Методические рекомендации по составлению портфолио класса(группы)
Оценка 4.6

Методические рекомендации по составлению портфолио класса(группы)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
07.01.2017
Методические рекомендации по составлению портфолио класса(группы)
Методические рекомендации предназначены для классных руководителей,а точнее для работы с классом или группой.Большой спектр внеклассной деятельности классного руководителя с помощью данных рекомендаций можно упростить.Предлагаемый материал по составлению или ведению портфолио класса или группы экономит время ,позволяет пронаблюдать различные виды деятельности,фиксирует различные результаты и многое другое!
Казьменко Портфолио СПО 2015.doc

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»

 

 

397462

п. Верхнеозерский, ул. Мичурина, д. 3,

Таловский район, Воронежская область

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ПОРТФОЛИО
ГРУППЫ (КЛАССА)

 

Портфолио - накопительная папка достижений всей группы, которая заводится на все время совместной работы. Папка дает возможность класс­ному руководителю наглядно увидеть и проанализировать динамику изменений в развитии общего потенциала студентов во всех сферах жизнедеятельности.

 

Казьменко Елена Константиновна,

классный руководитель,

преподаватель высшей категории

ГБПОУ ВО «Верхнеозерский

сельскохозяйственный техникум»

 

 

Телефон (47352) 4-62-73

Телефон/факс (47352) 4-54-40

E-mail: tehn-ozersk@mail.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО

 

·       I РАЗДЕЛ. Паспорт группы

u О нас

u О классном руководителе

u Результаты диагностик

u Успеваемость. Итоги года

·       II РАЗДЕЛ. Работа  группы и с группой.

u Самоуправление

u Участие группы в общетехникумовских мероприятиях

u Связь с досуговыми центрами

u Работа с родителями

u Индивидуальная работа

u Работа с психологом

u Работа с трудными детьми

u Работа с педагогами-предметниками

u Работа с правоохранительными структурами

·       III РАЗДЕЛ. Достижения и творчество

u Проектные работы (описание)

u Научно-исследовательские работы

u Рефераты (темы, Ф.И.О. ученика)

u Техническое творчество (описание, фото)

u Занятия в кружках

u Участие в конференциях

u Постановки, презентации, традиционные праздники (Ф.И.О., % участия )

·       IV РАЗДЕЛ. Наградные документы

u Грамоты

u Сертификаты

u Благодарственные письма

·       V РАЗДЕЛ. Фотоотчёты

u Грамоты

u Сертификаты

u Благодарственные письма

·       VI РАЗДЕЛ. Копилка

u Летопись интересных дел и случаев,

u Отзывы

I-й РАЗДЕЛ. ПАСПОРТ ГРУППЫ

Применяя словосочетание «состоявшаяся личность» к восемнадцати-девятнадцатилетним девушкам и юношам, безусловно, имеется ввиду высокий культурный и интеллектуальный уровень развития выпускника, духовное богатство и красоту внутреннего мира каждого, способность принятия обдуман­ного решения в выборе дальнейшего пути.

Кроме этого, подразумевается также жизненная активность молодых лю­дей, их заинтересованность в судьбах родных и близких, в благополучии окру­жающего мира, своей Родины, в распоряжении классного руководителя (в на­шем случае) три года, чтобы посеять «разумное», «доброе», «вечное» в надежде на положительный результат.

Страшнее всего безразличие к происходящему, замыкание на своей пер­соне. Не обнаружить в своих воспитанниках даже малейшего признака этого корня всех бед молодежи и, как следствие, общества в целом, полагаю, является мечтой и целью каждого педагога.

И не важно, что в распоряжении всего лишь три года, этого достаточно, чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы.

u О нас (с изменениями и поправками по годам)

 

1.     СПИСОК УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ:

 

2.     НАШИ АДРЕСА и ТЕЛЕФОНЫ:

 

3.     ДНИ РОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ:

 

Лето:

Осень:

Зима:

Весна:

4.     НАШЕ РАСПИСАНИЕ:

 

5.     НАШИ ТРАДИЦИИ:

u О классном руководителе

Серьезные изменения происходят во всех сферах социальной жизни. Ме­няется время. Становятся иными требования к образовательным учреждениям, студентам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается.

Сегодня он выполняет три взаимосвязанных функции:

· организует разнообразную деятельность в группе;

· заботится о развитии и здоровье студентов;

· помогает студентам в решении возникающих проблем.

 

Главное в деятельности классного руководителя - содействовать самораз­витию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечивать актив­ную социальную защиту студента, создавать необходимые и достаточные усло­вия для активизации усилий студента по решению собственных проблем.

При организации воспитательной работы с группой выделяет­ся три главных направления:

1.   Непосредственное воздействие на студента:

· изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения инте­ресов;

· программирование воспитательных воздействий;

· реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.

2.   Создание воспитывающей среды:

· сплочение коллектива;

· формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

· включение студентов в разные виды социальной деятельности;

· развитие студенческого самоуправления.

3.   Коррекция влияния субъектов социальных отношений студента:

· социальная помощь семье;

· взаимодействие с педагогическим коллективом;

· коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

· нейтрализация негативных воздействий социума;

· взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Ф.И.О. классного руководителя:

Опыт работы, стаж, образование:

Адрес, тел.:

Интересы, увлечения:

u Результаты диагностик

(В данный раздел вкладываются результаты диагностик и сводные таблицы по направлениям деятельности, с учетом особенностей детей, далее отслеживается динамика роста, изменения,  раскрывания ребенка в течение всего периода обучения)

Каждый вид работы, проведенной классным руководителем со студентами, должен быть подвергнут тщательному анализу. Анализ работы представляет собой подведение итогов коллективной деятельности и индивидуального ре­зультата каждого - «Достигли или не достигли цели? Почему?». Любой резуль­тат хорош по-своему, и здесь также важно самоопределение каждого и коллек­тива в целом.

На каждом этапе классному руководителю важно направлять процессы коллективного и личностного самоопределения через различные формы груп­пового обсуждения и индивидуальные задания студентам.

·     Выполнение коллективного анализа предусматривает выполнение педагогом группы, ряда логических действий

1.     Констатация результатов деятельности - «Мы это сделали!».

2.     Оценка - «Что хорошо? Что плохо?».

3.     Выявление причин (как положительных, так и отрицательных результатов) - «Почему нам это удалось? Не удалось?».

4.     Создание банка положительных идей - «Что продолжить? Что сохра­нить»?

5.     Определение личного вклада каждого, особенно отметить тех, от кого зависел успех дела, - «Каков вклад каждого в общее дело? Кому сказать спасибо?».

