Методические рекомендации по изучению регионального компонента на уроках русского языка в 5-9 классах.
Оценка 4.8

Методические рекомендации по изучению регионального компонента на уроках русского языка в 5-9 классах.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл—9 кл
01.04.2017
Методические рекомендации по изучению регионального компонента на уроках русского языка в 5-9 классах.
Как известно, учебники, реализующие Федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Однако Кемеровская область имеет ярко выраженные особенности: территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые. При изучении русского языка эти особенности нужно учитывать. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Актуальность такой работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при изучении родного языка с учётом регионального компонента, т.е. при использовании региональной лексики (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Кемеровской области), а также краеведческих материалов (факты истории села Ваганово, биографии односельчан и др.) на уроках русского языка.
Косенко Е.В.Реализация регионального компонента через лингво.doc

Реализация  регионального  компонента

через лингвокраеведческую работу                                                                    на уроках русского  языка в 5 – 9 классах

как способ воспитания любви к родному языку.

  Методические рекомендации.

                                                                       Косенко Елена Владимировна,                                    

                                                                   учитель  русского  языка  и                   

                                                                   литературы  МБОУ «Вагановская  

                                                                    средняя  общеобразовательная школа»

                                                                    Промышленновского района

                                                                   Кемеровской области

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.

Как известно, учебники, реализующие Федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате  чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако Кемеровская область имеет ярко выраженные особенности: территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые. При изучении русского языка эти особенности нужно учитывать. Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует развитию уважения  и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Актуальность такой работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при изучении родного языка с учётом регионального компонента, т.е. при использовании региональной лексики (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Кемеровской области), а также краеведческих материалов (факты истории села Ваганово, биографии односельчан и др.) на уроках русского языка.

Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в  базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.

Государственный стандарт базисного учебного плана определяет «Назначение учебной дисциплины «Русский язык как родной» социальными функциями родного языка, являющегося основным средством человеческого

общения и познания действительности, приобщение к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:

·      обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;

·      обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

·      обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;

·      воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся.

Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и  писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков – путешествий и т.д.

Действительно, обучение школьников с учётом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребёнка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти своё место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей его «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях, исторических и местных. 

В последнее время заметно усилился интерес методистов и педагогов к проблеме повышения эффективности урока. Cвоё внимание они  сосредоточивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобном.

Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении.

Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса – воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает?

Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело черту этим спорам и подтвердило: школа и воспитывает, и обучает.

Целью воспитания является «обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, её самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала».

На уроках русского языка формируется языковая личность с ценным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне. Всё это даст возможность воспитать не только патриота,  но и гуманного, социально культурного человека.

Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения. «Изучение народного языка не исключает древних стихий нашей речи, во-первых, уже и потому, что в старинных памятниках нашей литературы постоянно сливается он с варваризмами, с речениями церковно-славянскими и пр.» [1]. То есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно.

Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.

Одним из источников изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.

Обучение родному языку в настоящее время в связи с демократизацией общества позволило преподавателю получить большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения, что дает ему возможность освободиться от некоторых условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не освобождает учителя от  систематического пополнения своих знаний и использования их на уроках.

В настоящее время учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока может использовать в качестве материала связные тексты, и не  на одном уроке, а на целом ряде их, что расширит знания учащихся о нашей стране, нашем селе, районе и области, их истории, природе,  животном мире и т. п.  Работа с текстом очень важна.

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей её речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живёт, дышит и развивается ребенок.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.

Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, «на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, о которых им известно с уроков литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описания природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразные художественные средства, теоретические сведения о которых они получили на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений» [2].

Поэтому предлагается использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.

Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области, района.

В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста. Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка.

Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что «каждый текст последовательно проходит через четыре основных этапа в работе: 1) восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); 2) его лингвистический анализ (основная цель работы: осознание учащимися изобразительно-выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); 3) выразительное чтение (эти навыки формируются на уроках русского языка в процессе чтения небольших отрывков или отдельных предложений из объемных текстов; учеников нужно познакомить с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса, - и целенаправленно отрабатывать их в ходе выполнения заданий); 4) заучивание наизусть (тренирует память, обогащает словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца (например,   составить   собственное   речевое  высказывание  по  аналогии  с данным литературным образцом, сохранив структуру описания или изменив последовательность действий, предметов и т.п.)»[3].

 Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с 5 класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты стихов, рассказов, повестей известных кузбасских поэтов и писателей – В. Крёкова, Л. Гержидовича, В. Матвеева,   Г. Фелюш, Л. Никоновой,  В. Переводчикова и других.

Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чём говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов кузбасских поэтов:

Купавы, жаркие купавы.

Вы трепетные огоньки.

В полях замолодели травы,

Сквозные веют ветерки.[4]

         *  *  *

О, провинция,

Кромешная

Таёжная земля,

На крови твоей замешена

Поэзия моя. [5]

          При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует его:

Сочилось небо, трескалась земля,

Сужался горизонт в слепую точку.

Не вопль, не шёпот и не время для

Сырых шагов и мыслей в одиночку.[6]

При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:

Теплотой первобытной согрето,

Благолепье суля за версту,

Всеми силами доброе лето

Помогало нам выжить в лесу.

Опьяняло звенящей водою,

Подносило дары без помех:

То саранку с колбой молодою,

То злачёный кедровый орех.[7]

                            

При изучении местоимений и союзов отмечается их роль как средств связи частей текста:

Люблю простое – травы, небеса –

             не потому, что мне оно служило,

не потому, что радует глаза,  

а потому, что это вечно живо,

            что в этом есть глубинный смысл любви,

который от себя не отпускает,

что девочка с балкона над людьми

игрушку на верёвочке спускает... [8]                                          

        При изучении темы «Н и НН в разных частях речи» можно использовать отрывки из стихотворений поэта В. Бакулина[9]:

Полна весенними разливами

Моя воскресшая душа,

И я иду дорогой длинною

То всё быстрей,

То не спеша.

Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки:

Мне в глаза твои никогда не взглянуть

И руки твоей не коснуться.

Мне дано в хороводе весеннем тонуть

И, быть может, навеки проснуться.

Но как сладок был сон и как ночь глубока

И укутана ватой тумана.

Под подушкой твоей притаилась река,

Точно томик ночного романа.[10]

                                     

Именно работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, пробуждает в них чувство слова. Действительно, поэтический текст обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не столько разумом, сколько сердцем и ученики начинают ощущать, чт такое поэтический текст.

Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в Кемеровской области, в родном селе, мини-тексты, состоящие из двух-трёх предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей.

Анализ текстов особенно важен в 8-11 классах; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Важным критерием при отборе тестов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности. В процессе работы с текстами (отрывками их них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями.

Живое слово земляков как предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход. Учебное исследование (анализ материалов местной прессы, художественной литературы, речевых особенностей и географических названий своей местности) – это не только живой и интересный труд, но и возможность сделать учащихся и учителя равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия. Одним из направлений такой работы может и должно быть лингвистическое краеведение.

Бесспорно, краеведческая работа способствует глубокому пониманию изученных в школе материалов, приучает учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного   творчества,   язык   художественных  произведений   писателей,  которые биографически были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как развитых в прежнее время, так и существующих теперь.

Наиболее часто в лингвистическом краеведении возникают проблемы, выдвигаются гипотезы относительно происхождения того или иного географического названия. Здесь многое проясняют сведения из истории и географии.

Названия окружают человека – в раннем детстве он узнает названия своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор расширяется и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно возникает желание узнать: что они означают?

Приобщение школьников к лингвокраеведческой работе по изучению топонимики способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике. Учитель, привлекающий школьников к изучению топонимики, "имеет редкую возможность, знакомя учеников с соответствующим явлением языка, широко использовать экстралингвистический материал, который активизирует познавательную активность детей"[11].  Они узнáют не только об исторических изменениях в жизни людей, но и о любопытных процессах в языке, живо отражающих эти изменения.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить детей слушать и понимать слова, чтобы учащиеся овладели богатством языка и научились использовать его в своей речи.

Собственные названия Кемеровской области становятся предметом исследования. В 1994 году появляется краткий топонимический словарь Кемеровской области «Тайны имён земли Кузнецкой» В.М. Шабалина (Кемерово, ИУУ), который также может быть использован в работе со школьниками.

Педагоги, методисты, учителя отмечают, что настоящее краеведение немыслимо без занятий топонимикой, предполагающих ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой - и с жизнью и с деятельностью человека - "вся история имён социальна".  Эти занятия позволяют учащимся закрепить знания основ наук и выработать умение ими пользоваться. Топонимия часто привлекает учителей-словесников, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.

Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника к изучению прошлого и настоящего своего края путём поиска связей между географическими условиями местности,  историей, языком народа и отражением их в географических названиях. Кроме того в топонимии Кемеровской области и родного села Ваганово вместе с ребятами можно найти историю их заселения и освоения, характеристику природы, информацию о значении в формировании русского государства, хозяйственной деятельности и т.п. В топонимах обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы древних народов, живших или кочевавших на её территории:  скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др.

Местный топонимический материал на уроках русского языка можно использовать лишь в том случае, если он соответствует грамматической теме. Нет необходимости насыщать им каждый урок.

Рассматривая топонимы села Ваганово, нужно в первую очередь обратить внимание на реку, исключительная роль которой в жизни наших да­лёких предков прослеживается в топонимике весьма явно.

Изучая вагановские гидронимы (названия водных объектов), мы сразу выделим группу «легкочитаемых», т. е. о происхождении которых легко догадаться по самому названию. Ведь, рассказы­вая о реке, мы обычно описываем её течение, цвет и запах воды, характер дна, берегов, мест­ности, где река течёт и т. д. Так же поступал и тот, кто давал названия нашим рекам.

Итак, по характеру дна и освоенности человеком берегов названы такие места речки Исток, как Перекат, Дамба, а по степени удалённости от села – Ближнее и Дальнее озёра. Вышеперечисленные названия частей можно включить в материал урока русского языка и познакомить с ними учащихся.

Почти все авторы пособий и статей по лингвокраеведению, адресованных учителю, признают, что более эффективна такая работа в сельской школе, что объектом лингвистического краеведения может быть только деревня: краевед должен прежде всего изучить историю села по рассказам старожилов и местным преданиям, что непосредственными объектами школьного краеведения могут и должны быть диалектная речь или говоры микрорайона, а также многочисленные и разнообразные имена, функционирующие в данной местности, то есть местная ономастика.

В связи со стремлением в XXI веке к гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности за счёт введения в систему образования регионального компонента и увеличения объёма часов на изучение гуманитарных предметов. Так, в базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени.

Частично региональный компонент реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе были выделены лишь  некоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Кемеровской области, а также села Ваганово.

Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.

Безусловно, выделенные виды работ по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими из многообразия местного языкового материала, поэтому данная тема может дополняться и разрабатываться педагогами в другом направлении.


Скачано с www.znanio.ru



[1] Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1992, стр. 283.

[2] Пузанова Н.А. Преподавание русского языка в VII классе. – М., 1972, стр.14.

[3] Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. – 1997. - № 3. – с.51-56.

[4] В. Крёков. Сб. Дыхание земли родимой. Кемерово, 1979, с.111.

[5] В. Махалов. Сб. Дыхание земли родимой. Кемерово, 1979, с.144.

[6]  С. Везнер. Сб. Бог с тобой. Кемерово, 1990.

[7] Л. Гержидович. Доброе лето. Сб. И меня переполняет нежность. Кемерово, 2001.

[8] Л. Никонова. Сб. Дыхание земли родимой. Кемерово, 1979, с.177.

[9] В. Бакулин. Сб. Здешней жизни позывные. Промышленная, 2003.

[10] К. Косенко. Сб. И меня переполняет нежность. Кемерово, 2001, с. 7.

[11] Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.44.

Реализация регионального компонента через лингвокраеведческую работу на уроках русского языка в 5 – 9 классах как способ воспитания любви к родному языку

Реализация регионального компонента через лингвокраеведческую работу на уроках русского языка в 5 – 9 классах как способ воспитания любви к родному языку

Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся

Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся

Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении

Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении

То есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно

То есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно

Поэтому предлагается использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся

Поэтому предлагается использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью

Помогало нам выжить в лесу. Опьяняло звенящей водою,

Помогало нам выжить в лесу. Опьяняло звенящей водою,

Мне в глаза твои никогда не взглянуть

Мне в глаза твои никогда не взглянуть

Живое слово земляков как предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход

Живое слово земляков как предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход

Собственные названия Кемеровской области становятся предметом исследования

Собственные названия Кемеровской области становятся предметом исследования

Вышеперечисленные названия частей можно включить в материал урока русского языка и познакомить с ними учащихся

Вышеперечисленные названия частей можно включить в материал урока русского языка и познакомить с ними учащихся

Вышеперечисленные названия частей можно включить в материал урока русского языка и познакомить с ними учащихся

Вышеперечисленные названия частей можно включить в материал урока русского языка и познакомить с ними учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017