Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Оценка 4.7

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
12.02.2019
Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы педагога-психолога. Целенаправленное четкое планирование помогает избежать многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и определить конкретные пути решения поставленных психолого-педагогических задач. Предназначение плана − упорядочить психолого-педагогическую деятельность. В самом общем представлении план - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий её порядок, объём, временные границы.
Методические рекомендации.docx
МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ  ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРЫНЫ «ЧАЙКА» БАЛАБАҚШАСЫ Методические рекомендации  «Планирование деятельности педагога­психолога  дошкольной организации» Составила                                                               Педагог­психолог  Ивашина Е.И.  Калкаман ауылы 2017 ж по планированию работы педагога­психолога дошкольной организации Методические рекомендации  Планирование в значительной мере предопределяет результаты и  эффективность работы педагога­психолога. Целенаправленное четкое  планирование помогает избежать многих ошибок. Обоснованный план  позволяет наметить общие перспективы психолого­педагогического  сопровождения учебно­воспитательного процесса и определить конкретные  пути решения поставленных психолого­педагогических задач. Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к  административному требованию, а процесс планирования ограничивается  рамками составления и написания плана. При таком подходе план,  несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в  деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой  деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта  деятельность планируется. Предназначение плана − упорядочить психолого­педагогическую  деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность  процесса психолого­педагогического сопровождения, а также  преемственность результатов. В самом общем представлении план  это  документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности,  определяющий её порядок, объём, временные границы. План выполняет  следующие функции:  направляющую, определяющую;  прогнозирующую;  координирующую, организаторскую, т.е. показывает, какими  средствами деятельность организуется и кто является её субъектом и  объектом; а также указывает на порядок деятельности, её взаимосвязь с другими видами, определяет ее место, время, исполнителей;  контрольную: контроль реализации поставленных целей;  репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток  времени можно восстановить содержание и объем выполненной работы. При грамотной организации планирования план становится не  формальной  бумагой, а документом, доказывающим системный подход к  организации психолого­педагогического сопровождения образовательного  процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к  своему рабочему документу, который нужен, чтобы действовать не хаотично,  а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями  к психолого­педагогическому сопровождению образовательного процесса в  ОУ. План должен соответствовать ряду требований.  1. План является целенаправленным, то есть планируемое содержание, и  формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. 2. План является комплексным, предполагающим разнообразие содержания и  форм работы. 3. План является конкретным и целесообразным, учитывающим особенности  ученического и педагогического коллектива. 4. План является реальным для выполнения. Этапы планирования работы педагога­психолога: 1. Составление проекта плана (его контуров). 2. Коллективное планирование. Апробация, корректировка, проверка  замыслов, сбор предложений, идей  родителей, педагогов, администрации.   Поскольку педагог­психолог  входит в состав психолого­социально­ педагогической службы ДО, является членом методического совета,  необходимо обсудить  планируемые мероприятия с методистом,  воспитателями, другими педагогами­специалистами.  При планировании  работы необходимо учесть такие мероприятия, как заседания педагогических  советов, заседания школы молодого педагога, родительские собрания и др. 3. Внесение корректив в проект плана с учетом результатов коллективного  планирования. 4. Окончательное оформление плана работы. Педагог­психолог ДО осуществляет планирование своей деятельности  на основе перспективного плана работы образовательного учреждения, с  учетом приоритетных направлений, исходя из запроса администрации своего  учреждения, должностных обязанностей и объема нагрузки.  