МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
информатика
Взрослым
22.04.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика
В работе представлены методические рекомендации по проведению учебных занятий в активных и интерактивных формах. В ФГОС СПО) одним из требований к организации учебного процесса в техникуме является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Во многих направлениях подготовки в среднем они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
Методические рекомендации.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАСКОВЕЙСКИЙ АГРО­ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ АВТОР: Н.Г. МИХАЙЛОВА 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение Основная часть 1. Модели обучения 2. Интерактивное обучение 3. Активные и интерактивные формы обучения 3.1. Деловая и ролевая игра 3.2. Психологические и иные тренинги 3.3. Групповая, научная дискуссия, диспут 3.4. Кейс­метод 3.5. Метод проектов 3.6. Метод «мозгового штурма» 3.7. Метод порфолио 3.8. Метод работы в малых группах 3.9. Лекции 3.10. Конференции 3.11. Презентация на основе современных мультимедийных средств 3.12. Сетевой информационный образовательный ресурс 3.13. Программное обучение 3.14. Компьютерная симуляция 3.15. Компьютерное моделирование и практический анализ результатов 3.16. Мастер­класс 4.   Структура   методических   рекомендаций   по   подготовке   занятий   в интерактивной форме Заключение Список использованной литературы 3 4 4 6 8 9 12 14 16 19 19 20 21 21 22 24 25 26 26 26 28 30 34 36 2 Введение  Одно из направлений совершенствования подготовки студентов – введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) одним из требований к организации учебного процесса в техникуме является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий   для   формирования  необходимых  профессиональных   и  общекультурных компетенций.  Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся   и   содержанием   конкретных   дисциплин.   Во   многих   направлениях подготовки в среднем они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. 3 Основная часть 1. Модели обучения В педагогике различают несколько моделей обучения:  1. Пассивная модель обучения ­ это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных   занятиях   осуществляется   посредством   опросов,   самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. (Рис. 1). Рисунок 1. Пассивная модель обучения 2. Активная  модель обучения  ­  это  форма  взаимодействия  студентов   и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты   здесь   не   пассивные   слушатели,   а   активные   участники,   студенты   и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный   стиль   взаимодействия,   то   активные   больше   предполагают демократический стиль (Рис. 2).                                   4 Рисунок 2. Активная модель обучения 3. Интерактивная ­ взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения   предусматривают   моделирование   жизненных   ситуаций,   использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого­ либо участника учебного процесса или какой­либо идеи. Из объекта воздействия студент   становится   субъектом   взаимодействия,   он   сам   активно   участвует   в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Активные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – развивать мышление обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний и одновременное развитие практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.  Активные методы обучения обеспечивают проявление большей активности, чем   традиционные   методы,   ведь   экспериментально   установлено,   что   в   памяти человека запечатляется до 10% того, что он услышит, до 50% того, что видит, и до 90% того, что делает. При   этом   термин   «интерактивное   обучение»   понимается   по­разному. Понятие «интерактивный»   происходит от английского «Interact» («Inter» ­ это взаимный,   «act»   ­   действовать).   Интерактивный   означает   взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем­либо (например, компьютером) или кем­либо   (человеком).   Следовательно,   интерактивное   обучение   –   прежде   всего обучение   в   сотрудничестве.   Все   участники   образовательного   процесса (преподаватель,   студенты)   взаимодействуют   друг   с   другом,   обмениваются информацией,   совместно   решают   проблемы,   моделируют   ситуации.   Причем происходит   это   в   атмосфере   доброжелательности   и   взаимной   поддержки,   что позволяет не только получать новое знаний, но и развивает саму познавательную деятельность. 5 6 2. Интерактивное обучение Интерактивное   обучение   –   это   специальная   форма   организации познавательной   деятельности.   Она   имеет   в   виду   вполне   конкретные   и прогнозируемые цели:  повышение   эффективности   образовательного   процесса,   достижение высоких результатов;  усиление мотивации к изучению дисциплины;  формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;  формирование коммуникативных навыков;  развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;  развитие   навыков   владения   современными   техническими   средствами   и технологиями восприятия и обработки информации;  формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;  сокращение   доли   аудиторной   работы   и   увеличение   объема самостоятельной работы студентов. Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий, а также при повышении квалификации. Удельный вес занятий, проводимый в активных и интерактивных формах, определяется в зависимости от особенностей контингента обучающихся и содержания конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных. Объем часов, отводимых на интерактивные   формы   обучения,   должен   быть   отражен   в   поурочных   планах Учебно­методического комплекса дисциплины. Особенности интерактивного обучения:  1. Образовательный   процесс   организован   таким   образом,   что   практически все   студенты   оказываются   вовлеченными   в   процесс   познания,   они   имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. 7 Совместная   деятельность   студентов   в   процессе   познания,   освоения образовательного   материала   означает,   что   каждый   вносит   свой   особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что   позволяет   не   только   получать   новые   знания,   но   и   развивает   саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. 