Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
27.01.2017
Методические рекомендации направлены на то, чтобы помочь современному учителю построить педагогический процесс в соответствии с новыми задачами. Данные рекомендации помогут педагогам сделать процесс обучения детей более интересным и увлекательным, учитывающим различия в интересах и способностях учащихся.Раскрывается технология построения урока- исследования как универсального средства.Настоящие методические рекомендации направлены на то, чтобы помочь современному учителю построить педагогический процесс в соответствии с новыми задачами.
Данные задачи, связанные с формированием умения учиться и развитием способности к саморазвитию являются необходимыми для обучения детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. В данных методических рекомендациях представлены технология учебного проблемного исследования на уроках окружающего мира. В данных рекомендациях раскрывается технология построения урока- исследования как универсального средства, обеспечивающего развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование исследовательских умений в учебном процессе, представлена разработка урока- исследования по окружающему миру, отвечающего требованиям стандарта. К разработке урока прилагаются необходимые учебные материалы, а также варианты заданий для оценки достижения планируемых результатов развития исследовательских умений.
Надеюсь , что данные рекомендации помогут педагогам сделать процесс обучения детей более интересным и увлекательным, учитывающим различия в интересах и способностях учащихся.
Уверена , что на Ваших уроках младшие школьники будут превращаться из пассивных обучаемых в действительных субъектов учения.
метод разраб 2016 г - копия.docx
Информационно аналитический материал
на методические рекомендации по теме:
« Развитие исследовательских умений младших школьников»
способность
Составила: Саляхова Нелли Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Шунтинская НШД/С
Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к
постиндустриальному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям
развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное
развитие ребенка. Целью образования становится « общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию,
как умение учиться». « Формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам учиться,
к саморазвитию
самосовершенствованию» рассматривается в качестве важнейшей задачи системы
образования . В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как
можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Настоящие методические рекомендации направлены на то, чтобы помочь современному
учителю построить педагогический процесс в соответствии с новыми задачами.
Данные задачи, связанные с формированием умения учиться и развитием способности
к саморазвитию являются необходимыми для обучения детей с высокими
интеллектуальными и творческими способностями. В данных методических
рекомендациях представлены технология учебного проблемного исследования на
уроках окружающего мира. В данных рекомендациях раскрывается технология
построения урока исследования как универсального средства, обеспечивающего
развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование исследовательских
умений в учебном процессе, представлена разработка урока исследования по
окружающему миру, отвечающего требованиям стандарта. К разработке урока
прилагаются необходимые учебные материалы, а также варианты заданий для оценки
достижения планируемых результатов развития исследовательских умений.
Надеюсь , что данные рекомендации помогут педагогам сделать процесс обучения
детей более интересным и увлекательным, учитывающим различия в интересах и
способностях учащихся.
Уверена , что на Ваших уроках младшие школьники будут превращаться из
пассивных обучаемых в действительных субъектов учения. 1. Развитие исследовательских умений в образовательной программе
начальной школы
Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни
является важнейшей задачей современной школы. А значит , весьма актуальным
становится вопрос о том, как создать для детей разных возрастных групп и с
разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую
образовательную среду которая будет способствовать развитию у ребенка
исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него
исследовательской позиции. В младшем школьном возрасте у детей имеются особо
благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского
отношения к миру. Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего
обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей
действительности, удивиться ее тайнам и в процессе их познания испытать радость
творчества, восторг открытия. Обогащенная развивающая среда, которая будет
способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру,
становления у него исследовательской позиции и важнейших исследовательских
умений, предполагает:
метод обучения :проблемноисследовательский ( моделирующий процесс
открытия ребенком новых знаний о мире, этот метод позволяет поставить ребенка
в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир , обеспечивает
высокий уровень самостоятельности ребенка, предполагает)
субъект субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества,
диалога и творчества в процессе познания.
Применение проблемноисследовательского метода позволяет поставить ребенка в
активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его
закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает
высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения, такое построение
учебного процесса, когда в его центре стоит ребенок со своими вопросами и
интересами, а не учитель с « правильным» знанием, которое он должен передать
детям в «готовом виде». Проблемноисследовательский метод предполагает не
только индивидуальный , но и групповой, совместный поиск неизвестного
учащимися. Индивидуальное творчество ребенка, самостоятельные эксперименты и
совместные формы группового исследования становятся в таком случае
необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса
обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей , их
способности к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Учащиеся
приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых
невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей
жизни.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у
учащихся мыслительных и исследовательских умений , необходимых для
самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является
систематическое применение проблемноисследовательского метода в
преподавании различных школьных предметов.
Существуют две основные разновидности мыслительного процесса – индукция и
дедукция.» Индукция переходит от отдельных подробностей ( или частного) к
связному взгляду на положение ( общему), дедукция начинает с последнего и идет
обратно к частному, соединяя и связывая его.
индуктивного и дедуктивного типа
Можно выделить две основные разновидности методики исследования
Основные этапы индуктивного и дедуктивного
исследований
Мотивация( создание Дедуктивное
Проблемной ситуации) исследование
Исследование ( может быть
в малых группах)
ОБОБЩЕНИЕ
Обмен информацией
Организация информации
Связывание информации
Индуктивное
Подведение итогов. исследование
Рефлексия
Постановка новых вопросов
Применение На рисунке можно увидеть шесть основных этапов методики исследования,
которые следуют друг за другом, и два дополнительных этапа –постановка новых
вопросов и применение.
