе и в школе:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
8. Я всегда добр в отношениях с людьми:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
9. Я всегда говорю «волшебные слова»: «здравствуйте», «до свидания»,
«спасибо», «пожалуйста»:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
10.Я всегда уступаю место в транспорте пожилым людям:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
11.Я люблю посещать выставки, музеи:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
19 Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а»
обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под
буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно
набрать 33 балла.
Интерпретация результатов:
От 25 до 33 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень
воспитанности, культуры;
От 17 до 24 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень
воспитанности, культуры;
От 0 до 16 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень
воспитанности, культуры.
Анкета №3
(диагностика уровня самостоятельности)
20 Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня
самостоятельности.
Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце
учебного года), с целью отслеживания динамики развития самостоятельности
обучающихся.
Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому
диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.
Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в
индивидуальной, так и в групповой форме.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На
каждый вопрос есть три варианта ответа:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на
каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами
ответа, рядом с номером вопроса».
Вопросы
1. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
2. Я стараюсь самостоятельно выполнять задания:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
3. Я слежу за опрятностью своей одежды:
а) да;
б) и да, и нет;
21 в) нет.
4. Я самостоятельно собираюсь в школу (необходимые школьные
принадлежности, вещи):
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
5. Я люблю самостоятельно ухаживать за животными, растениями:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
6. Я помогаю родителям по дому:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
7. Я стараюсь самостоятельно преодолевать трудности
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
8. Я заранее планирую свои дела:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
9. Я получаю удовольствие, когда помогаю родителям:
а) да;
б) и да, и нет;
в) нет.
10.Родители мне доверяют несложные поручения (сходить в магазин за
хлебом, вынести мусор и т.д.):
а) да;
22 б) и да, и нет;
в) нет.
Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а»
обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под
буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно
набрать 30 баллов.
Интерпретация результатов:
От 23 до 30 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень
самостоятельности;
От 15 до 22 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень
самостоятельности;
От 0 до 14 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень
самостоятельности.
23 Также
промежуточный контроль
осуществляется учеником
посредством самооценки:
а) «Мои успехи на этой неделе».
Пример листа «Самооценка»
1.Вначале этого у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор)
Максимал
ьный
уровень
Программ
ный
уровень
Необходи
мый
уровень
«Превосхо
дно»
Необыкновенный
результат, его
будет сложно
повторить
Очень доволен, так как
результат отличается от
обычного
«Отлич
но»
«Хорошо
»
Доволен, похоже на то, что делаю
обычно
«Нормал
ьно»
Цель достигнута, но в следующий раз многое
сделаю иначе
б) Материалы проектов, исследований, поделок, мероприятий. Материалами
могут быть: сами исследовательские работы; фото, видео, презентационные
материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ
посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов
может сопровождаться листом «Самооценка». О необходимости и полезности
оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать
ученикам: Попробуйте сами оценить свои успехи». «Интересно взглянуть на
свои достижения?»
Пример листа «Самооценка творческого дела»
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
24 4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
Максимал
ьный
уровень
Программ
ный
уровень
Необходи
мый
уровень
«Превосхо
дно»
Очень высокий
результат, его
будет сложно
повторить
«Отлич
но»
Очень доволен,
так как
результат отличается от
обычного
«Хорошо
»
Доволен, похоже на то, что делаю
обычно
«Нормал
ьно»
Цель достигнута, но в следующий раз многое
сделаю иначе
Итоговым контролем может быть «конечный продукт» деятельности:
устный журнал;
электронная газета;
выставка творческих работ;
инсценирование;
музыкальное шоу;
мультимедийный продукт;
электронный фотоальбом;
сказка;
сценарий;
сборник творческих работ;
дневник путешествий.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики
образовательных достижений служит портфель ученика. Как показывает опыт
его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду
аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию
динамики образовательных достижений в широком образовательном
25 контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации
собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка,
рефлексия и т. д.). Портфель индивидуальных образовательных достижений
обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие
достижения обучающихся 14 классов за определенный период обучения:
листы самооценки, обработку и
таблицы результатов наблюдения,
интерпретацию результатов, на основании которых заполняется сводная
таблица, которая дает итоговую оценку планируемых результатов освоения
программы.
