Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ
Оценка 4.8

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Оценка 4.8
Особые потребности +3
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
15.02.2018
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ. Каждое занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Даются рекомендации проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые может использовать педагог на своих занятиях
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми ОВЗ.doc
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ Каждое   занятие   по   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программе, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические   сведения  –   это   может   быть   повтор   пройденного материала,   объяснение   нового,   информация   познавательного   характера   о способах работы с соленым тестом или об истории изготовления того или иного   творческого   проекта.   Теория   сопровождается   показом   наглядного материала,   преподносится   в   форме   рассказа­информации   или   беседы, сопровождаемой   вопросами   к   ребенку.   Использование   наглядных   пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения,   наблюдательности,   мышления.   На   занятиях   используются различные   виды   наглядности:   показ   иллюстраций,   рисунков,   проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных   приемов   работы,   которые   дают   достаточную   возможность обучающемуся закрепить их в практической деятельности. Практические работы. При проведении практических работ в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах   пользования   инструментами   и   соблюдении   правил   гигиены, санитарии   и   техники   безопасности.   Для   проведения   практических   работ   у обучающегося имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.  Каждое   занятие   по   развитию   мелкой   моторики   рук   рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости ­ оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под   его   влиянием   в   рецепторах   кожи   и   мышцах   возникают   импульсы, которые,   достигая   коры   головного   мозга,   оказывают   тонизирующее воздействие   ЦНС,   в   результате   чего   повышается   её   регулирующая   роль   в отношении   работы   всех   систем   и   органов.   Начинается   и   заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания: Нарушения   тактильных   ощущений   можно   преодолеть,   включая   в занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого   должны   подбираться   и   игрушки,   используемые   на   занятиях,   среди которых   ­   и   мягкие,   и   гладкие,   и   колючие   и   т.   д.   Процесс   узнавания   по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия   с   целью   обследования   объектов   которые   предстоит   изобразить, вылепить.   Тактильное   восприятие   также   хорошо   совершенствовать посредством   известной   игры   «волшебный   мешочек»   с   набором   мелких предметов,   которые   необходимо   узнать   «на   ощупь».   Эти   упражнения являются наиболее эффективными для преодоления нарушений тактильных ощущений.  1.  Пальчиковая   гимнастика. На одном занятии выполняется не более 3­4 упражнений. Весь комплекс упражнений на наших занятиях условно можно разделить на 3 составляющие:    Этот   вид   упражнений   широко распространен еще и  в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В.В. Цвынтарный. Пальчиковые игры ­ важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию   речи,   творческой   деятельности.   Пальчиковые   игры   ­   это инсценировка каких­либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается   ловкость,   умение   управлять   своими   движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу   обучаем   детей   несложным   статическим   позам   кистей   и пальцев   рук,   постепенно   усложняя   их,   затем   добавляем   упражнения   с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно   производимыми   движениями.   На   первых   занятиях   все упражнения   выполняются   в   медленном   темпе.   Педагог   следит   за правильностью   позы   кисти   руки   и   точностью   переключений   с   одного движения на другое. При необходимости  помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.   Упражнения   могут   проводиться   на   разных   уровнях   сложности:   по подражанию,   по   речевой   инструкции.   Сначала   словесная   инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности   увеличивается   ­   показ   устраняется   и   остается   только словесная инструкция. 2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: 1. 2. 3. 4. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:  нанизывание колец на тесьму;  сортировка пуговиц;  перебор крупы; 5. 6. 7. 8. 9. 10. работа со спичками;  работа с бумагой;  завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;  игры с песком, водой;  рисование в воздухе;  рисование   различными   материалами  (карандашом,  ручкой, мелом, красками, углем и т.д.). 3.Непосредственные   занятия   по   тестопластике,   фетром,   папье­маше   и шерстью. В процессе изготовления  художественных  изделий большое внимание обращается на подбор поделок, над которыми работает ребенок. Народное искусство   было   всегда   преимущественно   бытовым.   Изучая   его   приемы, традиции,   своеобразную   художественную   структуру,   обучающийся   создаёт нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение в быту и обиходе.   