Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Оценка 4.9
Документация +1
doc
дефектология
1 кл—4 кл
05.03.2017
В пособии рассматриваются вопросы организационно-методической работы учителя-логопеда в государственных общеобразовательных учреждениях, специфика работы, особенности оформления и ведения обязательной и необходимой документации.
В настоящее время в целях оптимизации образовательного процесса во многих общеобразовательных учреждениях (школах) создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психолого-социальной поддержки детям школьного возраста.
Это предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики разных специалистов: логопеда, психолога и социального педагога, являющихся сотрудниками школы и способствующих координации внешней и внутренней образовательной политики учреждения в соответствующих направлениях.
Такой подход позволяет рассматривать работу школьного логопеда как альтернативный вариант помощи в сравнении с традиционным (логопедический пункт при общеобразовательных учреждениях) и свидетельствует о дальнейшем совершенствовании системы специальной помощи.
Ишимова О. А. Логопедическая работа в школе.doc
Ишимова О.А.
Логопедическая работа в школе: пособие для
учителей и методистов.
В пособии рассматриваются вопросы
организационнометодической работы учителя
логопеда в государственных общеобразовательных
учреждениях,
особенности
оформления и ведения обязательной и необходимой
документации.
специфика работы,
Вместо
Часть 1.
1.1.
предисловия
Общие положения
школа 6
СОДЕРЖАНИЕ
. 4
. 6
Учительлогопед и
1.2...................................................................................................................................Оформление
работу 7
на
1.3. Права, обязанности и ответственность..................................................................8
Должностная инструкция учителялогопеда.............................................................10
1.4. Аттестация............................................................................................................14
Часть 2. Организационная деятельность...................................................................16
2.1. Рабочее место........................................................................................................16
Паспорт кабинета........................................................................................................18
2.2. Организация работы.............................................................................................18
План работы................................................................................................................20
График работы............................................................................................................23
Часть 3. Связь дисциплин..........................................................................................24
Часть 4. Содержание работы.....................................................................................30
Часть 5. Обследование...............................................................................................39
Индивидуальная карточка ребенка............................................................................44
Индивидуальная речевая карта...................................................................................50
Карта специфических ошибок....................................................................................64
Журнал обследования.................................................................................................68
Часть 6. Организация процесса коррекционной работы..........................................68
Групповая карта.........................................................................................................71
Перспективное планирование (индивидуальное, групповое)....................................72
Тематическое планирование занятий.........................................................................81
Журнал логопедических занятий................................................................................87
Конспект логопедического занятия...........................................................................87
Часть 7. Подведение итогов.......................................................................................97 Отчет о работе.............................................................................................................98
Диалог с оппонентом...................................................................................................99
Приложение................................................................................................................106
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения (извлечение)..........................................................................................106
2.1 Тарифноквалификационные характеристики (требования) по должностям
работников учреждений образования РФ.................................................................112
3.1 Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной
компетентности при присвоении квалификационной категории............................113 «Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить
по душам...».
Антуан де Сент Экзюпери.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Уважаемые коллеги!
В настоящее время в целях оптимизации образовательного процесса во многих общеобразовательных
учреждениях (школах) создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психолого
социальной поддержки детям школьного возраста.
Это предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом
вариативнодеятельностной тактики разных специалистов: логопеда, психолога и социального педагога,
являющихся сотрудниками школы и способствующих координации внешней и внутренней образовательной
политики учреждения в соответствующих направлениях.
Такой подход позволяет рассматривать работу школьного логопеда как альтернативный вариант
помощи в сравнении с традиционным (логопедический пункт при общеобразовательных учреждениях) и
свидетельствует о дальнейшем совершенствовании системы специальной помощи.
>Если у Вас диплом о высшем образовании по специальности «дефектология», Вам присвоена
квалификация «учительлогопед» и Вы работаете в государственном общеобразовательном учреждении (ГОУ)
значит, мы коллеги и должны сотрудничать.
>Если из всех вузов Вы выбрали педагогический, из всех факультетов сделали выбор в пользу
факультета коррекционной педагогики (дефектологический), из всех специальностей получаете знания по
логопедии, из всех возможных мест работы уже отдаете предпочтение школе и можете быть назначены на
должность учителялогопеда, значит, мы потенциальные коллеги и, тем более, должны сотрудничать.
