Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
21.12.2017
Цель работы: разработать систему уроков с использованием новых образовательных технологий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
рассмотреть современные образовательные технологии и их применение на практике ;
проанализировать инновационные технологии в обучении русскому языку ( наиболее популярные и эффективные: использование ЭОР , метод проектов,игровые технологии) ;
выявить достоинства и недостатки исследованных мною технологий;
Новые образовательные технологии на уроках русского языка.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Приволжская основная школа
433308,Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Липки, ул. Ленина, д.17.Телефон: 88425570588
Новые образовательные технологии на уроках
русского языка
г. Ульяновск
2017 год Содержание
Введение
1.Современные образовательные технологии, классификация
2.Применение новых образовательных технологий в обучении русскому языку в школе
2.1. Электронные образовательные ресурсы и современный урок
русского языка
2.2. Метод проектов
2.3. Игровые технологии на уроках русского языка
Заключение
Список литературы
Приложения (14)
1.ЭОР для учителя русского языка и литературы
2.ЭОР для учащихся
3.ЭОР по русскому языку
4. Адреса полезных сайтов Введение
Повышение качества обучения, в частности качества обучения школьников,
является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики в связи с тем, что
в настоящее время, к сожалению, все более очевидными становятся недостатки в
образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным
языком. Как следствие, в современной методике уточняются цели обучения,
изменяется содержание и структура образования, совершенствуются формы ,
уточняются методы и приемы обучения. Новые образовательные стандарты требуют
перехода к компетентностному подходу в образовании. Задача учителя — не только
дать детям образование в виде системы знаний — умений — навыков, не увеличивать
объем получаемой учеником информации, а всемерно развивать познавательные и
творческие возможности учеников, воспитывать личность, научить его самостоятельно
решать проблемы в незнакомой ситуации.
Большой трудностью в работе учителя является моделирование уроков и их
проведение. Часто возникают сомнения: правильно ли строится педагогическая
деятельность, обеспечивает ли она развитие детей, так ли строится урок, направлен ли
он не только на усвоение учащимися знаний, но и на развитие ума и эмоциональной
сферы. Всё это требует большой и трудоёмкой работы учителя по самообразованию.
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных
технологиях.
Передовыми учителями разработано множество результативных методик. Но
скопированная методика не может давать одинаковые результаты в различных случаях
ее использования. Технология же – это процесс, который может освоить каждый.
Единственное, что необходимо помнить, все стадии, предусмотренные технологией,
должны быть пройдены, в противном случае результат не будет достигнут. Ясно одно:
образовательные технологии должны научить детей самостоятельно добывать
информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства,
то есть обеспечить становление личности, сформировать у учащихся навыки
самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что тема выпускной работы – «Новые
образовательные технологии на уроках русского языка» актуальна.
Методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою
теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет
отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования,
свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в
настоящее время решает свои задачи как «внутренние», связанные с укреплением
своих научных позиций, так и «внешние» обслуживание школы практическими
рекомендациями и материалами.
Научная новизна и практическая значимость состоит в актуализации проблемы
изучения активных форм в процессе обучения школьников русскому языку с целью
определения основных путей и способов , стимулирующих процесс обучения.
Изученные мною в данной выпускной работе новые педагогические технологии и с
помощью изучения учебной литературы, и путем исследования передового
педагогического опыта через специальные издания периодической печати помогут мне
в предстоящей работе учителя организовать полноценное обучение русскому языку с
применением новых образовательных технологий.
Гипотеза исследования: использование новых педагогических технологий на уроках
русского языка создаст необходимые условия для обеспечения современного качества
образования, будет способствовать формированию у учащихся ключевых
образовательных компетенций.
Объект исследования: учебный процесс по русскому языку.
Предмет исследования: новые образовательные технологии.
Цель работы: разработать систему уроков с использованием новых образовательных
технологий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучить психологопедагогическую и методическую литературу по теме;
рассмотреть современные образовательные технологии и их применение на
практике ;
проанализировать инновационные технологии в обучении русскому языку
( наиболее популярные и эффективные: использование ЭОР , метод
проектов,игровые технологии) ;
выявить достоинства и недостатки исследованных мною технологий;
В ходе выполнения выпускной работы были применены следующие методы
исследования:
изучение передового опыта по проблеме исследования;
анализ психологопедагогической и методической литературы по теме
исследования;
сравнение;
моделирование уроков;
описательный метод.
Структура выпускной работы: состоит из введения, где обозначена актальность
изучаемой проблемы, новизна и практическая значимость исследований; двух глав,
рассматривающих как теоретические, так и практические аспекты по проблеме
исследования, достоинства и недостатки наиболее распространенных в школьной
практике технологий: использование ЭОР, метод проектов, игровые технологии;
заключения, списка литературы, приложения.
