Роль
домашнего задания в процессе обучения сложно переоценить. Будет ли студент
регулярно и качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм
проверки, которые выбирает преподаватель. Проверка выполнения студентами
домашнего задания - важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная
система не налажена, роль самостоятельной домашней работы студента практически
обесценивается. Выйти к доске и рассказать выученный конспект – многим
студентам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой
причине у них отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание?
Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у студентов, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.
Предлагаю вниманию педагогов несколько интересных идей.
Дискуссия
Для ее проведения группу необходимо разбить на микрогруппы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из студентов или преподавателю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы студентов, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Преподаватель предлагает студентам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные студенты, а на самые сложные из них - преподаватель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.
Тематический кроссворд
Многие студенты увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание,
преподавателю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его студентам. Особенно интересны интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всей группой.
Неожиданные вопросы
Задача преподавателя - сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если студент добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ
Студентам предлагается выслушать ответ одногруппника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания можно предложить студентам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса преподаватель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению теоретических знаний.
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится на экран проектора. Студенты сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки.
Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного студента остальные обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем преподаватель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы студентов по теме. Такой прием повышает не только активность студентов, но и эффективность проверки домашнего задания.
«Блиц - опрос по цепочке»
Первый студент ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего студента. Время на ответ - несколько секунд. Преподаватель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен.
«Верю - не верю»
Каждый вопрос преподавателя начинается словами : «Верите ли вы, что…» Студенты должны согласиться с этим утверждением или нет.
«Да-нет»
Это универсальная игра, которая всем очень нравится. Преподаватель загадывает что-либо. Студенты пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы преподаватель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. Главное в этом приеме - научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать преподавателя бесчисленным количеством вопросов.
«Диктант для «шпиона»
Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Группа поделена на 3-4 команды. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть . Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других).
«Карандашные пометки на полях»
(«Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнение, сделанные студентом дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает преподавателю быстро увидеть проблемы каждого студента. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.
«Найди ошибку»
Преподаватель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, даются неверные толкования событий и процессов. Преподаватель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.
Так же существуют творческие домашние задания.
Классификация творческих домашних заданий
По содержанию |
По виду деятельности |
По уровню оформления |
Вопросник |
Индивидуальная |
Рабочая (в тетради, «с
листа»…).
|
«Пинг-понг»
К доске выходят 2 студента и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.
«Снежный ком»
Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово – предложение – вопрос - ответ.
Вариант 1. Преподаватель показывает на студента и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого студента и говорит: «Предложение!». Второй студент составляет предложение с этим словом. Третий студент предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
Вариант 2. Каждый студент добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.
Игра «Рисуем ответ»
Преподавателю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые студенты смогут быстро и просто нарисовать. Студенты должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
Игра «Похлопаем-потопаем»
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача студентов – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ногами. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение.
Командная игра «Что и почему?»
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме. Одна команда задает вопросы другой и наоборот.
Игра «Семицветик»
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью. (вместо цветка можно использовать любой образ)
КГУ «КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
(рекомендации молодым преподавателям)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.