Методические рекомендации для педагога по проектированию урока
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
администрации
5 кл—11 кл
12.08.2019
Методические рекомендации для педагога по проектированию урока помогут спланировать современный урок, проанализировать его. Цель — представление конкретных технологий постановки цели, организации современного урока в соответствии с ФГОС (с учетом обобщенного САУ), организации познавательной деятельности обучающихся, мониторинг результативности проведенного занятия.
Рекомендации адресованы молодым специалистам.
Методические рекомендации для педагога по проектированию урока.docx
Методические рекомендации для педагога по проектированию урока (с учётом обобщённого САУ)
Блок 1. Целеполагание
1) определить место урока в теме, связь с предыдущим и последующими уроками;
2) определить цель урока, отражающую предметный и метапредметный результат (для облегчения можно использовать клише формулирования цели по типам
урока), задачи;
3) определить, как обучающиеся будут планировать способы достижения намеченной цели по построению нового знания
4) определить планируемые результаты (предметный, метапредметный и личностный) на формирование которых рассчитан урок,разработать стратегию (способы)
их достижения соотнеся их с программным материалом:
конкретизировать предметный результат урока (формулирование содержательной цели урока с использованием формулировок «Выпускник научится», или
используя таксономию Б. Блума, определив уровни, которые планируются формировать на уроке, используя глаголы таксономии сформулировать результат);
определить метапредметный результат (для облегчения можно использовать характеристику УУД для целеполагания, указать УУД (регулятивные,
познавательные и коммуникативные УУД), на основе указанных аспектов выбрать соответствующие формулировки метапредметного результата которые
планируется формировать на уроке;
определить личностные УУД, на формирование которых будет работать урок.
5) выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики.
* Метапредметный результат необходимо соотнести с этапами урока (на каких этапах урока, формируется то или иное УУД; соответствие заявленных УУД в
целевом разделе ТКУ по этапам урока). Важно соответствие деятельности ученика указанной УУД и способов их оценивания.
1) на этапе проектирования урока определить цели для ученика и продумать условия, при которых она будет ими определена (через: организацию проблемной
ситуации;организацию пробного учебного действия, с фиксацией затруднений, выявления места и причины затруднения; вовлечение учащихся в обсуждение цели
урока, с фиксацией предложенных идей и формулировку совместной цели урока; через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций и др.);
2) продумать реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на её выполнение (продумать рациональность и целесообразность затраченного
времени на постановку цели);
3) подобрать приемы постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание с учетом возраста и особенностей класса;
4) продумать индикаторы, с помощью которых можно проверить уровень и качество достижения цели учащимися;
5) продумать способ фиксации предложенных идей и формулировки совместной цели урока;
6) продумать возможные сценарии развития урока на случай расхождения предполагаемой цели с целью сформулированной совместно с учащимися;
7) на этапе проведения урока создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока);
8) организовать деятельность по приему целей учащимися (уточнение понимания учащимися целей урока и определение шагов по её достижению);
9) продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока , набор важнейших вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа;
11) включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке
* Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку их достижения. При подведении итогов урока учитель должен вернуться к целям
урока и совместно с учениками определить уровень ее достижения. Важно рационально и эффективно распределить время на постановку цели урока без ущерба для
других этапов урока.
1) определить значимость изучаемого материала, который учащиеся освоят на уроке, выявить понятия минимума и максимума в учебном материале;
2) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»);
3) продумать и подобрать формы, приемы, методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (например, через совместное
формулирование цели урока; актуализацию субъективного опыта учащихся; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; создание
проблемной ситуации с фиксацией затруднений; создание ситуации удивления; нестандартный вход в урок; отсроченная тема, темавопрос и др.);
4) создать ситуацию на уроке для актуализации субъектного опыта учащихся и соответствующих мыслительных операций, и познавательных процессов; 5) создать на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика;
6) поддерживать интерес к теме, учебной деятельности, к достижению результата на протяжении всего урока.
7) оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке;
* Необходимо поддерживать мотивацию на протяжении всего урока, не допускать условий, негативно влияющих на мотивацию учащихся. Тема учебного занятия
может быть переозвучена для привлекательности внимания.
Блок 2. Технологизация
1) определить типологию, тип урока (опираясь на типологию деятельностной направленности), исходя из места урока в теме и его цели;
2) определить структуру урока в соответствии с его типом (учитываем цель, задачи, показатели достижения результатов по каждому этапу урока);
3) распределить дозировку, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока;
4) определить цели и задачи на каждый этап урока (при необходимости);
5) продумать логические переходы между этапами урока их последовательность, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
* При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков, соответствующих требованиям ФГОС, деятельностной направленности. В случае
нарушения этапов уроков, при самоанализе необходимо аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа.
1) подобрать содержание учебного материала в соответствии с требованиями программы, целью (задачами), выбранного типа урока, уровня подготовки учащихся,
их возрастных особенностей, с учётом работы по формированию указанных УУД в целевом разделе ТКУ;
2) оптимально распределить объем содержания учебного материала для каждого этапа урока в соответствии с учетом специфики этих этапов, запланированным
результатом;
3) подобрать дополнительную информацию, отличающуюся от материалов учебника;
4) подобрать задания для разных категорий обучающихся согласно их возможностей (предусмотреть задания для одаренных детей и для детей с ОВЗ, если такие
имеются в составе класса);
5) определить, позволит ли выстроенная структура подачи учебного материала успешно освоить учащимися запланированную единицу содержания.
* Необходимо подобрать проблемное, целесообразное содержание практической направленности, соответствующее особенностям класса, уровню подготовки, теме,
целям и задачам урока оптимального объема для достижения планируемого результата по формированию указанных УУД.
1) подобрать и распределить используемые формы, приемы, методы по этапам урока, с учетом их целесообразности, временных затрат и соответствия с
запланированным результатом, формируемым видам деятельности;
2) продумать "изюминку" урока;
3) использовать разные приемы, методы, чтобы вызывать у учащихся интерес и желание работать в течение всего урока;
4) организовать продуктивную деятельность.
* Необходимо отобрать формы, приёмы, методы обучения, адекватные поставленным целям урока и единице содержания, основанные на ответственности и
самостоятельности учащихся, обеспечивающие деятельностный характер обучения, формирование запланированных УУД.
1)
2)
3)
подготовки класса, технологического оснащения учебного кабинета.
4) подготовить оборудование для урока: учебнонаглядные пособия, аудио и видеоматериалы, приборы и т. д. Особое внимание уделить роли классной доски (что
и как на ней разместить);
5) использовать совокупность способов организации учебнопознавательного процесса или последовательность определённых действий, операций направленных на
достижение поставленных целей (технологическую цепочку).
подобрать СОТ (либо комплекс технологий), направленную на достижение цели и планируемых результатов;
учесть правила и особенности выбранной технологии;
в случае использования комплекса технологий, необходимо подобрать различные приемы методы из разных технологий, с учётом возраста и уровня * Важно подобрать педагогическую технологию, нацеленную на развитие УУД на уроке, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии, в
соответствии с поставленной целью и содержанием учебного материала.
Блок 3. Познавательная деятельность учащихся
1) спланировать учебную деятельность учащихся на каждом этапе урока в соответствии с его целью и планируемыми результатами;
2) продумать целенаправленное чередование видов учебной деятельности учащихся на уроке (соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности);
3) организовать деятельность учащихся по достижению планируемого результата (разнообразна по содержанию и форме; оптимальный для учащихся темп урока;
широкий спектр заданий развивающего характера);
4) продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы деятельности (при
необходимости);
5) определить возможные способы поиска учащимися решения и формулировки решения по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы);
5) обеспечить и поддерживать дисциплину в течение урока.
* Необходимо продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы
деятельности, разные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные, коллективные (работа в парах) и (или) групповые.