Таким образом, при планировании работы по психолого­ педагогическому сопровождению образовательного процесса необходимо  учитывать:  материалы, советы и рекомендации в психолого­педагогической и  методической литературе  по психолого­педагогическому  сопровождению образовательного процесса в ДО; воспитательные и педагогические задачи образовательного учреждения;   предложения администрации ДО, педагогов, родителей;  результаты работы за предшествующий период и выводы, полученные в  ходе анализа этой работы;  модель деятельности. Под моделью деятельности педагога­психолога в ДО понимается  последовательность организационных форм работы педагога­психолога (с  педагогами, родителями и воспитанниками), обеспечивающая психолого­ педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в ДО и  координацию усилий всех участников образовательного процесса. Принято выделять следующие функции педагога­психолога:  информационную, профилактическую,  диагностическую, просветительскую,   коррекционную. Эти функции могут по­разному сочетаться в рамках тех или иных  моделей деятельности педагога­психолога в образовательном учреждении. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически  ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по  отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности  психолога. Модель определяется не только и не столько квалификацией  психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации  специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны,  запросом и позицией администрации — с другой. В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы  педагога­психолога. I модель:  педагог ­ психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации. Позиция психолога — это позиция «стороннего»  специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка, основная функция —  консультативная (информативная и диспетчерская). II модель: позиция педагога ­ психолога — «фасилитатор» («тот, кто  облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса.  К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики  воспитанников различного возраста по запросам администрации  образовательного учреждения, посещение занятий по просьбе педагогов с  целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При  высокой квалификации психолог становится главным участников  педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости.  Основные функции педагога­психолога — диагностическая и  консультативная. Данные модели предназначены для образовательных учреждений, не  реализующих экспериментальные или инновационные образовательные  программы и имеющих в штатном расписании одну ставку педагога­ психолога. Деятельность психолога организуется, прежде всего, по запросу и  на основании плана, утвержденного администрацией. Центральным  направлением является работа с детьми, имеющими психологические  трудности в обучении и развитии. Психолог занят работой в ее самых простых формах и преимущественно ориентирован на работу с теми, кому трудно  удержаться в рамках общих  требований. Важным направлением работы  психолога в рамках данных моделей является диспетчерская деятельность.  Психолог должен хорошо представлять себе, к какому специалисту  необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой  специалист имеется. III модель: позиция педагога ­ психолога — «активное включение»,  основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая.  Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих  семинаров и тренингов. При высокой квалификации педагог ­ психолог на  групповых занятиях с детьми  формирует у них соответствующие их возрасту  социальные умения, рассматривает проблемы,  дает им средства,  позволяющие успешно справляться с проблемами. Ставит задачи изменения стереотипов поведения, способов и форм организации коммуникации  педагогов и воспитанников на эффективные и конструктивные.  IV модель: позиция педагога ­ психолога — «ведущий». Модель  включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических  сотрудников и администрации ДО в целях обеспечения комплексного  сопровождения образовательного процесса. Функции психолога —  диагностическая, коррекционная, профилактическая и просветительская.  Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами  профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на  профессиональное сознание  в направлении формирования целостной  педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его  реализации в конкретных технологиях), а также психологического  сопровождения образовательных процессов. При высокой степени  квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится  проводником идей трансформации всех отношений,  идеи уважения чести и  достоинства каждого,  развитие личности каждого. V модель: позиция педагога ­ психолога — «исследователь». Объектом  исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в  соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников  образовательного процесса в создание условий для его развития. Функции  психолога — диагностическая, профилактическая, организационно­ просветительская. Различные типы практико­ориентированных исследований.  Объектом исследования является целостный учебно­воспитательный процесс. Введение нового стандарта  образования изменяет всю образовательную  ситуацию в образовательном учреждении, определяя точное место формам и  видам приложения психологических знаний в содержании и организации  образовательной среды дошкольного учрежения, что делает обязательной  конкретной и измеримой деятельность педагога­психолога как незаменимого  участника образовательного процесса. В соответствии с приоритетными задачами в области образования,  выделяются следующие основные направления психолого­педагогического  сопровождения в образовательных учреждениях: 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья. 2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. 3. Развитие экологической культуры. 4. Выявление и поддержка одаренных детей. 5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными  потребностями. 6. Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения  детей. 7. Мониторинг возможностей и способностей воспитанников. 8 Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие универсальных учебных действий у воспитанников Формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и  включают: Профилактику – предупреждение возникновения явлений  дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций  педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах  воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей.  Диагностику индивидуальная и групповая (скрининг) ­  выявление  наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического  состояния воспитанников, влияющих на процесс обучения. Составление  индивидуального образовательного маршрута ­ комплексная работа  специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению  прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных  особенностей,  а также организация условий для реализации индивидуального  маршрута развития. Консультирование (индивидуальное и групповое) ­ оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и  действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.  Развивающую работу (индивидуальная и групповая) ­ формирование  потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в  деятельности и общении. Коррекционную работу (индивидуальная и групповая) ­ организацию  работы, прежде всего, с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении,  поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.  Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых ­  формирование потребности в психологических знаниях, желания  использовать их в интересах собственного развития; создание условий для  полноценного личностного развития и самоопределения  воспитанников на  каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении  возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов  образовательного учреждения).  Работая с группами, отдельными воспитанниками по новым  образовательным стандартам, психолог планирует свою деятельность исходя  из основной типовой программы воспитания и обучения, которая  является основным документом дошкольной организации. Сформированность основных образовательных компетентностей  дошкольников определяется на этапе завершения подготовки к обучению  в  начальной школе. Обеспечение психолого­педагогической готовности к  обучению в школе предполагает решение следующих основных задач: 1. Выявление возрастных особенностей, форм, предпосылок к учебной  деятельности 2. Выделение условий и факторов развития компетенций  в  образовательном процессе и составление психолого­педагогических  рекомендаций по их развитию. 3. Проведение групповой работы по формированию готовности к  обучению в школе. 4. Мониторинг развития компетентностей на различных этапах  дошкольного  образования. Все направления психологического сопровождения в    ДО должны  отражаться в годовом плане, статистическом и аналитическом отчетах  педагога­психолога. Формы планов могут быть разнообразны: текстовыми, графическими, в  Виды и структура планов виде плана сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными,  удобными в пользовании и отражать перспективы и развитие системы  психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса в ДО В годовом плане работы педагога­психолога необходимо:  четко сформулировать цели (желаемый результат);   задачи (конкретно проверяемый результат); технологии решения поставленных задач (как будут решаться  поставленные задачи); содержание мероприятий; сроки выполнения;    определить категорию участников. План педагога­психолога обсуждается, согласуется с методистом ДО,  утверждается и заверяется руководителем ДО Перспективный план может строиться как по направлениям  деятельности педагога­психолога, так и быть тематическим.  Ниже приведены различные формы годового плана работы. Годовой (перспективный) план­сетка педагога­психолога ОУ (форма 1) Сентябрь 2.09­6.09 9.09­13.09 16.09­20.09 23.09­27.09 Направ ление  деятель ности и т с о н г а и д о х и с П а т о б а р я а к с е ч     я а щ ю а в и в з а р ­ о н н о и ц к е р р о К а т о б а р е о к с е ч и г о л о х и с П е и н а в о р и т ь л у с н о к     и а к и т к а л и ф о р п   я а к с е ч и г о л о х и с П е и н е щ   я а е в н с т о р р е п п с к Э ь т с о н ь л е т я е д ­ о н н о и ц а з и н а г р О я а к с е ч и д о т е м а т о б а р Годовой (перспективный) план ­график работы педагога­психолога на  учебный год (форма 2) Сентябрь 1 неделя 2.09­7.09 2 неделя  9.09­14.09 3 неделя 16.09­21.09 4 неделя 23.09­28.09 1неделя 30.09­4.10 2 неделя 7.10­11.10 Октябрь 3 неделя 14.10.­18.10 4 неделя 21.10­25.10 5 неделя 28.10­31.10/1.11 Годовой (перспективный) план работы педагога­психолога ДО  № Форма, название мероприятия (форма 3) Категория участников  Сроки проведения Форма отчетности Психологическая диагностика Психологическая просвещение и профилактика Коррекционная / развивающая деятельность Консультирование Экспертная участие в психолого­медико­педагогических консилиумах, комиссиях, административных  совещаниях по принятию каких­либо решений, требующих психологического разъяснения  ситуации, посещение и анализ уроков занятий Организационно­методическая работа анализ и планирование деятельности; учеба на курсах повышения квалификации; анализ научной, методической литературы для подбора диагностического инструментария,  разработки развивающих и коррекционных программ; участие в работе методических семинаров, научно­практических конференций; участие в работе методических объединений; оформление кабинета.         Примерный годовой план работы педагога­психолога дошкольной организации № Название Раздел  1. Психодиагностическая работа 1.1 Стартовая диагностика  и особенности  процесса адаптации  1.2. Диагностика  сформированности  на  конец года 1.3 Диагностика в рамках  индивидуальной и  групповой коррекционно­ развивающей работы Система оценки  достижения  планируемых  результатов Система оценки  достижения  планируемых  результатов Программа  коррекционной  работы 1. Коррекционно­развивающая работа 2.1 Развитие личностных и  коммуникативных  качеств 2.2 Развитие  познавательных  мыслительных  процессов 2.3 Коррекционная работа с  учащимися с признаками  дезадаптации Программа  формирования  универсальных  учебных действий  Программа  формирования  начал учебной  деятельности Программа  коррекционной  работы 2. Психологическое консультирование 3.1 Консультирование  учителей: 1.Информирование по  Сроки проведения Категория Форма отчетности Октябрь­ ноябрь  Воспитанники  ДО Аналитическая  справка Апрель Воспитанник и ДО Аналитическая  справка В течение  года Воспитанник и ДО Аналитическая  справка В течение  года В течение  года В течение  года В течение  года  Воспитанник и старших и  подготовител ьных групп Воспитанник и старших и  подготовител ьных групп Воспитанник и Журнал  учета видов работы  раздел «Групповая  работа» Журнал учета видов  работы раздел  «Групповая работа» Журнал учета видов  работы разделы  групповой и  индивидуальной  работы  Воспитатели Журнал консультаций результатам диагностики, предоставление  рекомендаций. 2. Составление  индивидуального  образовательного  маршрута (совместно с  другими специалистами  ПМПК).  3. Предоставление  заключений для   портфолио. 4. Ведение протоколов  мониторинга   5.Составление  характеристик Программа  коррекционной  работы В течение  года Воспитатели Апрель Система оценки  достижения  планируемых  результатов № Название Раздел  3.2 По результатам  диагностики и запросам  других участников  воспитательно­ образовательного  процесса Сроки проведения В течение  года Категория Форма отчетности Журнал консультаций Родители,  педагоги,  воспитанники 3. Психологическая профилактика и Просвещение Папка выступлений  Родители: воспитаннико в  подготовител ьных групп Все педагоги  ДО Журнал  «Организационно­ методическая работа» Журнал учета видов  работы раздел  «Групповая работа» Сентябрь В течение  года В течение  года В течение  года Воспитанник и ДО Накопительная папка  конспектов занятий 3.1 Работа с родителями  (родительское собрание,  семейная гостиная,  круглый стол, вечер  вопросов и ответов,  тренинг и др.) 1.Проблемы адаптации   первоклассника. 2.Повышение  психологической  культуры и грамотности  родителей в сфере воспитания  3.2 Работа с педагогами:  1. Выступления на  педсоветах, на МО  ДО,  на семинарах. 2.Трениги развития  личностных компетенций педагога. 3.3 Работа с воспитанниками (занятия, беседы и др.): 1.Формирование ЗОЖ. 2. Формирование  духовно­нравственного  развития. Программа  формирования  культуры  здорового и  безопасного образа жизни Программа  духовно­ нравственного  развития и  воспитания Программа  формирования  культуры  здорового и  безопасного образа жизни Программа  формирования  духовно­ нравственного  развития и  воспитания 1. Экспертная деятельность 3.1 Экспертиза  ­ образовательной среды; ­ программ воспитания и  обучения;  ­ профессиональной  деятельности педагогов  В течение  года Все педагоги Журнал учета видов  работы раздел  «Экспертная работа» На основе перспективного годового плана работы готовится план  работы на месяц (квартал педагога­психолога __________________________ План работы № Название мероприятия на сентябрь  (форма 5) Дата Форма проведения проведения Категория участников Форма отчетности Используемая литература: При подготовке методических рекомендаций  был использованы материал Битяновой М., Бегловой Т. «Модели  деятельности психолога в образовательном учреждении».

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении

Методические рекомендации  Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019