Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
информатика
10 кл—11 кл
02.07.2017
В данной методической разработке представлены 10 практических работ по программированию на языке программирования Паскаль с подробным объяснением по написанию программ. Рассматриваются темы: "Вычисление в командном режиме", "Программирование алгоритмов линейной структуры", "Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры", "Программирование алгоритмов циклической структуры" и др.
метод рекомедации.docx
Методические рекомендации для проведения практических работ по
информатике.
Автор: Климова Ольга Сергеевна, преподаватель математики и
информатики ГБПОУ "Кулебакский металлургический колледж", г.
Кулебаки, Нижегородской области. 2013г.
Практическая работа №1.
Тема: вычисление в командном режиме.
Цель работы: научиться выводить на экран результаты арифметических
выражений. Приобрести навыки использования командного режима.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal.
Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания: Вычислите:
1 вариант.
1. 18*32,1*2275
2. |121,318,5|
300
32(
)2
3. cos1
4. 3sin
4
5. 2соs245°
6. lg3
7. 7*0,7324*1,2342+3
52
(2,47,5)2+2
8. 7*53,824
243
77*0,35
(5*11,2+4,3)2+1
3. cos2
4. 2sin2
3
9. 2
3
+5
sin
270
+5
125
2 2 2 + 5
10. 4tg1 8 cos
(2*2,732)2+1
2 вариант.
1. 24*18,3*4183
2. |10,316,48|
402
41(
)4 5. соs230°2
6. lg4
7. 2*0,2183*1,4223
(8,411,5)2+1
8. 2*41,235
811
(2*10,6+1,3)21
11
9.
2
1
sin
180
+4
40
24*0,62
2 2 3 1
10. 2tg2 4 sin
(2*4,21+1)23 Теоретические сведения к практической работе:
Арифметические выражения
Арифметические выражения строятся из арифметических констант,
переменных, функций и операций над ними.
Все данные, входящие в арифметические выражения, должны быть
одного типа, хотя иногда допускается использовать в одном выражении
данные целого и вещественного типов.
При построении арифметических выражений следует учитывать
следующие правила:
Выражение записывается в строчку. Например, выражение:
2
xa
x
(5.2
yb
3
cba
4
)
Скобки в арифметических выражениях только круглые. Число
на Паскале будет записываться следующим образом:
(2*a*x+3*b*y4*x)/(2.5*(a+b+c))
открывающихся
скобок должно равняться числу закрывающихся скобок.
Нельзя записывать два знака операций подряд, без скобок, например в
выражении:
следует записать: (3*a+b)/(x).
3
ba
x
Порядок выполнения арифметических операций слева направо в
соответствии со
старшинством операций:
1) значения функций; 2) *, /, div, mod; 3) +, .
Пример:
Рассмотрим порядок вычисления на примере:
a
(
Sinx
b
)
2
2
(
a
2
b
)
Sin
Cosy
x
y
(
)
Представленное выражение будет вычисляться в следующем порядке:
1) Вычисление функции Sin(x);
2) a*Sin(x); 3) Cos(y); 4) b*cos(y); 5) aSin(x)+b*Cos(y);
6) SQR(aSin(x)+b*Cos(y)) получено значение в числителе;
7) Вычисление x/y; 8) Sin(x/y); 8) a*a; 9) b*b; 10) SQR(a*a+b*b);
11) SQR(a*a+b*b)*Sin(x/y) получено значение в знаменателе;
12) числитель/знаменатель получен результат.
Пример:
Program Р;
const
a := 1.5; b := 0.5;
var
x,Y,F: real;
begin
readln (‘Введите значение x: ’,x);
Y := ln (abs(xb))*(a*x*arctan(a+x)sqrt(abs(sqr(x)*x1))+ln(abs(b+x)+1));
F := 1+sqrt(a*x*sqr(x)+b)a*exp(a*x);
Writeln (‘Значение Y: ’,Y);
Writeln (‘Значение F: ’,F)
End.