2. Основные методические принципы интерактивного обучения:  тщательный   подбор   рабочих   терминов,   учебной,   профессиональной лексики, условных понятий;  всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной  деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;  поддержание   всеми   обучаемыми   непрерывного   визуального   контакта между собой;  выполнение на занятии одним из обучающихся функции руководителя, который инициирует обсуждение учебной проблемы;  активное   использование   технических   средств   обучения,   в   том   числе слайдов,   фильмов,   роликов,   видеоклипов,   интерактивной   доски,   с   помощью которых иллюстрируется учебный материал;  постоянное   поддержание   преподавателем   активного   внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности;  оперативное   вмешательство   преподавателя   в   ход   дискуссии   в   случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для студентов положений учебной программы;   интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях; 8  осуществление   взаимодействия   в   режиме   строгого   соблюдения сформулированных   преподавателем   норм,   правил,   поощрений   (наказаний)   за достигнутые результаты;  обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации. 3. Интерактивное обучение предполагает:  Регулярное   обновление   и   использование   электронных   учебно­ методических изданий;  Использование   для   проведения   учебных   занятий   современные мультимедийные средства обучения;  Формирование видеотеки с курсами лекций и бизнес­кейсами;  Проведение   аудиторных   занятий   в   режиме   реального   времени посредством Интернета, когда студенты и преподаватели имеют возможность не только   слушать   лекции,  но   и   обсуждать   ту   или   иную   тематику,   участвовать   в прениях и т.д. 3. Активные и интерактивные формы обучения Виды активных и интерактивных форм обучения:   Деловые и ролевые игры;  Психологические и иные тренинги;  Групповая, научная дискуссия, диспут, дебаты;  Кейс­метод;  Метод проектов;  Метод «Мозговой штурм»;  Метод портфолио;  Метод работы в малых группах;  Лекции; 9  Конференции;  Презентации на основе современных мультимедийных средств;  Сетевой информационный образовательный ресурс;  Программное обучение;  Компьютерные симуляции;  Компьютерное моделирование и практический анализ результатов; 3.1. Деловые и ролевые игры Деловая игра ­ это метод группового обучения совместной деятельности в   процессе  решения   общих   задач   в   условиях   максимально   возможного приближения   к   реальным  проблемным   ситуациям.   Деловые   игры   в профессиональном обучении воспроизводят  действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально­экономических педагогических, управленческих и других проблем. Началу   деловой   игры   предшествует   изложение   проблемной   ситуации, формирование  цели   и   задач   игры,   организация   команд   и   определение   их заданий,   уточнение   роли  каждого   из   участников.   Взаимодействие   участников игры   определяется   правилами,  отражающими   фактическое   положение   дел   в соответствующей   области   деятельности. оптимальных решений завершают деловую игру.  Подведение   итогов   и   анализ С помощью деловой игры можно определить: наличие тактического и (или)   способность   анализировать   собственные стратегического   мышления; возможности   и   выстаивать   соответствующую   линию   поведения;   способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.   Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей: ­ инструктаж преподавателя  о  проведении  игры  (цель, содержание, конечный  результат,   формирование   игровых   коллективов   и   распределение ролей); 10 ­ изучение студентами  документации  (сценарий,   правила,  поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы; ­  собственно   игра   (изучение   ситуации,   обсуждение,   принятие   решения, оформление); ­ публичная  защита предлагаемых решений; ­ ­  определение победителей игры;  подведение итогов и анализ игры преподавателем. Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления,   коммуникативных   навыков,   навыков   решения   проблем,   обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой­ либо  организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события,  конкретная   деятельность   людей   (деловое   совещание,   обсуждение плана)   и   обстановка,  условия,   в   которых   происходит   событие   или осуществляется   деятельность   (кабинет  начальника   цеха,   зал   заседаний). Сценарий   имитационной   игры,   кроме   сюжета   события,  содержит   описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Исполнение   ролей   (ролевые   игры).  В   этих   играх   отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с  исполнением  роли разрабатывается  модель­пьеса ситуации,   между   студентами  распределяются   роли   с   «обязательным содержанием»,   характеризующиеся   различными  интересами;   в   процессе   их взаимодействия   должно   быть   найдено   компромиссное  решение.   В   основе разыгрывания   ролей   всегда   лежит   конфликтная   ситуация.  Студенты,   не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе. 11 «Деловой театр» (метод инсценировки).  В нем разыгрывается какая­ либо ситуация, поведение человека в этой обстановке, Студент должен вжиться в образ   определенного   лица,   понять   его   действия,   оценить   обстановку   и   найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки ­ научить ориентироваться   в   различных  обстоятельствах,   давать   объективную   оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к  формальным атрибутам власти, к приказу.   Для   метода   инсценировки   составляется  сценарий,   где   описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, их задачи. Игровое   проектирование  является   практическим   занятием   или   циклом занятий,   суть  которых   состоит   в   разработке   инженерного,   конструкторского, технологического   и   других  видов   проектов   в   игровых   условиях,   максимально воссоздающих   реальность.   Этот   метод   отличается   высокой   степень   сочетания индивидуальной и совместной работы студентов.  