26 В таблице фиксируются результаты по формированию универсальных учебных действий, каждые из которых имеют свою систему
Сводная таблица
ранжирования.
Максимальный балл 45
Критерии
1.
Личностные
универсальные
учебные действия
Максимальный балл 15
Показатели (оценка в баллах)
Уровень воспитанности и культуры
Уровень самостоятельности
Уровень
развития
коммуникативн
ых склонностей
0т 5 до 15 б.
0т 5 до 15 б.
0т 5 до 15 б.
2.
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Задача не
решена
Знакомая задача
решена, но с
ошибками или с
чьейто помощью
Знакомая задача
решена полностью
самостоятельно
Решена необычная,
в чёмто новая
задача
Решена новая,
совершенно
незнакомая задача
Максимальный балл 15
0 б.
2 б.
5 б.
10 б.
15 б.
3.
Познавательные
универсальные
учебные действия
Цель не
достигнута
Цель достигнута,
но в следующий раз
многое необходимо
сделать иначе
Похоже на то, что
делается
обычно
Результат
отличается от
обычного
Необыкновенный
результат, его
будет сложно
повторить
0 б.
2 б.
5 б.
10 б.
15 б.
Итого
Выставляется
максимальный
из возможных
набранных
баллов
Итого
Выставляется
максимальный
из возможных
набранных
баллов
Итого
Выставляется
максимальный
из возможных
набранных
баллов
27 Максимальный балл 15
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
4.
Почти не
высказывается,
соглашается с
любым мнением
или никак не
реагирует
Не очень активен,
высказывается сам,
но не слышит
других, нарушает
нормы вежливости,
пытается навязать
свое мнение
остальным
Активен, логичен,
вежлив в процессе
решения (но не
всегда при
представлении
результата);
слушает других, но
может не
посчитаться с их
мнением, может
вспылить,
обидеться,
отказаться от
Длительно и
устойчиво активен
в процессе решения
и представления
результатов,
постоянно
корректен,
считается с чужим
мнением
Может разрешить
острый конфликт,
успокоить и
привлечь всех к
работе, привести
группу к результату
Выставляется
максимальный
из возможных
набранных
баллов
0 б.
2 б.
работы
5 б.
10 б.
15 б.
Итого
(Сумма баллов)
90 баллов – высокий уровень;
От 22 до 89 баллов – средний уровень;
До 21 балла – низкий уровень.
28 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
1 год обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1
Вводное занятие. Что
такое исследование.
2 Методы исследования
3
Практико
тренировочные занятия.
4
Классификация
предметов
5 Коллективное занятие
«Жилой дом»
6 Коллективная игра «Как
работает завод»
7 Наблюдение и
наблюдательность
8 Экскурсиянаблюдение
за воробьями.
5
5
4
4
2
2
4
1
2
1
1
1
1
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
9 Коллекционирование как
4
исследовательская
практика
1
3
4
4
3
1
2
3
1
3
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
10 Экспрессисследование.
Всего
2
33
7
2
26
2 год обучения
№
Тема
Количество часов
29 всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1 Что такое эксперимент
2 Структура исследования
3
Учимся выдвигать
гипотезы
4
План исследования
4
4
6
3
1
1
2
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
5 Сбор материала для
исследования
6 Что такое обобщение
7 Что такое понятие
3
5
7
1
2
3
3
4
3
3
4
5
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
8 Экспрессисследование
“Как зимуют травы”
Всего
2
34
7
2
27
3 год обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1 Как подготовить
сообщение
2 Подготовка к защите
3 Индивидуальные
консультации
6
5
6
1
1
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
3 Участие в конференциях
4
5
4
6
4
30 4 Миниконференция
5 Научнопрактическая
6
конференция
Выставка работ,
презентации
6
1
2
6
1
2
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
7
Работа по методикам
4
1
3
Всего
34
3
31
4 год обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Этап планирования
1
Выбор темы.
Определение цели и
задач.
