Методические рекомендации по выполнению практических работ ОГСЭ. 02. История

  • Документация
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены практические занятия. Направленные на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки студентов. Преподавание дисциплины «История» в средних специальных учебных заведениях имеет четко определенную цель: формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Иконка файла материала Практические.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» Методические рекомендации по выполнению  практических работ ОГСЭ. 02. История основной образовательной программы (ОПОП)  по специальности 23.02.03   «Техническое обслуживания и ремонт автомобильного транспорта»  19.02.10   «Технология продукции общественного питания»Пояснительная записка          В соответствии с Типовым  положением  об образовательном учреждении  среднего профессионального  образования  к  основным   видам   учебных   занятий   наряду   с  другими отнесены   практические   занятия.   Направленные   на   подтверждение   теоретических положений   и   формирование   учебных   и   профессиональных   практических   умений,   они составляют важную часть теоретической и профессиональной  подготовки студентов.             Преподавание дисциплины «История» в средних специальных учебных заведениях имеет четко   определенную   цель:   формирование   представлений   об   особенностях   развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX ­ начала XXI вв.               Предусмотренные учебной программой практические занятия по учебной дисциплине «История» подразумевают:          Во­первых,  совместную  работу  преподавателя   и  студентов  по  освоению   учебного материала,   работу   с   документами,   картами,   наглядным   материалом,   проблемными   и компетентностно ­ориентированными заданиями.          Во­вторых, самостоятельную работу обучающихся по выполнению в рамках каждого занятия   комплекса   заданий   из   учебного   пособия   по   истории   или   предложенных преподавателем. Все предложенные задания должны быть ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.    В­третьих,   организация   аудиторной   и   внеаудиторной   учебной   деятельности обучающихся   должна   быть   основана   на   процессе   самостоятельного   сбора,   анализа   и осмысления добытой в рамках задания информации. Каждое практическое занятие должно включать проверку осмысленного выполнения обучающимися внеаудиторных заданий.    В­четвертых,   характер   и   особенности   выполнения   внеаудиторных   заданий обучающимися должны определять особенности учебной деятельности на каждом текущем практическом занятии. В основу каждого этапа работы на практическом занятии должно быть положено не содержание учебного материала, а различные формы учебной и учебно­ исследовательской   деятельности,   которые   и   будут   обеспечиваться   конкретным содержанием.       Практические занятия могут носить репродуктивный, частично­поисковый и поисковый характер.          Практические занятия проводятся в виде семинаров. Формы семинара могут быть самыми различными, к примеру, семинар­дискуссия, теоретические конференции, круглые столы, деловые игры, многожанровый семинар и т.д.         Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.             При фронтальной форме организаций все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняетсягруппами по 2­5 человек. При индивидуальной форме занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание. Тематика практических работ № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Кол­во часов Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные  направления и особенности внешней политики СССР к началу  1980­х гг. Работа с историческими документами и  картами СССР и РФ за 1989­1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий Распад СССР и образование СНГ Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально­ экономический   и   политический   аспекты.   Планы   НАТО   в отношении России Укрепление влияния России на постсоветском пространстве Изучение основных образовательных проектов с 1992 г. с целью  выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных  отношений в систему российского образования   Процесс внедрения рыночных отношений в систему российского образования Проблема   сохранения   индивидуальной   свободы   человека,   его нравственных   ценностей   и   убеждений   в   условиях   усиления стандартизации различных сторон жизни общества 2 2 2 2 2 2 2 2 16Планы практических занятий Практическая работа № 1. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980­х гг. Цель работы:  Формирование навыка   работы с историческими картами и документами, умения анализировать и делать самостоятельные выводы. Содержание темы:  Тема 1.3   «Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира» 1.Отношения СССР со странами Запада. Установления военно­стратегического паритета между СССР и США. 2.Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта. 3.Развитие   сотрудничества   с   социалистическими   странами.   Роль   СССР   в   становлении разрядки международной напряженности. 4.Падение авторитета СССР на международной арене. Ход работы: Задания Задание №1. Ответьте на вопросы: 1.Назовите три основных направления внешней политики конца 80­х годов 2.В чем выражалась новая внешняя политика Горбачева? 3. Каких ведущих политических деятелей этого периода вы знаете? 4.Почему советские войска были выведены из Афганистана? Задание № 2. Работа с документом. Изучив документ, ответьте на вопросы.            Отрывок из книги современных историков. «В вопросе о победителе в «холодной войне» принципиально важными являются три момента, — пишет американский историк Стивен   Коэн.   —   Первый:   даже   допуская,   что   Рейган   и   Буш   играли   ключевые   роли, «холодная   война»   никогда   бы   не   кончилась   и,   может,   даже   углубилась,   если   бы   не инициативы Горбачёва. Второй: объективные историки и участники событий расходятся во мнении, когда именно закончилась «холодная война», но согласны в том, что это случилось где­то между 1988 и 1990 г., т. е. до роспуска СССР. И третий: прекращение «холодной войны»   было   совершено   таким   образом,   чтобы,   как   сначала   заверял   Буш,   «не   было побеждённых, только победители». С американской стороны, однако, исторические реалии были   вскоре   переписаны.   Сразу   после   декабря   1991   г.   конец   «холодной   войны»   был привязан   к   концу   СССР,   и   роли   в   этих   событиях   были   переписаны   в   угоду   новому американскому триумфалистскому сценарию». ? С какой из двух позиций (президента США или историка) вы   согласны?  Аргументируйте свою точку зрения. Задание № 3. Заполните таблицу «Основные события внешней политики СССР конца 80­х годов XX века» Даты СобытияЗадание   №   4.  На   основании   проведенного   анализа  заполните   таблицу   «Внешняя политика СССР конца 80­х годов XX века» достижения потери   Задание № 5. Используя   дополнительные   источники   информации,   составьте   сравнительную   таблицу вооружений СССР и США в начале 80­х гг. Какая страна и в каких видах вооружений имела преимущества? 6.Оформить отчет 7.Вопросы для самоконтроля: 1.Назовите три основных направления внешней политики конца 80­х годов XX века 2.В чем выражалась новая внешняя политика Горбачева? 3. Каких ведущих политических деятелей этого периода вы знаете? 4.Почему советские войска были выведены из Афганистана? Критерии оценки Балл “5” ­  Знание и понимание основных направлений внешней политики конца 80­х годов, демонстрация умения   работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Полный ответ на вопросы.  Балл “4”   ­     Знание и понимание практически всего изучаемого материала, небольшие затруднения   умения делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем  на один вопрос.  Балл   “3”­   Знание   и   понимание   только   основного   учебного   материала   в             объеме, позволяющий   вести   дальнейшую   работу,   неумение   анализировать   документ   и   делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем  на половину вопросов.  Балл  “2”­  Слабое   понимание  большей  части  учебного материала.  Неумение   работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Применение полученных знаний  с  допущением  грубых  ошибок,  вызывающих  необходимость  постоянной  помощи преподавателя. Отсутствуют ответы на все вопросы. Рекомендуемая литература: 1. История России, 1945­2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. ­ М: Просвещение, 2008. ­ 367 с. 2. История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­ во С.­Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 3. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М: Международные отношения, 1998. ­ 254 с. 4.   Колосов   В.А.   Российская   геополитика:   традиционные   концепции   и   современные вызовы // Общественные науки и современность. 1996. № 3. 5. Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М:Просвещение, 2007. ­ 432 с. 6.Орлов   А.С.   Хрестоматия   по   истории   России.   