Методические рекомендации
по разработке программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного/нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Методологической основой разработки и реализации Стандарта, включающего программу духовно — нравственного/нравственного развития обучающихся с ОВЗ, является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко сформирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Определяет национальный идеал многовековая история России, социальная эпоха, потребности общества. В этом смысле образовательное учреждение транслирует идеальный образ гражданина России в процессе обучения и воспитания обучающимся.
В основу программы духовно-нравственного/нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, изложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: обязательными для ознакомления являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
В целом при составлении программы рекомендуется опираться на следующие педагогические подходы:
1.Аксиологический подход.
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному распаду социальной среды.
2.Системно-деятельностный подход.
Этот подход должен быть определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
3.Развивающий подход.
Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:
-соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход);
-многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);
-разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.
Программа духовно-нравственного/нравственного развития должна обеспечивать:
-создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
-формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Программа духовно-нравственного/нравственного развития должна включать:
-Цель и задачи.
-Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
-Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.
-Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
-Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
-Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
При формировании программы следует помнить, что необходимо сохранить ключевые моменты, которые определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатываются на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям. Ценности: толерантность; представление о вере, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения.
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; духовной культуре и светской этике.
Формы работы с детьми ОВЗ:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).
Детская благотворительность: акция «Посылка солдату», акция «Милосердие» и т. д.)
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями:
-Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
-Лекторий для родителей.
-Дни открытых дверей.
-Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
-Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
-Индивидуальные беседы.
Своеообразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости духовно-нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм.
Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребёнка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений. Учащиеся с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те духовно-нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях в видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их присвоению учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.