Статья "Развитие письменной речи одарённых детей"

  • Лекции
  • docx
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа вошла в сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции Кем ГУ «Письменная русская речь в вузе и школе: теория и практика».Доклад "Развитие письменной речи одарённых детей" был сделан на одной из секций конференции и был хорошо принят слушателями.В статье,кроме теории,есть практические советы пр работе с одарёнными учащимися.Файл 21,3 КБ -текст статьи об одарённых детях.
Иконка файла материала Статья об одарённых.docx
Развитие письменной речи одарённых детей Тема "Развитие письменной речи одарённых детей" привлекала и будет привлекать внимание педагогов во все времена. Обучить, подготовить к сдаче ЕГЭ всех ­ это главная задача, не проглядеть в суете будней детей "с искрой божией" – сверхзадача для учителя. Сначала   несколько   фактов   об   актуальности   проблемы   одарённости   в   массовой общеобразовательной   школе.   «По   последним   данным,   примерно   пятая   часть   детей   в школьном возрасте, то есть 20 %, может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2­5%   от   общего   числа   детей   действительно   проявляют   себя     как   одарённые.[1]А заниматься одарёнными детьми необходимо. Что же такое одарённость? Как определяют это понятие учёные? Одаренность ­это системное,   развивающееся   в   течение   жизни   качество   психики,   которое   определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок ­ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или   имеет   внутренние   предпосылки   для   таких   достижений)   в   том   или   ином   виде деятельности. Известно   мнение   русского   психолога   Б.М.Теплова   о   том,   что   одарённость   ­это качественно   своеобразное   сочетание   способностей,   от   которого   зависит   возможность достижение   большего   или   меньшего   успеха   в   выполнении   какой­либо   деятельности [2]Учителю   необходимо   знать   теоретические   основы   работы   с   нестандартными, одарёнными   детьми,   чтобы   правильно   оценить   возможности   ребёнка,   а   самое   главное суметь распознать его среди странных, зачастую недисциплинированных школьников. Для диагностики   одарённости   нужно   изучить   типы   одарённости.   Существует   много классификаций, вот одна из них: [3].  Одарённости:  ­ интеллектуальная; ­академическая;  ­художественная;  ­спортивная;  ­лидерская;  ­креативная(творческая);В   специальной   литературе   много   внимания   уделяется   проблемам   обучения современных вундеркиндов. Работа учителя ­ филологами с одарёнными детьми требует большого   профессионализма,   в   каждом   случае   индивидуального   подхода.   Сразу   стоит оговориться, что детей с творческой, литературной одарённостью очень мало. "Главная особенность этой одарённости в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал "лица необщим выраженьем". Этот тип с большим   трудом   обнаруживается   в   школьной   практике,   так   как   обычные   школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя».[4]  Развитие   речи   обучающихся     ­    один  из   самых   важных   вопросов     формирования языковой   личности   школьника,   и   решается   он   в   течение   всего   периода   обучения. Безусловно, учитель, ставя задачу развития устной и письменной речи, решает её прежде всего на уроках. Но  сам Я.А.Коменский, основатель классно – урочной системы, говорил, что   его   метод   направлен   на   детей   со   средними   способностями,   чтобы   «сдерживать наиболее даровитых и подгонять вялых». Хочу   поделиться   крупицами   опыта   работы   с   одарёнными   детьми   во   внеурочной, внеклассной работе. В результате работы над развитием речи удалось выявить таких детей, которые смогли реализовать свои способности.  Пример первый. Организация работы с одарёнными детьми в детском творческом коллективе. Много лет назад, приняв от учителя начальных классов пятиклассников,  удивилась нестандартности мышления большинства учеников. Уроки литературы были любимыми у ребят, знакомство с каждым новым автором вызывало неизменный восторг и становилось настоящим праздником. Несколько учащихся понимали поэзию и прекрасно читали стихи. Письменные   работы   многих   школьников   свидетельствовали   о   креативном   подходе   к раскрытию темы. Приходилось много работать, разнообразить формы уроков, поддерживая постоянный интерес обучающихся к предмету. Именно ребята предложили провести необычный урок по теме "Весна" и устроить презентацию собственных творческих работ в виде рукописного журнала, которому дали звонкое название "Ручеёк". Два ватманских листа, поделённые на восемь двойных  страниц, и   две   недели   расчерчивания,   раскрашивания,   затушёвывания   дали   неплохой   результат. Успех   урока­презентации   окрылил   детей,   и   за   первым   номером   вышел   второй, посвящённый лету, третий, ­ рассказывающий об осени. И так продолжалось 4 года. Класс превратился в большую редакционную коллегию, "Ручеёк" ­ в журнал с периодичностьювыхода   4   раза   в   год.   Сейчас   бы   это   назвали   модным   словом   "   проект",   и   был   бы   он долгосрочным.   А   тогда   это   было   названо   творческим   объединением,   работающим   по программе кружка "Юный журналист",на котором знакомились с основными понятиями: "титульный   лист",   "форзац",   "рубрика",   "статья"   и   так   далее.   