6.     Стимулирование самоанализа, акцентирующего значимость дела для понимания, проявления, саморегуляции, развития себя как индивидуальности, - «Что я могу сказать о самом себе? Какие выводы я сделаю для себя?».

7.     Определение новых целей и задач, способов корректировки или изменения общей жизнедеятельности - «Что изменить? Что внести нового? Как это сделать? и т.д.

В анализ включаются все члены группы. Способы проведения анализа могут быть различными, но никогда не носить характер «разборок», принимать грубые и конфликтные формы.

Форма коллективного анализа: «Огонек»

Цель: Проведение группового обсуждения (анализа), когда каждый имеет возможность открыто высказать свое мнение, сравнить свои представления с мнением группы.

В атмосфере взаимопонимания, взаимного доверия друг к другу студенты открыто высказывают свое мнение о проведенном мероприятии, об итогах или сложившейся в группе ситуации.

Процесс:

1.     Настрой студентов на открытый разговор, раскрытие его значимости. Могут быть использованы игры общения, внешние атрибуты для создания нужной обстановки (тихая музыка, общая песня под гитару, свечи и т.д.); студенты рассаживаются в круг.

2.     Разговор по кругу, когда каждый высказывает свое мнение, предавая символический предмет.

3.     Рефлексия проведенного разговора. Окончание встречи на высоком эмоциональном уровне взаимодействия и чувства «МЫ». Можно также ис­пользовать песню и взаимные пожелания друг другу по кругу.

·     Анализ воспитательной работы в группе

1.     Выявить уровень сплоченности коллектива:

a.     Работают ли отдельные студенты группы, выполняют ли отдельные поручения?

b.    Работает ли актив группы?

c.     Каждый ли студент группы активно включен в воспитательный процесс?

2.     Анализ работы органов самоуправления группы:

a.     Классный руководитель возглавляет работу, поручает работу;

b.    Студенты, направленные педагогом, самостоятельно вырабатывают план действий;

c.     Группа в состоянии сама создавать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение.

3.     Участие группы в общетехникумовских делах:

a.     Какое дело вызвало наибольший интерес?

b.    Сколько студентов задействовано в совете студенческого самоуправле­ния?

c.     В каких общетехникумовских мероприятиях участвовали (в качестве организаторов, исполнителей)?

4.     Каковы результаты участия студентов в целевой программе группы:

a.     Сколько студентов имели поручения и выполняли их?

b.    Понравилась ли студентам форма отчета?

c.     Хотят ли они продолжить работу на следующий год по заданной целевой программе?

5.     Работа с «трудными» студентами:

a.     Удалось ли вовлечь трудновоспитуемых в работу группы?

b.    Какие поручения давались?

c.     Какие дела были для них самые интересные?

d.    Работа с родителями:

e.     Кто из родителей не был ни разу на собрании;

f.      Какие вопросы в воспитательной работе группы родителей интересовали больше всего;

g.     Какие совместные мероприятия детей и родителей были результативны­ми?

h.    Характер пожеланий родителей.

А также:

·     Психологические особенности учащихся группы (Сводная таблица формируется на основе результатов «Психолого-педагогической карты», см. Приложение 1).

·     Спортивные достижения (классифицируются по направлениям деятельности, занятости, прилагаются сводные данные по годам в процентном соотношении)

·     Творческие достижения (Ф.И.О., что достиг, в чем себя проявил)

·     Познавательный интерес (Ф.И.О., чем интересен)

·     Победа в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах:

школьный

районный

городской

областной

·     Социальная ответственность и активность

·     Массовость участия в мероприятиях (% участия)

·     Развитие досуговой деятельности (% посещаемости)

·     Поездки, театр, экскурсии (% посещаемости; (название, количество детей)

u Успеваемость. Итоги года

(Учителя-предметники выставляют среднюю оценку образовательной успешности класса, учитывая уровень знаний всех учащихся, подготовку и выполнение домашнего задания, поведение на уроках.

Классный руководитель заполняет этими данными соответствующую таблицу по каждому предмету и выводит средний балл по четвертям/семестрам, с подведение итогов в конце года и сравнением результатов по годам.)

II РАЗДЕЛ. Работа группы и с группой

u Самоуправление

Для достижения поставленных целей воспитания классный руководитель должен решить в первую очередь ряд задач, связанных с формированием отно­шений студентов со своими сверстниками в группе (сплочение коллектива, ак­тивизация, самоуправление).

В процессе работы с группой представляется важным сплочение коллек­тива. При этом задача сплочения выступает не как самоцель, а как способ дос­тижения поставленных перед коллективом целей. Вначале важно выяснить, что оказывает воспитательное влияние на студентов, учитывать специфику группы, особенности ее сплочения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сплочение проходило достаточно демократично на основе гуманистических отношений, т.е. создавался бы воспитательный коллектив.

На первой стадии формирования целостности коллектива, классный ру­ководитель действует авторитарно. Все распоряжения, указания отдает сам. Знакомит студентов с задачами, целями, стоящими перед коллективом, перспективной деятельностью. Особое внимание обращает на контроль, формируя ответственное отношение к порученному делу, привычку неуклонно выполнять поручения старшего. Наиболее инициативные, трудолюбивые, ответственные студенты вовлекаются в актив.

Одной из существенных ошибок классного руководителя является невер­ный подбор актива на первых этапах формирования коллектива.

Чаще всего учитывается отношение воспитанников к учению. Студенты же ценят в товарищах в первую очередь волевые черты характера, доброту, приветливость, отзывчивость и только потом успеваемость. Игнорирование мнения воспитанников приведет к тому, что актив перестает пользоваться под­держкой коллектива и не будет в состоянии оказать необходимую помощь пе­дагогу.

На второй стадии формирования коллектива уже можно опираться на бо­лее или менее сплоченное ядро, актив. Требования теперь выдвигаются не только от имени классного руководителя, администрации, но и от имени акти­ва.

Укрепление общественного мнения постепенно продолжается. Меняется и тактика классного руководителя, он действует через актив, который поддер­живается всеми студентами. Каждый член коллектива начинает сам предъяв­лять к себе высокие требования, только после этого группа студентов становит­ся коллективом.

Общественное мнение является сильным инструментом воздействия на членов коллектива тогда, когда в коллективе растет и воспитывается актив, ко­гда он допущен к решению самых сложных вопросов жизни коллектива, когда классный руководитель считается с активом и поддерживает его.

