Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
химия
10 кл
30.10.2019
данная методическая разработка содержит перечень 4-х типов задач и подробный алгоритм их выполнения.
Умение решать химические задачи – это важная составляющая знаний по учебной дисциплине ОУД.11 «Химия».
Один из типов задач в данном курсе – это задачи на нахождение молекулярной формулы органических веществ по массовым долям и относительной плотности газов.
Этот вид расчетов чрезвычайно важен для химической практики, т.к. позволяет на основании экспериментальных данных определить формулу вещества (простейшую и молекулярную).
На основании данных качественного и количественного анализов сначала находят соотношение атомов в молекуле (или другой структурной единице вещества), т.е. его простейшую формулу.
На основе имеющейся теоретической информации и представления о разнообразии веществ при изучении раздела «Углеводороды» основной целью данной методической разработки является познакомиться с методами определения молекулярной формулы вещества по массовым долям и относительной плотности газа.
Метод. рекомендации по химии (решение задач).docx
Министерство общего и профессионального образования
Государственное автономное профессиональное образовательное
Свердловской области
учреждение
Свердловской области
«КаменскУральский агропромышленный техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО «КУАТ»
______________С. И. Некрасов
___ ___________20______г.
Методические рекомендации
по учебной дисциплине ОУД.11 «Химия»
раздел «Углеводороды»
на тему: ««Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной
формулы газообразного углеводорода»
основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальностям:
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
09.02.07 «Программирование в компьютерных системах»
1 Каменск Уральский, 2019
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 «Химия» раздел
«Углеводороды» на тему: ««Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной
формулы газообразного углеводорода». – КаменскУральский: ГАПОУ СО «Каменск
Уральский агропромышленный техникум», 2019 год.
Составитель:
Грехова О. А., преподаватель химии и биологии, высшая квалификационная категория
Рецензент:
Фамилия, Имя, Отчество
должность
место работы
ГАПОУ СО «КУАТ»
Согласовано на заседании П(Ц)К, протокол №____, от «____» __________ 2019 г.
Председатель ______________ / ____________
Согласовано на заседании НМС, протокол №_____, от «____» ___________ 2019 г.
Председатель _____________ / ______________
Рекомендовано к использованию.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся, преподавателей ГАПОУ
СО «КаменскУральский агропромышленный техникум» с целью обеспечения качества
подготовки обучающихся в процессе проведения текущего контроля и промежуточной
аттестации в виде зачетной работы.
2 СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка ………………………………………………………………
2. Методические рекомендации к выполнению задач ………………………………
3. Методические рекомендации по решению задач на определение молекулярной
формулы на основании результатов количественного анализа (массовой доли) и
относительной плотности газов» (I тип) ……………………………………………...
4. Методические рекомендации по решению задач на определение молекулярной
формулы газообразного углеводорода на основании продуктов сгорания и
относительной плотности» (II тип) ……………………………………………………
5. Методические рекомендации по решению расчетных задач на вывод
молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания (III тип)
6. Методические рекомендации по решению задач на нахождение молекулярной
формулы неизвестного углеводорода и их галогенпроизводных (IV тип) …………
7. Перечень контрольных работ в разделе «Углеводороды» ……………………….
7.1. Проверочная работа по решению типовых задач ……………………………….
7.2. Задачи для самостоятельного решения (зачетная работа) ……………………..
8. Рекомендуемая литература …………………………………………………………
4
7
9
10
11
13
15
15
16
18
3 Пояснительная записка
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 «Химия» является частью
профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки по
специальностям 35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования»,
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта», 09.02.07 «Программирование в компьютерных системах» в части изучения
общеобразовательных дисциплин и освоения соответствующих общих компетенций (ОК)
ФГОС СПО и универсальных учебных действий (УУД) ФГОС среднего общего
образования.
ОК ФГОС СПО по специальности
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
УУД ФГОС среднего общего образования
Личностные УУД:
сформированность мотивации к обуечнию и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
ОК 2.
Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации,
для
выполнения
эффективного
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
необходимой
как
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того , что уже
известно и усвоено учащимися , и того , что
еще неизвестно;
плаинирование
определение
последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата , составление
плана и последовательных действий.
Познавательные УУД:
выбор наиболее эффективных способов
решения задачи в зависимости от
конкретных условий;
формулировка проблем ;
самостоятельное создание способов
решения проблемы творческого и
поискового характера .
