"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"
Оценка 5

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
физическая культура
1 кл—5 кл
20.01.2018
"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.
дыхательная гимнастика.doc
Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста  На   современном   этапе   развития   общества   выявлена   тенденция     ухудшению состояния   здоровья   детей.   Острые   респираторные   заболевания   занимают   ведущее место   в  структуре   общей  заболеваемости   дошкольников.  Это   связано  как   анатомо­ физиологическими   особенностями,   так   и   низким   уровнем   общей   сопротивляемости организма   ребёнка,   его   иммунобиологических   свойств.   Поэтому   целесообразно   с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной   системы   и   на   этом   фоне   общему   оздоровлению   организма. Значительную   роль   в   развитии   органов   дыхания   играет   дыхательная   гимнастика. Дыхательная   гимнастика   в   младшем   школьном   возрасте   решает    задачи: 1.   Повышение   общего   жизненного   тонуса   ребёнка   и   сопротивляемости, закалённости   и   устойчивости   его   организма   к   заболеваниям   дыхательной   системы. 2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности кровообращения. сердечно­сосудистой системы     и   В   структуру   дыхательной   гимнастики   положено   применение   статических, динамических   и   специальных   дыхательных   упражнений.   Они   также   могут   быть применены   на   фоне   общеукрепляющих   общеразвивающих   физических   упражнений. Соотношение   общеукрепляющих   и   дыхательных   упражнений   может   составлять   2:1. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох),  то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.  В   комплексы   дыхательной   гимнастики   можно   включать   элементы   надувания резиновых   мячей,   игрушек   (в   заключительной   части).   Надувание   игрушек   и   мячей следует начинать с 3­4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2­3 выдоха за каждое   занятие,   доводя   до   полного   заполнения   игрушки   воздухом.   При   этом необходимо   контролировать,   чтобы   ребёнок   вдыхал   только   через   нос. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б.С.Толкачёва, А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, Ю.Г.Вилунаса,  используется   йогов. Выполняя   упражнения   на   развитие   дыхания   по   методу   А.Н.Стрельниковой, оздоровительное дыхание системе по         следует соблюдать следующие правила:  ­ делать активный короткий вдох носом; ­ выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот; ­вдох делать одновременно с движением; ­все вдохи­движения выполнять в темпе марша; ­ считать мысленно, про себя (счёт в данной гимнастике идёт по 8, а не по 5 или 10, как  в традиционной). Дыхательная   гимнастика   по   методу   Б.С.Толкачёва   особенно   рекомендуется часто   болеющим   детям.   Желательно   использовать   в   каждодневной   практике упражнения   с   озвученным   выдохом:   «р­р­р»,   «п­ф­ф­ф»,   «тик­так»   и   т.д. Дыхательную   гимнастику   желательно   проводить   в   образно   –   игровой   форме. Нагрузка   постепенно   увеличивается   за   счёт   увеличения   числа   повторений   и усложнения повторений.  Комплексы можно использовать в работе с детьми разного школьного возраста,   но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным   усложнением.   Больше   внимания   уделяется   специальным   дыхательным упражнениям. Дети одного возраста развиваются по­разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать   точную   технику   выполнения   дыхательных   упражнений,   строить   работу   в зависимости возможностей. индивидуальных его от         Для   успешного   овладения   дыхательной   гимнастикой   необходимо   соблюдать правила: основные     следующие 1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект; 2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении,  что   увеличивает   его   положительное   действие; 3.   Дышать   надо   медленно,   это   необходимо   для   насыщения   организма кислородом; 4.   Выполнять   каждое   упражнение   нужно   не   дольше,   чем   оно   доставляет удовольствие; 5. Дышать надо носом. Для   усиления   благотворного   воздействия   дыхательной   гимнастики   необходимо:  ­   все   упражнения   выполнять   легко,   естественно,   без   усилий   и   напряжения; ­   находиться   в   состоянии   глубокого   расслабления   (работают   только   группы   дыхательном   движении).   непосредственно   участвующие в   мышц, Заниматься       желательно одежде. Перед   проведением   дыхательной   гимнастики   рекомендуется   попробывать спортивной удобной в     выполнить все упражнения самому.  