Создание общего для группы проекта   требует,   с   одной   стороны,   знание   каждым  технологии   процесса проектирования,   а   с   другой   ­   умений   вступать   в   общение   и  поддерживать межличностные   отношения   с   целью   решения   профессиональных   вопросов. Игровое   проектирование   может   перейти   в   реальное   проектирование,   если   его результатом  будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия. Познавательно­дидактические игры не относятся к деловым играм. Они  предполагают лишь включение изучаемого материала в необычный игровой контекст   и  иногда   содержат   лишь   элементы   ролевых   игр.   Такие   игры   могут проводиться   в   виде  копирования   научных,   культурных,   социальных   явлений (конкурс   знатоков,   «Поле  чудес»,   КВН   и   т.д.)   и   в   виде   предметно­ содержательных моделей, (например, игры­путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами).  12 Нооген  –   это   педагогическая   (образовательная)   технология,   по   форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно­деятельностных играх, а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование  (создание   возможных   миров,   например:   построить   занятие,  где преподаватель   молчит,   построить   мир,   в   котором   есть   язык,   а   в   языке   нет названий и т.п.). Исходный элемент образовательной технологии – коллективное построение возможных миров и возможных научных теорий. Предметом ноогеновских задач могут быть пространство, время, природа, история, язык, отношения между людьми (детьми и взрослыми). Анализ конкретных ситуаций. Конкретная ситуация – это любое событие, которое   содержит   в   себе   противоречие   или   вступает   в   противоречие   с окружающей   средой.   Ситуации   могут   нести   в   себе   как   позитивный,   так   и отрицательный   опыт.   Все   ситуации   делятся   на   простые,   критические   и экстремальные. 3.2.    Психологические и иные тренинги Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения,   направленный   на   развитие   знаний,  умений  и  навыков  и   социальных установок.  Тренинг   –   форма   интерактивного   обучения,   целью   которого   является развитие   компетентности   межличностного   и   профессионального   поведения   в общении. Достоинство   тренинга   заключается   в   том,   что   он   обеспечивает   активное вовлечение всех участников в процесс обучения.  Можно   выделить   основные   типы   тренингов   по   критерию   направленности воздействия   и   изменений —  навыковый,   психотерапевтический,  социально­ психологический, бизнес­тренинг. 13 Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес­тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др. Психотерапевтический   тренинг   (более   корректное   название — психотерапевтическая   группа)   направлен   на   изменение   в   сознании.  Эти   группы соотносятся  психотерапии — психодраматические,  гештальт­группы,  группы   телесноориентированной,   танце­ существующими направлениями     с   двигательной терапии и др. Социально­психологический   тренинг   (СПТ)   занимает   промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ  зачастую  направлен на смену  социальных установок  и  развитие умений и опыта   в   области   межличностного   общения.  Сегодня   этот   метод   активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.  Основная   цель   социально­психологического   тренинга   —   повышение компетентности   в   общении   —   может   быть   конкретизирована   в   ряде   задач   с различной   формулировкой,   но   обязательно   связанных   с   приобретением   знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений   личности,   поскольку   личностное   своеобразие   является   тем   фоном, который   окрашивает   в   разные   цвета   действия   человек,   все   его   вербальные   и невербальные проявления.  В   американской   педагогике   часто   используют  «растапливающие   лед» упражнения  (ice­breaking exercises) напоминают традиционные психологические тренинги,   способствующие   формированию   команды.   Эти   приемы   используются преимущественно   на   пропедевтическом   этапе   организации   групповой деятельности студентов, когда студенты знакомятся друг с другом и готовятся к 14 работе в малых группах сотрудничества, устанавливая доверительные отношения и формируя необходимые навыки работы в сотрудничестве.            В   рамках   учебной   деятельности   приемы   формирования   группы рекомендуется использовать в следующих учебных ситуациях:  при запуске новой учебной программы (проекта);   в начале работы малых групп сотрудничества;   когда нужно сделать паузу и переключить внимание студентов с одного вопроса на другой;   в конце занятия, когда студенты устали;   перед   началом   проведения   тренингов,   семинаров   и   других   учебных мероприятий, предусматривающих групповые формы деятельности.  Метод   Сократа  –   метод   вопросов,   предполагающих   критическое отношение   к   догматическим   утверждениям,   называется   еще   как   метод «сократовской  иронии».   Это   умение   извлекать   скрытое   в   человеке   знание   с помощью искусных наводящих вопросов, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ.  Метод диалектический, т.к. он приводит мысль в движение (спор мысли с самой   собой,   постоянное   направление   ее   к   истине).   В   основе   диалектического метода   и   сегодня   остался   диалог   как   столкновение   противоположностей, противоположных точек зрения.  Преимущества у этого метода такие: 1. Он держит внимание собеседника, не дает отвлечься. 2. Если что­то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите. 3. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).  3.3 Групповая, научная дискуссия, диспут, дебаты Групповая, научная дискуссия, диспут 15 Дискуссия   —   это   целенаправленное   обсуждение   конкретного   вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между  двумя и более лицами. Задача   дискуссии   ­   обнаружить   различия   в   понимании   вопроса   и   в  споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми. К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование   реакции   оппонентов,   планирование   своего   поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность. Групповая   дискуссия   (обсуждение   вполголоса).   Для   проведения   такой дискуссии все студенты, присутствующие на занятии, разбиваются на небольшие подгруппы,   которые   обсуждают   те   или   иные   вопросы,   входящие   в   тему занятия.  