Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»
Оценка 4.6

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Оценка 4.6
Лекции +4
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
31.03.2017
Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»
Деятельность любого педагога, в какой школе бы он не трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся, а алгоритмы этой деятельности должны быть таковы: - своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни; - учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся; - умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении; -оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения; - использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся; - создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения; - квалифицированное медицинское сопровождение; - воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни; -использование ИКТ в области оздоровительных систем; -создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях; - систематическая работа с родителями, коллегами по данному вопросу. Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье. Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах. Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны.
Здоровьесберегающие технологии..docx
Методические рекомендации по теме:       «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» Разработала: Л.В.Храбрунова, учитель физической культуры МБОУ СОШ №5 п.Печенга.   Главная   задача   учителя   физической   культуры   ­   сохранение   и   укрепление здоровья   подрастающего   поколения. Физическая   культура   ­ единственный предмет   в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может   и   превратить   из   слабого,   болезненного   человечка   в   полноценного, здорового гражданина своей страны. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на   уроках   физической   культуры   должна   включать   знакомство   с   результатами медицинских   осмотров   детей,   их   учет   в   учебно­воспитательной     работе;    помощь    родителям    в    построении    здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Критерием   здоровьесберегающих   качеств   образовательных   технологий   при решении   с   их   помощью   защиты   от   патогенных   факторов   будет   наличие   или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием  таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда   когда   заболеешь),   но   вступает   в   противоречие   с   принципами профилактической   медицины   и   концепцией   здоровья,   принятой   Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье ­ не только отсутствие болезни,   но   и   состояние   полного   физического,   психического   и   социального благополучия. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Это и учебно­ 1 воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка,   возможностей   противостоять   патогенному   воздействию   окружающей среды  ­  как  природной, так  и  социальной ­ важнейшая  стратегическая  задача, решаемая   доступными   образовательным   учреждениям   средствами  ­   обучением, воспитанием, содействием развитию. Тогда   более   правильным   представляется   определение   здоровьесберегающих образовательных   технологий   как   совокупности   всех   используемых   в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся   и   педагогов   от   неблагоприятного   воздействия   факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы   сохранить   здоровье   учащихся   на   период   обучения,   но   и   в   том,   чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Цель  здоровьесберегающей   педагогики   –   обеспечить   выпускнику   школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов   работы   всего   педагогического   коллектива   и   осуществляется   на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих   технологий,   и   результатом   их   внедрения   будет   защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. Задача  здоровьесберегающей   педагогики   ­   обеспечить   выпускнику   школы высокий уровень здоровья, сформировать  культуру  здоровья,  тогда  аттестат о среднем   образовании   будет   действительной   путёвкой   в   счастливую 2 самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Группы   здоровьесберегающих   технологий,   применяемых   в   системе образования,   в   которых   используется   разный   подход   к   охране   здоровья,   а соответственно, и разные методы и формы работы: 1.   Медико­гигиенические   технологии,   которые   включают   комплекс   мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с   регламентациями   СанПинНов,   и   функционирование   в   школах   медицинского кабинета.   Создание   стоматологического,   физиотерапевтического   и   других медицинских   кабинетов   для   оказания   каждодневной   помощи   школьникам,   и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии. 2.   Физкультурно­оздоровительные   технологии   направлены   на   физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций. 3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников   любовь   к   природе,   стремление   заботиться   о   ней,   приобщение учащихся   к   исследовательской   деятельности   в  сфере  экологии   и  т.п.,  все  это обладает   мощным   педагогическим   воздействием,   формирующим   личность, укрепляющим духовно­нравственное здоровье учащихся. 4.   Технологии   обеспечения   безопасности   жизнедеятельности   реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители,   представители   коммунальной   службы   и   т.д.   Поскольку   сохранение здоровья   рассматривается   при   этом   как   частный   случай   главной   задачи   – сохранения,   требования   и   рекомендации   этих   специалистов   подлежат обязательному   учету   и   интеграции   в   общую   систему   здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса   ОБЖ,   педагогов   –   курсов   БЖД,   а   за   обеспечение   безопасных   условий пребывания в школе отвечает директор. 3 5.   Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   следует   признать наиболее   значимыми   из   всех   перечисленных   по   степени   влияния   на   здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование   психолого­педагогических   приемов,   технологий,   методов, подходов к решению возникающих проблем. В   настоящее   время   к   здоровьесберегающим   образовательным   технологиям относятся   технологии,   которые   основаны   на   возрастных   особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально   благоприятной   атмосферы,   формировании   положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. Для   учителя   очень   важно   правильно   организовать   урок,   т.к.   он   является основной   формой   педагогического   процесса.   От   уровня   гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в   процессе   учебной   деятельности,   возможность   длительно   поддерживать умственную   работоспособность   на   высоком   уровне   и   предупреждать преждевременное   нарушение   утомления.   Нельзя   забывать   и   о   том,   что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.  Основные   современные   требования   к   уроку   с   комплексом здоровьесберегающих технологий: ­ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ­ в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; 4 ­ количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ,   рассматривание   наглядных   пособий,   ответы   на   вопросы,   решение примеров и т.