Методические рекомендации к технологии М.Монессори

  • Исследовательские работы
  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 01.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...» Значит, игра, ее организация -- ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка.
Иконка файла материала Технология худ. эст. развития.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69»  Методические рекомендации к технологии М.Монессори Автор­составитель: Кривошеина Л.В., Макарова С.С. Воспитатели детского сада № 69 Группа № 17 1I. Аннотация……………….......................................................................3 Оглавление II. Применение игровой технологии Марии Монтессори в организации  образовательного процесса по Художественно­эстетическому  развитию…………………………………...……………………………………….5 1.  Биография Марии Монтессо……..…………………………………….….….5 2. Суть технологии Монтессори.…….………......................................….…...…7 3. Комплекспо формированиюзнаний детей о геометрических фигурах на базе игры «Рамки и вкладки»………………………………….………...……….. 10 4. Как изготовить игру «Рамки и вкладки»…..……………………………….. 11 5. Комплекс заданий к игре «Рамки и вкладки»………………………………………. …………………………..….  12 6. Упражнения по М. Монтессори на развитие цветового  восприятия……………………………………………………………….…..   16 III. Список литературы………..…………………………………….…   18 2I. Аннотация   Она     подчас   становится     самостоятельности.   А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение  в  жизни ребенка... Каков  ребенок  в игре, таким  во многом  он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание  будущего  деятеля  происходит  прежде  всего  в игре...» Значит, игра, ее  организация ­­ ключ в руках родителей, ключ  в организации воспитания ребенка. В  игре     формируются     многие   особенности     личности   ребенка.  Игра     ­  это своеобразная  школа  подготовки  к  труду. В  игре  вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра ­ это и школа общения для ребенка. Известно,      что     игры    бывают       разные:     и     ролевые,      и     подвижные,    и дидактические.  Игровой дух  может  пронизывать всю жизнь семьи,  объединять родителей и  детей. Игра только внешне кажется   беззаботной и легкой. А на самом   деле   она властно требует, чтобы  играющий  отдал  ей  максимум  своей  энергии,  ума, выдержки,     подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Игра является: 1) «пищей» для ума с раннего возраста; 2) условием   для опережающего   развития     каждый   раз самостоятельно     до   своего   «потолка»,       ребенок     развивается     наиболее успешно;  4)  игры  не  терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества;   5)   условием   для   воспитания   родителей:   родители   учатся   не мешать ребенку в самостоятельной деятельности. В результате, можно сделать вывод, что  существует   пять условий  развития способностей     детей:     1)       раннее     начало;       2)     создание       среды, способствующей развивающей   деятельности   ребенка     и   стимулирующей ее;   3)   организация максимального   напряжения   сил   в   процессе   этой деятельности,   достижение потолка возможностей;   4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности; 5) помощь взрослых.  Ни одно  из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху.  Одна по себе игра несет в себе малый образовательный результат, другое дело если   несколько   игр   разной   направленности,   с   постепенным   усложнением задания,   объединены   вместе   общей   целью.   Такое   объединение   называется игровой технологией.     Развивающие     игровые технологии     представляют собой   наборы   задач   постепенно возрастающей сложности очень широкого   способностей;   3)   поднимаясь   3дошкольников. диапазона, от элементарных,   доступных 2­3­летнему   малышу,   до таких, с которыми трудно справляются взрослые.  Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка. В   любой   области,   будь   то   познавательное   или   художественно­эстетическое развитие,   хочется   добиться   максимального   результата,   поэтому   необходим комплексный   подход.   В   таком   случае   педагог   должен   использовать разнообразные   методы   и   приемы   работы,   в   том   числе   внедрять   в образовательный процесс игровые технологии. Многие считают, например, что изобразительная деятельность – это удел людей с врожденным талантом. Но любой педагог скажет, что отсутствие способностей у ребенка связанно с неправильным подходом к образовательному процессу в художественно­эстетическом   развитие.   Нужно   учитывать   несколько   условий для   успешного   развития:   системность,   комплексность,   правильная   подача материала,   разнообразность   форм   работы,   индивидуальный   подход,   щадящий анализ результатов. Не мало важна заинтересованность родителей и их участие.  Одной   из   форм   работы,   которую   педагог   использует     на   занятиях   по художественно­эстетическому развитию, является дидактическая игра. Дидактические   игры   –   это   одно   из   средств художественно­эстетического образования   Они   способствует развитию познавательных способностей,   получению   новых художественно­эстетических   знаний   их обобщению   и   закреплению.   В   процессе   дидактических   игр   дети   уточняют, закрепляют,   расширяют   имеющиеся   у   них   представления   об   эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения,   овладевают техниками   ручного   творчества.   Дидактические   игры направленные   на   сенсорное развитие   детей,   в   частности   на развитие чувства цвета   обладают   большими возможностями:   позволяют   знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных   дидактических   игр   дети   учатся   выделять   цвет   предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству   в   цвете.   Все   эти   действия развивают и   закрепляют   знания   и представления детей   о   цвете,   способствуют   формированию   чувства   цвета. Дидактические   игры,   предшествующие   изобразительной   деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации. Таким   образом,   вся   работа   по художественно­эстетическому   развитию   детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развивать художественно­познавательный интерес детей к приобретению   художественно­эстетических     положительное эмоциональное   отношение   к художественно­эстетической   деятельности, потребность   создавать   продукты   ручного   труда,   стимулировало   способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети учатся высказывать эстетические   суждения   и   давать   эмоционально­эстетическую   оценку знаний, 4произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании. Дошкольный   возраст –   один   из   ответственных   этапов,   на   котором закладываются основы художественно­эстетического, творческого отношения к действительности. Этот  период,  по  определению  Л.  С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого   –   наиболее   полно   раскрыть   весь   огромный   творческий   потенциал ребенка».   Современные   достижения   теории   и   практики   в области художественно­эстетического   образования   отражают   различные направления развития восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно­творческих способностей. дошкольников эстетического   у     II. Применение игровой технологии Марии  Монтессори в организации образовательного  процесса по Художественно­эстетическому  развитию 1. Биография Марии Монтессори Мария   —   единственный   ребенок   Алессандро   и   Рейнильде   Монтессори   — родилась 31 августа 1870 года в Италии в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего  итальянского рода  Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии известно лишь то, что ее родители делали   для   своей   дочери   все,   чтобы   она   в   будущем   смогла   реализовать высокое человеческое предназначение. Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются   ей   легко,   поэтому   она   начала   заниматься   с   присущей   ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Мария брала с собой   учебник   и   решала   в   полутемноте   задачки,   радуясь   найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, посещать которую лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды, и она была принята в техническую школу для юношей. Она   все   больше   увлекалась   естествознанием   и   сделала   наконец   свой профессиональный выбор: она решила стать детским врачом. Но в тогдашней 5Италии   это   было   невозможно.   Медицина   была   привилегией   мужской половины.   Однако   упорство   Марии   Монтессори   опять   дало   плоды  —   она стала первой женщиной­врачом Италии. 1896   год:   работа   в   университетской   клинике   +   частная   практика.   Здесь состоялась   первая   встреча   Марии   Монтессори   с   детьми   с   ограниченными возможностями.   Никто   не   способствовал   развитию   этих   детей:   они   были предоставлены себе: после приема пищи больные дети ползали по полу и, собирая   хлебные   крошки,   вылепливали   из   них   шарики.   Ничто   не   могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая обстановка не способствовала   этому.   Наблюдая   за   этими   несчастными,   Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным  пунктом ее педагогической системы,   что   для   детей   —   как   больных,   так   и   здоровых   —   необходима специальная   развивающая   среда,   в   которой   будут   сконцентрированы   все знания   о   мире,   представленные   через   эталоны   основных   достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Погрузившись   в   проблемы   лечения   и   обучения   детей   с   ограничениями   в развитии,   Монтессори   изучала   труды   французских   психиатров   Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. Она приходит к выводу, что слабоумие — это больше проблема   педагогическая,   нежели   медицинская.   Ее   следует   решать   не   в больницах и клиниках, а в детских садах и школах. Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала   антропология,   а   именно   вопросы   эволюционного   развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она  получает  кафедру  антропологии  в  Римском  университете  и проводит   различные   антропологические   исследования   в   педагогической области.   Параллельно   Монтессори   изучает   педагогику   для   умственно отсталых   детей   в   медико­педагогическом   институте.   На   это   время приходится   формулировка   основ   ее   собственной   педагогики.   Она   много работает с дидактическими материалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению.  Ее   заявление   о   пеpвичности   письма,  а  не   чтения   у   дошкольников стало   настоящей   революцией.   Монтессоpи   живо   начинает   интеpесовать методика   pаботы   со   здоpовыми   детьми   и   она   pешает   пpодолжить   учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка. В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле ­посвятить себя чужим детям. 6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый «Дом pебенка», pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского 6сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что   в   ходе   этих   занятий   дети,   пpебывая   в   дpужественной   атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи­педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи­ движение возникает и разворачивается во многих странах мира. Когда pазpазилась Втоpая миpовая война, Монтессори с сыном находились в Индии. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей. Она умерла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82­летия. Мария Монтессори   похоронена   в   маленьком   городке   Ноpдвиг   на   католическом кладбище. 2. Суть технологии Монтессори   Идея     этой   технологии   взята   из   трудов   известного     итальянского   педагога Марии  Монтессори. Ей удавалось   с  помощью  ряда  своеобразных    заданий   и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно  влиять  на  развитие  умственно  отсталых  детей,  с  которыми  она занималась, что к моменту поступления в  школу они по  своему развитию  даже превосходили нормальных детей. Концептуальные положения • Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием ­ ребенок сам себя развивает. • Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» ­ девиз педагогики Монтессори. •   Вся   жизнь   ребенка   ­   от   рождения   до   гражданской   зрелости   ­   есть развитие его независимости и самостоятельности. • Учет сензитивности и спонтанности развития. 7• Единство индивидуального и социального развития. • В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах. • Сущность разума в упорядочении и сопоставлении. •   Отказ   от   миссии   обучать   детей;   вместо   обучения   предоставить   им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры. •   Мышление   ребенка   должно   проходить   все   необходимые   стадии:   от предметно­действенного   к   наглядно­образному,   и   только   после   этого достигается абстрактный уровень. •   Сознание   ребенка   является   «впитывающим»,   поэтому   приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания». Главная   цель  педагогики   Монтессори   воспитание   свободного   и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори ­ педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом. Прежде   всего,   подлинный   гуманизм   воспитательной   и   образовательной систем,   обращенность   к   природе   ребенка,   отсутствие   какого­либо авторитаризма. В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая нравилась ему и соответствовала его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражнял свои чувства, более того, испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступал не по чьей­то указке, а по собственному желанию. Другой доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация   учебно­воспитательной   деятельности,   использование четко   продуманной   и   умело   инструментированной   программы   развития каждого   ребенка,   рассчитанной   и   на   сегодняшний   день,   и   на   много   лет вперед, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе пробуждения   и   поддержания   детской   активности.   Совершенствуя   свои умения,   ребенок   постепенно   приобретал   чувство   независимости   и уверенности.   Вместе   с   тем   у   него   пробуждалась   любовь   к   учению   и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности. Данная технология актуальна и посей день. Она разрушение традиционную классно­урочную   систему   и   создает   оригинальный   учебный   процесс   для детей от 3 до 12 лет, построенный на признании за каждым учеником права 8на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные   способы   овладения   знаниями.   Не   случайно   девизом   школы Монтессори   являются   слова:   «Помоги   мне   сделать   это   самому».   Это достигалось   за   счет   реализации   в   Монтессори­школах   очень   широкой образовательной   программы,   которая   не   является   программой   в   нашем привычном   смысле   этого   слова.   Скорее,   это   определение   стратегии   и тактики деятельности детей.    Основным   принципом   развития   ребенка   является   самостоятельная деятельность   ребенка   под   незримым   руководством   взрослого.   Успешность данного   принципа   обеспечивает   хорошо   развитая   среда,   наполненная разнообразными   дидактическими   материалами.   Мария   Монтессори использовала готовый опыт известных педагогов в создании дидактических игр, модифицировала   их,   создавала   принципиально   новые.   Ниже   мы   рассмотрим комплекс упражнений и заданий  Монтессори по развитию цветового восприятия и   закреплению   основных   изобразительных   навыков   (создание   аккуратного четкого контура, правильного закрашивания, создании композиций) в процессе знакомства с геометрическими фигурами. Метод   М.Монтессори   состоит   из   трех   основных   частей:   ребенка, окружающей (подготовленной) среды, учителя.  Ребенок   учится   и   развивается   под   руководством   и   водительством внутреннего учителя – Христа. Он интуитивно отбирает в подготовленной среде те предметы, которые способствуют развитию каких­то определенных качеств, которые именно в этот момент времени требуют своего развития в этом   ребенке.   Подготовленная   среда   у   Марии   Монтессори   выстроена определенным   образом   и   включает   в   себя   материалы,   с   которыми самостоятельно   работают   дети.   Учитель   служит   ребенку,   идет   вслед   за ребенком и направляет его в окружающей среде. Но ребенок сам выбирает материал своей активности и делает с ним то, что «ему велит его внутренний творческий дух». «Подготовка   среды   и   подготовка   учителя   есть   практический   фундамент нашего воспитания» В   школе   М.   Монтессори   придается   большое   значение   организации специально подготовленного учебного пространства.  Ребенок, попадая в наш мир, видит его совершенно неприспособленным для своей жизни: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. В группах Монтессори ребенок   с   первых   минут   попадает   в   так   называемую   «подготовленную среду», в которой все пособия абсолютно доступны и находятся на высоте детского роста.  «Предметы,   окружающие   детей,   должны   соответствовать   росту   и   силе детей: легкая мебель, чтобы дети могли ее легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные 9ящики,  легкие  двери,  которые ребенок  может  легко  отпереть и запереть, низкие вешалки для одежды, щетки по руке ребенка, мыло, помещающееся в его ладони, чашки для умывания такой величины, чтобы дети сами могли их выливать, щетки для полов с короткими гладкими ручками».  Подготовленной   эта   среда   является   потому,   что   имеет   четкую   логику построения   и   до   мелочей   продуманное   содержание,   соответствующее естественным   психологическим   потребностям   ребенка.   Материалы, находящиеся   в   среде   –   это   специально   отобранные   материалы,   которые выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений   над   детьми,   те   же   из   них,   к   которым   дети   не   проявляли интереса, были удалены за ненадобностью.  Подготовленная   среда   включает   в   себя   также   атмосферу   помещения. Пространство,   окружающее   ребенка   –   уютное   и   комфортное,   ребенку должно   быть   в   нем   хорошо.   Необходимая   составляющая   –   чистота   и порядок, необходимость их постоянного поддержания. 3. Комплекс   по   формированию   знаний   детей   о геометрических   фигурах   на   базе   игры   «Рамки   и вкладки» Данная   технология   хотя   и   базируется   большей   частью   на   работе   с дидактическими   материаллами,   но   включает   в   себя   систему   по   работе   с геометрическими телами как с художественным образом. Комплекс упражнений рассчитан на достаточно большой период, предусматривает собой постепенное усложнение и разнообразные формы работы.   В процессе работы дети учатся распознавать   форму   фигур,   различать   их,   определять   их   положение   в пространстве, создавать линейный рисунок и, в то же время, тренируют нажим карандаша, приучаются четко и ровно проводить линии, аккуратно закрашивать и наносить штриховку в различных направлениях, определять форму наощупь, создавать орнаменты. Цель: в процессе закрепления знания детей о геометрических фигурах развивать все формы работы над изображением: создание линейного рисунка; правильное закрашивание; комбинирование – создание композиций и орнаментов. Задачи: 1) вырабатывать   умение узнавать и различать форму плоских   фигур и   их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); 2) готовить  детей к  овладению письмом  и  рисованием ­  вырабатывать умение владеть карандашом, как  говорят художники,  дает «твердость  руки», умение проводить  линии  по  линейке, по угольнику,  по  лекалу  и на  глаз, различать границы фигур и видеть линии­контуры; 3) знакомить с геометрической терминологией  ­ названиями фигур. 10Эту   технологию   можно   начать   внедрять   даже   с     полуторагодовалыми     и двухлетними   малышами,     если     их     развитие     не     слишком   задержано недостатком     свободы   в   познании   мира.   В   возрасте   8­9   месяцев   до   2   лет нехватка   свободы   (детям   не   разрешают   ползать   по   полу)   особенно   сильно сказывается на развитии. Вся технология   представляет   собою комплекс заданий выполняемых с набор ом квадратных  рамок  ­  пластинок размером 100Х100 мм, толщиною 1,5 ­­ 2 мм.   В   центре   каждой   из   них   вырезано   отверстие,   закрывающееся     крышкой ­вкладышем  такой  же формы и размера,  но другого цвета (см. с. 42, 48).      Набор состоит из следующих фигур:      1. Круг (диаметр ­­ 50 мм).      2. Квадрат (сторона ­­ 40 мм).      3. Треугольник равносторонний (сторона ­­ 50 мм).      4. Эллипс (диаметры ­­ 70 и 40 мм).      5. Прямоугольник (стороны ­­ 60 и 40 мм).      6. Ромб (сторона ­­ 40 мм и острый угол ­­ 60 градусов).      7. Трапеция (основания ­­ 60 и 40 мм, высота ­­ 40 мм).      8. Четырехугольник  неправильный (стороны  ­­ 65  и 35  мм, один прямой угол).      9. Параллелограмм (стороны ­­ 50 и 42 мм, острый угол ­­ 75 градусов).      10. Треугольник равнобедренный (стороны ­­ 65, 40 мм).      11. Шестиугольник правильный (сторона ­­ 30 мм).      12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности ­­ 65 мм).      13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты ­­ 60 мм).      14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности ­­ 60 мм).      15.  Шестиугольник   неправильной  формы   (стороны  ­­   30   мм,  два противоположных угла ­­ 90 градусов).      16. Треугольник разносторонний (стороны ­­ 40, 60, 80 мм). 4. Как изготовить игру «Рамки и вкладыши» Листы   цветной   бумаги разделите   на квадраты   100Х100   мм и   в   центре каждого   аккуратно  начертите   в  натуральную  величину  по  одной  из  16 геометрических фигур. Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5 ­­ 2 мм и высушите под  прессом  или  под доской  с  грузом 20  ­­ 30  кг.  Когда клей высохнет,   разрежьте   листы   на   квадраты     и   каждый   квадрат   прорежьте аккуратно   по   контуру   фигуры   (вырежьте     вкладыши).   Делать   это   удобнее острым перочинным ножом на доске. Чем  тоньше лезвие ножа,  тем аккуратнее получается  фигура. 11Края отверстия в  картонном квадратике  и  края вырезанной фигуры  зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы   малыш   мог   вставлять   и   вынимать   фигуры­вкладыши,     к   ним   надо прикрепить маленькие рукоятки­выступы. Рамки   и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше  бы  служили, но, пока  их  нет, приходится пользоваться  материалом, легко обрабатываемым в домашних условиях. Для рамок  и  вкладышей  нужна коробка с крышкой размером  200Х105  мм, высотой 40 ­­ 60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.   Чтобы края   отверстий в   рамках были   тверже и   по   ним   легче скользил карандаш,   рамки   можно   прокрасить   светлой   масляной     краской   или нитрокраской   или   покрыть   бесцветным     лаком.   При     этом     можно   сделать одинаковыми   по   цвету   лицевую     и   оборотную     стороны   рамки.   Это   имеет особый смысл: несимметричные фигуры­вкладыши входят  в отверстия  рамок только  с одной стороны.  Малыши бывают  очень  удивлены, когда и отверстие в  рамке  и  вкладыш  как  будто одинаковой  формы,  а  отверстие  закрыть  не удается.  Надо  всего­навсего перевернуть  рамку  на другую  сторону,  но  как это трудно сделать  малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот «секрет». Но сколько радости,   что   непокорные   вкладыши   вдруг     плотно   входят   в     отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.   Номера     на   вкладышах   можно   не   ставить,   а   на   рамках   их   следует обязательно  сохранить. Когда малыш  начнет  усваивать  цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке. 5. Комплекс заданий к игре «Рамки и вкладки»     Рамку с вкладышами с самого начала называют  по  форме отверстия  в ней (круг, квадрат, треугольник   и   т. д.). В   зависимости от возраста малыша   и уровня  его  развития   подбираются  задания  и  количество  рамок.  Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. К сожалению, здесь нет такой постепенной «лесенки» заданий, как в игре «Сложи  узор», и задания надо   подбирать   самому   воспитателю,     пользуясь   умением   «чувствовать возможности» малыша.  Поэтому сначала лучше всего познакомиться со всеми заданиями, выполнить  некоторые  из  них, а  потом уже предложить  их малышу.       1.  Найди вкладыши  к рамкам  и  вставь их. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз и  когда  они  совсем еще малы, и когда  станут постарше. Видимо, есть  в  этом  процессе  отыскивания что­то притягательное. Увлекает, может  быть, сам процесс сравнения, поиска, всегда 12интересный     для   малыша.     