Обсуждение   может   организовываться   двояко:   либо   все   подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая­то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами,  составление методических разработок или инструкций, составление плана действий. Очень   важно   в   конце   дискуссии   сделать   обобщения,   сформулировать выводы,  показать,  к   чему   ведут   ошибки   и   заблуждения,  отметить   все   идеи   и находки группы. Разновидностью   свободной   дискуссии   является  форум,   где   каждому желающему  дается   неограниченное   время   на   выступление,  при   условии,  что его выступление вызывает интерес аудитории.  Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами форума. Д спутии  происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение 16 нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы. Дебаты  –  это   чётко   структурированный   и   специально   организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность   публичной   дискуссии   участников   дебатов,   направляющая   на переубеждение   в   своей   правоте   третьей   стороны,   а   не   друг   друга.   Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции. В   настоящее   время   дебаты   как   форма   обсуждения   проблемы   широко   так используются   в   преподавании   дисциплин   как   гуманитарного, естественнонаучного   цикла.   Благодаря   своим   особенностям   ­   целостности, универсальности,   личностной   ориентированности   и   ориентации   на самообразование студентов, дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных   педагогических   технологий,   позволяющих   не   только   овладеть соответствующими   изучаемой   дисциплине   навыками,   но   и   способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать   свою   позицию,   навыки   ораторского   мастерства,   умение   вести толерантный диалог и лидерские качества.  Использование   дебатов   в   учебном   процессе   способствует   созданию устойчивой   мотивации   обучения,   так   как   достигается   личностная   значимость учебного   материала   для   студентов,   наличие   элемента   состязательности стимулирует   творческую,   поисковую   деятельность,   а   также   тщательную проработку основного изучаемого материала, позволяет решать следующие задачи: 17 • обучающие, так как способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками; •   развивающие,   так   как   способствуют   развитию   интеллектуальных, лингвистических   качеств,   творческих   способностей,   формируя   тем   самым основные   общие   компетентности   студента   и   преподавателя.   Дебаты   развивают логику,   критическое   мышление,   позволяют   сформировать   системное   видение проблемы,   наличие   взаимосвязей   событий   и   явлений,   различных   аспектов   их рассмотрения,   способствуют   формированию   культуры   спора,   терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы; •   коммуникативные,   так   как   учебная   деятельность   осуществляется   в межличностном общении, обучение проходит в процессе совместной деятельности. 3.4. Кейс­метод Кейс­метод    ситуация)  (от   английского   case   –   случай, – усовершенствованный   метод   анализа   конкретных   ситуаций,   метод   активного проблемно­ситуационного   анализа,   основанный   на   обучении   путем   решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная   цель   метода   case­study   ­   обучающиеся   должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные   элемент   условности   при   отражении   в   нем   жизни)   и исследовательские   (ориентированные   на   проведение   исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования) Метод   конкретных   ситуаций   (метод   case­study)   относится   к   неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике.  18 При   изучении   конкретных   ситуаций   студент   должен   понять   ситуацию, оценить   обстановку,   определить,   есть   ли   в   ней   проблема   и   в   чем   ее   суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию   Метод   конкретных   ситуаций   можно   разбить   на   этапы: поведения. подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый.  Метод case­study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес­наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. В настоящее время сосуществуют две   классические   школы   case­study   –   Гарвардская   (американская)   и Манчестерская   (европейская).   В   рамках   первой   школы   целью   метода   является обучение   поиску   единственно   верного   решения,   вторая   –   предполагает многовариантность  решения  проблемы.  Американские  кейсы больше  по объему (20­25 страниц текста, плюс 8­10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5­2 раза короче.  Сегодня  метод  case­study  завоевал   ведущие   позиции   в  обучении,  активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых   эффективных   способов   обучения   студентов   навыкам   решения   типичных проблем.  Метод case­study был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20­е годы прошлого столетия. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.  В настоящее время активные методы обучения, в том числе метод case­study, достаточно   широко   применяются   при   подготовке   кадров   в   техникуме. Отличительной   особенностью   метода   case­study   является   создание   проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Созданный  как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее время метод case­study нашел широкое распространение в изучении и других наук.  Метод case­study развивает следующий навыки: 19 1. Аналитические   –   умение   отличать   данные   от   информации, классифицировать,   выделять   существенную   и   несущественную   информацию, анализировать,   представлять   и   добывать   ее,   находить   пропуски   информации   и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. 2. Практические – пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности   проблемы,   представленной   в   кейсе,   способствует   формированию   на практике навыков использования различных методов и принципов. 3. Творческие. Очень важны творческие навыки. 4. Коммуникативные   –   умение   вести   дискуссию,   убеждать   окружающих, использовать   наглядный   материал,   кооперироваться   в   группы,   защищать собственную точку зрения, составлять краткий, но убедительный отчет. 5. Социальные – оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.п. 6. Самоанализ – несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:   соответствовать четко поставленной цели создания;   иметь соответствующий уровень трудности;   иллюстрировать несколько аспектов;   быть актуальным на сегодняшний день;   иллюстрировать типичные ситуации;   развивать аналитическое мышление;   провоцировать дискуссию;   иметь несколько решений.  