Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
10.10.2018
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку (общеобразовательный уровень) предназначены для студентов 1, 2 курсов СПО, но могут быть использованы и в школьном обучении в качестве пособия по подготовке к ОГЭ-ЕГЭ обучающихся старших классов, углубленного изучения дисциплины.
РЯ ВСР.docx
ГПОУ «Беловский педагогический колледж» РУССКИЙ ЯЗЫК Методические рекомендации  по подготовке студентов к внеаудиторной самостоятельной работе Белово, 2017 Рассмотрены на заседании методической цикловой комиссии социально­гуманитарных дисциплин  протокол № ____________ от _____________________ Рекомендованы к изданию методическим советом ГПОУ «Беловский педагогический колледж»  протокол № _______________ от _______________ Русский   язык     [Текст]:   Сборник   заданий   для   внеаудиторной   самостоятельной работы   /   Н.В.   Ионова,   преподаватель.   –   Белово,   ГПОУ   «Беловский   педагогический колледж», 2017. – 14 с.   СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………………………....4 Методические рекомендации  по подготовке студентов к внеаудиторной самостоятельной работе………………………………………………………………………..7       Самостоятельная работа № 1 Язык и речь……………………………………………...…….8  Самостоятельная работа № 2 Морфемика. Словообразование……………...……………..11 Самостоятельная работа № 3 Морфология……………...…………………………………..12 Самостоятельная работа № 4 Синтаксис. Пунктуация…………………………………..…13 Список информационных источников……………………………………………………….14 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основой   образования   является   самостоятельная   работа   студента,   именно   она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного самообразования. Можно с уверенностью утверждать, что, какие бы квалифицированные преподаватели ни  обучали  студента,   основную  работу,   связанную  с овладением знаниями, он должен проделать самостоятельно.  Обучение   русскому   языку   в   педагогическом   колледже   ведется   на  базе   основного общего образования и с учетом Примерной программы по русскому языку, составленной на основе   государственного   стандарта   для   средней   (полной)   общеобразовательной   школы, Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального   образования   и   специальностей   среднего   профессионального образования (Воителева Т.М., 2008). Содержание   дисциплины   «Русский   язык»  ориентировано   на   синтез   языкового, речемыслительного   и   духовного   развития   человека   и  структурировано   на   основе компетентностного подхода.  Выполняя внеаудиторную самостоятельную работу,  студент должен   овладеть  коммуникативной,   языковой,   лингвистической   (языковедческой)   и культуроведческой   компетенциями.     В   реальном   учебном   процессе   формирование указанных   компетенций   происходит   при   изучении   любой   темы,   поскольку   все   виды компетенций взаимосвязаны.  Коммуникативная   компетенция   формируется   при   изучении   всех   разделов дисциплины,   большое   внимание   уделяется   употреблению   единиц   языка   в   речи   в соответствии   с   их   коммуникативной   целесообразностью.   Совершенствованию коммуникативных   умений,   речевых   навыков   и   культуры   речи   способствует   подготовка обучающимися   устных   выступлений,   рефератов,   информационная   переработка   текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.). Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе. Языковая   и   лингвистическая   (языковедческая)   компетенции  формируются   в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного   языка,   умения   пользоваться   различными   лингвистическими   словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.  Формирование   культуроведческой   компетенции   может   проходить   в   процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов. При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.  