д.) должно быть 4­7, а их смена осуществляться через 7­10 мин.; ­ в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; ­   в   течение   урока   должно   быть   использовано   не   менее   2­х   технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); ­   обучение   должно   производиться   с   учетом   ведущих   каналов   восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ­ должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; ­ необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; ­   необходимо   осуществлять   индивидуальный   подход   к   учащимся   с   учетом личностных возможностей; ­   на   уроке   нужно   создавать   благоприятный   психологический   климат   и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда,   а   особенно   умственного,   зависит   от   настроения,   от   психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; ­ нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; ­ необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать   в   урок   физкультминутки,   определять   их   место,   содержание   и длительность (лучше на 20­ой и 35­ой минутах урока, длительностью ­ 1 мин., состоящие из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями каждого). ­ необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части. Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих   образовательных   технологий,   в   связи   с   чем   возникает 5 необходимость   в   дополнительном   повышении   квалификации   учителей   любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе Ситуации   успеха   способствуют   формированию   положительной   мотивации   к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая   комфортность   взаимоотношений   всех   участников   образовательного процесса,   тем   самым   реализуя   основы   здоровьесберегающих   технологий   при организации учебно­воспитательного процесса. На   уроках   физической   культуры   необходимо   уделять   особое   внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные   испытания,   задания,   тестирования   и   т.д.   должны   лишь   давать исходную   (и   текущую)   информацию   для   разработки   индивидуальных   заданий, суть   которых   ­   учащийся   должен   в   каждый   очередной   период   времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не   произошло,   то   учитель   должен   внести   в   индивидуальные   задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями.   В   таком   случае   сильный   ученик   не   чувствует   потребности   в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если  ученик не понимает значимости учебного материала, то   и   избирательно   работающее   подсознание   сразу   после   получения   оценки помогает   ему   довольно   быстро   забывать   ненужный   материал.   В   таком   случае нарушается   системность   в   освоении   основ   знаний   и   каждый   новый   материал 6 оказывается   как   бы   оторванным   от   предыдущего,   самостоятельным   и   даже надуманным.  Включение в процесс занятий  элементов активного отдыха  Элементы   физической   культуры   помимо   самого   урока   физкультуры   могут быть   использованы   на   других   уроках   и   переменах:   физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.  Такой   активный   отдых   призван   решать   целый   ряд   задач:   предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных  явлений  в  кровообращении  и  дыхательной   системе   упражнениями  в глубоком   дыхании   и   в   ритмичных   чередованиях   сокращений   и   расслаблений мышц,   обеспечивающих   аккомодацию   глаза;   устранение   неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях Освещение   и   характеристика   воздуха   в   спортивном   зале,   температурный режим.   Все   это   достаточно   полно   регламентируется   соответствующими санитарно­гигиеническими нормами. Традиционная   система   физического   воспитания,   ориентированная   на рекомендуемую (подчеркиваю ­ не обязательную к исполнению, а рекомендуемую) Министерством   образования   РФ   программу,   рассчитана   на   определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем.  Перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся. I. Гигиенические условия, факторы 1.1. шум 1.2. освещенность 1.3. воздушная среда 1.4. размер помещений, кубатура 7 1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы) 1.6. используемые стройматериалы, краска 1.7. мебель: размеры, размещение в помещении 1.8. видеоэкранные средства ­ компьютеры, телевизоры 1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания 1.10. качество питьевой воды, используемой в школе 1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории 1.12. состояние сантехнического оборудования. II.Учебно­организационные факторы  2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году  2.3.   организационно­педагогические   условия   проведения   урока   (плотность, чередование   видов   учебной   деятельности,   проведение   физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) 2.4. объем физической нагрузки ­ по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)  2.5. особенности устава школы и норм жизни школы  2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы 2.7. участие родителей учащихся в жизни школы 2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» 2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» 2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы  2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся 8 2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. III. Психолого­педагогические факторы  3.1.   психологический   климат   в   классе,   на   уроке,   наличие   эмоциональных разрядок 3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися 3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок 3.4.   степень   реализации   учителем   индивидуального   подхода   к   ученикам (особенно, группы риска) 3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе 3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников 3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) 3.8.   личные,   психологические   особенности   учителя,   его   характера, эмоциональных проявлений 3.9.   состояние   здоровья   учителя,   его   образ   жизни   и   отношение   к   своему здоровью 3.10.   обременение   учителя   собственными   проблемами,   его   способность психоэмоционального переключения 3.11.   степень   педагогической   автономии   и   возможности   инновационной деятельности учителя 3.12.   профессиональная   подготовленность   учителя   по   вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. 1) Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и  уроки здоровья. 1 – 5 классы. ВАКО, 2007 год. 9 2) Апанасенко  Г.Л. Охрана  здоровья  здоровых:  некоторые  проблемы  теории  и практики. М.; Просвещение, 1987. 3) Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975. 4) Карпенко   А.Н.   Краткий   психологический   словарь   /В.А.   Петровский,   М.Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1985 5) Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. Учебник   для   студентов   пединститутов.   «Педагогика   и   психология».   М.: Просвещение, 1986 10

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Методические рекомендации по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017