Этап мотивации, или создание проблемной ситуации ,от него во многом зависит,
состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не
сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного
исследования, предполагающий творческий поиск решения проблемы.
Результатом поиска решения такой проблемы и будет приобретение нового знания.
Этап исследования. Этот этап рекомендуется проводить в малых группах с
использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основании
которого учащиеся осуществляют свой поиск. Использование разного материала
для изучения при наличии нескольких поисковых групп значительно расширяет
информационно поисковое поле для учащихся, позволяет посмотреть на проблему
с разных сторон и разными глазами. Этап исследования в случае индукции
завершается нахождением некоторого эскиза решения внутри каждой группы.
Наличие же нескольких групп, изучивший разный материал для поиска решения ,
вызывает необходимость следующего этапа обмена информацией.
На этом этапе учителю необходимо обеспечить условия для свободного обмена
мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся.
Соотнесение своего и чужого мнений неизбежно вызывает необходимость
дальнейшего мыслительного процесса по поиску решения. Продуктивность этого
процесса будет зависеть от анализа и синтеза новой информации в связи с
имеющейся проблемой. Данные процессы и составляют сущность следующих
этапов организации и связывания информации.
Этап организации информации ( этап классификации). Он необходим для
того, чтобы учащиеся могли связать информацию и сделать свое открытие найти
общий связующий принцип, закономерность, общую идею, что и подразумевается
под словом « обобщение», которое является исследования.
Этап связывания информации – открытие связующего принципа,
представляющее собой нахождение такой общей идеи, относится ко всем
изученным фактам. За ним неизбежно следует другой –подведение итогов,
рефлексия, который соотносим с этапом обоснования решения в структуре
полного цикла мыслительного акта, достижение понимания решения, которое и
является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе
происходит своеобразное возвращение к началу исследования, к проблеме и
оценивается то, в какой мере она решена.Предметом осознания является и сам
процесс мышления: как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким
образом и на основании чего было сделано заключение или обобщение. Этот этап
может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов,
разрешение которых
вызывает необходимость проведения следующего
дедуктивного или индуктивного исследования. Следующий этап применение. Он
совпадает с этапом обоснования решения, в ходе которого достигается подлинное понимание. Этот этап может выступать как завершающая часть исследования, с
помощью которого были открыты или подтверждены фактами какойто закон,
принцип или общая идея, а может выступить и в качестве мотивации или этапа
возникновения проблемной ситуации для проведения ещё одного исследования.
Функциональное значение этапов индуктивного
и дедуктивного исследований
Значение этапа
Индуктивное
исследование
Создание проблемной ситуации,
обеспечивающей возникновение
проблемы и формулирование
вопроса, который вызывает
психологическую необходимость
поиска и является регулятором этого
поиска
Поиск решения проблемы
Дедуктивное
исследование
Создание проблемной ситуации,
обеспечивающей возникновение
предположений, на основании
которых формулируется гипотеза
обобщение, обусловливающая
необходимость поиска фактов для
ее обоснования
Поиск фактов для обоснования
или опровержения гипотезы
обобщения
Изложение результатов исследования Изложение результатов
Этапы
исследования
Мотивация или
создание
проблемной
ситуации
Исследование
Обмен
информацией
Организация
информация
Сортировка или классификация
полученных в результате
исследования фактов с целью
обеспечения условий для связывания
разнородных данных и открытия
нового принципа, идеи, обобщения
Связывание
информации
Открытие и формулирование нового
знания : принципа, идеи, обобщения
исследования
Сортировка или классификация
полученных в результате
исследования фактов с целью их
оценки по отношению к гипотезе
обобщению и осознания
обоснованности рассматриваемой
гипотезы
Формулирование заключения о
доказанности гипотезы на
основании оцененных и
систематизированных ранее
данных ( определение границ
обоснованности гипотезы
обобщения) Подведение итогов,
рефлексия
Применение
Оценивание того, в какой мере
достигнуто решение проблемы,
обсуждение перспективы дальнейшей
работы по проблеме. Рефлексия
Использование найденного принципа,
идеи, нового знания в новых условиях
для достижения подлинного
понимания открытия
Оценивание малых гипотез ,
вытекающих из основной
гипотезы обобщения, осмысление
её значения, уточнение, развитие.
Рефлексия
Использование обоснованной в
ходе исследования гипотезы
обобщения в новых условиях для
понимания новых частных случаев
Систематическое применение проблемно исследовательского метода в учебном
процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных
действий и приобретение важных исследовательских умений. В ходе осуществления
индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия исследования,
включающего как индивидуальную , так и групповую форму работы, дети учатся:
ставить исследовательские вопросы;
формулировать проблемы;
выдвигать гипотезы;
составлять план работы;
вести наблюдения;
планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и
проверки гипотез;
выделять существенную информацию из разных источников ( книги, энциклопедии,
простейшие графики, рисунки);
организовывать ( систематизировать информацию);
представлять результаты работы в разных формах ( схема, рисунок, устное и
письменное отношение).
2. Как построить урок исследование?
Применяя проблемно исследовательский метод в преподавании можно выделить
основные шаги при конструировании урока исследования.
Первый шаг
сформулировать обобщение урока. Учителю необходимо ясно
осознать , что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое правило, принцип ,
закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы. Планируемое
обобщение – содержательно смысловой стержень урока.
