Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования
Оценка 4.7
Особые потребности
doc
дефектология +1
1 кл—4 кл
24.02.2017
Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинетических раздражений. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, формирующихся уже к 7 годам при полноценном развитии ребенка.
Пространственное ориентирование.doc
Пространственное ориентирование.
Связь письма и пространственного ориентирования
М. Н. Наумова
учитель начальных классов
Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО
Пространственное ориентирование – это особый вид восприятия при помощи
зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.
Общей материальной основой пространственного ориентирования является деятельность
вышеназванных анализаторов, образование условных рефлексов. Посредством выработки
последних развиваются и совершенствуются анализаторы, обеспечивающие восприятие
пространства. При этом развиваются следующие параметры:
величина предметов и их изображений (схем);
форма;
протяженность;
расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга;
объемность.
Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из ряда операций, которые
после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и
кинетических раздражений. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков
пространственного ориентирования, формирующихся уже к 7 годам при полноценном развитии
ребенка. Сюда относятся и три категории элементарных знаний о пространстве:
отражение удаленности предмета и его местоположения;
ориентирование в направлениях пространства;
отражение пространственных отношений между предметами.
В норме к 78 годам у ребенка завершается начавшийся в три года процесс освоения слов,
отражающий данные категории, что способствует усилению связи между практической
ориентировкой и речемыслительной деятельностью и увеличивает влияние последней на первую.
Сформированные к данному возрасту пространственные ориентировки обеспечивают
успешное освоение всех этапов научения письму.
Письмо начинается с этапа мотивации. Затем пишущий составляет план письменного
высказывания. Для этого необходимо умение определять и сохранять в памяти
последовательность высказываний, составляющих отрезок письма. Эта функция напрямую
зависит, в частности, от способности ребенка ориентироваться в последовательном ряду единиц.
Несформированность данного умения нарушает планирование дальнейшего письменного
высказывания. Последующее участие умений и навыков ориентирования в процессах письма
можно проследить в таблице.
Этап письменной речи
Этап мотивации письма
Составление плана письменного
высказывания
Умение и навыки пространственного
его
обеспечивающие
ориентирования,
осуществлении
Умение
в
последовательном ряду единиц. Умение
выделять часть из целого
ориентироваться
Звуковой анализ выделенного для написания
слов
Те же
Уточнение звуков и их перевод в фонемы.
Узнавание букв, определение составляющих
их элементов,
их количества и
расположения относительно друг друга Перевод фонем в графемы
Перевод графем в кинетическую программу
записи
Ориентирование в последовательности
написания
Зрительный,
акустический, кинестетический контроль
элементов.
Все вышесказанное подтверждает влияние уровня сформированности пространственного
ориентирования на письмо. Недостаточно развитые умения и навыки пространственного
различения являются одной из причин нарушений письма у младших школьников с трудностями
в обучении.
Особенности пространственного ориентирования у детей
с трудностями в обучении
У детей с трудностями в обучении наблюдаются синдромы временного отставания
развития психики или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально
волевых). Замедление темпа развития чаще всего обнаруживается на начальных этапах обучения
и проявляется в трудностях усвоения знаний, умений и навыков, при адаптации к школе.
У таких детей наблюдается несформированность умений и навыков пространственного
ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях
пространства, в затруднениях при определении правого и левого, верха и низа. Детям сложно
узнавать предметы в контурном изображении, с наложенным изображением. Им труднее
выполнять задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. При
срисовывании сложных предметов они пытаются их упростить – уменьшают количество
элементов, неверно располагают линии и части рисунка по отношению друг к другу. Также
недостаточно четко они ориентируются в схеме собственного тела.
Дети не могут четко выделить одно из звеньев в цепи однородных предметов,
изображений и графических знаков. У них наблюдаются недостаточно четкие представления о
пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив. Чаще, чем у
нормально развивающихся детей, наблюдаются неустойчивость зрительного восприятия,
сужение поля зрения, потеря строки, исходной или промежуточной точки выполнения задания.
Все это влияет на формирование письма и возникает по следующим причинам:
отставание в развитии процессов зрительного восприятия, выражающееся в ограниченности и
фрагментарности знаний окружающего мира, т. е. дети с ЗПР затрудняются в узнавании
предметов в непривычных ракурсах, контурных и схематических изображениях;
нарушение функции поиска, замедленность опознания и обследования окружающего
пространства или данного объекта;
неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;
нарушение взаимодействия зрительного, двигательного анализаторов и осязания;
Ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий
восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;
снижение памяти, уменьшение ее объема, затруднения при запоминании и воспроизведении
материала;
низкая познавательная активность;
несформированность мыслительных операций;
уменьшение продолжительности периода относительно хорошей работоспособности, во время
которой они способны усвоить материал и выполнить задание.
Ошибки на письме при несформированности пространственного
различения Целый ряд ошибок,
вызванный несформированностью умений и навыков
пространственного ориентирования, допускаемых на письме детьми, можно разделить на
несколько групп.
*На уровне буквы и слога
1. Проявляются замены букв по кинетическому принципу. Это объясняется тем, что буква –
это комбинация графических элементов, определенным образом расположенных в пространстве
относительно друг друга. При совпадении написания первого элемента букв школьник не может
выбрать направление движения собственной руки и допускает замену. Наиболее часто
смешиваются следующие буквы:
б – д, и – у, у – ч, ч ъ, г – р, а – д, о – а.
2.Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими
признаками:
различным положением состовляющих элементов в пространстве;
количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;
наличием дополнительного элемента.
у – д, л – и, в – д, ц – щ, л –м, ш т, п – т, и – ц, ш – щ.
3.Неточности (искажения) в написании букв:
недописывание элементов;
добавление лишних элементов;
неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;
зеркальное написание букв.
*На уровне слова
Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в
последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности
соседствующих букв. Чаще меняются буквы в обратных слогах в начале слова, слоги
преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв:
«токрыл» открыл, «зелмя» земля.
Не стоит смешивать перестановки букв данного типа с перестановками по причине
нечеткости акустикоартикуляционных дифференцировок
сверло).
несформированность пространственных ориентировок в последовательности ряда обусловливает
замены и перестановки слогов в слове. А в целом ошибки данного характера ведут к
затруднениям в осуществлении звукослогового и морфемного анализа слов.
(«свелро»
*На уровне фразы
На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением
в письменной речи конструкции с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании
значений предложнопадежных конструкций и в их написании. Это связано с тем, что
пространственные отношения выражаются посредством существующих в русском языке
предлогов (над – сверху, к – приближение и т. п.). При этом предлоги могут опускаться,
заменяться или удваиваться.
*На уровне текста
На уровне текста ошибки возникают в связи с неумением определять четкую
последовательность высказывания и сохранять ее в памяти. При выполнении таких работ, как изложение, сочинение, составление текста, младшие школьники искажают смысл
высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части.
Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования
Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования
Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования
Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.