3.5. Метод проектов Метод   проектов  ­   это   способ   достижения   дидактической   цели   через детальную   разработку   проблемы   (технологию),   которая   должна   завершиться 20 вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения  проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное   предназначение   метода   проектов   состоит   в   предоставлении учащимся   возможности   самостоятельного   приобретения   знаний   в   процессе решения   практических   задач   или   проблем,   требующего   интеграции   знаний   из различных   предметных   областей.   Если   говорить   о   методе   проектов   как   о педагогической   технологии,   то   эта   технология   предполагает   совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю   в   рамках  проекта  отводится   роль   разработчика,   координатора, эксперта, консультанта. 3.6. Метод «мозгового штурма» Метод   «мозговой   штурм»  (мозговой   штурм,   мозговая   атака, англ. brainstorming)   —   оперативный   метод   решения   проблемы   на   основе стимулирования   творческой   активности,   при   котором   участникам   обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее   удачные,   которые   могут   быть   использованы   на   практике.   Является методом экспертного оценивания. На   первом   этапе   проведения   «мозгового   штурма»   группе   задается определенная   проблема   для   обсуждения,   участники   по   очереди   высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия.  На   третьем   этапе   группа   представляет   презентацию   результатов   по заранее определенному принципу. Для   проведения   «мозгового   штурма»   возможно   деление   участников   на несколько групп: 21  генераторы   идей,   которые   высказывают   различные   предложения, направленные на разрешение проблемы;  критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;  аналитики,   которые   привязывают   выработанные   предложения   к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний. 3.7 Метод порфолио Метод     портфолио  (итал. portfolio —   'портфель,    в   основе   которой документов)   ­  современная   образовательная   технология, используется   метод   аутентичного   оценивания   результатов   образовательной   и  англ.  ­   папка   для профессиональной деятельности. Портфолио   как   подборка   сертифицированных   достижений,   наиболее значимых работ и отзывов на них. Виды портфолио: Деятельность образовательная профессиональн ая Индивидуальная Групповая портфолио студента, выпускника техникума портфолио   преподавателя, портфолио группы портфолио административного работника техникума комиссии, техникума   студенческой     цикловой отделения В   век   информационных   технологий   и   электронной   коммуникации настоятельно   рекомендуется,   чтобы   студенты   развивали  онлайн­портфолио (электронное). 3.8. Метод работы в малых группах Метод работы в малых группах. Групповое   обсуждение   кого­либо   вопроса   направлено   на   достижение лучшего   взаимопонимания   и   нахождения   истины.   Групповое   обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала. 22 Оптимальное   количество   участников   ­   5­7   человек.   Перед   студентами ставиться   проблема,   выделяется   определенное   время,   в   течение   которого   они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ. Преподаватель   может   устанавливать   правила   проведения   группового обсуждения   –   задавать   определенные   рамки   обсуждения,   ввести   алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др.  В   результате   группового   обсуждения   вырабатывается   групповое   решение совместно с преподавателем. Разновидность группового обсуждения является круглый стол. 3.9. Лекции Интерактивная лекция – выступление ведущего студента перед большой аудиторией   с   применением   следующих   активных   форм   обучения:   дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. Лекция­пресс­конференция   проводится   как   научно­практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5­10   минут.   Каждое   выступление   представляет   собой   логически   законченный ­ текст,   заранее   подготовленный   в   рамках   предложенной   преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. Лекция вдвоем (бинарная лекция) ­  это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика). Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение в обсуждение проблемы студентов. Лекция   с   заранее   запланированными   ошибками  ­   рассчитана   на стимулирование   студентов   к   постоянному  контролю   предлагаемой   информации 23 (поиск   ошибки:   содержательной,   методологической,   методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок. Проблемная   лекция  ­   на   этой   лекции   новое   знание   вводится   через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. 3.10. Конференции Круглый стол ­ общество, собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда,   симпозиума,   конференции).   Мероприятие,   как   правило,   на   которое приглашаются   эксперты   и   специалисты   из   разных   сфер   деятельности   для обсуждения актуальных вопросов.  Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт   результаты,   которые,   в   свою   очередь,   являются   новыми   соглашениями.   В процессе  круглых столов оригинальные  решения и идеи рождаются достаточно редко.   Более   того,   зачастую   круглый   стол   играет   скорее   информационно­ пропагандистскую   роль,   а   не   служит   инструментом   выработки   конкретных решений. В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как   название   одного   из   способов   организации   обсуждения   некоторого   вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:  цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;  все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);  24  все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Брифинг ­  (англ. briefing  от  англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс­конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы. Видео­телеконференция  ­   совещание   представителей   техникумов   с обменом   звуко­   и   видеоинформации.  