В этом случае на занятии дети легко выполняют их по показу.  Очень   большое   значение   для   сохранения   внимания   и   интереса   детей   на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом   передать   особенности   разных   персонажей,   выразительность   и   разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного   микроклимата   способствует   достижению   оптимального   результата   от дыхательной гимнастики. Непременным   условием   является   постоянное   наблюдение   за   самочувствием   детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку. Комплекс Йоговских упражнений (асан)  1.«Лотос» И.п.: сидя на полу. Согнуть правую ногу в колене так, чтобы пятка упиралась в пах. Обхватить руками стопу и положить её на левое бедро как можно ближе к паху, стараясь развернуть стопу подошвой кверху. Правое колено должно быть прижато к полу. Затем согнуть в колене левую ногу, подвести левую стопу к правому колену и, обхватив её руками, положить на правое бедро, тоже как можно ближе к паху и тоже подошвой кверху. Позвоночник должен быть прямым, грудная клетка слегка наклонена вперёд.   Руки   свободно   лежат   на   коленях.   Дыхание   ровное   и   спокойное.  Эта   поза   улучшает   подвижность   грудной   клетки,   укрепляет   мышцы   спины, способствует тренировке правильного и глубокого дыхания. 2.«Кобра» И.п.:   лёжа   на   животе;   руки   согнуты   в   локтях,   ладони   лежат   на   полу   по   обе стороны   груди;   ноги   прямые,   сведены   вместе,   носки   вытянуты.   Сделать   вдох   и, подстраховываясь упором на ладони, прогнуться в пояснице, приподняв верхнюю часть туловища.   Нижняя   часть   тела   и   таз   остаются   плотно   прижатыми   к   полу.   Голову откинуть   назад,   смотреть   вверх.   Задержать,   на   сколько   возможно,   дыхание,   затем медленно выдохнуть, возвращаясь в и.п., подстраховываясь на ладони. Повторить 3­5 раз. Это  упражнение  укрепляет   мышцы   спины  и  живота,  участвующих   в  дыхании, улучшает подвижность диафрагмы.  3. «Складной нож» И.п.: лёжа на спине, ноги выпрямлены. Глубоко вдохнуть, затем на выдохе согнуть обе   ноги   и   обеими   руками   плотно   прижать   колени   к   животу;   задержать   дыхание. Вытянуть руки вдоль туловища, выпрямить ноги и на выдохе медленно опустить их до и.п. раз. Повторить     3­5   Упражнение   укрепляет   мышцы   живота,   улучшает   экскурсию   диафрагмы, усиливает вентиляцию нижних отделов лёгкого. 4.«Берёзка» И.п.: лёжа на спине. Сделать глубокий вдох и на выдохе поднять ноги, а затем туловище   до   вертикальной   линии,   опираясь   на   затылок,   плечи   и   локти   (при   этом поддерживать кистями талию). Глаза можно закрыть. Оставаться в этом положении столько   времени,   сколько   возможно.   Дышать   спокойно   и   глубоко.   Затем   согнуть колени,   позвоночник   и   медленно   вернуться   в   и.п.   Повторить   3   раза. Это упражнение усиливает дренажную функцию бронхов. 5.«Перекручивание» И.п.: сидя на полу, ноги вытянуты. Поставить правую ступню на пол, перекинув её через левое колено. При этом левая нога остаётся выпрямленной. Взять левой рукой за большой палец правой ноги, а правую руку с открытой ладонью, заложить за спину вдоль талии. Сделать глубокий вдох и на выдохе медленно поворачивать голову, плечи и   талию   как   можно   дальше   направо.   Сохранять   это   положение   несколько   секунд, задерживая дыхание, затем вернуться (на выдохе) в и.п. Не делать резких движений. Тоже в другую сторону. Повторить 3­5 раз. 6. «Втягивание живота» И.п.: стоя; ноги на ширине плеч, корпус несколько наклонён вперёд, руки лежат  на полусогнутых коленях. Сделать полный вдох, затем медленно выдохнуть и при этом  как можно больше втянуть брюшную стенку. Задержать дыхание после выдоха и во время этой паузы выпячивать и втягивать брюшную стенку. Повторить 3­5 раз. Это упражнение тонизирует диафрагму, укрепляет мышцы брюшной стенки.  7.«Треугольник» И.п.: стоя; ноги на ширине плеч. На вдохе поднять руки до уровня плеч ладонями книзу. На выдохе наклониться вправо до тех пор пока пальцы правой руки не коснутся пола   (пальцев   правой   ноги).   Левая   рука   должна   быть   параллельно   полу.   Голова повёрнута, взгляд обращён вверх. Затем выпрямиться, делая вдох; на выдохе медленно опустить   руки.   Выполнить   тоже   движение   в   другую   сторону.   Повторить   3­5   раз. Это   упражнение   тонизирует   позвоночник,  укрепляет   боковые   мышцы   грудной клетки, улучшает функцию лёгких. 8.«Растяжение» И.п.: сидя на полу прямо; ноги вытянуты, ступни вместе. Сделать вдох и, слегка втянув   живот,   на   выдохе   наклониться   вперёд,   пока   вытянутые   руки   не   коснуться больших пальцев ног или пяток, а лоб – коленей. В этом положении задержать  на некоторое   время   дыхание   (на   выдохе).   