Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Оценка 4.8
Документация
doc
обществознание
Взрослым
04.03.2018
Настоящие методические указания предназначены для студентов очного отделения по специальностям 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», 22.02.06 «Сварочное производство», 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике».В методических рекомендациях приведены требования к формируемым умениям и полученным знаниям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТОЛОГИИ.doc
Рег. № ____
Экз. № __
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых
технологий и сервиса»
_______________ /Д.А Мартынов/
«____» _____________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система менеджмента качества
Версия № 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И
ПОЛИТОЛОГИИ»
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Введено с
«___»___________20____г.
СМК – МИ ДП 4.2.32.017
Количество листов: 36
Холмск
2017 г.
0 Информационные данные
1.Методическая инструкция разработана – зам.директора по НМР В.Г.Сафиной
2. Инструкция соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований
к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. Методическая инструкция является интеллектуальной собственностью ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью
или частично воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего
руководства ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
Экз № 2
ЦМК профессионального цикла
Экз № 3
Библиотека
Экз № 4
Методический кабинет
.
1 СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
3
2. Распределение видов и объема внеаудиторной самостоятельной работы
между разделами дисциплины «Основы социологии и политологии» 5
3. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой
студентов 5
4. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы 8
5. Методические рекомендации по написанию сообщения 13
6. Требования к написанию доклада 15
7. Методические рекомендации написания эссе 16
Список используемой литературы 17
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной
работы (ВСР) по дисциплине «Основы социологии и политологии»
составлены в соответствии с ФГОС СПО и предназначены для студентов всех
специальностей СПО.
Настоящие методические указания предназначены для студентов
очного отделения по специальностям 23.02.03 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта», 19.02.10 «Технология продукции
общественного питания», 22.02.06 «Сварочное производство», 09.02.05
«Прикладная информатика в экономике».
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов
являются:
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками
деятельности по профилю специальности;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и
ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и
профессионального уровня.
В методических рекомендациях приведены требования к формируемым
умениям и полученным знаниям.
В приложении приведен перечень для выполнения самостоятельной
внеаудиторной работы.
Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов
и тем в результате самостоятельной внеаудиторной работы студентов,
которые должны способствовать формированию у обучающегося
соответствующих общих компетенций (ОК):
3 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
В приложении приведен перечень для выполнения самостоятельной
внеаудиторной работы.
Приступая к выполнению заданий для самостоятельной внеаудиторной
работы, следует внимательно изучить материал, выполнить задание и ответить
на вопросы самоконтроля.
Общее время на самостоятельную внеаудиторную работу – 16 часов.
4 Распределение видов и объема внеаудиторной самостоятельной работы
между разделами дисциплины «Основы социологии и политологии»
Согласно ОПОП, учебного плана и рабочей программы по учебной
дисциплине «Основы социологии и политологии» на внеаудиторную
самостоятельную работу студента отводится 16ч. Распределение времени по
темам дисциплины приведено в таблице 1.
Раздел дисциплины
Объём часов
на раздел
Социология как наука об обществе.
20 час
Вид ВСР
Объём ВСР
(час)
8 часов
Рефераты
Сообщения
Тесты
Основы политологии
12 часов
Рефераты
8 часов
Общий объём часов по дисциплине
32
Сообщения
Тесты
Общий объём
ВСР
16
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
«Основы социологии и политологии» могут быть:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы); составление плана текста; графическое
изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста;
работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными
документами; учебно исследовательская работа;
5 для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции
(обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника,
первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей);
составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации
учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на
контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование,
рецензирование, реферирование, контент анализ и др.); подготовка
сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов,
докладов;
тематических кроссвордов;
составление библиографии,
тестирование и др.;
для формирования умений: решение проблемных задач и упражнений;
подготовка к деловым играм.
Выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы
способствует
компетенций,
соответствующих виду профессиональной деятельности по дисциплине
формированию
профессиональных
«Основы социологии и политологии»
При планировании видов заданий для внеаудиторной самостоятельной
работы, их содержание и характер необходимо предусматривать вариативный
и дифференцированный характер, индивидуальные особенности студента.
