Методические рекомендации педагогу дополнительного образования по составлению плана воспитательной работы

  • Документация
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • Таблицы эксель
  • docx
  • 27.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические рекомендации Планирование воспитательной работы.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА» Методические рекомендации педагогу дополнительного образования по составлению плана воспитательной работыВВЕДЕНИЕ В соответствии с Законом Оренбургской области от 22 октября 2015 года N 3378/948­V­ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области" В   январе   2016   года   Министерство   Образования   Оренбургской   области опубликовало   приказ  от   29   января   2016   года   N   01­21/177  об   утверждении критериев   оценки   эффективности   педагогических   работников   организаций дополнительного образования. Одним   из   критериев   эффективности   деятельности   педагогов дополнительного   образования   это   наличие   у   педагога   плана   воспитательной деятельности   с   обучающимися   детского   объединения,   включая   работу   с родителями (законными представителями). Перечислю некоторые критерии эффективности и показатели оценок: 1. Исполнительская   дисциплина    это   своевременная   подготовка отчетной   документации;   отсутствие   замечаний   по   ведению   педагогической документации.   2.             Эффективность воспитательной компоненты    ­ наличие у педагога плана   воспитательной   деятельности   с   обучающимися   детского   объединения, включая   работу   с   родителями   (законными   представителями);   организация   и проведение   массовых   мероприятий   (расширение   географии   охвата   и   рост количественных показателей). 3. Достижения   обучающихся    с   учетом   контингента,   где   доля обучающихся,   принявших   участие   в   конкурсных   мероприятиях   различного уровня (не менее 20%).   4.             Уровень   удовлетворенности   населения    (детей   и   их   законных представителей)   качеством   предоставляемых   образовательных   услуг, определяемый с участием органов государственно­общественного управления (свыше 90%). 5.               Реализация    дополнительных   общеобразовательных   программ, направленных на:  выявление и развитие одаренных детей;работу   с   детьми   с   особыми   потребностями   в   образовании   (дети­ инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети­сироты, дети­ мигранты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.); профессиональную ориентацию обучающихся.   Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом объединении должна быть воспитательная работа, следовательно, в число обязательных документов педагога дополнительного образования входит «План воспитательной работы в объединении». При планировании воспитательной работы необходимо опираться на опыт различных педагогов, учреждений дополнительного образования, но учитывать при   этом   особенности   своей   образовательной   программы,   целевые   установки своей организации и социокультурных условий региона (местности). План воспитательной  работы – это документ педагога  дополнительного образования,   в   котором   прописан   перечень   мероприятий   с   обучающимися, взаимодействия с родителями, объединениями и организациями. Опыт   показывает,  что   лучше,  когда   педагог   имеет   перспективный   план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями в учреждении и возможными указаниями со стороны администрации Центра детского творчества «Радуга». Общие требования к составлению плана воспитательной работы  Цель  деятельности   ЦДТ   ориентирована   на   выполнение   национального воспитательного   идеала   ­   формирование  высоконравственного,   творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего  ответственность   за настоящее и  будущее  своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В   целях   обеспечения   гармоничного   развития   личности   каждого обучающегося,   отбирая   содержание,  педагог   должен   включить   в   план   разные виды деятельности.  Приступая   к   составлению   плана,   необходимо   учитывать   следующие источники планирования: документы   нормативно­правового   характера   федерального,    регионального и муниципального уровней; план воспитательной работы Центра «Радуга», план Совета Лидеров, материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе,  передовой опыт образовательных учреждений,  возможности родителей, общественных организаций, воспитательный   потенциал   социального   окружения,   предприятий, культурных учреждений, календарь   образовательных   событий   на   учебный   год, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, события, факты, связанные с текущими событиями города, страны, события,  даты,  связанные   с  жизнью   и   деятельностью   выдающихся традиции учреждения дополнительного образования, предложения педагогов, обучающихся, родителей.   людей,          Рекомендуется   провести   диагностические   срезы   с   целью   выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения обучающихся между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям. Таким   образом,   подготовка   к   составлению   плана   воспитательной   работы сводится к сбору информации об обучающихся и их родителях. План воспитательной работы должен отвечать требованиям:    целеустремленность и конкретность образовательных задач; краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей и их родителей;   работы;   преемственность, систематичность и последовательность; сочетание   перспективности   и   актуальности   намеченных   видов единство педагогического руководства и активности воспитанников; реальность,   учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей учащихся, уровня их подготовленности; связь работы в объединении с работой вне Центра; согласованность   плана   с   деятельностью   Центра,   с   планом   Совета Лидеров и детских общественных организаций; гибкость и вариативность планирования. План воспитательной работы имеет следующие разделы: 1. 