Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"
Оценка 5

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
31.05.2017
Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"
Данная работа вошла в сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции Кем ГУ «Письменная русская речь в вузе и школе: теория и практика».Доклад "Развитие письменной речи одарённых детей" был сделан на одной из секций конференции и был хорошо принят слушателями.В статье,кроме теории,есть практические советы пр работе с одарёнными учащимися.Файл 21,3 КБ -текст статьи об одарённых детях.
Статья об одарённых.docx
Развитие письменной речи одарённых детей Тема "Развитие письменной речи одарённых детей" привлекала и будет привлекать внимание педагогов во все времена. Обучить, подготовить к сдаче ЕГЭ всех ­ это главная задача, не проглядеть в суете будней детей "с искрой божией" – сверхзадача для учителя. Сначала   несколько   фактов   об   актуальности   проблемы   одарённости   в   массовой общеобразовательной   школе.   «По   последним   данным,   примерно   пятая   часть   детей   в школьном возрасте, то есть 20 %, может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2­5%   от   общего   числа   детей   действительно   проявляют   себя     как   одарённые.[1]А заниматься одарёнными детьми необходимо. Что же такое одарённость? Как определяют это понятие учёные? Одаренность ­это системное,   развивающееся   в   течение   жизни   качество   психики,   которое   определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок ­ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или   имеет   внутренние   предпосылки   для   таких   достижений)   в   том   или   ином   виде деятельности. Известно   мнение   русского   психолога   Б.М.Теплова   о   том,   что   одарённость   ­это качественно   своеобразное   сочетание   способностей,   от   которого   зависит   возможность достижение   большего   или   меньшего   успеха   в   выполнении   какой­либо   деятельности [2]Учителю   необходимо   знать   теоретические   основы   работы   с   нестандартными, одарёнными   детьми,   чтобы   правильно   оценить   возможности   ребёнка,   а   самое   главное суметь распознать его среди странных, зачастую недисциплинированных школьников. Для диагностики   одарённости   нужно   изучить   типы   одарённости.   Существует   много классификаций, вот одна из них: [3].  Одарённости:  ­ интеллектуальная; ­академическая;  ­художественная;  ­спортивная;  ­лидерская;  ­креативная(творческая); В   специальной   литературе   много   внимания   уделяется   проблемам   обучения современных вундеркиндов. Работа учителя ­ филологами с одарёнными детьми требует большого   профессионализма,   в   каждом   случае   индивидуального   подхода.   Сразу   стоит оговориться, что детей с творческой, литературной одарённостью очень мало. "Главная особенность этой одарённости в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал "лица необщим выраженьем". Этот тип с большим   трудом   обнаруживается   в   школьной   практике,   так   как   обычные   школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя».[4]  Развитие   речи   обучающихся     ­    один  из   самых   важных   вопросов     формирования языковой   личности   школьника,   и   решается   он   в   течение   всего   периода   обучения. Безусловно, учитель, ставя задачу развития устной и письменной речи, решает её прежде всего на уроках. Но  сам Я.А.Коменский, основатель классно – урочной системы, говорил, что   его   метод   направлен   на   детей   со   средними   способностями,   чтобы   «сдерживать наиболее даровитых и подгонять вялых». Хочу   поделиться   крупицами   опыта   работы   с   одарёнными   детьми   во   внеурочной, внеклассной работе. В результате работы над развитием речи удалось выявить таких детей, которые смогли реализовать свои способности.  Пример первый. Организация работы с одарёнными детьми в детском творческом коллективе. Много лет назад, приняв от учителя начальных классов пятиклассников,  удивилась нестандартности мышления большинства учеников. Уроки литературы были любимыми у ребят, знакомство с каждым новым автором вызывало неизменный восторг и становилось настоящим праздником. Несколько учащихся понимали поэзию и прекрасно читали стихи. Письменные   работы   многих   школьников   свидетельствовали   о   креативном   подходе   к раскрытию темы. Приходилось много работать, разнообразить формы уроков, поддерживая постоянный интерес обучающихся к предмету. Именно ребята предложили провести необычный урок по теме "Весна" и устроить презентацию собственных творческих работ в виде рукописного журнала, которому дали звонкое название "Ручеёк". Два ватманских листа, поделённые на восемь двойных  страниц, и   две   недели   расчерчивания,   раскрашивания,   затушёвывания   дали   неплохой   результат. Успех   урока­презентации   окрылил   детей,   и   за   первым   номером   вышел   второй, посвящённый лету, третий, ­ рассказывающий об осени. И так продолжалось 4 года. Класс превратился в большую редакционную коллегию, "Ручеёк" ­ в журнал с периодичностью выхода   4   раза   в   год.   Сейчас   бы   это   назвали   модным   словом   "   проект",   и   был   бы   он долгосрочным.   А   тогда   это   было   названо   творческим   объединением,   работающим   по программе кружка "Юный журналист",на котором знакомились с основными понятиями: "титульный   лист",   "форзац",   "рубрика",   "статья"   и   так   далее.   