Поэтому     не   запрещайте   ребенку   выполнять   это задание. Ребенку 1,5   ­ 2 лет не предлагайте   сразу   все   16 рамок, ему следует дать только 4 ­ 5  рамок и   вкладыши к ним. Рамки можно назвать   окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши ­ ставнями, которыми фея и закрывает  свои «окошки» на ночь плотно­плотно,  чтобы  «комар  не  пролетел через  окошки в дом.  А  когда  наступает утро  и фея хочет  увидеть  доброе солнышко,   она   спешит     открыть   ставни   своих   окошек   и   впустить   теплые, светлые лучи». Главное   ­   с   первых   встреч   с   игрой   малыш   должен   понять   задачу   –   плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения. Для   детей   более   старшего   возраста   это   же   задание   можно   дать   как   задачу: «сложить 4­этажный дом с 4 окошками на каждом этаже». Если   есть несколько   комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить  соревнование ­ кто  быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, случае  развивается  и  умение рационально, организовать  свою работу.  Ведь малыш может достать одну  рамку и  перебрать все вкладыши,  пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе рамки, а потом  брать  вкладыши  по  одному  и  отыскивать  среди рамок  ту,  которая необходима.   У   3­летнего   малыша   на   закрывание   всех   16   отверстий   может уходить 5  ­ 8 мин, а 6 ­  7­летние дошкольники могут  это делать уже за 1,5 ­  2 мин.      2.  Обведи контур фигуры. Сначала лучше  обводить контур по  рамке, это намного легче, чем по вкладышу.  А  из  фигур легче  всего обводить  круг  и эллипс, очень трудно ­ звездочку.      Пусть малыш на  чистый  лист  бумаги положит  рамку «круг» и  попробует обвести контур цветным карандашом. Не  спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него ­ нет.  Тут  есть  секрет. Если ты  его узнаешь, то и у  тебя будет  хорошо получаться круг.  Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета. Еще удачнее получается игра,  если  перед  этим  малыш рисовал от руки солнышко, а   оно   не   получалось   круглое.   И   теперь   по   рамке     солнышко   вдруг   так «закруглится», так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.  Ребенку сравнительно  трудно правильно нарисовать  квадрат, треугольник или вообще какую­нибудь фигуру,  а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными. Это  задание можно усложнить: «Сделай на одном листе ровно   3 (можно 4,5, 6   и т. д.) кружка («печем   блины») или ромба («делаем клумбы»)»,     т.   е.   дать   задание,   связанное   со   счетом   нарисованных   фигур. «Нарисуй   все   эллипсы   в   рядок   («огурцы   на   полке»)   или   равнобедренные 13треугольники в колонку («елочка выросла»)», причем можно   еще предлагать второе   условие:  «так,  чтобы     они  не  касались  друг    друга»  или,    наоборот, «чтобы они  зацепились друг за  друга» («цепочка»). Кто  нарисует  больше  фигур  на одной  страничке, но  так,  чтобы  они касались друг друга. Это «портняжное» задание ­ как из одного куска материи выкроить больше заготовок  или как сделать, чтобы меньше  осталось обрезков? Тут тоже  есть варианты: можно фигуру  задать  заранее (кто больше  нарисует кружков?), а  можно предложить выбрать (какую  фигуру  взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?). Такое задание  пригодится и  для дела, если  вы  готовите украшения для елки из цветной бумаги и,  нарисовав  на ней кружки,  ромбы  или звездочки, вырезаете их ножницами. Обведи   вкладыш.   Обводить   вкладыши   карандашом намного   труднее,   чем рамки.  Карандаш легко «отъезжает» от вкладыша, а на углах фигуры  особенно. Получаются   «хвостики»,   которые   портят   сразу   вид   контура.   Видимо,   из­за этогомалыши,   уже     умеющие   делать   контуры   по   вкладышам,   обычно предпочитают рамки. Бороться  с  этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и  развить его внимательность, надо научить   его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить   игровую ситуацию:   дозор   из 5 человек   идет по крепостной стене, стена   узкая, легко   упасть.   Сорвался   карандаш   ­   дозор   лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?       3.  Раскрась  фигуру   цветным  карандашом.  Чаще  всего  это   задание выполняется   одновременно   со     вторым.   После   того   как   малыш   нарисует несколько контуров фигур  по рамке или  вкладышу,  ему можно дать  задачу закрасить их цветными     карандашами.     Основная   трудность   закрашивания     в   том,     что малышам трудно не выходить  за контур, водить карандаш от линии до  линии. Но здесь есть опять спасительный «секрет», узнав который малыш станет делать контур с четкими  границами.  Он  состоит  в  том,  что  поверхность  фигуры сначала закрашивают  вблизи самого контура  штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в 3 ­ 4  мм, и тогда  внутреннюю часть можно закрашивать   уже   смело.   Не     спешите     «передать   секрет».   