Второй шаг – определить, какой материал должен быть изучен учеником для того,
чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Объем, характер,
сложность и форму представления материала для самостоятельного изучения
ученикам учитель отбирает на основании нескольких критериев, включающих
адекватность обобщению, значимость для прохождения программы, доступность,
соответствие индивидуальным познавательным потребностям и возможностям
учеников. Третий шаг определить , какого типа учебное исследование ( индуктивное или
дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае.
Эта целесообразность определяется как специфика планируемого обобщения, так
и особенностями материала, необходимого для изучения учениками, а также
задачами. которые ставит учитель.
Четвертый шаг заключается в том , что бы сконструировать проблемную
ситуацию для учеников, т.е. определить
динамический стержень урока,
мотивацию. Этот этап . как первый , является не просто самым важным, но и
самым трудным для учителя. В чем же специфика такой проблемной ситуации?
Учителю нужно придумать не только какое то задание , которое обеспечит
возникновение у учеников затруднения и потребности в его разрешении.
Необходимо спроектировать такое задание , выполнение которого обеспечит
возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве
которого в данном случае выступает планируемое обобщение.
Последний шаг является организационным. Учителю необходимо продумать
состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой
форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска.
Эта
п
1
2
3
4
5
Содержание деятельности
Что нужно знать учителю
Сформулировать обобщение
урока
Определить материал для
изучения , на основании
которого можно выявить или
обосновать обобщение
Определить тип учебного
исследования
Сконструировать
проблемную ситуацию для
учеников
Придумать состав групп,
распределение материала для
изучения по группам, форму
представления работы
Осознать, какое правило, принцип,
закономерность или связь должны быть
выявлены или обоснованы
Определить объем , характер, сложность
и форму предъявления информации на
основании значимых критериев
Учесть специфику обобщения,
особенности материала, задачи, которые
ставит учитель
Обеспечить возникновение потребности
в раскрытии неизвестного
( планируемого обобщения)
Учесть принципы и правила организации
работы в малых группах
Таким образом , для того чтобы сконструировать урок исследование, учитель сам
должен испытать потребность в создании нового , затруднение, приводящее к
возникновению идеи обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, проверить правильность своего
проекта в реальной учебной ситуации. Мышление учителя должно совершить
продуктивный, мыслительный цикл, то , что сближает его с учениками, которым
предстоит стать « действующими лицами», или субъектами познавательной
деятельности на запланированном уроке исследовании. Поэтому планирование и
проведение такого урока учителем является не только трудным и требующим
много времени, но и по – настоящему захватывающим, личностнозначимым
событием.
3 Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока исследования
при котором возникает
выполнения такого действия,
Проблемная ситуация представляет собой специфический вид взаимодействия
субъекта и объекта. Она характеризует , прежде всего»психологическое состояние
субъекта( учащегося), возникающее в процессе выполнения такого задания,
которое требует открытия ( усвоения)новых знаний о предмете, способах или
условиях выполнения задания»
Можно выделить :
три главных компонента проблемной ситуации:
необходимость
познавательная потребность в новом;
неизвестное , которое должно быть раскрыто;
возможности учащегося в выполнении поставленного задания.
три основных способа создания проблемной ситуации:
1) прием ключевых слов; ( он основан на рефлексии учащимися того, что ими уже
изучено по той или иной теме или проблеме или , другими словами , им известно, и
стимулировании постановки вопросов о том. Что им еще об этом неизвестно.
2) прием загадкиинтерпретации; ( прием загадки основан на использовании такого
стимульного материала , который характеризуется той или иной степенью
неопределенности, что позволяет создать проблемную ситуацию, это могут быть
рисунки, схемы, модели, ряд слов, чье то высказывание, отрывок из текста и др.)
3) выполнимое/невыполнимое действие ( характерной особенностью данного
способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое
субъективно кажется выполнимым, но в процессе его выполнения зарождается
сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления)
4. Осуществление этапа исследования
как исследования в малых группах
Что важно знать об обучении в малых группах?
Наиболее распространенной и продуктивной формой организации исследования
учащимися является исследование в малых группах. Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для
формирования предусмотренных
стандартами второго поколения
коммуникативных действий,
развития мышления и личности ребенка,
осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения.
Организация совместной деятельности учащихся, « создаст контекст, адекватный
для совершенствования способности речевого отображения ( описания,
объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых
значений с целью ориентировки ( планирование, контроль, оценка) предметно
практический
или иной деятельности, прежде всего в форме громкой
социализированной речи», рассматривается в качестве необходимо условия
решения задач развития у учащихся речи и рефлексии предметного содержания и
условий деятельности. При правильной организации групповой работы каждый ее
участник так или иначе вовлекается в работу группы и достигает для себя тех или
иных результатов. В случае группового исследования учащиеся самостоятельно
изучают какойлибо вопрос учебной темы с целью подготовки группового
сообщения и выступления перед всем классом. Каждая группа изучает свой
материал, охватывающий один из разделов темы. При этом каждый участник
группы может изучать свою часть материала либо весь материал, предложенный
группе. Команда получает групповую оценку за общий доклад группы.
Можно представить последовательные шаги подготовки к проведению на уроке –
исследовании этапа исследования в малых группах.
Шаг 1. Определить количество групп и количество учеников в каждой группе.