Или...
Можно не продолжать. Понятно, на кого ориентирована для сопоставления с собственным опытом
работы или кому предлагается в помощь данная книга, которая носит откровенно пропагандистский характер
в пользу применения своих профессиональных знаний в должности учителялогопеда, работающего в школе.
Несмотря на разницу лет в профессии (большую или меньшую), нас с Вами объединяет главное
желание, даже потребность, делиться с другими знаниями. А расставаться со знаниями желательно легко и с
нескрываемым удовольствием.
Ведь по настоящему нашим будет только то, что мы отдадим...
Делиться необходимо, прежде всего, с теми, кто пока этими знаниями не владеет, т.е. с детьми. А они
на пути к знаниям могут столкнуться с препятствиями. Но они преодолимы, мы то с Вами знаем, при нашей
поддержке, с нашей помощью и нашим пониманием их временных трудностей (речевых и психологических),
потому что Мы и Они вместе, на пути к обоюдным достижениям и победам.
Но для этого необходимо систематизировать собственные профессиональные знания.
Книга призвана помочь учителюлогопеду построить работу так, чтобы она была методически
грамотно организована, эффективна и документально правильно оформлена.
Все рекомендации даны с максимально возможным учетом:
■
■
■
■
Своего рода это попытка совместить рекомендации и требования с их практическим применением. И
базовых логопедических знаний;
новейших исследований в области коррекционной педагогики;
знаний смежных дисциплин;
требований нормативных документов, действующих на настоящий момент.
Вам решать, какой материал и в каком объеме использовать в своей работе.
Для удобства прочтения большинство документов дано в виде таблиц или схем.
Для понимания содержательной стороны некоторых аспектов деятельности предлагается «диалоговое
окно» с условным оппонентом.
«Уж лучше традиционное предисловие; его хоть можно не читать
Это Вы так подумали? Главное подумали одинаково. Тогда давайте проведем еще одну проверку на
да и не писать».
совместимость взглядов. Коррелятивноидентификационный тест
НЕ торопитесь становиться «абсолютным» логопедом: логопедия не столько постановка звуков,
формирование навыка правильного письма и т. д., а нечто большее (имеется в виду роль человеческого
фактора, значимость общения человека с человеком).
НЕ спешите превратиться в «воинствующего» логопеда: нельзя помочь, руководствуясь лозунгом «я
заставлю тебя быть счастливым» несчастному или «я заставлю тебя стать умным» ...
НЕ уходите в «ремесленника» от профессии: если Вы рассуждаете «Я знаю, что все узнаю» значит,
Вы в начале пути. Если: «Я знаю, что все знаю» значит, Вы в середине пути. И только если Вы задумываетесь
(все чаще) о том, что «я знаю, что ничего не знаю» то, видимо, Вы прошли два первых.
НЕ горячитесь в самооценке собственных знаний: многознание еще не есть Знание. Возможно, нам и
не дано познать всего, но, право, это не повод, чтобы...
НЕ бойтесь действий изза возможности ошибиться: не ошибается только тот, кто ничего не делает.
НЕ смущайтесь задавать вопросы: не задается вопросами только тот, кто ничего не знает и поэтому не
представляет, о чем спрашивать; или знает все (что весьма сомнительно); или делает вид, что знает все,
скрывая зачастую собственную некомпетентность.
НЕ стесняйтесь иронизировать, прежде всего, над собой: ирония (не путать с сарказмом) есть признак
и показатель ума.
А теперь зачеркните «НЕ»... И если эти утверждения для Вас не приемлемы или не совсем подходят
мы единомышленники, способные вести диалог.
Коротко о структурносодержательной стороне предлагаемого материала, логика изложения которого
определяется последовательностью решения профессиональных практических задач специалистом по мере их
возникновения за условный период времени (учебный год).
Особенности работы школьного логопеда: положительные моменты и организационные трудности;
правила приема на работу; права, обязанности и ответственность; аттестация учителялогопеда, являющегося
сотрудником СОШ, рассматриваются в первой части. Основные рекомендации по общей организационно
планирующей деятельности даны во второй части.
