Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Биология»
Оценка 4.6

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Биология»

Оценка 4.6
Лабораторные работы
doc
биология
Взрослым
06.01.2017
Методические рекомендации по выполнению практических  работ   по учебной дисциплине  «Биология»
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Биология» предназначены для студентов всех специальностей и профессий технического профиля учреждений СПО. Они предусматривают формирование у них таких универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, как умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, умение находить и использовать информацию из различных источников.
практич. работа биология.doc

 

 

Министерство образования  и молодежной политики Ставропольского края

ГБПОУ  «Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»

 

 

 

 

Марина 21

 

 

 

 

 Методические рекомендации по выполнению практических  работ   по учебной дисциплине  

 «Биология»

 

 

 

 

Кафедра математических и

естественно научных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2016

 

 

 

 

Разработала: преподаватель биологии   Ракчеева Наталия Александровна

 

 

Практические работы  способствуют тому, что  обучающиеся  лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды.  

        Практические работы развивают познавательные процессы, интеллектуальные и творческие интересы у обучающихся. Они предусматривают формирование у  них таких универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, как умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, умение находить и использовать информацию из различных источников.

      Методические указания  рассмотрены  и утверждены на заседании кафедры       математических и естественнонаучных дисциплин ГБПОУ СРМК.

 

      Рекомендованы к использованию при изучении  дисциплины «Биология » в учреждениях НПО и СПО научно-методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.      Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки……………………………………………………………………………………….4

 

  1. Практическая работа №2 Схема поведения хромосом в процессе митоза и мейоза…. 6

 

  1. Практическая работа №3. Решение генетических задач»……………………………….8

 

Литература……………………………………………………………………………….........9

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки

 

Цель занятия: сформировать  умения  распознавать органоиды  растительных, животных  и бактериальных клеток;  находить особенности строения различных организмов, сравнивать их между собой.

 

Оборудование: компьютер, проектор, таблица “Строение животной и растительной клетки”, презентация (в программе Power Point).

 

Вопросы для самоподготовки:

1.Прокариотическая клетка.

2.Эукариотическая клетка.

3.Деление клетки.

4.Особенности строения и отличительные особенности растительной клетки.

5.Клеточная теория.

6.Неклеточные формы жизни – вирусы.

 

 Теоретическая часть:

 Растительные и животные клетки объединяются (вместе с грибами) в надцарство эукариот, а для клеток данного надцарства типично наличие мембранной оболочки, морфологически обособленного ядра и цитоплазмы, содержащей различные органоиды и включения.

По химическому составу микроорганизмы мало отличаются от других живых клеток.

  • Вода составляет 75-85% , в ней растворены химические вещества.
  • Сухое вещество 15-25%, в состав входят органические и минеральные соединения

Поступление в бактериальную клетку питательных веществ осуществляется  несколькими способами и зависит от концентрации веществ, величины молекул, рН среды, проницаемости мембран и др.       
По типу питания микроорганизмы делятся на:

  • автотрофы – синтезируют все углеродсодержащие вещества из СО2;
  • гетеротрофы – в качестве источника углерода используют органические вещества;
  • сапрофиты – питаются органическими веществами отмерших организмов;
  • паразиты – живу за счет органических веществ живой клетки.

 Общие признаки:

1.      Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра.

2.      Сходство процессов обмена веществ и энергии.

3.      Единство принципа наследственного кода.

4.      Универсальное мембранное строение.

5.      Единство химического состава.

5.     


Сходство процесса деления клеток.

 

http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/img/bac_cell.gif

Схема строения растительной, животной и бактериальной  клетки

 

Ход работы:

Задание №1. Сравнить растительную и животную клетку, используя рисунки и текст учебника.  Заполнить таблицу «Сходство и различия растительной, животной бактериальной  клеток»

Органоиды

Растительная клетка

Животная клетка

Бактериальная клетка

Клеточная стенка

=+

       -

+

Цитоплазматическая мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

         -

Эпс

+

+

         -

Рибосомы

+

+

++

Лизосомы

+

+

         -

Пластиды

+

        -

         -

Кольцевая ДНК

        -

        -

+

Центральная вакуоль

+

        -

         -

Мелкие вакуоли

         -

+

         -

Органоиды движения

+

+

+

Митохондрии

+

+

          -

Центриоли

+

+

          -

Аппарат Гольджи

+

+

          -

 

 

 

Растительная клетка

Животная клетка

Бактериальная клетка

Размер

 

 

 

Форма

 

 

 

Клеточная стенка

 

 

 

Центриоли 

 

 

 

Положение ядра 

 

 

 

|Пластиды

 

 

 

Вакуоли

 

 

 

Включения         

 

 

 

Главный резервный                                  

питательный углевод

 

 

 

Способ питания

 

 

 

Способность к                                             

фотосинтезу

 

 

 

Синтез АТФ       

 

 

 

 

 

Вопросы:

 1.Сравнить клетку растения и животного. В чем сходства и различия?

 2.О чем  свидетельствуют сходства и различия в строении растительной и животной клетках?

 

Задание №2.

Пользуясь текстом, своими наблюдениями и рисунками выявить сходства и различия клеток -представителей различных царств живой природы. Вспомнить положения клеточной теории.

 

Вопросы:

1.Каковы положения клеточной теории?

2. Объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов?

 

Вывод:

1. Единый план строения клеток;

2. Сходство процессов обмена веществ энергии в клетки;

3. Кодирование наследственной  информации при помощи нуклеиновых кислот;

4.Единство химического состава клеток;

5. Сходные процессы деления клеток.

Это свидетельствует о единстве происхождения клеток.

Различия в строении указывают на разные функции клеток. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания.