Затем   вернуться   в   и.п.   Повторить   3­5   раз. Это упражнение укрепляет позвоночник, тонизирует мышцы спины. 9. «Поза спокойствия» И.п.:   лёжа   на   спине;   руки   вдоль   туловища   ладонями   вверх;   ноги   слегка разведены. Глаза закрыты. По возможности расслабить все мышцы. Дышать спокойно и ритмично. Комплекс дыхательной гимнастики. 1. (подготовительное). И.п.: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, корпус и голова прямые, руки согнуты в локтях, пальцы всегда сжаты в кулаки и повёрнуты друг к другу так, чтобы правая коснулась левого плеча, и наоборот. В это время сделать вдох носом, обязательно короткий, активный, шумный, чтобы ноздри с силой «схватили» воздух.   Повторить   движение   8   раз   подряд.   Воздуха   вдыхать   не   много,   о   вдохе   не думать, локти не опускать – движение рук строго горизонтально.  Упражнение повторить 24 раза. 2. (подготовительное). И.п.: как при первом, только руки скрестить на груди. Чуть присесть   и   в   это   мгновение   сделать   вдох   носом,   короткий,   активный,   шумный. Повторить упражнение 8 раз без пауз. О выдохе не думать, темп – 1­2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 24 раза. 3. (комплексное). И.п.: как при первом. Встречное движение руками, при приседании вдох носом. Вдох короткий, активный, шумный. Повторить упражнение 8 раз подряд, затем пауза 1­5 с. Упражнение повторить 2­4 раза. При присоединении вначале ноги расположены на одной линии, затем одна нога выдвигается вперёд, другая остаётся сзади, тяжесть тела переносится с одной ноги на другую. 4. (подготовительное).   И.п.:   как   при   первом.   Наклоны   вперёд,   руки   «бросить» навстречу друг другу – вдох, чуть­чуть разогнуться и снова «бросить» руки – вдох. Повторить 8 раз подряд. При выполнении упражнения рекомендуется внушать себе «беру дыхание в спину».  5. (подготовительное).   И.п.:   наклон   назад,   руки   скрестить   (правая   рука   коснулась левого плеча, левая – правого, локти не опускать – вдох носом – короткий, шумный, активный ритм – вдох в секунду). Воздух вдыхать немного, пауза 2­5 с. Повторить 24 раза.  Это упражнение рекомендуется выполнять не ранее 8­10 дня занятий и только при условии лёгкого выполнения первых двух упражнений. 6. (комплексное)   –   «Маятник».   И.п.:   стоя,   руки   опущены   вниз.   Наклон   вперёд (небольшой)   руки   резко   скрестить   –   вдох,   наклон   назад   (небольшой),   руки   резко скрестить и снова вдох. Это упражнение вводится не ранее 12­16 занятия. Повторить 24 раза. Комплексы оздоровительной дыхательной гимнастики. Комплекс  №1  1. «Послушаем своё дыхание» Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину,   частоту   и   по   этим   признакам   –   состояние   организма. И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.  В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:  куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;  какая   часть   тела   приходит   в   движение   при   вдохе   и   выдохе   (живот,   грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);  какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;  какова   частота   дыхания:   часто   происходит   вдох   –   выдох   или   спокойно   с определённым интервалом (автоматической паузой);  тихое, неслышное дыхание или шумное. 2. «Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить  детей  расслаблять   и восстанавливать  организм  после  физической нагрузки   и   эмоционального   возбуждения;   регулировать   процесс   дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя,     спина закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох ровная, лучше глаза       и   сделать   паузу,   кто   сколько   сможет.   Затем   плавный   выдох   через   нос. Повторить   5­10   раз.   Упражнение   выполняется   бесшумно,   плавно,   так,   чтобы   даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. 3. «Подыши одной ноздрёй» Цель: учить   детей   укреплять   мышцы   дыхательной   системы,   носоглотки   и путей. дыхательных     верхних   сидя,   напряжено. И.п.: 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать выпрямлено,   но   не туловище стоя,       тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). 2.Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы   в   животе   образовалось   «ямка».3­4. Повторить 3­6 раз.   То   же   другими   ноздрями.  Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6­10   дыхательных   движений   каждой   ноздрёй   отдельно.   Начинать   со   спокойного   и переходить на глубокое дыхание. 4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание). Цель: учить   детей   укреплять   мышцы   органов   брюшной   полости,   осуществлять вентиляцию   нижней   части   лёгких,   концентрировать   внимание   на   нижнем   дыхании. И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание   сконцентрировано   на   движении   пупка:   на   нём   лежат   обе   ладони.  