Коллектив группы подразделяется на микрогруппы (сектора), каждый из которых выполняет определенную функцию. Комплектование микрогрупп и распределение поручений должно происходить только на добровольной основе по принципу дружбы (или по меньшей мере, стремления к ней). На мой взгляд, комплектование и распределение классным руководителем поручений, не целе­сообразно. В лучшем случае это воспитывает в студентах исполнительность, в худшем - безынициативность, инертность, апатию, порождает скрытую или явную ненависть к «обязаловке».

Каждая микрогруппа направляет своего лидера в актив группы. Лидеры должны быть подлинными вожаками, самыми боевыми и авторитетными сту­дентами. Задача классного руководителя быть в высшей степени тактичным, дружелюбным, исключать всякий административный нажим, помогать студен­там увидеть положительные стороны характера своих товарищей и общность интересов.

Состав актива должен насчитывать не более 6-7 человек, в противном случае, коллективу труднее будет собираться, могут возникнуть затруднения в общении при встречах.

Первыми помощниками классного руководителя в группе являются староста и заместитель старосты. [25].

Положение о старосте

Староста по рекомендации классного руководителя назначается, а в слу­чае необходимости выбирается коллективом.

Староста помогает классному руководителю в организации жизни кол­лектива группы, контролирует санитарное состояние кабинета, подготовлен­ность кабинета к занятиям, является связным между классным коллективом и всеми органами студенческого самоуправления.

· Обеспечивает вместе с классным руководителем участие представителей группы в совете при организации общетехникумовских дел.

· Староста оказывает необходимую помощь педагогу, ведущему урок, и классному руководителю в работе: вести личную документацию по каждому студенту.

· Поддерживает дисциплину и имеет право делать замечания студентам.

· Возглавляет работу учебного сектора.

· Вместе с классным руководителем и активом группы участвует в организации всех других секторов.

· Организует обеспечение студентов группы учебниками и пособиями.

· Отвечает за участие группы в общественной работе любого студента группы.

· В конце каждого месяца с помощью классного руководителя организовывает генеральную уборку прикрепленного кабинета.

· С помощью классного руководителя, ответственного за дежурство, организовывает группу на дежурство по техникуму.

· Заботится о товарищах, пропустивших занятия.

· В конце полугодия отчитывается перед коллективом о своей работе.

· Проводит групповое собрание по итогам сдачи зачетов и экзаменов, контролирует ведение протоколов собраний. [27].

Назначение в коллективе микрогрупп (секторов):

учебный сектор -

ведает вопросами успеваемости, посещаемости, дисциплины;

сектор печати -

редактор - ответственный секретарь, помощник редактора организуют выпуск стенных газет, оформляют «Уголок учебной группы»;

спортивно-

оздоровительный сектор -

организатор физической культуры (физорг) направляет работу спортивного сектора: вовлекает студентов в разнообразные спортивные секции, организует участие группы в спартакиадах, днях здоровья и т.д.;

культурно-массовый

сектор -

участие в работе кружков художественной самодеятельности, организация посещений театров, музеев; подготовка тематических групповых мероприятий, организация групповых вечеров отдыха, организация встреч с интересными людьми, обеспечение массового участия группы в общетехникумовских мероприятиях, поддержание связи с ветеранами войны и труда;

бытовой

сектор -

составление графиков дежурства, контроль за выполнением требований самообслуживания в техникуме, на закрепленных территориях; контроль соблюдения распорядка дня, условий быта студентов, проживающих на частных квартирах; знакомство с материальным положением студентов и ходатайство по оказанию помощи нуждающимся; подготовка помещений для вселения в общежитие; организация посещений больных студентов; участие в природоохранительных мероприятиях.

 

Для реализации поставленной классным руководителем цели – развитие личности - нужен хороший коллектив и когда он создан, он превращается в средство воспитания личности.

    Организация самоуправления в коллективе

Основная цель студенческого самоуправления - подготовка воспитанни­ков к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Каждый студент, принимая участие в работе органов самоуправления, невольно становится на точку зрения всего коллектива. Задача классного руководителя добиться, чтобы этот процесс шел осознанно и возможно быстрее. Тут важно добиться, чтобы участие в жизни коллектива каждого члена самоуправления не было формальным, а стало бы неотъемлемой чертой его личности - считать за­боту о группе своим близким, сугубо частным делом. Можно выделить два этапа в становлении самоуправления группы.

Этап становления - характеризуется отношением студентов к содержанию деятельности, преодолению трудностей, выборам решений в достижении целей и формах работы.

Этап самосовершенствования - это поиск оптимальных организацион­ных форм и анализ проделанной работы.

Но наряду с общим развитием самоуправления группы важно развитие активности всех его членов, возложение полномочий и смена лидеров в их раз­ноплановой деятельности. Основой саморазвития активности студентов явля­ются самоактивизация, саморегулирование, самоконтроль.

Содержание самоуправляемой деятельности группы может быть:

· художественная творческая групповая деятельность;

· спортивная подготовка, организация соревнований;

· трудовая деятельность в разных видах: дежурство по кабинету, по техникуму, ремонт мебели; шефская помощь ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны.

Классный руководитель, став во главе группы, несет огромную ответст­венность за развитие каждого студента группы, в целом должен правильно по­добрать формы работы для создания системы самоуправления. Одним из эф­фективных форм организации самоуправления в группе является классное соб­рание. Важно проводить классные собрания ни от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний - помочь в решении проблемы, развивать у студентов способность решать эти проблемы самостоя­тельно.

Задачи: вызвать студентов на откровенный разговор друг с другом, ини­циировать честную дисциплину среди студентов.

При организации и проведении классного собрания необходимо соблю­дение ряда правил:

· пытаться самим решить проблему;

· не оказывать друг на друга никакого давления;

· уметь слушать друг друга.

На классном собрании обсуждаются все вопросы жизнедеятельности группы и принимаются соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому студенту право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой проявления всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний - это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы студенческого актива, заслушивание ответов о выполнении решений группы отдельными студентами.

Структура классного собрания может быть следующей:

1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителям или сту­дентам).

2. Изложение информации по проблеме.

3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы …», «Результаты получились такими, потому что ...».

4. Предложения решения проблемы.

5. Выбор решения.

6. Обсуждение предполагаемого результата обсуждения.

7. Итог собрания.

Процедура классного собрания предполагает и особые условия. Студен­ты должны сидеть по кругу, видеть говорящего. Не менее важно придерживать­ся установленных временных границ. Если обсуждение дискуссии проходит успешно и интересует всех студентов, то время может быть продлено, но до ра­зумных пределов. Вместе с группой необходимо установить, как часто органи­зовывать классные собрания, встречи.