В третьей части представлены некоторые положения, являющиеся теоретическим обоснованием
специфики коррекционноразвивающей учебновоспитательной работы в СОШ. Учет базовых логопедических
знаний, знаний смежных дисциплин во многом определяет подход к рассмотрению вопросов общего
содержания логопедической помощи, содержания процесса коррекционной работы (четвертая часть);
технологию проведения логопедического обследования, рассматриваемого как начальный этап организуемого
процесса (пятая часть); поэтапной организации процесса коррекционной работы (шестая часть); оценки и
анализа эффективности коррекционной работы, результативности организационно методической
деятельности как завершающего этапа (седьмая часть).
Параллельно приводятся образцы заполнения требуемой и необходимой документации. Для удобства
прочтения большинство документов дано в виде таблиц или схем.
В приложении даны копии (или извлечения) нормативных документов, регламентирующих в настоящее
время деятельность учителялогопеда в ГОУ.
Для понимания содержательной стороны некоторых аспектов деятельности предлагается «диалоговое
окно» с условным оппонентом.
В завершение хотелось бы поблагодарить, прежде всего, детей (учащихся школы № 981 ЮАО г.
Москвы) и их родителей, с которыми мы прошли путь интересный и взаимно полезный; выразить
признательность за содействие и поддержку в работе директору школы Богомолову Г. Г. и всем, кто принимал
участие в подготовке к написанию данного пособия. Особая благодарность лично С. Н. Шаховской и Т. В.
Волосовец за внесенные коррективы и консультативную помощь. « А, вот и подданный! воскликнул король.
«Как же он меня узнал? ~ подумал Маленький принц. Ведь он
видит меня в первый раз!»
Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них
все люди подданные.
Подойди, я хочу тебя рассмотреть, сказал король, ужасно
гордый тем, что он может быть для когото королем.
Ведь для короля самое важное, чтобы ему повиновались
беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный
монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные
приказания».
Антуан де Сент Экзюпери.
Ч а с т ь I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учительлогопед и школа
Работа учителялогопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и
задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой
стороны, учительлогопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые
определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям,
испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего, по
русскому языку), содействуя учителям в учебновоспитательной работе с данной категорией детей,
что в итоге способствует оптимизации общеобразовательного процесса.
Таким образом, директор как официальный представитель образовательного учреждения
чрезвычайно заинтересован в появлении среди сотрудников учителялогопеда, поддерживая и
оказывая содействие в организации работы на всех ее этапах, ожидая от специалиста встречной
заинтересованности, проявления профессионализма и результативности логопедической помощи.
При этом пропаганда логопедических знаний не есть манифестация их значимости и пользы, а
эффективная и действенная работа учителялогопеда, являющегося, как правило, единственным
специалистом в области коррекционной педагогики в общеобразовательном учреждении.
Принимая во внимание, что школьный логопед работник системы образования и,
следовательно, должен строить свою работу с учетом взаимодействия ее структур: окружное
управление образования, окружной научнометодический центр (ОНМЦ), окружные центры
психологопедагогической и медикосоциальной помощи, институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования, Департамент образования города Москвы, НИИ
коррекционной педагогики РАО, Министерство образования РФ (Управление специального
образования).
Основные рекомендации, которые следует учитывать в работе учителюлогопеду:
►
Вы работник системы образования, а значит, вправе рассчитывать на содействие и
помощь в организационно методической работе со стороны структурных подразделений системы и
должны взаимодействовать с ними.
Вы
сотрудник конкретного общеобразовательного учреждения, а значит,
содействуете оптимизации общеобразовательного процесса, используя для этого свои
профессиональные знания и умения.
►
►
Вы специалист в области коррекционной педагогики, а значит, помогаете учителю в работе с той категорией учащихся, которые требуют специализированной помощи, что в дальнейшем
позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к
процессу обучения.
Вы учитель для детей, которые пришли в школу и испытывают трудности в освоении
общеобразовательных программ, и активно помогаете, корригируя и развивая, воспитывая и обучая,
прежде всего таким учащимся.
►
Вы консультант родителей и учителей, обращающихся к Вам за профессиональной
поддержкой по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями речи с целью получения
действенных рекомендаций.
Вы
творческая личность и самоутверждаетесь в профессиональном поиске.