Такие   собрания   обычно   проводятся   в оборудованных   конференц­залах   с   использованием   специального   оборудования для конференций (проекторы, экраны и пр.) Технология   видеоконференции   позволяет   людям   видеть   и   слышать   друг друга,   обмениваться   данными   и   совместно   обрабатывать   их   в   интерактивном режиме. Количество участников может быть два и более (видеоконференцсвязь). Это дает возможность соединения с разными городами, странами. Видеоконференции   значительно   расширяют   возможности   общения   людей между собой, улучшает качество обучения студентов заочной формы обучения.  Skype     (произноситься «скайп»)  – бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через   Интернет   между   компьютерами,  а   также   платные   услуги   для   звонков   на мобильные и стационарные телефоны. Блог  ­   (англ. blog,   от  web   log  —  интернет­журнал   событий,   интернет­ дневник,   онлайн­дневник)   —   веб­сайт,   основное   содержимое   которого   — регулярно   добавляемые   записи   (посты),   содержащие   текст,   изображения   или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вр менной значимости. Сети Людей,   ведущих   блог,   называют   бл герами.   Совокупность   всех   блогов   ое ее принято называть блогосферой. 25 По  авторскому  составу   блоги   могут   быть   личными,   групповыми (корпоративными,   клубными),   общественными   (открытыми).   По   содержанию — тематическими или общими. По размещению — сетевыми (на  службе блогов) и автономными   (на   самостоятельной  системе   управления   содержимым  и самостоятельном хостинге). Для   блогов   характерна   возможность   публикации   отзывов   (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб­форумами и чатами. Таким образом, преподаватель может создать в интернете свой блог или журнал, в нем разбить участников на курсы и темы, и внутри этих журналов и форумов   идет   общение   между   студентами   и   преподавателями   по   различным проблемам.   3.11.Презентация   на   основе   современных   мультимедийных   средств. Презентация ­ эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание,   выделить   и   проиллюстрировать   сообщение   и   его   содержательные функции. Для показа презентации можно использовать интерактивную доску.   Интерактивная   доска  –   это   сенсорный   экран,   подсоединенный   к компьютеру, изображение из которого передает на доску проектор. Интерактивная доска   предоставляет   преподавателю   и   студентам   уникальное   сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с ее помощью   можно   работать   с   практически   любым   программным   обеспечением   и одновременно  реализовывать   различные   приемы   индивидуальной,  коллективной, публичной («ответ у доски») работы студентов. Основной формой представления материалов для демонстрации аудитории  является презентация. Принципы работы интерактивной доски с прямой проекцией (на отражение) довольно просты. Практически речь идет о большом графическом планшете. Его белая поверхность играет роль обычного экрана. Рисовать на доске можно любым 26 твердым предметом или даже пальцем. Компьютерная программа воспринимает эти   действия   как   движение   мыши   обычного   ПК.   Достаточно   прикоснуться   к поверхности интерактивной доски, чтобы начать работу на компьютере.  Специальное   программное   обеспечение для интерактивных   досок   позволяет   работать   с   текстами   и   объектами,   аудио   –  SMART  Notebook  видеоматериалами,   Интернет­ресурсами,   делать   записи   от   руки   прямо   поверх открытых   документов   и   сохранять   информацию.   Доска  SMART  Board предоставляет дополнительные возможности для работы и творчества. 3.12.   Сетевой   информационный   образовательный   ресурс   (сетевой ресурс)  –   это   дидактический,   программный   и   технический   комплекс, предназначенный   для   обучения   с   преимущественным   использованием   среды Интернет   независимо   от   места   расположения   преподавателей   и   студентов. Обучение   с   помощью   сетевых   ресурсов   может   рассматриваться   как целенаправленный,   организованный   процесс   взаимодействия   студентов   с преподавателями, между собой со средствами обучения. Сетевой   ресурс   может   использоваться   во   всех   формах   обучения.   Таким образом,   сетевой   ресурс   –   это   учебно­методический   интерактивный   комплекс, использование   которого   позволяет   реализовать   полный   дидактический   цикл обучения  дисциплины учебного плана. Дидактические свойства сетевого ресурса в процессе обучения позволяют реализовать:  представление   на   экранах   мониторов   персональных   компьютеров преподавателей и студентов учебно­методической информации;   диалоговый   обмен   между   участниками   образовательного   процесса   в реальном (on­line) и отложенном (off­line) режиме учебной, методической, научно­ образовательной и другой информацией; 27  обработка   передаваемой   и   получаемой   информации   (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование);  доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, ресурсам Интернет и т.п.);  организация   коллективных   форм   общения   преподавателем   со студентами и студентов между собой посредством теле – и видеоконференции. 3.13.   Программное   обучение.  Суть   программного   обучения   состоит   в высокой   степени   структурированности   предъявляемого   материала   и   пошаговой оценке   степени   его   усвоения.   Информация   здесь   предъявляется   небольшими блоками в печатном виде, либо на мониторе компьютера. После чего над каждым блоком   студент   должен   выполнить   задание,   показывающее   степень   усвоения изучаемого   материала.   Программное   обучение   позволяет   студенту   двигаться   в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку материалов происходит только после усвоения предыдущего.  3.14.   Компьютерная   симуляция  –   (англ. simulation  «моделирование») имитация процесса с помощью механических или компьютерных устройств; чаще всего   слово   «симулятор»   используется   применительно   к   компьютерным программам. 3.15. Компьютерное моделирование и практический анализ результатов. Компьютерное   моделирование   осуществляется   с   помощью  компьютерной программы,   работающей   на  компьютере  (взаимодействующих   компьютерах), реализующей   абстрактную   модель   некоторой   системы.   Компьютерные   модели стали обычным инструментом математического моделирования и применяются в физике, астрофизике, механике, химии, биологии, экономике, социологии и других науках.   Компьютерные   модели   используются   для   получения   новых   знаний   о 28 моделируемом объекте или для приближенной оценки поведения математических систем, слишком сложных для аналитического исследования. Компьютерное  моделирование  является   одним   из   эффективных   методов изучения   сложных   систем.   Компьютерное   моделирование   заключается   в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является   анализ,   интерпретация   и   сопоставление   результатов   моделирования   с реальным   поведением   изучаемого   объекта   и,   при   необходимости,   последующее уточнение модели и т. д. К основным этапам компьютерного моделирования относятся:  постановка задачи, определение объекта моделирования;  разработка  концептуальной  модели,   выявление   основных   элементов системы и элементарных актов взаимодействия;  формализация,   то   есть   переход   к  математической   модели;   создание алгоритма и написание программы;  планирование и проведение компьютерных экспериментов;  анализ и интерпретация результатов. Различают   аналитическое   и   При аналитическом моделировании изучаются математические (абстрактные) модели  имитационное   моделирование. реального объекта в виде алгебраических, дифференциальных и других уравнений, а   также   предусматривающих   осуществление   однозначной   вычислительной процедуры,   приводящей   к   их   точному   решению.   При   имитационном моделировании   исследуются  математические   модели  в   виде   алгоритма, воспроизводящего   функционирование   исследуемой   системы   путем последовательного выполнения большого количества элементарных операций. Современное   образование   без   использования   интерактивных   методов   и мультимедийных   технологий   практически   не   возможно.   Это   позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально­вербальном виде. Наибольший эффект для 29 студентов   интерактивные   методы   приносят   при   их   комплексном   применении   в процессе освоения учебной дисциплины. И в сочетании с традиционными видами учебной   работы   достигается   более   высокая   эффективность   в   подготовке специалистов. 3.16. Мастер класс Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему,   использование   включающую   целеполагание,   проектирование, последовательности   ряда   известных   дидактических   и   воспитательных   методик, занятий,   мероприятий,   собственные   «ноу­хау»,   учитывает   реальные   условия работы с различными категориями учащихся и т.п. Форма   работы   мастер­класса   зависит   от   наработанного   мастером   стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер­классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого   интереснейшего   мероприятия.Мастер­классы   способствуют   личностной ориентации студента, формированию его художественных вкусов и культурных интересов, вводят молодого человека в мир гуманитарной культуры. Мастер­класс характеризируется следующим:  метод   самостоятельной   работы   в   малых   группах,   позволяющий провести обмен мнениями;   создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка   проблемной   задачи   и   решение   ее   через   проигрывание различных ситуаций;  приемы,   раскрывающие   творческий   потенциал   как   Мастера,   так   и участников мастер­класса;  формы,   методы,   технологии   работы   должны   предлагаться,   а   не 30 навязываться участникам;  представление   возможности   каждому   участнику   отнестись   к предлагаемому методическому материалу; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма   взаимодействия   ­   сотрудничество,   сотворчество,   совместный   поиск. Целью   проведения   мастер­класса   является   профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента. В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер­класса способности   студента   самостоятельно   и   нестандартно   мыслить.   В   контексте мастер­класса  профессиональное   мастерство   означает   прежде   всего   умение быстро   и   качественно   решать   образовательную   задачу   в   практическом   поле выбранного предмета Задачами являются:  преподавание   студенту   основ   профессионального   отношения   к избранной специальности.   обучение   профессиональному   языку   той   или   иной   науки (экономической,     юридической, искусствоведческой и т.д.). передача  продуктивных  способов  работы  ­  прием,  метод,  методика технология. адекватные формы и способы представления своего опыта. Методика проведения мастер­классов не имеет каких­либо строгих и единых или норм. В большинстве   своем, она  основывается   как  на  педагогической  интуиции преподавателя, так и на художественной восприимчивости студента. Мастер­класс ­ это двусторонний процесс, и отношения "учитель­ученик" являются совершенно 31 оправданными. Поэтому мастер­класс нередко называют школой 4. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ  ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ Рекомендуется   в   структуру   методических   рекомендаций   по   подготовке студентов   к   интерактивным   занятиям   включать   следующий   алгоритм   их проведения:   1 Подготовка занятия 2 Вступление 3 Основная часть 4 Выводы (рефлексия) В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:  как студент должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение   определенного   материала,   получение   определенных   специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)  какую литературу при подготовке необходимо использовать  знания   из   каких   разделов   дисциплины   (междисциплинарные   связи) необходимо использовать  какой инструментарий будет необходим при проведении занятия  каким   образом   будет   проводиться   занятие   (ход   проведения   занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)  какие   специальные   средства   будут   использованы   на   интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)  каковы правила поведения  на данном занятии  какова роль каждого студента на данном занятии Проведение   интерактивного   занятия   включает   следующие  правила поведения студентов:  32  студенты   должны   способствовать   тщательному   анализу   разнообразных проблем,   признавая,   что   уважение   к   каждому   человеку   и   терпимость   –   это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;   способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;   распространять   идеал   терпимости   к   точкам   зрения   других   людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.   