Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
19.06.2019
Данная методическая разработка раскрывает значение сенсорного развития в познавательном в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. Раскрывает методику и формы работы с детьми трех-летнего возраста. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
77939_vospitanie sensornoy kultury (2).docx
Особенности воспитания сенсорной культуры детей
раннего возраста
Пырова Е.А.
МБДОУ «Детский сад № 24 «Звёздочка»
воспитатель
И конечно,
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства
музыкой,
живописью, скульптурой.
даже без
каждый ребенок,
целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение
происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно
нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на
помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с
первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных
видов деятельности, формирования различных способностей, готовности
ребенка к школьному обучению.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и
систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в
процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и
формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме,
цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной
культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики (от лат. sensus
— ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими
ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент
умственного развития.
Для полноценного развития восприятия необходимо научить ребенка
обследовать предметы и различать их свойства, уметь определять отношение
выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для
этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы.
Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя
не остановиться на понятии «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств
предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов
спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы
— геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая
система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на
глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуко
высотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во
вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий,
кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место
узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и
тяжелые запахи и т. п.
В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые,
осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить
образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если
образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении
ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого
достаточно произнести соответствующее словоназвание.
Приступая к работе над темой «Сенсорное развитие детей раннего
возраста» я поставила перед собой цель:
Упорядочить хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром, сформировать представления о сенсорных
эталонах, владея которыми ребёнок сможет увереннее участвовать в учебном
процессе.
В связи с этим решались задачи:
• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в
ходе предметно – игровой деятельности;
• формировать у детей умение ориентироваться в различных свойствах
предметов (форма, цвет, величина, структура поверхности и др.);
• изучить и разработать методическое сопровождение к непосредственно
организованной образовательной деятельности;
• воспитывать первичные волевые качества в процессе овладения
целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться,
стремиться к получению результата и т. д.);
• информировать и активно вовлекать родителей к организации игр и
упражнений в семье и детском саду.
Сенсорное воспитание предполагает,
организацию предметно развивающей среды.
прежде всего,
правильную
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт
широкого эмоциональнопрактического взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей,
зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким
образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело,
занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской
литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного
продвижения каждого ребёнка.
Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они
отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию
окружающего мира. Много места, как правило, отводится естественному
природному и различному бросовому материалу. При создании предметно
развивающей среды, важно подобрать те игрушки и материалы, которые
предназначены для детей младшего возраста. Это различные пирамидки;
предметы вкладыши (матрёшки, кубы, коробочки, шары и др., дощечки с
плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с
отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник); объёмные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич);
шнуровки, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с
закручивающимися крышками и др. ; шумящие коробочки, звоночки;
предметные картинки с изображением больших и маленьких животных,
предметов мебели, посуды, одежды и др.
Игрушки должны быть правильно подобранны чистых цветов, чёткой,
несложной формы, разных размеров. Они должны быть выполнены из
разнообразных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов. Хорошо,
если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, познавать
характер поверхности.
Также с целью формирования сенсорных эталонов у детей эффективными
оказались дидактические игры и упражнения, созданные автором: «Собери
цветы в вазы», «Спрячь кружки на дорожку», «Зелёные и красные
круги», «Радуга», «Чудо паровоз», «Домики для геометрических
фигур», «Фигурка – заплатка», «Составь портрет колобка», «Оформи
пейзаж вокруг домика зайчика», «Собери картинку по частям»,
панно «Чудесная погода».
Для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития были
панно «Девочка
поляну
сюжетное
лучики», «Укрась
солнышку
изготовлены
модница», «Прикрепи к
цветами», «Домик с дверью».
дидактические игры:
Детей привлекло красочность этих игрушек, забавность действий с ними.
Играя, дети приобрели умение действовать на основе различия формы,
величины, цвета предметов, овладели разнообразными новыми движениями,
действиями.
В современной системе сенсорного воспитания определённое место
отводится НООД, в которых используется интегрированный подход в
обучении.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей
раннего возраста у них оказываются сформированными умения и
навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие
признаки предмета;
группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету,
величине при выборе из 4х;
соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе
из 4х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т. п.);
узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,
имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. д.);
активно используют "опредмеченные" слованазвания для обозначения
формы (крыша, мяч);
начинают активно пользоваться общепринятыми словаминазваниями
цвета.
На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование
умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать
Период раннего детства
внимание на повторяемость игрзанятий.
характеризуется необычайно быстрыми темпами развития,
и к
каждому возрастному периоду необходимо подходить дифференцированно.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься
по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет
развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.
Хорошо развитая способность восприятия необходима современному
человеку, и её нужно развивать, начиная с самого рождения.
Приложение
«Девочка модница» «Домик с дверью» Панно «Чудесная погода». «Радуга»
Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Методические рекомендации "Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.