Познавательные УУД:
самостоятельное
формулирование познавательной цели ;
поиск и выделение необходимой
информации,
методов
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств.
применение
выделение
и
4 ОК ФГОС СПО по специальности
ОК 5.
коммуникационные
профессиональной деятельности.
Использовать информационно
в
технологии
ОК 6. Работать и эффективно общаться в
коллективе и в команде .
ОК 7 .Брать на себя отвественность за
работу членов команды , за результат
выполнения заданий .
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности .
применение
УУД ФГОС среднего общего образования
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой
информации,
методов
информационного поиска .
Коммуникативные УУД:
планирование и организация совместных
действий;
определение цели , функций участников ,
способов взаимодействия .
Регулятивные УУД:
аморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии , к волевому
усилию и к преодолению препятсвий .
Личностные УУД:
мыслообразование.
Регулятивные УУД:
контроль – как способ действий и его
результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от
эталонов;
необходымых
коррекция
дополнений и корректировок , способ
действия;
оценка – осознание уровня и качества
усвоения;
саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии , к волевому
усилию и к преодолению препятствий .
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия ,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
сравнение с целью выявления черт сходства
и различия , соответствия и несоответствия;
выбор оснований и критериев для
сравнения .
внесение
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина «Химия» входит в цикл
общеобразовательных дисциплин и изучается с учетом технического профиля
профессионального образования как базовый учебный предмет.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях.
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения
5 разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов.
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и
окружающей среде;
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических
задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования базового уровня.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью.
Решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, моль, молярная масса, молярный объем
газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный
скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
Важнейшие классы органических соединений в разделе «Углеводороды» –
предельные углеводороды (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкадиены,
алкины) и ароматические углеводороды (арены).
6 2. Методические рекомендации к выполнению решения задач
Умение решать химические задачи – это важная составляющая знаний по учебной
дисциплине ОУД.11 «Химия».
Один из типов задач в данном курсе – это задачи на нахождение молекулярной
формулы органических веществ по массовым долям и относительной плотности газов.
Этот вид расчетов чрезвычайно важен для химической практики, т.к. позволяет на
основании экспериментальных данных определить формулу вещества (простейшую и
молекулярную).
На основании данных качественного и количественного анализов сначала находят
соотношение атомов в молекуле (или другой структурной единице вещества), т.е. его
простейшую формулу.
На основе имеющейся теоретической информации и представления о разнообразии
веществ при изучении раздела «Углеводороды» основной целью данной методической
разработки является познакомиться с методами определения молекулярной формулы
вещества по массовым долям и относительной плотности газа.
Какую информацию несет молекулярная формула? (качественную и
количественную).
Часто используется при решении задач понятие эмпирическая формула. Как вы
понимаете слово эмпирический? (основанный на опыте, опирающийся на непосредственные
наблюдения, эксперимент)
Эмпирическая формула любого вещества – это формула, которая выражает
простейшее целочисленное отношение элементов, содержащихся в данном веществе.
Эмпирические формулы иногда называют простейшими формулами.
Для вывода эмпирической формулы вещества достаточно знать его количественный
состав (массовые доли элементов).
Молекулярная (истинная) формула формула, в которой отражается реальное
вещества.
бензола.
число
Например,
Цель : применение алгоритма при решении задач на вывод формул.
Задачи:
атомов
в
молекулу
входящих
каждого
вида,
С6Н6 —
истинная
формула
расширить знания учащихся о способах решения задач;
закрепить навыки работы с алгоритмами;
показать взаимосвязь химии и математики.
Технологическая карта
Тема урока
Цели
урока
Деятельностная
Предметно –
дидактическая
Предметные
Планируемые
Решение задач на нахождение молекулярной формулы
органических веществ по массовым долям и
относительной плотности газов.
Формирование УУД при изучении алгоритма решения
задач на вывод молекулярной формулы и в процессе
решения задач.
Изучение алгоритма решения задач на вывод
молекулярной формулы по массовым долям и
относительной плотности.
Знают обозначение общей молекулярной формулы,
массовой доли, относительной плотности газа.
Знают определение молекулярной формулы,
эмпирической формулы, знают формулы массовой
7 результаты
урока
доли, относительной плотности.