1) оптимально подобрать объем и формы самостоятельной (индивидуальной/групповой) работы учащихся, в соответствии с целью, планируемыми результатами;
2) разработать (подобрать) учебнометодические материалы для самостоятельной работы учащихся;
3) продумать дифференциацию заданий для учащихся более подготовленных, слабоуспевающих и лиц с ОВЗ;
4) разработать критерии оценивания задания и ознакомить с ними учащихся или сформулировать их совместно с учащимися;
5) организовать активную самостоятельную работу учащихся адекватную формируемым УУД, компетенциям с использованием практикоориентированных,
компетентностноориентированных заданий, ситуативных задач;
6) организовать контроль и оценку выполнения самостоятельной работы учащихся с оказанием своевременной помощи.
7)Познавательную мотивацию учащихся можно активно стимулировать с помощью проблемных, частичнопоисковых и эвристических ситуаций, создаваемых на
уроках.
В качестве приемов, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся, используются следующие:
создание проблемных ситуаций;
«втягивание и отстранение»;
тренинг определений;
выбор и замена заданий;
дискуссии («круглый стол», «дебаты», «сократические диалоги», «мозговой штурм», дидактические игры — «заседание экспертной группы», «судебное
заседание» и т. д.).
* Необходимо в ходе урока организовать и включить учащихся в активную самостоятельную деятельность учащихся соответствующую формируемым УУД
(организовать оптимальный для учащихся темп урока, разнообразную по содержанию и форме учебную деятельность, способствующую сознательности и
активности, учащихся на уроке).
1) определить цель и объем домашнего задания, соотнести его с планируемыми образовательными результатами урока;
2) продумать разноуровневые задания, обеспечивающие дифференциацию домашнего задания с учетом специфики, уровня и особенностей класса (предоставляя
право выбора уровня выполнения заданий в соответствии с интересами и возможностями и притязаниями каждого учащегося);
3) провести инструктаж по выполнению домашнего задания, с указанием трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся;
4) познакомить учащихся с критериями оценивания домашнего задания;
5) проследить, чтобы учащиеся зафиксировали в дневнике домашнее задание (по окончанию урока необходимо прописать домашнее задание в электронном
дневнике). * В случае если домашнее задание не предусматривалось по программе, по типу урока и др. Вам необходимо аргументированно обосновать его отсутствие при
анализе урока.
Блок 4. Результативность урока
1) подобрать контрольноизмерительные материалы, позволяющие оценить степень достижения планируемого результата (КОЗ и КОТЗ, оценочные листы);
2) продумать сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся;
3) распределить оценочные действия по этапам урока (соответствие методов обучения и процедур оценивания), подобрав способы контроля и оценивания по
заявленным аспектам УУД);
4) оценить степень достижения планируемых результатов с помощью разработанных средств (оценочных заданий) или подобранных средств контроля, контрольно
измерительных материалов.
5) оценить самостоятельность учащегося в формировании образовательной стратегии, осмысленность его действий и осознание уровня их выполнения;
* Важно с помощью подобранных или разработанных средств (оценочных заданий) оценить планируемый результат.
1) продумать формы проведения рефлексии, на конкретных этапах урока;
2) эффективно подобрать приемы и способы рефлексии в соответствии с задачами конкретного этапа урока;
3) спланировать работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне достижения планируемых результатов каждым обучающимся;
4) организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
* Важно научить учащихся соотносить цель и результаты своей учебной деятельности с фиксацией ее достижения, что получилось, что нет и почему.Создать
условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их
соответствия.
Соотнести конечный результат урока с:
целью урока;
планируемыми результатами;
количеством учащихся, достигнувших планируемый результат.
* Важно, чтоб каждый учащийся мог соотнести результат своей работы с поставленной целью. Какой результат получили в конце урока, соотносится ли он с целью,
планируемыми результатами, и сколькими учащимися достигнут планируемый результат.
Методические рекомендации для педагога по проектированию урока
Методические рекомендации для педагога по проектированию урока
Методические рекомендации для педагога по проектированию урока
Методические рекомендации для педагога по проектированию урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.