Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе
Оценка 4.9

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
музыка
6 кл
29.10.2018
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Влияние пения на здоровье ребенка невозможно переоценить. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение помогает избавляться от стрессов, в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.а хоровых занятиях во время пения каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.
Методическая рекомендации,9.doc
Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно­воспитательном процессе на 2018­2019 учебный год педагога дополнительного образования  Долдуровой Гоар Милиджановны План I. Введение II. Хоровые занятия и здоровьесбережение. III. Виды упражнений.        1) дыхательные упражнения        2) двигательные (музыкально­ритмические) упражнения        3) самомассаж        4) снятие телесного напряжения        5) расслабление шеи и плеч        6) настройка на общий ритм IV. Список литературы                                             I. Введение Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила  звуков произносимых собственным голосом. Влияние пения на здоровье ребенка  невозможно переоценить. Современная медицина давно уже обратила внимание  на то, что пение помогает избавляться от стрессов, в мозге во время пения  вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает  радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус.  При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение  и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи,  даже исправить такой дефект, как заикание. Организовать хоровой коллектив стараются практически в каждой школе,  так как коллективное пение — это, не только польза для здоровья, но и  формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются  от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью.  Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и  отсутствие желания поисков каких­либо других стимулирующих средств и  поисков опасных удовольствий, в том числе и наркотиков. II. Хоровые занятия и здоровьесбережение. На хоровых занятиях во время пения каждый звук сопровождается  колебаниями более высоких частот – обертонов. Обертоны резонируют с костями 2 черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается,  чем ребенок, лишенный этого занятия. Пением ребенок вполне может  воздействовать на больной орган, так как только 20% звука направляется во  внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы, тем самым происходит самомассаж внутренних органов  ребенка. Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя  печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов  брюшной полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет  вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки,  которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные  явления. Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор  используют в Индии и Китае. Непременным условием на моих хоровых занятий является систематически  распевание хора. Распевание организует, дисциплинирует и оздоравливает детей  посредством правильно подобранных вокально­хоровых упражнений на  звуковедение, дикцию, дыхание. Распеванию я уделяю 10­15 минут, причём лучше петь стоя.  III. Виды упражнений. Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания,  которое является важнейшим фактором нашего здоровья, успешных занятий и  выступлений учеников во время концертов и конкурсов. Дыхательные  упражнения ­ замечательное успокаивающее средство, с помощью которых даже  можно снизить появившееся от волнения сердцебиение, так как многие дети и  даже взрослые очень нервничают перед выступлением и даже перед уроком. 1)  Дыхательные упражнения. 1. «Цветочный аромат». Мышцы спины, шеи и плеч свободны. Визуально представить любимый  цветок. Согнуть руку в локте с воображаемым цветком вдыхая его аромат.  Выполняется это глубоко и без шума.  При выдохе убрать «цветок» и выполнить  продолжительный бесшумный выдох или на выдохе спеть предлагаемую  педагогом гласную.  2. «Насос» («Накачивание шины»). Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона.  Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не  выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в  руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину  3 автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь,  достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.  Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений.   3. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки).  Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень  плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за  плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в  момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест­накрест), ни в коем  случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая);  широко в стороны не разводить и не напрягать. Норма: 12 раз по 8 вдохов­ движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.       2)   Двигательные (музыкально­ритмические) упражнения Данные упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают  добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.  Движение и танец, помимо того, что снимают нервно­психическое напряжение,  помогают детям быстро и легко подружиться друг с другом, а это также дает  определенный психотерапевтический эффект. Упражнение выполняем под музыку, педагог поет музыкальную фразу, дети повторяют с движениями.  1)Я гуляю по дорожке (шаги на месте)   2)А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)   3)Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)   4)Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)   5) Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)   6)Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)        3)   Самомассаж Упражнения могут выполняться в положении сидя или стоя.    1. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого  виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к  левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у  основания волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок  интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.  2. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно­поступательным движением  растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие,  соединены и направлены к затылку, локти вперед).  4 Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив из.  Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это  упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.   3. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших  пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным  уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать  брови от переносицы к вискам.   После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки  влево, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в  области глаз, улучшает зрение.   4. «Зубки­губки». Покусывание и «почесывание» губ зубами; языка зубами от  самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.  5. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять правой рукой верхнюю губу, а левой  — нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук,  растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и  вытягивать их, массируя, вперед.  6. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя  руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие,  спиралевидные движения. 4) Снятие телесного напряжения   Расслабляем все тело  (оптимизация общего тонуса тела)   1. «Напряглись­расслабились». В положении стоя или сидя ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение  сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (педагог  называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в  отдельности — правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т.д.). 2. «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса,  рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири;  поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу;  удерживаете ногой закрывающуюся дверь; раздвигаете руками тесно  переплетенные ветви деревьев в лесной чаще. 5) Расслабляем шею и плечи 5 Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, способствуют  улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости.   1. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять  голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея  сопротивляется. Выполнить 3–5 раз. Аналогично — ладони на лоб.   2. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание —  на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания  и расслабления: 1) выполнить контрастное напряжение и расслабление плеч; 2)  плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и  попеременно; 3) вращать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно),  не прогибая и прогибая спину назад и вперед.   3. Наклоны головы. Сесть или встать прямо. В медленном темпе (это очень  важно!) достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на  правое плечо, затем — на левое (при этом важно, чтобы плечи и позвоночник  оставались прямыми). Медленно поворачивать голову направо, налево.   4. «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи,  которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется  вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок — к груди),  то крутит головой по сторонам. 6) Настройка на общий ритм  Ориентация на внешний ритм не только активизирует слуховой канал  восприятия, но и помогает детям настроиться на общий ритм работы хора. Для  выполнения этих упражнений используется все многообразие средств. Например,  при выполнении любых упражнений, где вы сами вслух считаете детям, можно,  одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то  замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и  тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует также развитию  внимания и большей приспособляемости детей к изменяющимся условиям.   1. «Повтори ритм». Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например,  «2–2–3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит  руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому  восприятию, с закрытыми глазами):   — ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя  руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например,  «2» – правой рукой, «2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками);  6 — ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами:  сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной,  двух ногах.  2. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка.  Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте,  но не только руками, но и сидя — ногами. Затем усложните задачу:   а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих  перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая­правая», хлопок, хлопок с  партнером «правая­левая». Далее задача усложняется, увеличивается число  движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично —  ногами.   б) «кулак­ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу;  хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза  меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак­ ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте — «кулак­ладонь» с  партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).   в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с  партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая  — вверх (ставятся друг на друга ребрами).                                   IV. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кольцова М.М.  «Двигательная активность и развитие функций мозга  ребенка» М., Педагогика 1973г. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва,  «ВАКО»,2004г.  Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. ­ М.: Владос, – 2000 г.  Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации  здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005  г. №3.  «Традиции и новаторство в музыкально­эстетическом образовании»,  редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.  М.,Просвещение,1988г Гарбер Л.А. «Начальная стадия развития музыкальных способностей»  В кн : Проблемы способностей. М. АПН, 1962г. С 241­228. Струве Г.А. «Школьный хор» Просвещение,1981г. 7 8

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе

Методические рекомендации по здоровьесберегающим технологиям в учебно-воспитательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018