Малыш     сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим «секрет» и им самим, он должен оценить   эту разницу и тогда   найти способ   делать так же. Если этот «секрет» ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и он будет помнить его всю жизнь. Цвет окраски лучше   подбирать   соответственно   тому   предмету,   который изображает   контур. Если это «солнышко», то   оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз,   то зеленым или полосатым, а если это   воздушный 14шарик, то   любым. Хорошо, когда малыш   сам   выбирает   цвет.   У него   свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и свои поэтому решения.          ­­ Что это у тебя   будет?   ­­   можете спросить у него. ­­ Как ты хочешь покрасить? Одобряйте и  деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш проявляет в игре собственной   инициативы,   тем это лучше   во   всех отношениях: больше возможностей  для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших ­ им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время  «тянуть»,  не  надо  искать,  чем  занять  малыша.  Игры  как  раз  и представляют     собою   средство,     с   помощью   которого     можно   значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.  Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать  иногда  и  штриховку в виде сетки  параллельных  линий  различной  густоты,  идущих  в одном случае горизонтально, в другом ­ вертикально, в третьем ­ наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так  что фигура  окажется  покрытой квадратиками или ромбиками. Все   эти виды штриховки   ­ великолепная подготовка малыша   к овладению письмом,  где  требуются  движения  обязательно  «от  линейки  до  линейки», определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв,  т.  е. совершенное владение  карандашом и ручкой.  А  здесь малыш  занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.      4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу  образец фигуры  с двойным  контуром, например: эллипс  ­  синий контур,  а внутри  равномерно отстоящий от него красный контур (просвет ­ 2 ­3 мм).          ­­ Как это делают два эллипса?   ­­ удивитесь вы. ­­ Снаружи ­­ синий, а внутри ­ красный? Давай попробуем сделать такой же!       И начните с малышом  совместные пробы. Еще лучше,  если малыш сумеет сам изобрести хотя бы   один способ. А   способов   есть несколько.   Наиболее простой  ­ 1­й контур  сделать по рамке, а 2­й  от руки, на глаз, не торопясь  и выдерживая постоянную величину  просвета  между  контурами. Но  по качеству 2­й   контур будет уступать 1­му. Если   контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2­й контур сделать с помощью линейки.   Можно, сделав 1­й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2­й контур  может выйти таким же, как 1­й, но  тут трудно добиться  точного совмещения,  чтобы  они  не оказались  сдвинутыми  в  одну сторону или повернутыми друг относительно друга. Старшие  дети   пробуют,  и  не  без   успеха,  делать   2­й  контур     двумя  плотно прижатыми   или   даже   связанными   ниткой   карандашами.   Но   просвет   между контурами здесь получается большой ­ в толщину карандаша. И наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5 ­ 6   мм и толщиною   1 ­ 2  мм. Тогда оба контура делают по  рамке, но 1­й­ карандашом,  как обычно, а 2­й, вставив острие карандаша в отверстие  шайбы. 15Видимо, возможны и иные способы. Если  на бумаге  есть 2  контура,  то  можно заштриховать просвет между этими контурами,   делая   фигуру как   бы   с жирным контуром.   Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных  цветов, например в последовательности цветов в радуге, и т. п.       5.   Сделай   орнамент   из   фигур.  Орнаменты  (украшения  обычно  из повторяющихся   элементов)   можно   делать   как   из   одинаковых,   так   и   разных фигур, как с одним, так  и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером,   цветком,   накладывая   их   частично   друг   на   друга   или   располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии,  но, чтобы ребенок понял,  что в них ценится, ему  надо  показать  несколько образцов.       6.  Узнай  фигуру  на ощупь. Малышу  завязывают глаза,  как при игре  в жмурки,  и дают стопочкой рамки, названия  которых  он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.          ­­ Правильно! ­­ одобрительно встречают   «зрячие»   узнавание фигуры,   и малыш   откладывает   фигурку     вправо.   Если   он   ошибся,   то   совсем   иным, печальным тоном  говорят «налево»,  и малыш  кладет  ее  слева  («направо» и «налево» считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть «кто больше» узнает фигур на ощупь», «кто скорее их узнает» (если знают уже названия всех рамок).  В  этой игре  хорошо развивается осязание,  необходимое в   работе с фотоматериалами при ориентировке   в   темноте и   в   некоторых других случаях. Можно узнавать на ощупь и вкладыши.          7.   Вставь   вкладыши   в   рамки на   ощупь.   