Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования
Оценка 4.7

Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
дефектология +1
1 кл—4 кл
24.02.2017
Пространственное ориентирование.  Связь письма и пространственного ориентирования
Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинетических раздражений. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, формирующихся уже к 7 годам при полноценном развитии ребенка.
Пространственное ориентирование.doc
Пространственное ориентирование.  Связь письма и пространственного ориентирования М. Н. Наумова учитель начальных классов  Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО  Пространственное   ориентирование   –  это   особый   вид   восприятия   при   помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Общей материальной основой пространственного ориентирования является деятельность вышеназванных   анализаторов,   образование   условных   рефлексов.   Посредством   выработки последних   развиваются   и   совершенствуются   анализаторы,   обеспечивающие   восприятие пространства. При этом развиваются следующие параметры: ­ величина предметов и их изображений (схем); ­ форма; ­ протяженность; ­ расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга; ­ объемность. Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинетических раздражений. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, формирующихся уже к 7 годам при полноценном развитии ребенка. Сюда относятся  и три категории элементарных знаний о пространстве: ­ отражение удаленности предмета и его местоположения; ­ ориентирование в направлениях пространства; ­ отражение пространственных отношений между предметами. В норме к 7­8 годам у ребенка завершается начавшийся в три года процесс освоения слов, отражающий   данные   категории,   что   способствует   усилению   связи   между   практической ориентировкой и речемыслительной деятельностью и увеличивает влияние последней на первую. Сформированные   к   данному   возрасту   пространственные   ориентировки   обеспечивают успешное освоение всех этапов научения письму. Письмо   начинается   с   этапа   мотивации.   Затем   пишущий   составляет   план   письменного высказывания.   Для   этого   необходимо   умение   определять   и   сохранять   в   памяти последовательность   высказываний,   составляющих   отрезок   письма.   Эта   функция   напрямую зависит, в частности, от способности ребенка ориентироваться в последовательном ряду единиц. Несформированность   данного   умения   нарушает   планирование   дальнейшего   письменного высказывания.   Последующее   участие  умений  и  навыков  ориентирования  в  процессах   письма можно проследить в таблице. Этап письменной речи Этап мотивации письма Составление плана письменного  высказывания Умение   и   навыки   пространственного   его   обеспечивающие ориентирования, осуществлении   Умение в последовательном   ряду   единиц.   Умение выделять часть из целого ориентироваться   Звуковой анализ выделенного для написания слов Те же  Уточнение звуков и их перевод в фонемы. Узнавание букв, определение составляющих их   элементов,   их   количества   и расположения относительно друг друга Перевод фонем в графемы Перевод графем в кинетическую программу записи Ориентирование   в   последовательности написания Зрительный, акустический, кинестетический контроль элементов.     Все вышесказанное подтверждает влияние уровня сформированности пространственного ориентирования   на   письмо.   Недостаточно   развитые   умения   и   навыки   пространственного различения являются одной из причин нарушений письма у младших школьников с трудностями в обучении. Особенности пространственного ориентирования у детей  с трудностями в обучении У   детей   с   трудностями   в   обучении   наблюдаются   синдромы   временного   отставания развития психики или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально­ волевых). Замедление темпа развития чаще всего обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, умений и навыков, при адаптации к школе. У таких детей наблюдается несформированность умений и навыков пространственного ориентирования.   Это   проявляется   в   трудностях   ориентировки   во   всех   направлениях пространства, в затруднениях при определении правого и левого, верха и низа. Детям сложно узнавать   предметы   в   контурном   изображении,   с   наложенным   изображением.   