 

 

 

 

 

Практическая работа №2  «Схема поведения хромосом в процессе митоза и мейоза»

 

Цель:  сформировать умения  последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза; сравнивать и  анализировать процессы  деления клеток.

 

 Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе Power Point),  модель-аппликация “Деление клетки. Митоз и мейоз” (демонстрационный и раздаточный комплекты); таблица “Митоз. Мейоз”.

 

Вопросы для самоподготовки:

1.половые, соматические клетки;

2.гаплоидный, диплоидный набор хромосом;

3.редукционное деление;

4.онъюгация хромосом;

5.кроссинговер.

 

Теоретическая часть:

Митоз — основной способ деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала.

Митоз представляет собой непрерывный процесс, в котором выделяют четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Перед митозом происходит подготовка клетки к делению, или интерфаза. Период подготовки клетки к митозу и собственно митоз вместе составляют митотический цикл.

Митотический цикл, митоз: 1 — профаза; 2 — метафаза; 3 — анафаза; 4 — телофаза.

Биологическое значение митоза. Образовавшиеся в результате этого способа деления дочерние клетки являются генетически идентичными материнской. Митоз обеспечивает постоянство хромосомного набора в ряду поколений клеток. Лежит в основе таких процессов, как рост, регенерация, бесполое размножение и др.

Мейоз — это особый способ деления эукариотических клеток, в результате которого происходит переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное. Мейоз состоит из двух последовательных делений, которым предшествует однократная репликация ДНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мейоз: 1 — лептотена; 2 — зиготена; 3 — пахитена; 4 — диплотена; 5 — диакинез; 6 — метафаза 1; 7 — анафаза 1; 8 — телофаза 1;

 9 — профаза 2; 10 — метафаза 2; 11 — анафаза 2; 12 — телофаза 2.

 

Биологическое значение мейоза. Мейоз является центральным событием гаметогенеза у животных и спорогенеза у растений. Являясь основой комбинативной изменчивости, мейоз обеспечивает генетическое разнообразие гамет.

 

Ход работы:

 

Задание №1. Провести сравнительный анализ  двух способов деления эукариотических клеток. Выявить черты сходства и разлития между митозом и мейозом.

Сравнение

Митоз

Мейоз

Сходство

 

 

 

 

Различия       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Задание №2. Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика хода митоза и мейоза”

 

Фазы клеточного цикла, ее итог    

Митоз

Мейоз

 

 

I деление           

II деление

Интерфаза:  синтез ДНК ,РНК , АТФ, белков , увеличение

количества органелл, достраивание второй хроматиды каждой хромосомы  

 

 

 

 

Профаза:

а) спирализация хромосом

б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата:расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления

 

 

 

Метафаза:

а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки;

б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам;

в) к концу метафазы – начало разъединения сестринских хроматид      

 

 

 

Анафаза:

а) завершение разделения сестринских хроматид;

б) расхождение хромосом к полюсам клетки       

 

 

 

Телофаза -формирование дочерних клеток:

а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом;

 

 

 

 

Общий вывод.

             

                         

Практическая работа №3. «Решение генетических задач»

 

Цель: сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом и  втором законах Г. Менделя;

 раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения  и закона расщепления; формировать умения пользоваться генетической символикой.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, электронные уроки виртуальной школы Кирилла

 и Мефодия «Моногибридное скрещивание его»; «Закономерности наследования»;

тексты и условия задач.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое гибридизация? Как следует её проводить?

. Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности?

3) Какое скрещивание называют моногибридным?

4) Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах         Г. Менделя с горохом.

5) Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает?

6) Какой закон устанавливает правило распределения доминантных и рецессивных признаков в определенном числовом соотношении среди потомства?

 

 

Теоретическая часть:

 Первый закон Менделя – закон доминирования, закон единообразия гибридов первого поколения:

«При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (особи с однородной совокупностью генов, гомозиготные), отличающиеся друг от друга по одной паре альтернативных

признаков, все F1 единообразно и несет признак одного из родителей».

 

Второй закон Менделя – закон расщепления: «При скрещивании двух потомковF1 между собой (двух гетерозиготных особей) в F2 наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1».

 

 

 Задание №1.Заполните пропуски в тексте.

 

1. Г. Мендель, скрещивая растения, отличающиеся по _________________, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - _______________. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак  называется ________. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении, называется _______________.

 

2. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга  _____________

Признаком, все ________________  поколение (F1) окажется _____________

И будет по фенотипу похоже на родителя с ______________ признаком. При скрещивании гибридов из F1 во втором поколении наблюдается ___________

В отношении ____________ по фенотипу и ___________ по генотипу.

                

Задание №2. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

 

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ?

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе ?                  

 

   

 Задание №3. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

 

№1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?

 

№2. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.

 

 

 

 

Литература:

 

1. Беляев Д.К, Бородин П.М ."Биология " 10 -11кл. М., Просвещение,  2012 г.

 

2. Константинов В.М. "Экологические основы природопользования". М.,

 Академия НМЦСПО, 2012г.

 


Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Разработала: преподаватель биологии

Разработала: преподаватель биологии

Содержание: 1. Практическая работа №1

Содержание: 1. Практическая работа №1

Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки

Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки

Схема строения растительной, животной и бактериальной клетки

Схема строения растительной, животной и бактериальной клетки

Главный резервный питательный углевод

Главный резервный питательный углевод

Объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов?

Объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов?

Лежит в основе таких процессов, как рост, регенерация, бесполое размножение и др

Лежит в основе таких процессов, как рост, регенерация, бесполое размножение и др

Фазы клеточного цикла, ее итог

Фазы клеточного цикла, ее итог

Что такое гибридизация? Как следует её проводить?

Что такое гибридизация? Как следует её проводить?

Определите генотипы всех указанных растений

Определите генотипы всех указанных растений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017