Апробация работы: на уроках русского языка в учебном процессе мною уже
применялись различные технологиии, проводилисть исследования, была составлена
система уроков с применением новых образовательных технологий (игровые
технологиии, использование ИКТ, метод проектов и др.) . Результатом своей работы и
рекомендациями я поделилась с учителями русского языка на заседании
муниципального МО. Заключение: в результате исследования разработана методика, обеспечивающая
эффективное применение новых образовательных
технологий в комплексе с
традиционными на уроках русского языка, разработаны методические рекомендации и
дидактические материалы к проведению уроков русского языка.
Эффективность исследования по данной теме заключается в повышении качества
знаний, умений и навыков учащихся, усилении роли развивающей , образовательной и
воспитательной функций обучения.. В выпускной работе не проанализированы другие,
не менее интересные образовательные технологии. Значит, исследование теоретических
и практических аспектов инноваций будут продолжены.
1. Современные образовательные технологии, классификация.
Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение
которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук).
Образовательная технология – конструирование учебного процесса с
гарантированным достижением целей (М.Кларин).
Появление идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с
внедрением достижений научнотехнического прогресса в различные области
теоретической и практической деятельности. Массовое внедрение педагогических
технологий исследователи относят к началу 60х гг. и связывают его с
реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. Дж. Кэролл, Б.
Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли самые известные авторы
современных педагогических технологий. В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной,
А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной,
В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других педагогов отражена отечественная теория и
практика осуществления технологических подходов к образованию.
Первоначально термин «педагогическая технология» рассматривался только
применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение при помощи
технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают
как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на
решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на
практике заранее спроектированного педагогического процесса (Сластенин 1998:330). Педагогическая технология это строго научное проектирование и точное
воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Так как
педагогический процесс всегда строится на определенной системе
принципов, педагогическая технология может рассматриваться как совокупность
внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление
этих принципов в их объективной взаимосвязи, где полностью проявляется личность
учителя. Именно в этом и состоит отличие педагогической технологии от методики
преподавания учебной дисциплины. Понятие «методика» выражает использование
набора методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю.
Педагогическая технология предполагает участие учителя, осуществляющего обучение.
Отсюда следует, что любая учебная задача может быть решена эффективно с помощью
адекватной технологии, используемой учителемпрофессионалом в своей работе.
Наиболее существенными признаками технологии обучения (дидактической) являются
следующие:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел (проблему), в
основе которой лежит определенная методологическая, философская позиция автора
(технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
педагогические действия, операции, коммуникации выстраиваются в полном
соответствии с целевыми установками и планируемым результатом;
технология предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся с учетом
принципов индивидуализации и дифференциации обучения, с учетом оптимальной
реализации человеческих и технических возможностей, с учетом диалогического
общения;
элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем,
а также должны гарантировать достижение планируемых результатов (государственного
образовательного стандарта) всеми учащимися;
органической частью технологии должен быть мониторинг, объективный контроль
качества обучения (входящая/предварительная диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль, содержащий критерии, показатели и инструментарий измерения
результатов деятельности).
В настоящее время существует большое количество педагогических (дидактических)
технологий, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с
использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся:
личностноориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод
проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход,
гуманноличностная технология Ш.А.Амонашвили, др.);1
технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся
(игровой урок, система обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного
материала В.Ф.Шаталова2, опорные конспекты Ю.С.Меженко3);
технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного
процесса (перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при
комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации,
технология программированного обучения, система КСО коллективного способа
обучения, групповые технологии разных видов групповой опрос, смотр заданий,
учебная встреча, диспут, урокконференция, урокпутешествие, интегрированный урок
и т.д.);
технологии, основанные на дидактическом усовершенствовании и реконструировании
учебного материала («школа диалога культур» В.С.Библера и С.Ю.Курчанова,
технология укрупнения дидактических единиц методика УДЕ П.М.Эрдниева,
система М.Б.Воловича);
частнопредметные педагогические технологии (эффективные уроки А.А.Окунева);
технологии развивающего обучения (классноурочные система Л.В.Занкова,
технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова, технология
саморазвивающего обучения Г.К.Селевко);
1Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
2 В.Ф.Шаталов “Эксперимент продолжается” . М.,1998...
3 Ю.С, Меженко, Т.Н. Ситникова. Пособие "Школьный курс русского языка в опорных конспектах".
Житомир.2012г. авторские школы (школа адаптирующей педагогики Е.А.Ямбурга Б.А.Бройде, школа
самоопределения А.Н.Тубельского, «Русская школа»).
2. Применение новых образовательных технологий в обучении русскому языку в
школе
2.1. Электронные образовательные ресурсы и современный урок русского языка
Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных
технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников.
Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой.
Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и
пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их
владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и
литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач
являются электронные образовательные ресурсы.
Учителя русского языка и литературы в силу понятных причин весьма осторожно
относятся к применению новых информационных технологий на своих уроках.