Решают задачи на нахождение молекулярной формулы
по массовым долям и относительной плотности газа.
Метапредметные
Анализируют текст задачи, работают в группах,
оценивают свою работу на уроке.
Личностные
Убеждаются в познаваемости окружающего мира,
проявляют интерес к премету.
По ведущей
Изучение нового материала.
дидактической
цели
По способу
организации
По ведущему
методу обучения
Основной
Тип урока
Методы
обучения
Комбинированный
Репродуктивный
Объяснительноиллюстративный
Дополнительный Беседа, рассказ, самостоятельная работа
Основные вопросы урока
Средства обучения
1.Понятия массовая доля, относительная плотность
газа.
2.Алгоритм решения задач на вывод молекулярной
формулы вещества по массовым долям и
относительной плотности.
ТСО, презентация, учебник, рабочие листы, карточки с
задачами, лист контроля умений и навыков у каждого
учащегося, цветовые сигналы.
8 3. Решение задач по теме: «Определение молекулярной формулы на основании
результатов количественного анализа (массовой доли) и относительной плотности
Задача 1 (типовая): найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода
в котором 80%, а водорода – 20%, относительная плотность по водороду равна 15.
газов» (I тип)
Алгоритм решения задачи
(1 способ)
1. Определяем молекулярную массу вещества по формуле:
Мr (CXHY) = 15 *2 = 30 г/моль
2. Определяем, сколько по массе приходится на углерод:
Мr (CXHY) = Д(Н2) *2
30 г вещества 100%
х г углерода 80%
х = 30*80/100 = 24 г
3. Определяем, сколько по массе приходится на водород:
m (Н) = 3024 = 6 г
4. Определяем число атомов углерода и водорода в данном веществе:
n (С) = 24/12 = 2 атома;
n (Н) = 6/1 = 6 атомов.
Формула вещества С2 Н6 этан
5. Проверка: Мr (С2 Н6) = 2*12 + 6*1 = 30 г/моль
Ответ: истинная формула углеводорода С2 Н6 этан
(2 способ)
1. Определяем молекулярную массу вещества по формуле:
Мr (CXHY) = Д(Н2) *2
Мr (CXHY) = 15 *2 = 30 г/моль
2. Переходим от массовых долей к мольным долям (для этого массовые доли надо
разделить на относительную атомную массу) по формуле:
n (мольная доля) = W/Аr
Находим мольные доли углерода и водорода, обозначив:
х – число мольных долей углерода;
у – число мольных долей водорода
х : у = 80/12 : 20/1 = 6,7 : 20
наименьшее число принимаем за 1 (кратное число), а остальные числа делим на
наименьшее, при этом получается 1 :3, значит простейшая формула СН3 .
3. Составляем уравнение и определяем формулу:
12n + 3n = 30
15n = 30
n = 2, тогда истинная формула углеводорода С2 Н6 этан
4. Проверка: Мr (С2 Н6) = 2*12 + 6*1 = 30 г/моль
Ответ: истинная формула углеводорода С2 Н6 этан
(3 способ)
Можно сразу определить число атомов химических элементов, входящих в состав
углеводорода по формуле, но при этом должна быть известна молекулярная масса
вещества:
1. Мr (CXHY) = Д(Н2) *2
n = W*Mr / Аr
9 Мr (CXHY) = 15 *2 = 30 г/моль
2. n (С) = 0,8 * 30 / 12 = 2 атома
n (Н) = 0,2 * 30 /1 = 6 атомов
значит, формула углеводорода С2 Н6 этан
3. Проверка: Мr (С2 Н6) = 2*12 + 6*1 = 30 г/моль
Ответ: истинная формула углеводорода С2 Н6 – этан
Задания для самоконтроля:
Задача 1: В состав органического вещества входит углерод – 92,23%, водород – 7,77%,
плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Определите молекулярную
формулу вещества.
Задача 2: Вывести молекулярную формулу углеводорода, который содержит 85,7%
углерода и имеет плотность по водороду, равную 21.
Задача 3: В состав органического вещества входит углерод – 92,3%, водород – 7,7%,
плотность паров этого вещества по воздуху составляет 2,69. Определите молекулярную
формулу вещества.