Но могут возникнуть ситуации, требующие безотлагательного проведе­ния классного собрания, тогда их необходимо организовывать в этот же день. На классном собрании могут решаться вопросы выборов и перевыборов орга­нов самоуправления, разрешению конфликтов и налаживанию дружеских взаи­моотношений между студентами и так далее.

Особо важную роль в самоуправлении играют информационные орга­ны: стенная печать, радиогазета.

Рубрики самые разные:

· «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые касаются студентов);

· «Поздравляем!» (информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, конкурсах, о награждении студентов и преподавателей);

· «Высокая поэзия» (стихи известных авторов).

Широкая гласность повышает значение принятых решений, формируют общественное мнение коллектива, позволяет решению, касающегося одного студента или группы, определенным образом влиять на других.

Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспи­тании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль студенческого самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Студенты принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предложения по по­воду того, как их можно провести, разрабатывают сценарий, распределяют ро­ли, назначают место и время проведения репетиций, ответственных за музы­кальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т.д.

В студенческом коллективе рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную.

Применение разнообразных форм деятельности студентов в самоуправ­лении помогает классному руководителю определить внутренний рост студен­та.

Последовательное расширение границ полномочий группы, вовлечение студентов в процесс осмысления деятельности, анализа результатов этой дея­тельности, в итоге формирует сознание цели и мотива планируемой работы.

Расширение полномочий становиться основанием для создания системы самоуправления группы, приобретаются все более отчетливо черты коллектива: происходят качественные изменения отношений внутри группы, к каждому ее члену. Результатом этого изменения становятся более глубокие взаимосвязи, сотрудничество, ощущение своей сопричастности как части общества. [25].

u Участие группы в общетехникумовских мероприятиях

Основной составляющей воспитательной работы в группе, на мой взгляд, является участие группы во всех общетехникумовских мероприятиях согласно концепции воспитательной работы техникума. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в техникуме, будет способствовать:

· повышению уровня общительности каждого в отдельности;

· развитию личностных качеств студентов, направленных на благо кол­лектива в целом, поможет рассмотрению коллектива группы как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - техникум;

· формирование чувства коллективизма и гуманизма у студентов.

Участие группы во всех общетехникумовских мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг студента интересными и познава­тельными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы.

u Связь с досуговыми центрами

Учитывая возраст студентов, можно с уверенностью сказать, что потреб­ность в общении со сверстниками у них очень велика.

Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интерес­ным. Поэтому необходимо использовать в воспитательной работе взаимодейст­вие группы с досуговыми центрами района, поселка, активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки техникума, представляя свои дос­тижения и делясь опытом, способствует формированию чувства собственного достоинства.

u Работа с родителями

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении «ребёнка» - студента, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и движения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у студентов тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество техникума и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предпола­гает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания студента.

Семья рассматривается как начальная структура членов общества, свя­занных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несу­щих друг другу моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понима­нии усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин.

· Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями.

· Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрость.

· Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые предполагают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

· Осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный уровень и так далее).

· Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлека­ются просмотром телепередач политического или сюжетного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, то есть на их воспитание, не остается времени.

В педагогической практике классные руководители подразделяют семьи на «благополучные» и «неблагополучные».

Их признаки:

· В «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благо­получное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей.

· «Формально-благополучные», где явно просматривается дефекты воспитания - постоянные окрики, наказания детей. Создается надлом в душе ребёнка, это делает его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом в жизни.

· Рождается новый тип семьи «новых русских»: высокообеспеченные и сверх­обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Очень часто приходится слышать мнение, что всё идет из семьи. Это дей­ствительно так.

Что нужно знать классному руководителю о семье?

1.     Материально-бытовые условия.

2.     Эмоционально-нравственный климат.

3.     Режим дня студента в семье.

4.     Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

5.     Семейный досуг.

6.     Уровень педагогической культуры родителей.

Методы изучения семей:

1.     Наблюдение.

2.     Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива группы).

3.     Индивидуальные беседы.

4.     Тестирование.

5.     Анкетирование.

6.     Диагностика.

7.     Анализ студенческих рассказов о семье.

Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформиро­ваны под влиянием родителей в детские годы, но это не умаляет роли учебного заведения в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в студенческой сре­де под влиянием коллектива группы, преподавателей и классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продук­тивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие ро­дителей, студента и классного руководителя.

Совместная деятельность тройственного союза: классный руководитель -родители - студенты, направленного единственно на благополучие и гармонич­ное развитие последнего, может быть успешной, если все положительно на­строены па совместную работу, действуют сообща, осуществляют совестное планирование, подводят итоги деятельности.

С этой целью проводятся следующие мероприятия:

· Изучение семей студентов, положения детей в семье и условий их жизни;

· Традиционные разговоры с родителями студентов по телефону, причём о каких-либо достижениях их ребёнка сообщается с той же частотой, что и о неудачах;

· Проведение индивидуальных консультаций с учетом назревшей необходимости;

· Встречи с группами родителей тех студентов, чьи проблемы пребыва­ния в техникуме похожи;

· Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успевае­мости, посещаемости студентов, знакомству с преподавателями;

· Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений студентов и родителей, например:

*       «Знаем ли мы друг друга?»

*       «Кто они - взрослые и дети?»

*       «Даёте крылья или обрезаете?»

*       «Здоровый образ жизни семьи - залог здорового ребёнка»

*       «В здоровом теле - здоровый дух»

*       «Закаливание»

*       «Особенности воспитания в семье одного ребёнка»

*       «Роль личного примера в воспитании детей»

*       «Авторитет родителей. Из чего он складывается?»

*       «Доверие и взаимопонимание в семье - залог воспитания полноценной личности»

*       «Рациональное питание детей»

*       «Преимущество жизни без спиртного и наркотиков»

Тематика родительских собраний может быть схожа с тематикой класс­ных часов, тем более что использование на родительских встречах видеосъёмок с их детьми очень полезно и интересно.

· Организация лекций для родителей, читаемых представителями районных организаций, занимающихся воспитательной работой с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.

· Организация встреч с медицинским работником техникума, врачами - специалистами района по вопросам контроля за здоровьем молодежи.

· Организация встреч с психологом, лекций о психологических особенно­стях данного возраста.

· Участие родителей в мероприятиях группы: проведение классных часов, организация экскурсий, вечеров отдыха, то есть максимальное вовлечение родителей в коллективную жизнь группы.

Родительское собрание

Важное место в воспитательной работе классного руководителя отводит­ся организации и проведению родительского собрания в группе.

Это не просто форма связи семьи и техникума, это место получения важ­ной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего его опыта рабо­ты и отношений с детьми.

Классное родительское собрание является высшим органом самоуправ­ления родителей в группе, созывается по мере необходимости, но не реже одно­го раза в семестр.