Целеполагание их деятельности во многом отличается от целей и задач других
учителейпредметников. По большому счету, главное для нас – гуманитарное
образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности
и культуры. Но ЭОР становятся хорошим помощником учителюсловеснику, делая
процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. ЭОР на
уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность
учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц, презентаций экономит время, более эстетично оформляет
различных
материал.
Использование кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков,
занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку.
Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет использовать разнообразный
иллюстративноинформационный материал. Причем материал могут находить и сами
учащиеся в Интернете и на дисках. Так урок становится ярким, образным, деятельностным. Использование интерактивных тестов не только экономит время
учителя, но и помогает учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. А если
ещё и вспомнить суждение Л.Н. Толстого, который говорил, что «чем легче учителю
учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем
больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами
ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться
ученику»,4 то сомнения в том, стоит ли учителюсловеснику использовать ЭОР, отпадут
сами собой.
Правильно подобранный к уроку ЭОР пробуждает чувства, заставляет переживать,
будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе
которого – ощущения и образы . Создано множество различных коллекций цифровых
образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты,
программные средства . Повышают наглядность, интерактивность урока русского
языка анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения, правила,
таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего могут
использоваться на уроке.
Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении
нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и
физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и
схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами
презентацию можно считать универсальным. Использование разных видов презентаций
позволяет решать следующие задачи:
1.Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание
лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.
2.
Презентации «Плакаты» это демонстрация иллюстраций, фотографий с
минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие
4 Лев Толстой. Педагогические сочинения. Москва, 1956 год. картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект
присутствия.
3. Презентации "Тройное действие» на слайдах помимо визуальных материалов
приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда,
либо «расширять» его , отсюда: задействуют три механизма восприятия: зрительно
образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём
говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением
предлагаемого материала.
4. «Интерактивные презентации»
самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и
практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ,
наиболее эффективны при организации
позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для
изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.
5.Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала:
эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать
различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации
творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют
учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора,
когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для
пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что
излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.
С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления,
делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы
В отличие от печатных,
помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.
электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу
можно использовать в течение всего периода изучения какойлибо темы, так как
таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какомулибо
разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»). На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные
тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они
помогают систематизировать изученный Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты,
содержащиеся на дисках. Преимущество электронных тестов в высокой степени
интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают
вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может
поработать не более 3х обучающихся: компьютер в кабинете один. Но я думаю, не за
горами то время, когда в классах будет по 23 компьютера. Ведь совсем недавно у нас и
одного компьютера в классе не было.
Ещё одна разновидность электронных средств обучения электронные учебные
пособия: репетиторы, тренажеры, программы,
интерактивные коллекции,
словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся,
ресурсы электронных библиотек и баз данных.
Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и
зарекомендовали себя неплохо:
Программнометодический комплекс для формирования навыков орфографической
и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс
русского языка (базовый)»;
Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия»;
Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия ;
Интерактивный курс подготовки к ГИА Русский язык;
тренажёр «Русленг»( на портале ЦОР);
орфоэпический тренажёр.
Интерактивные уроки, построенные по модели школьного занятия, созданы на базе
мультипликации и максимально приближают виртуальное обучение к реальному.
Многоуровневые интерактивные таблицы сложной структуры, содержащие информацию
по теме, нескольким темам, а иногда по всему разделу могут использоваться учителем в
качестве наглядного и справочноинформационного материала. Ученик может использовать таблицы для поддержки ответа. Сборник анимированных сюжетно
организованных сцен, организованных по принципу "вопрос – ответ" акцентирует
внимание ученика на трудных или интересных языковых явлениях, часто связанных с
типичными ошибками.
Гипермедиаконструктор»57кл»( на портале ЦОР)
«Радионяня. Весёлая грамматика» 32 урока с интермедиями и песнями на все
трудные правила русской грамматики, авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский)5.
ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные
мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные
ресурсы нового поколения. Они открывают доступ к высокоинтерактивным,
мультимедийнонасыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых
открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов. Индивидуализируют обучение
благодаря решениям,
предусматривающим включение в систему работы с ними вариативных электронных
учебных материалов.
Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и
ученика состоит в том, что:
задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и
контрольными;
есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному
разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;
программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое
явление.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и
самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в
запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен
списыванием или составлением текстов . Электронные образовательные ресурсы
5 А.Хайт, Э.Успенский, Л.Измайлов .Радионяня. Весёлая грамматика. Аудиозапись. Би Смарт,2007г. позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый
компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов,
процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников
появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и
самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет
школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных)
ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс
формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть
ориентированы уроки с применением ЭОРов.
Что дают ЭОР учителю?
вырастает авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии –
это престижно:
использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы,
деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал
личности:
.построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично
оформить материал;
использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий,
тестов, воспитывает интерес к уроку, делает его интереснее. Использование
мультипликации и анимации разнообразит уроки, активизирует учащихся.
