Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Оценка 4.9

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
история +1
Взрослым
28.04.2017
Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это поток необработанной информации, который идет на учеников и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке.
методические рекомендации.doc
Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания Содержание Содержание.....................................................................................................................................1 Часть 1. Психолого­педагогические основы активизации познавательной деятельности  учащихся.........................................................................................................................................5 1.1 Активизация познавательной деятельности как психолого­педагогическая проблема.....5 1.2 Возрастные особенности обучающихся..................................................................................7 Часть 2. Методика активизации познавательной деятельности учащихся.............................10 2.1 Основные способы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.......10 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ...............................................................................................................18 Заключение...................................................................................................................................19 Приложение 1...............................................................................................................................21 Урок по теме: Потребитель и его права.....................................................................................21 1 Пояснительная записка. Страшная эта опасность – безделье за   партой; безделье шесть часов ежедневно,   безделье   месяцы   и   годы.   Это   развращает,   морально   калечит человека,   и   ни   школьная   бригада,   ни   школьный   участок,   ни   мастерская   – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.                                                                                      Сухомлинский  В. А.    На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения.   В   первую   очередь   это   поток   необработанной   информации, который идет на учеников и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к   наиболее   актуальным   проблемам   современной   педагогики.   Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов. Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно­следственные связи. Данные факты говорят о том, что   надо   искать,   разрабатывать   и   внедрять   новые   формы   и   средства активизации   познавательной   деятельности.   Результативная   познавательная деятельность   способствует   формированию   целеустремленной   личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и конечно же реализовывать свои возможности.   Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности   и   качества   образования   обучающихся   на   основе   активизации познавательной   деятельности     учащихся   на   уроке.   Для   этого   необходимо использовать   современные   педагогические   технологии;   использовать 2 межпредметные   и   метапредметные   связи,   повышающие   уровень   познания; учитывать индивидуальные особенности учащихся. Новизна  методической   разработки   по   предмету   заключается   в совершенствовании   образовательного процесса посредством использования инновационных  технологий, проектной деятельности и, что немало важно, создавать   условия   для   формирования   познавательной   активности подрастающего   поколения.   Педагогическая   деятельность,   на   мой   взгляд, должна   быть   направлена   на   формирование   творчески   мыслящей   личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самовыражению. Поэтому на уроках   необходимо   учить   ребят   слушать   и   слышать,   уважать   мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; активно и творчески работать;   анализировать   факты   и   информацию;   творчески   подходить   к изучаемому материалу и проявлять свою индивидуальность.    Цели методической разработки:  ­ Изучить особенности познавательной деятельности учащихся; ­   Апробировать   методы   и   технологии,   с   помощью   которых   удастся наиболее эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.   Задачи методической разработки:  ­ выявить наиболее эффективные приемы, методы, формы и технологии активизации познавательной деятельности учащихся; ­   повысить   интерес   к   преподаваемым   предметам   (история   и обществознание); ­ развивать мотивацию учебной деятельности; ­ повысить результативность обучения (ГИА, ЕГЭ); ­   активизировать   подготовку   и   участие     учащихся   к   предметным олимпиадам и различным творческим конкурсам.   3 Ожидаемые результаты:  ­ высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной   деятельности;   повышение   уровня   обученности,   высокая   степень удовлетворенности субъектов деятельности;  ­   ценность   творческого   открытия,   понимания   личностных   смыслов   и целей   своей   учебной,   социально­проектной,   учебно­профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления; ­ ценность   образовательных   результатов   как   изменения   в личностных   ресурсах   обучаемых   (мотивационных,   инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.   4 Часть 1. Психолого­педагогические основы  активизации познавательной деятельности учащихся. 