На   заседания   кружка приглашались интересные, по мнению ребят, люди,  приезжали журналисты, детям  удалось побывать на экскурсии  в редакции и типографии городской газеты.  В   редакционной   коллегии   "Ручейка"   были   официальные   должности:   редактор, заместитель   редактора,   ответственный   секретарь,   репортёры,   фотокорреспонденты, замечательные   интервьюеры,   специалисты   отдела   игр,   оформители.   Любимые   приёмы деятельности ­ мозговой штурм, защита макета номера,   в процессе работы рождались дискуссии и коллективное творчество. Учителю отводилась скромная роль организатора и корректора, хотя к девятому классу с  этим важным поручением легко справлялись двое­ трое   учащихся.   Ничего   особенного,   скажете   вы.   Позволю   себе   не   согласиться.   Кроме отлично выполненной задачи сплочения коллектива, доброго дела для истории школы и школьного музея, это ещё и отличная учебная мотивация. Дети с высоким качеством сдали экзамены по русскому языку за основную школу.  В 10­11 классе дети работали с другим учителем, результаты сдачи экзаменов по русскому языку и литературе в этом классе были достаточно хорошими.  Анализируя этот опыт, думаю, что в работе нашего рукописного журнала было что­то от формы работы "Класс­лаборатория"[4],которая используется в работе с одарёнными детьми. Несомненно то, что это неплохой пример сотрудничества учителя и обучающихся вполне   в   духе   личностно­ориентированной   педагогики.   Общение   с   "ручейковцами" продолжается и сейчас благодаря Интернету и сайту "Одноклассники".  В большой городской школе мне  хотелось повторить опыт выпуска журнала со своим новым пятым классом, но сделать это оказалось невозможно: коллектив класса был очень разнородный,  большинство детей  были  "физиками",  а  не лириками,  и  открывать  тайны литературы учащимся было нелегко. Тогда было трудно представить, что из этого класса выйдут   лауреат   всероссийского   конкурса   "Моя   любимая   бабушка",   многочисленные авторы школьного литературно­художественного альманаха "Строка, рождённая тобой", из параллельного класса ­ юные поэты и писатели, произведения которых будут напечатаны в областном   альманахе   "Огни   Кузбасса"   и   в   городском   альманахе   «Тайгинские   зори», редактором которого является  член Союза писателей России Л.М.Яковлева. Пример второй – организация внеклассной работы в новой, нестандартной форме. В классах, где работала, всегда находились способные  дети, которым требовались и внимание, и помощь. Для решения этой задачи была создана "Творческая лаборатория" ­ разновозрастный   отряд   интересующихся   литературой   и   пробующих   перо.   На   занятиях лаборатории встречались и школьники, и учителя, и родители, и выпускники. Без союза этих сил первый наш школьный сборник ­ альманах никогда не увидел бы свет. Истина рождается в споре, а работы для альманаха рождались во время творческих конкурсов, например, состязания юных баснописцев "Внуки дедушки Крылова". А между конкурсами проходил   отбор   интересных   работ   и   редактирование.   Отбор   осуществляла   группа педагогов­филологов, редактировали работу вместе с ребёнком тоже учителя. Если работа по   редактированию   организуется   качественно,   индивидуально   и   очень   корректно, проводится постоянно, результаты развития письменной речи видны, особенно у одарённых обучающихся очень заметны. Хорошим источником знаний по редактированию является книга   И.Б.Голуб   «Лекции   по   литературному   редактированию»   («Лабиринт»,Айрис­ пресс,2003). Пример   третий.   Индивидуальная   работа   ­   самая   эффективная   форма   работы   с одарёнными при решении проблемы развития письменной речи обучающихся.  Вот   пример   из   практики.   В   прошлом   2009   году   городская   библиотека   объявила конкурсы,   посвящённые   65­летию   Победы:   "Война   в   истории   моей   семьи"   и   конкурс рецензий на книгу о Великой Отечественной войне. Для воспитания настоящих патриотов темы очень важные, поэтому было решено провести  конкурс сочинений в каждом классе, выбрать лучшие работы, обсудить их на уроках, а затем, отредактировав, представить на школьный,   а   после   ­   на   городской   конкурс   сочинений.   Индивидуальная   работа   была проделана     большая,   но   необходимая.   После   на   родительских   собраниях   было   сказано много добрых слов в адрес школы, заинтересовавшей детей сбором материалов о военном прошлом своих родственников. Все работы, представленные на городской конкурс, были отмечены,   они   вошли   в   сборник   лучших   сочинений.   Участие   в   конкурсах,   а   особенно победа в них, очень важны для самореализации личности одарённого ребёнка. Задача  развития письменной речи учащихся   не легка для  учителя, но решать её необходимо, и поможет в её решении грамотная дифференциация. Для этого   требуется изучение   явления   одарённости,   методов   и   приёмов   работы   с   этими   нестандартными, непохожими   на   других   детьми. Предлагаю   одну   из   методик,   которая   называется "Характеристика ученика". Эта методика разработана в США и используется в школах для одарённых   детей.   Она   создана   для   того,   чтобы   помочь   учителю   систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребёнка на разных этапах.  Данная учительская оценка представляет интерес как результат всякого мониторинга для других учителей­предметников, школьного психолога, родителей.[5]   Ученик                                                                                                                            Никита В. Дата                                                                                                                              апрель 2010  Класс                                                                                                   11 физико­математический Школа                                                                                                                МОУ СОШ № 160                  Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.                                                  Учебные  1.Имеет необычно большой запас слов                                                                                     да 2.Владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы     да 3.Понимает смысл и причины действий людей и веще                                                          да  4.Является живым наблюдателем: видит больше или берёт больше из рассказа, фильм    да 5.Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе                                                                                                                                                         да 6.Показал быстрое понимание арифметики                                                                    да                                             Мотивационные 1.Настойчив в по исках решения задания                                                                             да 2.Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела                           да 3.Обычно прерывает других нет 4.Прилагает усилия для завершения действия               да 5.Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей                                              да 6.Упорный в отстаивании своего мнения                                                                                 да  7. Чувствителен к мнениям других                                                                                            да  8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, справедливости,  может осуждать людей, события, вещи                                                                                     да  9.Склонен влиять на других, может быть лидером                                                                  да                                              Творческие  1.Любопытен и любознателен задаёт много вопросов.                                                        да 2.Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям                                          да 3.Часто  предлагает необычные  ответы,  рассказывает  с  богатым  воображением  истории, склонен к преувеличению                                                                                                      да 4. С увлечением стремится рассказывать другим об открытиях                               да 5.Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим смешными, получает удовольствие от игры слов                                                                    да  6.Не склонен принимать на веру "официальное решение" без критического расследования, может потребовать доводы и доказательства                                                                           да  7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок                                    да                                          Лидерские 1.Берёт на себя ответственность                                                                                              да 2.Его любят одноклассники                                                                                                      да 3.Лидер в нескольких видах деятельности                                                                                да Никакой дополнительной обработки по этой методике не требуется, результаты сами по себе говорящие. Можно добавить, что проявилась  нестандартность Никиты в третьем классе,   когда   он  впервые   выступил   с   чтением   своих   первых   стихотворений.  А  теперь выпускник   награждён   медалью   «Надежда   Кузбасса»,   он     победитель   всех   ежегодно проводимых городских конкурсов чтецов, отличный шахматист, боксёр, Ученик  года – 2009. Информация о   Никите опубликована в 1 томе энциклопедии «Одарённые дети». Самореализация личности одарённого ребёнка  состоялась уже в школе. Подводя   итоги,   следует   отметить,   что   работе   на   данную   тему   в   нашей   стране уделяется всё большее внимание. Три примера из  педагогической практики доказывают, что эта деятельность результативна. Учителю предстоит поиск новых подходов к решению проблемы одарённого ребёнка в массовой школе.                                                                                                                                         Примечания 1. Учителю об одарённых детях под редакцией В.П.Лебедевой, В.И.Панова.[Текст]/М.:  Молодая гвардия,1997.­с.9 2. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными детьми/Под ред.  Л.В.Поповой и В.И.Панова. [Текст]/­М.:Молодая Гвардия,1997.­с.17. 3. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными детьми/Под ред.  Л.В.Поповой и В.И.Панова. [Текст]/­М.: Молодая Гвардия,1997.­с.36.  4. Савенков, А.И. "Одарённый ребёнок в массовой школе"[Текст]/ А.И.Савенков.­/ М.:  Сентябрь, 2001­с.125.  5. Савенков, А.И. "Одарённый ребёнок в массовой школе"[Текст] /А.И.Савенков.­ / М.:  Сентябрь, 2001­с.169.

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017