Если этому соответствовать, то Вы «обречены» на:
любовь со стороны детей;
уважение и содействие со стороны коллег;
признательность и поддержку со стороны родителей;
►
►
♦
♦
♦
♦
♦
высокую оценку своих профессиональных качеств со стороны руководства;
чувство самоудовлетворения.
Сравнивая профессиональную деятельность (общие и частные направления работы, цели и
задачи, принципы, методы и приемы коррекционного воздействия) учителялогопеда школы и
учителялогопеда логопедического пункта как структурного подразделения государственного
общеобразовательного учреждения, становится очевидным, что принципиальных различий в
организационнометодической работе быть не должно, независимо от того, работаете Вы «при»
школе в логопедическом пункте (и Ваш работодатель Управление образования) или «в» школе (и
Ваш работодатель школа).
С одной стороны, работа в конкретном общеобразовательном учреждении упрощает решение
многих организационных вопросов, с другой разработанные нормативные документы
ориентированы прежде всего на учителялогопеда, работающего в логопедическом пункте.
Учитывая, что общие направления профессиональной деятельности и методика коррекционно
развивающей учебновоспитательной работы идентичны, учительлогопед школы, как и учитель
логопед логопедического пункта, обязаны руководствоваться следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями (до возможного принятия соответствующих
инструкций, регламентирующих деятельность школьного логопеда):
1 Тарифноквалификационные характеристики (требования) по должностям работников
учреждений образования РФ, 1995 г. (Дано в приложении).
2 Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения», 2000 г. (Дано в приложении).
3 Инструктивнометодическое письмо о работе учителялогопеда при общеобразовательной
школе. Ястребова А. В., Бессонова Т. П., 1996 г.
1. 2. Оформление на работу
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 56).
>образовательное учреждение является юридическим лицом, осуществляет «подбор, прием на
работу и расстановку кадров», т.е. оно выступает «работодателем» для всех работников данного
образовательного учреждения. А так как официальный представитель образовательного учреждения
это его директор, то именно он принимает учителялогопеда на работу, поощряет, порицает
(вместе с профсоюзным комитетом), увольняет сотрудников. Таким образом, с одной стороны,
расширены права директора по подбору и расстановке кадров, с другой возросла и его
ответственность как руководителя образовательного учреждения; >трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым
договором (контрактом), который заключается в письменной форме и, как правило, коллективный.
С большинством сотрудников директор общеобразовательного учреждения заключает долгосрочный
контракт на неопределенный срок, т. е. на всю жизнь, но это не лишает права увольняться или
переводиться на другое место работы.
При оформлении на работу специалист обязан предоставить директору школы следующие
документы:
трудовую книжку (на начинающего специалиста трудовую книжку обязана оформить
заявление о приеме на работу на имя директора школы;
паспорт;
■
■
■
школа);
■
■
■
■
■
■
■
В свою очередь, школа обязана ознакомить устраивающегося на работу учителялогопеда со
диплом об образовании;
аттестационный лист квалификационной категории (если имеется);
удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации (если имеется);
свидетельство об ИНН;
карточку медицинского страхования;
медицинскую книжку (если имеется);
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
следующими документами (ознакомление подтверждается в письменной форме):
коллективным договором;
уставом школы;
правилами внутреннего распорядка;
должностными обязанностями учителялогопеда (если разработаны);
приказом по охране труда и соблюдению правил техники безопасности;
другими актами, характерными для данного образовательного учреждения.
■
■
■
■
■
■
Далее директор издает приказ по школе о приеме на работу, и в трудовой книжке делается
соответствующая запись «назначен(а) на должность учителялогопеда». Учительлогопед
расписывается в «Книге приказов» о том, что он ознакомлен с приказом о своем назначении.
1.3. Права, обязанности и ответственность
Организация деятельности учителялогопеда определяется четким представлением своих
должностных прав, обязанностей и ответственности, которые необходимо конкретизировать
исходя из основных положений должностных обязанностей учителялогопеда.
Как руководитель общеобразовательного учреждения директор школы информирован только
в общих вопросах функциональных обязанностей учителялогопеда, руководствуясь Тарифно
квалификационными характеристиками (ТКХ), и не обязан знать всей специфики организационно
методической работы специалиста коррекционной педагогики. В этом вопросе директор школы
вправе рассчитывать на профессиональную помощь и компетентность со стороны логопеда при
составлении Должностной инструкции, в которой раскрываются, конкретизируются все направления
деятельности учителялогопеда как сотрудника учреждения.