В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным
результатам выпускника. ЭОР на уроках русского языка помогают формировать
коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, активность,
самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.
Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания
образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного
процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и
методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого
ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично
подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на
прилавках магазинов, и в интернете.
При использовании ЭОР на уроках русского языка следует учитывать и недостатки ,
выявленные педагогами на практике.
Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий,
хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут
заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а дополняет его.
Применение информационных технологий дает неоднозначные результаты при работе
с классами различных уровней. Классы с высоким уровнем интеллектуального развития
легко воспринимают новое средство обучения, активно включаются в проектную
деятельность и показывают высокие результаты по итогам аттестации, а также
стабильность на протяжении нескольких лет. В то же время, классы, где обучаются дети
с недостаточно высоким уровнем развития, требуют значительно больше времени для
адаптации к новой методике, что можно отметить на примере собранных данных.
Максимальную трудность для таких учеников представляют: высокий темп такого
урока, информационная насыщенность, постоянное чередование средств обучения, что
приводит к затруднениям в изучении учебного предмета. Некоторые учителя
«перегибают палку» в плане внедрения ЭОР у себя на уроках. Любое излишество
вредно, всего должно быть в меру. Существуют и другие ограничения использования
ЭОР: нормы СанПина,техническая оснащенность классов. Существует вероятность, что,
увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к
наглядноиллюстративным методам.
2.2. Метод проектов
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний
путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и
педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и
как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников
проектной деятельности.Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной
поставленным целям обучения русскому языку, с моей точки зрения, является
технология проектов, или метод проектов. Известно, что метод проектов имеет
длительную историю как в мировой, так и в отечественной педагогике.6
Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности
позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений
критического и творческого мышления.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного
года и включает несколько этапов: предварительный выбор учеником темы с учетом
рекомендаций учителя; составление плана, изучение школьником литературы по данной
теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и
собственные выводы по теме; защита, которая предполагает устное выступление
ученика, содержащее краткую характеристику работы, ответы на вопросы по теме
работы. В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой
рефератом.
Однако все более становится общепринятой точка зрения, что учебный проект —
самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только
но научнопрактическую значимость,
хорошо осознаваемую как
учебную,
преподавателем — руководителем проекта, так и его исполнителем. Это решение
задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее
решения. Поэтому и предъявление результатов проекта может быть различным: научный
доклад (например, по теме «Использование односоставных предложений в лирических
произведениях А. С. Пушкина») с постановкой проблем и научными выводами о
тенденциях,
прослеживающихся в развитии данной проблемы; подготовка
6 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для
студ. пед. вузов и системы повышения квалифика ции. Полат Е. С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В.,
Петров А. В. Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. компьютерных программ по русскому языку под названием «Лингвистические
кроссворды» и т. д.
Метод проектов в настоящее время активно утверждается в школе, в том числе и
при обучении русскому языку. Этот метод предполагает организацию совместной или
индивидуальной работы учащихся над той или иной проблемой с обязательным
предъявлением результатов своей деятельности.
Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности,
организованной по методу проектов? Вопервых, аналитическое мышление в процессе
анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов,
явлений. Вовторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с
ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми
качествами предмета, явления и пр. Втретьих, логическое мышление, когда
формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения,
внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий,
предпринимаемых для решения проблемы.
Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности
связей и характеристик, а также устанавливать причинноследственные связи, искать
новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во
все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо),
совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне
информационносмысловой обработки в первую очередь.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из
носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих учеников.
Метод проектов вызывает интерес у преподавателей русского языка, однако опыт
создания проектов по русскому языку пока невелик. Тем большее внимание учителей,
методистов привлекают попытки создать учебный проект, выдержанный в рамках
технологических требований. Учителя начинают всегда с выбора темы проекта, его типа, определения количества
участников. Далее учителю необходимо продумать проблемы, которые важно
исследовать в рамках намеченной тематики, и помочь учащимся их осознать,
сформулировать (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению
проблем, видеоряд и т. д.). Учитель нацеливает учащихся на обсуждение возможных
методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.
Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в
группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть участник
проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать
планомерную работу учащихся над проектом. Обычно проводится предзащита проекта,
где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению
результатов.
Защита проектов предусматривает коллективное обсуждение, экспертизу,
оппонирование, результаты внешней оценки, выводы. Лучшие работы публикуются в
школьных сборниках.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно
приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если
ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке
информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять
факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного
уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую
профессию, будет жить творческой жизнью.
Методика организации проекта:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме,
интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного
получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой
информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,
консультантами и т.д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции
полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде
рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности
школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне
школы, округа, города и т.д.).
Применяя метод проектов на уроках русского языка , я стремлюсь повысить
практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы
организации учебной деятельности учащихся.