Учебное   пособие.   /   А.С.   Орлов,   В.А. Георгиев и др. ­ М.: Проспект, 2010.­ 592с.        1. http://www.politlogia.narod.rU/b/BARANOV PROCESS/29.htm        2. http://window.edu.ru/resource/219/42219/files/glava4_ 2.htm Интернет­ресурсы: Практическая работа № 2.  Работа с историческими документами и картами СССР и РФ за 1989­1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий. Цель работы: Формирование навыка   работы с историческими картами и документами, умения анализировать и делать самостоятельные выводы. Содержание темы: Тема 2.2. Распад СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР 1.Распад СССР: причины и последствия.  2.Новоогаревский процесс. 3.Августовский путч 1991 г. и его провал Ход работы: Задания Задание № 1.   Повторить основные понятия и термины: «новоогаревский процесс», путч, конфедерация, Беловежское соглашение. Задание №2. Ответьте на вопросы: 1. Каких ведущих политических деятелей эпохи перестройки вы знаете? 2. Какие события времён перестройки можно считать самыми важными для дальнейшего развития нашей страны; какие события того времени можно назвать наиболее трагическими (постарайтесь выбирать не более двух­трёх событий)? 3. В чем заключается причина неудачи августовского путча 1991 г. 4. Дайте политический анализ событиям 8 декабря 1991г. 5.   Какие   проблемы   в   жизни   бывших   граждан   СССР   возникли   в   результате   распада государства? Как можно было их разрешить или повлиять на их разрешение?  Задание № 3. Работа с документом. Изучив документ, ответьте на вопросы 1.Обращение М. С. Горбачёва к народу от 25 декабря 1991 г. «Считаю  нужным  высказать  свою  оценку  пройденного  с 1985  г. пути...  Ликвидирована тоталитарная   система,   лишившая   страну   возможности   давно   стать   благополучной   и процветающей.  Совершён прорыв  на пути  демократических  преобразований.  Реальными стали   свободные   выборы,   свобода   печати,   религиозные   свободы,   многопартийность...Началось  движение  к многоукладной  экономике,  утверждается  равноправие  всех форм собственности... Мы живём в новом мире: покончено с «холодной войной», остановлена гонка   вооружений   и  безумная  милитаризация   страны...  Все  эти  изменения  потребовали огромного напряжения, проходили в острой борьбе... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой,  с верой  в вас,  в вашу мудрость  и силу  духа.  Мы — наследники  великой цивилизации,   и   сейчас   от   всех   и   каждого   зависит,   чтобы   она   возродилась   к   новой современной и достойной жизни». Вопрос: Как оценивает итоги перестройки Президент СССР? 2.У Е. Евтушенко есть строки, посвященные распаду СССР: «Прощай, наш красный флаг. / К свободе первый шаг / мы сделали в сердцах / по собственному флагу...»  Вопрос: Как вы думаете, какие чувства испытывал и хотел передать читателям поэт? Задание № 4.  Задание проблемного характера в тетради. Предложите в тезисной форме перечень важнейших  внешнеполитических   задач, стоящих  перед  Россией  после  распада СССР. 5.Оформить отчет. 6. Вопросы для самоконтроля: 1.   Назовите   причины   распада   СССР.   Что   знаете   о   судьбах   империй   в   истории человечества? 2. Определите по картам, какие территории потеряла Россия в результате распада СССР. Критерии оценки Балл “5” ­ Знание и понимание дат, причин и последствий распада СССР. Знание основных понятий и терминов. Аргументированный ответ на задание № 2. Демонстрация умения работать с документами и картами. Балл “4”  ­ Знание и понимание практически всего изучаемого материала. Знание основных понятий и терминов. Недостаточно аргументированные ответы на задание № 2. Небольшие затруднения в умении работать с документами и картами. Балл   “3”­   Знание   и   понимание   только   основного   учебного   материала   в             объеме, позволяющий   вести   дальнейшую   работу. Знание   только   половины   основных   понятий   и терминов. Отсутствие более половины ответов на вопросы   задания № 2. Значительное неумение работать с документом и картой. Балл “2”­ Незнание дат и непонимание причин и последствий распада СССР. Отсутствие ответов на вопросы  задания № 2. Неумение работать с документом и картой. Рекомендуемая литература: 1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. ­ М., ACT­ Астрель. Хранитель, 2007.­ 1263с. 2.История России, 1945­2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. ­ М: Просвещение, 2008.­ 367 с. 3.История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­во С.­ Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 4. Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М: Просвещение, 2007. ­ 432 с.5.Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина ТА., В.А. Георгиев и др. ­ М.: Проспект, 2010.­ 592с. Интернет­ресурсы: 1.http://vvvvw.gumer.info/bibHotek_ Buks/Polit/tork/19.php 2.http://www.krasnozerskoie.ru/veterani/index.php?option=comcontent&view=article&id =130&Itemid=79 Практическая работа № 3. Составление характеристики процесса распада «социалистического лагеря» на основе изучения и анализа документального материала,   раскрывающего характер революций  в Восточной Европе Цель   работы:  определить   причины   краха   коммунистических   режимов   и   распада советского блока. Содержание темы: 1.Изменения   в   Восточной   Европе   в   80­90хгг   XX   в.   и   их   влияние   на   Европейское Сообщество. 2.СССР   и   страны   Восточной   Европы.   Отражение   событий   в   Восточной   Европе   на дезинтеграционных   процессах   в   СССР.   Потеря   СССР   прежних   позиций   в   Восточной Европе. . Ход работы: Задания Задание № 1.  Провести классификацию по значимости причины революций 1989 ­1991 гг. в странах Восточной Европы: А) недовольство широких масс населения; Б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоявшие перед обществом; В) Ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю; Г) Дезинтеграционные процессы в СССР и их влияние на страны Восточной Европы. Задание   №   2.    Определить   характер   революций,   произошедших   в   странах   Восточной Европы в 1989 ­1991 гг.  Задание № 3. Перечислить страны Восточной Европы, в которых события начала 90­ х гг. приняли трагический характер Задание № 4. Работа с документом. Изучив документ, ответьте на вопросы.         февраля 1991 года).  «Страны   Европы   освобождаются   от   наследия   прошлого,   связанного   с   эрой   конфронтации и раскола континента…. Каждое государство имеет право быть или не быть участником Союзного договора. Прекращение раскола Европы открывает историческую  Из   Будапештского   заявления   государств­участников   Варшавского   Договора   (25возможность   придать   новое   качество   отношениям   в   сфере   безопасности   при   полном уважении сохраняющейся за каждым государством свободы выбора.          С   учетом   происходящих   в   Европе   глубоких   перемен   ...участники   Варшавского Договора, действуя как суверенные и равноправные государства, решили упразднить его военные органы и структуры к 31 марта 1991 г…» Вопросы к документу:  1. О каком решении государств­участников Варшавского Договора идет речь в документе? 2. Дайте политическую оценку принятого решения. 5.Требования к отчету. Оформить ответы в тетради письменно. 6. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите страны Восточной Европы, в которых произошли революционные перемены в начале 90 – х гг.  2. Какие последствия для России имело упразднение Варшавского Договора и СЭВ? Критерии оценки Балл   “5”   ­     Знание   и   понимание   основных   дезинтеграционных   процессов   в   Восточной Европе, и их влияние на СССР, демонстрация умения работать с документом и определять причины краха коммунистических режимов и распада советского блока.   Балл “4”   ­     Знание и понимание практически всего изучаемого материала, небольшие затруднения в умении определять причины краха коммунистических режимов и распада советского блока. Балл   “3”­   Знание   и   понимание   только   основного   учебного   материала   в             объеме, позволяющем   вести   дальнейшую   работу,   неумение   определять   причины   краха коммунистических режимов и распада советского блока. Балл “2”­ Слабое понимание большей части учебного материала, изложение его с грубыми ошибками. Применение полученных знаний с допущением  грубых ошибок, вызывающих необходимость   постоянной   помощи   преподавателя.   Неумение работать   с   документом, неумение  определять  причины   краха  коммунистических  режимов   и  распада  советского блока. Рекомендуемая литература: 1.История   России   с   древнейших   времен   до   начала   XXI   века.   Учебное   пособие./   Под редакцией А.Н. Сахарова. ­ М, АСТ­Астрель. Хранитель, 2007.­ 1263с. 2.История России, 1945­2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. ­ М: Просвещение, 2008. ­ 367 с. 3.История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­во С­ Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 4.Орлов   А.С.   История   России.   Учебное   пособие.   /   А.С.   Орлов.   В.А.   Георгиев.­   М: Проспект, 2007.­ 528с.5.Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М: Просвещение, 2007. ­ 432 с. 6.Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина ТА., В.А. Георгиев и др. ­ М.: Проспект, 2010.­ 592с. 1.http://ukrmap.su/ru­whl 1/1310.html 2.http://www.njsempire.ru/istoriva­sovetskogo­soyuza/kjah­sotsializma­v­vostocto evrope.html Интернет­ресурсы: Практическая работа № 4. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально­экономический и политический аспекты.  Цель   работы:  приобретение   навыков   работы   с   правовыми   документами   и   другими источниками   информации,   систематизация   основных   фактов,   понимание   исторической обусловленности сближения России и ЕС. Содержание   темы: Тема   3.4   Российская   Федерация   в   планах   международных организаций: военно­политическая конкуренция и экономическое сотрудничество 1.Международные   организации   как   субъекты   международных   отношений,   их   роль   в создании   системы   безопасности   в   мире.   Проблемы,   перспективы   обеспечения   военно­ политической безопасности в Европе. 2.Система учреждений и органов ООН по правам человека. 3.Система защиты прав человека в рамках ОБСЕ. . Ход работы: Задания Задание № 1. Работа с документом. Отчет Управления Верховного комиссара по правам человека. Изучив материал документа, определите виды органов ООН по правам человека. Перечислите основные европейские конвенции по правам человека. Задание № 2. Из различных источников информации подберите материал о Европейской системе защиты прав человека. Роль ОБСЕ. Задание № 3. Работа с документом. Ознакомившись с текстом Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. и Протокола № 11, подписан ного в Страсбурге 1 мая 1994 г. (вступил в силу 1 ноября 1998 г. после подписания его всеми   членами   Совета   Европы),   определите   правомочия   Европейского   суда   по   правам человека.  Задание № 4. Работа с документом. Ознакомившись с текстом Римского Статута 1998 г. определите юрисдикцию Международного Уголовного Суда. 5. Оформить отчет.6. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие международные органы сотрудничают с Россией в области защиты прав человека  и борьбы с международным терроризмом? Критерии оценки Балл “5” ­ Ответ оценивается на «отлично» при условии,  если обучающийся  свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу; воспроизводя текст ответа (автор/ы отмечают), озвучивает личные комментарии (я считаю / полагаю); убедительно отвечает на дополнительные вопросы и/или работает в течение всего семинара. Знание и понимание   основных   фактов   взаимоотношений   России   и   ЕС,   демонстрация   умения анализировать историческую ситуацию, исторические версии и оценки.  Балл “4” ­ Оценка «хорошо» ставится в том случае, если допущены некоторые неточности в констатации фактов, либо выступающий  ответил не на все дополнительные  вопросы. Небольшие  затруднения  в  умении  анализировать  историческую   ситуацию,  исторические версии и оценки.   Балл “3”­ «Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного   материала,   неубедительный   с   точки   зрения   аргументации,   не   свободно озвучиваемый студентом. Знание и понимание только основного изученного материала в объеме, позволяющем вести дальнейшую работу, значительное затруднение в определении характера сотрудничества России и ЕС. Неумение анализировать историческую ситуацию, исторические версии и оценки.  Балл   “2”­   «Неудовлетворительно»   ставится   в   случае   отказа   от   выступления,   незнания материала,   не   подготовки   к   семинару.   Слабое   понимание   большей   части   изученного материала,   значительное   затруднение   в   его   изложении,     в   определении   характера сотрудничества   России   и   ЕС.   Не     сформировано   умение   анализировать   историческую ситуацию, исторические версии и оценки. Рекомендуемая литература: 1.История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 2.Орлов   А.С.   История   России.   Учебное   пособие.   /   А.С.   Орлов.   В.А.   Георгиев.­   М.: Проспект, 2007.­ 528с. 3.Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М: Просвещение, 2007. ­ 432 с. 4.Мы, народы Объединенных Наций. Сборник материалов к 50­летию ООН. М., 1995. Интернет­ресурсы: 1. http://www.osce.org/who 2. http://www.un.org/russian/events/humanrights/2008/relatedocs.shtml  3 .http://www.bibliotekar.ra  4.http://www.un.org/ru/rights/treaty_based_bodies.shtml Практическая работа № 5.Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и других международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России Цель работы:  Умение работать с историческими документами и другими источниками информации, систематизация основных фактов, понимание исторической обусловленности сближения России и НАТО. Содержание темы: Тема 4.1 «Расширение Евросоюза,   формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России» 1. Интеграционные проекты экономического и политического развития Европы. 2.Формирование системы Европейских Сообществ. 3.Европейский союз и Российская Федерация Ход работы: Задания Задание № 1. Определить основные понятия и термины: глобализация, интеграция, ТНК, ТНБ. Задание № 2. Из различных источников информации подберите материал о формировании мирового рынка труда. Задание № 3. Работа с документом. Ознакомившись с текстом Основополагающего акта о взаимных отношениях России и НАТО 1997 г. и  Римской декларации «Отношения между НАТО   и   Россией:   Новое   качество»,   2002   г.   определите   основные   направления сотрудничества. 5. Оформить отчет. 6. Вопросы для самоконтроля: 1.  Перечислите проекты Совета   Россия­НАТО   по   практическому   сотрудничеству   за последние 6 лет. 2. Что включает в себя комплексный План действий СРН по терроризму утвержденный в декабре 2004 г. на заседании СРН на уровне министров иностранных дел?  Критерии оценки Балл   “5”   ­   обучающийся   свободно   владеет   материалом;   использует   учебную,   научную литературу;   воспроизводя   текст   ответа   (автор/ы   отмечают),   озвучивает   личные комментарии   (я   считаю   /   полагаю);   убедительно   отвечает   на   дополнительные   вопросы и/или   работает   в   течение   всего   семинара.   Знание   и   понимание   основных   фактов взаимоотношений   России   и   НАТО,   демонстрация   умения   анализировать   историческую ситуацию, исторические версии и оценки.  Балл “4” ­ Оценка «хорошо» ставится в том случае, если допущены некоторые неточности в констатации фактов, либо выступающий  ответил не на все дополнительные  вопросы.Небольшие  затруднения  в  умении  анализировать  историческую   ситуацию,  исторические версии и оценки.   Балл “3”­ «Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного   материала,   неубедительный   с   точки   зрения   аргументации,   не   свободно озвучиваемый студентом. Знание и понимание только основного изученного материала в объеме, позволяющий вести дальнейшую работу, значительное затруднение в определении характера   сотрудничества   России   и   НАТО.   Неумение   анализировать   историческую ситуацию, исторические версии и оценки.  Балл   “2”­   «Неудовлетворительно»   ставится   в   случае   отказа   от   выступления,   незнания материала,   не   подготовки   к   семинару.   Слабое   понимание   большей   части   изученного материала,   значительное   затруднение   в   его   изложении,     в   определении   характера сотрудничества России и НАТО. Не   сформировано умение анализировать историческую ситуацию, исторические версии и оценки. Рекомендуемая литература: 1. История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­ во С.­Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 2.Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С. Орлов. В.А. Георгиев.­ М:  Проспект, 2007.­ 528с. З. Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник И класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М:  Просвещение, 2007. ­ 432 с. Интернет­ресурсы: 1. http://ru.wikipedia.org/wiki 2.http ://www.istorya.ru 3.http://www.bibliotekar.ru 4. http://bip­ip.com/evropeyskaya­sistema­zashhityi­prav­cheloveka­rol­obse/ Практическая работа № 6. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г. с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования Цель   работы: определение   основных   фактов,   определяющих   формирование   единого образовательного и культурного пространства в Европе. Содержание темы:  Тема   4.2   «Формирование   единого   образовательного   и   культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе». 1 .Условия и предпосылки формирования единого образовательного пространства. 2.Болонский процесс. Присоединение Росси к Болонскому процессу.Ход работы: Задания       Задание № 1. Определите понятия: интеграция, Болонский процесс Задание № 2. Работа с документом. Отчет ЮНЕСКО    «К   концу   XX   века   выделяются   регионы,   в   которых   по   ряду   экономических, политических,   социальных   причин   нарушается   последовательность   образовательных   и интеграционных   процессов.   К   таким   регионам   относятся   арабские   страны,   Восточная Европа и страны бывшего СССР. В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюдается   спад   в   развитии   образования.   