Это   вариант   1­го   задания, исполнение его  вслепую.  Задавать его можно после того,  как  малыши узнают названия   фигур   и станут   легко   выполнять все   1­е задание.   Но   тут   надо соблюдать  чувство  меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать  с  интересом  и удовольствием.  Здесь  может  помочь сказка  о злом крокодиле,  который  проглотил  солнышко,  и   на  земле  от   этого   стало темно­темно.   Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома   пробираться   ощупью.  В   первый   раз   можно   дать   только   1   ­   3  рамки   и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.       8. Разложи  рамки  и  вкладыши  по  сортам.  Задание  это  небольшое  и несложное, но предлагать  его можно  детям, которые  хорошо считают до  10 и знают,     что     такое   угол   и   треугольники,   шестиугольники.   «Сорт»   здесь определяется числом углов  в фигуре.  Например, надо в один ряд отобрать все треугольники,   затем   в   другой     ряд   ­   четырехугольники,   пятиугольники, шестиугольники и т. д.   Это   задание     на   классификацию   фигур   дает   малышу   представление   о возможности   такого   подхода,   о   выделении   такого     признака   для классификации, приведения  в  систему как  будто  бы разрозненных  элементов, 16очень разных фигур.  Задание на  классификацию будет встречаться и в  других играх  и  у некоторых малышей  создает  даже  подобие  «системного  подхода», стремление расположить предметы   по   какому­то   порядку: матрешки ­   по росту,  части квадратов ­ по цвету, карточки ­ по числу точек на них, кубики ­ по числу   красных   или   синих   граней   на   каждом,     пластины     металлического «конструктора»­ по числу отверстий в них и т. д. 6. Упражнения по методике М. Монтессори на  развитие цветового восприятия Упражнение 1 Материал.   Две   красные,   две   синие,   две   желтые   таблички   (из   цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).  Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я   хочу   найти   здесь   одинаковые   цвета».  Затем   берет   любую   табличку   и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается пара   и   т.д.   Затем   таблички   перемешиваются,   и   ребенок   подбирает   пары самостоятельно. Игра 1 На   одном  столе   лежит  красная, синяя,  желтая   таблички. Пары   к  ним  на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребенка принести такую же. Игра 2 Все таблички лежат на столе, и ребенка просят отнести табличку и положить ее рядом с предметом такого же цвета. (Ребенок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой). Упражнение 2 Материал.   Пары   табличек   основных   цветов   плюс   пары   дополнительных цветов (зеленый, фиолетовый, черный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой. Таблички   основных   цветов,   уже   знакомых   ребенку,   лежат   на   столе   в произвольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчивает работу, взрослый показывает, что у него есть еще таблички с дополнительными цветами, и просит ребенка выбрать и выложить на стол три   понравившихся   цвета.   Остальные   таблички   дополнительных   цветов убираются.   Все   таблички   перемешивают.   Ребенку   предлагают   выложить пары из вновь введенных цветов.  17Упражнение 3 Материал. Серии табличек основных цветов с оттенками от самого темного до самого светлого (желательно 8 оттенков). Взрослый   говорит:   «Посмотри,   как   я   выложу   эти   таблички»,   и   молча выкладывает   ряд   слева   направо   от   самого   темного   до   самого   светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребенку выложить также. По такому же принципу работаем с остальными оттенками. Прошел   дождик:   кап­кап­кап.   Выглянуло   солнышко.   Зверята   надели курточки и вышли на лужок.  Расскажи, какого цвета курточка у мышки, мишки, ёжика.  Посмотрели зверята на небо, а там… Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка – она и красная, и жёлтая, и синяя, и зеленая…  Это… (ра­ду­га).  Радуга­дуга, не давай дождя, давай солнышка, колоколнышка!  Давай скажем радуге: «Здравствуй!»  Поговорите с ребенком о цветах радуги.   III. Список литературы 1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори­материал. ­ М.: Мастер, 1992. 2.   Зверев   А.   Открытие   Потаповой   /   /   Учительская   газета.   ­1986.   ­   2 декабря. 3. Корнетов Г. Метод Монтессори / /Частная школа. — 1995. ­ № 4. 4. Коултер Ди Джой. Монтессори и Штейнер / / Учительская газета. ­ 1992. ­ №5. 5.Монтессори   М.   Помоги   мне   сделать   это   самому.   –   М.:   Издат.   дом «Карапуз», 2000. – 272 с. 6. Б.П. Никитин Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1981. 187.Сумнительный  К. Е. Как помочь ребенку  построить себя? (Беседы о Монтессори­педагогике).– М., 1999 8. Монтессори М. Дети – другие. – М.: Издат. Дом «Карапуз», 2004. ­336. 9. Сайт Монтессори­центра: http://www.montessori­center.ru/ 10.http://pedsovet.org/ask/task,conference/sectionid,0/id,16/Itemid,401/limit,5/ limitstart,50/ 19