Шаг 2. Определить состав каждой рабочей группы. (состав группы не должен раз и
навсегда быть заданным, так и тип самой группы ( сильная, слабая или смешанная)
не может быть постоянным.
Шаг 3. Спланировать организацию работы каждой группы.
Шаг 4. Спланировать представление результатов работы каждой группы ( в форме
устного отчета ( доклада), рисунка, схемы, модели, инсценировки и т.д.)
Структура урока исследования включает этап обмена информацией как один из
основных этапов , который мотивируется наличием нескольких команд, решающих
одну и ту же проблему, но на основе изучения разного материала.
Подведем итог , представим в виде таблицы:
Этап Вопросы
этапа
1
Сколько
групп?
Сколько
человек в
группе?
Что необходимо
учесть или
спроектировать?
Особенности
материала для
изучения. Количество
учащихся в классе
Что важно знать?
Оптимальное количество учеников в
группе:45 человек У каждого ребенка должен быть опыт
выполнения разных функций в процессе
групповой работы ( организатора,
исполнителя и контролера); опыт
работы как в гомогенной ( ученики
примерно равны по способностям, или
уровню знаний, или интересам), так и в
гетерогенной группе ( в группу входят
дети с разным уровнем способностей
или знаний)
Можно разработать инструкционную
карту. Необходимо разработать рабочий
лист для каждой группы
Можно применить « Помощник
представления»
2
3
4
Состав
группы, ее
тип( кто
войдет в
группу)
Как
организовать
совместную
работу в
группе?
Как
обеспечить
представление
работы,
включенность
каждого
ребенка?
Особенности
материала для
изучения ( объем,
сложность, новизна).
Индивидуально
психологические
характеристики
учащихся.
Межличностные
отношения учащихся
Включенность каждого
ребенка в работу
группы. Обсудить план
работы для
достижения
поставленной цели
Использование разных
форм представления
результатов работы.
Включенность каждого
ребенка в
представление отчета
группы
Пока идет работав группах, учитель должен как минимум , один раз подойти к
каждой группе . Он должен убедиться, что участники команд распределили роли,
поняли содержание рабочего листа, термины, материалы для изучения и т.д..
В какой – то группе необходимо задать провокационный вопрос, чтобы
способствовать созданию проблемной ситуации и возобновлению поиска решения
проблемы, в другой – одобрить работу учащихся, поддержать уверенность в своих
силах и т.д.
5. Примеры построения уроков в 13 классах начальной школы.
1 класс
Тема 1. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Урокэкскурсия.
Обобщение урока: изменения в природе происходят везде – над головой и под ногами.
Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, об объектах живой и
неживой природы. Материалы к уроку: схематичное изображение дерева «Дерево изменений».
Материалы для проведения экскурсии: планшетки с листами для зарисовки
изменений, рабочие перчатки, пакет для мусора.
Планируемый результат
Дети учатся:
наблюдать за природой;
фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;
следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии;
проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации и
проверки гипотез об изменениях в природе.
Умения, характеризующие достижение результата:
определять цель наблюдения, выстраивать план наблюдения и фиксировать
результаты;
выбирать из предложенного набора необходимое для проведения наблюдения
оборудование (лупа, стакан, лопатка и т.п.)
фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное
описание, рисунок);
следовать инструкции ( плану)проведения плану проведения наблюдений;
выдвигать гипотезы;
собирать необходимую информацию и представлять ее в виде схемы;
делать обобщения.
Ход урока –экскурсии ( дедуктивного типа)
1. Актуализация знаний. Мотивация
Учитель На уроках окружающего мира мы отправляемся в путешествия, не
выходя из класса. Но сегодня мы отправимся с вами в настоящее маленькое
путешествие на школьной двор. Давайте подумаем, что мы можем изучать на
таком занятии.
Выслушать догадки детей и предложить им подумать о том, что можно изучать ,
если отправиться на экскурсию в одно и то же место несколько раз.
Учитель. Ребята, мы пойдем на школьный двор сегодня, затем через неделю, а
потом через месяц. Как вы думаете , то, что мы увидим сегодня, будет
отличаться от того, что мы увидим через неделю?
Выслушать ответы детей и помочь им сформулировать тему изучения.
Учитель. Значит мы будем наблюдать?
Дети. Изменения в природе.
Учитель. А где мы будем наблюдать изменения? Что изменилось? Выслушать ответы детей и систематизировать их догадки в форме основного
предположения: изменения в природе могут происходить везде над головой и
под ногами
Учитель. Не всякий человек нам поверит, например вот этот мальчик , которого
зовут « Никому не верю». Как нам его убедить, что наше утверждение об
изменениях верно?
Дети. Показать ,пригласить пойти с нами на экскурсию.
Учитель. Да, можно пригласить пойти с нами и вместе понаблюдать. Какая же
цель нашей экскурсии?
Выслушать догадки детей и сформулировать цель: собрать такие факты, которые
доказывают, что в природе происходят изменения. Учитель . А что значит факты?
Выслушать ответы детей и отметить, что факт это конкретные сведения,
информация о чем то.
Учитель. Итак, сегодня мы будем собирать факты с помощью наблюдений.
Учитель проводит инструктаж, знакомит детей с правилами поведения на
экскурсии.
1. На наших занятиях будет полезна одна очень интересная вещь: ее нельзя
потрогать, ее нельзя увидеть, ее может услышать только внимательный
человек. Что это? ( Тишина)
2. 2. Вы должны внимательно слушать инструкцию и выполнять задание как
3.