В соответствии с  требованиями  ФГОС выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   определять   методы   решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК   5. совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного   развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   для При выполнении самостоятельных работ студент должен:  знать связь языка и истории, культуры русского и других народов смысл   понятий:   речевая   ситуация   и   ее   компоненты,   литературный   язык,   языковая норма, культура речи основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь орфоэпические,   лексические,   грамматические,   орфографические   и   пунктуационные нормы   современного   русского   литературного   языка;   нормы   речевого   поведения   в социально­культурной, учебно­научной, официально­деловой сферах общения; уметь осуществлять речевой самоконтроль оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления проводить   лингвистический   анализ   текстов   различных   функциональных   стилей   и разновидностей языка. Цель   сборника   заданий   для   внеаудиторной   самостоятельной   работы   ­ систематизация,   закрепление   и   расширение   полученных   теоретических   знаний   и практических   умений;   формирование   умений   самостоятельно   работать   с   информацией, использовать   нормативную,   правовую,   справочную,   учебную   и   научную   литературу; развитие   познавательных   способностей   и   активности   обучающихся:   творческой инициативы,   самостоятельности,   ответственности   и   организованности;   формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений. Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы включает: введение, методические рекомендаций по подготовке студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, тематику и содержание заданий, список информационных источников. По каждой теме   указаны:   количество   часов,   цель,   перечень   формируемых   компетенций,   задание, требования   к   отчёту,   технология   работы,   список   информационных   источников. Выполнение   самостоятельных   работ   предполагает:   глубокий   анализ   рекомендуемой литературы,   обращение   к   материалам   интернет,   оперирование   профессиональной терминологией, опору на практический опыт.         Основными   формами   отчётности   самостоятельных   работ   являются   доклад   по результатам   исследовательского   проекта;   сравнительная   таблица;   творческая   работа, основанная на лингвистическом анализе языковых единиц. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Специальность Учебная нагрузка обучающихся Максимальная Всего Лекций Практических занятий Внеаудиторная самостоятельная работа Дизайн Дошкольное образование Педагогика дополнительного образования Специальное дошкольное образование Прикладная информатика Преподавание в начальных классах 176 175 175 175 117 175 117 117 117 117 78 117 58 60 59 65 39 59 59 57 58 52 39 58 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 58 58 46 58 39 58 № Раздел дисциплины 1 Язык и речь Задание для внеаудиторной самостоятельной работы Подбор   и   анализ текстов профессиональной ПДО Количество часов ДО, ПНК, ПИ Д СДО 17 16 8 10 2 Морфемика. 3 4 Словообразование. Синтаксис. Пунктуация Синтаксис. Пунктуация напарвленности разных   типов   и стилей речи Исследовательский проект Электронная презентация  Анализ   окружающий. Рекомендации   по устранению речевых ошибок. речи 22 8 11 22 8 12 11 8 12 15 16 17 58 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К Всего: 46 58 39     ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Самостоятельная   работа   способствует   приобретению   навыков   самоорганизации, самоконтроля,   самоуправления,   саморефлексии   и   студент   становится   активным самостоятельным субъектом учебной деятельности. Для выполнения самостоятельных работ студент должен  знать связь языка и истории, культуры русского и других народов смысл   понятий:   речевая   ситуация   и   ее   компоненты,   литературный   язык,   языковая норма, культура речи основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь орфоэпические,   лексические,   грамматические,   орфографические   и   пунктуационные нормы   современного   русского   литературного   языка;   нормы   речевого   поведения   в социально­культурной, учебно­научной, официально­деловой сферах общения;   Подготовка   к   выполнению   заданий   для   самостоятельной   работы   предполагает владение   студентами   умениями   и   навыками   умственного   труда   и   информационной культуры:   составлять перечни книг, систематизировать их, делать выписки осуществлять   различные   виды   чтения:   поисково­просмотровое, ознакомительное, изучающее проводить аналитико­синтетическую переработку информации систематизировать и оформлять записи в виде аннотаций, тезисов, цитат, конспектов Задания самостоятельной работы не рекомендуется  откладывать на последний день, результаты необходимо фиксировать в отдельной специально заведенной тетради, работу выполнять аккуратным, разборчивым почерком.  