На собрании родители должны чувствовать к себе уважение, быть увере­ны в доброжелательной и деловой атмосфере мероприятия.

Проведение родительского собрания предусматривает выполнение класс­ным руководителем ряда правил:

1.     Продуманный подбор необходимой информации и документации к собранию.

2.     Творческий подход к планированию и проведению родительского собрания.

3.     Установка на диалогическую форму проведения.

4.     Информация родителей за 7 дней до проведения собрания.

5.     Заблаговременное решение организационных вопросов (подготовка кабинета, место хранения верхней одежды).

6.     Обязательное присутствие преподавателей-предметников, воспита­телей общежития.

7.     Информация заместителя директора по УВР, ВР об итогах собрания, поднятых проблемах.

Методические рекомендации но проведению родительских собраний

1.  Как пригласить родителей на собрание?

*       Звонок по телефону.

*       Использование дружеских связей родителей.

*       Письменное приглашение с указанием темы собрания.

*       Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте.

*       Приглашение с интригующим вопросом или просьбой принять участие в качестве воспитателя.

*       Стихотворное приглашение.

*       Приглашение от лица родительского комитета.

2.  Как начать собрание и расположить родителей к разговору?

*       Оформление кабинета (использование цитат, эпиграфов; оформление доски.)

*       Приветствие родителей.

*       Лирическое начало, музыкальное оформление.

*       Знакомство родителей с тематикой проблемных вопросов родительского собрания.

*       Распределение посадочных мест.

*       Выставка творческих работ студентов, педагогической литературы.

*       Видеоролик о жизни группы или выступление студентов группы (мини-концерт).

*       Озвучить итоги результатов анкетирования студентов, родителей.

*       Отметить работу родительского комитета.

*       Использование цифрового и фактического материала для привлечения внимания к теме собрания.

*       Выделить момент положительного результата общения с родителями и их детьми.

Какие нетрадиционные формы проведения собрания можно предложить?

*       Педагогический ринг (столкновение линий студентов и родителей: каким быть родителю, каким быть студенту).

*       Собрание-диспут.

*       Родительская конференция по обмену опытом воспитания.

*       Конференция отцов.

*       Итоговые совместные собрания родителей и студентов.

*       Собрание-чаепитие, «за круглым столом».

*       Посещение театра и обсуждение со студентами спектакля.

*       Домашние посиделки.

*       Презентация семейного воспитания.

*       Пикник.

4. Как должен продумать своё выступление классный руководитель, что­бы каждый родитель услышал о своём ребёнке что-то хорошее?

Как сообщить родителям об успеваемости сына, дочери, не афишируя его неуспех па всю группу?

*       О хорошем - при всех, о недостатках - индивидуально.

*       Показать родителям хорошие и плохие рефераты, доклады студентов, не называя фамилий.

*       Написать благодарственное письмо, послать открытку за учебу, трудовые дела, спортивные достижения.

*       Награждения родителей грамотами за воспитание сына или дочери.

*       Представление студентов по номинациям (отличник, спортсмен, артист, художник и так далее).

*       Анализ дел (с учетом деятельности каждого студента)

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планиро­вания совместной деятельности родителей и студентов в начале учебного года.

Примерная структура родительского собрания

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность - 1-1,5 часа.

1.      Вступительное слово классного руководителя (представление гостей, 5 мин.).

2.      Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, пре­подавателем), чтобы ярче обнаружить проблему встречи (5-7 мин.).

3.      Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Вы­ступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-10 мин.).

4.      Обсуждение проблемы родителями (20 мин.).

5.      Анализ успеваемости группы классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть фамилии отстающих, недисциплинированных студентов, «не клеймить» их позором. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит ро­дителей за участие, совместную работу. Предлагает памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться тех родителей студентов, у которых есть пробле­мы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения их устранения.

Важную роль в укреплении связей между семьей и группой, в целях уста­новления единства воспитательного влияния на студентов педагогическим кол­лективом и семьей, играет родительский комитет. Избирается он общим собра­нием родителей группы в составе председателя и 2-4 членов. Родительский ко­митет оказывает помощь в укреплении связей классного руководителя с роди­телями обучающихся и общественностью, привлечении родителей к непосред­ственному участию в воспитательной работе со студентами во внеурочное вре­мя, организации и проведению собраний, в подготовке докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания.

План работы составляется родительским комитетом на год. Его конкрет­ное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих пе­ред группой, параллельно или всем образовательным учреждением. Родитель­ский комитет группы вправе принимать свои решения при наличии на заседа­нии не менее 2-3 его членов; отчитывается о своей работе перед родительским собранием группы. [25].

u Индивидуальная работа

В повседневной жизни коллектива группы возникает множество ситуа­ций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно пра­вильно, если можно так сказать, классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно пом­нить, что хвалить студента лучше на людях, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднятию авторитета студента среди одногрупп-ников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинст­ва, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного ру­ководителя и данного конкретного студента, что поможет ему принять пра­вильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Роль индивиду­ального фактора в равной степени важна, как в работе со студентами, так и с их родителями.

Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы придя в группу однажды, родитель того или иного студента выразил желание посетить ее еще раз, так как абсолютно уверен, что все действия классного ру­ководителя направлены на защиту его ребёнка. Даже ругая студента, нужно найти повод для похвалы - это закон работы классного руководителя с родите­лями вообще и индивидуальной работы со студентами.

Существуют общие правила взаимодействия педагога и студента, роди­теля и ребёнка, то есть взрослых и детей. [8].

Правило 1.

Всякое взаимодействие должно быть неформальным.

Правило 2.

Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность студента.

Правило 3.

Взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь,

а не раздачу ярлыков.

Правило 4.

Взаимодействие должно быть справедливым и объективным.

Правило 5.

Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.

 

u Работа с психологом

Неотъемлемой частью воспитательной работы в группе и жизни группы вообще являются систематические консультации с психологом студентов и их родителей. Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности студента, применяя дифференциаль­ный подход, как при изучении дисциплин, так и в воспитательной работе. К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе со студентами, по тем или иным причи­нам, требующим повышенного внимания педагога.

Между тем каждый студент уникален и каждый достоин и требует повы­шенного внимания, каждому необходимо понимание индивидуального воспри­ятия его классным руководителем. В реализации такого подхода реальную по­мощь классному руководителю оказывает психолог, который проводит диагно­стику личности и цикл бесед со студентами, направленных на изучение психо­логического портрета студента.