можно точнее.
Нужно работать в парах ( или группах), не мешая друг другу, быстро
распределять обязанности.
4. Быстро собираться по сигналу учителя, вставать в круг или строится парами.
5. Высказывать свое мнение можно только по очереди, не перебивая других
внимательно слушать одноклассников.
2. Сбор фактов на экскурсии. Исследование.
Перед тем как учащиеся приступят к сбору фактов, необходимо провести
вводную беседу. Для этого детей можно построить в круг, напомнить им цель
экскурсии.
Учитель. Кто помнит, какова цель нашей экскурсии?
Дети. Найти факты, позволяющие доказать мальчику, что изменения в природе
происходят везде – над головой и под ногами.
Вводная беседа.
Во время беседы учащиеся отмечают, какая сегодня погода, какого цвета небо.
1. Наблюдение за небом.
Учитель. Поднимите голову вверх. Что вы видите? Какие изменения могут
происходить в небе?
Дети. Движение облаков, птица пролетит, солнце спрячется за облака и т.д.
Учитель. Сделайте рисунок, как выглядит небо над нашей головой в данный
момент, а в конце занятия мы зарисуем небо еще раз и сравним порлученные
рисунки. 2. Наблюдения за объектами природы под ногами.
Учитель. А что интересного и необычного можно увидеть осенью на земле. Я
предлагаю вам отгадать несколько загадок
Она под осень умирает
И вновь весною оживает
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда
Она их главная еда. (трава)
Что не сеяно родится? (трава)
Учитель. Можем ли мы наблюдать за тем, как изменяется трава?
Понаблюдайте за травой на одной поляне.
Она везде одинакова? А что еще мы можем увидеть под ногами? Посмотрите
под низ под ноги. Соберите несколько предметов, которые увидели. Все
предметы должны быть разные.
Дети собирают предметы на определенной территории, по сигналу учителя
прекращают работу и собираются в круг.
3. Обмен информацией
Учитель. Выложите перед собой ваши находки. (дети кладут растения, семена,
веточки, мусор). Рассмотрите их, на какие группы можно разделить ваши
находки?
Дети. Объекты природного и искусственного происхождения.
Учитель. В любое ли время года мя сможем наблюдать эти предметы у себя
под ногами? Что необходимо сделать с мусором? мы сложим мусор в пакет и
унесем. Что будет если после каждого занятия мы будем выбрасывать один
пакет с мусором?
4. Организация информации.
Этот этап должен организован в классе.
Учитель. Какова была цель нашей экскурсии? Какие факты нам
удалось найти?
С чего мы начали свое наблюдение?
Дети: наблюдали за погодой.
Учитель. Опишите, какая она была.
Дети под руководством учителя дают характеристику увиденного и располагают на
левой половине дерева « Было» значки ( ясно, тепло и т.д.)
Учитель. Мы вели наблюдения за небом. Удалось ли нам увидеть его изменение?
Дети. Небо изменилось.
Учитель. Как лучше расположить наши рисунки неба на схеме « Дерево
изменений»? Учитель прикрепляет рисунок неба в начале экскурсии на левую половину дерева
« Стало» рисунок изменившегося неба.
Учитель. Что мы наблюдали под ногами?
Дети. Зеленую, бурую траву, опавшие листья.
Учитель размещает на левой стороне « Дерева изменений» символичное
изображение того, что увидели под ногами.
Учитель обращает внимание , что правая половина дерева « Стало» остается мало
заполненной.
5 Подведение итогов
Учитель. Удалось ли нам доказать , что изменения могут происходить везде над
головой и под ногами?
Дети. Не совсем. Вторая половина нашего «Дерева изменений»остается мало
заполненной.
Учитель Что нам необходимо сделать?
Дети. Пойти через неделю на экскурсию, собрать факты и потом сравнивать их с
тем, что мы увидели сегодня.
Аналогично проводится вторая экскурсия, по тем же этапам. Дети ищут факты по
этой же схеме, заполняют вторую часть « Дерева изменений» и делают заключение:
изменения в природе происходят везде над головой и под ногами.
Обсудить с детьми, смогут ли собранные на экскурсии факты убедить мальчика «
Никому не верю» в том, что изменения в природе происходят везде.
Домашнее задание
Продолжайте сегодня наблюдать за небом. Зарисуйте небо вечером, выглянув из
окна. Свои наблюдения зарисуйте в тетради.
Тема 2. Кто такие насекомые?
Обобщение урока: насекомые –маленькие представители животного мира, тело
которых состоит из трех частей, и они имеют шесть ног. По количеству видов
насекомые –самая богатая группа в животном мире.
Цель урока: дать общее представление о насекомых( строение тела, питание,
передвижение, среда обитания), познакомить с разнообразием насекомых.
Материалы к уроку: тексты, иллюстрации, рабочие листы.
Планируемый результат:
Дети учатся:
узнавать насекомых по строению их тела;
Назвать отличительные признаки насекомых;
Формулировать вопросы для изучения.
Умения, характеризующие достижения этого результата.
узнавать насекомых по рисункам, фотографиям и т.п.;
называть отличительные признаки насекомых ;
ставить исследовательские вопросы;
выделять общие признаки насекомых. Ход урока ( исследование индуктивного типа)
1 Актуализация знаний, мотивация
Для того, чтобы ввести тему урока и вспомнить изученные ранее факты , можно
предложить ребятам разгадать кроссворд.