2 Источники информации.
План работы.
4
8
5 Информация.
6
Выводы.
8 Презентация
Всего
Раздел 2. Этап исследования
6
7
Раздел 3. Этап презентации
8
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1.Вводное занятие. Что такое исследование (5 ч.)
4
8
6
7
8
34
31 Теория (2ч)
Понятие “исследование”. Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что
такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных
исследований? Что такое научное открытие?
Практика (3ч)
Плавучесть предметов. Эксперименты с магнитом и металлами.
Эксперименты по смешиванию красок.
2.Методы исследования (5 ч.)
Теория (1ч)
Думай самостоятельно. Просмотр книг. Вопрос ответ. Кино и телефильмы.
Помощь компьютера. Свойства света. Рост и размножение комнатных
растений.
Практика (4ч)
Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди).
3. Практикотренировочные занятия (4ч.)
Практика (4ч)
Игры «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени
другого персонажа», «Сколько значений у предмета», «Назовите как можно
больше признаков предмета», «Тема одна сюжетов много». Экскурсии: «
Почему светит солнце?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?»
«Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?» Рисование
осенних листьев, деревьев, фруктов (форма, цвет, где растут, почему меняют
цвет, и опадают с деревьев)
4. Классификация предметов (4 ч.)
Теория (1ч)
32 Понятие “классификации”. Классификация предметов по разным
основаниям.
Практика (3ч)
Игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», Геометрические фигуры для
классифицирования, «Четвертый лишний». Найди предметы и явления,
которые можно поделить надвое».
5. Коллективное занятие «Жилой дом» (4 ч.)
Практика (4ч)
Экскурсия и наблюдения за тем, как строятся и функционируют жилые
многоэтажные дома. Создание учащимся «собственной квартиры», рисование
несуществующей, идеальной квартиры. Сборку жилого дома. Коллективное
обсуждение выполненной работы.
6. Коллективная игра «Как работает завод» (2ч.)
Практика (2ч)
Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного
производства.
7. Наблюдение и наблюдательность (4 ч.)
Теория (1ч)
Преимущества и недостатки (показать наиболее распространенные
зрительные иллюзии) наблюдения.
Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и
др.).
Практика (3ч)
Парные картинки, содержащие различия; найди два одинаковых квадрата;
найди ошибки художника; найди силуэт изображённого предмета.
33 8. Экскурсиянаблюдение за воробьями.(1ч)
Практика (1ч)
9. Коллекционирование (4 ч.)
Теория (1ч)
Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно
коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практика (3ч)
Выбор темы для коллекции; сбор материала.
10. Экспрессисследование (1 ч)
Теория (1ч)
Что такое экспрессисследование.
Практика (3ч)
Минисеминар, выставка.
2 год обучения
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 ч)
1. Что такое эксперимент (4 часа)
Теория (1ч)
Самый главный способ получения информации.
Что знаем об
экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение эксперимента.
Практика (3ч)
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода
исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними
животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
2. Структура исследования (4 часа)
Теория (1ч)
34 Что такое тема исследования. Правила выбора темы исследования. Что такое
цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования.
Практика (3ч)
Анкета “Что мне интересно?” Составление модели “Почему репейник
колючий”.
3. Учимся выдвигать гипотезы (6 часа)
Теория (2ч)
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея
и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут
начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…,
что, если
Практика (4ч)
Игры задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на
Земле?” Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о
чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы
домашних животных»
4. План исследования (3 ч)
Практика (4ч)
Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?”
Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (15 ч)
5. Сбор материала для исследования (3 ч)
Практика (4ч)
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки,
значки, символы и др.
5. Что такое обобщение (5 ч)
35 Теория (1ч)
Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практика (4ч)
Упражнения
“Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
6. Что такое понятие (7 ч)
Теория (2ч)
Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие.
Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание
посредством примера и др.).
Практика (5ч)
Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е.
Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий. Тренировочные
задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.),
“Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок,
составление кроссвордов.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 ч)
7. Экспрессисследование “Как зимуют травы” (2 ч)
Практика (2ч)
3 год обучения
1. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите (6 ч)
Теория (1ч)
Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Практика(5ч)
“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и
др.