соревнование   и   желание   победить   не   должны   преобладать   над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.   при обсуждении воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;   спорить в дружественной манере;   быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки   и   информацию.  Студенты   никогда   не   должны   умышленно   искажать факты, примеры или мнения;   внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.   язык и жесты, используемые студентами, должны отражать их уважение к другим.  Этика преподавателя включает следующие моменты:  преподаватель   должен   способствовать   личному   вкладу   студентов   и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;   преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;   преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях;   преподаватель   должен   подчеркивать   образовательные,   а   не соревновательные цели студентов;  33  преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии.  преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;   стимулировать исследовательскую работу;   заранее   подготовить   вопросы,   которые   можно   было   бы   ставить   на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;   не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;   обеспечить   широкое   вовлечение   в   разговор   как   можно   большего количества  студентов, а лучше — всех;   не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать студентов, своевременно организуя их критическую оценку;   не   торопиться   самому   отвечать   на   вопросы,   касающиеся   материала занятия, такие вопросы следует переадресовывать аудитории;   следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.   проанализировать   и   оценить   проведенное   занятие,   подвести   итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с   полученными   результатами,   сделать   выводы,   вынести   решения,   оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.  помочь   участникам   занятия   прийти   к   согласованному   мнению,   чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.  принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.  в   заключительном   слове   подвести   группу   к   конструктивным   выводам, имеющим познавательное и практическое значение. 34  добиться   чувства   удовлетворения   у   большинства   участников,   т.е. поблагодарить   всех   студентов   за   активную   работу,  выделить   тех,   кто   помог   в решении проблемы.  показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;    обладать   речевой   культурой   и,  в   частности,  свободным   и   грамотным владением профессиональной терминологией;  проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия   на   студентов,   проявить   требовательность,   соблюдая   при   этом педагогический такт;   обеспечить быстроту реакции;  способность лидировать;  умение вести диалог;  иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;  уметь владеть собой  умение быть объективным. 35 Заключение Активное   и   интерактивное   обучение   позволяет   решать   одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и   навыков.   Данное   обучение   помогает   установлению   эмоциональных   контактов между   студентами,   обеспечивает   воспитательную   задачу,   поскольку   приучает работать   в  команде,   прислушиваться   к   мнению   своих   товарищей,  обеспечивает высокую   мотивацию,   творчество   и   фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности,   прочность   знаний, свободу   самовыражения,   взаимоуважение   и демократичность.   Использование   активных   и   интерактивных   форм   в   процессе   акцент   на   деятельность, обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. При использовании активных и интерактивных методов роль преподавателя резко   меняется,   перестаёт   быть   центральной,   он   лишь   регулирует   процесс   и занимается   его   общей   организацией,   готовит   заранее   необходимые   задания   и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует   время   и   порядок   выполнения   намеченного   плана.  Использование активных интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения позволят приобрести:   конкретному обучающемуся: ­ опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой; ­ развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии; ­ освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;  учебной группе: 36 ­ развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; ­ формирование ценностно­ориентационного единства группы; ­ поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; ­ принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; ­ развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; ­ развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;  системе преподаватель­группа ­ нестандартное отношение к организации образовательного процесса; ­ формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях. 37 Список использованной литературы 1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2012. – 216 с. 2. Кононец   А.Н.   Педагогическое   моделирование:   новые   вопросы/   А.   Н. Кононец   //Инновационные   подходы   к   организации   образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой ; ДВГУПС. ­ Хабаровск: Изд­во ДВГУПС, 2013. ­ С. 22­31.  3. Созоров   А.Н.   Flash­технологии   в   образовании   //Тезисы   докладов Всероссийской   научно­методической   конференции   с   международным участием   “Повышение   качества   непрерывного   профессионального образования” Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. С. 233­234. 4. Двуличанская   Н.   Н.   Интерактивные   методы   обучения   как   средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно­техническое издание, 2012 http://technomag.edu.ru/doc/172651 5. Косолапова М.А., Ефанов В.И. Развитие профессиональной компетентности преподавателя   технического   вуза   при   повышении   квалификации   // Материалы   международной   научно­методической   конференции «Современное   образование:   проблемы   обеспечения   качества   подготовки специалистов   в   условиях   перехода   к   многоуровневой   системе   высшего образования» Томск: ТУСУР, 2012, с. 161­162. 38

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ  В АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАХ, информатика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017