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №2.
Тема: программирование алгоритмов линейной структуры.
Цель работы: овладеть практическими навыками разработки и
программирования вычислительного процесса линейной структуры,
навыками по отладке и тестированию программы.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal.
Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
Разработать алгоритм, составить программу решения задачи, подготовить
тестовый пример и вычислить его на ПК.
1 вариант.
1. Вычислите, используя расчетную формулу:
а) у= 3
5
b
а 2
+2
3 а
2 t
1
7
2 в) у= 3sin2x 7
4
a 2
b
5tg3x+3cos3c
2. Найдите удвоенную сумму трех чисел.
2 вариант.
1. Вычислите, используя расчетную формулу:
а) у= 2
4
2
a
b 3
+1
+4
3 b
1
1t
в) у= 6соs2x 2
6tg2x3cos2c
2. Найдите частное от деления числа 2a на разность чисел b и с.
ba 2
Теоретические сведения к практической работе:
Переменная величина – это именованный элемент, который в процессе
выполнения программы может принимать различные значения.
Типы переменных:
Тип
Наименование
INTEGER
LONGINT
Целое
Длинное целое
допустимых
Диапазон
значений
32768…32767
2 *109 … 2*109
REAL
CHAR
Вещественный
1038 …1038
Символьный
Множество символов ASCII
Переменные описываются в разделе VAR с указанием типа, например: var a:
integer; b,c: Real; R:char;.
Оператор ввода с клавиатуры READ() или READLN(), например:
а)READ(a, b) –программа ожидает ввода значений переменных a и b.
Курсор остается на этой же строке;
б) READLN (a, b) –программа ожидает ввода данных и затем переводит
курсор на новую строку.
Линейным называется алгоритм, в котором результат получается путем
однократного выполнения заданной последовательности действий при
любых значениях исходных данных.
Схема линейного алгоритма вычислений
Пример: Составьте программу нахождения суммы двух чисел:
VAR a,b,S: Integer; Begin
a:=5;
b:=7;
S:=a+b;
WRITELN(‘сумма=’,S)
end.
Пример: Определить расстояние на плоскости между двумя точками с
заданными координатами M1(x1,y1) и M2(x2,y2)
Решение: Математическая модель: расстояние на плоскости между двумя
точками M1(x1,y1) и M2(x2,y2) высчитывается по формуле
Составим схему алгоритма:
:
Переводим блоксхему на язык Паскаль:
program example1;
var x1, x2, y1, y2: integer;
d:real;
begin
write('x1= '); readln(x1);
write('y1= '); readln(y1);
write('x2= '); readln(x2);
write('y2= '); readln(y2);
d:=sqrt(sqr(x2x1)+sqr(y2y1));
writeln('d=',d);
end.
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №3.
Тема: программирование алгоритмов разветвляющейся структуры.
Цель работы: овладеть практическими навыками разработки и
программирования вычислительного процесса разветвляющейся
структуры, навыками по отладке и тестированию программы.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal.
Литература: 1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
Разработать алгоритм, составить программу решения задачи, подготовить
тестовый пример и вычислить его на ПК.
1 вариант.
1. Вычислите значение у, используя расчетную формулу:
sin x, если х>0,
у=
х+1, если х
0.
0,
2. Вычислите значение у, используя расчетную формулу:
х3, если х
у= log4x, если 0<х<10,
10.
, если х
2х
3. Попадает ли точка с координатами (х;у) в указанную область?
4. Вычислить значение функции f(x), используя оператор выбора:
х, при х=1,
у= x3, при х=2,
х4, при х=3,
0 в остальных случаях.
1. Вычислите значение у, используя расчетную формулу:
2 вариант. х3, если х>1,
у=
12х, если х
1.
2. Вычислите значение у, используя расчетную формулу:
х4, если х<1,
у= log5x, если 1
х<7,
7.
, если х
3х
3. Попадает ли точка с координатами (х;у) в указанную область?
