Методические рекомендации по выполнению практической работы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Оценка 4.7
Лабораторные работы
doc
информатика
Взрослым
20.11.2018
В публикации представлены методические указания по выполнению практических или лабораторных работ по теме: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" по дисциплинам "Основы архитектуры компьютера, устройства и функционирования вычислительных систем", "Архитектура аппаратных средств", "Вычислительная и микропроцессорная техника", "Цифровая схемотехника" для студентов второго и третьего курсов учебных заведений среднего профессионального образования.
ПР№1 Перевод чисел из одной системы счисления в другую.doc
Тема работы: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Цель работы: приобретение навыков выполнения перевода чисел из одной системы счисления в
Практическая работа №1.
другую.
1. Основные понятия систем счисления
Теоретические сведения
AF
Система счисления — это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора
цифровых знаков. Количество цифр, необходимых для записи числа в системе, называют основанием
;510
системы счисления. Основание системы записывается в справа числа в нижнем индексе:
;
11101102
178
Различают два типа систем счисления:
Примером непозиционной системы счисления является римская: числа IX, IV, XV и т.д.
Примером позиционной системы счисления является десятичная система, используемая повседневно.
позиционные, когда значение каждой цифры числа определяется ее позицией в записи числа;
непозиционные, когда значение цифры в числе не зависит от ее места в записи числа.
16
.
n
S
n
n
1
...
1
n
2
A
AA
12
AA
nn
SA
Любое целое число в позиционной системе можно записать в форме многочлена:
X
1
где S — основание системы счисления;
nA — цифры числа, записанного в данной системе счисления;
n — количество разрядов числа.
Пример. Число
3
6293
106
Десятичная система счисления – в настоящее время наиболее известная и используемая.
6293 запишется в форме многочлена следующим образом:
SA
1
109
103
SA
2
102
10
2
...
1
0
,
1
0
S
10
неправильное название удерживается и поныне.
Десятичная система использует десять цифр —– 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также символы “+” и
“–” для обозначения знака числа и запятую или точку для разделения целой и дробной частей числа.
В вычислительных машинах используется двоичная система счисления, её основание — число 2.
Для записи чисел в этой системе используют только две цифры — 0 и 1.
Таблица 1. Соответствие чисел, записанных в различных системах счисления
Шестнадцатерична
Двоичная Восьмерична
Десятична
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
B
C
D
E
F
10
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
001
010
011
100
101
110
111
1000
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111
10000
я
1
2
3
4
5
6
7
10
11
12
13
14
15
16
17
20 2
2. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной
арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.
1. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена,
состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по
правилам десятичной арифметики:
A
n
X
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:
2
1
2
A
n
A
2
A
n
2
2
2
A
1
...
2
0
3
2
2
1
1
n
n
n
Таблица 2. Степени числа 2
n
n2
0 1 2 3
1 2 4 8
4
16
5
32
6
64
7
12
8
8
25
6
9
51
2
10
1024
Пример. Число
11101000 перевести в десятичную систему счисления.
20
2
21
1
20
20
20
21
21
21
0
2
3
4
5
6
7
11101000
2
232
10
2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена,
состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по
правилам десятичной арифметики:
n
8
A
2
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:
1
8
A
n
A
n
A
n
A
1
8
8
8
...
X
1
8
0
3
2
2
1
n
n
n
n8
0
1
1
8
2
64
3
512
4
4096
5
32768
6
26214
4
Таблица 3.Степени числа 8
Пример. Число
75013 перевести в десятичную систему счисления.
8 3
3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде
многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и
вычислить по правилам десятичной арифметики:
3
2
1
0
n
n
n
16
A
n
X
16
A
1
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:
16
16
A
2
A
n
A
n
16
...
2
1
1
16
Таблица 4. Степени числа 16
n
n16
0
1
1
16
2
256
3
4096
4
65536
5
1048576
6
16777216
Пример. Число
FDA
161
перевести в десятичную систему счисления.
1
FDA
16
1
16
161
163
16
13
15
10
0
2
64929
10
4. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить
на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе
записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в
обратном порядке.
Пример. Число
1022 перевести в двоичную систему счисления.
22
10
10110
2
5. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно
делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной
системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от
деления в обратном порядке.
Пример. Число
571 перевести в восьмеричную систему счисления.
10
6. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо
последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в
шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата
деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число
7467 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
2 4
7467
10
BD
21
16
7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады
(тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду
нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 3).
Пример. Число
1001011 перевести в восьмеричную систему счисления.
2
8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на
тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую
тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 3).
Пример. Число
1011100011 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
2
9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное, необходимо каждую цифру заменить
эквивалентной ей двоичной триадой.
Пример. Число
8531 перевести в двоичную систему счисления.
10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное, необходимо каждую цифру заменить
эквивалентной ей двоичной тетрадой.
Пример. Число
168EE
перевести в двоичную систему счисления.
11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно,
необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.
Пример 1. Число
FEA перевести в восьмеричную систему счисления.
16
Пример 2. Число
6653 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
8
6653
8
1101
1010
1101101010
1011
211
DAB
2
16
Задание:
1. Выполнить перевод чисел
а) из 10–ой с/с в 2–ую систему счисления: 165; 541; 600; 720; 43,15; 234,99.
б) из 2–ой в 10–ую систему счисления: 1101012; 110111012; 1100010112; 1001001,1112
в) из 2–ой с/с в 8–ую ,16–ую с/с: 1001011102; 1000001112; 1110010112; 10110010112; 1100110010112;
10101,101012; 111,0112 5
г) из 10–ой с/с в 8–ую, 16–ую с/с: 69; 73; 113; 203; 351; 641; 478,99; 555,555
д) из 8–ой с/с в 10–ую с/с: 358; 658; 2158; 3278; 5328; 7518; 45,4548
е) из 16–ой с/с в 10–ую с/с: D816; 1AE16; E5716; 8E516; FAD16; AFF,6A716
2. Выпишите целые десятичные числа,
промежуткам:
принадлежащие следующим числовым
[101012; 1100002]; [148; 208]; [1816; 3016]
3. Переведите из десятичной системы счисления в римскую систему счисления:
Вариант № 1
а) 27 =
б) 67 =
в) 184 =
г) 478 =
Вариант № 2
а) 24 =
б) 78 =
в) 196 =
г) 743 =
4. Переведите из римской системы счисления в десятичную систему счисления:
Вариант № 1
а) IV =
б) XXVIII =
в) DCCCXLV =
г) MMMCDLXXXIX =
Вариант № 2
а) VIII =
б) XXXVII =
в) CDLXXIV =
г) MMDCCCLXI
5. Сделайте вывод о проделанной работе.
Методические рекомендации по выполнению практической работы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Методические рекомендации по выполнению практической работы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Методические рекомендации по выполнению практической работы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Методические рекомендации по выполнению практической работы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Методические рекомендации по выполнению практической работы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.