Метапредметность в урочной и внеурочной работе школы. Метапредметная неделя
Учитель физики МБОУ гимназии «Перспектива» г.о. Самара Ассоциированной школы Юнеско Кузнецова А.В.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные об- учающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Мета- предметность как принцип интеграции содержания образования, как способ образовательной деятельности обеспечивает целостную картину мира в сознании учащегося. У обучающихся формируется точка зрения на изучаемый предмет как на систему знаний о мире, выраженную в числах и фигурах (математика), веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т. д.
Важным показателем сформированности метапредметных компетенций является умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея- тельность со сверстниками и взрослыми; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Исходя из вышесказанного, актуальным для развития метапредметных компетенций обучающихся является моделирование новых форм организации образовательного процесса в образовательной организации, например, проведение метапредметных недель.
Для проведения метапредметных недель руководители методических объединений разрабатывают план-график мероприятий (приложение 1). Деятельность обучающихся по формированию метапредметных компетенций на учебных занятиях в рамках проведения метапредметных недель можно представить в виде табл. 1.
Таблица 1
Формирование метапредметных компетенций учащихся на учебных занятиях в течение метапредметной недели.
Метапредметная компетенция обучающегося |
Этап деятельности |
Содержание |
Продукт деятельности |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Целеполагание |
Ответь на вопрос «Зачем?», выбери главное, предположи |
План,схема действий |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять понятия, созда- вать обобщения, устанавливать аналогии, класси- фицировать |
Анализ |
Исследуй, рассортируй, классифицируй, сравни, сопоставь |
Карта знаний, опросник, диаграмма, рекламный постер, доклад, репортаж |
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы |
Синтез |
Объедини, предположи, выдвини гипотезу, аргументируй, найди другие способы, сочини, выступи в роли, вообрази |
Рассказ, стихотворение, фильм, видеоролик, радиопередача, компьютерная игра, программа, рецепт |
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Оценка |
Оцени, выбери, пред- ложи варианты, обо- снуй позицию, составь рекомендации |
Эссе, исследование, лист самооценки, рефлексии, рецензия, новость, статья, рекомен- дация, блог |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей |
Запоминание, понимание |
Найди, выдели, обо- значь, расставь по порядку, задай вопрос, обсуди, прочитай, по- наблюдай |
Презентация, таблица, модель, книга, газета, радиопередача, клип |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Применение |
Зарисуй, составь список, запиши, составь отчет, собери из частей, предложи схему |
Дневник, коллекция, отчет, фотография, слайд-шоу, вышивка, скульптура, коллаж, модель, карта |
Умение корректировать свои действия в соответ- ствии с изменяющейся ситуацией, оценивать соб- ственные возможности решения учебной задачи |
Рефлексия |
Формулирование по- лученных результатов, оценка своей деятель- ности, анализ работы в группе |
Лист успеха, карта самооценки, диаграмма успешности, лист достижений, письмо к самому себе |
Учебное занятие, мероприятие в рамках метапредметной недели пред- полагает реализацию целей по формированию метапредметных компетенций на всех этапах деятельности (целеполагание, анализ, синтез, оценка, пони- мание, применение, рефлексия). Полученный продукт может быть представлен в различных формах (доклад, отчет, презентация, коллекция и др.).
2015-16 учебный год ознаменован очень важным для нашей страны событием: 55-ти летием со дня первого полёта человека в космос. Эта дата была использована нами как возможность выбрать метапредметное понятие КОСМОС, которое стало ключевым для всех участников метапредметной недели. Её мы провели накануне празднования этой даты.
Тематика учебных и внеклассных занятий метапредметной недели
«Космос»
Предмет |
Класс |
Тема |
математика |
5 |
Урок-путешествие «Космический рейс»
|
6 |
«Карта звёздного неба» (внеклассное мероприятие)
|
|
7 |
Решение текстовых задач с помощью системы уравнений. Степанян К.С. |
|
9 |
Инженерное соревнование «Освоение космоса человеком»
|
|
география |
5 |
Конкурсная игра «Земля во Вселенной»
|
биология |
5 |
Интеллектуальная игра «Мудрая природа» |
6 |
Экологическая викторина и конкурс чтецов «Берегите природу».
|
|
7 |
Интерактивная игра «Знатоки природы».