4. Вычислить значение функции f(x), используя оператор выбора:
х2, при х=1,
у= x4, при х=2,
х, при х=3,
0 в остальных случаях.
Теоретические сведения к практической работе:
Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в
зависимости от результатов проверки, выполнить то или иное действие.
Полная форма команды ветвления:
IF условие
THEN оператор 1
ELSE оператор 2;
Неполная форма команды ветвления.
IF условие THEN оператор;
Команда IF выполняет после слов THEN, ELSE только один оператор.
Если требуются выполнить более чем один оператор, то цепочку
операторов заключаем в операторные скобки BEGIN...END.
Для получения сложных условий простые условия объединяют с помощью
скобок и операций AND(и), OR(или), NOT(не), например (х>5) and
(x<5) (простые условия заключаются в скобки и соединяются союзом).
Пример: Дана программа нахождения меньшего из двух чисел:
Var a,b, min: real;
BEGIN
READ(a,b); IF A '); readln(a);
if a<1 then f:= a1 else
if (a>=1) and (a<0) then f:= a+1 else
if (a>=0) and (a<1) then f:= a+1 else f:= a+1;
writeln('F= 'f);
end.
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №4.
Тема: программирование алгоритмов циклической структуры.
Цель работы: овладеть практическими навыками разработки и
программирования алгоритмической циклической структуры и обретение
дальнейших навыков по отладке и тестированию программы.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal.
Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992 5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
Разработать алгоритм, составить программу решения задачи, подготовить
тестовый пример и вычислить его на ПК.
1 вариант.
1. Найдите сумму двузначных натуральных чисел, кратных трем.
2. Найдите сумму п первых чисел ряда, если ап=
.
2
п
п
1
п
1п
3. Вычислить значения функции у=х
1х
на [0;10] с шагом 1.
1. Найдите сумму трехзначных натуральных чисел, оканчивающихся на 18.
2. Найдите сумму п первых чисел ряда, если ап=
.
2 вариант.
3. Вычислить значения функции у=
х
1х
на [1;10] с шагом 1.
Теоретические сведения к практической работе:
переменная
переменная порядкового типа,
Оператор FOR используется, когда известно число повторений в цикле.
Этот оператор обеспечивает повторение цикла, управляемое переменной:
FOR переменная:=начальное значение TO конечное значение DO
оператор;
где
причем она
последовательно принимает значения от начального до конечного с шагом
1, либо:
FOR переменная:=начальное значение DOWNTO конечное
значение DO оператор,
где переменная принимает последовательно убывающие значения с шагом
1.
Если необходимо последовательно выполнять несколько операторов в теле
цикла, их следует объединить в составной оператор с помощью
операторных скобок BEGIN...END.
Схема универсального оператора цикла такова:
WHILE логическое выражение DO оператор; (оператор
будет повторяться, пока истинно логическое выражение). Цикл необходимо
составить так, чтобы перед каждым повторением оператора значение
логического выражения вычислялось заново. Если необходимо повторять несколько операторов, их следует объединить составным оператором
BEGIN...END.
Оператор FOR обеспечивает повторение цикла, управляемое переменной:
FOR переменная:=начальное значение TO конечное
значение DO оператор;
где
переменная – переменная порядкового типа, причем она
последовательно принимает значения от начального до конечного с шагом
1.
FOR переменная:=начальное значение DOWNTO конечное
значение
DO оператор;, где переменная принимает последовательно
убывающие значения с шагом 1.
Пример: Составить программу вычисления суммы 24 членов ряда:
1+2+3+...+24
var k,s: integer;
begin
s:=0;
for k:= 1 to 24 do
s:=s+k;
writeln('сумма=',s)
end.
Пример: Дана программа вычисления суммы S первых 100 членов ряда:
1+2+3+...+100:
var k,s: integer;
begin
s:=0;
k:=1;
while k<=100 do begin
s:=s+k;
k:=k+1;
end;
writeln('сумма=',s)
end.
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №5.
Тема: одномерные массивы.
Цель работы: овладеть практическими навыками работы с массивами,
организация их ввода и вывода, приобретение дальнейших навыков по
организации программ циклической структуры. Обработка одномерных
массивов.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal. Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
Разработать алгоритм, составить программу решения задачи, подготовить
тестовый пример и вычислить его на ПК.
1 вариант.
1. Нахождения суммы элементов одномерного массива, состоящего из N
элементов, меньших 10.
2. Нахождения числа элементов одномерного массива, состоящего из N
элементов, больших 0,5.
3. Замены элементов одномерного массива, состоящего из N элементов, их
квадратами.
4. Нахождения наименьшего элемента одномерного массива, состоящего из
N элементов.
2 вариант.
1. Нахождения суммы элементов одномерного массива, состоящего из N
элементов, больших 4.
2. Нахождения числа элементов одномерного массива, состоящего из N
элементов, не превосходящих 4.
3. Замены элементов одномерного массива, состоящего из N элементов, их
кубами.
4. Нахождения количества элементов одномерного массива, состоящего из
N элементов, равных первому.
Теоретические сведения к практической работе:
Под массивом понимается упорядоченная последовательность конечного
числа данных одного типа, объединенных под общим именем. Имена
массивов образуются так же, как и имена простых переменных.
Одномерные массивы, т.е. наборы однотипных данных, можно описать
следующим образом: write(f[i],’ ‘); {вывод данных из одномерного
var имя массива : array [размер] of тип ;
Например: a:array [1..6] of integer;
А) Вводить данные в массив можно следующим образом, например:
CONST f:array[1..10] of integer=(1,2,3,4,0,6,8,10,5,6); {в массив из 10
элементов вводятся числа, указываемые в скобках}
Б) Вводить, выводить данные в массив и из массива, обрабатывать данные
удобно с помощью циклов, например: for i:=1 to n do read(f[i]); {один из
способов ввода данных в одномерный массив).};
В) for i:=1 to n do
массива).}
Пример: Найдите сумму положительных и отрицательных элементов
одномерного массива.
Program Р;
uses crt;
var
M:array[1..200] of real;
s1,s2:real;
i,k:integer;
begin
clrscr;
s1:=0;
s2:=0;
write('Введите число элементов массива: ');
readln(k);
for i:=1 to k do begin
WRITE('M[',i,']=');
readln(M[i]);
end;
for i:=1 to k do begin
if M[i]<0 then s1:=s1+M[i];
if M[i]>0 then s2:=s2+M[i];
end;
writeln('Сумма отрицательных элементов: ',s1);
writeln('Сумма положительных элементов: ',s2);
readln;
end.
Пример: Найти сумму 6 элементов массива:
const a = array [1..6] of
integer = (5,1,7,13,8,21)
var i ,s: integer;
begin
s:=0;
for i:= 1 do 6 do
s:= s+a[i]; writeln ( s )
end.
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа № 67.
Тема: двумерные массивы.
Цель работы: овладеть практическими навыками работы с массивами,
организация их ввода и вывода, приобретение дальнейших навыков по
организации программ циклической структуры. Обработка двумерных
массивов.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal.
Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
Разработать алгоритм, составить блоксхему, программу и тестовый пример
для решения задач.
1 вариант.
1. Нахождения суммы элементов двумерного массива, меньших 10.
2. Нахождения числа элементов двумерного массива, больших 0,5.
3. Замены элементов двумерного массива их квадратами.
4. Нахождения произведения и количества элементов второй строки
двумерного массива больших 8 и замены остальных элементов 1.
5. Нахождения суммы элементов двумерного массива
2,5 и замены
остальных элементов их квадратами. Элементы массива – случайные
натуральные числа
100.
2 вариант.
1. Нахождения суммы элементов двумерного массива, больших 4.
2. Нахождения числа элементов двумерного массива, не превосходящих 4.
3. Замены элементов двумерного массива их кубами.
4. Нахождения произведения и количества элементов первого столбца
двумерного массива меньших 3 и замены остальных элементов 3.
5. Нахождения суммы элементов двумерного массива 8,3 и замены
остальных элементов нулями. Элементы массива – случайные натуральные
числа
100.
Теоретические сведения к практической работе:
понимается
Под массивом
упорядоченная совокупность
(последовательность, набор) конечного числа данных одного типа,
объединенных под общим именем. Имена массивов образуются так же, как
и имена простых переменных. Двумерные массивы
можно описать
следующим образом:
var имя массива ; array [размер] of тип, где в "размере" указывается на
первом месте количество строк, а на втором месте – количество столбцов;
Например: var f: array[1..n,1..m] of real; { массив, состоящий из n строк и
m столбцов и в нем n*m элементов вещественного типа}.
a:array [1..10,1..5] of integer {массив, состоящий из 10 строк и
5 столбцов и в нем 10*5 элементов целого типа}.
а[i,j] значение элемента массива a, первым указывается i порядковый
номер строки, вторым j порядковый номер столбца, на пересечении
которых находится данный элемент.
Вводить, выводить данные в массив и из массива, обрабатывать данные
удобно с помощью циклов, например: for i:=1 to n do begin
for j:=1 to m do
write(а[i,j],’ ‘);
writeln;
end;
end;
Пример: Выведите на экран элементы двумерного массива.
Program Р;
Uses crt;
Var MA:array[1..20,1..20]of integer;
Sum:array[1..20] of longint;
k,i,j,imin:integer;
min:longint;
BEGIN
clrscr;
write('Введите число строк и столбцов: ');
readln(k); Randomize;
Writeln('Введите элементы: ');
for i:=1 to k do
for j:=1 to k do
begin
write('MA[',i,',',j,']=');
Readln(MA[i,j]);
writeln;
end;
Пример: Составьте программу нахождения суммы элементов массива:
а)const a: array[1..2,1..10] of integer= ((5,7,0,3,5,4,5,7,0,1),
(2,3,6,0,1,1,1,2,9,7));
var i, j, S, : integer;
begin
S:= 0;
for i:= 1 to 2 do
for j:= 1 to 10 do
S:= S + a [i,j] ;
Writeln ( S )
End.
б) var i, j, S, : integer;
a: array[1..2,1..10] of integer;
begin
for i:= 1 to 2 do
for j:= 1 to 10 do
read(a[i,j]);
S:= 0;
for i:= 1 to 2 do
for j:= 1 to 10 do
S:= S + a [i,j] ;
Writeln ( S )
End.
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №8.
Тема: подпрограммы.
Цель работы: овладеть практическими навыками по составлению
программ, используя подпрограммы. Приобретение дальнейших навыков по
отладке и тестированию программ.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal. Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
Разработать алгоритм, составить блоксхему и тестовый пример для
решения следующих задач.
1. Вычислить значение функции у=
, если
1 вариант.
sin
A
cos
C
(sin
cos
B
D
1
2)1
A=20,B=60,C=45,D=30.
(Числовые значения углов даны в градусах).
2. Вычислить по формуле С=n!m!.
3. Вычислить значение выражения
.
x
)
log
(
4
tg
sin
x
2
x
3
2 вариант.
1. Вычислить значение функции у=
, если
sin
C
(sin
A
cos
B
4
2)4
D
cos
A=20,B=60,C=45,D=30.
(Числовые значения углов даны в градусах).
2. Вычислить по формуле С=
.
!
n
!
m
3. Вычислить значение выражения
.
x
)
log
(cos
x
5
2
2
tg
x
Теоретические сведения к практической работе: Автономная часть программы, реализующая определенный алгоритм
и допускающая обращение к ней из различных частей общей программы,
называется подпрограммой.
Передача данных из основной программы в подпрограмму (входные
данные) и возврат результата выполнения подпрограммы осуществляется с
помощью параметров.
Параметры это данные, которые передаются вызываемой
подпрограмме и используются последней в качестве входной и (или)
выходной информации.
Процедура это независимая часть программы, которую можно
вызывать по имени для выполнения определенных действий.
Структура процедуры имеет вид :
Procedure имя(список формальных параметров);
(* раздел описаний *)
begin
(* раздел операторов *)
end;
Первая строка описания называется заголовком процедуры, а раздел
операторов называется телом процедуры.
Функции
Заголовок функции состоит из слова Function, за которым указывается
имя функции, затем в круглых скобках записывается список формальных
параметров, далее ставится двоеточие и указывается тип результата
функции.
В теле функции обязательно должен быть хотя бы один оператор
присваивания, в левой части которого стоит имя функции, а в правой
ее значение. Иначе значение функции не будет определено.
Общий вид описания функции:
Function Имя[(список формальных параметров)]:Тип результата;
описательная часть
Begin
тело функции, в которой обязательно должно быть
присваивание Имя_функции:=значение;
End;
Формальные параметры параметры, определенные в заголовке
процедуры.
Фактические параметры выражения, задающие конкретные
значения при обращении к процедуре.
При обращении к процедуре ее формальные параметры замещаются
фактическими, переданными из основной программы.
Фактические параметры это параметры, которые передаются
процедуре при ее вызове. Количество и тип формальных и фактических параметров должны в
точности совпадать.
program primer1;
var
a,b,c,d,z,z1,z2,x,y:real;
procedure w(x,y:real; var w:real);
begin
w:=cos(x)+sin(y)+3;
end;
begin
writeln(‘задайте a,b,c,d’);
readln(a,b,c,d);
x:=a*3.14/180;
y:=b*3.14/180;
w(x,y,z1);
x:=c*3.14/180;
y:=d*3.14/180;
w(x,y,z2);
z2:=sqrt(z2);
z:=z1/z2;
write(‘z=‘,z:4:2);
readln;
end.
Тестовый пример
A=20
B=60
C=45
D=30
Z=2.19
Пример 2:
Вычислить С=
!
n
mnm
(!
)! N!=1*2*3*…*N
1!=1
2!=1*2=2
3!=1*2*3=6
4!=1*2*3*4=24
program primer2;
var
z,z1,z2,c:real;
k,m,n:integer;
function factorial(k:integer):integer;
var i,p:integer;
begin
p:=1;
for i:=1 to k do
p:=p*i;
factorial:=p;
end;
begin
writeln(‘задайте m’);
readln(m);
writeln(‘задайте n’);
readln(n);
z:=factorial(n);
z1:=factorial(m);
z2:=factorial(nm);
c:=z/(z1*z2);
write(‘c=‘,c:4:2);
readln;
end.
Тестовый пример
m=2
n=5 c=10
Пример3: Вычислить значение выражения:
В выражении несколько раз встречаются функции тангенса и десятичного
логарифма, которых в Паскале нет. Несомненно, удобно создать такие
функции и использовать их в программе.
program primer3;
var x,у:real;
function lg(x:real) :real; {Функция вычисления десятичного
логарифма}
begin
lg:=ln(x)/ln(10);
end;
function tg (x: real) : real; {Функция вычисления тангенса}
begin
tg:=sin(x)/cos(x);
end;
BEGIN
writeln('Введите х');
readln(x);
y:=lg(sqr(tg(x))+sqr(cos(x)))/sqr(tg(x+sqr(lg(x)))+sqr(sin(x)));
writeln('y=',y : 1 0 : 4 ) ;
END.
Тестовый пример:
Введите х
3.4
у=0.0045
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №9. Тема: создание простейших графических изображений с помощью
графических средств языка.
Цель работы: научиться из символьного режима работы экрана переходить
в графический. Овладеть навыками составления программ, используя
операторы машинной графики.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal.
Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
1 вариант.
1. Составить программу вывода на графический экран своего имени.
2. Составьте программу вывода на графический экран снеговика.
2 вариант.
1. Составить программу вывода на графический экран своего имени.
2. Составьте программу вывода на графический экран корабля.
Теоретические сведения к практической работе:
Графика
В графическом режиме экран рассматривается как последовательность
точек (пикселей), из которых строится изображение.
Количество пикселей в строке и количество строк на экране характеризуют
его разрешающую способность.
640х480 в строке 640 пикселей , а строк всего 480.
Пиксель определяют: координаты X, Y и цвет. Х
(0,0) (640,0)
(0,480) (640,480) Для работы в графическом режиме разработана библиотека GRAPH,
содержащая множество графических процедур и набор драйверов.
Драйвер находится в файле с расширением .TPU
Для того, чтобы в программе можно было использовать процедуры
модуля GRAPH, его надо подключить к программе, использовав раздел
описаний модулей:
USES GRAPH;
С момента подключения модуля GRAPH программисту доступны все
находящиеся в ней подпрограммы.
В первую очередь вызывается процедура InitGraph, которая устанавливает
один из возможных графических режимов.
Формат процедуры :
InitGraph( gd,gm,’’);
В программе нужно описать переменные gd,gm:
var
gd,gm : integer;
В разделе операторов, перед тем как написать первый графический
оператор, следует выполнить:
gd:=vga;
gm:=vgahi ;
InitGraph( gd,gm,’’);
if Graphresult=grok then
Установка цвета и стиля заполнения
SetColor(N); установка цвета графического изображения.
SetLineStyle(Ln,P,T); установка способа закраски.
Ln стиль линий
0
сплошная
пунктирная
1
штрихпунктирная
2
3
штриховая
Р шаблон (0для всех линий), Т толщина линий
нормальная
толстая
Таблица цветов
1
3
Константа
Имя
Значение
Black
Blue
Green
Cyan
Red
Magenta
0
1
2
3
4
5
Цвет
Черный
Синий
Зеленый
Бирюзовый
красный
малиновый Brown
LightGray
DarkGray
LightBlue
LightGreen
LightCyan
LightRed
LightMagenta
Yellow
White
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
коричневый
светлосерый
темносерый
яркоголубой
яркозеленый
яркобирюзовый
яркокрасный
яркомалиновый
желтый
белый
Рисование геометрических фигур:
1. Вывод отрезка
Line(x1,y1,x2,y2);
(x1,y1) координаты начала отрезка
(x2,y2) координаты конца отрезка
!!! Обратите внимание на то, что в процедуре не задается цвет. В этом и
аналогичных случаях цвет определяется процедурой SetColor(N).
2. Построение прямоугольника
Rectangle(x1,y1,x2,y2);
Точки с координатами (x1,y1)
противоположными вершинами прямоугольника.
3. Построение дуг, окружностей, эллипсов.
Circle(x,y,<радиус> ); окружность указанного радиуса
Ellipse(x,y, <нач_угол>,<кон_угол>,xR,yR) построение эллиптических дуг.
X,Y координаты центра,
xR, yR длина горизонтальной и вертикальной полуосей в пикселях.
Угол отсчитывается против часовой стрелки и указывается в градусах.
Дуга эллипса вычерчивается от заданного начального угла до конечного
угла. Если значение начального угла 0°, а конечного 360° будет построен
полный эллипс.
Arc(x,y, <нач_угол>,<кон_угол>,r);
(x2,y2) должны быть
10 20 30 40 50 60 70 80 90
x 10
20
30
40
50
Program primer;
USES GRAPH;
var
gd,gm : integer;
begin
gd:=vga; графический адаптер
gm:=vgahi ; графический режим 640х480
InitGraph( gd,gm,’’); включение графического режима
if Graphresult=grok then если режим включен успешно
begin
setcolor(5);
SetLineStyle(2,0,3);
Line(10,50,10,10);
Line(10,10,20,20);
Line(20,20,30,10);
Line(30,10,30,50);
Line(40,10,40,50);
Line(40,50,60,10);
Line(60,10,60,50);
Rectangle(70,10,90,40);
Line(70,40,70,50);
End;
Readln;
End.
Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №10.
Тема: разработка и программирование задач с обработкой текстовой
информации. Цель работы: овладеть практическими навыками работы с символьными
переменными, практическими навыками обработки текста, приобретение
дальнейших навыков по отладке и тестированию программ.
Оборудование: Компьютер с установленной операционной системой
Windows, Free Pascal.
Литература:
1. Бабушкин И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие.:
М,1998
2. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикумзадачник по
моделированию./ Под ред.Н. В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2001
3. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988
4. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. Для 1011
кл. сред. шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. М.
Просвещение, 1992
5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие
для сред. учеб. заведений. В 2 ч./ под ред А.П. Ершова, В.М. Монахова.
М.: Просвещение, 1986
Задания:
Составьте программу и тестовый пример для решения следующих задач:
1 вариант.
1. Из слова «путеводитель» составьте слова «дело», «пудель», «водитель».
2. Дан текст. Сосчитайте количество запятых в нем.
3.Дан массив символьных переменных разной длины. Выведите на экран те
из них, которые оканчиваются на букву «я».
2 вариант.
1. Из слова «водозаборный» составьте слова «забор», «вода», «завод».
2. Дан текст. Сосчитайте количество букв «и» в нем.
3.Дан массив символьных переменных разной длины. Выведите на экран те
из них, которые начинаются с буквы «к».
Теоретические сведения к практической работе:
Работа с символьными величинами.
Символьная величина это цепочка символов, заключенная в апострофах,
длина которой не более 255 символов. Объявление символьных переменных
осуществляется в разделе объявления переменных с помощью служебного слова
char или string.
Операции над строковыми переменными:
1. Сравнения: <, >, <>, >=, <=,=.
2. Cложения: +.
3. Функции обработки:
а) delete(a, poz, n) удаление из строки а, начиная с позиции poz n символов. а:=’оператор’, delete(a,2,2), рез.: оратор
б) insert(str1, str2, poz) – вставка строки str1 в строку str2, начиная с позиции
poz.
str1=’ка’, str2=’тропинка’, insert(str1, str2, 6), рез: тропиканка
в) length(str) длина строки ( количество символов).
str1=’оператор’, length(str), рез: 8
г) copу(str, poz, n)из строки str, начиная с позиции poz, берутся n символов.
str=’стройка’, copi(str, 2, 6), рез: ‘тройка’
д) str(v,s) – заданное число v преобразует в строку s
е) val(s,v,c) – если строка s состоит из цифр, они преобразуются в некоторое
числовое значение и передаются переменной v
1)
program s1;
const a=’классшкола’;
b=’абвгд№0123456789’;
var
c,d: string;
begin
c:=copу(a,6,5)+’ ‘+copу(b,6,1)+copу(b,14,1);
d:=copу(a,1,5)+’ ‘+copу(b,length(b),1)+copу(b,2,1);
write(c,d);
readln;
end.
2) Подсчитайте количество букв «а» в некотором слове.
program s2;
var
c,d: string;
i,n: integer;
begin
writeln(c);
readln(c);
n:=0;
for i:=1 to length(c) do
begin
d:= copу(c,i,1);
if d=’a’ then n:=n+1;
end;
writeln(n);
readln;
end.
3) Дан символьный массив переменной разной длины. Вывести на экран те из
них, которые начинаются с буквы «а». program s3;
var
a: array[1..5] of string;
i:integer;
begin
for i:=1 to 5 do
begin
writeln(‘задайте слово’);
readln(a[i]);
end;
for i:=1 to 5 do
begin
if copу(a[i],1,1)=’a’ then writeln(a[i]);
end;
readln;
end.
Сделайте вывод по работе.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Методические рекомендации для проведения практических работ по информатике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.