Учитель. Назовите группы животных, с которыми вы познакомились на прошлом
уроке. ( Ответы детей)
Учитель. Сегодня мы поближе познакомимся с одной из групп животного мира .
Для того чтобы узнать с какой , вам нужно решить кроссворд.
На доске расположен . Учитель зачитывает вопросы, а дети вписывают ответы.
1. Отличительная особенность 8 лапок.
2. Выкармливают свое потомство молоком.
3. Чувствуют себя как дома и на суше, и в воде.
4. У родителей и деток вся одежда из монеток.
5.
Те, с кем мы познакомимся сегодня поближе.
Ответы: 1паук, 2—звери,3 земноводные, 4—рыбы,5 насекомые.
Учитель. Действительно это насекомые. Что вы знаете о насекомых? А что бы
вы хотели о них узнать?
Дети формулируют вопросы, учитель фиксирует их на бумажных
вопросительных знаках. Все вопросы размещаются на доске.
Примечание. Для стимулирования активности ребят и развития умения задавать
вопросы можно использовать прием ключевых слов « волшебные» ключи.
Например, поместить на доску такие ключи : как «строение»,
« питание», « цвет» ит.д.
Учитель. Вопросов у нас много, все они разные. Но давайте попробуем навести
среди них порядок, т.е.объединить вопросы в группы по какимто общим
признакам.
Ребята под руководством учителя распределяют вопросы в группы и дают
название каждой группе вопросов: строение, среда обитания, питание,
передвижение, окраска или как выглядят, разнообразие.
Формулируется цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для
углубления знаний о насекомых.
2 Исследование в малых группах
Каждая группа получает свою часть вопросов, поиск ответов на которые и
являются основной деятельностью учеников. Помогут им ыв этом тексты и
рабочие листы. Каждый рабочий лист содержит инструкцию (инструкционный
план), который поможет детям организовать работу в группе. Кроме того,
может быть предложен и «помощник ответа).
3. Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования
материалы. Каждая группа располагает материалы на доске под соответствующими вопросами. Ребята по очереди рассказывают всему классу об
особенностях насекомых, с которыми они познакомились.
4. Организация информации, обобщение
Учитель. Мы многое узнали о насекомых: о том, как они выглядят, как
передвигаются, чем питаются, где обитают.
Учитель предлагает выделить общие признаки насекомых: какие признаки
присущи насекомым и только им, а какие признаки присущи и другим
животным? Найденные признаки классифицируются на две группы: те, которые
есть только у насекомых, и те, которые встречаются и у других животных.
Учитель. Что же теперь мы можем сказать о насекомых? Какие они? Какую
главную мысль мы теперь можем сформулировать?
Формулируется обобщение урока: насекомые маленькие представители
животного мира, их общий признак это три части тела и шесть ног. По
количеству видов насекомые самая богатая группа в животном мире.
5. Подведение итогов
На этапе подведения итогов необходимо вернуться к вопросам, которые дети
задавали в начале урока.
Учитель. На какие из поставленных вопросов мы получили ответы?
Соответствующие вопросительные знаки снимаются с доски.
Приложение к уроку
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подчеркните интересные факты о насекомых.
3. Постарайтесь ответить на вопросы.
4. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
5. Подготовьтесь к выступлению.
Строение тела насекомых
У всех насекомых тело состоит из трех частей: головы, груди, брюшка.
1. На голове расположены глаза, усики и хоботок.
2. На груди находятся крылья и ноги.
У всех взрослых насекомых по шесть ног. У большинства насекомых
определенные периоды жизни отрастают крылья.
Рабочий лист
Подпишите части тела насекомых.
На рабочем листе фотографии или рисунки: муха цеце, бабочка,
бродячий муравей.
Как передвигаются насекомые?
Передвижение насекомых Многие из них летают. Для этого у насекомых есть крылья. Стрекоза
может развивать скорость до 40 километров в час. Некоторые насекомые
ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в
20 раз больше длины его тела.
Рабочий лист
Нарисуйте насекомых, которые летают, прыгают, ползают, ходят.
Окраска и обитание насекомых
Окраска о форма тела многих насекомых зависят от того, где они
обитают. Это помогает им прятаться от врагов.
Одни насекомые благодаря окраске становятся невидимыми.
У других насекомых окраска настоль яркая, что враги не рискуют к ним
приближаться. Некоторые выпускают в момент опасности струю едких
веществ с резким запахом, как божья коровка.
Рабочий лист
Разукрасьте насекомых и соедините их с местом обитания.
Луг
Сад
Лес
Огород
(Рисунки: пчела, муравей, бабочка, божья коровка, колорадский жук).
Питание насекомых
Насекомые питаются по разному. Одни едят растения. Другие поедаю
мельчаюшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А
некоторые насекомые питаются кровью.
Поэтому ротовые органы у насекомых устроены по разному. У некоторых
из них челюсти выглядят как кусаки. Насекомые ими откусывают кусочки
травы.
У некоторых ротовой орган похож на шприц. Насекомое им протыкает
кожу и высасывает кровь. А некоторые насекомые хоботками впитывают
жидкость, как губка собирает воду.
Рабочий лист
Отметьте, кто из нарисованных насекомых чем питается.
Травянистыми растениями
Кровью
Насекомыми
Рисунки: слепень, саранча, божья коровка, муравей бульдог.