На   заседания   кружка приглашались интересные, по мнению ребят, люди,  приезжали журналисты, детям  удалось побывать на экскурсии  в редакции и типографии городской газеты.  В   редакционной   коллегии   "Ручейка"   были   официальные   должности:   редактор, заместитель   редактора,   ответственный   секретарь,   репортёры,   фотокорреспонденты, замечательные   интервьюеры,   специалисты   отдела   игр,   оформители.   Любимые   приёмы деятельности ­ мозговой штурм, защита макета номера,   в процессе работы рождались дискуссии и коллективное творчество. Учителю отводилась скромная роль организатора и корректора, хотя к девятому классу с  этим важным поручением легко справлялись двое­ трое   учащихся.   Ничего   особенного,   скажете   вы.   Позволю   себе   не   согласиться.   Кроме отлично выполненной задачи сплочения коллектива, доброго дела для истории школы и школьного музея, это ещё и отличная учебная мотивация. Дети с высоким качеством сдали экзамены по русскому языку за основную школу.  В 10­11 классе дети работали с другим учителем, результаты сдачи экзаменов по русскому языку и литературе в этом классе были достаточно хорошими.  Анализируя этот опыт, думаю, что в работе нашего рукописного журнала было что­то от формы работы "Класс­лаборатория"[4],которая используется в работе с одарёнными детьми. Несомненно то, что это неплохой пример сотрудничества учителя и обучающихся вполне   в   духе   личностно­ориентированной   педагогики.   Общение   с   "ручейковцами" продолжается и сейчас благодаря Интернету и сайту "Одноклассники".  В большой городской школе мне  хотелось повторить опыт выпуска журнала со своим новым пятым классом, но сделать это оказалось невозможно: коллектив класса был очень разнородный,  большинство детей  были  "физиками",  а  не лириками,  и  открывать  тайны литературы учащимся было нелегко. Тогда было трудно представить, что из этого класса выйдут   лауреат   всероссийского   конкурса   "Моя   любимая   бабушка",   многочисленные авторы школьного литературно­художественного альманаха "Строка, рождённая тобой", из параллельного класса ­ юные поэты и писатели, произведения которых будут напечатаны в областном   альманахе   "Огни   Кузбасса"   и   в   городском   альманахе   «Тайгинские   зори», редактором которого является  член Союза писателей России Л.М.Яковлева. Пример второй – организация внеклассной работы в новой, нестандартной форме.В классах, где работала, всегда находились способные  дети, которым требовались и внимание, и помощь. Для решения этой задачи была создана "Творческая лаборатория" ­ разновозрастный   отряд   интересующихся   литературой   и   пробующих   перо.   На   занятиях лаборатории встречались и школьники, и учителя, и родители, и выпускники. Без союза этих сил первый наш школьный сборник ­ альманах никогда не увидел бы свет. Истина рождается в споре, а работы для альманаха рождались во время творческих конкурсов, например, состязания юных баснописцев "Внуки дедушки Крылова". А между конкурсами проходил   отбор   интересных   работ   и   редактирование.   Отбор   осуществляла   группа педагогов­филологов, редактировали работу вместе с ребёнком тоже учителя. Если работа по   редактированию   организуется   качественно,   индивидуально   и   очень   корректно, проводится постоянно, результаты развития письменной речи видны, особенно у одарённых обучающихся очень заметны. Хорошим источником знаний по редактированию является книга   И.Б.Голуб   «Лекции   по   литературному   редактированию»   («Лабиринт»,Айрис­ пресс,2003). Пример   третий.   Индивидуальная   работа   ­   самая   эффективная   форма   работы   с одарёнными при решении проблемы развития письменной речи обучающихся.  Вот   пример   из   практики.   В   прошлом   2009   году   городская   библиотека   объявила конкурсы,   посвящённые   65­летию   Победы:   "Война   в   истории   моей   семьи"   и   конкурс рецензий на книгу о Великой Отечественной войне. Для воспитания настоящих патриотов темы очень важные, поэтому было решено провести  конкурс сочинений в каждом классе, выбрать лучшие работы, обсудить их на уроках, а затем, отредактировав, представить на школьный,   а   после   ­   на   городской   конкурс   сочинений.   Индивидуальная   работа   была проделана     большая,   но   необходимая.   После   на   родительских   собраниях   было   сказано много добрых слов в адрес школы, заинтересовавшей детей сбором материалов о военном прошлом своих родственников. Все работы, представленные на городской конкурс, были отмечены,   они   вошли   в   сборник   лучших   сочинений.   Участие   в   конкурсах,   а   особенно победа в них, очень важны для самореализации личности одарённого ребёнка. Задача  развития письменной речи учащихся   не легка для  учителя, но решать её необходимо, и поможет в её решении грамотная дифференциация. Для этого   требуется изучение   явления   одарённости,   методов   и   приёмов   работы   с   этими   нестандартными, непохожими   на   других   детьми. Предлагаю   одну   из   методик,   которая   называется "Характеристика ученика". Эта методика разработана в США и используется в школах дляодарённых   детей.   Она   создана   для   того,   чтобы   помочь   учителю   систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребёнка на разных этапах.  Данная учительская оценка представляет интерес как результат всякого мониторинга для других учителей­предметников, школьного психолога, родителей.