|
|
химия |
8 |
Викторина «Химия в космосе» |
10 |
Викторина «Химия в разных науках» |
|
физика |
7 |
Изготовление и запуск воздушных шаров и воздушных змеев |
Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления |
||
Презентации «Из истории воздухоплавания» |
||
8 |
Музейно-выставочный центр «Самара космическая» |
|
9-11 |
Инженерное соревнование. « Освоение космического пространства человеком» |
|
9-11 |
Участие во всероссийском конкурсе «Русский космос» |
|
10 |
Радиолинейка «Стартуем в космос»
|
|
11 |
Экскурсия в аэрокосмический университет (профориентация) |
|
литература |
7 |
Сочинения, посвящённые космическим открытиям, первому полёту человека в космос, освоению космического пространства. |
Английский язык |
9 |
Урок «Экспедиция на Марс» |
Изобразительное искусство |
4-7 |
Выставка рисунков, посвящённая освоению космического пространства |
7 |
Раскрашивание воздушных шаров и змеев |
|
Газета «Перспектива» |
7-9 |
Заметки о прошедшей неделе |
Затем в этих группах они соединили звёзды между собой линиями. Так появились на древних картах звёздного неба созвездия, иногда похожие на людей, зверей или сказочных чудовищ. Позже мудрецы придумали карты звёздного неба, с помощью которых мореплаватели и путешественники совершали свои экспедиции. Всего на небе 88 созвездий. Они делятся на три группы: созвездия Северного полушария (их 29), созвездия Южного полушария (их 47) и зодиакальные созвездия (их 12). В наших широтах можно вести наблюдения за созвездиями Северного полушария.
Посмотрите на апрельское ночное небо.
Какие созвездия мы видим сегодня на небосклоне?
Слайд №1.
Какие из созвездий вам знакомы и вы можете отыскать их на ночном небе?
Трудно? Вы, ребята, можете научиться различать созвездия в небе, что довольно легко. И в этом нам поможет карта созвездий Северного полушария, которую мы сегодня с вами составим.
Начинать надо всегда с Большой Медведицы. Нос этого воображаемого зверя находится в конце ручки ковша из семи звёзд (сам ковш лежит на спине Большой Медведицы как седло).
3. Выполнение практической работы.
Приступим к изготовлению карты.
Выполнение практической работы сопровождается демонстрацией слайдов и сообщениями учащихся (за урок ученики успевают построить и рассказать о 8-9 созвездиях, поэтому построение некоторых созвездий необходимо выполнить заранее, включив детям эти построения в домашнее задание).
Построение созвездий выполняется на отдельных листах. За единичный отрезок принимают 2 клетки.
Слайд № 2- 24
Созвездие Большая Медведица
А(1;1), В(0,8; 1,7), С(1,7;2,2), D(2,1;1,7), E(2,8;1,8), F(3,4;1,7), К (4;2,2)
Созвездие Малая Медведица
А(2;0,2), В(2,4; 0,6), С(3;0,7), D(3,2;1,1), E(3,2;1,7), F(3,7;1,7), L (3,7;1)
Соединить точки L и D.
Созвездие Лев
А(7,6;0,7), В(8,2; 0,6), С(8,6;1,2), D(8,6;1,7), E(8;2,5), F(10,4;2,8), K(11,5; 3,1), L (10,5; 2,4)
Соединить точки L и D.
Созвездие Близнецы
А(4,1;1,3), В(0,8;1,7), С(1,7;2,2), D(6,7; 2,4), Е(5,4;1,3), F(5;0,7)
Соединить точки F и А.
Созвездие Малая Медведица
А(2;0,2), В(2,4; 0,6), С(3;0,7), D(3,2;1,1), E(3,2;1,7), F(3,7;1,7), L (3,7;1)
Соединить точки L и D.
Созвездие Телец
А(1,5;3), С(1,6;1), D(1,7;0,5), E(1,8;0,3), F(2,1;0,6), К (2,2;0,8), В(2,8;2,8)
Соединить точки В и С
Созвездие Орион
А(0,6;2), В(0,5;3,7), С(1,6;3,6), D(2,9;4), E(3,4;3,2), F(3;2,7), К(1,8;2,7), L(1,6;2,4), М(1,7;3,2)
Соединить точки L и А, С,М и К
Созвездие Возничий
А(0;0), В(0;1,7), С(1;1,8), D(1,3; 0,8), Е(0,8;0,3)
Соединить точки Е и А
Созвездие Персей
А(0,8;0,4), В(1;1), С(1,5;1,3), D(2,5;1,6), E(3;1,4), F(3,6;1,4), К(4,2;1,5), L(2,4;0,5)
Соединить точки Е и L
Созвездие Кассиопея
А(0;2,5), В(0,3;1,8), С(0,7;2), D(0,8;1,3), E(1,4;1,5)
Созвездие Цефей
А(0;2), В(1,3;2), С(2,1;1,4), D(1,5;0,4), E(0,5;1)
Соединить точки Е и А
Созвездие Треугольник
А(8,3;1,3), В(9;1,5), С(9,8;0,8)
Созвездие Ящерица
А(0,3;0,6), В(0,6;1), С(0,8;1,5), D(0,8;2), E(0,9;2,5), F(1;3), К(1,5;3,2)
После выполнения задания каждая группа аккуратно прикрепляет своё созвездие на общей карте.
4. Подведение итогов урока
Каждая группа учащихся получает оценку.
Учащиеся класса дают оценку урока.
Ребята, понравился ли вам наш урок и ваша работа на уроке? Выберите или скажите свой вариант оценки урока и вашей работы:
· Мне было легко
· Оценка урока – 5(4,3,2)
· Мне было интересно
· Я - молодец
· Наша группа – лучшая
· Я много узнал нового для себя
И закончить наш урок я хотела бы строчками из стихотворения В.Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
«На земле
огней – до неба…
В синем небе
звёзд-
до чёрта.
