Реализация регионального компонента
через лингвокраеведческую работу на уроках русского языка в 5 – 9 классах
как способ воспитания любви к родному языку.
Методические рекомендации.
Косенко Елена Владимировна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «Вагановская
средняя общеобразовательная школа»
Промышленновского района
Кемеровской области
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.
Как известно, учебники, реализующие Федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.
Однако Кемеровская область имеет ярко выраженные особенности: территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые. При изучении русского языка эти особенности нужно учитывать. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность такой работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при изучении родного языка с учётом регионального компонента, т.е. при использовании региональной лексики (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Кемеровской области), а также краеведческих материалов (факты истории села Ваганово, биографии односельчан и др.) на уроках русского языка.
Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.
Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.
Государственный стандарт базисного учебного плана определяет «Назначение учебной дисциплины «Русский язык как родной» социальными функциями родного языка, являющегося основным средством человеческого
общения и познания действительности, приобщение к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:
· обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;
· обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
· обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;
· воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся.
Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков – путешествий и т.д.
Действительно, обучение школьников с учётом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребёнка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти своё место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей его «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях, исторических и местных.
В последнее время заметно усилился интерес методистов и педагогов к проблеме повышения эффективности урока. Cвоё внимание они сосредоточивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобном.
Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении.
Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса – воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает?
Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело черту этим спорам и подтвердило: школа и воспитывает, и обучает.
Целью воспитания является «обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, её самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала».
На уроках русского языка формируется языковая личность с ценным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне. Всё это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.
Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения. «Изучение народного языка не исключает древних стихий нашей речи, во-первых, уже и потому, что в старинных памятниках нашей литературы постоянно сливается он с варваризмами, с речениями церковно-славянскими и пр.» [1]. То есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно.
Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.
Одним из источников изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.
Обучение родному языку в настоящее время в связи с демократизацией общества позволило преподавателю получить большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения, что дает ему возможность освободиться от некоторых условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не освобождает учителя от систематического пополнения своих знаний и использования их на уроках.
В настоящее время учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока может использовать в качестве материала связные тексты, и не на одном уроке, а на целом ряде их, что расширит знания учащихся о нашей стране, нашем селе, районе и области, их истории, природе, животном мире и т. п. Работа с текстом очень важна.
Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей её речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живёт, дышит и развивается ребенок.
Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.
Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, «на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, о которых им известно с уроков литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описания природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразные художественные средства, теоретические сведения о которых они получили на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений» [2].
Поэтому предлагается использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области, района.
В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста. Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка.
Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что «каждый текст последовательно проходит через четыре основных этапа в работе: 1) восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); 2) его лингвистический анализ (основная цель работы: осознание учащимися изобразительно-выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); 3) выразительное чтение (эти навыки формируются на уроках русского языка в процессе чтения небольших отрывков или отдельных предложений из объемных текстов; учеников нужно познакомить с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса, - и целенаправленно отрабатывать их в ходе выполнения заданий); 4) заучивание наизусть (тренирует память, обогащает словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца (например, составить собственное речевое высказывание по аналогии с данным литературным образцом, сохранив структуру описания или изменив последовательность действий, предметов и т.п.)»[3].
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с 5 класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты стихов, рассказов, повестей известных кузбасских поэтов и писателей – В. Крёкова, Л. Гержидовича, В. Матвеева, Г. Фелюш, Л. Никоновой, В. Переводчикова и других.
Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чём говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов кузбасских поэтов:
Купавы, жаркие купавы.
Вы трепетные огоньки.
В полях замолодели травы,
Сквозные веют ветерки.[4]
* * *
О, провинция,
Кромешная
Таёжная земля,
На крови твоей замешена
Поэзия моя. [5]
При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует его:
Сочилось небо, трескалась земля,
Сужался горизонт в слепую точку.
Не вопль, не шёпот и не время для
Сырых шагов и мыслей в одиночку.[6]
При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:
Теплотой первобытной согрето,
Благолепье суля за версту,
Всеми силами доброе лето
Помогало нам выжить в лесу.
Опьяняло звенящей водою,
Подносило дары без помех:
То саранку с колбой молодою,
То злачёный кедровый орех.[7]
При изучении местоимений и союзов отмечается их роль как средств связи частей текста:
Люблю простое – травы, небеса –
не потому, что мне оно служило,
не потому, что радует глаза,
а потому, что это вечно живо,
что в этом есть глубинный смысл любви,
который от себя не отпускает,
что девочка с балкона над людьми
игрушку на верёвочке спускает... [8]
При изучении темы «Н и НН в разных частях речи» можно использовать отрывки из стихотворений поэта В. Бакулина[9]:
Полна весенними разливами
Моя воскресшая душа,
И я иду дорогой длинною
То всё быстрей,
То не спеша.
Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки:
Мне в глаза твои никогда не взглянуть
И руки твоей не коснуться.
Мне дано в хороводе весеннем тонуть
И, быть может, навеки проснуться.
Но как сладок был сон и как ночь глубока
И укутана ватой тумана.
Под подушкой твоей притаилась река,
Точно томик ночного романа.[10]
Именно работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, пробуждает в них чувство слова. Действительно, поэтический текст обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не столько разумом, сколько сердцем и ученики начинают ощущать, чт такое поэтический текст.
Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в Кемеровской области, в родном селе, мини-тексты, состоящие из двух-трёх предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей.
Анализ текстов особенно важен в 8-11 классах; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Важным критерием при отборе тестов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности. В процессе работы с текстами (отрывками их них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями.
Живое слово земляков как предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход. Учебное исследование (анализ материалов местной прессы, художественной литературы, речевых особенностей и географических названий своей местности) – это не только живой и интересный труд, но и возможность сделать учащихся и учителя равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия. Одним из направлений такой работы может и должно быть лингвистическое краеведение.
Бесспорно, краеведческая работа способствует глубокому пониманию изученных в школе материалов, приучает учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как развитых в прежнее время, так и существующих теперь.
Наиболее часто в лингвистическом краеведении возникают проблемы, выдвигаются гипотезы относительно происхождения того или иного географического названия. Здесь многое проясняют сведения из истории и географии.
Названия окружают человека – в раннем детстве он узнает названия своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор расширяется и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно возникает желание узнать: что они означают?
Приобщение школьников к лингвокраеведческой работе по изучению топонимики способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике. Учитель, привлекающий школьников к изучению топонимики, "имеет редкую возможность, знакомя учеников с соответствующим явлением языка, широко использовать экстралингвистический материал, который активизирует познавательную активность детей"[11]. Они узнáют не только об исторических изменениях в жизни людей, но и о любопытных процессах в языке, живо отражающих эти изменения.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить детей слушать и понимать слова, чтобы учащиеся овладели богатством языка и научились использовать его в своей речи.
Собственные названия Кемеровской области становятся предметом исследования. В 1994 году появляется краткий топонимический словарь Кемеровской области «Тайны имён земли Кузнецкой» В.М. Шабалина (Кемерово, ИУУ), который также может быть использован в работе со школьниками.
Педагоги, методисты, учителя отмечают, что настоящее краеведение немыслимо без занятий топонимикой, предполагающих ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой - и с жизнью и с деятельностью человека - "вся история имён социальна". Эти занятия позволяют учащимся закрепить знания основ наук и выработать умение ими пользоваться. Топонимия часто привлекает учителей-словесников, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.
Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника к изучению прошлого и настоящего своего края путём поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях. Кроме того в топонимии Кемеровской области и родного села Ваганово вместе с ребятами можно найти историю их заселения и освоения, характеристику природы, информацию о значении в формировании русского государства, хозяйственной деятельности и т.п. В топонимах обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы древних народов, живших или кочевавших на её территории: скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др.
Местный топонимический материал на уроках русского языка можно использовать лишь в том случае, если он соответствует грамматической теме. Нет необходимости насыщать им каждый урок.
Рассматривая топонимы села Ваганово, нужно в первую очередь обратить внимание на реку, исключительная роль которой в жизни наших далёких предков прослеживается в топонимике весьма явно.
Изучая вагановские гидронимы (названия водных объектов), мы сразу выделим группу «легкочитаемых», т. е. о происхождении которых легко догадаться по самому названию. Ведь, рассказывая о реке, мы обычно описываем её течение, цвет и запах воды, характер дна, берегов, местности, где река течёт и т. д. Так же поступал и тот, кто давал названия нашим рекам.
Итак, по характеру дна и освоенности человеком берегов названы такие места речки Исток, как Перекат, Дамба, а по степени удалённости от села – Ближнее и Дальнее озёра. Вышеперечисленные названия частей можно включить в материал урока русского языка и познакомить с ними учащихся.
Почти все авторы пособий и статей по лингвокраеведению, адресованных учителю, признают, что более эффективна такая работа в сельской школе, что объектом лингвистического краеведения может быть только деревня: краевед должен прежде всего изучить историю села по рассказам старожилов и местным преданиям, что непосредственными объектами школьного краеведения могут и должны быть диалектная речь или говоры микрорайона, а также многочисленные и разнообразные имена, функционирующие в данной местности, то есть местная ономастика.
В связи со стремлением в XXI веке к гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности за счёт введения в систему образования регионального компонента и увеличения объёма часов на изучение гуманитарных предметов. Так, в базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени.
Частично региональный компонент реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе были выделены лишь некоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Кемеровской области, а также села Ваганово.
Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.
Безусловно, выделенные виды работ по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими из многообразия местного языкового материала, поэтому данная тема может дополняться и разрабатываться педагогами в другом направлении.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1992, стр. 283.
[2] Пузанова Н.А. Преподавание русского языка в VII классе. – М., 1972, стр.14.
[3] Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. – 1997. - № 3. – с.51-56.
[4] В. Крёков. Сб. Дыхание земли родимой. Кемерово, 1979, с.111.
[5] В. Махалов. Сб. Дыхание земли родимой. Кемерово, 1979, с.144.
[6] С. Везнер. Сб. Бог с тобой. Кемерово, 1990.
[7] Л. Гержидович. Доброе лето. Сб. И меня переполняет нежность. Кемерово, 2001.
[8] Л. Никонова. Сб. Дыхание земли родимой. Кемерово, 1979, с.177.
[9] В. Бакулин. Сб. Здешней жизни позывные. Промышленная, 2003.
[10] К. Косенко. Сб. И меня переполняет нежность. Кемерово, 2001, с. 7.
[11] Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.44.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.