Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Работа в классе +2
docx
русский язык
10 кл
08.03.2018
Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)
урок.docx
Урок . Тема: «Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета». Цели: знакомство со спецификой национального этикета, с правилами и нормами речевого  этикета. Презентация к уроку Ход урока I. Оргмомент ­ Мы поучимся говорить друг другу  приятные слова, доброжелательно высказывать не  совсем положительное мнение о человеке, его поступках; попробуем научиться правильно  вести телефонный разговор. В течение урока ваш словарный запас пополнится новыми  словами. Но самая главная задача нашего урока ­ научиться по­доброму относиться друг к  другу.  II Подготовка к изучению нового материала.  Фронтальная беседа:  ­ Что такое этикет? (Этикет ­ это нормы, правила поведения человека в обществе.)  ­ Что такое речевой этикет? (Речевой этикет ­ это такая ситуация общения, при которой  соблюдаются этикетные правила.)  ­ Каким должен быть человек, знающий этикет?     (Этот человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.)  Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И  с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в  магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым,  учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная  заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для  нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.  III. Изучение нового материала   1. Работа по учебнику §83   1) Чтение теоретического материала и запись основных положений (обучение  конспектированию) 2) Упр. 273 (задания 1­2) 2. Невербальные средства общения 1)  Сценка (1 ученица) Ученица достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, включает утюг, гладит  его, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясет пальцем, платье тлеет.  Девочка хватает утюг, ставит его, берет платье, плача, уходит. 2) Беседа А)  ­ Ребята, что Вы поняли из этой сценки?  А как Вы об этом догадались? Ведь девочка  не произнесла ни слова? Оказывается, многое можно передать, не произнося ни слова,  используя только мимику и жесты. А что такое мимика и жесты? Б) ­ В «Толковом словаре» мы находим:  «Мимика – движения мышц лица, выражающие  внутреннее душевное состояние». «Жесты – движение рукой или другое телодвижение,  что­то обозначающее или сопровождающее речь» ­ Итак, жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей  души. 3) Описание смысла жестов на слайдах ­ Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без  сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак  одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов. Таким образом  император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет. ­ Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем.  Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В  наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей. ­ При встрече тибетцы снимали свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за  ухо да еще высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь  спокоен» Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.  ­ А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.  Г) ­ А где еще мы встречаемся с языком жестов и мимики? (в спорте, строительстве;  существует язык глухонемых; в школе, на уроках – подсказки) Д) ­ Оказывается, существует    даже этикет жеста. Русский писатель А. Куприн говорил,  что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его  характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие; подать руку  «лодочкой» ­ человек смущен; долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к  тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест. 4) ­ С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников. (ситуации на слайдах) 1. Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом,  напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (показать всей рукой, а  не пальцем) 2. На рыбалке. Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы  предупредите его, чтобы не шумел?  3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как сказать  словами, какие жесты и мимику вы будете использовать?  4. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку? 5. Мальчик встречает знакомую девочку. Кто первым протягивает руку? 3. Правила и нормы речевого этикета 1) ­ О правилах последней ситуации прочитаем в §84 2) Упр. 274, 275 Как ты считаешь, надо ли здороваться с человеком, которого часто встречаешь,  Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего  Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом  Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?  В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и Ты уверен в том, что, когда торопишься, лучше вызвать друга на улицу громким  Ты всегда звонишь в дверь резким, длинным звонком, чтобы сразу было слышно?  Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и,  На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти к такому­то  Ты пришел к другу. Когда он приглашает тебя пройти в комнату, ты проходишь  Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение? Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы  IV. Тест   Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один  тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить «да» или «нет». После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть  предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.      Тест:  1. 2. с детьми?  3. криком?  4. 5. чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?  6. 7. знать, где что происходит?  8. например, по дороге в школу, но не знаком с ним?  9. следом?  10. магазину. Ты очень торопишься и поэтому, молча, пожав плечами, проходишь мимо?  11. туда, куда он тебя пригласил, а не делаешь это бесцеремонно?  12. посмотрю»?  13. объясняешь, почему так получилось?  14. потом приглашать всех к столу?  15. 16. 17. 18. их?  19. 20. кидаешь трубку?  А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы «да» должны быть под  номерами: 2, 6, 8, 9, 11, 13, 18, 19; остальные ­ «нет». За каждое совпадение ­ 1 балл.  (На доске написано: «да»­2, 6, 8, 9, 11, 13, 18, 19; «нет»­ остальные.) Подсчитали? Давайте  посмотрим, какие у вас получились результаты.  20 баллов ­ вы великолепный знаток правил этикета!  19­14 баллов ­ ваши знания об этикете нуждаются в доработке.  13­8 баллов ­ необходимо себя воспитывать.  Меньше 8 баллов ­ вы, наверное, впервые слышите слово «этикет».  Считаешь ли ты, что хлеб из хлебницы за обедом надо брать вилкой?  Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?  Ты считаешь, что, даже если очень надо выйти из­за стола, не следует этого делать?  Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь  Если во время обеда в гостях тебе случается уронить что­нибудь на скатерть, ты не  Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только  Прежде чем выпить газировки во время обеда, ты всегда вытираешь рот салфеткой?  Звоня по телефону и попадая «не туда», ты возмущаешься: «Куда это я попал?»­ и V. Рефлексия VI. Домашнее задание: изучить материал §85; на выбор: 1)упр.277; 2) составить словарный  диктант (35­40 слов); 3) тест по типу задания 8 ЕГЭ (5 заданий)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета" (ФГОС, 10 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018