2. 3. Нормативные документы  Анализ воспитательной работы  Пояснительная записка     4. Проблема воспитательной работы объединения Источники планирования Цели, задачи Основные направления воспитательной работы Статистические данные (состав обучающихся, социальный паспорт). План­сетка по направлениям Программы развития воспитательной  компоненты:            5. 6. Гражданско­патриотическое Нравственное и духовное воспитание Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Интеллектуальное воспитание Здоровьесберегающее воспитание Социокультурное и медиакультурное воспитание Культуротворческое и эстетическое воспитание Правовое воспитание и культура безопасности Воспитание семейных ценностей Формирование коммуникативной культуры Экологическое воспитание. Работа с высокомотивированными и одаренными детьми Работа с родителями (родительские собрания, конференции,  родительский университет) План на каникулы. Сотрудничество в социуме (непосредственно с какими  7. 8. сотрудничаете) 9. Карта результативности  10. Программа мониторинга 11. Общие выводы и предложения 1. Структура и содержание плана воспитательной работы  Титульный  лист  (Приложение   1).  Полное   название   учреждения, согласовано с методистом, название объединения, Ф.И.О. педагога, категория, учебный год.  2. 3. 4.   Нормативные документы (Приложение 2) Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год Пояснительная записка проблема воспитательной работы Центра источники планирования  цели   и   задачи   объединения   на   учебный   год,  указываются воспитательные задачи Радуги в целом, цель и задачи воспитательной работы в объединении. основные   направления   воспитательной   работы,  перечисляются направления воспитательной компоненты подходящие для вашего объединения. статистические данные состав обучающихся и социальный паспорт  эти сведения целесообразно представить в форме таблицы Пол ж м Кол­ во обуч­ ся Год обуче ния 1 2 3 4 Итого Состав обучающихся Таблица 1 Класс Образовательное учреждение №3 №4 Гим назия №6 №7 №8 №10 Социальный паспорт Таблица 2 а л о к Ш с с а л К я а н т е д о г о н М я а н л о п е Н ы т о р и с   и т е Д е ы м е а к е п О ы д и л а в н и ­ и т е Д З В О   с   и т е Д е ы н н е ч е п с е б о о л а М У Ш В   а н   е т е ч у   а н   т я о т с о С Н Д П   в   е т е ч у   а н   т я о т с о С     П З и Н Д К   в   е т е ч у   а н   т я о т с о С   и м я и в о л с у и м ы н т я и р п о г а л б е н   о н ь л а р о М в е ц н е л е с р е п     , в е ц н е ж е б й е м е с   и т е Д   я и н е д е в о п о г о н т н а и в е д и т е Д   е и н е н и д е ъ б О г о г а д е П я с о г е щ ю а ч у б о   . . О И Ф . п / п №   1 Указывается количество мальчиков и девочек в объединении, состав по школам   и   классам,   общее   количество   семей:   неполных,   многодетных, малообеспеченных и т.д.5. План­сетка   воспитательной   работы   по   направлениям Программы развития воспитательной компоненты на учебный год  В план воспитательной работы включаются:  массовые   мероприятия   учебного   характера   (к   ним   относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.);  массовые   мероприятия   воспитательно­развивающего   характера (тематические праздники, клубные дни, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники, юбилейные мероприятия и др.); тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья; мероприятия,   направленные   на   профессиональное   воспитание    (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.); мероприятия,   направленные   на   социальное   воспитание   (беседы   о здоровье,   о   взаимоотношениях   с   другими   людьми,   толерантности,   трудовые десанты и т.д.). План воспитательных мероприятий Таблица 3 Направление ВК Название мероприятия Форма проведения Дата Количество участников Примеча ния № п/п 1 2 6. Работа с высокомотивированными и одаренными детьми  Диагностики выявления одаренности ребенка:  Анкета «мотивация деятельности обучающихся на занятии» (авторы П.И. третьяков, Т.И. Шамова, модифицированный вариант); Опросник креативности (автор Д.Л. Джонсон); Опросник «Потенциальные возможности ребенка» для родителей и   педагогов (автор Ф. Татл, Л. Бекер);  Сверч);  Анкета «Как распознать одаренность» (авторы: Л.Г. Кузнецова, Л.П. Методика   оценки   общей   одаренности   для   педагогов   и   родителей (автор А.И. Савенков). По результатам анкетирования внести одаренных детей в таблицуСписок высокомотивированных и одаренных детей в банк одаренных ЦДТ «Радуга» Таблица 4 Ф.И.О. Дата рождения Школа Класс Участие и результативность одаренных детей Ф.И.О. Дата Название мероприятия Результат Таблица 5 № 1 2 № 7. Работа с родителями  Планирование и организация работы с родителями на учебный год включая родительские собрания, конференции, университеты заносятся в таблицу Дата План воспитательной работы Количество участников Тематика Таблица 6 Примечания Совместные мероприятия с родителями Индивидуальные встречи с родителями Родительские собрания Родительские конференции Родительский университет 8. Работа в каникулярное времяНазвание мероприятия Дата проведения Таблица 7 Количество участников Каникулярный период Осенние Зимние Весенние 9. Взаимодействие в социуме Совместные мероприятия с организациями и учреждениями Дата Учреждение Название мероприятия Форма взаимодействия Количество участников Таблица 8 Совместные мероприятия с другими объединениями № Дата Название мероприятия Детское объединение Количество участников Таблица 9 № Дата Название акции Количество участников Примечание Участие в акциях Таблица 10 № дата Название Экскурсии Таблица 11 Количество участников Примечание 10. Карта результативности обучающихся  Результативность обучающихся муниципальный уровень Таблица 12а т а Д я и т я и р п о р е м   е и н а в з а Н я и н е д е в о р п о т с е М   е и н е н и д е ъ б О а к и н т с а ч у   . . И Ф т с а р з о В т а т ь л у з е Р ь л е т и д о в о к у Р е и н е л в а р п а Н Таблица 13 Результат межрегиональный уровень областной уровень всероссийский уровень международный уровень 11. Программа мониторинга воспитательного процесса: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название диагностики Выявление уровня педагогической культуры родителей Дата проведения февраль Анкетирование родителей по определению апрель имиджа учреждения Удовлетворенность родителей качеством апрель­май образовательных услуг Уровень воспитанности обучающихся май (методика Н.П. Капустина) Опросник креативности  (автор Д.Л. Джонсон) февраль­март Опросник «Потенциальные возможности февраль­март ребенка» для родителей и педагогов  (автор Ф. Татл, Л. Бекер) Анкета «Как распознать одаренность» (авторы: Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч) Методика оценки общей одаренности для педагогов и родителей  (автор А.И. Савенков) февраль­март февраль­март Анкета «Уровень мотивации деятельности октябрь обучающихся на занятии»  (авторы: П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, модифицированный вариант) 12. Методическая копилка  В   методическую   копилку   включаются   различные   материалы   для проведения мероприятий с участием родителей.№ Название методической продукции Форма, вид продукции Дата проведения Примечание Таблица 14 13. Общие выводы и предложения Необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Назовите цели и задачи воспитательной работы в этом учебном году. Были  ли   они  решены?  Если   да,  назовите   положительные  моменты.  Если   нет, назовите   причины.   Какие   проблемы   существуют   в   работе   по   созданию коллектива объединения? Укажите, какие направления в работе с детьми были особенно удачными. 2. Дайте   оценку   активности   родителей   в   жизнедеятельности объединения. Какую помощь родители оказали в воспитательной деятельности (спонсорская помощь, совместные часы отдыха, выставки, концерты)? Назовите самых активных родителей. 3. Анализ   уровня   воспитанности   объединения   (совместно   с психологом).  4. 5. 6. Главное достижение объединения за прошедший год. Приоритетные направления воспитательной работы в новом году Цели на следующий учебный год.Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Радуга» Приложение 1 СОГЛАСОВАНО: Методист МАУДО ЦДТ «Радуга» ______________ Л.В.Арсланова «____» ________________ 2019 г. План воспитательной работы детского объединения «Страна рукоделия» на 2019­2020 учебный год Руководитель: Ф.И.О., педагог дополнительного образования категорияг. Гай, 2019 г. Приложение 2  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 26 июля 2019 Нормативно­правовая база года N 232­ФЗ (с изменениями на 26 июля 2019 года)  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996­р. О стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года;   Указ   Президента   РФ   от   29.05.2017   №   240   «Об   объявлении   в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018­2027 годы»  Государственная   программа   патриотического   воспитания   граждан Российской   Федерации   на   2016­2020   годы   (утверждена   постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);  Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03­296 «Об организации внеурочной   деятельности   при   введении   федерального   государственного образовательного стандарта общего образования»;  Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 06­1260 «О Методических рекомендациях   по   вопросам   взаимодействия   учреждений   общего, дополнительного   и   профессионального   образования   по   формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»;  Письмо   Минобрнауки   России   от   13.05.2013   №   ИР­352/09   «О направлении   Программы   развития   воспитательной   компоненты   в общеобразовательных учреждениях»;  Письмо   Минобрнауки   России   от   12.07.2013   №   09­879   «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации   Программы   развития   воспитательной   компоненты   в общеобразовательной школе».  Письмо   Минобрнауки   РФ   от   11.12.2015г.   «Методические рекомендации   по   разработке   и   оформлению   дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». Региональные акты и документы  Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506­V­ОЗ «Об образовании   в   Оренбургской   области»   (принят   постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2013№ 1698).  Постановление   Правительства   Оренбургской   области   от   28   июня 2013 г. № 553­пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы   образования   Оренбургской   области»   на   2014­2020   годы»   (в   ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737­ пп). Закон Оренбургской области от 22 октября 2015 года N 3378/948­ V­ОЗ  «О   внесении   изменений   в   Закон   Оренбургской   области  «Об   оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области».  Приказ  от   29   января   2016   года   N   01­21/177  «Об   утверждении критериев   оценки   эффективности   педагогических   работников   организаций дополнительного образования».