Выдохнуть   спокойно   воздух,   втягивая   живот   к   позвоночному   столбу,   пупок   как быопускается.  1.Медленный плавный вдох, без каких­либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2.   Медленный,   плавный   выдох   –   живот   медленно   втягивается   к   спине. Повторить 4­10 раз. 5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание) Цель: учить   детей   укреплять   межрёберные   мышцы,   концентрировать   своё внимание   на   их   движении,   осуществляя   вентиляцию   средних   отделов   лёгких. И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать   медленный,   ровный   выдох,   сжимая   руками   рёбра   грудной   клетки. 1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают растирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. 2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.  Повторить6­10 раз. Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки. 6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить   детей   укреплять   и   стимулировать   верхние   дыхательные   пути, лёгких. вентиляцию верхних отделов         обеспечивая И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание   на   них   и   плечах.  Выполнение   вдоха   и   выдоха   со   спокойным   и   плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4­8 раз. 7. «Ветер» (очистительное полное дыхание). Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной  системы, отделах. вентиляцию лёгких всех во       осуществлять     И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя клетку. грудную живот,       1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. 2. Задержать дыхание на 3­4 с. 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3­4 раза. Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще. 8. «Радуга, обними меня» Цель: та же. И.п. стоя или в движении. 1. Сдлать полный вдох носом с разведением рук в стороны. 2. Задержать дыхание на 3­4 с. 3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как   бы   обнимая   плечи:   одна   рука   идёт   под   мышку,   другая   на   плечо. Повторить 3­4 раза. Комплекс дыхательной гимнастики №2 Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и   мышц. напряжением   определённых тонуса   с   лёгкие     групп Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. 1. «Подыши одной ноздрёй». Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1,  но с меньшей дозировкой. 2.«Ёжик». Поворот   головы   вправо   –   влево   в   темпе   движения.   Одновременно   с   каждым поворотом   вдох   носом:   короткий,   шумный   (как   ёжик),   с   напряжением   мышц   всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, Повторить 4­8 раз.   через   полуоткрытые   губы. 3. «Губы «трубкой». 1.   Полный   выдох   через   нос,   втягивая   в   себя   живот   и   межрёберные  мышцы. 2.   Губы   сложить   «трубкой»,   резко   втянуть   воздух,   заполнив   им   все лёгкие до отказа. 3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). 4.   Пауза   в   течении   2­3   секунд,   затем   поднять   голову   вверх   и  выдохнуть Повторить 4­6 раз.   воздух   через   нос   плавно   и   медленно. 4.«Ушки». Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются   напряжением   мышц   с Повторить 4­5 раз. всей   носоглотки.   Выдох   произвольный. 5. «Пускаем мыльные пузыри». 1.   При   наклоне   головы   к   груди   сделать   вдох   носом,   напрягая   мышцы носоглотки. 2.   Поднять   голову   вверх   и   спокойно   выдохнуть   воздух   через   нос,   как бы   пуская мыльные пузыри. 3.   Не   опуская   головы,   сделать   вдох   носом,   напрягая   мышцы  носоглотки.   Выдох 4. Повторить 3­5 раз.   спокойный   через   нос   с   опущенной   головой. 6. «Язык «трубкой». 1.   Губы   сложены   «трубкой»,   как   при   произношении   звука   «о».   Язык высунуть и тоже сложить «трубкой». 2.   Медленно   втягивая   воздух   через   «трубку»   языка,   заполнить   им   все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки. 3.   Закончив   вдох,   закрыть   рот.   Медленно   опустить   голову   так,   чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3­5 секунд.   Поднять   голову   и   спокойно   выдохнуть   воздух   через 4. Повторить 4­8 раз.   нос. 7. «Насос». 1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.  2. наклоне   делать   порывистые   вдохи,   Выполнять   наклоны   вперёд   –   вниз   и   при   каждом   пружинистом    как   такие   же   резкие   и   шумные, при   накачивании   шин   насосом   вдохов). (5­7   пружинистых   наклонов   и  3. Выдох произвольный. Повторить 3­6 раз. Примечание. При Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой   мышцы   носоглотки. напрягать вдохах все       маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к плечам. полу, поднимать наклоне назад при к а                 каждом При Повторить 3­5 раз.   