При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным
методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создаю проблемномотивационную среду на уроке разными формами: беседой,
дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого
стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для проектной
деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие
читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и
обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать
предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной
деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2.Команды не соревнуются.
3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от
того, что они вместе выполняют проектное задание.
4.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно
быть так называемых “спящих” партнеров.
6.Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие
проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
1.Выбор темы проекта (исследования).
2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать
ответы). 3.Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу.
(Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать
ответы).
4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план
своих действий, время выполнения каждого шага).
5.Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию,
материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили
для каждого шага).
6.Получаем результаты. (Если чтото не удалось – это тоже результат).
7.Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8.Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в
группе.
9.Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию
проекта.
Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме – плане конспекта,
где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной
работе.
Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку : практико
ориентированные («Лексика», «Деловые бумаги»), творческие (сочинения, сказки),
исследовательские (научно — исследовательские работы), лингвистические
(таблицы,пособия); по количеству участников проекталичностные,парные, групповые.
Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям,
упражнениями:
С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно. Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему,
составить каталог этих пословиц по определенным разделам”,составить словарик
фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся
возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими
участниками минипроекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится,
а затем сравнивать с тем, что получилось.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать
сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе
читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини
сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по
времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому
выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались
причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении
учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс
получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое
включает в себя связки “ученик ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”,
“ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе:
опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Когда ученики научатся взаимодействовать между собой, можно предлагать задания
– проекты.
Метод проектов выгодно отличается от репродуктивных методов (демонстрационных,
устных словесных методов), поскольку он нацеливает на творческий поиск решений.
Тем не менее, в современной школе наблюдается ряд негативных тенденций в
применении метода проектов:
обособление проекта в учебном процессе, выделение его в самостоятельный
дополнительный вид деятельности; проектной деятельности школьников придаются черты, обеспечивающие ей внешнее
уподобление работе профессионального проектного коллектива;
тяготение школьных проектов к грандиозности, масштабности тематики при ее
видимом формализме (коллективные панно, макеты на тему "Город будущего" и т. д.);
наличие алгоритмов в проектной деятельности, что в принципе противоречит смыслу и
сути творчества, т. к:
предлагаемые алгоритмы являются не чем иным, как подсказками, а точнее,
матрицами или шаблонами, помогающими соблюсти необходимые рамки;
содержание деятельности детей является преимущественно репродуктивным, а
настоящих проектных гипотез не предполагается;
отсутствие настоящих творческих и конструкторских задач в рамках выполнения
проектов обычно компенсируется привлечением внешних эффектов: элементов
театрализации, "защиты проекта в форме шоу и т. д.
Таким образом, проектная деятельность на уроках русского языка должна освободиться
от формализма и излишней показательности. Она должна быть нацелена на развитие
личности, формирование у школьников творчества.
2.3. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного
процесса на уроке русского языка
К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра действительность, и действительность
гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка
именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы
этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не
мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не
более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо
и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует
свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»7.
7 К.Д.Ушинский . "Педагогическая антропология", т.1 (сознание). Глава XXX.М, Лениздат, 1950 . «С детьми нужно играть, если не будете играть, они сами с Вами будут играть», в
шутку заметил один из педагогов школы.
Каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда ктолибо из учащихся
никак не может понять новую тему. И что бы ни делал учитель, все безрезультатно. Как
сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке, стало простым и ясным?
Здесь неоценимую помощь может оказать использование в обучении игровых
технологий.
Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отношении,
так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает
новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения
поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно
строить траекторию своего развития. Игра своеобразный "доктор", который лечит
апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра
позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности,
которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное
мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в
обучении.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся на уроках
русского языка, позволяют:
проводить уроки в нетрадиционной форме;
раскрывать креативные способности учащихся;
дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
развивать коммуникативные навыки учащихся;
обеспечивать свободный обмен мнениями;
учитывать возрастные психологические особенности школьников;
организовывать процесс обучения в форме состязания;
облегчать решение учебной задачи;
вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности; практически закреплять полученные знания;
формировать мотивационную сферу учащихся;
расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.
Различают несколько этапов организации и развития игры:
Предварительный. На этом этапе ставится цель и определяются задачи игровой
деятельности. Учащиеся совместно с учителем, а иногда и без его вмешательства,
участвуют в распределении ролей и определении условий деятельности.
Организационнометодический. Он характеризуется поиском путей решения
поставленных задач педагогическими приемами. На этом этапе происходит деление
учащихся на группы, поиск необходимой справочной и учебной литературы, а также
организация рабочего места. Учитель при этом занимается организационно
корректирующей деятельностью.
Работа в группах. В рамках каждой малой группы распределяются обязанности,
исходя из сложившихся компетенций у учащихся. Осуществляется самостоятельная
работа групп по решению поставленной задачи имеющимися средствами, при этом
школьники проявляют свои коммуникативные компетенции учебной деятельности. Этап
характеризуется активным использованием субъектного опыта каждого учащегося.