Разнообразие насекомых Насекомые – самая богатая по количеству видов группа животных. В ней
не менее миллиона видов. Это бабочки, блохи, вши, стрекозы, тараканы и
другие.
Многие насекомые силачи. Стрекозы способны поднять вес в 10 раз
больше собственного, пчелы в 24 раза, муравей способен тащить ношу,
которая в 52 раза больше его собственного веса, жук носорог в 100 раз.
Рабочий лист
Распределите насекомых:
По размеру;
По силе.
Фотографии: медоносная пчела, муравей плотник, жук носорог,
дозорщик император.
2 класс
Тема 2. Осенние изменения в природе. Жизнь насекомых осенью.
Обобщение урока: насекомые по – разному готовятся провести зиму. Существуют
разные способы зимовки, которые обеспечивают возможность сохранения потомства.
Цель урока: изучить особенности поведения различных насекомых в осенний период,
воспитывать бережное отношение к живой природе.
Материалы к уроку: тексты, иллюстрации.
Планируемый результат
Дети учатся:
выделять разнообразные формы поведения насекомых;
находить факты о поведении различных насекомых в период подготовки к зиме,
используя иллюстрированные словари и справочную литературу;
формулировать предположения относительно предмета исследования;
классифицировать факты по признаку « поведение осенью»
Умения, характеризующие достижение этого результата:
Распознавать насекомых по особенностям их поведения;
выполнять классификацию;
использовать иллюстрированные словари для нахождения фактов с целью
подтверждения предположения.
Ход урока ( индуктивного типа)
Мотивация
На доске необходимо разместить ряд карточек с названиями различных насекомых.
Учитель. Как вы думаете, как готовится к зиме каждое из этих насекомых? Что
происходит в их жизни с наступлением осени?
Дети высказывают свои предположения, которые необходимо кратко фиксировать на
отдельных листках напротив соответствующего названия, например: « Мне кажется, кузнечики прячутся в норках и засыпают», « Я думаю, что божьи коровки погибают с
наступлением холода», « Может быть, шмели и осы улетают, как птицы, на юг» и т.д.
Далее учителю необходимо обратить внимание на разнообразие и противоречивость
предположений для того, чтобы усилить потребность детей в поиске новых знаний об
особенностях поведения насекомых.
Учитель. Итак, вопрос остаётся открытым: как же готовятся к зиме насекомые?
Формулируется цель исследования: изучить особенности жизни насекомых осенью,
проверить выдвинутые предположения.
Учитель в диалоге с детьми определяет план исследования, например:
Внимательно прочитать рассказ о том или ином насекомом (читая, отмечайте факты о
жизни насекомых осенью);
Выполнить необходимые рисунки и сделать соответствующие подписи к ним;
Подготовится к выступлению.
Учитель предлагает каждой группе по результатам проведённого исследования сделать
минигазету, чтобы более интересно и ярко представить информацию другим детям.
Составленный план работы кратко зафиксировать на доске, используя подчёркнутые
ключевые слова.
Исследование в малых группах
Каждой группе необходимо предложить текстовый материал о жизни насекомых
осенью (например, «Как готовятся к зиме насекомые», «Как коровки зимуют», «Как
зимуют муравьи и комары»), а также разнообразный иллюстративный материал.
Каждая группа в ходе исследования делает минигазету, например «Комары осенью»,
«Бабочки осенью» ит.д. (выполняются рисунки и подписи к ним).
Примечание. С целью подготовки сообщения о найденных фактах полезно предложить
каждой группе план ответа, который раздаётся детям в виде отдельных листков бумаги
с незавершёнными предложениями («помощник ответа»), например:
Мы прочитали рассказ о _____________________________________
Нам удалось выяснить, что ___________________________________
Оказывается, _______________________________________________
Самым интересным в поведении ______________________________
Мы сделали заключение, что _________________________________.
В этом случае ребята в каждой группе смогут выстроить свой ответ, а также
распределить между собой порядок представления результатов групповой работы
членами команды.
3. Обмен информацией
Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования
материалы. Каждая группа выходит и располагает подготовительные материалы на
доске. Ребята по очереди рассказывают всему классу об особенностях поведения
изученного насекомого в осеннезимний период.
Организация информации
Учитель предлагает организовать полученные сведения: «Какие группы можно
выделить? Какой признак можно положить в основании классификации?» Найденные сведения классифицируются по признаку «поведение осенью»: 1я группа
«готовятся зимовать в оцепенении или улетают (но! взрослыми насекомыми) и 2я
группа «оставляют зимовать своё потомство, сами погибают».
Связывание информации, обобщение
Учитель. Посмотрим на первую группу. Эти насекомые… Посмотрим на вторую
группу. Эти насекомые…
Что мы теперь можем сказать о поведении насекомых осенью? Какое заключение
можно сделать об их поведении, о том, как они готовятся провести зиму?
Формулируется обобщения урока: насекомые поразному готовятся провести зиму.
Существуют разные способы зимовки, которые обеспечивают возможность сохранения
потомства (продолжения жизни данного вида).
Подведение итогов
На этапе подведения итогов необходимо вернуться к гипотезам детей,
сформулированным в начале занятия: выяснить, какие из них подтвердились, а какие
нет, таким образом кратко повторить найденную информацию о поведении насекомых
осенью.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания можно предложить детям найти сведения о жизни
осенью других насекомых (не изученных на занятии).