4. Решение задач по теме: «Определение молекулярной формулы газообразного
углеводорода на основании продуктов сгорания и относительной плотности»
(II тип)
Задача 1 (типовая): при сгорании 1,3 г вещества образуется 4,4 г оксида углерода (IV) и
0,9 г воды. Плотность паров этого вещества по водороду составляет 39. Определите
молекулярную формулу данного вещества.
Алгоритм решения задачи
(1 способ)
1) Находим молекулярную формулу углеводорода (по формуле)
Мr (CXHY) = Д(Н2) *2
Мr (CXHY) =39*2 = 78 г/моль
2) Определяем массу углерода по оксиду углерода (IV) – на основе пропорции:
М(СО2) = 44 г/моль, m (СО2) = 44 г
В 44 г СО2 содержится 12 г (С) теоретически
4,4 г СО2 содержится х г – по условию задачи
Х = 4,4 *12/44 = 1,2 г (масса углерода)
3) Находим массу водорода по воде:
М (Н2О) – 18 г/моль, m (Н2О) = 18 г
18г (Н2О) содержится 2 г (Н) теоретически
0,9 г (Н2О) содержится у г (Н) по условию задачи
У = 0,9*2/18 = 0,1 г – масса водорода
4) Определяем е6сть ли в веществе кислород: m(С) + M (Н) = 1,2 + 0,1 = 1,3 г, значит
кислорода нет.
5) Определяем отношение атомов:
х:у = 1,2/12: 0,1/1 = 0.1:0,1 = 1:1
6) Простейшая формула СН, но так как Мr (CXHY) = 78 г/моль, то составляем
уравнение:
10 12*1n+ 1*n = 78
13n = 78
n = 78|13 = 6, тогда истинная формула углеводорода С6Н6 бензол
7) Проверка: Мr (С6Н6) = 12*6 + 1*6 = 78 г/моль
Ответ: истинная формула углеводорода С6Н6 бензол
2
способ:
1) Находим молекулярную формулу углеводорода (по формуле)
Мr (CXHY) = Д(Н2) *2
Мr (CXHY) =39*2 = 78 г/моль
2) Определяем массу углерода по оксиду углерода (IV), а массу водорода по воде:
(для этого определяем количество веществ – СО2 и количество вещества Н2О, а по
ним и уже находим количество веществ атомов С и Н – по формуле
n = m / Мг
n (С) = n (СО2) = 4,4 /44 = 0,1 моль
n (Н) = 2n (Н2О) =2 * 0,9 / 18 = 0,1 моль
3) Определяем массы углерода и водорода по формуле:
m = Mr * n
m(C) = 12*0,1 = 1,2 г
m(Н) = 1*0,1 = 0,1 г
4) Определяем есть ли кислород в веществе:
m(С) + M (Н) = 1,2 + 0,1 = 1,3 г, значит кислорода нет.
5) Находим соотношение атомов углерода и водорода:
n (С) : n (Н) = 0,1:0.1 = 1:1, т.е. простейшая формула углеводорода СН но так как Мr
(CXHY) = 78 г/моль, то составляем уравнение:
12*1n+ 1*n = 78
13n = 78
n = 78/13 = 6, тогда истинная формула углеводорода С6Н6 бензол
6) Проверка: Мr (С6Н6) = 12*6 + 1*6 = 78 г/моль
Ответ: истинная формула углеводорода С6Н6 бензол
Задания для закрепления изученного материала (самостоятельная работа)
Задача 1:
При сгорании вещества массой 4,2 г образуется 13,2 г оксида углерода (IV) и 5,4 г воды.
Плотность этого вещества по воздуху равна 2,9. Определите молекулярную формулу
углеводорода.
Задача 2:
При сгорании вещества массой 7,5 г образуется 11 г оксида углерода (IV) и 4,5 г воды.
Плотность этого вещества по водороду равна 15. Определите молекулярную формулу
углеводорода.
5. Решение расчетных задач на вывод
молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания
(III тип)
Задача 1. При сжигании 29г углеводорода образовалось 88г углекислого газа и 45 г воды,
относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Найти молекулярную формулу
углеводорода.
Решение
11 1. Записать условие задачи.
2. Найти относительную молекулярную массу вещества:
Mr = Dвозд•Мr(возд.),
Mr(CхHy)= 2•29 = 58.
