Рабочая программа по родному (русскому) языку
Оценка 4.6

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
03.07.2019
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа составлена на 5 лет на основании УМК под редакцией В.В. Бабайцевой ФГОС М.: Дрофа, 2013 Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного об¬разования; • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления националь¬ной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободно¬го выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на осно¬ве наблюдения за собственной речью.
рабочая программа по род.яз 5-9 2017-2022.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя  общеобразовательная школа № 3 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Рассмотрено и принято на заседании  ШМО учителей гуманитарного цикла  МБОУ СОШ № 3 Протокол № 1 от «31» августа  2017 г. Руководитель ШМО _______________/Александрова И.Ф./ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ  Заместитель директора по УВР   ______________ /Лобастова Л.Г./      Директор МБОУ СОШ № 3                 ______________ /Мусаев Р.Г./ Приказ № 194­К от «31» августа  2017г.  (МП)                                           Рабочая программа                                       учебного предмета «Родной язык»                                            для 5­9 классов                                      Срок реализации: 2017­2022 годы                                             Составила учитель русского языка и литературы                                              Акадеева Диана Димовна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения об УМК  Примерные   программы   по  учебным   предметам.  Русский   язык   5­9  классы  (серия  «Стандарты второго поколения» М., «Просвещение» 2011  Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой  ФГОС  М.: Дрофа, 2013 5 класс .Бабайцева,В.В,.Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория 5­9 Классы. Учебник М «Дрофа» 2013 г   Купалова А.Ю, Еремеева,А.П. Линдман­Орлова Г.К. и др.; под ред. Купаловой А.Ю.. Практика.5 класс М.: Дрофа, 2014  Никитина. Е.И. Русская речь. Развитие речи. Учебник 5 класс   М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н. Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5­9) Книга для учителя 5 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Лидман­Орлова Г.К. Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5­9).Методическое пособие  5 класс М.: Дрофа, 2014  Купалова А.Ю., Лидман­Орлова Г.К., Пахнова Т.М. Рабочая тетрадь 5 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н. Тетрадь для оценки качества знаний  5 класс М.: Дрофа, 2014  Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. М.:Просвещение, 2016  Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки­задания. 5 класс. М.:Просвещение, 2012  Каськова И. А. Русский язык. Тематические тесты. 5 класс. М.:Просвещение, 2016  Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диагностические работы. 5 класс. М.:Просвещение, 2016 6 класс  .Бабайцева,В.В,.Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория 5­9 Классы. Учебник М «Дрофа» 2013 г  Линдман­Орлова Г.К, Пименова С.Н. Еремеева,А.П.. и др.; под ред. Купаловой А.Ю.. Практика.6 класс М.: Дрофа, 2014  Никитина. Е.И. Русская речь. Развитие речи. Учебник 6 класс   М.: Дрофа, 20014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Лидман­Орлова Г.К. Русский язык (5­9) Книга для учителя  6класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Лидман­Орлова Г.К. Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5­9).Методическое пособие  6 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Перова Т.Е. . Рабочая тетрадь 6 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н. Рабочая тетрадь (диагностические работы) 6 класс М.: Дрофа, 2015  Пименова С.Н. Тетрадь для оценки качества знаний  6 класс М.: Дрофа, 2014  Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс.М.:Просвещение, 2016  Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки­задания. 6 класс. М.:Просвещение, 2012  Каськова И. А. Русский язык. Тематические тесты. 6 класс. М.:Просвещение, 2016  Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диагностические работы. 6 класс. М.:Просвещение, 2016           7класс  .Бабайцева,В.В,.Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория 5­9 Классы. Учебник М «Дрофа» 2013 г  Пименова С.Н, Еремеева,А.П,   Купалова А.Ю,.. и др.; под ред. Купаловой А.Ю..  Практика.7 класс М.: Дрофа, 2014  Никитина. Е.И. Русская речь. Развитие речи. Учебник 7 класс   М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5­9) Методическое пособие  7 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Лидман­Орлова Г.К. Русский язык (5­9) Книга для учителя 7  класс. М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Перова Т.Е. Рабочая тетрадь 7 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н. Рабочая тетрадь (диагностические работы) 7 класс М.: Дрофа, 2015  Пименова С.Н. Тетрадь для оценки качества знаний  7 класс М.: Дрофа, 2014  Соловьева Н.Н. Русский язык .Диктанты и изложения ? класс М:Просвещение 2012  Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки­задания. 7 класс. М.:Просвещение,2016  Каськова И.А. Русский язык. Тематические тесты 7 класс М: Просвещение 2016  Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диагностические работы.7 класс. М.:Просвещение,2016        8 класс  .Бабайцева,В.В,.Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория 5­9 Классы. Учебник М «Дрофа» 2013 г  Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. Практика.8 класс М: Дрофа 2014  Никитина. Е.И. Русская речь. Развитие речи. Учебник 8 класс   М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5­9) Методическое пособие  8 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Лидман­Орлова Г.К. Русский язык (5­9) Книга для учителя 8  класс. М.: Дрофа, 2014  Купалова А.Ю. Рабочая тетрадь 8 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н. Рабочая тетрадь (диагностические работы) 8 класс М.: Дрофа, 20015  Пименова С.Н. Тетрадь для оценки качества знаний  8 класс М.: Дрофа, 2014  Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения 8 класс М: Просвещение 2012  Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки­задания. 8 класс. М.:Просвещение, 2016  Клевцова Л. Ю., Шубукина Л. В.Русский язык. Тематические тесты. 8 класс.  М.:Просвещение,2016  Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диагностические работы. 8 класс. М.:Просвещение, 2016       9 класс  .Бабайцева,В.В,.Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория 5­9 Классы. Учебник М «Дрофа» 2013   Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю.Практика 9 класс М.: Дрофа, 2014  Никитина. Е.И. Русская речь. Развитие речи. Учебник 9 класс   М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5­9) Методическое пособие  9 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н., Купалова А.Ю., Лидман­Орлова Г.К. Русский язык (5­9) Книга для учителя 9  класс М.: Дрофа, 2014  Купалова А.Ю. Рабочая тетрадь 9 класс М.: Дрофа, 2014  Пименова С.Н. Рабочая тетрадь (диагностические работы) 9 класс М.: Дрофа, 2015  Пименова С.Н. Тетрадь для оценки качества знаний  9 класс М.: Дрофа, 2014  Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс.М.:Просвещение,2016 Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ    понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного  языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения  школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе  речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами по годам обучения освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на  углублённом уровне являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: а) рецептивные(слушание и чтение):        восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным,  выборочным); восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (просмотровым,  ознакомительным, аналитическим, поисковым); понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и  способов её выражения); способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию из различных источников (учебная  литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов; отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,  полученной в результате чтения и слушания; сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства); умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект); б) продуктивные(говорение и письмо):    определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом  речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения); соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;       владение монологической и диалогической формой речи; соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; определение причин  коммуникативных неудач; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно­научной речи (сообщение, доклад и т. п.); участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации. 2) применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни; 3) использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне; 4) использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при  совместной деятельности; 5) владение национально­культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты обучения: Речь и речевое общение Выпускник научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях  общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения  коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением  информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно­научного,  публицистического, официально­делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,  комментировать её в устной форме; • передавать содержание учебно­научного, публицистического, официально­делового, художественного аудиотекстов в форме плана,  тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ),анализировать и комментировать  её в устной форме. Чтение Выпускник научится: • понимать содержание прочитанных учебно­научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно­ публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в  форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной  коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы  Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в  соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально­стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно­ научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально­ деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально­культурные, нравственно­этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых  учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад  в ситуации учебно­научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с  учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского  литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно­научной(на материале изучаемых  учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебно­научные темы, соблюдая нормы учебно­научного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Выпускник научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения  (ученическое сочинение на социально­ культурные, нравственно­этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,  неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также  тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой  употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а  также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы  и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно­научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе,  дискуссии), официально­деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в  соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально­деловые, тексты  художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических  средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно­научного), публицистического, официально­делового стилей,  разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического  стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально­делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля;  выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально­делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально­смысловые типы речи); • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их  коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно­ научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально­деловые, тексты художественной  литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно­научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно­научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально­деловом стиле;  готовить выступление, информационную заметку, сочинение­рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах,  разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские  письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных  коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно­этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль  старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и  характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах  деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и  лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь  однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе  мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных  слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу  употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в  тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём  и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально­делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,  устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту  информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять  особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально­делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной  предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять  особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально­делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально­стилистических качеств,  требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту  информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: • выявлять единицы языка с национально­культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в  художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС ВВЕДЕНИЕ Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества. Вводный курс Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых  согласных, удвоенных согласных в корне слова. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным . Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом ­л­ и в окончаниях глаголов. Буква ь в глаголах 2­го лица единственного числа. Глаголы с ­тся и ­тъся. Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку. Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые  кто­то, что­либо, какой­либо, кое­кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределённых местоимениях. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными. Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также  повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).  Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме. Основной курс Понятие о литературном языке. Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка: произносительные (орфоэпические),  морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь. Значение букв е, ё, ю, я. Правописание разделительных ъ ­и ъ. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и а ы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ. Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные  (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а — о. Правописание корней с чередованием гласных е — и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание приставок роз­ (рос­) —раз­ (рас­). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при­ и пре­. Словообразовательные и этимологические словари русского языка. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского  языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных). Словари синонимов и  антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного  состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции. Исконно русские и заимствованные слова. Основные при чины заимствования слов. Основные языки­источники лексических заимствований в  русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их  использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа  устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально­авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной чужой речи с точки зрения  уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное  расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность  фразеологизмов. Русский язык — один из богатейших языков мира. Повторение изученного в 5 классе. 