Должностная инструкция документ, закрепляющий обязанности, права и ответственность
учителялогопеда как сотрудника государственного общеобразовательного учреждения (ГОУ),
разработанный в соответствии с действующими на момент составления нормативными документами
и с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения учителемлогопедом (в случае
отсутствия разработанной ранее должностной инструкции для специалиста коррекционной
педагогики). «Тарифноквалификационные характеристики (требования) по должностям работников
учреждений образования Российской Федерации (далее учреждения) служат основой при...
разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и
ответственность». (22.11.95 г. № 65).
Цель должностной инструкции дать точное описание конкретного рабочего места,
определить существенные элементы правового статуса сотрудника, выполняющего данную работу.
Основные требования к должностной инструкции заключаются в следующем:
■
инструкция должна соответствовать тарифноквалификационным характеристикам
(для учителя дефектолога, учителялогопеда) и действующему на момент ее утверждения
законодательству;
форма должностной инструкции, структура ее текста должны соответствовать ГОСТу
на организационнораспорядительную документацию;
текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:
■
■
1)
2)
3)
4)
5)
6)
■
■
Общие положения.
Функции.
Должностные обязанности.
Права.
Ответственность.
Взаимоотношения. Связи по должности.
При составлении Должностной инструкции необходимо учитывать:
■
Среди неуспевающих учащихся общеобразовательных школ почти половина отстает в
психическом развитии от сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает негативное
отношение к учебе, создает трудности общения с успевающими детьми, учителями, родителями, что
может привести к появлению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. В
связи с этим логопед, психолог, социальный педагог школы могут совместно разработать и подать
для рассмотрения директору школы Проект комплексной целевой программы психолого
социальнокоррекционной службы,
предусматривающей взаимодействие и сотрудничество
школьных работников, направленной на личностное развитие, социальную адаптацию и коррекцию
имеющихся нарушений, способствуя успешному обучению и воспитанию детей данной категории. В
этом случае в раздел «Взаимоотношения. Связи по должности» должны быть внесены
соответствующие дополнения.
Расширяя свои права в рамках профессии, Вы автоматически увеличиваете и свои
профессиональные обязанности, за которые должны будете нести ответственность.
Должностная инструкция представляется для согласования и утверждения
руководителю учреждения и с момента подписания вступает в силу.
Вы можете или использовать в полном объеме предлагаемый вариант Должностной
инструкции, разработанный в соответствии с Тарифноквалификационными характеристиками
(требованиями) по должностям «учительдефектолог», «учительлогопед», или взять за основу при
составлении собственного документа, адаптируя содержание, с учетом потребностей конкретного
общеобразовательного учреждения, или разработать самостоятельно Должностную инструкцию,
руководствуясь следующими нормативными документами (текст документов прилагается):
1.
Тарифноквалификационные характеристики (требования) по должностям работников
учреждений образования РФ» (разделы «Должностные обязанности», «Должен знать») от 22.11.1995
г. № 65.
2.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2. Должностная инструкция учителялогопеда
Утверждаю Директор школы
____________(подпись) (расшифровка подписи)
00.00.00
Должностная инструкция
00.00.00 № 00
__(место принятия)
Учительлогопед
1. Общие положения
1.1.
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно
квалификационной характеристики учителялогопеда, утвержденной приказом Министерства
образования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г.
№463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление
Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). При составлении инструкции учтены также
рекомендации по организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения от
14 декабря 2000 г.
1.2.
Учительлогопед назначается и освобождается от должности директором школы. На
период отпуска или временной нетрудоспособности учителялогопеда его обязанности могут быть
возложены на педагога, имеющего высшее специальное педагогическое образование. Временное
исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.
Учительлогопед подчиняется непосредственно директору школы.
Учительлогопед должен иметь высшее специальное педагогическое образование.
1.3.
1.4.
1.5. В своей деятельности учительлогопед руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об
общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями
Правительства Российской Федерации, правительства Москвы и органов управления образованием
всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; нормативными и методическими
документами в вопросах профессиональной деятельности; административным, трудовым и
хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, а также Уставом и правовыми актами школы (в том числе Правилами
внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной
инструкцией),трудовым договором (контрактом).