1.1   Активизация познавательной деятельности как  психолого­педагогическая проблема. Каждому   педагогу   необходимо   учитывать   тот   факт,   что   учащиеся разных   возрастных  категорий,    будут  по­разному  проявлять   активность   на уроке.  Старшеклассники   обычно   проявляют   свою   активность   с   волевой   и   школьников   активность интеллектуальной   стороны,   а   для   младших   опосредуется   эмоциональной   окраской,   которая   во   многом   зависит   от установки   учителя.   познавательной активности.    Соответственно   можно   говорить   об   уровнях 1. Познавательная   пассивность   –   характеризуется   отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание учителя. Здесь учитель   должен   проявлять   терпение:   давать   время   на   обдумывание,   не перебивать ученика во время ответа; стараться установить добрые отношения. 2. Активный   уровень   –   характеризуется   наличием   активности,   но только в эмоционально­привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учителю необходимо уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока. 3. Исполнительно­активный   уровень   –   характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью   к   решению   проблемных   задач   и   ситуаций.   В   данном   случае 5 учитель должен уметь не допускать скуки на уроке и поддерживать высокий уровень   познавательной   активности.   Использовать   активные   методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д. 4. Творческий уровень – характеризуется готовностью школьников самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу. У  одного  и  того  же  ученика  на  различных  уроках  познавательная активность  может  резко  изменяться, в  зависимости  от  того, какой  учитель учит, чему  учит  и  как  учит, как  он  умеет  активизировать  класс. Степень активности  школьников  является  реакцией  на  методы  и  приемы  работы учителя, интегративным  показателем  его  профессионального  мастерства.             Критерии  степени  профессиональной  подготовки  учителя: 1. Умение  создать  учебно­познавательную  атмосферу. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Используемые  методы  обучения. Деятельность  и  активность  учащихся  на  уроке. Контроль  и  коррекция  деятельности  учащихся. Речь  учителя  и  её  значение  на  уроке. Взаимоотношения  учителя  и  учащихся. Воспитывающая  сторона  урока. Результативность  урока. 8.    Систематическое  внедрение  определенных  педагогических  методов и     приёмов,   помогающих     переходу     учащихся     с     одного     уровня познавательной     активности     на     другой,   способствует     и     повышению профессионализма   самого   учителя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление   о   тех   условиях,   которые   способствуют   развитию   активной познавательной   деятельности,   о   специфике   работы   с   разными   группами учащихся, о роли учителя в этом процессе.  6 1.2  Возрастные особенности обучающихся.  Развитие   ребёнка   представляет   собой   постоянный   переход   от   одной возрастной  ступени  к  другой,  связанный   с  изменениями  личности  ребёнка. Каждый   возрастной   период   приносит   ребёнку   особое   личностное новообразование. В современной психологии принято выделять 9  возрастных периодов человека:  1) перинатальный период (новорождённость);  2) младенчество (от рождения до 1 года);   3) раннее детство (1­3 года);   4) дошкольный возраст (3­7 лет);   5) младший школьный возраст (от 7­12 лет);   6) подростковый возраст (отрочество) (12­15  лет);   7) юношеский возраст (15­25 лет)  8) зрелость (от 25­60 лет)  9) старость (60 лет и старше).  Проблемами возрастной периодизации особенно интенсивно занимались Л.С.Выгодский и А.Н.Леонтьев.   По утверждению Л.С.Выгодского, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем, поэтому существуют  так называемые «кризисы возрастного  развития» ­  переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития: кризис новорождённого (до 1 месяца), кризис 3­х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11­12 лет) и юношеский кризис. Н.Леонтьев считает критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, развитие которой 7 обуславливает   главнейшие   изменения   в   психических   процессах   и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.  Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная   ситуация»,   свои   «ведущие   психологические   функции»   (Л.   С. Выгодский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев): Период Возра ст Критерии периодизации Социальная Ведущая деятельность ситуация развития Взрослый­ Физиологичес Личностное новообразование Способность   активно Новорож 0­1 дённость мес. ребёнок Младенч 1   мес. Взрослый­ кие отправления Эмоционально бодрствовать, перцептивная память Способность   активно ество Раннее детство –  1 год 1­3 года ребёнок е общение Взрослый=ре Предметно­ бодрствовать, перцептивная память Потребность   в бёнок манипулятивн ая ориентировке, система «Я»   речь, Дошколь ное 3­7 лет Ребёнок­ взрослый деятельность Сюжетно­ ролевая игра Внутренняя соподчинение мотивов   позиция, детство Младшее школьное детство Подростк овый возраст Юность 7­12 лет Ребёнок­ сверстники Игра и учение Произвольное целеполагание 12­15 лет Подросток=с верстники Интимно­ личностное Способность идентификации   к 15­17 лет Юноша­ сверстники общение Самоопределе ние 8   Чувство первая любовь одиночества, В работе необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей.   В   обучении   истории   и   обществознания   разноуровневая дифференциация   имеет   особое   значение.   