Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание (вкл. экономику и право) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины Обществознание для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии №378 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 07 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛ. ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
квалификация: техникмеханик
Срок обучения: 3года и 10 месяцев
с. Обшаровка, 2017 г
1Рассмотрено Составлена на основании ФГОС
на заседании 3го поколения по программе
методической комиссии подготовки специалистов
Протокол № ____ среднего звена по специальности
от « » 2017г. 35.02.07 Механизация сельского
Председатель хозяйства и примерной программы
___________ Латыпова Э.В. учебной дисциплины
подпись расшифровка «Обществознание (вкл. экономику
и право)»
Разработчик: Утверждаю:
преподаватель Зам.директора по УПР
_________ Меренкова О.Ю. ____________Монина Е.В.
« » 2017г.
2Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание (вкл. экономику
и право) разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего
образования,
государственного стандарта среднего
федерального
профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.07
Механизация сельского хозяйства, рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования
с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой специальности или профессии среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06259),
примерной программы учебной дисциплины
Обществознание для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в
качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г.,
регистрационный номер рецензии №378 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».
3СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы …………………….
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………………………….
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………
5
5
5
6
6
8
8
9
10
10
41. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (вкл. экономику и право)
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины Обществознание(вкл. экономику и право)
является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –
программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по
специальности среднего профессионального образования:
35.02.07 Механизация сельского хозяйства технического профиля
профессионального образования, входящей в состав укрупнённой группы
специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного
цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего
общего образования «Общественные науки» общей из обязательных предметных
областей.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение
принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса
Обществознание (вкл. экономику и право) на ступени основного общего
образования.
В то же время учебная дисциплина Обществознание (вкл. экономику и
право) для профессиональных образовательных организаций обладает
самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание (вкл. экономику
и право) имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными
дисциплинами история, география, литература, русский язык.
5Изучение учебной дисциплины Обществознание (вкл. экономику и право)
завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета
в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на
роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие,
гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
6участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
ответственное отношение к созданию ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
социальноправовой и экономической информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;
7предметные результаты:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений
и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
Освоение содержания учебной дисциплины история обеспечивает
формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте
преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных
Общие компетенции
действий
(в соответствии с ФГОС СПО по
Личностные
(обеспечивают ценностно
смысловую ориентацию
обучающихся и ориентацию в
социальных ролях и
межличностных отношениях)
специальности/профессии)
ОК1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес,
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность,
ОК8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,
8осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество,
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития,
ОК5. Использовать информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности,
ОК9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями,
ОК7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
Регулятивные:
целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль
(коррекция), саморегуляция,
оценка (обеспечивают организацию
обучающимися своей учебной
деятельности)
Познавательные
(обеспечивают исследовательскую
компетентность, умение
работать с информацией)
Коммуникативные
(обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции
других людей, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении
проблем, взаимодействовать и
сотрудничать со сверстниками и
взрослыми)
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 168 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 108 часов;
самостоятельная работа обучающегося 60 часов.
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ: не
предусмотрено.
92. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Доклад
Работа с дополнительной литературой
Создание презентаций (подбор видеоматериала для докладов)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
168
108
42
1
60
24
24
12
10112.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа, контрольные тесты
1
Введение
Раздел 1. Человек и общество.
Тема 1. 1. Общество как
сложная система
Тема 1. 2. Природа человека,
врожденные и приобретенные
качества
обучающихся
2
Содержание учебного материала
1Обществознание как учебный курс.
Содержание учебного материала
1.Понятие общества.
2.Практическое занятие №1. Составить опорный конспект по теме «Понятие
общества» и заполнить таблицу «Основные институты общества»
3.Общество и природа.
4. Практическое занятие№2. Тестирование по теме «Общество и природа»
5.Сферы общества.
6.Деятельность как способ существования общества.
7.Развитие общества.
8.Культура и цивилизация
9.Общественный прогресс.
10. Глобализация человеческого общества»
11.Типология обществ.
12. Практическое занятие№3. Составить опорный конспект по теме «Типология
обществ» и заполнить таблицу«Типы обществ».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Составить доклад на тему: «Глобальные проблемы человечества»
Создание презентаций (подбор видеоматериала для докладов)
Содержание учебного материала
1.Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
2.Бытие человека. Соотношение бытия и сознания
3.Цель и смысл жизни человека
4.Труд и игра.
5.Общение.
Объем
часов
Уровень
освоения
3
1
1
36
23
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
4
2
12
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
126.Человек, индивид, личность.
7.Практическое занятие№4. Составление опорного конспекта на основе
презентации по теме «Человек, индивид, личность».
8.Духовный мир человека.
9.Проблема смертности в духовном опыте человечества
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Тема 1.3 .Познание
Содержание учебного материала
1.Понятие познания. Истина. Научное познание
Раздел 2 Духовная культура человека и общества.
Тема 2.1.Духовная культура
личности и общества.
Содержание учебного материала
1.Культура.
2.Практическое занятие №5. Написание эссе по теме «Духовная культура личности и
общества»
Тема 2.2. Наука и образование
в современном мире
Тема 2.3. Мораль, искусство
и религия как элементы
духовной культуры.
Раздел 3. Экономика
Тема 3. 1. Экономика и
экономическая наука.
Экономические системы.
Содержание учебного материала
1.Наука.
2. Практическое занятие №6. Тестирование по теме «Наука в современном мире»
3. Образование
Содержание учебного материала
1.Мораль как регулятор социального поведения.
2.Религия
3.Искусство
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Содержание учебного материала
1.Понятие экономики.