Учительлогопед школы соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
2. Функции
Основным направлением деятельности учителялогопеда школы является оказание помощи
учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в
освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). А именно:
обследование устной и письменной речи обучающихся с целью определения
■ структуры, степени выраженности речевой патологии и выбора наиболее эффективных путей
коррекционного воздействия;
организация коррекционноразвивающего учебновоспитательного процесса,
направленного на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в вербальной (первично),
психической, интеллектуальной (вторично) сферах;
■
■
осуществление консультативной деятельности.
3. Должностные обязанности
Учительлогопед школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.анализирует:
■
проблемы учебновоспитательного процесса с учетом речевых, психологических и
физиологических возрастных особенностей учащихся школы и детей в дошкольных образовательных
учреждениях компенсирующего вида;
результаты комплексного психологопедагогического обследования учащихся школы;
■
причины неуспеваемости;
■
■
3.2.прогнозирует:
■
адекватность коррекционноразвивающего обучения (при наличии классов КРО);
результативность коррекционноразвивающего обучения (при наличии классов КРО);
тенденции коррекционноразвивающего обучения учащихся с речевой патологией,
проявляющейся в сочетании с различными неврологическими, психическими и хроническими
соматическими заболеваниями (при наличии классов КРО);
результат запланированной коррекционноразвивающей учебновоспитательной,
методической работы;
сочетание педагогического процесса с лечебногигиеническими и оздоровительными
мероприятиями;
3.3.планирует и организует:
■
■
процесс разработки и реализации вербальной диагностики;
систематические занятия с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, в
соответствии с перспективным (индивидуальным или групповым) планированием;
контрольную проверку стабилизации полученных навыков;
■
■
■
■
■
3.4.координирует:
■
3.5.контролирует:
■
взаимодействие и сотрудничество школьных работников, специалистов смежных
профессий, родителей для успешной коррекционной работы с учащимися, имеющими отклонения в
речевом развитии;
создание специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения,
преодоления и коррекции имеющихся у ребенка нарушений (речевых, интеллектуальных,
психических), а также поведенческих расстройств, нарушений общения;
осуществление дифференцированного подхода в обучении учащихся с различными
формами речевых нарушений;
3.6.разрабатывает:
■
методические рекомендации, учебнодидактический материал, обеспечивающие
эффективность коррекционноразвивающей направленности педагогического процесса;
план методической работы на учебный год, перспективное планирование,
тематическое планирование занятий, учебнодидактический материал, способствующий оптимизации
коррекционноразвивающего учебновоспитательного процесса;
3.7.консультирует:
■
школьных работников по принципиальным методическим вопросам коррекционной работников ДОУ и родителей с целью пропаганды дефектологических знаний;
в деятельности организационнометодического центра, методических объединений
учителейлогопедов, учителей школы и других формах методической работы;
профессиональную квалификацию (1 раз в 5 лет);
педагогики;
■
3.8.участвует:
■
3.9.повышает:
■
3.10.оформляет:
■
■
■
проектов в школе;
■
■
4.3.выбирать:
■
документацию (паспорт кабинета, план работы на учебный год, журнал обследования, отчет
по результатам обследования, индивидуальные речевые карты обследования, логопедическое
представление на учащегося (по требованию родителей), журнал логопедических занятий, отчет о
работе за учебный год).
4.Права
Учительлогопед имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.принимать участие:
■
в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании
соответствующих документов;
(при наличии классов КРО);
в разработке решений, касающихся вопросов коррекционноразвивающего обучения
4.2.вносить предложения:
■
о начале, прекращении или приостановлении социальных, конкретных методических
по совершенствованию учебнометодической работы;
о поощрении участников педагогического процесса коррекционной направленности;
специальную методику коррекционноразвивающей учебновоспитательной работы,
соответствующую требованиям государственных общеобразовательных стандартов;
учебнодидактические пособия, учебники, методы оценки знаний в целях оптимизации
процесса коррекционноразвивающего обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55);
4.4.присутствовать:
■
на любых уроках и занятиях, предупредив педагога не позднее чем накануне (без права
входить в класс после начала урока и делать замечания в течение урока, занятия);
4.5.привлекать:
■
к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно
воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.6.работать:
■
в отдельном кабинете, обеспеченном необходимым специальным оборудованием,
площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам;
4.7.