3. Найти количество вещества образовавшегося оксида углерода(IV):
4. Найти количество вещества углерода в сожженном веществе:
5. Найти количество вещества воды:
6. Найти количество вещества водорода в сожженном веществе:
(H2O) = 45/18 = 2,5 моль.
(C) =
(CO2) = 2 моль.
(H) = 2 (H2O),
(H) = 2,5•2 = 5 моль.
7. Найти простейшую формулу углеводорода:
(C) :
следовательно, простейшая формула – С2Н5.
8. Найти истинную формулу углеводорода:
(Н) = 2 : 5,
следовательно, истинная формула – C4H10.
Мr(C2H5) = 29,
Mr (CхHy) = 58,
Задача 2. При сжигании 5,6 л (н.у.) газообразного органического вещества было
получено 16,8 л (н.у.) углекислого газа и 13,5 г воды. Масса 1 л исходного вещества при
н.у. равна 1,875 г. Найти его молекулярную формулу.
1. Записать условие задачи.
Решение
2. Найти молекулярную массу вещества из пропорции:
1 л газа – 1,875 г,
22,4 л – m г.
Отсюда m = 42 г, M = 42 г/моль.
3. Найти количество вещества углекислого газа и углерода:
(CO2) = 16,8/22,4 = 0,75 моль,
4. Найти количества веществ воды и водорода:
(C) = 0,75 моль.
(H2O) = 13,5/18 = 0,75 моль,
(H) = 0,75•2 = 1,5 моль.
12 5. Найти сумму масс углерода и водорода:
m(C) + m(H) = 0,75•12 +1,5•1 = 10,5 г.
6. Найти массу сожженного вещества:
Следовательно, вещество содержит только углерод и водород.
7. Найти простейшую формулу углеводорода CхHy:
(C) :
(H) = 0,75 : 1,5 = 1 : 2,
следовательно, простейшая формула – СН2.
8. Найти истинную формулу углеводорода:
Mr(CH2) = 14,
Mr(вва) : Mr(CH2) = 42 : 14 = 3,
следовательно, истинная формула – С3Н6.
6. Задачи на нахождение молекулярной формулы неизвестного углеводорода и
их галогенпроизводных (IV тип)
Задача 1. Установите молекулярную формулу монохлоралкана, содержащего 38,38%
хлора. Приведите графические формулы и названия всех соединений, отвечающих данной
формуле.
1. Общая формула алканов CnH2n+2, общая формула монохлоралканов CnH2n+1Cl
2. Cоставим выражение для расчета массовой доли хлора:
Решение:
( Сl) ===0,3838 , откуда n=4
М(Cl) 35,5
ω
М(CnH2n+1Cl) 14n+36,5
Формула монохлоралкана С4Н9Сl
3. Графические формулы изомеров:
СН3 – СН2 – СН2 – СН2Сl 1хлорбутан
СН3 – СН2 – СНCl– СН3 2 хлорбутан
СН3 – СН – СН2Сl 2метил1хлорпропан
??| ?
СН3
СН3 – СCl – СН3 2метил2хлорпропан
??| ?
СН3 ??
Задача 2. Установите молекулярную формулу алкена и продукта взаимодействия его с 1
моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по
воздуху 4,24. Укажите название исходного алкена и одного его изомера.
Решение:
1. Общая формула монобромлканов CnH2n+1Br. Молярная масса монобромлкана М=
12n+2n+1+80=14n+81
2. Зная относительную плотность вещества по воздуху, находим молярную массу:
М=29∙4,24=123г/моль
Из выражения 14n+81=123 n=3
13 1. Формула бромалкана С3Н7Br, исходного алкана С3Н6 – пропен. Изомер –
циклопропан.
Задача 3. Установите молекулярную формулу алкена, если одно и то же количество его,
взаимодействуя с различными галогеноводородами, образует, соответственно, 5,23 г
хлорпроизводного или 8,2 г бромпроизводного.
Решение:
1. Уравнения реакций:
CnH2n + Н Сl = CnH2n+1Cl
CnH2n + Н Br = CnH2n+1Br
1. Так как количество вещества алкена одно и то же в обеих реакциях, то количества
веществ галогеналканов равны:
n(CnH2n+1Cl) = n(CnH2n+1Br)
3. Из выражения 5,23/14n+36,5=8,2/14n+81 n=3
Формула алкена С3Н6
Задача 4. Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что 1,012 л (н.у.) его
при взаимодействии с хлором образует 5,09 г дихлорпроизводного.