вдохе   напрягаются   мышцы   носоглотки.  8. «Дышим тихо, спокойно и плавно». Повторить   упражнение   «Дышим   тихо,   спокойно   и   плавно»   из   комплекса   №1,  но   с меньшей дозировкой. Комплекс дыхательной гимнастики №3 Цель   данного   комплекса: укреплять   мышечный   тонус   всей   дыхательной системы. Проводится в игровой форме. 1. «Ветер на планете». Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2. 2. «Планета «Сат – Нам» ­ отзовись!» (йоговское дыхание). Цель: учить   детей   укреплять   мышечный   тонус   всего   туловища   и   всей мускулатуры.  дыхательной И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена,   руки   подняты   над   головой,   пальцы   рук,   кроме   указательных,   переплетены,   а   как   стрела.  указательные   пальцы   соединены   и   выпрямлены   вверх, После   слов   «Планета,   отзовись!»   дети   начинают   петь   «Сат   –   Нам».  Повторить 3­5 раз. Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох. Цикл дыхания: выдох «Сат» ­ пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица расслабляется. «нам» шеи; всё и ­             Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8­10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!». 3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно». Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.  4. «Инопланетяне». Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат отзовись!». Разница   в   выполнении:   напряжение   мышц   на   вдохе,   а   расслабление   на   выдохе. Нам» – ­           3­4   раза   из   положения   лёжа   на   спине, И.п.: Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например:    3­4   раза   стоя. «Инопланетяне просыпаются, напрягаются». 1.   Спокойно   выдохнуть   воздух   через   нос,   втягивая   в   себя   живот, грудную 2.   Медленно   и   плавно   выполнять   вдох,   клетку.   заполняя   полностью   лёгкие. 3.   Задержать   дыхание,   напрягая   все   мышцы   и   мысленно   проговаривая «Я сильный (ая)». 4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц. Дыхательные имитационные упражнения 1. «Трубач». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный «п­ф­ф­ф». произношением громким с       звука   выдох   Повторить 4­5 раз.  2. «Каша кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и  набирая  воздух  в  грудь (вдыхая  воздух)  и  втягивая  живот –  выдох.  При  выдохе громкое произношение звука «ш­ш­ш». Повторить 1­5 раз.  3. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф­ф­ф». Повторить 3­4 раза. 4. «Партизаны». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6­8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти­ш­ш­е».  Повторять 1,5 мин. 5. «Семафор». Сидя,   ноги   сдвинуты   вместе,   поднимание   рук   в   стороны   и   медленное   их опускание   вниз   с   длительным   выдохом   и   произношением   звука   «с­с­с». Повторить 3­4 раза. 6. «Регулировщик». Стоя,   ноги   расставлены   на   ширине   плеч,   одна   рука   поднята   вверх,   другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р­р­р». Повторить 4­5 раз.  7. «Летят мячи». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух­х­х».Повторять 5­6 раз. 8. «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м­м­м». Повторять 1,5­2 мин. 9. «Маятник». Стоя,  ноги   расставлены   на   ширину   плеч,   палку   держать   за   спиной   на   уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны   –   вдох   с   произношением   звука   «ту­у­у­у­х­х».  Повторить   3­4   наклона   в каждую сторону.  10. «Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу­у­у». Комплекс дыхательных упражнений игрового характера 1. Ходьба. Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная   клетка   развёрнута.   Проверить   осанку.   Обычная   ходьба;   ходьба   на   носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40­60 с.    направляя   ими   детей   на   нужные   движения:  Педагог   говорит   стихи, Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идём на пятках, Мы идём, как все ребята, И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой­Чалой). 2. «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки­«крылья» и опустив голову. Произносят «тах­тах­тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.  Повторить 3­5 раз: Бормочут куры оп ночам, Бьют крыльями тах­тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так.  3. «Самолёт». Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» ­ выдох; стать прямо, опустить руки – пауза. Повторить 2­4 раза в каждую сторону: Расправил крылья самолёт, Приготовились в полёт. Я направо погляжу: Жу­жу­жу. Я налево погляжу: Жу­жу­жу  4. «Насос». Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох. Повторять 4­6 раз: Это очень просто – Покачай насос ты. Направо, налёг… Руками скользя, Назад и вперёд Наклоняться нельзя. Это очень просто –  Покачай насос ты. 5. «Дом маленький, дом большой». Дети   стоят.   Присесть,   обхватив   руками   колени,   опустить   голову   –   выдох   с произнесением   звука   «ш­ш­ш»   («у   зайки   дом   маленький»).   Выпрямиться,   встать   на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»).   Ходьба   по   залу:   «Мишка   наш   пошёл   домой,   да   и   крошка   заинька». Повторить 4­6 раз: У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька. 6. «Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, ­ вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.  Повторить 2­3 раза: Подуем на плечо,  Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Подуем на живот, Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака И остановимся пока. Потом повторим всё опять: Раз, два и три, четыре, пять. 7. «Косарь». Дети   стоят,   ноги   на   ширине   плеч,   руки   опущены.   Махом   перевести   руки   в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад   –   вдох.   Махом   снова   перевести   руки   через   перёд   влево   со   звуком   «зз­уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу­зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3­4 раза: Косарь идёт косить жнивьё: Зу­зу, зу­зу, зу­зу. Идём со мной косить вдвоём: Замах направо, а потом Налево мы махнём. И так мы справимся с жнивьём. Зу­зу, зу­зу вдвоём. 8. «Цветы». Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете. По   команде   педагога   дети   ритмично   под   чтение   стиха   поворачивают   голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6­8 раз. 9. «Ёж». Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении   по   команде   педагога   дети   делают   глубокий   вдох   через   нос   при   чтении двустишия:  Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха: Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Дети   принимают   исходное   положение   и   потягиваются,   как   ёжик,   становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё упражнение повторить 4­6 раз. 10. «Трубач». Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят: Тру­ру­ру, бу­бу­бу! Подудим в свою трубу. 11. «Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими выдох. грудную   произнося   «жжж…» клетку,   ­   руками     Развести   руки   в   стороны,   расправив   плечи,   голову   держать   прямо   –   вдох.  Повторить упражнение 4­5 раз:  Жж­у, ­ сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу. Сюжетная дыхательная гимнастика Сюжет 1 «На прогулке». Дети выполняют комплекс под музыку. 1. «Поза дерева». Встать   прямо,   ноги   вместе,   руки   опущены.   Поднять   руки   вверх,   ладони повёрнуты   друг   к   другу.   Потянуться   всем   телом   вверх   –   вдох.   Спина   прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох. Сделать 2­3 спокойных вдоха и выдоха. 2. «Берёзка». Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо­влево в такт музыке. Дыхание спокойное. 3. «Ветерок». Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос. 4. «Аромат цветов». Встать,   положить   ладони   себе   на   грудь.   Сделать   медленный   вдох   через   нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А­а­ах!» 5. «Лягушка» (по методу Б.Толкачёва). . Исходное положение – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая мощный выдох; на два – вернуться в и.п. толчком, делая диафрагмальный вдох. Повторить 2­3 раза. 6. «Комарики» (по методу М.Лазарева). Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук­плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом. 7. «Отдых». Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку   они   как   бы   засыпают   –   дышат   спокойно,   живот   мерно   поднимается   и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и неспешна встают на ноги. Сюжет 2 «Снова в лес». 1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п. – основная стойка. 1 – вдох ­ руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и.п. повторить 5­6 раз. 2. «Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки». И.п. – ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3­ 4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 5­6 раз. 3. «Стоит Алёна, листва зелёна, тонкий стан, белый сарафан». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперёд – вниз, опуститься на всю стопу; 3­4 – повторить, вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди). И.п. – ноги вместе, руки за голову. 1 – вдох – подняться на носки; 2 – выдох – присед; 3­4 – повторить, вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 5. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох; 2 – выдох сед с прямыми ногами, руки к носкам; 3 – вдох; 4 – выдох, вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 6. «Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало». Дети   скрещивают   ладошки,  широко   раздвигают   пальцы,  образуя  «солнышко   с лучами».  Педагог   предлагает   детям   потянуться   к   солнышку.   Ребята   выполняют упражнение   хатка­йоги   «Солнечная   поза»:   встать   прямо,   ноги   на   ширине   плеч; медленно поднять руки и потянуться (внимание сосредоточить на ладонях). Педагог говорит: «Солнышко уже высоко. Вы потянитесь на встречу тёплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваше тело наливается упругой силой, бодростью, становиться стройным, гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма.   Поймайте   солнечные   лучики,   один   положите   себе   в   сердце,   остальные оставьте тем, кого вы любите, отдайте всем людям, пожелайте им добра». Сюжет 3 «Мы строим дом». 1. «Поднимаем кирпичи». И.п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон   туловища   вперёд,   пальцы   в   кулак:   «Ух!»;   3   –   вдох;   4   –   вернуться   в   и.п. Повторить 5­6 раз. 2. «Кладём раствор». И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 – вдох; 2­3 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперёд:«Раз!»; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 3. «Белим потолок». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх­назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх­назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5­6 раз.  4. «Наклеиваем обои». И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 5. «Красим полы». И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз.  Сюжет 4 «Пожарные». 1. «Лезем по пожарной лестнице вверх». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу:«Ух!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 2. «Направляем огнетушитель на огонь». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперёд; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) «Ш­ш!»; 3 – вдох – то же влево; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 3. «Затушим горящие угольки». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох – рот трубочкой, живот выпятить «Ф­ф­ф!»; 3­4 – то же. Повторить 5­6 раз. 4. «Заглянем в щель». И.п. – сед с опорой на пятки. 1 – вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, опора на предплечья «У­у!». повторить 5­6 раз. 5. «Вышли из горящего дома – вдохнём глубже». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на   носки;   2   –   выдох   –   руки   опустить   вниз,   встать   на   стопу   «Ах!»;   3­4   –   то   же. Повторить 5­6 раз. 6. «Глоток воздуха». И.п. – стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 3­4 раза. 7. Упражнение на расслабление. И.п. – сидя на корточках, опустить голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны. Голова откидывается назад и медленно поворачивается   за   солнцем.   Мимика   –   глаза   полу   закрыты,   улыбка,   мышцы   лица расслаблены. Сюжет 5 «На море». 1. «Какое море большое». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу«Ах!»; 3­4 – то же. Повторить 5­6 раз. 2. «Чайки ловят рыбу в воде». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3­4 – то же. Повторить 5­6 раз. 3. «Створки раковины раскрываются». И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох – живот втянуть;2 – выдох – сед с прямыми ногами, живот выпятить «Ш­ш!»; 3 – вдох – живот втянуть; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 4. «Пловцы». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – левую руку поднять; 2 – выдох – мах левой рукой вперёд, вниз; 3 – вдох – правую руку поднять; 4 – выдох – мах правой рукой вперёд, вниз«Раз!». Повторить 5­6 раз. 5. «Дельфин плывёт». И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох; 2 – выдох – наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого согнутого колена; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 6. «Акула». И.п.   –   стоя.   Сделать   глубокий   резкий   выдох   ртом   одновременно   с   быстрым приседанием   на   корточки   («над   нами   проплывает   акула»).   Нос   закрыть   пальцами. Задержка дыхания длится столько, сколько сможет выдержать ребёнок. Повторить 1­2 раза. 7. «Волны шипят». И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1­2 – волнообразное движение руками вперёд­ вверх – вдох; 3­4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш­ш…». Повторить 5­6 раз. 8. «Сон на берегу моря». Дети слушают шум моря (кассета «Григ и звуки океана»). Педагог говорит детям, что им снится море, что они лежат и загорают. Солнышко и вода ласкают тело. Летит бабочка, выбирает на кого сесть. Бабочка улетела и нам пора возвращаться. Сюжет 6 «В зоопарке». 