Студентам необходимо познакомиться с понятийно­терминологическим   аппаратом   темы,     изучить   теоретический   материал, законспектировать     или   затезировать   его.   Перед   началом   работы   рекомендуется ознакомиться с нижеследующими памятками.     КАК РАБОТАТЬ С ПЕРВОИСТОЧНИКОМ. Бегло, с карандашом в руках прочитать материал. По ходу чтения стараться найти важные мысли, слова, прямо отвечающие на вопросы плана, подчеркнуть их. Все подчеркнутое перечитать несколько раз, добавляя из текста дополнительные важные моменты, либо вычеркивая лишнее.  Обработанный текст послужит доказательством тех тезисов, которые вы выдвинули как ответы на вопросы. А текст, как доказательство, будет взят в кавычки, таким образом, вы цитируете источник. При   повторении   теоретического   материала   следует   внимательно   прочитать   его содержание.   Если   все   же   окажутся   неясные   вопросы,   то   следует   отметить   их   и   в дальнейшем   проконсультироваться   у   преподавателя.   По   окончании   повторения   каждой темы   необходимо   отложить   конспект,   учебные   пособия   и   попробовать   самостоятельно воспроизвести   обработанный     теоретический   материал.  После   изучения   теоретического материала   в   тетради   для   самостоятельных   работ   следует   выполнить   предложенные задания.  Технология   выполнения   каждого   задания   становится   ясна   после   изучения теоретического материала. Следующий шаг – устные ответы на контрольные вопросы. Самостоятельная работа №1 Тема: ЯЗЫК И РЕЧЬ Формируемые ОК: 1, 2, 4, 5, 6, 8. Цель:     углубить знания, умения и навыки  по грамотному и культурному выражению своих мыслей в устной и письменной формах совершенствовать   навыки   лингвостилистического   анализа   текста,   работы   со словарями, расширять словарный запас обратить   внимание   обучающихся   на   органичность   и   красоту   русского   языка, воспитывать любовь к родному языку, умение слушать собеседника и слышать его, стремление сделать свою речь культурной и грамотной. Задание Подобрать   и   проанализировать   тексты   профессиональной   направленности   различных функционально­смысловых типов речи, функциональных стилей речи. Требования к отчёту Подборка   текстов  профессиональной   направленности   различных    типов   и   стилей   речи. Анализ   подобранных   текстов   с   точки   зрения   принадлежности   указанному   типу,   стилю речи.  Технология работы Из разных источников (научная и художественная литература, публицистика, живая речь и т.д.) подберите тексты профессиональной направленности различных  типов и стилей речи (оформите их в качестве Приложения к работе). Проанализируйте тексты с точки зрения принадлежности   указанному   типу,   стилю   речи.  Анализ   текстов   оформите   в   отдельной тетради для самостоятельных работ.  Самостоятельная работа №2 Тема:  МОРФЕМИКА. СЛОВОБРАЗОВАНИЕ Формируемые ОК: 1, 2, 4, 5, 6, 8. Цель    углубить знания об основных языковых единицах и грамотном употреблении их в речи, определить пути формирования словаря русского языка через взаимодействие с другими языками  совершенствовать навыки исследовательской работы, информационной переработки текста, работы со словарями, расширять словарный запас обратить   внимание   обучающихся   на   органичность   и   красоту   русского   языка, воспитывать любовь к родному языку, умение слушать собеседника и слышать его, стремление сделать свою речь культурной и грамотной.   Студенческий   жаргон, Задание Подготовить   исследовательский   проект   на   одну   из     следующих   тем:   Речевой   портрет студента, СМС как новый речевой жанр, Влияние слова на внутренний мир и здоровье человека,   Использование   лексических   единиц   в   текстах   детской   литературы, Компьютерный   жаргон,  Особенности   словообразования профессиональной   лексики   и   терминов,  Использование   профессиональной   лексики студентами   педагогического   колледжа,   Говоры   народов   Сибири,   Фразеологизмы   в творчестве беловских поэтов, Детское словотворчество, Словотворчество моей семьи. Требования к отчету По результатам исследовательского проекта подготовьте доклад. Технология работы Технологию   подготовки   и   создания   исследовательского   проекта   см.   