Это   обусловлено   также   и спецификой   учебного   предмета:   у   одних   учащихся   усвоение   истории,   а конкретно дат, событий сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной   ситуации   учителю   важно   учитывать   как   познавательные   интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом   планировании   результатов   обязательной   подготовки учащихся   (усвоение   минимума)   и   формировании   повышенных   уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень   обучения,   учитывая   свои   способности,   интересы,   потребности, варьировать   свою   учебную   нагрузку,   учиться   адекватно   оценивать   свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через   применение   разноуровневых   заданий   для   учащихся,   выполняемых   на уроке   с   целью   закрепления   знаний,   в   качестве   контрольных   заданий   на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по истории и обществознанию. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. 9 Часть 2.  Методика активизации познавательной деятельности  учащихся 2.1 Основные способы и методы активизации познавательной  деятельности учащихся.       На протяжении многих лет методисты пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И с каждым годом возникает все больше и больше вопросов по этому поводу. Именно методика обучения истории и обществознания   дает   нам   ответы   на   сложные   вопросы   практики.   Понятие «метод» означает – путь исследования, теория, «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». Известный философ и мыслитель прошлого Френсис Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте. Действительно, правильно выбранный  метод  достижения   определенных   целей  играет   важную   роль     в достижении желаемого результата.   От педагогического мастерства учителя зависит,   насколько   полно   реализуется   активизация   познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.  Способы активизации познавательной деятельности учащихся.  1. Применение нетрадиционных форм урока.  Анализ   педагогической   литературы   позволяет   выделить   несколько десятков   типов   нестандартных   уроков.   Их   названия   дают   некоторое представление   о   целях,   задачах,   методике   проведения   таких   занятий. Наиболее   распространенные  из  них:   уроки­«погружения»;   уроки ­  деловые игры;   уроки   ­   пресс­конференции;   уроки­соревнования;   уроки   типа   КВН; театрализованные уроки; уроки­консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми   формами   работы;   уроки   взаимообучения   учащихся;   уроки творчества; уроки­аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки­зачеты; 10 уроки­сомнения;   уроки   ­   творческие   отчеты;   уроки­формулы;   уроки­ конкурсы; бинарные уроки; уроки­ обобщения; уроки­фантазии; уроки­игры; уроки­«суды»;   уроки   поиска   истины;   уроки­лекции   «Парадоксы»;   уроки­ концерты; уроки­диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки ­ ролевые игры; уроки­конференции; уроки­семинары; уроки­игры «Поле чудес»; уроки­ экскурсии;  интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации,   методике   проведения,   больше   нравятся   учащимся,   чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.   Поэтому,   по   мнению   И.   П.   Подласого,   практиковать   такие   уроки следует   всем   педагогам.   Но   превращать   нестандартные   уроки   в   главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из­за большой потери   отсутствия   серьезного   познавательного   труда, времени, результативности.    невысокой 2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.  Игровые   формы:   дидактические,   ролевые,   имитационные, организационно­деятельные.  Игра   —   одно   из   древнейших   средств   воспитания   и   обучения   детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.  3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект   ­   субъектному).  Такой   переход   способствует   самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.  4. Широкое применение проблемно ­ задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик 11 осваивает   те   знания,   умения   и   навыки,   которые   ему   и   надлежит   усвоить согласно   программе   курса.   Проблемная   ситуация,   созданная   на   уроке, рождает   у   учащихся   вопросы.   А   в   появлении   вопросов   выражен   тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.   Виды ситуаций:  — ситуация­выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);  —   ситуация­неопределенность,   когда   возникают   неоднозначные решения ввиду недостатка данных;  —   ситуация­конфликт,   которая   содержит   в   своей   основе   борьбу   и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;  — ситуация­неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;  —   ситуация­предложение,   когда   преподаватель   высказывает предположение   о   возможности   новой   закономерности,   новой   или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;  —   ситуация­опровержение,   если   необходимо   доказать несостоятельность какой­либо идеи, какого­либо проекта, решения;  —   ситуация   ­   несоответствие,   когда   она   не   «вписывается»   в   уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.  Пример проблемного задания: «Пользуясь картами, установить, почему вода   в   бессточном   озере   Чад   пресная   (вода   его   чуть   солоноватая)».   Это задание предлагается учащимся в VII классе, в курсе географии материков и океанов.   Из   предшествующего   курса   они   знают,   что   сточные   озера   имеют пресную воду, а соленая характерна для бессточных озер. Столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом создает у школьников интеллектуальное   затруднение,   озадачивает   их,   т.е.   возникает   проблемная   ситуация. 12 Итак,   затруднение   вызывает   противоречие   между   отсутствием    поверхностного стока и почти пресной водой. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить. Учащиеся уже знают, что сток может быть не   только   поверхностным,   но   и   подземным,   не   только   постоянным,   но   и временным, и делают предположение, что один из этих видов стока   здесь существует.  Трудность в использовании  технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то,   как   было   найдено   решение.   Вместе   с   тем   все   школьники   должны приобщаться к такому роду деятельности.  5. Использование на уроке разнообразных   форм учебной работы учащихся.  Формы   учебной   работы   учащихся:   коллективные,   групповые, индивидуальные,   фронтальные,   парные.   Групповая   форма   общения   группа   людей).   Организация соответствует   структуре   (один   человек   → групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная  группа учащихся). Для (учитель   учащиеся класса), б) бригадная (учитель  → → этого   класс   делится   на   рабочие   группы   по   несколько   человек   в   каждой. Задание   получает   группа   в   целом.   Возглавляет   группу   доверенное   лицо учителя – консультант. Работа в группах может строиться по­разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Иногда   группа   фронтально   проговаривает   и   обсуждает   трудные   вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель   ученик) или в парах сменного   состава,   когда   каждый   ученик   по   очереди   и   в   индивидуальном  ученик, ученик  → → 13 порядке   работает   с   другими   учениками   класса   или   учебной   группы   под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации обучения предполагает   такую   организацию   учебной   работы,   которая   является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый   всех;   знания   каждого   зависят   от   знаний   других   членов   группы   и являются общей ценностью. 6. Применение  новых информационных технологий       Мультимедиа­уроки положительно влияют на познавательную  активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком  уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь  главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное  оборудование позволяет демонстрировать на уроках:  ­ тематические презентации,  ­ теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме, ­ видеофрагменты и видеосюжеты, ­ карты,  ­ картосхемы,  ­ таблицы и многое другое.        Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. Интерактивные карты ­ новый  тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны,  интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е.  являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с  использованием особого языка ­ условных знаков. С другой стороны, у них  появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным  системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера  возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран  14 — это физико­географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано  только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет  акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент  рассказывает учитель.  7.   Систематическое   использование   различных   средств контроля. Совершенствование  проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное   условие   повышения   эффективности   урока.   Это   и   зачеты,   и диктанты,   и   мини­экзамены,   и   тесты,   и   перфокарты,   и   лабиринты,   и дидактические   карточки;   терминологические   кроссворды   и   т.д.   Одно   из интересных   форм   организации   коллективной,   познавательной   деятельности учащихся   –   общественный   смотр   знаний,   который   является   зачетом   для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде   ­   учении,   способствует   созданию   в   детском   коллективе   атмосферы доброжелательности,   формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих взаимопомощи,   воспитанию   одноклассников.   Кроме   того,   смотры   знаний   углубляют   знания   ребят   по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса истории и обществознания.  8.Вовлечение   учащихся   в   создание   творческих   работ Сила   влияния   творческих   работ   школьников   на   познавательный   интерес состоит   в   их   ценности   для   развития   личности   вообще,   поскольку   и   сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся   выполняют   такие,   как   составление   кроссвордов,   викторин, сообщения   и   доклады   учащихся,   которые   иллюстрируются   презентациями. Учащиеся,   самостоятельно   создавая   презентации,   осваивают   работу   с 15 компьютером,   причем   одну   из   самых   распространенных   сейчас   программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из­за отсутствия   времени.   Презентации   же   можно   или   включить   в   урок   (в объяснение   учителя),   представить   в   виде   визуального   ряда   при   проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к   такому   домашнему   заданию.   Еще   одна   явная   польза   от   такого   рода домашних заданий.  Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.   9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов. 1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).  2)   «Для   меня   сегодняшний   урок   ...»   (ожидание   от   изучения   темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).  З)   «Экспертная   комиссия»   (группа   учащихся­помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).  4)   «Работа   в   диадах»   (предварительное   обговаривание   вопроса   с товарищем, формулировка единого ответа).  16 5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего­либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).  6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).  7)   Художественное   изображение   (схема,   рисунок,   символьный   знак, пиктограмма) и др.   10.   Использование   всех   методов   мотивации   и   стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся   сил,   побуждающих   человека   к   деятельности   и   придающих   ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована   устойчивая   мотивация   в   саморазвитии,   приобретении   новых знаний   и   умений.   Мотивация   саморазвития   учащихся   обусловлена образовательным   и   потребностями   —   желанием   освоить   основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.  Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:  I.   Эмоциональные:   поощрение,   учебно­познавательные   игры,   создание ситуаций   успеха,   стимулирующее   оценивание,   свободный   выбор   заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.  II.   Познавательные:   опора   на   жизненный   опыт,   учёт   познавательных интересов,   создание   проблемных   ситуаций,   побуждение   к   поиску альтернативных   решений,   выполнение   творческих   заданий,   развивающее ­развивающаяся кооперация.  III.   Волевые:   информирование   об   обязательных   результатах, формирование   ответственного   отношения,   выявление   познавательных 17 затруднений,   самооценка   и   коррекция   своей   деятельности,   формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности  IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи,   развитие   эмпатии,   сопереживания,   поиск   контактов   и сотрудничества,   заинтересованность   результатами   коллективной   работы, организация само­ и взаимопроверки.     Таким   образом,   мотивации   является   основным   условием интерактивного   обучения,   поэтому   для   любого   педагога   важно   выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать   оптимальные   методы   мотивации   и   стимулирования деятельности   учеников   в   целях   реализации   личностно   ­   ориентированного развивающего подхода.  Любой   учитель   постоянно   находится   в   поиске   новых   технологий обучения.  Ведь  они  позволяют  сделать урок  необычным, увлекательным, а значит   и   запоминающимся   для   ученика.   Только   творчески   работающий учитель может добиться у учащихся интереса   к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ С     использованием     активных   методов   обучения   информационных технологий   обучения   повысился   интерес   у   ребят   к   предмету,   обеспечена объективность         в     оценке   знаний   учащихся,   снижена       трудоемкость процесса   составления контрольных работ и экзаменационных материалов. Учащиеся   имеют   прочные,   глубокие   знания   по   предмету,   у   них сформированы   стойкие   познавательные   интересы,   развито   умение самостоятельно   решать   возникающие   проблемы   и   научно   объяснять 18 происходящие исторические процессы,  полученные  знания применяются  на практике.   В чем инновационность моей деятельности:  в развитии творческой индивидуальности учащихся;  в   формировании   у   школьников     способности   выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие задачи;  а   также   в   развитии   общей   технологии   творческого   поиска: самостоятельный   перенос   ранее   усвоенных   знаний   и   умений     в   новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта;  в определении структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа;  в развитии критичности мышления. Заключение Апробированные при реализации методической разработки   методы и технологии развития у обучающихся активной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания: ­   позволяют     проявить   обучающимся   его   личные   качества, направленность ума, воли, чувств; ­ повышают мотивацию к учению; ­ развивают познавательную активность; ­ вызывают интерес к предмету; ­ дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве; ­ способствуют повышению качества знаний.    19 Список использованных источников 1. Актуальные   вопросы   методики   обучения   истории   в   средней школе.­ М., 2004. 2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно­воспитательного процесса:  (Метод. основы). ­ М.: Просвещение, 1982. 192 с. 3. Бондаревский В..Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. ­ М.: Просвещение, 1985. ­ 144 с. 4.  Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. ­ М., 2001. 5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов  пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под  ред. А. В. Петровского. ­ 2­ое изд. испр. и доп. ­ М.: Просвещение, 1979. ­ 288  с. 1991.  6. 7. Выготский   Л.С.   Педагогическая   психология.   ­   М.:   Педагогика, Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. 8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности  учащихся. ­ М.: Знание, 1983. ­ 96 с. ­ (Новое в жизни, науке, технике. Сер.  «Педагогика и психология», № 3). 9.  Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в  учебном процессе. // Преподавание истории в школе, 2003, № 9, с. 44. 10. Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности  школьника. Кн. для учителя. ­ М.: Просвещение, 1972. ­ 218 с.  11. Интернет­ресурсы.   20 Приложение 1 Урок по теме: Потребитель и его права. Тип урока: изучение нового материала. Цели:  Образовательные:  познакомить   учащихся   с   правовым   статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей». Развивающие:   1. Формирование элементарных умений защиты своих прав в данной области. 