36 2. Подготовка к защите (5 ч)
Теория (1ч)
Что такое защита. Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Практика(4ч)
«Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.
3. Индивидуальные консультации (6ч)
Практика(6ч)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих
в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной
защите.
4.Участие в конференциях (ч)
Практика(6ч)
Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выступления в группах малого
состава.
5. Миниконференция (6 ч)
Практика(6ч)
Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных
исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные
мнения об услышанном.
5. Научнопрактическая конференция (1 ч)
Участие предполагает присутствие на гимназической конференции,
выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание
собственных суждений.
6. Выставка исследовательских работ, презентация (2 ч)
Практика(2ч)
Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения
членов клуба, их пожелания.
7. Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Миникурсы” (4ч)
37 Теория (1ч)
Работа по методикам “Продолжи исследование”
Практика(3ч)
“Миникурсы»
4 год обучения
Раздел 1. Этап планирования (12 ч)
1. Выбор темы. Определение цели и задач (4 часа)
Практика(4ч)
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение
возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта,
создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта)
2. Источники информации. План работы (8 часов)
Практика(8ч)
Определение источников информации,
составление плана работы,
распределение обязанностей (для группового проекта).
Консультация по методам сбора информации и его обработке.
Раздел 2. Этап исследования (12 ч)
3. Информация (6 часов)
Практика(6ч)
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов,
экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)
Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной
целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели
проекта.
4. Выводы (7 часов)
38 Практика(7ч)
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода,
обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта.
Оформление конечного продукта.
Раздел 3. Этап презентации (8 ч)
Презентация (8 часов)
Практика(8ч)
Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения
презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен
впечатлениями.
39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся
[Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. №
18. – С. 6874.
2. Горский, В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [ Текст] / В.А.
Горский// Стандарты второго поколения. Москва,2010.С.15.
3.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. [ Текст] / Д. В. Григорьев// Стандарты второго
поколения. Пособие для учителя. Москва,2010. С.25.
4. Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности.
[ Текст] /
Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. . Москва,2010. С.40.
5.Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной
технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
6.Дик, Н.Ф. Школа полного дня. Новое содержание обучения и воспитания в
12 классах.
40 [ Текст] / Н.Ф. Дик// Государственные стандарты второго поколения.
Москва,2010. С.1545.
7. Дик, Н.Ф., Белостоцкая, Н.Ф. Школа полного дня. Целый день идет игра!
Н.Ф. Дик// Игровые технологии обучения и воспитания.
[ Текст] /
Государственные стандарты второго поколения. Москва, 2010. С.527.
8. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской
деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика
административной работы в школе. – 2003. № 7. – С. 4144.
9.Новикова, Т. Проектные
деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151157.
10. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для
учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 200845
технологии на уроках и во внеурочной
11.
Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном
учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.:
АРКТИ, 2003. — 112с.
12. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4,
2000, — с. 5255
13. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1,
2000, — с. 4
14.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/
[А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.]; под ред. Воронцова,
А.Б. – М.: Просвещение, 2010.
15.Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших
школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития, 2002
16. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. Самара,
Учебная литература, 2006.
17.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф //
Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84106.
41 18.
Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя
от обязанностей всезнающего оракула. [Текст] //Директор школы, № 3, 1998
19.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования // Министерство образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Интернетресурсы для учителя
http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики
и информационной поддержки развития образования МИОО
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
Для обучающихся:
1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах
2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. Самара, Учебная
литература, 2006.
3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф //
Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84106.
Интернетресурсы для обучающихся:
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика
http://matriz.karelia.ru/
Портал исследовательской деятельности учащихся www.researcher.ru
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника» www.issl.dnttm.ru
Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ
им. В. И. Вернадского vernadsky. info
Уроки Кирилла и Мефодия. мультимедийный учебник из серии "Начальная
школа»
42 СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
от «___» _________2016 г. № __
_____________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ О.Н. Куликова
« _____» _____________ 2016 г.
43
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.