Если б я
поэтом не был,
я бы
стал бы
звездочётом».
Мне было с вами сегодня интересно, и я узнала много нового из ваших сообщений, поэтому и вам спасибо за новые знания.
Понятие «космонавт» наиболее
распространено в странах, которые раньше входили в состав СССР. В других
государствах употреблялось слово «астронавт». Обозначение «астронавт» является
не совсем верным, поскольку астронавт в дословном переводе означает
«звездоплаватель», а наши технологии еще не позволяют спокойно покорять
космические пространства. Именно поэтому понятие «астронавт» является наиболее
актуальным для научной фантастики, нежели для обозначения людей, которые на
данном этапе времени осуществляют управление космическими аппаратами на
достаточно коротких дистанциях полета.
Анализируя международные статистические данные о космических полетах, можно
сделать вывод, что на начало 2015 года можно насчитать 538 космонавтов, которые
осуществили вывод космических аппаратов в Космос. Среди всех космонавтов в
космических экспедициях участвовали 56 женщин. В настоящее время только 35
государств имеют своих космонавтов, которые побывали на околоземной орбите.
Большинство людей считает, что профессия космонавта непосредственно связана с
новыми космическими открытиями и возможностью полюбоваться невообразимыми
красотами межпланетного пространства. Но это все не так просто, поскольку
подготовка будущего космонавта предусматривает прохождение огромного количества
обучающих тестов. Кроме того, кандидат обязан обладать огромной массой знаний в
различных отраслях. Одних знаний недостаточно, для того чтобы стать
космонавтом. Каждый космонавт обладает отличным здоровьем как физическим, так и
психологическим, что позволяет профессионально осуществлять работу в
космическом пространстве. Также необходимо пройти много обучающих тренировок по
управлению космическими аппаратами и их ремонту.
Космонавтов готовят для выполнения специальных исследований или тестов во время
полета. А это требует дополнительного времени на обучение. Для подготовки
космонавта для выполнения определенной космической программы уходит в среднем
от 6 до 12 лет. Достаточно большой срок обучения позволяет человеку
подвергаться большим психофизическим нагрузкам в достаточно суровых условиях
космического пространства.
После прохождения всего обучения непосредственно перед космическим полетом
космонавты обязаны пройти такие тренировки и исследования, как:
Даже по прохождении всех отборов и тестов космонавтов ждет достаточно сложный и непривычный быт, который значительно отличается от земных условий. Даже обычное приготовление пищи в космических условиях значительно отличается от земных за счет невесомости и других факторов проживания при полете или на орбитальных станциях. Понятно, что Гагарину во время его полета не нужна была пища, поскольку весь полет занял меньше двух часов. С увеличением продолжительности полетов космонавтов начали снабжать пищей, причем она была представлена самыми разнообразными блюдами с разной калорийностью, что позволяло космонавтам получать все необходимые элементы. Во времена СССР космонавты имели в своем рационе даже борщ, который, как и другие продукты, был упакован в тюбики. В настоящее время космонавты не пользуются тюбиками, а используют нормальные вакуумированные продукты, которые практически полностью обезвожены для снижения массы при транспортировке.
Кроме продуктов питания,
космонавты при длительной работе на орбитальных станциях также снабжаются
наборами сменного белья. Не стоит думать, что космонавты постоянно находятся в
скафандрах. Хотя первые полеты космонавтов так и проходили в неудобных
скафандрах. При долгосрочном пребывании на орбитальных станциях они могут быть
в обычных футболках, штанах и носках. Каждый космонавт имеет сменное белье для
соблюдения гигиенических норм.
Кроме еды и сна, на орбите космонавты постоянно проводят физические упражнения
для поддержания мышц в тонусе. Также они имеют возможность общаться с близкими
и проводить видеоуроки и эксперименты для детей. Кроме созерцания космических
небосклонов, они скрашивают свой досуг игрой в шахматы или ведением дневников.
Многим известно, что прежде чем
отправить человека в Космос на ракете, были проделаны пуски космических
аппаратов с животными на борту. Наиболее известными, конечно же, являются две
собаки с кличками Белка и Стрелка, но и они не первыми посетили космические
просторы. Первым животным, которое посетило Космос, стала собака по кличке
Лайка. Она была отправлена на советской ракете еще в 1957 году, но из-за
несовершенства космической техники тех лет умерла через 7 часов после пуска
ракеты с Земли.
Самым известным на весь мир космонавтом, конечно же, является Юрий Гагарин.
Этого человека поистине можно считать основоположником космонавтики и
астронавтики всех стран мира. Во-первых, за счет того, что до него никому не
удавалось побывать в космическом пространстве и вернуться на Землю. Несмотря на
то что его полет длился чуть больше 100 минут, но это самые важные сто минут в
истории космонавтики.