Последнее   финансируется   по   остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980­90­е годы в России сформировалось массовое инновационное движение  в области школьного образования. Оно проявилось  в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.       Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими   соседями.   Усиливаются   международные   контакты   с   образовательными системами   США   и   других   развитых   государств   как   стремление   войти   в   мировое образовательное пространство.       В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образования (по данным начала 1990­х годов) были выделены группы стран по следующим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения страны и численность студентов в расчете на 100000 жителей. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в   практически   неограниченный   доступ   к   высшему   образованию   населения   характерен только для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.           К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет — лишь 75 %. По сравнению с   данными   1960­х  годов,   к   началу   1990­х   число   иностранных  студентов,   аспирантов   и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн. 200 тыс. человек.   Фактически   в   мире   два   из   каждых   ста,   получающих   высшее   образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу». ?   Проанализируйте   данный   документ.   Выделите   основные   проблемы образовательных интеграционных процессов. Задание № 3. Выявите причины и определите результаты процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования5.Требования к отчету. Оформить ответы в тетради письменно. 6. Вопросы для самоконтроля: 1.В   мировой   системе   образования   XXI   века   выделяют   определенные   глобальные тенденции: перечислите их. 2.   В   решении   проблем   мирового   образования   важное   значение   приобретают   крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. Назовите наиболее известные из них. Критерии оценки Балл “5” – Выявлены все причины и определены результаты процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. Логично изложены ответы на вопросы на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний. Балл “4”  ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопросов. Балл “3” ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые   существенные   аспекты   содержания,   или   отвечающий   не   смог   показать необходимые умения. Балл “2” ставится, если задание не выполнено. Студент не смог ответить на вопросы. Рекомендуемая литература: 1.История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 2.Орлов   А.С.   История   России.   Учебное   пособие.   /   А.С.   Орлов.   ВА.   Георгиев.­   М.: Проспект, 2007.­ 528с. З. Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М: Просвещение, 2007. ­ 432 с. 1.http://www.tusur.ru/ru/intemational/documents/bologna process.html 2. www.nato­russia­council.info Интернет­ресурсы: Практическая работа № 7. Проблема сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества Цель   работы: определение   и анализ   основных   тенденций   сохранения   национальных, религиозных и культурных традиций в России Содержание   темы:  Тема   6.3.   Сохранение   традиционных   нравственных   ценностей   и индивидуальных свобод человека ­ основа развития культуры в РФ. 1.Проблемы и перспективы актуализации нравственных основ образования. 2.Глобализация, динамика культур и поиск новых ценностейХод работы: Задания «Круглый стол». Выступление студентов с подготовленным материалом. Обсуждение  в  группе. 5.Требования к отчету. Подготовленный и оформленный доклад 6. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите основные тенденции сохранения религиозных традиций в России. Критерии оценки Балл   “5”   ­   обучающийся   свободно   владеет   материалом;   использует   учебную,   научную литературу;   воспроизводя   текст   ответа   (автор/ы   отмечают),   озвучивает   личные комментарии   (я   считаю   /   полагаю);   убедительно   отвечает   на   дополнительные   вопросы и/или   работает   в   течение   всего   семинара   Знание   и   понимание   основных   тенденций сохранения национальных и культурных традиций своего народа,   демонстрация умения формулировать собственные заключения и оценочные суждения. Балл   “4”   ­   Знание   и   понимание   практически   всего   изучаемого   материала,   допущены некоторые   неточности   в   констатации   фактов,   либо   выступающий   ответил   не   на   все дополнительные вопросы. Небольшие затруднения в умении формулировать собственные заключения и оценочные суждения.  