1. «Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк). И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – то же левой рукой – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 2. «Он несёт на лбу не зря два развесистых куста» (олень). И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперёд; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз.  3. «У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос» (слон). И.п. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперёд, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 4. «Лежит верёвка, шипит, плутовка» (змея). И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1­2 – вдох; 3­4 – выдох – руки вперёд «Ш­ш­ш­ш!»; 5­6 ­ вдох; 7­8 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5­6 раз. 5. «По реке плывёт бревно… Ох и злющее оно!» (крокодил). И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вдох – руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3­4 – то же. Повторить 5­6 раз. 6. «Рыжая плутовка в лесу живёт, в деревне кур крадёт» (лиса). И.п. – стоя. Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вдохе резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 1­2 раза. 7. Упражнение   расслабление   и   напряжение   мышц   туловища,  способствует улучшению   кровотока   в   организме,   стимулирует   различные   обменные   процессы, повышает   энергетику А.Н.Стрельниковой). И.п. – стоя, дети напрягают мышцы шеи, затем мышцы рыу, ног, спины, брюшного методу   (по     пресса,   всего   тела.   Напряжение   должно   быть   максимальным,   до   появления   мелкой дрожи.   Затем   одновременно   с   напряжением   мышц   произносится   звук   «р­р­р…», сначала без голоса, затем с голосом, негромко («мишка сердится»).  Дыхательная гимнастика для детей (комплексы): 1. «Качалка». И.п.   –   сидя   на   стуле,   руки   на   коленях.   Раскачивать   туловище   вперёд­назад, произнося на выдохе «Ф­р­оо­хх!». Повторить 6­8 раз. 2. «Ёлочка растёт». И.п.   –   встать   прямо,   слегка   расставив   ноги,   руки   опустить.   Присесть   и выпрямиться,  поднимая  руки   вверх   шире  плеч.   Приседая,  произносить: «Страх­х!». Повторить 2­3 раза. 3. «Зайчик». И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки   к   плечам   ладонями   вперёд,   как   зайчик,   становящийся   на   задние   лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5­7 раз. 4. «Как гуси шипят». И.п.   –   встать,   ноги   врозь,   ступни   параллельно,   держа   палку   на   сгибе   рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш­ш­ш…». Повторить в среднем темпе 3­4 раза. 5. «Прижми колени». И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени   палкой   к   груди,   произнося   :   «Уф­ф!».   Выпрямить   ноги,   руки   опустить. Повторить медленно 5­7 раз. 6. «Гребцы». И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой   носков   ног,   произнести:   «Гу!».   Выпрямиться,   палку   притянуть   к   груди. Повторить медленно 3­5 раз. 7. «Скрещивание рук внизу». И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая   их   перед   собой,   произносить:   «Та­ак!»   ­   и   поднимать   их   в   стороны. Повторить в среднем темпе 4­6 раз. 8. «Достань пол». И.п.   –   встать   прямо,   ноги   врозь,   руки   вперёд.   Наклониться   вперёд   и   достать ладонями пол со словами : «Бак». Повторить медленно 2­4­раза. 9. «Постучи кулачками». И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук­тук­тук».Повторить в среднем темпе 2­3 раза. 10. «Прыжки». Прыгать   на   обеих   ногах,   произнося   на   каждый   прыжок:   «Ха».   Каждые   12­16 прыжков чередовать с ходьбой. Комплекс 2 «На улице». 1. «Погрейся». И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух­х­х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8­10 раз. 2. «Конькобежец». И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую   ногу,   наклоняя   туловище   с   полуоборотом   в   стороны   (подражая   движениям конькобежца) и произнося: «Кр­р­р!». Повторить в среднем темпе 5­8 раз. 3. «Заблудился». И.п.  –  поставить   ноги   вместе,   руки   сложить   рупором.  Вдохнуть   и  на   выдохе громко произнести: «А­у­у­у!». Повторить 8­10 раз. 4. «Снежный ком». И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр­р­р!». Повторить медленно 3­5 раз. 5. «Снеговик веселится». И.п.   –   поставить   ноги   вместе,   руки   на   поясе.   Вдохнуть,   после   чего   сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6­8 раз. 6. «Вырасти большим». И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У­х­ х­х!». Повторить 4­5 раз.

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы c детьми школьного возраста"

"Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы  c детьми школьного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018