4.8.
повышать квалификацию;
аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию.
5.Ответственность
5.1. За обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям
государственного образовательного стандарта, учительлогопед «несет ответственность не в полном
объеме» (Тарифноквалификационные характеристики (требования) по должностям работников
учреждений образования РФ (учительдефектолог, учительлогопед, логопед), от 22.11.1995 г. №65) с учетом тяжести формы речевой патологии или других (неречевых) форм аномального развития
учащихся школы.
5.2.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных
локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией,
учительлогопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством.
5.3.
За применение, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учительлогопед может
быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Законом Российской Федерации «Об образовании».
5.4.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических
правил организации учительлогопед привлекается к административной ответственности в порядке и
в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.5.
За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учительлогопед несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учительлогопед:
6.1.
Работает по графику, составленному исходя из 20 часовой педагогической работы в
неделю (1 рабочая ставка). График работы утверждается директором школы.
Планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается
директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не
более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании учебного года.
6.4.
Представляет заместителю директора школы по учебновоспитательной работе
цифровой отчет по результатам обследования устной и письменной речи учащихся (на начало
учебного года).
6.4.
Оформляет паспорт кабинета на каждый учебный год. Паспорт кабинета заверяется
заместителем директора по административно хозяйственной части (АХЧ).
Получает от директора школы информацию нормативноправового характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами.
Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с заместителями директора и педагогическими работниками школы.
Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления
проектов и программ коррекционноразвивающего обучения.
6.2.
6.3.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
Передает директору школы информацию, полученную на совещаниях и семинарах
различного уровня, непосредственно после ее получения. С инструкцией ознакомлен (а):
(подпись учителялогопеда)
00.00.00 1.4. Аттестация
Учительлогопед,
государственного
общеобразовательного учреждения, работает в должности, предусматривающей наличие
квалификационных категорий (вторая, первая, высшая в соответствии с ТКХ), которые
устанавливаются по результатам аттестации.
педагогическим
работником
являясь
Цель аттестации определение соответствия уровня профессиональной компетентности
педагогических работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму,
продуктивности деятельности.
Основными задачами аттестации являются:
> стимулирование непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности;
> обеспечение возможности увеличения уровня оплаты труда.
Основными условиями для прохождения аттестации считаются:
наличие высшего профессионального образования, которое педагогические работники
имеют как правило; для учителялогопеда высшее специальное педагогическое образование является
обязательным (Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной
компетентности, от 29.03.2001 г., п. 1.3);
стаж работы в должности: не менее 1 года для второй квалификационной категории;
не менее 2 лет для первой квалификационной категории; не менее 3 лет для высшей
квалификационной категории (Временные требования по оценке квалификации и уровня
профессиональной компетентности от 29.03.2001 г., п. 3.2).
Основанием для проведения аттестации является личное заявление педагогического
работника установленной формы, представление других документов не требуется. (Положение о
порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений от 26.06.00 г.)
Дополнительно к заявлению прилагаются:
1.
Заполненные бланки установленной формы аттестационного листа, информационного
листа;
Характеристикапредставление,
заверенная представителями аттестационной
комиссии образовательного учреждения (в составе трех человек);
Копии следующих документов:
диплом о получении высшего образования;
удостоверение о повышении квалификации (за последние 5 лет);
2.
3.
■
■
■
■
■
■
■
■
аттестационный лист, подтверждающий наличие соответствующей квалификационной
категории и срок ее действия (если имеется);
документы, удостоверяющие наличие наград, званий, ученой степени (если имеются).
Заявление и документы, перечисленные выше, подаются в срок с 15 апреля по 30 июня в
соответствующую аттестационную комиссию:
центральную, создаваемую Министерством образования, для аттестации на высшую и
первую квалификационные категории;
и первую квалификационные категории;
главную, создаваемую государственным органом управления образованием, на высшую
муниципальную, создаваемую соответствующим муниципальным органом управления
образованием, на первую квалификационную категорию;
аттестационную комиссию, создаваемую образовательным учреждением, на вторую
квалификационную категорию.
Аттестация проводится в период с 1 октября по 30 апреля аттестационными комиссиями, при
которых могут быть организованы соответствующие экспертные группы, осуществляющие
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.