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной
работой студентов
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную
работу необходимо использовать дифференцированный подход к студентам.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы
преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который
включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный
объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
6 В процессе инструктажа студенты предупреждаются о возможных
типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж
проводится за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной
работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации
за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или
группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики
самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы
студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на
обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную
самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в
письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или
продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной
работы студентов могут быть использованы:
семинарские занятия
коллоквиумы
зачеты
тестирование
самоотчеты
контрольные работы
защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной
работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
7 сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
8 4 СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
4.1 Задания к выполнению самостоятельных работ
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1. Самостоятельные работы выполняются индивидуально на домашнем
компьютере.
2. Выбрать тему сообщения или доклада
3. Перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический
материал, пройденный на аудиторных занятиях;
4 Выполнить работу согласно заданию;
5 Представить отчет в виде результирующего файла на внешнем носителе
или в распечатанном виде;
6 Ответить на поставленные вопросы.
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе.
Критерии рейтинговой оценки самостоятельной работы студента
№
п/п
Оцениваемые
навыки
Метод
оценки
1.
2.
3.
Отношение к
работе
Способность
самостоятельно
выполнять
работу
Умение
отвечать на
вопросы,
пользоваться
профессиональ
ной лексикой
Фиксирован
ие
срока
сдачи
работы
Просмотр
файла в
личной
папке
студента
Собеседован
ие (защита)
при сдаче
работы
Максимальный
балл рейтинга
5 баллов
Работа сдана в
требуемые сроки
Полное
выполнение
работы,
отсутствие
ошибок
Грамотно отвечает
на поставленные
вопросы
Максимальное количество баллов = 15 баллам
Критерии оценки
Средний балл
рейтинга
4 балла
Минимальный
балл рейтинга
3 балла
Работа сдана с
задержкой на 12
недели
Работа сдана с
задержкой на 34
недели
Допускает одну
ошибку
(неточность) при
выполнении
работы
Допускает
незначительные
ошибки в
изложении
алгоритма задания
Допускает две,
три ошибки при
выполнении
работы
Допускает ошибки
в изложении
алгоритма
задания. Имеет
ограниченный
словарный запас
9 Самостоятельная работа №1.
Социология как наука об обществе.
Цель работы: найти информацию об ученых, внесших существенный
вклад в развитие социологии, о социологических исследованиях и их целях,
подготовить сообщение (доклад).
Примерная тематика сообщений (докладов) по разделу 1
1.Возникновение социологии. Позитивизм и антипозитивизм.
2. Западноевропейская социология 19начала20 века.
3.Развитие социологии в США. Тейлоризм.
4. Теория человеческих отношений в социологии.
5. Теория иерархии потребностей
6. Понятие общества в социологии. Общество простое и сложное.
9. Система общественноэкономических формаций.
10. Теория трех стадий в развитии общества.
11. Социальная стратификация. Основные страты в современном обществе.
Самостоятельная работа №2
Политология – наука о политике.
Цель работы: найти информацию о политических процессах современности
, подготовить сообщение (реферат)
Примерная тематика сообщений по разделу 3
1. Особенности развития политической мысли в России
2.
Основные направления развития российской политической мысли
3.
4.
Власть как категория политической науки
Ресурсы власти. Легитимность политической власти
10 5.
6.
7.
8.
9.
Классические теории элит
Политическая элита в России
Сущность и природа лидерства
Понятие политического режима
Политический режим в России
10. Теории происхождения государства.
11. Роль государства в обществе.
12. Гражданское общество и государство.
Требования по написанию доклада
Доклад – это краткое изложение содержания научного труда или
трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного
направления. Такой обзор должен давать представление о современном
состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая
сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной
оценкой их достоверности и убедительности. Доклад часто применяется в
учебном процессе главным образом на семинарских занятиях.
Этапы работы над докладом
1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по
своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при
разработке доклада используется не менее 810 различных источников).
3. Составление списка использованных источников.
4. Обработка и систематизация информации. \
5. Разработка плана доклада.
6. Написание доклада.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Структура доклада:
титульный лист
оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада,
указываются страницы,
с которых начинается каждый пункт);
11 введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор
темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи
доклада, дается характеристика используемой литературы);
основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную
проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением
предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы,
графики, схемы);
заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме
доклада, предлагаются рекомендации);
список использованных источников.
Структура и содержание доклада
Введение
это вступительная часть научноисследовательской
работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по
объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую
значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического
разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория
исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и
показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты
самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы,
таблицы, рисунки и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел
автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и
соответствовать поставленным задачам.
Список использованных источников представляет собой перечень
использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном
порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией
литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и
инициалы автора,
место и год издания.
Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое
название работы,
12 должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в
правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
Требования к оформлению доклада
Объем доклада может колебаться в пределах 515 печатных страниц;
все приложения к работе не входят в ее объем.
Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры
изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна
написания
библиографического аппарата.
последовательность
быть
соблюдена
Доклад содержит титульный лист, содержательную часть, список
литературы. Требования к оформлению – те же, что у реферата.
Типовая структура включает следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Критерии оценки доклада
а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) научная новизна и достоверность полученных результатов;
е) свободное владение материалом;
ж) состав и количество используемых источников и литературы;
з) культура речи, ораторское мастерство;
и) выдержанность регламента.
13 Методические рекомендации
по написанию сообщения
1. Общие положения
1.1. Сообщение, как вид самостоятельной работы в учебном процессе,
способствует формированию навыков исследовательской работы,
расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
1.2. При написании сообщения по заданной теме студент составляет план,
подбирает основные источники.
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные
сведения, делает выводы и обобщения.
2. Выбор темы сообщения
2.1. Тематика сообщения обычно определяется преподавателем, но в
определении темы инициативу может проявить и студент.
2.2. Прежде чем выбрать тему сообщения, автору необходимо выявить свой
интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более
глубоко ее изучить.
3. Этапы работы над сообщением
3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной
по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при
14 разработке доклада используется не менее 810 различных источников).
3.3. Составление списка использованных источников.
3.4. Обработка и систематизация информации.
3.5. Разработка плана сообщения.
3.6. Написание сообщения.
3.7. Публичное выступление с результатами исследования.
4. Структура сообщения:
титульный лист
оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов
сообщения, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается
выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель
и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы);
основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную
проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением
предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы,
графики, схемы);
заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме
доклада, предлагаются рекомендации);
список использованных источников.
5. Структура и содержание сообщения
5.1. Введение это вступительная часть научноисследовательской работы.
Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему
разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее,
определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание сообщения.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического
разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой
проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции
автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты
самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы,
таблицы, рисунки и т.д.
15 название работы,
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел
автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и
соответствовать поставленным задачам.
5.4. Список использованных источников представляет собой перечень
использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном
порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией
литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и
инициалы автора,
место и год издания.
5.5. Приложение к сообщению оформляются на отдельных листах, причем
каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который
пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
6. Требования к оформлению сообщения
6.1. Объем сообщения может колебаться в пределах 35 печатных страниц;
все приложения к работе не входят в ее объем.
6.2. Сообщение должно быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры
изложения.
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
6.4.
Должна быть соблюдена последовательность написания
библиографического аппарата.
7. Критерии оценки сообщения
актуальность темы исследования;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала; правильность и полнота использования
источников;
соответствие оформления сообщения стандартам.
По усмотрению преподавателя сообщения могут быть представлены на
семинарах, научнопрактических конференциях, а также использоваться
как зачетные работы по пройденным темам.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе студента это самостоятельная письменная работа на тему,
предложенную преподавателем. Тема может быть предложена и студентом,
но обязательно должна быть согласована с преподавателем Цель эссе состоит
в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного
изложения собственных мыслей. Эссе должно содержать: четкое изложение
16 сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ
этой проблемы с использованием концепций и аналитического
инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы,
обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее
цель — побуждать к размышлению.
Тема эссе
Структура эссе.
Построение эссе
1.Титульный лист.
2.Введение суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда
компонентов, связанных логически и стилистически.
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на
который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
3. Основная часть теоретические основы выбранной проблемы и изложение
основного вопроса.
4. Заключение обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием
области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит
пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение,
иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих,
таких как:
исходный материал, который будет использован (конспекты
прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий,
собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
качество обработки имеющегося исходного материала (его
организация, аргументация и доводы);
аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе
проблемами).
17 Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:
обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Планирование — определение цели, основных идей, источников
информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть
конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и
представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации,
предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добреньков В.И., Власюк К.Г., Зайналабидов А.С.
Основы социологии и политологии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. М., 2004.
18 3. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. – М.: Логос, 2002.
4. Кравченко А.И. Основы социологии: Методическое пособие для
преподавателей средних специальных учебных заведений. – М.: Академия,
1997.
5. Кравченко А.И. Политология: учебник М.: Проспект, 2005
6. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в
средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2001.
19 20
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.