Каждая группа подготавливает сообщение (выступление) по заданной теме, анализируя
возможные контраргументы со стороны команд соперников. Учитель на данном этапе
является наблюдателем деятельности учащихся.
Представление результатов работы. Каждая из групп представляет свой вариант
решения той или иной проблемы. Возможна ситуация, при которой члены групп будут
полемизировать друг с другом, что является дополнительным условием развития
познавательной активности учащихся.
Анализ и подведение итогов. Учащиеся формулируют вывод по теме. Учитель в
данной ситуации может корректировать те или иные утверждения.
На уроке учитель становится режиссером, координируя и корректируя
деятельность учащихся. Перед началом игры учитель должен ознакомить всех
участников с ее условиями, режимом работы, и выдать необходимый материал и
оборудование. В зависимости от характера заданий учащиеся распределяют роли либо сами, либо с помощью учителя. Контроль за деятельностью каждого в отдельности
учащегося переходит к ученикам, т. к. результативность общей работы определяется
вкладом каждого, а вследствие возрастных особенностей очень важно мнение
товарищей. В процессе работы учитель может корректировать деятельность отдельных
учащихся для достижения поставленной цели. Между участниками игры возможна
дискуссия для выработки общего решения. В этом случае часть учащихся выступает в
роли сборщиков информации, часть в роли аналитиков, часть в роли критиков. По
окончании дискуссии озвучивается решение, которое оценивается экспертами. Их роли
могут исполнять специально подготовленные учащиеся, а также взрослые из числа педа
гогов и родителей. В конце игры учитель подводит итог, как по тематической
направленности, так и по вкладу каждого ученика.
Игра является основной потребностью ребенка. Учителю необходимо организовать
игровую деятельность с учетом специфики возраста и направленности игр. Игра
становится приемом обучения, направленным на моделирование реальной
действительности и мотивацию учебной деятельности, а также формой активного
обучения и организации учебной деятельности.
Поскольку учащиеся поразному усваивают информацию, при организации игровой
деятельности целесообразно дублировать словесное описание графическими
изображениями или представлением образцов в натуральном виде. Важным является не
столько слуховое восприятие информации, сколько опыт ученика при формировании
образа или понятия, его оперативная память, которая подскажет правильный ответ,
возможно, отличающийся по формулировке от классических определений, но верный по
своей сути.
В определенной ситуации урок, как методическая единица, может не состояться из
за того, что дети заигрались. Но игра, как форма организации учебной деятельности,
формирует мотивацию к самой деятельности. Не получив на уроке часть учебного
материала, но поняв прелесть познания, ученик сам захочет побольше узнать по
изучаемой теме: возьмет учебник, откроет журнал и прочитает даже больше, чем
требуется по программе. Все игры можно классифицировать поразному, но для учебной деятельности
наиболее оптимальными являются игры академические, в рамках которых имитируется
та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала.
Сама игра и учитывает особенности возраста, и формирует ключевые компетенции
школьника, готовя его к реальной жизни. Важно сделать так, чтобы, играя, школьник
учился, не ощущая тяжести обучения, чтобы учебная игра была естественным
состоянием ребенка в процессе познания. В этом случае даже нелюбимое учебное
действие перестает быть таковым, ибо нелюбовь основана на разуме, а игра на
чувствах.
Большие проблемы возникают с чтением как таковым и навыком работы с текстами
в частности. Для придания тематическому материалу живости и красочности
целесообразно использовать не только научные тексты, но и художественные, что
приведет к формированию представления о русском языке, как о живом и гармоничном.
Варианты работы с текстом позволят ученику понять его содержание и сформировать
компетенции взаимодействия.
Помимо классических приемов можно использовать различные изыски. Попробуйте
предложить учащемуся составить по тексту графический конспект, но не давайте
шаблона для этого. Пусть ученик проявит свою индивидуальность и творческие
способности. Или попросите: сосчитать в тексте количество тематических терминов, а
затем классифицировать их; или представить фрагмент текста в виде иллюстрации
(пусть рисуют); или, закрыв половину листа с текстом, продолжить каждую строчку. В
любом случае текст будет прочитан, что и требовалось.
Деятельность учащихся при работе с текстом должна быть организована так, чтобы
последующее задание обязательно требовало его прочтения. Причем интерес к
выполнению этого задания должен затмить рутинную необходимость читать. Тогда
чтение будет лишь прелюдией к некой творческой, значимой для ученика, деятельности.
Если на уроке предложить написать шпаргалку, а потом в классе провести
своеобразное их дефиле, то текст будет прочитан "от" и "до", т. к. задание не было
насилием, а исходило от самого ребенка, его потребности сделать шпаргалку. Помимо
прочего закрепится навык конспектирования, составления графического конспекта, анализа материала и его синтеза. Чего я добился? Вопервых, учащиеся ознакомились с
тематическим текстом; вовторых, закрепили навыки работы с текстом; втретьих,
повысилась мотивация за счет нетрадиционного проведения урока русского языка.