Такое   обучение   делает   занятия   серьезными,   практически необходимыми.   Успех   ребенка   в   изготовлении   изделий   из   соленого   теста, папье­маше,   фетра,   шерсти   рождает   в   нем   уверенность   в   своих   силах, воспитывает   готовность  к  проявлению   творчества  в  любом  виде   труда, он преодолевает барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Каждое   занятие,   входящее   в   предложенную   программу,   решает несколько задач, а именно: ­ формирование и коррекция графических навыков; ­ развитие творческих способностей; ­ развитие мелкой моторики рук; ­ развитие зрительно­двигательной координации; ­ тактильных и сенсорных ощущений; ­ пространственных представлений. Кроме   того,   развивается   кругозор   детей,   совершенствуются коммуникативные   навыки.   В   ходе   занятий   проводятся   физические упражнения  для  нормализации  мышечного  тонуса,  направленные  на  снятие чувства   усталости,   активизацию   внимания.   Во   время   занятия   обязательно соблюдаются   ортопедические   условия:   правильная   посадка,   фиксация необходимых для работы предметов на столе. Для   развития   творческих   способностей   проводятся   разные   игры   ­ упражнения, направленные на развитие воображения: «Найди фигуру», «На что похожа клякса», «Нарисуй геометрическую фигуру, на которую похож предмет»   и   т.д.   Игры   на   развитие   восприятия:   «Дорисуй   недостающие детали», Дорисуй животное», «Что забыл нарисовать художник» и т.д. Игры на развитие сенсорных навыков «Веселые раскраски», «Цветные картинки», «Цветные   загадки»,   «Волшебные   краски»   и   т.д.;   на   развитие   творчества: «Слепи то, чего на свете не бывает», «Придумай несуществующее животное» и т.д. Исходя   из   анализа   факторов   и   условий,   влияющих   на   развитие творческих   способностей   детей,   можно   обозначить   общий   круг   проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи: —выделять   необходимые   и   достаточные   дидактические,   психолого­ педагогические условия реализации поставленных задач; —развивать   в   себе   готовность   отказаться   от   прошлого   опыта, полученного при решении задач подобного рода; —видеть многофункциональность вещи; —соединять   противоположные   идеи   из   разных   областей   опыта   и использовать полученный результат для решения проблемы; —осознавать   стереотипную   (привлекательную,   навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния. Организация   образовательного   процесса  дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей   программе   «Золотые   ручки» основана на использовании определённых способов включения обучающихся в творческую деятельность. Специфика   проводимых   занятий   заключается   в   следующем:   каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук. Это делается в игровой форме,   совместно   с   педагогом,   который   читает   стихотворный   текст   и показывает   движения.   Для   этой   цели   был   подобран   комплекс   доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений, который записан для удобства на карточках и всегда под рукой. Нужное выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет   объяснение   материала.   Обычно   работа   четко   разбивается   на   этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки ребенок повторяет движения в воздухе вслед за педагогом. Когда   работа   достаточно   сложная,   в   работе   используется   алгоритм   в картинках,   однако   никогда   нельзя   замещать   им   объяснение,   можно   лишь дополнить   процесс   демонстрации,   так   как   у   детей   преимущественно конкретное   мышление   и   они   не   в   состоянии   соотнести   свои   действия   с рисунком   алгоритма.   В   процессе   объяснения   необходимо   опираться   на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти   знания.   Например,   дети   научились   лепить   шар   (яблоко),   на последующих   занятиях,   получая   огурец   или   морковку,   нужно   исходить   из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается   это   потому,   что   наибольшую   трудность   дети   испытывают   в круговых   движениях,   которые   требуют   определенного   уровня сформированности   движений   кисти,   обратно   поступательные   движения даются им легче. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя   ни  в  коем   случае   осмеивать   или   ругать   неудачные   работы.  Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка. Чтобы повысить интерес к работе, повысить эмоциональный настрой, включить ребенка в занятие, мы вводим элементы драматизации. Например, лепим колобка ­ вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно   выбрать   удачное   музыкальное   сопровождение   –   для   этих   целей используется сборник песен из мультфильмов и диск с песнями В. Шаинского, там   достаточно   легко   подобрать   песенку,   созвучную   теме   занятия,   а   под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используются стихи, загадки, поговорки, пословицы, народный фольклор.  Большое значение на занятии имеет наглядность. Наглядные пособия используются   печатные   и   собственного   изготовления.   Необходимо   чаще демонстрировать натуральные объекты природы – овощи, фрукты, которые можно подержать в руках, поиграть с ними, попробовать на вкус.

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018