2.   Формирование   навыков   самостоятельной   работы   с   нормативно­ правовыми   актами   и   применение   своих   знаний   при   решении   практических задач. Воспитательные:  1. Воспитание сотруднических отношений в работе в группе. Воспитание культуры поведения потребителя. 2. Знания и умения: ­ знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права; ­   знать,   каким   образом   можно   защитить   свои   права   в   случае   их нарушения.  Оборудование урока: ­ Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992г. № 2300­1, редакция от 1 октября 2009г.; ­   раздаточный   материал,   выдержки   из   закона   о   защите   прав потребителя; задания для групп; ­   проектор,   презентация   выполненная   в   программе Notebook,интерактивная доска. План урока: 21 1. 2. 3. 4. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала. Рефлексия. Итог урока. Организационный момент. 5. Ход урока: 1. ­ Здравствуйте, ребята!  2. Сообщение темы и целей урока. Весь мир – театр. Все люди в нем – актеры. И каждый здесь свою играет роль. ­ Так определил место человека в обществе известный английский поэт В. Шекспир. И действительно, каждый человек за свою жизнь играет огромное количество ролей: ученика, брата, сестру, родителя, друга и т.д. Роли эти меняются   с   возрастом,   зависят   от   профессий,   положения   в   обществе   и   в семье.         Но есть роль, которую мы начинаем играть, только появившись на свет, и продолжаем играть всю жизнь. Часто мы играем ее бессознательно, даже не задумываясь, насколько правильно мы ведем свою партию. Это роль потребителя. И сегодня мы поговорим о правилах игры этой роли. Что мы должны   делать,   чтобы   быть   разумными   и   экономически   грамотными потребителями.   Тема   нашего   урока:   «Потребитель   и   его   права».   На   этом уроке   мы   определим,   кто   такой   потребитель,   выясним   наши   права,   как потребителей, и возможности их защиты. 3.Изучение новой темы. 22 ­   Все   мы   когда­либо   делали   покупки,   ездили   в   транспорте,   но   не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей.  А сейчас я вам предлагаю несколько ситуаций, которые вы попробуете разрешить, используя свой собственный опыт. 1)   Вы   пришли   на   рынок,   чтобы   купить   килограмм   яблок.   Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации? 2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримите? 3)   В   киоске   вы   купили   буханку   хлеба.   Дома,   разрезав   хлеб,   вы обнаружили непромес. Что вы предпримите? ­ Итак, делаем вывод:   ­ кто может быть потребителем? – физическое лицо. ­   каким   способом   потребитель   может   получить   товар?   –   покупает, заказывает за деньги. ­ с какой целью потребитель приобретает товар? – пользоваться. ­ человек, который еще не приобрел, но собирается приобрести товар, является потребителем? – да. ­ чем отличается потребитель от предпринимателя? – для личный нужд, не связанный с извлечением выгоды. ­   Таким   образом,  потребитель  –   это   гражданин,   купивший   или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд. ( Учебник п. 13) ­   Внимание   на   экран.   В   каких   случаях   герои   сказок   были потребителями? 1. Муха­Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар». (Да) 23 2.   Старик   по   отношению   к   золотой   рыбке.   (Нет,   т.к.   хотел   все   и бесплатно) 3.   Робинзон   Крузо   на   необитаемом   острове.   (Нет,   т.к.   он   ничего   не покупал) ­ Кто является другой стороной отношений? – продавец, исполнитель. ­ Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) более слабее, и незащищеннее? ­ Почему именно потребитель? ­ К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы   потребительского   законодательства.   В   России   потребителям помогают: ­ Гражданский Кодекс РФ ­ закон РФ «О защите прав потребителей» ­ закон РФ «О рекламе» ­ закон «О сертификации» ­   закон   «О   конкуренции   и   ограничении   монополистической деятельности»  ­ Закон «О защите прав потребителей» ­ главный юридический документ целого комплекса законов. Он был принят 7.02.1992г.  ­   15 марта считается   Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962г.   Президент   США   Дж.   Кеннеди   провозгласил   4   основных   права потребителя:  право на безопасность  право на информацию  право на выбор  право быть услышанным 24 Существуют так же общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас. Общество по защите прав потребителей находится в п. Целина по 2­ой линии 153 в здании Администрации Целинского района. Физминутка. ­ Какие же у нас есть права как у потребителей? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в юридической консультации по группам. К нам поступило несколько жалоб с просьбой рассмотреть их. Работать будем с текстом закона, по алгоритму. У вас на столе выдержки из закона РФ «О защите   прав   потребителей»,   которыми   мы   будем   руководствоваться   в принятии решений.   Алгоритм работы с текстом Закона. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация 1. и т.д.).  2. Определить   сущность   претензии   (ненадлежащее   качество (недостаток), неполная информация, нарушение сроков и т.д.). Найти необходимую статью в законе.  3. Задача №1. Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только   на   корейском,   английском   и   японском   языках.   Фирма   предложила Иванову   сделать   перевод   за   50   долларов.   Опишите   права   покупателей   в данной ситуации.  1.