3 класс
Тема 1. Разнообразие растений
Обобщение урока: царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи,
папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои
отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными
признаками основных групп растений.
Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой
группы растений; водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
гербарий; текст о каждой группе растений.
Планируемый результат
Дети учатся:
Выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи,
папоротники, хвойные и цветковые растения;
Искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной
совместной работы в малых группах.
Умения, характеризующие достижение результата: Различать такие группы как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые
растения, по их существенным признакам по строению растения ( наличию или
отсутствию какого либо органа);
Узнавать растения различных групп ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные
растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;
Выдвигать гипотезы и обосновывать их;
Составлять план работы;
Собирать необходимую информацию из разных источников (книги,
энциклопедии, в том числе электронные);
Анализировать, классифицировать найденную информацию.
Ход урока ( индуктивного типа)
1. Актуализация знаний. Мотивация
В начале урока следует провести вводную беседу с целью актуализации знаний детей
о царстве растений.
Учитель. Мы отправимся с вами в удивительное царство это Царство растений. В
волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще
флорой. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Флора, она бережно
охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии богиня цветов и весны (от
лат.»флос», «флорис» цветок).
На доске располагаются фотографии представителей различных групп растений.
Учитель. Каких представителей этого Царства вы видите?
Дети. Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.
Учитель. К какой группе растений их можно отнести?
Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с
фотографиями появляются названия групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и
цветковые растения.
Учитель. Царство растений пришли вы познать,
Их тайны и загадки придется отгадать.
Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приемом загадки.
Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где
верное высказывание о растениях, а где нет.
На доске фотография растения и информация о нем:
О папоротнике
Цвете папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана
Купалы (7 июля) под удары грома и раскаты молний.
О мхах
Как прекрасен в период цветения мох кукушкин лен. На тонких стебельках склонили
свои головки нежные цветы.
О водорослях В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль
грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает
грушевидными плодами, которые, конечно же, несъедобны.
О хвойных
Лиственница хвойное растение. Весной ее веточки покрываются яркозелеными
хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.
О цветковых
Из леса мы вышли к заболоченному водоему. Из воды на нас глядели желтые глазки
цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!
Учитель. Какие утверждения верны, а какие нет?
Дети высказывают свои предположения. Возникает спор.
Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.
Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка,
неверное представление о растении?
Дети. Изучить эти группы растений.
Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растения.
Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?
Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.
Учитель записывает вопрос на бумажном знаке вопроса.
Учитель. Где правда, а где вымысел, легенда, ложь? Без науки о растениях не поймешь.
Какая наука изучает растения? )ботаника) и сегодня в Царстве растений вы будете в
роли ботаников. 1я группа будет изучать водоросли, 2я мхи, 3я папоротники, 4я
хвойные растения, 5я – цветущие деревья, кустарники, травы.
2.исследование в малых группах
Учитель. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой
группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.
Как настоящие ученные, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти
ответ на вопрос?
Учитель записывает план.
1. Прочитать текст
2.
3. Заполнить таблицу, отметив, какие части имеют растения представители этой
Рассмотреть гербарий, фотографии
группы
3.Обмен информацией
Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с
представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы
растений в единую таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих местах. Таким образом после отчета групп
на доске появляется таблица к красным, если растение не имеет этого органа, а з
зеленым если имеет.
Разнообразие растений
цветок
лист
стебель
плод
семя
споры
корень
Группа
растений
Водоросли
Мхи
Папоротники
Хвойные
Цветковые
4.Организация информации
Учитель. Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами
выделили! Каждая облает определенными отличительными признаками. А можем ли мы
объединить какие то группы по признаку сходства?
Дети. Имеющие цветы и не имеющие цветов.
Учитель. Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесем к
нецветковым?
5.Связывание информации. обобщение
Учитель. Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?
Дети. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники,
хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные
признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения (приводят
отличительные признаки).
6.Подведение итогов. Рефлексия
Учитель. А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об
отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?
Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.
Приложение к уроку
Рабочий лист №1 Водоросли
Водоросли имеют:
Части растения
Корень
Стебель
Лист
Органы размножения
Цветок
Споры
Плод
Семена Рабочий лист №2 Мхи
Мхи имеют:
Части растения
Корень
Стебель
Лист
Органы размножения
Цветок
Споры
Плод
Семена
Рабочий лист №3 Папоротники
Папоротники имеют:
Части растения
Корень
Стебель
Лист
Рабочий лист №4 Хвойные растения
Хвойные растения имеют:
Части растения
Корень
Стебель
Лист
Рабочий лист №5 Цветковые растения
Цветковые растения имеют:
Части растения
Корень
Стебель
Лист
Органы размножения
Цветок
Споры
Плод
Семена
Органы размножения
Споры
Цветок
Плод
Семена
Органы размножения
Споры
Цветок
Плод
Семена Литература
1. Баранова Э.А. «Вопрос как форма познавательной активности детей» 2007.
2. Богоявленская Д.Б. «Исследовательская деятельность как путь развития
творческих способностей»2006.
3. Махмутов М.И. «Проблемное обучение: основные вопросы теории»1975.
4. Обухов А.С. «Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе»
2006.
5. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»М.: Просвещение2016.
6. Поддьяков А.Н. «Дети как исследователи»1999.
7. Чошанов М. «Малая группа в учебном процессе»1999.
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Методические рекомендации по теме: "Развитие исследовательских умений у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.