Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
12.02.2019
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы педагога-психолога. Целенаправленное четкое планирование помогает избежать многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и определить конкретные пути решения поставленных психолого-педагогических задач. Предназначение плана − упорядочить психолого-педагогическую деятельность. В самом общем представлении план - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий её порядок, объём, временные границы.
Методические рекомендации.docx
МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРЫНЫ
«ЧАЙКА» БАЛАБАҚШАСЫ
Методические рекомендации
«Планирование деятельности педагогапсихолога
дошкольной организации»
Составила
Педагогпсихолог
Ивашина Е.И.
Калкаман ауылы
2017 ж по планированию работы педагогапсихолога дошкольной организации
Методические рекомендации
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и
эффективность работы педагогапсихолога. Целенаправленное четкое
планирование помогает избежать многих ошибок. Обоснованный план
позволяет наметить общие перспективы психологопедагогического
сопровождения учебновоспитательного процесса и определить конкретные
пути решения поставленных психологопедагогических задач.
Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к
административному требованию, а процесс планирования ограничивается
рамками составления и написания плана. При таком подходе план,
несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в
деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой
деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта
деятельность планируется.
Предназначение плана − упорядочить психологопедагогическую
деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность
процесса психологопедагогического сопровождения, а также
преемственность результатов. В самом общем представлении план это
документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности,
определяющий её порядок, объём, временные границы. План выполняет
следующие функции:
направляющую, определяющую;
прогнозирующую;
координирующую, организаторскую, т.е. показывает, какими
средствами деятельность организуется и кто является её субъектом и
объектом; а также указывает на порядок деятельности, её взаимосвязь с
другими видами, определяет ее место, время, исполнителей;
контрольную: контроль реализации поставленных целей;
репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток
времени можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
При грамотной организации планирования план становится не
формальной бумагой, а документом, доказывающим системный подход к
организации психологопедагогического сопровождения образовательного
процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к
своему рабочему документу, который нужен, чтобы действовать не хаотично,
а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями
к психологопедагогическому сопровождению образовательного процесса в
ОУ.
План должен соответствовать ряду требований.
1. План является целенаправленным, то есть планируемое содержание, и
формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. 2. План является комплексным, предполагающим разнообразие содержания и
форм работы.
3. План является конкретным и целесообразным, учитывающим особенности
ученического и педагогического коллектива.
4. План является реальным для выполнения.
Этапы планирования работы педагогапсихолога:
1. Составление проекта плана (его контуров).
2. Коллективное планирование. Апробация, корректировка, проверка
замыслов, сбор предложений, идей родителей, педагогов, администрации.
Поскольку педагогпсихолог входит в состав психологосоциально
педагогической службы ДО, является членом методического совета,
необходимо обсудить планируемые мероприятия с методистом,
воспитателями, другими педагогамиспециалистами. При планировании
работы необходимо учесть такие мероприятия, как заседания педагогических
советов, заседания школы молодого педагога, родительские собрания и др.
3. Внесение корректив в проект плана с учетом результатов коллективного
планирования.
4. Окончательное оформление плана работы.
Педагогпсихолог ДО осуществляет планирование своей деятельности
на основе перспективного плана работы образовательного учреждения, с
учетом приоритетных направлений, исходя из запроса администрации своего
учреждения, должностных обязанностей и объема нагрузки.
Таким образом, при планировании работы по психолого
педагогическому сопровождению образовательного процесса необходимо
учитывать:
материалы, советы и рекомендации в психологопедагогической и
методической литературе по психологопедагогическому
сопровождению образовательного процесса в ДО;
воспитательные и педагогические задачи образовательного учреждения;
предложения администрации ДО, педагогов, родителей;
результаты работы за предшествующий период и выводы, полученные в
ходе анализа этой работы;
модель деятельности.
Под моделью деятельности педагогапсихолога в ДО понимается
последовательность организационных форм работы педагогапсихолога (с
педагогами, родителями и воспитанниками), обеспечивающая психолого
педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в ДО и
координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Принято выделять следующие функции педагогапсихолога:
информационную, профилактическую, диагностическую, просветительскую,
коррекционную.
Эти функции могут поразному сочетаться в рамках тех или иных
моделей деятельности педагогапсихолога в образовательном учреждении. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически
ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по
отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности
психолога. Модель определяется не только и не столько квалификацией
психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации
специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны,
запросом и позицией администрации — с другой.
В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы
педагогапсихолога.
I модель: педагог психолог работает на «территории» своего кабинета
и ведет консультации. Позиция психолога — это позиция «стороннего»
специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка, основная функция —
консультативная (информативная и диспетчерская).
II модель: позиция педагога психолога — «фасилитатор» («тот, кто
облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса. К
предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики
воспитанников различного возраста по запросам администрации
образовательного учреждения, посещение занятий по просьбе педагогов с
целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При
высокой квалификации психолог становится главным участников
педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости.
Основные функции педагогапсихолога — диагностическая и
консультативная.
Данные модели предназначены для образовательных учреждений, не
реализующих экспериментальные или инновационные образовательные
программы и имеющих в штатном расписании одну ставку педагога
психолога. Деятельность психолога организуется, прежде всего, по запросу и
на основании плана, утвержденного администрацией. Центральным
направлением является работа с детьми, имеющими психологические
трудности в обучении и развитии. Психолог занят работой в ее самых простых
формах и преимущественно ориентирован на работу с теми, кому трудно
удержаться в рамках общих требований. Важным направлением работы
психолога в рамках данных моделей является диспетчерская деятельность.
Психолог должен хорошо представлять себе, к какому специалисту
необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой
специалист имеется.
III модель: позиция педагога психолога — «активное включение»,
основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая.
Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих
семинаров и тренингов. При высокой квалификации педагог психолог на
групповых занятиях с детьми формирует у них соответствующие их возрасту
социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства,
позволяющие успешно справляться с проблемами. Ставит задачи изменения стереотипов поведения, способов и форм организации коммуникации
педагогов и воспитанников на эффективные и конструктивные.
IV модель: позиция педагога психолога — «ведущий». Модель
включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических
сотрудников и администрации ДО в целях обеспечения комплексного
сопровождения образовательного процесса. Функции психолога —
диагностическая, коррекционная, профилактическая и просветительская.
Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами
профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на
профессиональное сознание в направлении формирования целостной
педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его
реализации в конкретных технологиях), а также психологического
сопровождения образовательных процессов. При высокой степени
квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится
проводником идей трансформации всех отношений, идеи уважения чести и
достоинства каждого, развитие личности каждого.
V модель: позиция педагога психолога — «исследователь». Объектом
исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в
соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников
образовательного процесса в создание условий для его развития. Функции
психолога — диагностическая, профилактическая, организационно
просветительская. Различные типы практикоориентированных исследований.
Объектом исследования является целостный учебновоспитательный процесс.
Введение нового стандарта образования изменяет всю образовательную
ситуацию в образовательном учреждении, определяя точное место формам и
видам приложения психологических знаний в содержании и организации
образовательной среды дошкольного учрежения, что делает обязательной
конкретной и измеримой деятельность педагогапсихолога как незаменимого
участника образовательного процесса.
В соответствии с приоритетными задачами в области образования,
выделяются следующие основные направления психологопедагогического
сопровождения в образовательных учреждениях:
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.
2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
3. Развитие экологической культуры.
4. Выявление и поддержка одаренных детей.
5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными
потребностями.
6. Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения
детей.
7. Мониторинг возможностей и способностей воспитанников.
8 Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через
развитие универсальных учебных действий у воспитанников
Формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и
включают:
Профилактику – предупреждение возникновения явлений
дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций
педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей.
Диагностику индивидуальная и групповая (скрининг) выявление
наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического
состояния воспитанников, влияющих на процесс обучения. Составление
индивидуального образовательного маршрута комплексная работа
специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению
прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального
маршрута развития.
Консультирование (индивидуальное и групповое) оказание помощи и
создание условий для развития личности, способности выбирать и
действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Развивающую работу (индивидуальная и групповая) формирование
потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в
деятельности и общении.
Коррекционную работу (индивидуальная и групповая) организацию
работы, прежде всего, с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении,
поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых
формирование потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития; создание условий для
полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на
каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий,
образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов
образовательного учреждения).
Работая с группами, отдельными воспитанниками по новым
образовательным стандартам, психолог планирует свою деятельность исходя
из основной типовой программы воспитания и обучения, которая
является основным документом дошкольной организации.
Сформированность основных образовательных компетентностей
дошкольников определяется на этапе завершения подготовки к обучению в
начальной школе. Обеспечение психологопедагогической готовности к
обучению в школе предполагает решение следующих основных задач:
1. Выявление возрастных особенностей, форм, предпосылок к учебной
деятельности 2. Выделение условий и факторов развития компетенций в
образовательном процессе и составление психологопедагогических
рекомендаций по их развитию.
3. Проведение групповой работы по формированию готовности к
обучению в школе.
4. Мониторинг развития компетентностей на различных этапах
дошкольного образования.
Все направления психологического сопровождения в ДО должны
отражаться в годовом плане, статистическом и аналитическом отчетах
педагогапсихолога.
Формы планов могут быть разнообразны: текстовыми, графическими, в
Виды и структура планов
виде плана сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными,
удобными в пользовании и отражать перспективы и развитие системы
психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в ДО
В годовом плане работы педагогапсихолога необходимо:
четко сформулировать цели (желаемый результат);
задачи (конкретно проверяемый результат);
технологии решения поставленных задач (как будут решаться
поставленные задачи);
содержание мероприятий;
сроки выполнения;
определить категорию участников.
План педагогапсихолога обсуждается, согласуется с методистом ДО,
утверждается и заверяется руководителем ДО
Перспективный план может строиться как по направлениям
деятельности педагогапсихолога, так и быть тематическим.
Ниже приведены различные формы годового плана работы.
Годовой (перспективный) плансетка педагогапсихолога ОУ (форма 1)
Сентябрь
2.096.09
9.0913.09
16.0920.09
23.0927.09
Направ
ление
деятель
ности
и
т
с
о
н
г
а
и
д
о
х
и
с
П
а
т
о
б
а
р
я
а
к
с
е
ч
я
а
щ
ю
а
в
и
в
з
а
р
о
н
н
о
и
ц
к
е
р
р
о
К
а
т
о
б
а
р е
о
к
с
е
ч
и
г
о
л
о
х
и
с
П
е
и
н
а
в
о
р
и
т
ь
л
у
с
н
о
к
и
а
к
и
т
к
а
л
и
ф
о
р
п
я
а
к
с
е
ч
и
г
о
л
о
х
и
с
П
е
и
н
е
щ
я
а
е
в
н
с
т
о
р
р
е
п
п
с
к
Э
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
о
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
я
а
к
с
е
ч
и
д
о
т
е
м
а
т
о
б
а
р
Годовой (перспективный) план график
работы педагогапсихолога на учебный год
(форма 2)
Сентябрь
1 неделя
2.097.09
2 неделя
9.0914.09
3 неделя
16.0921.09
4 неделя
23.0928.09
1неделя
30.094.10
2 неделя
7.1011.10
Октябрь
3 неделя
14.10.18.10
4 неделя
21.1025.10
5 неделя
28.1031.10/1.11
Годовой (перспективный) план работы педагогапсихолога ДО
№
Форма, название мероприятия
(форма 3)
Категория
участников
Сроки проведения
Форма
отчетности
Психологическая диагностика
Психологическая просвещение и профилактика
Коррекционная / развивающая деятельность Консультирование
Экспертная
участие в психологомедикопедагогических консилиумах, комиссиях, административных
совещаниях по принятию какихлибо решений, требующих психологического разъяснения
ситуации,
посещение и анализ уроков занятий
Организационнометодическая работа
анализ и планирование деятельности;
учеба на курсах повышения квалификации;
анализ научной, методической литературы для подбора диагностического инструментария,
разработки развивающих и коррекционных программ;
участие в работе методических семинаров, научнопрактических конференций;
участие в работе методических объединений;
оформление кабинета.
Примерный годовой план работы педагогапсихолога дошкольной
организации
№
Название
Раздел
1. Психодиагностическая работа
1.1 Стартовая диагностика
и особенности
процесса адаптации
1.2. Диагностика
сформированности на
конец года
1.3 Диагностика в рамках
индивидуальной и
групповой коррекционно
развивающей работы
Система оценки
достижения
планируемых
результатов
Система оценки
достижения
планируемых
результатов
Программа
коррекционной
работы
1. Коррекционноразвивающая работа
2.1 Развитие личностных и
коммуникативных
качеств
2.2 Развитие
познавательных
мыслительных
процессов
2.3 Коррекционная работа с
учащимися с признаками
дезадаптации
Программа
формирования
универсальных
учебных действий
Программа
формирования
начал учебной
деятельности
Программа
коррекционной
работы
2. Психологическое консультирование
3.1 Консультирование
учителей:
1.Информирование по
Сроки
проведения
Категория
Форма отчетности
Октябрь
ноябрь
Воспитанники
ДО
Аналитическая
справка
Апрель
Воспитанник
и ДО
Аналитическая
справка
В течение
года
Воспитанник
и ДО
Аналитическая
справка
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
Воспитанник
и старших и
подготовител
ьных групп
Воспитанник
и старших и
подготовител
ьных групп
Воспитанник
и
Журнал
учета видов работы
раздел «Групповая
работа»
Журнал учета видов
работы раздел
«Групповая работа»
Журнал учета видов
работы разделы
групповой и
индивидуальной
работы
Воспитатели Журнал консультаций результатам диагностики,
предоставление
рекомендаций.
2. Составление
индивидуального
образовательного
маршрута (совместно с
другими специалистами
ПМПК).
3. Предоставление
заключений для
портфолио.
4. Ведение протоколов
мониторинга
5.Составление
характеристик
Программа
коррекционной
работы
В течение
года
Воспитатели
Апрель
Система оценки
достижения
планируемых
результатов
№
Название
Раздел
3.2 По результатам
диагностики и запросам
других участников
воспитательно
образовательного
процесса
Сроки
проведения
В течение
года
Категория
Форма отчетности
Журнал консультаций
Родители,
педагоги,
воспитанники
3. Психологическая профилактика и Просвещение
Папка выступлений
Родители:
воспитаннико
в
подготовител
ьных групп
Все педагоги
ДО
Журнал
«Организационно
методическая работа»
Журнал учета видов
работы раздел
«Групповая работа»
Сентябрь
В течение
года
В течение
года
В течение
года
Воспитанник
и ДО
Накопительная папка
конспектов занятий
3.1 Работа с родителями
(родительское собрание,
семейная гостиная,
круглый стол, вечер
вопросов и ответов,
тренинг и др.)
1.Проблемы адаптации
первоклассника.
2.Повышение
психологической
культуры и грамотности
родителей
в сфере воспитания
3.2 Работа с педагогами:
1. Выступления на
педсоветах, на МО ДО,
на семинарах.
2.Трениги развития
личностных компетенций
педагога.
3.3 Работа с воспитанниками
(занятия, беседы и др.):
1.Формирование ЗОЖ.
2. Формирование
духовнонравственного
развития.
Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного образа
жизни
Программа
духовно
нравственного
развития и
воспитания
Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного образа
жизни
Программа
формирования
духовно
нравственного
развития и
воспитания
1. Экспертная деятельность 3.1 Экспертиза
образовательной среды;
программ воспитания и
обучения;
профессиональной
деятельности педагогов
В течение
года
Все педагоги Журнал учета видов
работы раздел
«Экспертная работа»
На основе перспективного годового плана работы готовится план
работы на месяц (квартал
педагогапсихолога __________________________
План работы
№ Название мероприятия
на сентябрь (форма 5)
Дата
Форма
проведения
проведения
Категория
участников
Форма
отчетности
Используемая литература: При подготовке методических рекомендаций
был использованы материал Битяновой М., Бегловой Т. «Модели
деятельности психолога в образовательном учреждении».
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Методические рекомендации Планирование деятельности психолога в дошкольном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.