Нельзя ограничивать процесс творчества шаблонами. Надо позволить ребенку
самому выработать как систему обозначений, так и содержание альтернативной карты.
Но созданное произведение, в любом случае, должно опираться на научность источника
информации.
Задания на развитие данных компетенций будут способствовать расширению сферы
взаимодействия ученика и, тем самым, его информационного поля.
Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо
улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной
дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии
обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его
форме.
Задачей учителя русского языка является совместить значимое для ребенка и
значимое с точки зрения процесса обучения, науки.
Ограничения и недостатки использования игр в образовании.
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра очень время и трудоемкая
форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества
времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых
образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока его не существует.
Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность
использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные
образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их
формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы
«фронтальный опрос новый материал закрепление домашнее задание». Здесь
обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих черта∙ увлечение
самого педагога игровыми формами;
∙ запрет на «обязательность» внедрения игр; проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений
и т.д.).
Игра живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое
наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься
игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от
игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные
потребности могут быть депривированы подростки, увлеченные компьютерными
играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, повидимому, изза того,
что игра реализует не менее значимые потребности в общении, самоутверждении и т.д.
Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм,
какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой
деятельности в других сферах жизни.
Игра это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование,
необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.
Заключение
Изученные мною в данной выпускной работе новые педагогические технологии и с
помощью изучения учебной литературы, и путем исследования передового
педагогического опыта через специальные издания периодической печати – помогут мне
в работе организовать полноценное обучение русскому языку с применением новых
Накопленный мною опыт, частично отраженный в
образовательных технологий.
настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках
и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и
учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно
серьезных тем по русскому языку, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса
обучения.
В результате исследования разработана методика, обеспечивающая эффективное
применение новых образовательных технологий в комплексе с традиционными на
уроках русского языка, разработаны методические рекомендации и дидактические
пособия к проведению уроков русского языка. Эффективность исследования по данной теме заключается в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся, усилении
роли развивающей , образовательной и воспитательной функций обучения..
Диагностика результатов обучения русскому языку с использованием новых
образовательных технологий показала,что учащиеся лучше усвоивают тему, у них выше
успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании
изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня
усвоения основных понятий. Повысилось качество учебнопознавательной
деятельности.
Исследования, проведенные мною и апробированные в учебном процессе были
неоднократно представлены на педсоветах и семинарах в форме выступлений, а также
на семинарах муниципального уровня.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и
психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те задачи,
которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью
различных педагогических инноваций.
В выпускной работе не проанализированы другие, не менеее интересные
образовательные технологии. Значит, исследование теоретичесиких и практических
аспектов инноваций будут продолжены. Вопросы, затронутые мною в данной работе,
имеют смысл для анализа собственной педагогической деятельности и будут служить
ориентиром для построения учебного процесса с целью повышения качества обучения
русскому языку учащихся в условиях модернизации образования. Но, основываясь на
материалах публикаций оценивания уровня качества знаний, можно с уверенностью
сказать, что чем больше в нашей стране будут использоваться педагогические
инновации, тем более развиты будут ученики и ознакомлены с процессами внедрения
инноваций руководители и учителя. Список литературы
1. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство
повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная
компетентность учителя. Современные наукоемкие технологии.№6,М., 2005г .
2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2009.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5.Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В.. Образовательные технологии и педагогическая
рефлексия. СПб, 2003.
6.Ермолаева, М.Г. Современный урок . – М., 2005.
7.Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых
федеральных образовательных стандартов. Спб, 2012г.
8.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
9.Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989
10.Хуторской А.В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех
поразному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. (Серия
«Педагогическая мастерская»).
11.Пугачёва Н. Б. Психологопедагогическое обеспечение инновационной деятельности
общеобразовательного учреждения . Завуч, 2005, № 3. 12.Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.:
Магистр, 2007.
.13.Ф.Шаталов “Эксперимент продолжается” . М.,1998...
14.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
15.Ю.С, Меженко, Т.Н. Ситникова. Пособие "Школьный курс русского языка в
опорных конспектах". Житомир.2012г.
. net
. htm
:// uroki
Интернет ресурсы
http
/ index
http://uchitelu.info/
http://rus.1september.ru/2004/11/1.htm
http://nsportal.ru/
Приложение
ЭОР для учителя русского языка и литературы
http://eor.it.ru/eor/ учебный портал по использованию ЭОР
Приложение 1
Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно
справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского
языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru/
Методиколитературный интернетсервис (МЛИС) создается как
виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический
опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия: www.febweb.ru/– Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской
словесности, библиографии, научные исследования и историкобиографические работы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической
литературы
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературнохудожественные и
гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся
школьная программа по литературе на одном сайте
http://www.hiedu.ru/ebooks/xbook107/01/index.html?part005.htm/
Современный русский язык: электронный учебник
– Валгина,
Н.С.