Достижением отечественных
космонавтов был первый полет женщины в Космос, который осуществила мужественная
женщина Валентина Терешкова. Несомненно, после нее летали и другие
женщины-космонавты, но она проделала свой полет в одиночку, а все остальные
летавшие в Космос женщины были с экспедициями.
Как ни странно, но впервые в открытый Космос вышел также космонавт из СССР, это
был А. Леонов. Первый в мире выход человека в Космос из космического корабля с
применением скафандра продлился 12 минут. Даже недолгосрочное пребывание
космонавта за пределами корабля привело к разбуханию не совсем совершенного
скафандра, что могло привести к его гибели. Но все же данный опыт прошел
достаточно успешно.
Говоря о космонавтах мира, нельзя не упомянуть о достижениях американского
космонавта Нила Армстронга, который впервые ступил на поверхность Луны. Первая
высадка американцев продлилась около двух часов, после чего они смогли
вернуться на Землю.
Космическим рекордсменом является еще один наш соотечественник, а именно
Анатолий Соловьев, который осуществил самое большое количество выходов в
открытое космическое пространство. Всего он произвел 16 выходов, в сумме всех
выходов космонавт пробыл в открытом Космосе в скафандре порядка 78 часов. А на
борту космических аппаратов космонавт пробыл больше чем 1,5 года.
Как ни странно, но самым молодым космонавтом является 25-летний космонавт из
СССР, это легендарный Герман Титов. Достижения Титова на этом не
заканчиваются, поскольку он был вторым человеком в Космосе и первым, кто пробыл
в Космосе более суток подряд.
Самым пожилым человеком в Космосе стал американский космонавт Джон Глен, он
осуществил космический полет в возрасте 77 лет. Также этого человека можно
считать рекордсменом за самый долгий промежуток между полетами в Космос,
который составил 36 лет от первого полета.
Больше всего времени на спутнике нашей планеты пробыли космонавты американской
экспедиции в составе аппарата Apollo 17. Данная высадка космонавтов длилась
почти сутки. Это была последняя экспедиция, в которой человек ступал на лунную
поверхность.
Что касается всем известного
космического туризма, то он впервые был осуществлен американским миллионером по
имени Деннис Тито. Полет первого туриста был осуществлен в 2001 году. Этот год
можно считать открытием космического туризма землян. Перед этим полетом были
полеты журналистов для съемки космического пространства, но их полет был проспонсирован
телевизионной компанией.
Интересным фактом является и то, что настолько развитая страна, как
Великобритания, имеет только одного космонавта. Этим космонавтом стала женщина
по имени Хелена Шармен.
В истории космонавтики существует
еще интересный факт бракосочетания в Космосе. Свадьба состоялась в начале
2000-х, брачующимися были российский космонавт и американка. Причем жених
пребывал на борту МКС, а невеста – на Земле в центре НАСА. При этом они могли
видеть друг друга через мониторы, кроме того, кольца им тоже пришлось надевать
самостоятельно.
III командный Cоревновательный этап
1) Представление команд
2) Космические ребусы
3) зарядка космонавта (придумать и показать комплекс упражнений для космонавта )
4) космический словарь (поочерёдно называть слова, связанные с космосом)
5) викторина о космосе
https://www.youtube.com/watch?v=mB9FbGhVXlw
6) напишите послание для жителей других галактик (желательно использовать несколько видов письменной передачи информации)
7) кроссворд о космосе
По горизонтали:
1. Межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем телами.
4. Гигантская система из звёздных скоплений.
6. Средство передвижение космонавтов.
9. Центр Солнечной системы.
10. Небесное тело, вращающееся по орбите.
По вертикали:
2. Твёрдое тело небесного происхождения, упавшее на поверхность Земли.
3. Тело Солнечной системы, имеющее вид туманных объектов.
5. Первый в мире человек, побывавший в Космосе.
7. Спутник земли.
8. Путь небесного тела в пространстве.
11. Светящийся газовый шар.
12. Углубление в поверхности планет.
III этап. Подведение итогов игры
IV этап. Домашнее задание (изготовление модели самолёта с предварительным просмотром обучающего видео) http://www.newart.ru/video/letatelny_apparat.htm
Инженерное соревнование
«Покорение космического пространства»
(для учащихся старших классов)
Учитель физики МБОУ гимназии «Перспектива» г.о. Самара Ассоциированной школы Юнеско Кузнецова А.В.
Космос - уникальное, необъятное пространство. Вот уже на протяжении 55-ти лет человечество активно осваивает космическое пространство, мечтая познать все его тайны. Сегодня, 18 марта, 2016 года, в гимназии «Перспектива» прошли инженерные соревнования, посвящённые 55-ти летней годовщине полёта человека в космос. В рамках данного конкурса участникам предстояло состязаться в умении конструировать объекты инженерной направленности и способности применять свои знания физики на практике.
Задания, над выполнением которых работали участники, были объединены темой освоения человеком космоса. Конкурсанты соревновались в двух категориях «Самарский Марс» и «Примарсение». Перед началом соревнований в номинации «Примарсение» её конкурсантам было показано видео, в котором было рассказано о проблеме примарсения, с которой столкнулись конструкторы марсохода «Кьюриосити» и о способах ее решения, которые были предложены опытными специалистами. У участников была возможность попробовать себя в качестве инженеров и соорудить из ограниченного набора материалов конструкцию, которая позволила справиться с задачей конструкторов марсохода, но только в более меньших масштабах. Участникам соревнования необходимо было спустить на Марс (т.е. в нашем случае на 1 этаж гимназии) марсоход. Мы вместо марсохода использовали сырое яйцо. Обязательное условие спуска - отсутствие повреждений. Запуск осуществлялся с третьего этажа гимназии. Победитель определялся по сумме баллов выставленной компетентным жюри, но главным критерием являлась точность приземления марсохода. Во втором конкурсе «Самарский Марс» участники сооружали «Марсианские телебашни» для ВГТРК «Самара», которые, мы верим, благодаря стремительному прогрессу в комических разработках нашей области и России в целом, в скором будущем смогут осуществлять теле-радио вещание с четвертой от Солнца планеты. Победителем в данной номинации стала команда, которая с помощью ограниченного количества ресурсов, применив креативный подход к решению задачи, смогла возвести самую высокую телевышку. Целью данного мероприятия, было привлечение внимания школьников к проблемам освоения космоса и популяризация инженерных специальностей. Мы стремились в реальных условиях, выполняя конкретную задачу, показать ученикам взаимосвязь школьных знаний физики с реальными проектами в сфере космоса и науки.
Следует напомнить, что космонавтика в целом родилась вследствие военно-политического противостояния СССР и США, но космонавтика нажна науке – она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днём всё более расширяется сфера прикладного использования космонавтики.
Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология – это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди – электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне. И многое – многое другое.
Верим, что наши достижения в космосе получат дальнейшее развитие в новых идеях. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству!
«Примарсение»
Цель: Изготовить летательное устройство с определённой степенью точности.
Задачи:
1. Узнать и проверить экспериментально какие факторы влияют на точность приземления.
2. Выбрать наиболее оптимальную конструкцию
3. Изготовить макет летательного устройства
4. Испытать изготовленное устройство.
План мероприятия.
1. Показ видео «Посадка марсохода «Кьюриосити»: 7 минут ужаса.
http://www.popmech.ru/technologies/232261-posadka-marsokhoda-kyuriositi-7-minut-uzhasa/
2. Постановка задачи:
Изготовить летательное устройство для спуска яйца с третьего этажа гимназии на первый в заданную зону (она будет отмечена) без повреждений.
3. Защита командами своих проектов.
4. Испытание изготовленных устройств.
5. Оценка жюри результатов по предложенным формулам в двух номинациях:
· Точность приземления;
· Строитель небоскрёба.
ФОРМУЛА ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ
Q= (Д+ФО+ИР+У+Р+ДП)/Р(20+ДП)
Расшифровка:
Д- дизайн
ФО- физическое обоснование
ИР- инженерное решение
У- уникальность
Р- расстояние, на котором яйцо находится от точки приземления (в условных единицах)
ДП- штрафные очки за дополнительные материалы
Оценка критерий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
ФО |
Приведены физические расчеты для величин, необходимых для прогнозирования результата запуска. |
||||||
Д |
Дизайн, внешний вид конструкции. |
|
|||||
ИР |
Отсутствие лишних элементов. Обоснованность использования каждого технического решения. |
|
|||||
У |
Уникальность решения. |
|
|||||
Команда № _______
Оценка критерий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
ФО |
Приведены физические расчеты для величин, необходимых для прогнозирования результата запуска. |
||||||
Д |
Дизайн, внешний вид конструкции. |
|
|||||
ИР |
Отсутствие лишних элементов. Обоснованность использования каждого технического решения. |
|
|||||
У |
Уникальность решения. |
|
|||||
Оценка критерий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
||
ФО |
|
|
|
|
|
|
||
Д |
|
|
|
|
|
|
||
ИР |
|
|
|
|
|
|||
У |
|
|
|
|
|
|
||
«Самарский Марс»
Цель: сконструировать сооружение с самым высоким отношением высоты сооружения к его диаметру.
Задачи:
5. Узнать и проверить экспериментально какие факторы влияют на высоту сооружения
6. Выбрать наиболее оптимальную конструкцию
7. Изготовить макет сооружения
8. Рассчитать коэффициент устойчивости
План мероприятия:
1. Рассказ о том, что такое небоскрёбы (видео с сайта www.lektorium.tv)
2. С использованием информации, полученной из видео соревнование в постройке небоскрёбов (время работы команд- 1 час)
3. Презентация командами проектов. Расчёт для каждой команды коэффициента устойчивости по формуле: , где h-высота сооружения, а d-диаметр основания.
4. Награждение победителей
Содержание соревнования:
Команды из 2-х и 3-х человек за ограниченное количество времени, имея определённые материалы в неограниченном количестве, должны сконструировать сооружение с вычислением коэффициента устойчивости.
Внеклассное мероприятие в 5-х классах
«Земля во Вселенной»
Учитель географии МБОУ гимназии «Перспектива» г.о. Самара Ассоциированной школы Юнеско Писчасова Е.Д.
Форма мероприятия- конкурсная игра между командами 5-х классов .Каждая команда состоит из 6 человек во главе с капитаном ,который координирует работу команды. Команда заранее выбирает себе название на тему «Вселенная».
o Цель мероприятия : формирование у учащихся целостной системы картины мира, развитие познавательного интереса к изучению космоса .
o развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
o формирование познавательного интереса к предмету через расширение кругозора обучающихся;
· Развивающие: развивать географическое и логическое мышление.
· Воспитательные: расширять кругозор, воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, поддержки.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: обучающиеся должны
o давать определения понятиям: галактика, вселенная, звезда, планета и т.д
o смогут сравнивать объекты
o определять объекты по их описанию.
Метапредметные:
o познавательные:
§ анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать,
§ делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения;
o регулятивные:
§ определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
§ выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе
§ планировать деятельность в учебной ситуации
§ оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
o коммуникативные:
§ излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
§ понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
§ создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
§ осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
§ организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
§ преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Личностные:
·
Аргументированно
оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в
т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие и
нравственные ценности
· Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Игра состоит из нескольких этапов ,результаты каждого этапа игры фиксируются на доске в таблице.
Ход игры.
Звучит музыка группы «Спейс». Учитель объясняет правила игры.
1 этап «Разминка»
Каждой команде учитель задает 5 вопросов. Дети быстро отвечают. За каждый правильный ответ-1 балл.
Вопросы 1 команде.
1.Сколько звезд в Солнечной системе.
2.Кто первым из ученых использовал телескоп.
3.Самая большая планета земной группы.
4.Как называется космическое тело, которое падает на Землю.
5.Что такое звездная система, гигантское скопление звезд.
Вопросы 2 команде.
1.Как называется световая вспышка в атмосфере Земли при сгорании небесных тел.
2.Какой ученый Средневековья считал, что Вселенная бесконечна и не может иметь единого центра. Солнце лишь центр Солнечной системы.
3.Самая большая планета Солнечной системы.
4.Назовите части кометы.
5.Как называется участок звездного неба.
Вопросы 3 команде.
1.У каких планет Солнечной системы нет спутников.
2.Какой древний ученый высказывал мысль, что Земля вращается вокруг Солнца.
3.Самая маленькая планета земной группы.
4.К какой группе звезд относится Солнце.
5.У какой планеты самое крупное и яркое кольцо.
2 этап. «Ты мне - я тебе»
Каждая команда подготовила к игре домашнее задание. Придумала по одному вопросу по теме «Вселенная» двум другим командам. Команды задают по очереди вопросы друг другу. За каждый правильный ответ – 1 балл.
3 этап. «Мозговой штурм».
Каждой команде даются одинаковые задания «Какие утверждения верны». 30 утверждений ,над которыми команды работаю сообща 5 минут. За каждый правильный ответ-1 балл.
Итак, да или нет?
1.Птолемей создал модель Вселенной ,в центре которой поместил Солнце.
2.Аристарх Самосский высказал предположение, что центром Вселенной является Солнце.
3.Вселенная –это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.
4.Предположение о том, что Земля имеет форму шара ,первым высказал древнегреческий ученый Пифагор.
5.Н.Коперник доказал правильность системы мира , предложенную Птолемеем.
6.Н.Коперник создал новую модель Вселенной , в центре которой поместил Солнце.
7.Открытия, сделанные Джордано Бруно с помощью телескопа , доказали правильность системы мира Н.Коперника.
8.Марс-планета земной группы.
9.Ближайшая к Солнцу планета –Венера.
10.Только Земля имеет спутник.
12.Уран относится к планетам земной группы.
13.Среди планет-гигантов только у Сатурна имеется кольцо.
14.Самая большая планета Солнечной системы –Юпитер.
15.Самая маленькая планета Солнечной системы- Меркурий.
16.Самая удаленная планета от Солнца- Плутон.
17.Планеты-гиганты состоят преимущественно из газов и лишены твердых поверхностей.
18.Астероиды- это удаленные на огромные расстояния звезды.
19.Комета- это световое явление, возникающее при вхождении небесного тела в атмосферу .
20.Метеор- упавшее на Землю космическое тело.
21.Солнце- это звезда.
22.Планета- это относительно холодное небесное тело.
23.Звезды –это небесные тела, которые светят отраженным светом.
24.Ближайшая к Земле звезда-Солнце.
25.Созвездие - это участок звездного неба
26.Млечный путь-это скопление газов в атмосфере.
27.Галактика это гигантское скопление звезд, звездная система.
28.Световой год-это расстояние, которое свет проходит за один год.
29.Все галактики одинаковы по форме и размерам.
30.Галактики образуют скопления.
Подводится предварительный итог игры.
4 этап. «Найди ошибку».
Каждая команда получает задание , в котором в тексте есть ошибки. Задача команды- найти эти ошибки и исправить их. Всем трем командам в тексте указаны по 7 ошибок.
Задание 1 команде.
Школьник рассказывает другу.
Представляешь, оказывается наше Солнце –красный гигант. Свет от Солнца до Земли идет целый год. Ближайшая к Солнцу планета-Плутон. А самая большая- Юпитер. Среди планет земной группы самая большая планета-Марс. У Марса совсем нет спутников. Зато у Венеры их целых два. Все планеты земной группы вращаются вокруг своей оси как Земля- за 24 часа полный оборот.
Задание 2 команде.
Школьник рассказывает другу.
Вчера на уроке я узнал, что в нашей Солнечной системе есть планеты-гиганты. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Самая большая из них- Уран. Назван в честь бога неба. У всех планет-гигантов есть много спутников., только у Сатурна нет. У планет-гигантов нет атмосферы. Оказывается эти планеты очень медленно вращаются вокруг своей оси , медленнее Земли. Поверхность этих планет твердая . Есть даже горы. Температура на Юпитере достигает +500 градусов Цельсия.
Задание 3 команде.
Встретились 2 друга. Один другому рассказывает.
Представляешь, мы изучаем Вселенную. Оказывается , в нашей Солнечной системе одна звезда и 8 планет. Самая близкая к Солнцу Венера. На ней есть вулкан Олимп высотой 27 км. На Венере совсем нет атмосферы и нет спутников. Температура на Венере как на Земле; до +40 градусов. Очень много кратеров. Год на Венере длиннее, чем на Земле, а сутки такие же-24 часа.
5 этап «Заключительный».
Каждой команде дается одинаковое задание- дать характеристику планеты Венера ( можно дать любую другую планету Солнечной системы) по плану.
1.Удаленность от Солнца.
2. Размеры
3. Атмосфера.
4.Поверхность планеты.
5.Спутники.
6. Сутки, год.
Ребята вместе работают над заданием, сдают работу учителю, который быстро проверяет и оценивает работу в баллах.
Итоги игры.
Так как на всех этапах количество баллов записывалось на доске, результат очевиден. Подсчитывается общее количество баллов и подводятся итоги.
Кроме этого, каждая команда называет учеников, наиболее активных в игре.
Писчасова Е.Д., учитель географии
Сочинения учащихся 7 «в» класса, учитель МБОУ гимназии «Перспектива» Ассоциированной школы ЮНЕСКО Калашникова А.В.
Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии «Перспектива» г.о. Самара Ассоциированной школы Юнеско Калашникова А.В.
Космос задаёт вопросы
В своем сочинение о космосе я хотел бы поднять такие вопросы: надо ли осваивать космос? кому принадлежит космос? каковы перспективы освоения космоса?
Я считаю, что космос осваивать нужно, потому что наша планета все больше загрязняется под воздействием деятельности человека, истощаются ее ресурсы, загрязняется воздух, которым дышат люди и другие жизненный формы. И в будущем, возможно, планета прекратит быть годной для жизни и нам потребуется место, куда можно будет улететь с этой планеты, чтобы жизнь не остановилась. Я думаю, что освоение космоса должно стать главной задачей для всего человечества. Если это не главная задача, то нам надо меньше загрязнять природу Земли, но мне кажется, что человечеству это будет сделать тяжелее, чем освоить космос.
Следующий не менее важный вопрос: кому принадлежит космос? Я думаю, что в будущем, если космос будет освоен и будут найдены другие планеты, на которых возможна жизнь, то люди непременно зададутся вопросом: чей же все-таки космос? Я считаю, что неправильно: ведь космос в будущем может стать спасением человека, а из-за долгих споров о том, кому принадлежит та или иная часть космоса, люди могут попросту развязать войну во Вселенной. Надо использовать космос во благо человечества, но никак не присваивать его. Поэтому, с моей точки зрения, космос, как Антарктида, не должен принадлежать ни одному государству.
И наконец, по моему мнению, самый интересный вопрос: каковы перспективы освоения космоса? С учетом того, как быстро развивается наука, создавая различный технические машины и приборы (самолеты, корабли, подводные лодки, различные гаджеты, с помощью которых можно связываться друг с другом из различных точек земного шара, ракеты) , я думаю, перспективы хорошие. По поводу последнего изобретения мне хотелось бы порассуждать особо. В области ракетостроения люди преуспели не так много. Часто происходят катастрофы, которые уносят жизни космонавтов. Все страны соперничают друг с другом, а особенно Америка с Россией. Если бы люди объединились, то космос, как мне кажется, был уже давно весь освоен. Но так все страны делают для космоса все сами и не хотят раскрывать секреты свих изобретений друг другу, освоение космоса затянется, а нахождение и освоение планет с жизнью, как на Земле, я думаю, случится нескоро.
Космос — это мечта человечества. Людям всегда хотелось там побывать и после грандиозного события, которое случилось в 1961 году, когда обычный советский парень Юрий Гагарин покорил космос и вернулся домой живым, у человечества появилась надежда, что каждый сможет принять участие в освоении космоса. Эта надежда есть и у людей 21 века!
Жегулов Евгений, 7 В класс.
Человечество сможет покинуть Землю?
Недавно моей подруге в школе задали очень интересное задание: сделать планету из солнечной системы. Подруга выбрала Меркурий и попросила меня помочь разукрасить его. Когда мы это делали, я рассуждала о космосе и солнечной системе.
Что же такое космос? Космос - это понятие пространства, предполагающее бесконечность. Когда- то мне казалось, что невозможно исследовать бесконечность, но позже я поняла, что ученые уже стараются освоить его и что будущее, которое казалось таким далеким, уже совсем близко. По поверхности Марса уже «ходят» марсоходы и представляют нашему вниманию достоверные снимки Марса. На Луне ездят луноходы, это помогает нам отследить движение Земли.
Но для осуществления новых исследований нужны годы и новейшие технологии для освоения орбит, изобретения скафандров, с помощью которых можно преодолеть гравитацию, холод и даже радиацию. Также нужно измерять расстояние, чтобы определить примерное количество продуктов жизнеобеспечения (для живых существ) и ракетного топлива на полет к планете. Это все очень сложно, но, я думаю, результат оправдает усилия инженеров и рабочих.
Вселенная - это и красота, и опасность. Никто не знает, рады ли нам будут в космосе. Но все же Вселенная красива своей бесконечностью. Ну а как же молчание, которое в космосе окружает повсюду? Я не знаю, можно ли это отнести к красоте или к опасности. Каждый из нас согласится, что это страшно, когда не с кем поделиться мыслями, переживаниями, но ведь иногда так хочется побыть одному, чтобы никто не трогал, чтобы о тебе забыли хотя бы на минуточку, но не больше, чтобы не чувствовать себя одинокими. Одиночество убивает. Убивает ли Вселенная?
Заглянем в далекое будущее… Представьте себе, что давным- давно была исследована планета, например Юпитер, и все люди теперь живут на ней. Но что же станет с нашей Землей? Смогут ли люди справиться с двумя планетами, когда со своей родной Землей, на которой мы столько лет живем, до сих пор справиться не можем? Нужна ли нам еще одна планета для разрушения? Или люди научатся не разрушать? Скорее всего люди начнут делить это космическое пространство, но зачем?
Но все же, что станет с Землей, если мы «перелетим» на другую планету? Все зарастет травой, так как человек уже не помешает растениям спокойно жить, но нельзя того же сказать о домашних животных. Без помощи человека у них есть два варианта: первый- это сдаться природе и будь что будет, а второй-это одичать и бороться за жизнь с планетой. Еще поскольку никто не контролирует сброс воды на гидроэлектростанциях, то рано или поздно возникнет ситуация, при которой крупный паводок прорвет каскад плотин мощным гидравлическим ударом. Вокруг хранилищ химических веществ возникнет своя жизнь… возможно, некоторые из выброшенных нами веществ наконец-то будут поглощены природой. И это только начало!
После этого подумайте, надо ли нам осваивать новые планеты и космос в целом. Что же на чет моего мнения, я считаю, что покидать планету, на которой жили наши предки, - это просто безрассудство.
Зиганшина Екатерина, 7В класс
Если космос освоят, какая там будет жизнь?
Известно, что освоение космоса началось в давние времена. Пока жизнь обнаружена только на планете Земля. А что если жизнь существует еще где- то?
Мне кажется, что люди не раз задумывались над этим вопросом. Многие кинематографисты снимали и продолжают снимать фильмы об уже «освоенном» космосе. Например, фильм «Звездные Войны», любимый миллионами зрителей. В нем описывается жизнь на других планетах. В этом фильме космос уже давно освоен человеком. Помимо людей в нем представлены существа и животные, пока неизвестные науке. Также хочу отметить, что в космосе, который описывается в фильме, гораздо больше планет, чем известно сейчас нам.
Мне очень бы хотелось, чтобы изучение космоса проходило быстрее. Возможно, появятся новые профессии, но какие - пока можно только предполагать. Думаю, что после освоения других планет появятся новые фабрики, заводы. Чтобы не загрязнять нашу планету, можно построить завод по переработке мусора на какой-нибудь удаленной планете, где нет жизни. Я думаю, что на других планетах есть полезные ископаемые, в которых мы нуждаемся, возможно, есть и такие породы, которые пока нам неизвестны. На некоторых планетах можно организовать огромные зоопарки и музеи, парки и заповедники. В заповедниках можно поместить редкие растения и животные. В зоопарки можно устраивать групповые поездки с классом, семьей или с друзьями, чтобы посмотреть диковинных животных.
Мне бы очень хотелось побывать на других планетах, полетать на космических кораблях, сделать интересные открытия. Возможно, так и будет, когда я вырасту.
Кривенкова Маргарита, 7 В класс.
Литература:
1.Щербакова, Т.Н. Метапредметная неделя, посвящённая празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. [Электронный ресурс],-
http://mou1sch.narod.ru/document/statja_metapredmetnye_nedeli.pdf, -
статья в интернете.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.