Им   труднее выполнять задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. При срисовывании   сложных   предметов   они   пытаются   их   упростить   –   уменьшают   количество элементов, неверно располагают  линии  и части рисунка  по отношению друг к другу. Также недостаточно четко они ориентируются в схеме собственного тела. Дети   не   могут   четко   выделить   одно   из   звеньев   в   цепи   однородных   предметов, изображений и графических знаков. У них наблюдаются недостаточно четкие представления о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив. Чаще, чем у нормально   развивающихся   детей,   наблюдаются   неустойчивость   зрительного   восприятия, сужение поля зрения, потеря строки, исходной или промежуточной точки выполнения задания. Все это влияет на формирование письма и возникает по следующим причинам: ­ отставание в развитии процессов зрительного восприятия, выражающееся в ограниченности и фрагментарности   знаний   окружающего   мира,   т.   е.   дети   с   ЗПР   затрудняются   в   узнавании предметов в непривычных ракурсах, контурных и схематических изображениях; ­   нарушение   функции   поиска,   замедленность   опознания   и   обследования   окружающего пространства или данного объекта; ­ неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое; ­ нарушение взаимодействия зрительного, двигательного анализаторов и осязания; ­ Ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов; ­ снижение памяти, уменьшение ее объема, затруднения при запоминании и воспроизведении материала; ­ низкая познавательная активность; ­ несформированность мыслительных операций; ­ уменьшение продолжительности периода относительно хорошей работоспособности, во время которой они способны усвоить материал и выполнить задание. Ошибки на письме при несформированности пространственного различения Целый   ряд   ошибок,   вызванный   несформированностью   умений   и   навыков пространственного   ориентирования,   допускаемых   на   письме   детьми,   можно   разделить   на несколько групп. *На уровне буквы и слога 1. Проявляются замены букв по кинетическому принципу. Это объясняется тем, что буква – это комбинация графических элементов, определенным образом расположенных в пространстве относительно друг друга. При совпадении написания первого элемента букв школьник не может выбрать   направление   движения   собственной   руки   и   допускает   замену.   Наиболее   часто смешиваются следующие буквы: б – д, и – у, у – ч, ч ­  ъ, г – р, а – д, о – а.  2.Смешение   по   оптическому   принципу.  Это   смешения   букв,   различающихся   следующими признаками: ­различным положением состовляющих элементов в пространстве; ­количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов; ­наличием дополнительного элемента. у – д, л – и, в – д, ц – щ, л –м, ш ­  т, п – т, и – ц, ш – щ. 3.Неточности (искажения) в написании букв: ­недописывание элементов; ­добавление лишних элементов; ­неправильное расположение элементов букв относительно друг друга; ­зеркальное написание букв. *На уровне слова Эти   ошибки   возникают   по   причине   недостаточно   устойчивого   ориентирования   в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих   букв.   Чаще   меняются   буквы   в   обратных   слогах   в   начале   слова,   слоги преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв: «токрыл» ­ открыл, «зелмя» ­ земля. Не   стоит   смешивать   перестановки   букв   данного   типа   с   перестановками   по   причине нечеткости   акустико­артикуляционных   дифференцировок     сверло). несформированность пространственных ориентировок в последовательности ряда обусловливает замены   и   перестановки   слогов   в   слове.   А   в   целом   ошибки   данного   характера   ведут   к затруднениям в осуществлении звуко­слогового и морфемного анализа слов. («свелро»   ­ *На уровне фразы На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкции с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании значений   предложно­падежных   конструкций   и   в   их   написании.   Это   связано   с   тем,   что пространственные   отношения   выражаются   посредством   существующих   в   русском   языке предлогов   (над   –  сверху,  к   –  приближение   и   т.   п.).   При   этом   предлоги   могут   опускаться, заменяться или удваиваться. *На уровне текста На   уровне   текста   ошибки   возникают   в   связи   с   неумением   определять   четкую последовательность высказывания и сохранять ее в памяти.  При выполнении таких работ, как   изложение,   сочинение,   составление   текста,   младшие   школьники   искажают   смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части.

Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования

Пространственное ориентирование.  Связь письма и пространственного ориентирования

Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования

Пространственное ориентирование.  Связь письма и пространственного ориентирования

Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования

Пространственное ориентирование.  Связь письма и пространственного ориентирования

Пространственное ориентирование. Связь письма и пространственного ориентирования

Пространственное ориентирование.  Связь письма и пространственного ориентирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017