Методические рекомендации по проектной деятельности студентов на уроках русского языка.  Самостоятельная работа № 3 Тема: СИНТАКСИС. ПУНКУТАЦИЯ Формируемые ОК: 1, 2, 4, 5, 6, 8. Цель    углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи   совершенствовать навыки работы с информационными источниками, систематизации учебного материала обратить   внимание   обучающихся   на   органичность   и   красоту   русского   языка, воспитывать любовь к родному языку, умение слушать собеседника и слышать его, стремление сделать свою речь культурной и грамотной. Задания Подготовить электронную презентацию по дисциплине.  Требования к отчету Электронная презентация по дисциплине.  Технология работы Слайд­шоу (10­15 слайдов) подготовьте в компьютерной программе Power Point. Самостоятельная работа № 4 Тема: СИНТАКСИС. ПУНКУТАЦИЯ Формируемые ОК: 1, 2, 4, 5, 6, 8. Цель    углубить знания о синтаксических единицах и правилах их оформления на письме   совершенствовать навыки работы со словарями, расширять словарный запас обратить   внимание   обучающихся   на   органичность   и   красоту   русского   языка, воспитывать любовь к родному языку, умение слушать собеседника и слышать его, стремление сделать свою речь культурной и грамотной. Задания Проанализировать тексты собственного сочинения и   работы других студентов с точки зрения выявления ошибок разных типов. Подготовить рекомендации по их устранению. Требования к отчету Анализ текстов и рекомендации по устранению ошибок. Технология работы В тетради для самостоятельных работ напишите в свободной форме рекомендации, тексты анализируемых работ приложите. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Аксенова,   М.Д.   Русский   язык.   Языкознание.   Энциклопедия   [Текст]   /   М.Д. Аксенова.– М.: Издательство «Аванта +», 2011.  2 Баранов, М.Т. Русский язык. Справочные материалы [Текст] / М.Т. Баранов.­ М.: Изд­во «АСТ­ЛТД», 2013.  3 Белякова, В.И. Русский язык [Текст] / В.И. Белякова. – М.: Изд­во «Экзамен», 2009.  4 Воителева,   Т.М.   Русский   язык.   Большой   справочник   для   школьников   и 5 6 поступающих в вузы [Текст] / Т.М. Воителева. – М.: Изд­во «Дрофа», 2012.  Герасименко,   Н.А.   Русский   язык   [Текст]   /   Н.А.   Герасименко.­   М.:   Изд.   центр «Академия», 2009.  Гольдин,   З.Д.   Русский   язык   в   таблицах   [Текст]   /   З.Д.   Гольдин.   –   М.:   Изд­во «Дрофа», 2013.  7 Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия   [Текст] / М.: Изд­во «Эксмо», 20011.  8 Ивашова, О.Д. Русский язык. [Текст] / О.Д. Ивашова. – М.: Изд­во «Экзамен», 2013. 9 Касаткин, Л.Л. Русский язык [Текст] / Л.Л. Касаткин.­ М.: Изд. центр «Академия», 2014.  10 Лепихова,   М.А.   Русский   язык.   Краткий   справочник   школьника   [Текст]   /   М.А. Лепихова. – М.: Изд­во «Дрофа», 2010.  11 Ожегов,  С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Изд­во «Азбуковник», 2010.  12 Лопатин, В.В. Орфографический словарь русского языка [Текст] / В.В. Лопатин. – М.: Изд. центр «Рус. яз.», 2010. 13 Репкин, В.В. Учебный словарь русского языка [Текст] / В.В. Репкин. – М.: Изд­во «Инфолайн», 2011.  14 Родин,   И.О.   Все   правила   русского   языка   [Текст]   /   И.О.   Родин.     –   М.:   Изд­во «Астрель», 2012.  15 Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка [Текст] / Д.Э. Розенталь. ­ М.: Изд­во «Айрис­пресс», 2013.  16 Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. – М.: Изд­во «Айрис­пресс», 2013.  17 Розенталь, Д.Э. Справочник по пунктуации [Текст] / Д.Э. Розенталь.  – М.: Изд­во «АСТ­ЛТД», 2011. – 272с. 18 Русова,   Н.Ю.   Как   стать   грамотным:   руководство   по   ускоренному   овладению навыками правильной письменной речи [Текст] / Н.Ю Русова. – Н. Новгород: Изд­во «Деком», 2012.  19 Штоль, А.А. Русский язык в таблицах. Учебно­справочное пособие. – Новосибирск, Изд­во Сиб. унив., 2012.  20 Щербинина, Ю.В. Русский язык [Текст] / Ю.В. Щербинина. – М.: Изд­во «Экзамен», 2012.

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2018