Обобщение опыта

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 25.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1.1. Тема опыта: Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников кадетских классов. Класс, в котором работаю, это кадетский класс МЧС, дети приходят на учебные занятия и затем до 15.00 у них внеурочная занятость, это и строевая подготовка, «Кадетская этика», «Спасатель», хореография, посещение ЦДТ Кировского район. Дети продолжительный промежуток времени находятся в одном коллективе. Избежать конфликтов, научится слушать друг друга и учителя, работать в группах и парах это не легкий труд.
Иконка файла материала Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в кадетском классе.docx
Раздел 1. Справочно­информационные сведения об опыте. 1.1. Тема опыта: Особенности формирования коммуникативных  универсальных учебных действий у младших школьников кадетских  классов. 1.2. Автор опыта: Чернышева Любовь Алексеевна. 1.3. Должность: Учитель начальных классов. 1.4. Место функционирования опыта: Муниципальное  образовательное учреждение средняя школа №56 Кировского  района г. Волгограда. 1.5. Разновидность опыта: массовый. 1.6. Материалы, иллюстрирующие опыт:  Учащиеся первого класса на уроке литературного чтения. Работая в группе,  получили задание соотнести автора произведения, название и героя  произведения (обобщение по разделу).  Время для выполнения задания было  ограничено. В классе работали три  группы, две группы успешно справились  с заданием, одна из групп не справилась.  Проводя с детьми группы  анализ,  почему не выполнили задание,  выяснилось, что знаний у детей было  достаточно для выполнения данной  работы, как оказалось, не смогли договориться и распределить роли при  выполнении работы.       Многие дети с большими трудностями сталкиваются, когда приходят в 1  класс. Одна из проблем, умение рассказать о своей работе и показать её, если  в начале 1 класса свои работы (в основном рисунки, поделки) могли без  стеснения, смело и уверенно показать и о них рассказать 30% детей класса, ток концу первого учебного года 70% детей охотно демонстрируют свои  работы, рассказывают о них. На фото представлен результат работы Дня  здоровья. Это результат работы групп, на тему «Работа спасателей», дети легко  распределили фронт работы каждого, договорись о сюжете рисунка. К концу  учебного года многие знали, кто рисует хорошо деревья, кто транспорт, небо  и т.д. Работая  они это учитывали. Это одна из самых удавшихся групповых  работ, слаженно отработали все  группы.Раздел 2. Технологические характеристики опыта. 2.1. Актуальность опыта                                                                                          Распоряжением Правительства РФ от 29мая 2015 года 996­р ,  утвердили Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на  период до 2025 года. Одним из основных  направлением развития воспитания  в системе образования предполагает: ­обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных  на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих  совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента  федеральных государственных образовательных стандартов; ­содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в  организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые  направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям,  учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и  общественной жизни, трудовой деятельности. Приоритеты государственной политики в области воспитания:  ­ воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству,  национальным традициям и общечеловеческим достижениям;  ­защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;  ­обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным  российским культурным, духовно­нравственным и семейным ценностям.     ФГОС НОО четко ориентирует на результаты образования, одними из  которых являются  коммуникативные действия.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий,  продиктовано не только требованиями ФГОС НОО, но и наблюдениями из  моей практики с 2015 года,  показывают необходимость работы в данном  направлении.      Класс, в котором работаю, это кадетский класс МЧС, дети приходят на  учебные занятия и затем до 15.00 у них внеурочная занятость, это и строевая  подготовка,  «Кадетская этика», «Спасатель», хореография, посещение ЦДТ  Кировского район.  Дети продолжительный промежуток времени находятся в  одном коллективе. Избежать конфликтов, научится слушать друг друга и  учителя, работать в группах и парах это не легкий труд.  2.2. Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте.      Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение  слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении  проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. По данному  направлению успешно решаю следующие задачи: ­повышение уровня учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –  определение целей, функций участников, способов взаимодействия; ­ постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации; ­ разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и  его реализация; ­ определить эффективные способы и средства развития коммуникативных  УУД у младших школьников. 2.3 Педагогические средства, проверенные в опыте.Формированием коммуникативных способностей  занимались многие  ученые. Данной проблеме посвящены  исследования отечественных  психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н.  Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный  этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.              В качестве основных средств формирования коммуникативных  способностей младших школьников авторы предлагают использовать  коммуникативные игры, беседы, игровые задания.             Важно сказать, что без систематического и целенаправленного  формирования коммуникативных УУД у младших школьников нельзя  исправить недочеты дошкольного образования и преодолеть негативные  индивидуальные особенности учащихся. Групповая форма организации работы позволяет учащимся развивать  навыки общения и организации сотрудничества в паре и группе.  Распределение ролей при групповой работе позволяет учащимся не только  развивать навыки работы в группе, но и учиться выполнять отведенные им  роли. Метод обучения «по образцам» предполагает пересказы, составление  предложений и текстов по типу данного, выразительное чтение  стихотворений.  Системно­деятельностный подход в обучении так же способствует  развитию коммуникативных навыков, так как  предполагает сотрудничество  учащихся со сверстниками и взрослыми, а так же самостоятельный поиск  информации среди разнообразных источников.  Применение дидактических игр также способствует развитию у  младших школьников коммуникативных учебных действий, так как в данном  случае игровая деятельность будет выступать прообразом учебной  деятельности, так как в любой дидактической игре всегда присутствует  игровая задача, игровые действия и правила.В целом формирование коммуникативных умений может  осуществляться двумя путями:  1) во время внеурочной деятельности;  2) максимальным использованием учебных ситуаций в создании «поля  общения».  2.4. Последовательность и правило использование педагогических  средств. Большинство детей, которые пришли ко мне в 1 класс не знали друг  друга. Многие столкнулись с трудностями общения с учителем,  одноклассниками. Буквально на второй, третий день пребывания в школе  устроили час­знакомства, на котором, начиная с меня, рассказывали о себе  (только желающие), решились не все. Называли фамилию, имя и даже  некоторые отчество, называли адрес и с кем живут, кем работают родители. К концу сентября провели игру «Цепочка одноклассников». Ученик  встает, называет своё имя, следующий, кто сидит рядом, должен назвать всех  предыдущих одноклассников, последнего себя, сама сложная задача тем, кто  сидел на третьем ряду, нужно было назвать почти весь класс. Ребята  справились, были рады результату «цепочка не порвалась». Детям намного  проще найти контакт в игре, чем в учебной деятельности. Участие в веселых  стартах, флэш­мобах уже с первого класса, настраивает ребенка  на то, что он является частью большого дружного коллектива и от него тоже зависит  результат общего дела.Для формирования умения работы в группе, пользовалась специальным  тренингом, который начинался с притчи:  «В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести  веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя  все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец  попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям  сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал:  «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны.  А поодиночке вас легко сломать как эти прутья». Далее учащимся предлагается  действовать вместе.Упражнение – разминка «Карандаши    ».      Его суть состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Группа встаёт в круг, карандаши зажимаются между  подушечками указательных пальцев. Позже можно усложнить задание: не  договариваясь, что будут делать, присесть или поднять руки с карандашами  вверх так, чтобы они не упали. Игра «Коллективный счёт»  Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не смотрят друг на друга.  Задача группы ­ называть по порядку числа натурального ряда, стараясь  добраться до самого большого, не совершив ошибки.  При этом должны выполняться три условия:   во­первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет  следующее число (запрещается договариваться друг с  другом вербально или невербально);   во­вторых, нельзя одному и тому же участнику называть  два числа подряд;   в­третьих, если нужное число будет названо вслух двумя  или более игроками, ведущий требует снова начинать с  единицы.  Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь  прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в  данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых  группах участники бывают достаточно сообразительны, чтобы не  договариваясь, последовательно произносить числа натурального ряда по  кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность  и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт  подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим  упражнением.Имея возможность в полном объёме реализовывать внеурочную  деятельность на кадетском классе и сотрудничество с другими учителями и  организациями, оказывают положительное влияние на формирование  коммуникативных универсальных учебных действий.        На уроках в формировании коммуникативных умений мне помогают  учебные задания, рассчитанные на работу в паре и группе.  Для более  продуктивной работы вводится ряд правил, который можно назвать правила  ведения диалога, ведь то, что дети создали сами, они осознали и с  удовольствием используют в работе. Для адекватных взаимоотношений используй правила ведения диалога: ­ Внимательно слушай собеседника. ­ Постарайся услышать, о чём он говорит. ­ При общении смотри собеседнику в глаза. ­ Обращайся к нему по имени. ­ Дай возможность другому высказаться. ­ Твоя критика должна быть корректна. ­ Твоя позиция должна быть убедительной,  для этого приводи аргументы. Мы выполняем учебные задания, используя составленные правила.    Фрагмент урока математике, работа в парах: Учитель организует работу в парах (на отдельных листах). ­ Составьте и запишите сумму из двузначного числа и однозначного так, чтобы при поразрядном сложении не было перехода через разряд (один ученик в  паре записывает первое слагаемое, а второй второе). Дети договариваются, кто составляет первое слагаемое, кто второе, и  записывают суммы по заданию. Несколько пар доказывают, что они составили  сумму из двузначного числа и однозначного, без перехода через разряд. Пары  обмениваются составленными суммами и выполняют вычисления.Подобраны задания для формирования и  развития коммуникативных УУД  на уроках: ­ устные творческие задания:  коллективный рассказ по сюжетным картинкам;  придумай историю к заданному концу  (началу, середине);  перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;  ­письменные творческие задания:  придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной  столовой, библиотеки);  напиши объявление от лица литературного героя или анимационного  персонажа;  придумай текст приглашения на свой день рождения для своих друзей;  отредактируй инструкцию; ­ напиши  инструкцию: o как подготовить домашнее задание; o как выучить стихотворение наизусть; o как пользоваться общественным транспортом; ­ сочинения:   Что я знаю о … (кошках, чае, своём городе, Новом годе, Рождестве,  Масленице, Пасхе и т.д.). Тему ученик выбирает сам.  Расскажу вам о себе.  Мое любимое занятие.  Самая интересная книга.  Любимый литературный герой.  Советы нашим учителям.  Советы будущим первоклассникам и т.д.Планируя коммуникативные речевые задания на уроках, необходимо найти  актуальные темы для класса, руководителем группы назначать не только  сильного ученика, но и слабого, тем самым давая слабым ученикам  возможность развития.     Конечно же, письменные работы начинаем осваивать во втором классе, ведь детям им очень трудно выразить свои мысли на бумаге.      Большим подспорьем для организации системно­деятельностного подхода  в обучении, является программа, по которой работаю, это ПНШ. Например,  для выполнения многих заданий по русскому языку необходимо ребенку  воспользоваться словарем, их во 2 классе 5 . Учебник русского языка  Н.А.Чуракова 1 часть 2 класс  стр.44 упражнение 17 «Открой Обратный  словарь на букву­У. Выпиши слова­названия предметов. Эти слова пришли  к нам из других языков. У всех этих слов НЕТ окончаний. Прочитай в хрестоматии «Окружающий мир» (в Иллюстративном  словарике) описание этих животных. Сочини и запиши предложение с любым из этих слов. Покажи  подчёркиванием, каким – главным или неглавным ­ это слово является в  предложении.»  Часто для выполнения подобного вида заданий применяю работу в  парах. Такие задания  способствует развитию коммуникативных навыков, так  как  предполагает сотрудничество учащихся со сверстниками и взрослыми, а  так же самостоятельный поиск информации среди разнообразных источников. 2.5. Полученный в опыте педагогический результат.    На сегодняшний день повышается научный интерес к коммуникативной  сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго  поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения  коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования  занимаются как ученые, так и практико­ориентированные специалисты. В   необходимости такой работы убеждаюсь на своем опыте.Чтобы оценить, результат, своей работы необходим более  продолжительный период времени, но и на данном этапе видна  эффективность данного направления. Заметен рост детей в собственных  глазах и глазах товарищей. Многие родители отмечают желание детей  учиться, участвовать в коллективных мероприятиях.           В результате такого подхода к обучению была заметна динамика  коммуникативных умений учащихся при выполнении учебных заданий и во  внеурочной деятельности. Раздел 3. Диссеминационные сведения об опыте. 3.1.Теорико ­ практические основы опыта.             Младший школьный возраст является благоприятным для  формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе  обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный  смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования  является создание оптимальных условий для формирования  коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы,  самостоятельности учащегося.         По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных  классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в  частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С.  Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).       Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения  выступают исследования, связанные с современным пониманием  коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений,  коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев,Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан­Калик, А.В. Мудрик и др.).        Учебно­коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие  школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н.  Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.        В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения  исследователи называют специальную организацию общения младших  школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин.     Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно  разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях  часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации  его потенциальных возможностей.           Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет  четких критериев и практической системы формирования коммуникативной  успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего  обучения Д.Б. Эльконина ­ В.В. Давыдова).         Теоретические исследования формирования коммуникативной  успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в  концепции Гришановой И.А..  Вклад автора состоит в разработке и  теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней  коммуникативной успешности младших школьников. 3.2. Условия эффективности опыта. Для использования этого опыта необходим демократический стиль работы.  Организация данной работы специальной материально­технической базы не  требуется.3.3.Перспективы использования опыта в массовой практике. Доступность форм и методов моего опыта позволит использование в массовой практике. Желание работать по данному направлению проявляется и у  детского коллектива. Литература: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от  действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" ­ 2011.67 с. 2. Гришанова, И.А. Дидактический аспект проблемы формирования  коммуникативной успешности у младших школьников / И.А. Гришанова //  Наука и школа. – 2006. – № 12. – С. 36–39. 3. Гришанова, И.А. Основные проблемы диагностики и формирования  коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста / И.А.  Гришанова // Интеграция образования. – 2007. – № 1. – С. 99–101.  4. Гришанова, И.А. Организационно­педагогическое обеспечение достижения  коммуникативной успешности младшими школьниками / И.А. Гришанова //  Образование и наука. – 2007. – № 6. – С. 23–29.  5.Мухина В.С. Возрастная психология / В. С Мухина. – М.: Академия, 2002. Электронные ресурсы: 1. http://spb­tei.ru/kursoviki/1806­teoreticheskie­osnovy­formirovanija.html 2. http://planetadisser.com/see/dis_205216.html 3. http://festival.1september.ru/articles/501106/4. http://pedlib.ru/Books/3/0467/3_0467­72.shtml 5. http://www.mirrosta.ru/uprazhneniya­dlya­treningov/psichologicheskie­igri­ na­splochenie­kollektiva­dlya­detey­gruppovaya­splochennost.html 6. http://pedagogic.ru/aphorism/index.shtml