Определить   объект   претензии Информация (товар,   услуга,   работа, информация и т.д.) 2.Определить сущность претензии Отсутствие   информации   о   товаре   на (недостатки   товара,   неполная русском языке информация,   нарушение   сроков   и т.д.) 3.Найти   необходимую   статью   в Ст. 8 (2) – должна быть предоставлена 25 законе, используя оглавление. информация   на   русском   языке бесплатно Задача №2. Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине   Денису   отказали   обменять   купленный   товар.     Прав   ли   продавец магазина? 1.Определить   объект   претензии товар (товар,   услуга,   работа, информация и т.д.) 2.Определить сущность претензии Необходимость   вернуть   товар (недостатки   товара,   неполная надлежащего качества информация,   нарушение   сроков   и т.д.) 3.Найти   необходимую   статью   в Ст.   25   –   потребитель   в   теч.14   дней законе, используя оглавление. может   обменять   товар   или потребовать   вернуть   деньги   при сохранении товарного вида, т.е продавец магазина прав Задача №3.  Во   время   лечения   в   платной   стоматологической   поликлинике гражданину   удалили   не   тот   зуб.   Врач,   проводивший   операцию,   просто извинился. Ваши советы пострадавшему. 1.Определить   объект   претензии Работа (услуга) (товар,   услуга,   работа, информация и т.д.) 2.Определить сущность претензии Недостатки работы (услуги) 26 (недостатки   товара,   неполная Моральные страдания информация,   нарушение   сроков   и т.д.) 3.Найти   необходимую   статью   в Ст.29 (п.1) законе, используя оглавление. ­ безвозмездное устранение ­ уменьшение цены ­   безвозмездное   изготовление   другой вещи или повторное выполнение работы ­   возмещение   понесенных   расходов   по устранению недостатков Ст. 15 Компенсация морального вреда ­   Уважаемые   юристы,   к   вам   обращается   девушка   Катя   с   просьбой помочь ей. Послушайте. ( Диалог двух девочек)  ­ Что Кате делать с туфлями? ­ Как поступить в случае покупки некачественного товара? Ст. 19 п. 1.2; ст. 44. ­   Спасибо   вам   за   работу   в   консультации.   Вы   грамотно,   пользуясь законом, разобрались с представленными нам ситуациями.  Рефлексия. 4. Викторина «Можешь ли ты защитить права сказочных героев»? 1) Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал». ­ Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены? (Ст.   4   –   «Качество   товара»   гласит:   продавец   обязан   передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. 27 Ст.   10   –   «Информация   о   товарах»   гласит:   изготовитель   обязан своевременно   предоставлять   потребителю   необходимую   и   достоверную информацию   о   товарах,   обеспечивающую   возможность   их   правильного выбора.  Ст. 12 – «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре»). 2) Вспомните сказку «Курочка Ряба». ­ Какие права потребителей были нарушены? (Ст.   18   –   «Последствия   продажи   товара   ненадлежащего   качества» гласит: потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли­ продажи). 3) Вспомните сказку «Теремок». ­ Каким правом обладает потребитель при приобретении товара? (Ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара» гласит: потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Ст.   29   –   «Права   потребителя   при   обнаружении   недостатков выполненной работы» указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах 5 лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Итог урока.  5. ­ Что нового вы узнали сегодня на уроке? ­ Почему необходимо защищать права потребителей? (   Потребитель   чаще   всего   непрофессионал,   потребитель   разобщен, потребитель чаще всего юридически безграмотен. ) ­ Что, по­вашему, необходимо сделать для реального выполнения прав потребителя? 28 ( Прежде всего, необходимо быть внимательным самому, выбирая тот или   иной   товар,   принимая   определенную   услугу;   важно   убедиться,   что организация,   куда   вы   обратились,   хорошо   зарекомендовала   себя   на потребительском рынке, не нарушает законы.) ­   Хочу   познакомить   вас   с   высказыванием   китайского   мудреца Конфуция (5 в. До н.э.) «У каждого человека есть три пути, Чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный – это размышление, Второй самый легкий – это подражание, Третий самый горький – это опыт.»  ­ Желаю вам идти  по первому пути, дарю вам «Азбуку потребителя», чтобы каждый раз, когда вы будете покупать товар, помнили о ваших правах потребителя.  Приложение 2 Повторительно­обобщающий урок по теме «Политика и право». Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по  теме «Политика и право». Задачи урока:   закрепление основных понятий, законов по данной теме.  Образовательная – обеспечить в ходе урока повторение и  Развивающая – развивать у учащихся умение работы в группе,  выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию;  развивать навыки решения практических задач. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанное отношение к   своим правам, уважение к закону. Тип урока: повторительно­обобщающий. Форма урока: групповая работа Оборудование:  входные билеты, папки с заданиями. План урока 1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. 2. Систематизация и проверка знаний учащихся по изученным разделам: А) Государство и граждане 29 Б) Право на службе человека В) Конституция  Г) Право и правопорядок Д) Как защититься от несправедливости 3. Подведение итогов, оценивание. 4. Рефлексия ХОД УРОКА      I.       Организационный момент. Готовность класса к уроку.  ­ Со звонком учащиеся, заходя в класс, берут входной билет и садятся  в  соответствии с цветом своего билета (шесть цветов). Тем самым класс  делится на шесть команд. II. Вступительное слово учителя         Человек, живущий в государстве, как в древнем, так и современном,  неизбежно включается в политическую жизнь страны. В ней можно  участвовать активно (сознательно и целенаправленно добиваться влияния на  власть) или пассивно (целенаправленно или неосознанно игнорировать власть). Скоро вы сами сможете оказывать влияние на политическую жизнь в городе,  стране через выборы, опросы населения, участие в политических партиях. А  для того, чтобы влиять на политику сознательно, человек должен  ориентироваться в политической жизни государства. Дорогие ребята! Последние наши уроки обществознания были посвящены  изучению темы «Политика и право». Каковы цели сегодняшнего урока?  (систематизация и закрепление полученных знаний по данной теме). Для этого мы разделились на шесть команд. Каждая команда получила папку с документами. В данных папках находятся  ваши задания и необходимые для работы документы. Желаю всем показать  глубокие прочные знания и получить в конце урока только положительные  оценки! Итак, начинаем! II. Проверка знаний учащихся 1. Структура  Фэн­Эн­Пик. В четырех карточках записаны вопросы, на  которые учащиеся должны ответить.       1. Когда, где и почему появились первые государства? «В Древнем Египте,  Греции, Риме; 5­6 тыс. лет назад. Необходимо было обеспечить порядок и  организовать жизнь людей). 2. Зачем государству нужны законы? Приведите примеры законов из  истории. (Для того, чтобы в обществе сохранять организованную,  безопасную жизнь людей. Примеры: Конституция РФ, Судебник,  Соборное Уложение). 3. Какие задачи выполняют правоохранительные органы? (полиция  обеспечивает правопорядок и охраняет жизнь людей, суды разбираются  30 с правовыми конфликтами, прокурор наблюдает за тем правильно ли  исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан,  адвокат выступает защитником по уголовным делам, помогает  составить необходимые документы. например, для обращения в суд). 4. Как можно защитить свои права? (Обращение в суд, изучение законов) Ученики меняются ролями по часовой стрелке для каждого нового раунда.  Для каждого раунда  дается 1 минута. После истечения времени отвечают по  одному участнику от команды.  2. Структура Куиз­куиз­трэйд Учитель. Спасибо! Какой вопрос вызвал у вас затруднение? 3. Работа с терминами и понятиями. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первой  колонке, и их полномочиями, указанными во второй колонке. Ветвь власти 1. Законодательная  власть 2. Исполнительная  власть 3. Судебная власть         Полномочие А. Создает законы Б. Защищает право В. Реализует принятые  решения Найдите в приведенном ниже списке признаки государства 1)единая территория; 4) наличие своих  законов; 2) налоги;  5) гражданство; 3) суверенитет;  6) монархия. Соотнесите термины и определения Термин Конституция Право Государство Преступление Законность Определение Политическая организация общества, необходимая для его  управления Основной закон страны Система юридических норм, которые являются  обязательными для всех Политико­правовой режим, при котором и государство, и  граждане соблюдают правовые нормы и законы Самые опасные поступки людей, которые указаны в  31 Уголовном кодексе Термин Договор Гражданство Закон Государство Ответственность Определение Обязанность людей отвечать за то, что они сделали Соглашение людей, их объединений, которое имеет  юридическую силу Важнейший институт общества, призванный  обеспечить порядок и организовать жизнь людей Взаимная ответственность человека и государства Важный юридический документ 4. РАФТ­ Роль­Аудитория­Форма­Тема – 10 мин. Презентация – 5 мин. 5. Итоги. Оценивание. 6. Рефлексия.  Входные билеты содержат вопросы: 1. Как вам понравилось сегодня работать в группе? 2. Все ли чувствовали себя комфортно? 3. Кто на ваш взгляд был самым активным игроком? 4. Какая команда была самой организованной? 5. Что нового вы узнали? 6. Что осталось непонятым? 7. Домашнее задание: написать мини­сочинение                                                  Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов Спасибо за урок! До свидания! В4.Установите   соответствие   между   ветвями   власти,   указанными   в   первой колонке, и их полномочиями, указанными во второй колонке. Ветвь власти 1. Законодательная  власть 2. Исполнительная  власть 3. Судебная власть         Полномочие А. Создает законы Б. Защищает право В. Реализует принятые  решения 32 В5 Найдите в приведенном ниже списке признаки государства 1)единая территория; 4) наличие своих  законов; 2) налоги;  5) гражданство; 3) суверенитет;  6) монархия. ВI. Закончите фразу: «Для восстановления справедливости можно обратиться  к сотрудникам...». В2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления  являются... и республика». Ответы.В1. Полиция. В2. Монархия.  В4. 1А, 2В, ЗБ. В5. 1,2, 3,4. Задание.  (на партах у учащихся лежат карточки с заданием):  Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые  являются гражданскими, затем сократите новый перечень до трех  чувств. Объясните свой выбор.       гуманность                                        искренность скромность                                        чувство вины чувство справедливости                   стыдливость честность                                            сочувствие чувство долга                                      милосердие чувство чести                                     чувство ответственности            Приведите примеры гражданских поступков из истории. 33

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации  по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017