Неоценимую помощь психолог оказывает и родителям, так как корни большинства проблем, возникающих у студента, нужно искать в семье, в среде, где он вырос.

u Работа с трудными детьми

По мнению психологов, в стране неуклонно возрастает количество нега­тивных поступков, которые совершаются детьми не только старшего, но и даже младшего возраста. В образовательных учреждениях появляется все больше детей, которые психологи и педагоги называют проблемными («трудными»). Часто возникают ситуации, когда проблемность в поведении проявляется у студентов, от которых этого не ожидали ни родители, ни классный руководитель.

Это своего рода сигнал протеста против ханжества, вранья, агрессивности мира взрослых.

Проблемный студент появляется и в неблагополучной семье, и в семье суперблагополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности, стиль взаимоотношений и так далее.

Поведение таких студентов вызывает беспокойство у классного руково­дителя, психологов и родителей.

Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное пове­дение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения. [8].


Первая

из таких форм

 

 

 

Вторая форма

 

 

 

Скрытые формы неблагополучия ребенка

- делинквентное поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона.

- аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).

Например, студенты, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.

 

Самая сложная задача классного руководителя и родителя - найти ключик к пониманию «трудного» ребёнка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

При разработке стратегии работы с такими студентами классному руко­водителю и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным по­ведением студента стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведе­ние может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного студента в группе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитию лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожно­сти. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет вы­страиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения студента. Таким образом, классному руководителю и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребёнка, то есть понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» студента.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» студенту. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» студентам, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение студен­та. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением студентов, мы испыты­ваем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тре­вогу, страх, огорчение и другие, которые парализуют творческий подход к вы­бору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реак­ции на негативное поведение студентов являются естественными и нормаль­ными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое студентами пове­дение должно вызывать бурю восторга. Важно осознавать свои чувства и не по­зволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение классного руко­водителя и родителя увидеть себя глазами ребёнка, поставить себя на его ме­сто, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» студента таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» студенту.

 

Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ

основа психолого-педагогического подхода к «трудному» студенту.

Из дневника классного руководителя

Олег К. 18 лет, студент плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит преподавателям, лжив. В жизни техникума и группы не принимает участия. Отношения с одногруппниками не складыва­ются, Олег агрессивен, вспыльчив, держится в стороне от одногруппников. Ничем не увлекается, после техникума часами бродит по улице, домой не спешит.

Семья полная, двое детей (есть младшая сестра - 12 лет). Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в техникуме крайне редко, объясняя это своей занятостью, алкоголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном натянутые, помощь семье Олег не оказывает, родителей не слушает, разговаривает грубо.

 

При сложившихся обстоятельствах классному руководителю целесооб­разно предпринять следующие меры:

· Направить родителям Олега К. анкету-письмо, с целью получения дополнительной информации к характеристике сына.

Анкета-письмо

Уважаемые родители ____________________________________________

В нашей группе учится Ваш сын Олег. По целому ряду причин, Вы, без­условно, более глубоко знаете его характер. Именно это обстоятельство побу­дило нас обратится к Вам с просьбой ответить на несколько вопросов, касаю­щихся воспитания Вашего ребёнка.

1.    Положительные и отрицательные качества характера.

2.    Причины, которые на Ваш взгляд сделали его запущенным правонару­шителем.

3.   Сколько было Вашему ребенку, когда появились первые трудности в его воспитании?

4.   Каким образом трудновоспитуемость проявлялась в его поступках, в поведении?

5.   По возможности откровенно назовите просчеты, которые как Вы пола­гаете, были допущены в воспитании?

6.   Как реагировал Ваш ребёнок на попытки влиять на него: сердился, про­являл безразличие, делал наоборот и так далее?

7.   Кто Вам больше всего помогал в воспитании?

8.   Было ли у него дело по душе, чем Вы пытались его заинтересовать?

· Беседа с психологом.

Комментарий психолога

Вероятно, поведение Олега спровоцировано ситуацией в семье. Семья выполняет важную функцию удовлетворения базовой потребности ребёнка в обеспечении психологического комфорта любви, ласки, поддержки. Кто как не родители способны любить своего ребёнка только за то, что он существует на свете? В семье формируется самооценка ребёнка. Позиция «Я - хороший» или «Я - плохой» формируется на основании мнения родителей о ребёнке.

Случай с Олегом осложнен алкогольной зависимостью отца. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует ее ущербность. Отец не является для подростка примером «мужского поведения», вследствие чего Олег дезориентирован в выборе адекватных форм поведения в обществе. Аг­рессия, грубость, ложь, неумение выстраивать отношения с одногруппниками и преподавателями являются отражением скудности представлений Олега о муж­ском поведении.

Юноша не получает должного внимания и от матери. Совместная жизнь с мужем-алкоголиком приводит к серьезным психологическим проблемам у женщин. Мать Олега взвалила на себя весь груз материальных проблем, у нее не хватает ни сил, ни времени на воспитание сына. Мальчик оказался эмоцио­нально изолированным от родителей.

В техникуме ситуация такой же эмоциональной изолированности: препо­даватели ругают за невыученные уроки, за пропуски, отторжение одногруппни-ков обусловлено в некоторой степени негативными отношением преподавате­лей.

 

Рекомендации преподавателям и родителям

1.     Олегу не хватает внимания взрослых: обращайтесь чаще к нему за по­мощью, за советом, демонстрируйте важность для Вас общения с ребёнком.

2.     Найдите, за что Олега можно похвалить, но будьте осторожны: похвала должна быть заслуженной (отличайте лесть и похвалу).

3.     Не пропускайте случаев лжи. Если Вы уверены, что студент говорит неправду, об этом надо сказать. Недопустимо говорить: «Ты - лжец», «Ты опять врешь». Лучше говорить о своих чувствах: «Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду. Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать». Поощряйте и хвалите студента за то, что он говорит правду.

4. Указывайте студенту на его неправильные поступки, никогда не уни­жайте личность студента. Действуйте по принципу: «Да, я понимаю и принимаю тебя как личность, но я не могу одобрить этот поступок.

 

Рекомендации преподавателям

Рекомендации родителям

1. Определите сферу интересов сту­дента, создайте условия для совмест­ной деятельности с одногруппниками в пределах сферы его интересов.

2. Определите обязанности студента в группе, следите за их исполнением.

3. Создайте студенту ситуацию груп­повой успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы.

4. Посоветуйте студенту посещать спортивную секцию, туристический кружок и так далее, руководителям которого является мужчина.

5. Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом, и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвященную этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и студентов необходимыми телефонами: наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и так далее.

 

1. Не отрицайте значимость для семьи пагубной привычки отца, снимите чувство вины ребёнка в создавшейся ситуации («У твоего папы пристрастие к алкоголю, он не может сам бросить пить, у него бывает частое изменение настроения, в таком состоянии он может быть агрессивен. Я понимаю, что это для тебя тяжело, но ты не виноват в этом, виновато его пристрастие»).

2. Дайте Олегу конкретные советы, что делать, если отец проявляет агрессию. Максимально защитите ребёнка от унижений.

3. Определите круг обязанностей Олега по дому, чаще хвалите за помощь.

4. Демонстрируйте ребёнку свою лю­бовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова.

5. Не вымещайте на ребёнке свое бес­силие, злобность, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения.

6. Обратитесь за помощью к наркологу, получите консультацию семейного психолога.

План работы с «трудными» детьми

(примерная схема для классных руководителей)

1.      Индивидуальная работа (формы мероприятий, темы, сроки проведе­ния).

2.      Вовлечение в коллективную деятельность:

*        занятость в свободное время;

*        поручения по группе (разовые, временные, постоянные).

3.      Привлечение специалистов для коррелирования отклоняющегося по­ведения (учреждение, тема, сроки встречи).

4.      Работа с родителями (мероприятия, темы, сроки проведения).

Формы работы с «трудными» детьми

Цель: корректировка личности с девиантными формами поведения

 

 

 

 

Учебные занятия.

Научное мировоззрение,

интеллект, творческое развитие личности

 

 

Воспитательная среда

· психологический комфорт

· культура

· коммуникация

 

 

 

 

 

Диагностика

личности

 

Традиции и ключевые дела

учреждения (межличностные связи

и эмоциональная среда)

 

 

 

 

Выход на самовоспитание

 

Работа в кружках

 

 

 

 

Семейное

воспитание

 

Внеурочная работа в группе (целевые программы, системы классных часов)

 

 

 

 

Внешняя среда

(взаимодействие группы

и внешней среды)

 

Совет техникума (самооценка, деловые взаимоотношения, лидерство, общий психолого-эмоциональный фон)

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

Психолого-педагогический тренинг

 

 

 

 

Групповая психологическая коррекция

 

Контроль за свободным выбором

студента

 

 

 

 

Результат: разносторонне образованная,

духовно и физически развития личность

 

Необходимо отметить, что в воспитание студента является динамиче­ским, противоречивым, творческим процессом, в котором не может быть каких-либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности студента, его ин­тересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет классному руководителю, педагогам, психологам и родителям найти подход к «трудному» студенту. [23].

u Работа с педагогами-предметниками

Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководи­теля с педагогами подразумевается уже самими его обязанностями.

Тем не менее, пренебрегать этим направлением работы не стоит:

· систематическая организация встреч родителей с работающими в группе педагогами;

· знакомство педагогов с условиями жизни и со взаимоотношениями в се­мье;

· индивидуальные беседы студента и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;

· выяснение у преподавателей - предметников причин снижения результативности работы того или иного студента, если таковое имеет место.

Вот перечень тех мероприятий, которые предполагается осуществить.

Кроме того, участие группы в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к дисциплине, также благотворно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может быть не заинтересован классный руководитель.

u Работа с правоохранительными структурами

К счастью, этот аспект воспитательной работы в моей группе представлен в минимуме, ибо уровень воспитанности, идейной и духовной направленности достаточно высок. Тем не менее, планируется организация встреч с работника­ми милиции с целью профилактики первичных правонарушений, наркомании и других антисоциальных явлений. Кроме того, указанные беседы направлены на повышение бдительности студентов во время пребывания на улице, на диско­теках, позднего возвращения домой и так далее.

II РАЗДЕЛ. Достижения, успехи, творчество

(Название этого раздела говорит сам за себя, здесь дается описание деятельности учащихся группы)

u Проектные работы, презентации (описание)

u Научно-исследовательские работы

u Рефераты (темы, Ф.И.О. ученика)

u творчество (описание, фото)

u Участие в конференциях

u Постановки, сценарии праздников, интересные сценические находки (Ф.И.О., % участия)

u другое

IV РАЗДЕЛ. Наградные документы

(В данном разделе размещаются все  награды и похвальные листы учащихся группы)

u Грамоты

u Сертификаты

u Благодарственные письма

V РАЗДЕЛ. Фотоотчёты

(Вкладываются фотографии вечеров и мероприятий, возможны видеоотчеты)

VI РАЗДЕЛ. Копилка

(Этот раздел создан для счастья и улыбок. Ведь всегда найдется, чем гордиться, над чем посмеяться и что вспомнить…)

u Летопись интересных и смешных дел и случаев.

u Отзывы

 


Литература

 

1.     Андрейчук Г. Родительское собрание / Воспитание школьников. - 2004. № 6. -с.27-29.

2.     Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гу­манитарной воспитательной системе школы // Кл. руководитель. - 1997. № 2.- с. 15.

3.     Волосовец Т.Е. Егорова А.В. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательномпроцессе в условиях модернизации образования / Воспитание школьников. - 2004. № 5. с. 2-9.

4.     Демакова И.Д. С верой в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - с. 207.

5.     Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2002. – с. 5-7.

6.     Жаренкова Т.Н. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях // Кл. руководитель. - 2002. № 1. - с. 120-121.

7.     Иванов И.П. Методика комплексной организации воспитательного процесса // Кл. руководитель. - 2002. № 4. - с. 4-52.

8.     Ившина З.И., Шмикина Е.С. Инновационные формы воспитательной работы: Краснодарский пед. Колледж № 1 // Специалист. - 1996. № 11/12 - с. 32.

9.     Макарова СИ. Работа классного руководителя в условиях сельской местности // Кл. руководитель. - 2003. № 4. - с. 44-49.

10. Малышева Т.Ф. Коллективная познавательная деятельность основа создания воспитательной системы поселковой школы // Кл. руководитель. - 1997. № 1. с. 41.

11. Милушкина С.Х. Организация профилактической работы в школе // Кл. руководитель. - 2002. № 8. с. 23-29.

12. Новое педагогическое мышление: Сборник / Под ред. А.В. Петровского. - М: Педагогика, 1989. - с. 280 - Из содерж.: Кон. И.С. Социологизация и воспитание молодежи; Асиолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания.

13. Никитина Н.Н., Шаустова И.Ю. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников // Кл. руководитель. - 2004. № 6. - с. 74-77.

14. Омельченко Р.А. Об искусстве воспитания (сред. спец. учеб. заведения) // Специалист. - 1995. № 9. - с. 18.

15. Петрова Л. «Трудные девочки»: проблемы воспитания / Воспитание школьников. - 2006. № 9. - с. 58-65.

