Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов
Оценка 4.8

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык +1
1 кл—4 кл
26.02.2017
Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов
Письмо - это способ передачи смысла высказываний, умозаключений, способ фиксации устной речи на бумаге. Для детей, которые только овладевают новой функцией, письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный, и который включает в себя большое количество операций.
Методическое пособие, Предупреждение ошибок на письме.doc
Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов                                                                 Гимназия г. Лабытнанги М. Н. Наумова учитель начальных классов Введение. Начиная   говорить   о   нарушении   письма   и   чтения   у   необходимо младших   школьников   и   их   коррекции, разобраться с тем, что же такое письмо.  Письмо  ­ это способ передачи смысла высказываний, умозаключений, способ фиксации устной речи на бумаге.  Для   детей,   которые   только   овладевают   новой функцией, письмо ­ это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый   процесс,   в   котором   принимают   участие различные   анализаторы:   речеслуховой,   речедвигательный, зрительный,   общедвигательный,   и   который   включает   в   себя большое количество операций.  1.Мотив, побуждение, задача: для чего, что именно, и в каком порядке?  2.Каждое   предложение,   которое   предстоит   записать, разбивается   на   составляющие   его   слова,   т.к.   на   письме обозначается граница каждого слова. Затем ­  слова на звуки. 3.Одной   из   сложнейших   операций   письма   является анализ звуковой структуры слова. Надо   определить   его   последовательность и место каждого звука.  звуковую   структуру, 4.Соотнесение каждого звука из слова с определенным зрительным   образом   буквы.   Для   различения   графически сходных   букв   необходим   достаточный   уровень сформированности   зрительного   анализа   и   синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы для первоклассника – непростая задача. 5.Моторная операция процесса письма ­ с помощью движений руки зрительный образ буквы изображается на бумаге. Каждая   операция   требует   высокого   уровня    сформированности определенных функций.  ­ Слуховая дифференциация звуков,  ­ правильное произношение звуков, ­     языковой   анализ   и   синтез,   чтобы   делить   слова   на звуки, ­   зрительный   анализ   и   синтез,   пространственные представления,   связь   руки   и   зрения,   развитая   мелкая моторика рук,  ­   сформированность   лексико­грамматической   стороны речи, чтобы правильно делить предложения на слова.   А так как письму у нас принято обучать по звуковому аналитико­синтетическому   методу,   то   и   ребёнок   должен хорошо o ориентироваться в звуках и буквах. o сливать слоги, прослеживать порядок их  в слове. o анализировать поток речи. Если   какая­то   функция   „страдает",   не   сформирована, недоразвита, тогда происходят неполадки, ошибки, нарушения процесса письма ­ дисграфия. Виды дисграфии.  Оптическая   дисграфия  1. связана   с   недоразвитием пространственных   представлений,   нарушением   зрительного образа букв и графомоторных навыков. Проявления оптической дисграфии: дети переворачивают буквы,   пишут   их   зеркально,   путают   сходные   по   написанию буквы (пишут вместо печатной буквы [Р] — [В], вместо [Б] — [Г], вместо прописной буквы [Д] пишут прописную [Б] и т.д.).  Так же сюда относят ошибки в количестве элементов буквы, дети не дописывают или пишут лишние элементы букв. Так же путают сходные по написанию буквы, например дети вместо прописной [И] пишут [Ш], вместо[М] пишут [Л]. Так же дело обстоит   и   с   цифрами:   вместо   цифры   [9]   пишут   [6], разворачивают цифры в другую сторону и т.п. 2.  Артикуляторно­акустическая   дисграфия  отражает   на письме   неправильное   произношение,   так   как   письмо базируется на внутреннем проговаривании.      нарушений Проявление   фонемного артикуляторно­акустической дисграфии: замены фонетически близких по звучанию звуков. Например, если ребенок заменяет в речи звук [Р] на [Й] (йама вместо рама), он так же и напишет. 3. Акустическая (фонологическая) дисграфия возникает на основе распознавания (дифференциации) звуков нашей речи.  Ошибки   при   акустической   дисграфии:  дети   путают, смешивают на письме такие буквы, как: [п ­ б],  [с – з], [к – кь],  [с­ш], [ч – щ], [с – з] (козочка – косочка, дуб – дуп, кит – кыт, щука – чука). 4.  Дисграфия на почве нарушения языкового  анализа и синтеза.  В основе этой формы дисграфии лежат нарушения таких форм фонематического анализа и синтеза, как деление слов на слоги, вычленение звуков, из которых состоит слово, деление предложений на слова и т.д.   Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется:  в пропусках букв в словах (пока вместо полка), добавлении, перестановке букв (кошка – коша, стул   –   тсул,   клали   —   калали),   в   пропусках,   добавлении   и перестановке   слогов   (комната   –   комта),   написании   слитно предлогов и отдельно приставок (наступила — на ступила), в слиянии двух слов в одно (контаминации), например: копит вместо кот спит 5.  Аграмматическая   дисграфия  связана   с   недоразвитием грамматического строя речи. Проявления аграмматической дисграфии: страдает словообразование, словоизменение, нарушается согласование, трудности  в синтаксическом  строе  речи,  что проявляется   в ошибках   при   конструировании   сложных   предложений: нарушениях пропусках предложений, членов последовательности слов в предложениях. Например: теленки вместо  телята, девочки  бежит, около  ней, синяя шарф, она гулял, моя солнышко.  Дизорфография  вызывает   обилие   орфографических ошибок, например, при написании словарных слов малако, при написании безударных гласных лисная. Типология специфических ошибок на письме 1. О ш и б к и на уровне буквы и слога Ошибки звукового анализа: •пропуски /зимука – зимушка,  похлодало ­ похолодало/ •перестановки /снежным  корвом/ •вставки /декабарь – декабрь,  девочонки – девчонк и Ошибки фонематического  восприятия: •смешение букв по акустико –  артикуляционному сходству  /дедошка, вертолот, тавно,  фисит, вонарь/ Смешение букв по  кинетическому сходству /  тетродь, рыдоловы, габота/ Персеверация / застревание/: в пределах слова / магазим, на нашиме/ в пределах словосочетания / У  Причины:  Несформированность звуко­ буквенного анализа, оперативной и долговременной памяти,  контроля деятельности, низкий  уровень концентрации и  устойчивости внимания,  неадекватный темп работы.  Отсутствие самоконтроля. Недостаточно развитый  фонематический слух,  нарушения внимания,  оперативной памяти, контроля  деятельности, неадекватный  темп работы. Несформированность  планирования и контроля  деятельности, неумение совмещать графическую и  смысловую части письма,  неадекватный темп  деятельности молодого майца. в пределах предложения /Аня  посадила арис. Кактус у  Кани./ Антиципация / упреждение,  предвосхищение/ в пределах слова / деверья,  родмыми/ в пределах словосочетания,  предложения / жухчат  ручейки, жалоб 2. О ш и б к и на уровне слова Причины: Несформированность анализа  и синтеза речевого потока.  Нарушение звуко­слоговой  структуры слова, неумение  выделять речевые единицы,  незнание правил орфографии,  несформированность  планирования, регуляции и  контроля деятельности,  неадекватный темп  деятельности Ошибки:    Слитное написание  предлогов и раздельное  написание приставок или  частей корня, которые  напоминают предлог или  приставку ваквариуме, на ступила, в  зяла, подороге.    Контаминации / стротгрк  – строим горку, нступзм –  наступила зима/    Нарушение функции  словообразования  / ледик, ногища, лисовый  хвост 3. О ш и б к и на уровне предложения Отсутствие обозначения  границ предложений  /заглавных букв, точек/ Аграмматизмы –  нарушение связи слов в  предложении (ошибки  согласования и  управления) на ветки  деревьях, упал с санки,  большой самосвала, я  буду сделаю. Дети  собирает цветы. Определив Несформированность анализа и  синтеза речевого потока. Незнание  правил орфографии и синтаксиса,  нарушение внимания, контроля  деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части  письма   Проявление общего недоразвития  речи, несформированность  лексико­грамматического строя  речи, морфологических и  синтаксических обобщений.  Нарушение внимания, трудности  слухоречевой памяти.   какие   ребёнка несформированные,   незрелы,   учитель   может   подобрать комплекс приёмов и упражнений для отработки этих навыков на уроке.   процессы   у При   дефекте   письма  акустического   характера, необходимо   использование   приёмов,   способствующие развитию   фонематического   восприятия,   а   также   звукового анализа и синтеза. Коррекция звукопроизношения o Из   прослушанного   текста   выбрать   слова   с   заданным звуком и записать. o Подбор слов на заданный звук. o Придумать слова с 3,4,5 звуками, к схеме. o Отобрать слова, в которых 3,4,5 звука. o Вставить пропущенные буквы в слова, убрать лишнюю o Подобрать   слова,   чтоб   заданный   звук   был   на   1,2,3, букву. месте. o «Волшебник».  Преврати «луну» в «розу»! (замените в слове луна третий звук согласным «з», вместо у­о, звук «л» замени звуком «р» и т.д.) При аграмматической дисграфии   работа основывается на   сформированности   у   ребёнка   морфологических   и синтаксических о морфологических   элементах   слова   и   о   структуре предложения. представлений   обобщений,     Упражнения с предложением o Подбор предложений к схемам o Составить предложение по схеме o Распространить предложение Упражнения с однокоренными словами ­ ребусы ­ «Что лишнее?» сыр, сырник, сырой, сырный                             Соль. Солонка, солист, солить ­Образовать однокоренные слова по схемам: море ­  ­Игра «горка»  ­Игра   «полминутки   для   шутки»   (кто,   сколько   услышит родственных   слов.   Учитель   читает   или   текст   или стихотворение.) ­ «Скажи правильно» (Папа лежит под диваном, тапочки стоят на диване). ^, …⌐∩ Безударная гласная  ­Игра «словесный мяч»  Словообразование ­   игра   «большой­маленький»,   «назови   ласково»   «эхо»   «Кто, что делает» Предлоги –приставки  ­ увеличение предложения с помощью предлога ­ разрезание предложения ­ дополнить предложение предлогом ­ чтение деформированных текстов ­ исправление ошибок ­ составление рассказа по опорным схемам       Приёмы и задания для предупреждения  оптических ошибок (зеркальное письмо) o Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины  ­ угадывание букв (наложенные, зашумлённые, тени, контуры) o Расширение объема и уточнения зрительной памяти ­ Чего не стало? Что изменилось? o Формирование пространственных представлений 2.   Работа   над   закреплением   пространственных 1. Работа над формированием схемы тела (у себя, у стоящего напротив)    взаимоотношений   * вытянуть руку вправо; повернуться налево;   * в колонне назвать человека, стоящего впереди и сзади, а в шеренге ­ справа и слева;   * определить правый и левый край парты; поднять руки тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола;   * выяснить какой рукой машет девочка из окна;    *   показать   правый   и   левый   карманы   у   джинсов,   правый (левый) рукав у блузки;   * установить, какой след ноги (правый или левый);   * определить правый и левый берег реки.  3.   Работа   с   цифровым   рядом   на   примере   чисел   первого десятка  1 2 3 4 5 6 7 8 9   * Назвать первое число слева или справа. Какое число из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?    *   Прочитать   ряд   в   обратном   порядке.   Как   изменяется величина чисел в этом направлении? 4.   Графическое   воспроизведение   направлений   (диктанты   по клеточкам). 5. Временные представления:    Ребенок   должен   оперировать   понятиями:   сутки, неделя, времена года, месяцы, возраст и роли в семье ­ и знать, что они включают.    * Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя   наречия:   вечером,   утром,   ночью,   днем,   сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.   * Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча,   например:   "Ты   сначала   моешь   тарелку,   а   потом обедаешь?" ­ "Я сначала обедаю, а потом мою тарелку" и т.д.   Неделя: * Назвать пять дней подряд без дат и дней недели:    ...   ­   ....   ­   СЕГОДНЯ   ­   ...   ­   ...     (вчера,   завтра,   позавчера, послезавтра)    Следует делать акцент на логике смены времен года, чтобы избежать заучивания.  Совершенствование   навыков   по   определению временного   и   пространственного   расположения   предметов, объектов,   возраста   людей,   времен   года,   времени   суток постепенно создает основу для формирования звукослогового и  морфемного  анализа  слов.   Представления  об  очередности звуков   и   слогов   в   словах,   последовательности   слов   в предложении, расположении слов с их переносами на строчках тетради становятся предпосылкой для успешного преодоления нарушений письменной речи.   Развитие пространственно­временных представлений у младших   школьников   не   только   способствует   коррекции письменной   речи,   но   и   является   профилактикой   проблем   в изучении   предметов,   требующих   высокого   уровня сформированности   пространственных   представлений: геометрии, черчении, истории, географии, физики. Для   развития   зрительного   анализа   и   синтеза, произвольного   зрительного   внимания   и   запоминания можно использовать следующие упражнения:  Определение изменений в предъявленном ряду предметов.  Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.  Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.  Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.  Запоминание   4­6   предметов,   картинок, геометрических   фигур   и   воспроизведение   их   в   исходной последовательности.   игрушек,  Нахождение   такого   же   предмета   в   ряду.   Задания   даются   с постепенным усложнением.  Нахождение в ряду сходного нереального изображения.  Нахождение одинаковых рисунков в ряду.  Объединение частей в целое – «Разрезные картинки» из 4­12 частей, с опорой на образец и без него.  Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.  Нахождение   зашумленных   и   наложенных   предметных изображений. Для   развития  зрительно   –   моторной   координации детям   предлагаются   задания,   связанные   с   обводкой   по трафарету, силуэтным и контурным изображениям:  Обвести   по   контуру   столько   квадратиков,   сколько   звуков услышишь.  Обвести   треугольники   и   кружочки   –   на   верхней   полоске обвести 7 кружочков, а на нижней полоске – на 2 треугольника больше.  Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней полоске закрасить   красным   цветом,   а   третий,   пятый   и   седьмой   на нижней строчке – заштриховать.  В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты  игрушек  (машин),  а  затем  соединить   их «дорожками».  Штриховка различных изображений.   Формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.   Назови,   что   находится   перед   девочкой,   позади   нее,   слева, справа от нее.    Найди предмет по тени.  Расскажи кто, где сидит.  Раскрась   (нарисуй)   правую   половину   предмета   так   же,   как левая. При изучении букв на занятиях можно использовать следующие игры и задания:   1) «Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т.д.    2)   «на   что   похожа   буква?»   (заучивание   стихотворений   о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)   3) Определение правильно и неправильно написанных букв.    4)   Называние   букв,   перечеркнутых   дополнительными линиями, наложенных друг на друга.  5) Дописывание букв, обведение контура букв, выполненного пунктиром, реконструирование букв:     А) добавлением элементов;       Б) убавление;        В) изменение пространственного расположения элементов (например: из буквы Т получить букву Г)   9) Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используя буквы магнитной азбуки).    10)   Лепка   буквы   из   пластилина,   выкладывание   из   счетных палочек.    11)   Изготовление   буквы   из   проволоки,   семечек,   гороха, гречки и т.д. 12)   Письмо   буквы   в   воздухе,   пальцем   на   ладони,   спине, колене.    13)   Ниткография.   Изображение   буквы   с   помощью   толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.  С целью развития  памяти, внимания, зрительного восприятия и ориентировки в пространстве предлагаются следующие игры и задания:   1) «Запомни и назови». Ребенку предлагалось запомнить ряд слогов или слов.    2) «Найди картинки». В ряду картинок ребенок находил те, которые называл учитель.   3) Запомните 3­5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7­10).    последовательности, в какой они предъявлялись.    5)   Раскладывание   по   памяти   букв,   цифр   или   фигур   в предъявленной последовательности.    6) «чего не стало?». На столе раскладывались 5­6 игрушек, затем   одна   убиралась,   дети   отгадывали,   какая   игрушка исчезла.    7)   «Что   изменилось?».   Раскладывался   ряд   картинок, некоторые   из   них   незаметно   менялись   местами,   дети определяли, что изменилось.  4)   Раскладывание   3­4х   картинок   в   той   же С   целью   развития  зрительного   восприятия   предлагаются следующие задание и игры:   1) Название контурных изображений предметов.   2) Игра «Чей силуэт?». Название недорисованных контурных изображений предметов.   3) «Найди ошибки художника».    4) Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга. 8)   Дорисовывание   незаконченных   контуров   кругов, треугольников.   9) Нахождение различий в двух картинках.   10) Составление разрезанных на части картинок.   11) Дорисовывание симметричных изображений.  Формирование  пространственного   восприятия  и   представлений   лучше   начать   с   работы   по дифференциации   правых   и   левых   частей   тела,   затем   с определения   пространственных   соотношений   предметов, находящихся рядом с ребенком. 1) Показывание и названии руки, которой надо есть, писать, рисовать и т.д.  2) Показывание правой рукой левого глаза, уха, ноги, правой рукой­ левого глаза, уха, ноги.  • «домик». Детям предлагается исходный предмет «домик», задание   дополнить   рисунок,   например,   справа   от   него нарисовать забор, а слева­ дерево и т.п.    • Определение места соседа по отношению к себе.               Кинезиологические   упражнения  формируют   межполушарное   взаимодействие,   дают   возможность задействовать   те   участки   мозга,   которые   раньше   не участвовали   в   учении,   и   решить   проблему   неуспешности. стрессоустойчивость, Упражнения синхронизируют   улучшают   полушарий,   повышают работу мыслительную   деятельность,   способствуют   улучшению памяти и вниманию, облегчают процесс чтения и письма.       В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический   комплекс   упражнений.   Применение кинезиологических   упражнений   дает   результаты   при соблюдении следующих условий:  ­ систематичность выполнения  ­постепенное увеличение темпа и сложности  ­ точность выполнения движений и приемов          Выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать   с   кинезиологическими   упражнениями:   при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.       Упражнения, приведенные ниже, могут быть использованы на   разных   занятиях.   Целесообразно,   включать   в   структуру урока   несколько   заданий,   связывая   их   с   общей   темой   или сюжетом,   обыгрывая   и   постепенно   усложняя   (увеличивая число повторений, темп).  1. в КОЛЕЧКО.                 Поочередно и, как можно быстрее перебираем  пальцы  рук, соединяя кольцо большим пальцем с   последовательно   от   указательного   до мизинца          Более сложный вариант­ пальцы одной руки поочередно соединяем   с   большим   от   указательного   до   мизинца, одновременно пальцы другой руки мизинца к указательному. 2. КУЛАК­РЕБРО­ЛАДОНЬ.   При положении руки последовательно сменяют друг друга: сжатая   в   кулак   ладонь­ладонь   ребром   на   плоскости   стола, распрямленная   ладонь.   Выполняем   сначала   правой   рукой, потом ­ левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8­10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем командами («кулак­ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.  3. "БУРАТИНО" Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по   одному   и   перебирают   от   указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять. ЗЕРКАЛЬНОЕ   РИСОВАНИЕ.   Берем в   обе   руки   по   карандашу,   рисуем одновременно   обеими   руками   зеркально­ симметричные   рисунки,   буквы.   При   выполнении   этого упражнения   расслабляются   глаза   и   руки,   синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.  4. 5. "УХО­НОС"  Левой   рукой   беремся   за   кончик   носа,   а   правой   за противоположное   ухо.   Отпускаем   одновременно   ухо   и   нос, хлопаем  в ладоши,  меняем  положение  рук с точностью  "до наоборот". 6. ЗМЕЙКА.   Скрещиваем руки ладонями друг к другу, соединяем   пальцы   в замок. Двигаем каждым пальцем   точно   и   четко, (содружественных движений).    не   допуская   синкинезий В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук. 7. МАССАЖ   УШНЫХ   РАКОВИН.  Массируем   мочки ушей, затем всю ушную раковину снизу вверх, потом сверху вниз. В конце упражнения растираем уши руками. Оттягиваем ушные   раковины   вперед,   потом   назад,   медленно   считая   до десяти. Начинаем с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторяем 4­7 раз.           Следует  отметить, что значение кинезиологических упражнений   особенно   велико   в   дошкольном   и   младшем школьном   возрасте,   пока   идет   формирование   речевой моторной   области.   Потому   включение   их   в   структуру уроков с учащимися 1­4 классов не только желательно, но и необходимо. Помните!   Для   предупреждения   нарушения   письма   и чтения необходимо: 1. Сформировать   и   закрепить   все   операции,   которые являются базой для формирования процесса письма. 2. Научить   координировать   эти   операции   письма, распределять   между   ними   своё   внимание   и   вовремя переключаться с одной операции на другую. Рекомендуемая литература: 1. Агранович З.Е.  Развитие зрительного восприятия и гнозиса (узнавания) у детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство­пресс, 2001.  2. Безруких   М.М.,   Филиппова   Т.А.   Ступеньки   к   школе. Учимся   находить   одинаковые   фигуры:   Пособие   по обучению   детей   ст.   дошкольного   возраста.   ­   4­е   изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. 3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985. 4. Киселева В.А. Двигаемся, играем, рисуем. // Конфетка, М.: Сфера, 2008. 5. Пичугина   Г.А.,   Харебашвили   Ю.А.   Развитие   зрительно­ пространственного восприятия у дошкольников с ОНР. // Логопед, 2006, №3. 6. Преснова   О.В.   Особенности   словесно­логического мышления у детей шестилетнего возраста с ОНР. Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – Москва – Воронеж, 2001. 7. Рубинштейн   С.Л.   Основы   общей   психологии.   ­   М.: Просвещение, 1989. 8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми,   имеющими   трудности   при   обучении   письму.   – Тула, 1996. 9. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи                   // Дефектология. 1999 №4 10. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9лет. М.,1998. 11. Сиротюк   А.   Л.   Коррекция   обучения   и   развитие школьников. М.,2002. 12. Шанина     Г.Е. специального кинезиологического   комплекса   для   восстановления межполушарного     взаимодействия у детей и подростков. М., 1999. Упражнения

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок на письме. Методическое пособие для учителей начальных классов

Нарушение письма и чтения у младших школьников. Дидактические игры и приёмы для предупреждения ошибок  на письме.   Методическое пособие для учителей начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017