1. Находим количество вещества алкена:
n(CnH2n) = 1,012/22,4 = 0,045 моль
Решение:
1. По уравнению реакции
CnH2n +Сl2 = CnH2nCl2
n(CnH2nCl2)= n(CnH2n) =0,045 моль
1. М(CnH2nCl2)=m/n=5,09/0,045=113г/моль
12n +2n+71=113 n=3
Формула алкена С3Н6
Задача 5. При полном сгорании 3,9 г углеводорода образовалось 13,2 г углекислого газа и
2,7 г воды. Плотность паров вещества 3,482г/л. Выведите молекулярную формулу.
Задача 6. При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г
монобромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкана. Запишите
структурные формулы названия возможных изомеров.
Задача 7. При полном сгорании неизвестной массы углеводорода образовалось 4,48 л
углекислого газа и 3,6г воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 14.
Выведите молекулярную формулу углеводорода.
14 7. Перечень контрольных работ в разделе «Углеводороды»
7.1.
Проверочная работа
Вариант 1 Вариант2
Задача 1. При полном сгорании неизвестной массы
углеводорода образовалось 4,48 л углекислого газа и 3,6г
воды. Относительная плотность вещества по водороду
равна 14. Выведите молекулярную формулу углеводорода.
Задача 1. При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом
образовалось 4,11 г монобромпроизводного. Определите
молекулярную формулу алкана. Запишите структурные
формулы названия возможных изомеров.
Задача 2. При полном сгорании 3,9 г углеводорода
образовалось 13,2 г углекислого газа и 2,7 г воды.
Плотность паров вещества 3,482г/л. Выведите
молекулярную формулу.
Задача 2. Установите молекулярную формулу
монохлоралкана, содержащего 38,38% хлора. Приведите
графические формулы и названия всех соединений,
отвечающих данной формуле.
Задача 3. Установите молекулярную формулу алкена, если
одно и то же количество его, взаимодействуя с различными
галогеноводородами, образует, соответственно, 5,23 г
хлорпроизводного или 8,2 г бромпроизводного.
Задача 3. Установите молекулярную формулу алкена и
продукта взаимодействия его с 1 моль бромоводорода, если
это монобромпроизводное имеет относительную плотность
по воздуху 4,24. Укажите название исходного алкена и
одного его изомера.
Задача 4. Установите молекулярную формулу алкена, если
известно, что 1,012 л (н.у.) его при взаимодействии с хлором
образует 5,09 г дихлорпроизводного.
Задача 4. При сжигании 3.2г углеводорода образуется 8,8г
СО2. Относительная плотность по водороду этого вещества
равна 8. Найдите формулу углеводорода.
Задача 5. При сжигании углеводорода массой 2,1 г
получили 6,6г оксида углерода (IV). Относительная
плотность органического соединения по водороду равна 42.
Выведите молекулярную формулу углеводорода
Задача 5. При сжигании 4,4г алкана выделилось 13,4г
углекислого газа. Относительная плотность вещества по
воздуху равна 1,52. Определите молекулярную формулу
алкана.
15 7.2. Задачи для самостоятельного решения
(зачетная работа)
Задача 1. Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2%
водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57.
Задача 2. Найти молекулярную формулу предельного углеводорода, массовая доля углерода в
котором 83,3%.
Задача 3. При сжигании 29г углеводорода образовалось 88г углекислого газа и 45 г воды,
относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Найти молекулярную формулу
углеводорода.
Задача 4. При сжигании 5,6 л (н.у.) газообразного органического вещества было получено 16,8 л
(н.у.) углекислого газа и 13,5 г воды. Масса 1 л исходного вещества (при н.у.) равна 1,875 г. Найти
его молекулярную формулу.
Задача 5. При сгорании 11,2 г Углеводорода получили оксид углерода массой 35,2 г и воду массой
14,4 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 1,93. Выведите
молекулярную формулу.
Задача 6. При сжигании 2.2 г вещества получили 4,4 г оксида углерода и 1,8 г воды. Относительная
плотность вещества по водороду равна 44. Определите молекулярную формулу вещества.
Задача 7. Выведите формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2 % водорода, если
относительная плотность по водороду равна 22.