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для
учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей
«Я иду на урок литературы»
Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?
op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог
образовательных ресурсов по русскому языку
http://www.edu.ru/modules.php?
op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/
Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы,
тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и
литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
, «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителюсловеснику,
студентуфилологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет
портале «ProШколу.RU» http://www.portalslovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык;
литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».
http://www.proshkolu.ru/
, http://www.openclass.ru/
http://www.russkyiaz.ru
Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое
планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки,
конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/– Российский образовательный портал.
Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.a4format.ru/– Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература
XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/– Проект «Методкабинет». Учителю
русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://school.iot.ru/– Интернетобучение. Сайт методической поддержки учителей
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/
методических разработок для школы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы победителей конкурса
«Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/ Сообщество учителейсловесников
http://schoolcollection.edu.ru/
Олимпиады, конкурсы:
http://www.rsrolymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад
(пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр
– Учительские находки:
конкурс
http://www.mk.ru/msu/?p=pavila3/– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»
http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова
http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернетолимпиада школьников по
русскому языку «Светозар»
www.eidos.ru/olymp/olymplist.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические
олимпиады
http://www.desc.ru/show.html?id=614/
– Интернеткарусель (online соревнования)
Дистанционное образование:
http://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов:
Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)
ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»
Интернет порталы
1.
http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных
ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
2.
3. http://edu.of.ru/zaoch/ Российский общеобразовательный портал. Заочная работа
со школьниками
4. http://profil.3dn.ru/ Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им.
А.И.Герцена
5. http://edu.of.ru/profil/default.asp
Российский общеобразовательный портал.
Дистанционная поддержка профильного обучения
6. http://www.openclass.ru/ Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс
ЭОР для учащихся:
Словари. ру. http://slovari.ru/dictsearch
Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota
Справочная служба http://www.gramota.ru/
Русские поэты. Краткий портретный тест.
http://gramma.ru/LIT/?id=8.201
Экзамены. Нормативные документы http://gramma.ru/EXM
Приложение 2
Приложение 3 ЭОР по русскому языку
1 Грамота.Ру: справочноинформационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
2 Коллекция «Диктанты русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
3 Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
4 Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http://www.philolog.ru/dahl/
5 Имена.org популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org
6 Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
7 Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения
РАО
http://ruslit.ioso.ru
8 Крылатые слова и выражения
http://slova.ndo.ru
9 Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
10 Мир слова русского
http://www.rusword.org 11 Национальный корпус русского языка: информационносправочная система
http://www.ruscorpora.ru
12Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook/
13 Основные правила грамматики русского языка
http://www.stihirus.ru/pravila.htm
14 Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные
лингвокультурологические курсы
http://gramota.ru/book/ritorika/
15 Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал
«Русское слово»
http://www.ropryal.ru
16 Рукописные памятники Древней Руси
http://www.lrclib.ru
17 Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
http://rusgram.narod.ru
18 Русская фонетика: мультимедийный интернетучебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galya1/
19 Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru
20 Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
21 Свиток История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/
22 Система дистанционного обучения «Веди» Русский язык
http://vedi.aesc.msu.ru
23 Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой
http://slovesnikoka.narod.ru
24 Справочная служба русского языка
http://spravka.gramota.ru
25 Тесты по русскому языку
http://likbez.spb.ru
26 Центр развития русского языка
http://www.ruscenter.ru
27 Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learningrussian.gramota.ru
28. Аудиокниги
http
:// audio
.1 c . ru /
Приложение 4
Адреса полезных сайтов:
http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и
науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не
только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы,
фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их
использованию в образовательном процессе. http://www.shpl.ru
– полезную информация учитель словесник может получить на сайте Государственной
публичной исторической библиотеки,
огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте
«Словесник» (http://slovtsnikoka.narod.ru)
,
http://gramota.ru
/ часто обращаюсь к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей
активно использую предлагаемые интерактивные диктанты,
набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен
на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернетобразования
(http://center.fio.ru),
http://www.itn.r
u/ коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих
учителей»,
http://www.1september.ru
сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ на методическом
сайте,
http://www.openclass.ru
/ сетевое образовательное сообщество учителей,
http://www.biblioclub.ru/audio_books.php
университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),
http://prosv.ru
сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно
методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для
учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно
методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного
книгоиздания; информационнопублицистический бюллетень «Просвещение»,
http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75
– проект «Учителю.net» это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны
методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить
презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы
и тесты;
http://pedsovet.su/load/2722 «Pedsovet.su»
педагогическое сообщество учителя информатики Екатерины Хорьковой. Он
представляет собой образовательный сайт, интернетсообщество (социальную сеть)
учителей, педагогов и других работников сферы образования.
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Новые образовательные технологии на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.