6 КЛАСС ВВЕДЕНИЕ Грамматика ПОНЯТИЕ О МОРФОЛОГИИ Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки,  синтаксическая роль. Части речи самостоятельные и служебные. МОРФОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Понятие об имени существительном. Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правописание суффикса ­ен­ в существительных на ­мя. Неизменяемые существительные. Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок. Правописание суффиксов ­ик­, ­ек­; ­ок­, ­ек­; ­оньк­ (­онок­), ­еньк­ после шипящих; суффиксов ­чик­, ­щик­. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имён существительных.\ ГЛАГОЛ Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Буква ь в инфинитиве. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание ­тся и ­ться в глаголах. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование. Правописание корней –бир­ – бер­, ­мир­ – мер­, ­тир­ – ­тер­ и др. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение. Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед ­л­, в глаголах прошедшего времени. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение  глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени. Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3­го лица. Буква ь в формах глагола 2­го лица единственного числа. Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения. Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание бы с глаголами в условном наклонении. Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание гласных в суффиксах ­ыва­ (­ива­), ­ова­ (­ева­). ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Понятие об имени прилагательном. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление  кратких имён прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую. Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом ­ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий. Прилагательные с суффиксами ­ин­ (­ын­), ­ов­ (­ев­). Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени.  Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых. Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов ­к­ и ­ск­. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Порядковые числительные, их значение и изменение. Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имён числительных. НАРЕЧИЕ Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. | Степени сравнения наречий. Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов ­о е после шипящих. Правописание ни нн в наречиях на ­о. Правописание наречий с приставками с­, из­, до­, в­, на­, за­. Дефисное написание наречий с приставками по­, в­ (во­), а также наречий, образованных повтором слов. Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку). КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость,  синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях. Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории состояния. МЕСТОИМЕНИЕ Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений  в речи. Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые  и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам. Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимения с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении. Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением. Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределённых  местоимений. Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое­, ­то, ­либо, ­нибудь. Правописание не в неопределённых местоимениях. Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях. Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Правописание местоимений­наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др. ВВЕДЕНИЕ Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. Повторение изученного в 5—6 классах. 7 КЛАСС Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. ПРИЧАСТИЕ Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами ­вш­ и ­ш­. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. , Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и к в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ДРУГИЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Общее понятие о служебных частях речи. ПРЕДЛОГ Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Простые и составные предлоги. Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. СОЮЗ Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочинённых предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочинённом предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчинённых предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные,  пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами). ЧАСТИЦА Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание не и. ни с различными частями речи (обобщение). Правописание ­то, ­либо, ­нибудь, кое­, ­ка, ­таки. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях. 8 КЛАСС ВВЕДЕНИЕ Русский язык — родной язык. Повторение изученного в 5—7 классах. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИСЕ Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. ПУНКТУАЦИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ И ПРАВИЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом  несмотря на. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо­личные,  неопределённо­личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений. ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом  несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ И С ОБРАЩЕНИЯМИ Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между  предложениями в тексте. Интонация вводности. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. Выделение на письме вводных предложений. Вставные конструкции как средства пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме. Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования  обращений. Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении. Слова­предложения Особенности строения, значения и употребления слов­ предложений в речи. Пунктуационное оформление слов­предложений. 9 КЛАСС ВВЕДЕНИЕ Богатство, образность, точность русского языка. Повторение изученного в 8 классе. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями. СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей.  Значения сочинительных союзов. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Строение сложноподчинённых предложений. Главные и придаточные предложения. Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых  и сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.  Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление. Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема раздела Раб. пр. Тема раздела Пр. Баба йцев Раб. пр. Пр. Баб айцев Тема раздела Тема раздела Раб пр. Пр. Баба йцев Раб пр. Пр Баба йцев Тема раздела Раб пр. Пр. Баба йцев ой 3ч 35ч 50ч 5 класс Введение Морфология  и  орфография Синтаксис и  пунктуация  ой 1ч 14ч 1ч 2ч 182ч 29ч 6 класс 1ч Введение 16ч Повторение  изученного в  5 классе 5ч Морфология Самостоятель ные части  речи 22ч 2ч Повторение изученного в 5­6 классах 13ч 3ч 20ч 2ч 33ч 6ч 12ч 3ч Фонетика.  Графика.  Орфография.  Орфоэпия Лексика.  Культура  речи Морфемика.  Словообразов ание.  Орфография Повторение изученного в 5 классе 7 класс Введение . Повторение  изученного в 6  классе Грамматика. Морфология. Самостоятельн ые части речи Служебные  части речи Повторение изученного в 6­7 классах Итого: 175 35 210 35 140 35 102 35 ой 1ч 10ч 59ч 8 класс 1ч Введение ой 1ч 9 класс 1ч Введение 1ч Повторение  изученного в  7 классе 17ч Синтаксис и  пунктуация. Словосочетание  11ч 2ч 9ч 3ч Повторение  изученного в  8 классе Сложное предложение  ой 1ч 2ч 1ч 2ч 30ч 15ч 55ч 15ч Предложение 77ч 27 ч 15ч 1ч Повторение изученного в 7­8 классах 4ч 2ч Сложные  бессоюзные  предложения Сложные  предложения с  разными  видами связи Предложения с  чужой речью Общие  сведения о  русском языке Повторение изученного в 5­9 классах 8ч 6ч 7ч 5ч 9ч 68 4ч 3ч 4ч 3ч 2ч 34

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019