Задача 8. Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода равна
85,75, а водорода –14,3%. Относительная плотность этого вещества по азоту примерно равна 2.
Задача 9. Найти формулу вещества, содержащего 85,71% углерода и 14,29% водорода, если
относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,448.
Задача10. При сгорании 4,3 г Углеводорода получили оксид углерода массой 13,2 г и воду массой
6,3 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 2,966. Выведите
молекулярную формулу.
Задача 11. При сгорании 2,1 г вещества получили оксид углерода массой 6,6 г и воду массой 2,7 г.
Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 2,96. Выведите молекулярную
формулу.
Задача 12. При сгорании 8,6 г Углеводорода получили оксид углерода массой 26,4 г и воду массой
12,6 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 2,966. Выведите
молекулярную формулу.
Задача 13. При сжигании 3,9 г органического вещества плотность паров по водороду 39,
образовалось 13,2 г углекислого газа и 2,7 г воды. Определить формулу вещества .
Задача 14. При сжигании алкена массой 11,2 г получили 35,2 г оксида углерода (IV) и 14,4 г воды.
Относительная плотность алкена по воздуху равна 1,93. Найти молекулярную формулу алкена.
Задача 15. Определить молекулярную формулу углеводорода, если при сжигании 2,2 г его было
получено 3,36л углекислого газа и 3,6 г воды. Плотность вещества по воздуху равна 1,5172.
Задача 16. Определить молекулярную формулу углеводорода, если при сжигании 1,3 г его было
получено 2,24л углекислого газа и 0,9 г воды. Плотность вещества по водороду равна 12,992.
Задача 17. При сжигании 5,25 г газообразного углеводорода с плотностью по водороду =21
получили 8,4 л углекислого газа и 6,75 г воды. Определить формулу вещества.
Задача 18. Найти молекулярную формулу углеводорода, имеющего плотность по водороду =22.
если при сгорании 4,4 г его образуется 6,72л CO2 и 7,2 г Н2О.
Задача 19. Относительная плотность по водороду некоторого алкана 15. Определите его формулу.
Задача 20. Массовая доля углерода в алкане составляет 84%. Определите его формулу.
Задача 21. При сгорании 2,2 г органического вещества, имеющего плотность по воздуху 1,517,
образовалось 3,36 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Определите формулу органического
вещества.
16 Задача 22. Органическое вещество содержит углерод (массовая доля 84,21%) и водород (15,79%).
Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу органического
вещества.
Задача 23. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,33%. плотность паров по
водороду =36. Определите формулу углеводорода. Сколько он имеет изомеров? Напишите
структурные формулы этих изомеров и назовите их.
Задача 24. Определите формулу предельного одноатомного спирта, если при дегидратации
образца его объемом 37 мл и плотностью 1,4 г/мл получили алкен 39,2 г.
Задача 25. Определите молекулярную формулу предельного трехатомного спирта, массовая доля
углерода в котором равна массовой доле кислорода.
17 Учебные пособия:
Рекомендуемая литература
1.
2.
Саенко О. Е. Химия. Учебник /. Ростов на Дону, 2008.
Габриелян О. С. Химия. Учебник для студентов среднего профессионального
образования. –М.: Академия, 2008.
3.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия. – М.: ОНИКС 21 век: Мир
и образование, 2002.
4.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей
технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
5.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладкое С.А., Дорофеева Н.М.
Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
6.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для
подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2014.
7.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Задачи и упражнения: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
8.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей
технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
9.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
10.
Ерохин Ю. М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей
технического профиля. Электронный учебнометодический комплекс. — М., 2014.
11.
Сладков С. А, Остроумов И.Г, Габриелян О.С, Лукьянова Н.Н. Химия
для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение
(электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2014.
Интернетресурсы:
12. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор
цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://schoolcollection.edu.ru/).
:// him
. ru / index
.1 september
13. http
14. http://him.1september.ru/urok/ Материалы к уроку. Все работы, на основе
которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта
проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом
учебной программы по предмету «Химия».
. php – журнал «Химия».
15. www
. km
. ru / education учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий»
18
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Методические рекомендации по учебной дисциплине ОУД.11 "Химия" раздел "Углеводороды" на тему: "Решение задач на нахождение неизвестной молекулярной формулы газообразного углеводорода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.