2. Практическое занятие №7. по теме: « Понятие экономики».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Составить доклад на тему: «Экономика современного общества»
Создание презентаций (подбор видеоматериала для докладов)
Содержание учебного материала
1
2
1
1
2
1
1
12
3
1
2
4
1
2
1
5
1
1
1
2
24
11
1
2
2
4
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль
государства в экономике
Тема 3.3. Рынок труда и
безработица
1.Собственность.
2.Производство.
3.Рынок
4.Практическое занятие №8. Составление опорного конспекта по теме «Спрос и
предложение».
5.Государство и экономика.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Содержание учебного материала
1.Экономика потребителя.
2. Практическое занятие №9 Тестирование по теме «Причины безработицы и
трудоустройство»
Тема 3.4. Основные проблемы
экономики России. Элементы
международной экономики.
Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1.Социальная роль и
стратификация
Содержание учебного материала
1. Мировая экономика
2.Контрольная работа. Тестирование.
Содержание учебного материала
1.Социальная стратификация
2. Практическое занятие №10. Подготовка сообщений по теме «Социальная
стратификация в современной России»
3.Социальная роль
4. Социальная мобильность
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Тема 4.2. Социальные нормы
и конфликты
Содержание учебного материала
1.Социальное поведение.
2.Девиантное поведение
3.Социальный конфликт.
4.Практическое занятие №11. Решение ситуационных задач по теме «Социальные
конфликты»
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Содержание учебного материала
1.Этнические общности
1
1
1
2
1
2
3
1
2
2
1
1
27
7
1
2
1
1
2
7
1
1
1
2
2
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14Тема 4.3. Важнейшие
социальные общности и
группы
Раздел 5. Политика
Тема 5.1. Политика и власть.
Государство в политической
системе.
Тема 5.2. Участники
политического процесса
Раздел 6. Право
2.Семья.
3.Практическое занятие №12. Написание сочиненийрассуждений на тему «Семья в
современной России»
4. Молодежь
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Составить доклад на тему: «Этносоциальные конфликты в современном мире»
Создание презентаций (подбор видеоматериала для докладов)
Содержание учебного материала
1.Государство и политическая система общества
2.Механизм государства
3.Форма правления.
4.Практическое занятие №13. Заполнение таблицы: «Внутренние и внешние
функции государства», «Форма правления».
5.Форма государственного устройства
6.Форма политического режима
7.Практическое занятие №14. Заполнение таблицы: «Форма государственного
устройства и форма политического режима».
8.Практическое занятие №15. Написание сообщений по теме «Избирательное право в
Российской Федерации»
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Содержание учебного материала
1.Гражданское общество и правовое государство
2.Политическая идеология
3.Личность и политика
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Составить доклад на тему: «Формы участия личности в политической жизни»
Создание презентаций (подбор видеоматериала для докладов)
1.Понятие права. Право в системе социальных норм.
Содержание учебного материала
1
2
1
2
4
2
24
13
1
1
1
2
1
1
2
2
2
11
1
1
1
2
4
2
44
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15Тема 6.1. Правовое
регулирование общественных
отношений
Тема 6.2. Основы
конституционного права
Российской Федерации
Тема 6.3. Отрасли
российского права
2.Практическое занятие №16. Заполнение таблицы «Право в системе социальных
норм».
3. Норма права. Система права
4. Формы права.
5.Правосознание. Правоотношение
6.Правонарушения. Юридическая ответственность
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Составить доклад на тему: «Конституция РФ – основной закон жизни государства
Создание презентаций (подбор видеоматериала для докладов)
Содержание учебного материала
1.Права и свободы человека и гражданина.
2.Практическое занятие №17. по теме «Права и свободы человека и гражданина»
3. Конституционное право
4.Институт президентства
5.Исполнительная власть.
6.Законодательная власть.
7.Судебная власть.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой
Составить доклад на тему: «Права человека – эволюция развития»
Создание презентаций (подбор видеоматериала для докладов)
Содержание учебного материала
1.Административное право.
2.Практическое занятие №18. Решение ситуационных задач по теме
«Административное право»
3.Гражданское право.
4. Практическое занятие №19. Решение ситуационных задач по теме «Гражданское
право»
5. Трудовое право
6.Практическое занятие №20. Выполнение групповых заданий по теме «Трудовое
право»
7.Уголовное право.
2
1
1
1
1
2
4
2
16
1
2
1
1
1
1
1
2
4
2
12
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
168.Практическое занятие №21. Решение ситуационных задач и тестирование по теме
«Уголовное право»
Дифференцированный зачет
Всего
2
1
168
173. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
обществознание.
Оборудование учебного кабинета:
учебнометодического кабинета;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа
проектор.
3.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень
рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2016 для СПО
Дополнительные источники
1. Кравченко А.И. Обществознание, 10 класс – 2015 г.
2.Кравченко А.И. Обществознание, 1011 класс – 2016 г.
3. Никитин А.Ф Обществознание 1011 класс – 2014 г. учебник для
общеобразовательных учреждений, профильный уровень.
Перечень Интернетресурсов
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/ нормативно правовые акты
2.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
18Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря
1993 г. – М., 2005
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и
приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (предметные)
на уровне учебных действий
Личностные
(обеспечивают ценностносмысловую
ориентацию обучающихся и
ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях)
Регулятивные:
целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль
(коррекция), саморегуляция, оценка
(обеспечивают организацию
обучающимися своей учебной
деятельности)
Познавательные
(обеспечивают исследовательскую
компетентность, умение
работать с информацией)
Коммуникативные
(обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции
других людей, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем,
взаимодействовать и сотрудничать со
сверстниками и взрослыми)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Оценка результатов устных ответов
Оценка результатов письменного
опроса в форме тестирования
Оценка результатов составления
рефератов
Оценка результатов составления
докладов
Оценка презентаций.
Оценка результатов выполнения
домашнего задания
Оценка результатов выполнения
заданий на практических занятиях
Дифференцированный зачет
1920