16. Пулина М.А. Зачем педагогу диагностика? / Кл. руководитель. - 2000. № 1. - с. 37-40.

17. Рябов П.Н. Программа учебно-воспитательной работы «Спектр» муниципаьной средней общеобразовательной школы № 8 г. Каменка // Кл. руководитель. - 2003. № 1. - с. 79.

18. Семенов П.П. Концепция воспитательной системы и организация учебно-воспитательной деятельности современного инновационного учреждения // Кл. руководитель. - 2003. № 1. с. 29-57.

19. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – с. 256.

20. Шишарина Н.В. Как подготовить и провести классный час // Кл. руководитель. - 2005. № 2. - с. 51-58.

21. Шумакова И.Л. Настольная книга классного руководителя // Кл. руководитель. - 2000. № 1. - с. 40-83.

22. Ясницкая В.Р. Три кита // Кл. руководитель. - 2002. № 7. - с. 31-36.


Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования, науки и молодежной политики

Департамент образования, науки и молодежной политики

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО ·

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО ·

V РАЗДЕЛ. Фотоотчёты u Грамоты u

V РАЗДЕЛ. Фотоотчёты u Грамоты u

Лето: Осень: Зима: Весна: 1

Лето: Осень: Зима: Весна: 1

Коррекция влияния субъектов социальных отношений студента: · социальная помощь семье; · взаимодействие с педагогическим коллективом; · коррекция воздействия средств массовой коммуникации; · нейтрализация негативных воздействий…

Коррекция влияния субъектов социальных отношений студента: · социальная помощь семье; · взаимодействие с педагогическим коллективом; · коррекция воздействия средств массовой коммуникации; · нейтрализация негативных воздействий…

Почему нам это удалось? Не удалось?»

Почему нам это удалось? Не удалось?»

Анализ воспитательной работы в группе 1

Анализ воспитательной работы в группе 1

Кто из родителей не был ни разу на собрании; b

Кто из родителей не был ни разу на собрании; b

Классный руководитель заполняет этими данными соответствующую таблицу по каждому предмету и выводит средний балл по четвертям/семестрам, с подведение итогов в конце года и сравнением результатов…

Классный руководитель заполняет этими данными соответствующую таблицу по каждому предмету и выводит средний балл по четвертям/семестрам, с подведение итогов в конце года и сравнением результатов…

На второй стадии формирования коллектива уже можно опираться на бо­лее или менее сплоченное ядро, актив

На второй стадии формирования коллектива уже можно опираться на бо­лее или менее сплоченное ядро, актив

Первыми помощниками классного руководителя в группе являются староста и заместитель старосты

Первыми помощниками классного руководителя в группе являются староста и заместитель старосты

Назначение в коллективе микрогрупп (секторов): учебный сектор - ведает вопросами успеваемости, посещаемости, дисциплины; сектор печати - редактор - ответственный секретарь, помощник редактора организуют выпуск стенных…

Назначение в коллективе микрогрупп (секторов): учебный сектор - ведает вопросами успеваемости, посещаемости, дисциплины; сектор печати - редактор - ответственный секретарь, помощник редактора организуют выпуск стенных…

Организация самоуправления в коллективе

Организация самоуправления в коллективе

Цель классных собраний - помочь в решении проблемы, развивать у студентов способность решать эти проблемы самостоя­тельно

Цель классных собраний - помочь в решении проблемы, развивать у студентов способность решать эти проблемы самостоя­тельно

Если обсуждение дискуссии проходит успешно и интересует всех студентов, то время может быть продлено, но до ра­зумных пределов

Если обсуждение дискуссии проходит успешно и интересует всех студентов, то время может быть продлено, но до ра­зумных пределов

Применение разнообразных форм деятельности студентов в самоуправ­лении помогает классному руководителю определить внутренний рост студен­та

Применение разнообразных форм деятельности студентов в самоуправ­лении помогает классному руководителю определить внутренний рост студен­та

Работа с родителями Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении «ребёнка» - студента, раскрытии и…

Работа с родителями Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении «ребёнка» - студента, раскрытии и…

Осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный уровень и так далее)

Осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный уровень и так далее)

Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива группы)

Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива группы)

Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений студентов и родителей, например: * «Знаем ли мы друг друга?» * «Кто они -…

Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений студентов и родителей, например: * «Знаем ли мы друг друга?» * «Кто они -…

Важное место в воспитательной работе классного руководителя отводит­ся организации и проведению родительского собрания в группе

Важное место в воспитательной работе классного руководителя отводит­ся организации и проведению родительского собрания в группе

Приглашение с интригующим вопросом или просьбой принять участие в качестве воспитателя

Приглашение с интригующим вопросом или просьбой принять участие в качестве воспитателя

Домашние посиделки. *

Домашние посиделки. *

Никогда не называть фамилии отстающих, недисциплинированных студентов, «не клеймить» их позором

Никогда не называть фамилии отстающих, недисциплинированных студентов, «не клеймить» их позором

Роль индивиду­ального фактора в равной степени важна, как в работе со студентами, так и с их родителями

Роль индивиду­ального фактора в равной степени важна, как в работе со студентами, так и с их родителями

К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе со студентами, по тем или иным причи­нам, требующим повышенного внимания педагога

К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе со студентами, по тем или иным причи­нам, требующим повышенного внимания педагога

Психологи такое поведение называют «девиантным»

Психологи такое поведение называют «девиантным»

Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» студента

Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» студента

Олег К. 18 лет, студент плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит преподавателям, лжив

Олег К. 18 лет, студент плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит преподавателям, лжив

Вероятно, поведение Олега спровоцировано ситуацией в семье

Вероятно, поведение Олега спровоцировано ситуацией в семье

Мне не нравится, когда меня обманывают

Мне не нравится, когда меня обманывают

Не отрицайте значимость для семьи пагубной привычки отца, снимите чувство вины ребёнка в создавшейся ситуации («У твоего папы пристрастие к алкоголю, он не может сам…

Не отрицайте значимость для семьи пагубной привычки отца, снимите чувство вины ребёнка в создавшейся ситуации («У твоего папы пристрастие к алкоголю, он не может сам…

Внешняя среда (взаимодействие группы и внешней среды)

Внешняя среда (взаимодействие группы и внешней среды)

Вот перечень тех мероприятий, которые предполагается осуществить

Вот перечень тех мероприятий, которые предполагается осуществить

Благодарственные письма V РАЗДЕЛ

Благодарственные письма V РАЗДЕЛ

Литература 1. Андрейчук

Литература 1. Андрейчук

М: Педагогика, 1989. - с. 280 -

М: Педагогика, 1989. - с. 280 -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017