Балл   “3”­   Знание   и   понимание   только   основного   изученного   материала, ответ, неубедительный   с   точки   зрения   аргументации,   не   свободно   озвучиваемый   студентом, значительное затруднение в понимании основных тенденций сохранения национальных и культурных традиций своего народа. Неумение формулировать собственные заключения и оценочные суждения.   Балл “2”­ Не подготовка к занятию либо слабое понимание большей части изученного материала, изложение его с грубыми ошибками, значительное затруднение в понимании основных   тенденций   сохранения   национальных   и   культурных   традиций   своего   народа. Неумение формулировать собственные заключения и оценочные суждения.  Рекомендуемая литература: 1.История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 2.   Орлов   А.С.   История   России.   Учебное   пособие.   /   А.С.   Орлов.   ВА.   Георгиев.­   М.: Проспект, 2007.­ 528с. 3. Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М: Просвещение, 2007. ­ 432 с. 4. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. ­ 361 С. 5.Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманитарный университет, 2007. ­ 49 с. 6.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А. Шубин. М.: Европа, 2005. ­232 с.1 .http://www.istorya.ru 2.http://www.bibliotekar.ru 2. www.nato­russia­council.info Интернет­ресурсы: «Процесс внедрения рыночных отношений в систему российского образования». Практическая работа № 8. Цель: поиск информации о вопросе, расширение мировоззрения путем изучения процесса или исторических фактов в системе общественных отношений, качественное выполнение заданий, логическая цепь представления аргументов. Формулирование выводов. Ход работы: 1.   Используя   интернет   ресурсы,   исследовать   внедрение   рыночной   экономики   систему российского образования, в  отдельных регионах России. 2. Составить диаграмму внедрения рыночных отношений по регионам. 3.   Выделить   регионы,   где   преобладают   рыночные   отношения   в   системе   российского образования. 4. Сделать вывод о проделанной работе. Критерии оценки Балл   “5”   ­   обучающийся   свободно   владеет   материалом;   использует   учебную,   научную литературу;   воспроизводя   текст   ответа   (автор/ы   отмечают),   озвучивает   личные комментарии   (я   считаю   /   полагаю);   убедительно   отвечает   на   дополнительные   вопросы и/или   работает   в   течение   всего   семинара   Знание   и   понимание   основных   тенденций сохранения национальных и культурных традиций своего народа,   демонстрация умения формулировать собственные заключения и оценочные суждения. Балл   “4”   ­   Знание   и   понимание   практически   всего   изучаемого   материала,   допущены некоторые   неточности   в   констатации   фактов,   либо   выступающий   ответил   не   на   все дополнительные вопросы. Небольшие затруднения в умении формулировать собственные заключения и оценочные суждения.  Балл   “3”­   Знание   и   понимание   только   основного   изученного   материала, ответ, неубедительный   с   точки   зрения   аргументации,   не   свободно   озвучиваемый   студентом, значительное затруднение в понимании основных тенденций сохранения национальных и культурных традиций своего народа. Неумение формулировать собственные заключения и оценочные суждения.   Балл “2”­ Не подготовка к занятию либо слабое понимание большей части изученного материала, изложение его с грубыми ошибками, значительное затруднение в понимании основных   тенденций   сохранения   национальных   и   культурных   традиций   своего   народа. Неумение формулировать собственные заключения и оценочные суждения.  Рекомендуемая литература:1.История современной России, 1991­2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. ­ СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2004. ­ 293 с. 2.   Орлов   А.С.   История   России.   Учебное   пособие.   /   А.С.   Орлов.   ВА.   Георгиев.­   М.: Проспект, 2007.­ 528с. 3. Россия и мир в XX ­ нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. ­ М: Просвещение, 2007. ­ 432 с. 4. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. ­ 361 С. 5.Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманитарный университет, 2007. ­ 49 с. 6.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А. Шубин. М.: Европа, 2005. ­232 с. 1 .http://www.istorya.ru 2.http://www.bibliotekar.ru 2. www.nato­russia­council.info Интернет­ресурсы: