Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"
Оценка 4.7

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Оценка 4.7
Памятки +1
doc
дефектология
1 кл—4 кл
17.03.2018
Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"
Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается, а новых пособий по их развитию очень мало, что и подтолкнуло нас к созданию рабочей тетради по коррекции познавательной деятельности. Данный материал содержит методические рекомендации для психологов и учителей дефектологов по применению рабочей тетради на практике.Методические рекомендации для учителя и психолога -как использовать в работе рабочую тетрадь по коррекции познавательной деятельности, плюс дополнительные рабочие материалы к урокам.
методичка к рабочей тетради для учителя.doc
Методические рекомендации к рабочей тетради Учителю в помощь к уроку: « Язык жестов и движений» Какое значение имеют в общении мимика и жесты? Научные материалы: Как утверждают специалисты, лишь 7% информации передается с помощью слов, 38% — с помощью   иных   звуковых   средств,   а   посредством   мимики,   жестов,   поз,  удаленности   от собеседника — 55%. Более половины! Совокупность   этих   важнейших   средств   передачи   и   получения   информации   называется невербальным   каналом   общения.   Составляющие   его   части   имеют   при   разговоре первостепенное   значение.   Не   случайно   тонкостям   невербального   общения   нужно специально обучаться. Как правильно прочитать мысли человека, определить его характер по жестам, принятой позе, выражению лица? Научитесь сами и научите этому детей: Человек может играть словами, говоря не то, что думает, но мимика никогда не лжет. Даже   каменное,   непроницаемое   выражение   лица   свидетельствует   о   том,   что   он   что­то пытается  скрыть. Вот наиболее характерные примеры движения лицевых мускулов: ­Широко раскрытые глаза, сморщенный лоб, поднятые брови свидетельствуют о том, что полученная информация крайне неожиданна для человека, вызвала у него удивление.  ­Если   брови   опущены   вниз,   глаза   прищурены,   губы   сжаты,   то   человек   пребывает   в состоянии гнева. ­Опущенные брови, сморщенный нос, выпяченная или сомкнутая с верхней нижняя губа означает отвращение.  ­Бегающие глаза, отведенный в сторону или вниз взгляд свидетельствуют о чувстве вины или стыда.  ­Внезапное   напряжение   тела   говорит   о   тревоге,   опасении.   Говорящему   нужно   срочно ввести соответствующие коррективы, если обсуждается важная проблема. ­   Если   собеседник   отвернулся,   наклонил   голову   вниз,   услышанное   вызвало   у   него недоверие   или   подозрение   в   неискренности.   Покашливание,   беспрестанное   курение   — признак нервозности.  Все   это   необходимо   донести   до   детей   в   ходе   урока,   поупражняться   в   мимике   и пантомимике. Учителю в помощь к урокам: « Деловое общение. Коммуникация.», «Эмоциональное и познавательное общение» Научные сведения для учителя: Что включает в себя такое понятие, как личностное пространство? Это расстояние между  деловыми партнерами при общении. Оно имеет огромное значение при деловом общении,  обсуждении серьезных проблем и вопросов. Так, расстояние от 0 до 60 сантиметров  является интимной зоной человека, находиться в ней можно лишь самым близким людям.  Если вы, обсуждая важную проблему, вторглись в интимное пространство вашего партнера, он начнет испытывать к вам отрицательные эмоции, что может отразиться на результатах  разговора. Дальше, вплоть до 120 сантиметров, располагается личная зона. В ее пределах комфортно  чувствуешь себя с коллегой, хорошим знакомым. Расстояние от 120 до 300 сантиметров — зона делового общения. Именно в ее пределах  следует находиться при решении деловых вопросов. За пределами 300 сантиметров находится так называемая публичная зона. Делая доклад или публичное выступление, не следует располагаться ближе трехметровой  зоны. Это, во­первых,  является нарушением этикета, во­вторых, вторжение в «чужую»  зону снижает эффект выступления, его восприятие. На уроке можно поупражняться с детьми и определить на практических примерах  расстояние между собеседниками в различных ситуациях. В ходе урока нелишним будет повторить правила поведения в общественных местах, где  так или иначе присутствует деловое общение. Детям на уроке можно прочитать и обсудить вместе с ними стихотворения: ЭТИКЕТ В ТРАНСПОРТЕ Уступай старушкам место, Если стало очень тесно. Не кричи, что сесть мечтаешь ­ Постоишь и не растаешь. Стой спокойно и держись, Не рыдай и не вертись. Здесь ничем сорить не надо ­ Быть воспитанным отрада. Фантик на пол не бросай, А упал он ­ поднимай. Не пинай других ногами И не пачкай сапогами. Песни громко ты не пой, Потихоньку рот закрой. ЭТИКЕТ  В ГОСТЯХ Сначала ты договорись, Потом уж в гости соберись. Одеваемся нарядно, Чтобы выглядеть парадно. Ты оделся, расчесался... Почему ж не умывался? Не ходите без подарка, Не должно его быть жалко! Если вас не пригласили, Не врывайтесь в гости силой. Не забудь ботинки снять, Дома в них нельзя гулять! Не шали и не кусайся, Без причин не обижайся. Не ломай столы и мебель, Где б в гостях, мой друг, ты не был. Будь воспитанным и скромным, По местам не шарь укромным. Бить ногой не надо кошку И бросать под стол картошку! Похвали хозяев, дом, А также то, что в доме том. Ты обулся, куртку взял... А "До свидания!" сказал? ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.  Перед или после выполнения теста «Правильно­неправильно» рекомендуется провести  беседу: Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в  культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные  правила общения. Поступая таким образом, как написано в тесте , если ответ был  «неправильно» ,  ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно расчитываешь  на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в  повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не  только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в  школе. КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДРУГИХ.(советы для детей) Не всем это легко ­ представляться. Но общение без знакомства невозможно. Так что  стеснение придется преодолеть. А чтобы не оказаться в неловком положении, учти, что  младшие представляются старшим и что женщины (не важно, какого они возраста)  первыми мужчинам не представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении  пожилого мужчины. Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос  "как тебя звать" правильным будет ответ "меня зовут... (не звать). Если ты пришел в гости  позже других и увидел среди приглашенных много незнакомых тебе людей ­ подойди к  хозяевам, поздоровайся с ними. Хозяева сами тебя представят. Представляя гостей, начни  с малышей, затем старших и сверстников. Называй имена спокойно и четко. Не стоит при  этом добавлять: "это тот самый", "я вам вчера о ней говорил"... Надеюсь, ты понимаешь,  почему? КАК ПРОСЛЫТЬ НЕПРИЯТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.(вредные советы детям) Посмотри на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление? Нет ли у тебя каких­ нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих? ­Грызешь ли ты ногти? Хлюпаешь ли носом? ­Слишком ли громко разговариваешь? ­Размахиваешь ли ты руками так, что твои собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не  быть задетыми? ­Раскачиваешься ли ты на стуле? ­Используешь ли ты ноготь мизинца в качестве зубочистки? ­Чистишь ли ботинки о штанину брюк? ­Хлопаешь ли ты дверью? Если ты делаешь это, значит, у тебя не так уж мало дурных привычек. И можешь не  волноваться, люди обязательно скажут тебе вслед: "Какой неприятный человек!". В ходе проведения урока «Эмоциональное общение» стоит затронуть тему дружбы, ведь  где как не в дружеских близких отношениях более всего эмоций? Можно разобрать  стихотворение В.Орлова: ­Кто кого обидел первый? ­Он меня. ­Нет, он меня! ­Кто кого ударил первый? ­Он меня. ­Нет, он меня! ­Вы же раньше так дружили…. ­Я дружил… ­И я дружил ­Что же вы не поделили? ­Я забыл.. ­И я забыл… Вопросы:  1.Из­за чего поссорились мальчики? 2.Почему они обиделись друг на друга? 3.Почему друзья забыли причину своей ссоры? На следующем этапе урока, после обсуждения стихотворения необходимо провести беседу на тему «Что такое обида?» Обида­чувство, которое возникает если тебя оскорбили, не дали осуществить задуманное,  или не заметили твоей помощи, участия. Чем ближе человек, тем сильнее обида. На что может быть похожа обида? Из­за чего люди обижаются друг на друга? Приходилось ли вам обижаться? Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком? Далее можно провести упражнение «Рисуем обиду». Под музыку спокойного печального  характера рисуют свою обиду с помощью цветных клякс. После окончания рисования  следует спросить помогли ли музыка и рисование почувствовать себя лучше? Методические рекомендации учителю к уроку по теме: Мое настроение. Игра «Разные чувства» Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы  внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку  «проиллюстрируйте» стихотворение. Бывают чувства разные:  Прекрасные, опасные,  Сердечные, забавные,  Сердитые и славные,  Веселые, печальные,  Игральные, молчальные. Попробуй улыбнуться,  Как клоун на манеже,  И робко потянуться,  Как маленький подснежник.  Попробуй рассердиться, Как злющая оса.  Попробуй удивиться,  Взглянув на небеса Дети отвечают на вопросы учителя: ­ Какие чувства у вас сейчас? ­ Какое настроение? ­ Когда люди смеются? ­ Когда люди радуются? Игра: «Хорошие известия». Техника проведения: детям предлагается поделиться с одноклассниками хорошими  известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету  известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у педагога.  Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем­нибудь приятном,  что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас Ване дам мяч, и пока он  будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра  закончится, когда мяч окажется у меня». Ответить на вопросы: ­ Какое настроение? ­ Какое чувство вы сейчас испытываете? Методические рекомендации к уроку «О дружбе» Беседа с учениками:  Как вы понимаете слово «дружба»?  • Кто такой «друг»?  • Кто может быть другом?  • У кого есть «настоящий» друг, друзья? • Что значит «дружить»?  • Как вы думаете, есть ли определенные правила, законы дружбы?  Вместе с детьми выводятся законы дружбы, записываются на доске и в тетрадках: ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ  1. Один за всех, и все за одного.  2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.  3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.  4. Не ябедничай, лучше сам поправь.  5. Не зазнавайся, если у тебя что­то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что­то не получилось.  6. Помоги друзьям в беде.  7. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи. Существует множество игр для сплочения детей их можно использовать на уроке: «Поздороваться как...»  Организуется «карусель». В паре выполняется задание, затем по команде ведущего  внешний круг сдвигается на одного участника вправо. Задания: здороваться, как хорошие  знакомые; большие начальники; люди, которые сердятся друг на друга; очень  стеснительные люди; при первой встрече — очень уверенные в себе люди; хорошие  друзья…. «Чувство на спине»  Упражнение выполняется молча. Учитель прикрепляет к спине каждого участника  карточку с названием чувства . С помощью мимики и жестов, без слов, участники должны  помочь друг другу понять, какое чувство написано у них на карточке. Если участник  решил, что он знает название своего чувства, он садится на стул или помогает другим  понять, что написано у них. Затем каждый по кругу называет предполагаемое чувство,  говорит, чья пантомима помогла ему больше всего.  «Кто быстрее?» Команда выполняет задания быстро и четко. 1­й вариант. Постройте, используя всех игроков команды: квадрат; треугольник; круг;  ромб; угол;  букву; птичий косяк. 2­й вариант. Построиться в шеренгу по: • росту; • цвету волос; • алфавиту имен; • размеру  ноги. Методические рекомендации учителю по теме: «Конфликты. Мое поведение» Тест: “Оценка собственного поведения” Тест разработан американскими специалистами по конфликтологии Кеннетом Томасом и  Ральфом Килменном, который был разработан ими как способ разрешения конфликтов и  позволяет составить примерную характеристику собственной реакции на конфликтные ситуации. Эта реакция зависит от использования конкретного способа и самочувствия в  конфликтных ситуациях и оценивания в балах от 5 (высокая оценка) до 1 (низкая оценка). Проводится анкета. В каждом из 10 вопросов дети выбирают один вариант (А.Б.), который  больше подходит к тому, как они обычно поступают .  А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение  спорного вопроса. Б. Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание  на то, с чем мы оба согласны. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его  окончательно. В. Я считаю возможным в чем­то уступить, чтобы добиться другого. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и  вопросы. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из­за каких­то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю условия, чтобы добиться своего. А. Я твердо стремлюсь добиться своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение Педагог  просит учащихся всегда помнить закон жизни: Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердии Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим. Для беседы с учащимися на уроке:   Жизнь   не   прожить   без   конфликтов,   но   разумный,   культурный   человек   всегда   сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь,  толику этих знаний  вы получили  в ходе сегодняшнего часа общения. Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта. Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить. В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта. Дайте возможность   партнеру   высказаться,   внимательно   его   выслушайте.   Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала. Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать. Не спешите реагировать на чужое раздражение. Идите на все возможные компромиссы. Не критикуйте личность партнера. Никогда   не   наносите   эмоциональный   ущерб   личности.   Уступайте   в   мелочах,   чтобы добиться   победы   в   главном.   Создайте   возможность   достойного   выхода   из   конфликта, чтобы   сохранить   время   и   здоровье.   Не   избегайте   конфликтов   (они   неизбежны!),   а старайтесь   их   разрешить   или   избежать   отрицательных   последствий.   Помните,   что безвыходных ситуаций не бывает. Научный материал для учителя: Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое  столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения.  Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки  зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание,  сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу: приспособление избегание соперничество сотрудничество Поиск решения,  устраивающего обе  стороны Стремление  добиться своего за  счет другого Люди, неуверенные  Сильные, зрелые,  уверенные в себе  люди в себе Принесение в жертву собственных  интересов ради  интересов другого Мирные, уступчивые люди Уклонение от  принятия решений Люди, уверенные в  себе, агрессивные,  амбициозные Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические  цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию,  о какой стратегии поведения идет речь. ( читает описание поведения, дети угадывают) Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия  характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.) Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в  себе. (Избегание.) Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются  сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.) Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию  используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.) Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик? Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия  решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из  сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.) Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе  стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.) Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а  также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней.  Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.) Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей  выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.  Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.  (Приспособление.) Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны. Методические рекомендации учителю по теме: «Моя семья. Взаимоотношения с родными.» Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке поможет стихотворение: У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я! — Как назвать одним словом: мама, папа, бабушка, дедушка, я? Вот сегодня на уроке мы поговорим о семье. — Как вы понимаете слово «семья»? Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи. Народная мудрость гласит: Отбасы тату болса, байлықтың да керегә жоқ. Не нужен клад, когда в семье лад. — Как вы понимаете её? (выполнить 1 задание в рабочей тетради) Упражнение «Продолжи предложение» Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение. — Я хочу, чтобы мои мама и папа были… — Я люблю, когда бабушка… — Мои мама и папа для меня самые… — Я люблю своих родителей за то, что… — Я доверяю своим родителям… — Я люблю своего дедушку за то, что… — Я хочу своим родителям пожелать… — Свою семью я считаю… — Моя мамочка для меня самая… Научный материал для учителя: До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Почему же возникла необходимость жить семьёй? Потому что на свете не найдёшь более беспомощного существа чем человеческий младенец. Потомство большинства других развитых живых существ, сразу после рождения может не только передвигаться, но добывать себе пропитание. А детёныша человека родители должны не только кормить, но и защищать. Получается, что семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге Интерпретация  рисуночного теста «Моя семья» поможет учителю выявить взаимоотношения в семьях своих учеников: Анализируем   детали:   расположение   предметов   и   силуэтов   на   листе,   их   размер   и   другие элементы.           Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять   как   можно   больше   места   на   листе   –   это   хорошо   и   нормально,   так   как   ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой – это свидетельствует о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из­за того, что кто­то из взрослых очень строг с ним.          Солнце, цветы, птицы – светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое. Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает   свои   эмоции   и   многое   держит   в   себе,   о   важности   для   ребенка   соблюдать установленные правила и порядок.                 Закрытые   шкафы,   закрытые   замки   и   другие   закрытые   элементы   рисунка   рассматриваются психологами, как секреты и запреты к которым ребенок не допускается. Фигуры   и   предметы,   которые   нарисованы   крупнее   других   –   это   наиболее   значимые   в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно больше других членов семьи, а также на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.                  Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете. Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются – это означает сплоченность и дружбу.          Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает людей близкими друг другу, он располагает их на рисунке рядом. Например, мальчик может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне листа. Удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.          Любимых людей ребенок часто рисует таким же цветом, как и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей – украшений, то есть быть красивее, чем у других.           Если на рисунке изображены вымышленные персонажи, нужно расспросить ребенка о них подробнее ­ ребенок в чем­то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни. Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей. Глаза – очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому   если   малыш   постоянно   рисует   людей   с   большим   глазами   ­   это,   скорее   всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие   глаза   и   защитить   ребенка.   Когда   ребенок   рисует   с   большими   глазами   только определенного человека – это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи. Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья – улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если   у   нарисованного   персонажа   сильно   выделен   рот   или   вокруг   рта   нарисованы множественные   линии   –   признак   того,   что   этого   человека   ребенок   воспринимает   как словесного агрессора,  такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.          А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта. Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить. Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой. Уши не всегда рисуется детьми, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет – он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами – должны больше слушать мнение окружающих. Округлые   фигуры   людей,   расставленные   в   разные   стороны   руки   и   ноги   –   это   типичные рисунки малышей. Если ребенок рисует угловатые или вытянутые рисунки с прижатыми или спрятанными руками и ногами – это может указывать на скрытность и замкнутость, на то что ребенку не с кем поделиться и он скрывает в себе чувства. Руки   –   это   символ   общения,   ими   люди   держаться,   и   взаимодействуют   с   окружающими. Хороший   признак,   когда   нарисованные   фигуры   протягивают   друг   другу   руки   и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия. Маленькие,   короткие,   спрятанные   ручки   –   символ   слабости   –   «ничего   не   могу   сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.  Большие руки и множество пальцев – символизируют силу изображаемого персонажа. Многие   психологи   считают   поднятые   вверх   руки   нехорошим   признаком.   Так   может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись. Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность (пол, дорогу, землю, ковер) – это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим – уверен в своих силах. Хорошо  прорисованные  острые   элементы  –  могут  быть  символами  агрессии.  Это  зубы  и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное   выражение   лиц,   кулаки   и   оружие   в   руках.   Однако,   для   того,   чтобы   сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего­то, например, от своих страхов. Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых. Характер нажима, штрихи, контуры.          Четкие контуры, относительно правильные пропорции (в 4­6 лет восприятие пропорций у ребенка минимально), при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур – такие рисунки не вызывают вопросов у психологов.          Слабые нечеткие прерывистые линии, штрихи при закрашивании не доходят до контура – признак нерешительности, заниженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка.          Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких­ то беспокойствах малыша.          На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание. «Развитие движений пальцев» Научный материал для учителя: У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию необходимо предусматривать воспитательно­коррекционные мероприятия в данном направлении. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры­потешки: Сорока­белобока Кашку варила, детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой палцы. Другой вариант этой потешки: Этому не дала: Ты воды не носил, дров не рубил, Каши не варил — Тебе ничего нет! При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В школу мне идти пора. Перед каждым уроком где необходимо что­то записывать в тетради с ребенком с ограниченными возможностями просто необходимо проводить пальчиковую гимнастику! РАЗЛОЖИ ВСЛЕПУЮ         Развиваем  мышечное  чувство,  двигательную  память, пальчиковую моторику. Приготовьте комплекты палочек по 10—20 штук, отличающиеся по длине и толщине, коробочки. Палочки разных размеров перемешиваются. Играющие с завязанными глазами сортируют палочки по размерам в отдельные коробочки. Побеждает тот, кто успешнее и быстрее выполнит задание. Аналогичную игру можно провести с мозаикой, пуговицами, рассыпанными бусинками, косточками от фруктов. Ловкость     РУК    Развиваем тонкие движения пальцев обеих рук. Вам потребуются комплекты палочек по 20  штук, коробочки. По сигналу взрослого дети правой рукой выкладывают по одной  палочке из коробки, затем по одной палочке кладут в коробку. Выигрывает самый лов­ кий и быстрый. Это упражнение выполняется левой рукой, затем обеими руками  одновременно. Для упражнения в ручной умелости могут быть использованы различные  мелкие однородные предметы, которые предлагаются по степени сложности вы­ полнения: счетные палочки, монетки, спички, мозаика, бусинки, фасоль, горох. В помощь учителю к урокам «Развитие внимания» Научные материалы: Внимание,   как   и   все   остальные   психические   процессы,   имеет   низшие   и   высшие формы.   Первые   представлены   непроизвольным   вниманием,   а   вторые   — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное. Развивающаяся речь, большая самостоятельность в  поведении   ребенка,   разнообразная   деятельность   значительно   расширяют   объем внимания     уо   детей   младшего   школьного   возраста.   Исследования   психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим   процессом   профессионала­дефектолога   и   учителя   может   происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь   в   ее   достижении.   Развитие   произвольного   внимания   у   детей   идет   в направлении   от   выполнения   целей,   поставленных   взрослым,   к   целям,   которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение. Ребенку недостаточно понимать, что   он   должен   быть   внимательным,   необходимо   научить   его   этому.   Развитие произвольного   внимания   в   период   обучения   уо   ребенка   в   школе   предполагает формирование трех инструкций :  1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;  2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;  3) развитие навыков самоконтроля; Поэтому так необходима тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного   внимания   влияет   формирование   речи   и   способности   выполнять указания  взрослых.   Под  влиянием   игры   внимание   ребенка   достигает   достаточно высокой   степени   развития.   Большое   значение   для   развития   целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать   у   детей   определенные   качества   внимания   (целенаправленность, устойчивость,   сосредоточенность)   и   способность   управлять   ими,   необходимы специально   организованные   игры   и   упражнения.   В   одних   играх   надо   учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих   –   вовремя   переключать   внимание,   в   четвертых   –   сосредоточенность   и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Упражнение на развитие внимания “Пальцы” Участникам   группы   следует   удобно   расположиться   в   креслах   или   на   стульях, образуя   круг.   Переплести   пальцы   положенных   на   колени   рук,   оставив   большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!”   прекратить   упражнение.   Длительность   —5—15   минут.Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из­за того, что объект сосредоточения   слишком   необычен.   Если   участник   быстро   засыпает   во   время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в   будущем   этот   прием   можно   будет   использовать   для   успокоения.   Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто­то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от   тревоги.   При   выполнении   упражнения   требуется   одно,   а   происходит   обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой­то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем­то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном. Упражнение «Не собьюсь»   Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания   Учитель предлагает следующие задания:  считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не  должен   называть   числа,   включающие   тройку   или   кратные   трем.  Вместо   этих чисел   он   должен   говорить:   «Не   собьюсь».   К   примеру:   «Один,   два,   не   собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»   Образец правильного счета: 1, 2, ­, 4, 5, ­, 7, 8, ­, 10, 11, ­, ­, 14, ­, 16, 17, ­, 19, 20, ­, 22, ­, ­, 25, 26, ­, 28, 29, ­, ­ _черта замещает числа, которые нельзя произносить). Упражнение «Наблюдательность»    Упражнение   на   развитие   зрительного   внимания.   В  этой   игре   выявляются   связи внимания и зрительной памяти.   Детям предлагается по памяти подробно описать школьный   двор,   путь   из   дома   в   школу   ­   то,   что   они   видели   сотни   раз.   Такие описания   младшие   школьники   делают   устно,   а   их   одноклассники   дополняют пропущенные детали. Методические рекомендации учителю к занятиям по  развитию сенсорики Научные материалы: Развитие   органов   чувств   у   детей   идет   очень   интенсивно.     Главной   составляющей полноценного развития аномальных детей  является сенсорное развитие.   Занятия   по   сенсорике,   направленные   на   формирование   полноценного   восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является   чувственный   опыт.   Успешность   умственного,   физического,   эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:   ­ является основой для интеллектуального развития    ­ упорядочивает  хаотичные  представления  ребенка, полученные при взаимодействии  с внешним миром;   ­ развивает наблюдательность;   ­ готовит к реальной жизни;   ­ позитивно влияет на эстетическое чувство;   ­ является основой для развития воображения;   ­ развивает внимание;    ­   дает   ребенку   возможность   овладеть   новыми   способами   предметно­познавательной деятельности;   ­ обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;   ­ обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;   ­ влияет на расширение словарного запаса ребенка;   ­ влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Учителю к урокам по ориентации в пространстве: Научный материал для учителя: Работа   по   формированию   пространственных   представлений   у   детей   включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно   усложняющихся   по   линейно­концентрическому   принципу   упражнений, заданий­поручений,   заданий­игр   с   предметами   и   без   них.В   результате   можно   выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений: внизу,   вверху,   I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, сзади. II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от человека» III   этап.  Формирование   умений   детей   определять   словом   положение   того   или   иного предмета другому. IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. V   этап.  Формирование   умений   ориентироваться   на   плоскости   (ориентировка   на   листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве). отношению впереди, по   другого   к     При   решении   задач   каждого   этапа   необходимо   уделять   внимание   закреплению   умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно   усложнять   задания:   увеличивать   количество   предметов,   местоположение которых предлагается  определить,  а  также  расстояние  между   ребёнком и  предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы,   но   и   самостоятельно   создавать   указанные   ситуации.   Совершенствуя   умения передвигаться   в   указанном   направлении,   можно   предложить   изменять   направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на   освоение   детьми   значения   предлогов   и   наречий,   отражающих   пространственные отношения.   Эти   игры   и   упражнения   должны   способствовать   расширению,   уточнению   и систематизации   полученных   знаний,   что   позволит   детям   овладеть   пространственной ориентировкой   не   только   на   игровом   материале,   но   и   в   реальной   окружающей обстановке.Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям   посмотреть   и   запомнить   расположение   игрушек.   Затем   дети   закрывают   глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую­нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась.   Например,   исчез   дракоша,   который   был   внизу   между   щенком   и попугаем.Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они   были   первоначально.   Например,   поросёнок   сидел   внизу   слева,   а   мышка   –   наверху между щенком и телёнком.  игра «Новоселье».  В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди   должен   «заселить»   дом   по   заданной   инструкции.   Например,   внизу   квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д. Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2­3человека). В роли  ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, ­ это  будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.  Методические рекомендации к уроку «Развитие речевого и неречевого слуха» Научные материалы для учителя: Развитие слухового восприятия осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой — восприятие речевых звуков, т, е, формируется   фонематический   слух.   Оба   направления   имеют   для   человека   жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту   ребенок   слышит   звук,   в   несколько   раз   более   тихо,   чем   слышит   младенец. Одновременно   он   начинает   различать   звуки   по   тембру   звучания.   Речевой   слух   также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка — активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. У детей с отклонениями в развитии вследствие общей патологической инертности в  младенческом и раннем возрасте нет интереса к неречевьим звукам, они слабо реагируют  на них и мало дифференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может  быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фонематического слуха.  Порой отмечается отсутствие лепета или же очень позднее его возникновение. Зачастую  проблемные дети плохо различают слова на слух. Чем раньше начинают проводить  дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия, тем больший вклад  вносят они в коррекцию общего психического развития детей. Развитие неречевого слуха Неречевые   звуки   играют   большую  роль   в   ориентировке   человека   в   окружающем  мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении   или   удалении   отдельных   предметов   или   живых   существ.   Правильное определение   направления,   откуда   идет   звук   помогает   ориентироваться   в   дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомобиля. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно   воспринимаете   звуки   могут   определять   характер   деятельности   ребенка.   Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрения — слухозрительно, что значительно   легче   и   должно   предшествовать   изолированному   слуховому   восприятию. Музыкальные   звуки   оказывают   огромное   влияние   на   развитие   эмоциональной   сферы ребенка, на его эстетическое воспитание. Дети с отклонениями в развитии в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятельности. Они   испытывают   большие   трудности   не   только   в   дифференциации   звуков,   но   и   в   их осмыслении.   Это   препятствует   правильной   ориентировке   в   пространстве,   приводит   к несчастным случаям. Игра “Узнай по звуку” Примеры игр с детьми: На столе стоят несколько (5­7, можно больше) по разному звучащих предметов. Педагог:  «Сейчас я буду постукивать по разным предметам сначала металлической палочкой, а  затем деревянной. Вы внимательно прислушиваетесь к тому, какие звуки издают предметы, запоминайте, как звучит каждый предмет. (Проходим по всем предметам, затем предметы  загораживаем ширмой).Сейчас я буду постукивать по предметам, а вам надо угадать, какой предмет звучит.» Методические материалы учителю в помощь по темам «Развитие мышления» Примеры игр и упражнений(дополнительно) для развития мышления: От слова к рассказу.  Вариант 1:  ЗАДАНИЕ 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ. Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг. ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, что получилось. ЗАДАНИЕ 3. Вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа. Вариант 2:  Слова: дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь. Задания те же. Вариант 3:  Слова: пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант. Задания те же.  Игра "Поиск общих свойств" Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например:   блюдо   и   лодка,   карандаш   и   уголь,   мел   и   мука,   матрешка   и   конструктор, консервная банка и чашка и т. д. За 10 минут ребенок должен написать или назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если  родители занимаются  с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли. Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно   больше   и   таких   признаков.   Особенно   ценными   являются   необычные   ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете. При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных   признаков   следует   обратить   внимание   на   характеристику   этих   признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. ­ второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между   предметами,   а   также   предельно   четко   усвоили,   что   такое   существенные   и несущественные признаки предметов. Методические рекомендации учителю по теме «Воображение». Примеры игр, которые можно использовать на уроке КПД (дополнительно) по  желанию учителя: "Выложим карты на стол" Игра   заключается   в   том,   чтобы   придумать   рассказ   по   случайно   выбранным   из колоды   карточкам.   Специальная   колода   карт   должна   быть   заранее   подготовлена "воодушевителем"   игры   путем   наклеивания   на   пятьдесят   картонных   карточек разнообразных   картинок,   вырезанных   из   газет   и   журналов.   Прочтение   этих   картинок всякий раз иное, ибо каждая карта может быть связана с предыдущей лишь путем вольных ассоциаций и в любом случае благодаря игре фантазии.   Существует три варианты этой игры. Самый простой (и забавный!), когда каждый из участников рассказывает историю по случайным   карточкам.   В   другом   варианте   возрастает   элемент   состязательности   –   ведь участники   придумывают   свой   рассказ   по   одним   и   тем   же   карточкам.   Необычайно интересный  способ  игры   "Вопросы  и  ответы":  по случайным  карточкам один  участник задает вопросы, а другой должен отвечать на них с помощью своих карточек. Получается примерно так: "Вам нравятся гамбургеры?". "О да, ночью они особенно вкусны".    Играть   в   описанную   игру   не   только   весело,   но   и   очень   полезно.   Составление логически   законченной   истории   из   разрозненных   элементов   развивает   навыки   речи   и помогает "раскрыть" своё воображение. А ещё игроки смогут лучше узнать друг друга, ведь картинки на карточках могут вызвать у каждого свои ассоциации, и придуманная по ним история будет своего рода отражением внутреннего мира человека. «Три предмета» Играющим   дают   три   ничем   не   связанных   между   собой   предмета,   например, кофеварку, пустую бутылку и мотыгу, и предлагают найти им   применение ­ придумать и разыграть какой­нибудь эпизод. Это почти то же, что рассказать историю на основе трех слов, ­ впрочем, нет, намного лучше: ведь реальные вещи ­ гораздо более прочное подспорье воображению, нежели слова, их можно осмотреть, потрогать, повертеть в руках, это будит воображение, рассказ может родиться благодаря случайному жесту, звуку... Коллективный характер игры лишь содействует ее живости: вступают в соприкосновение и творчески сталкиваются разные натуры, опыт, темперамент, приходит в действие критическое начало группы в целом.

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"

Методические рекомендации к рабочей тетради "Коррекция познавательной деятельности для 1-4 класса уч-ся с легкой умственной отсталостью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018