[5]   Ученик                                                                                                                            Никита В. Дата                                                                                                                              апрель 2010  Класс                                                                                                   11 физико­математический Школа                                                                                                                МОУ СОШ № 160                  Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.                                                  Учебные  1.Имеет необычно большой запас слов                                                                                     да 2.Владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы     да 3.Понимает смысл и причины действий людей и веще                                                          да  4.Является живым наблюдателем: видит больше или берёт больше из рассказа, фильм    да 5.Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе                                                                                                                                                         да 6.Показал быстрое понимание арифметики                                                                    да                                             Мотивационные 1.Настойчив в по исках решения задания                                                                             да 2.Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела                           да 3.Обычно прерывает других нет 4.Прилагает усилия для завершения действия               да 5.Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей                                              да 6.Упорный в отстаивании своего мнения                                                                                 да  7. Чувствителен к мнениям других                                                                                            да  8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, справедливости,  может осуждать людей, события, вещи                                                                                     да  9.Склонен влиять на других, может быть лидером                                                                  да                                              Творческие  1.Любопытен и любознателен задаёт много вопросов.                                                        да 2.Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям                                          да 3.Часто  предлагает необычные  ответы,  рассказывает  с  богатым  воображением  истории, склонен к преувеличению                                                                                                      да4. С увлечением стремится рассказывать другим об открытиях                               да 5.Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим смешными, получает удовольствие от игры слов                                                                    да  6.Не склонен принимать на веру "официальное решение" без критического расследования, может потребовать доводы и доказательства                                                                           да  7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок                                    да                                          Лидерские 1.Берёт на себя ответственность                                                                                              да 2.Его любят одноклассники                                                                                                      да 3.Лидер в нескольких видах деятельности                                                                                да Никакой дополнительной обработки по этой методике не требуется, результаты сами по себе говорящие. Можно добавить, что проявилась  нестандартность Никиты в третьем классе,   когда   он  впервые   выступил   с   чтением   своих   первых   стихотворений.  А  теперь выпускник   награждён   медалью   «Надежда   Кузбасса»,   он     победитель   всех   ежегодно проводимых городских конкурсов чтецов, отличный шахматист, боксёр, Ученик  года – 2009. Информация о   Никите опубликована в 1 томе энциклопедии «Одарённые дети». Самореализация личности одарённого ребёнка  состоялась уже в школе. Подводя   итоги,   следует   отметить,   что   работе   на   данную   тему   в   нашей   стране уделяется всё большее внимание. Три примера из  педагогической практики доказывают, что эта деятельность результативна. Учителю предстоит поиск новых подходов к решению проблемы одарённого ребёнка в массовой школе.                                                                                                                                         Примечания 1. Учителю об одарённых детях под редакцией В.П.Лебедевой, В.И.Панова.[Текст]/М.:  Молодая гвардия,1997.­с.9 2. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными детьми/Под ред.  Л.В.Поповой и В.И.Панова. [Текст]/­М.:Молодая Гвардия,1997.­с.17. 3. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными детьми/Под ред.  Л.В.Поповой и В.И.Панова. [Текст]/­М.: Молодая Гвардия,1997.­с.36.  4. Савенков, А.И. "Одарённый ребёнок в массовой школе"[Текст]/ А.И.Савенков.­/ М.:  Сентябрь, 2001­с.125.  5. Савенков, А.И. "Одарённый ребёнок в массовой школе"[Текст] /А.И.Савенков.­ / М.:  Сентябрь, 2001­с.169.