Конспект по теме «Сонатная форма»
Оценка 4.9

Конспект по теме «Сонатная форма»

Оценка 4.9
Лекции
doc
музыка
6 кл
05.08.2018
Конспект по теме «Сонатная форма»
Сонатная форма применяется в основном в первых частях сонатно-симфонических циклов (этот тип формы принято называть формой сонатного allegro, благодаря устойчивому жанру быстрой первой части у композиторов-классиков), реже — в финалах и медленных частях. Также в сонатной форме могут быть написаны одночастные произведения (особенное распространение они получили в эпоху романтизма): баллады, фантазии и т. п. Поскольку в наиболее чистом виде сонатная форма применяется именно в первых частях циклов, этот тип выделяют как основной. В других частях цикла и в одночастных произведениях сонатная форма трансформируется в соответствии с жанром, иногда утрачивая основную идею формы (конфликт и развитие). Существуют другие разновидности сонатной формы, тоже связанные с определённым жанром: сонатная форма в концерте с солистом (с двойной экспозицией) и сонатина. Итак, выделяют 3 основных класса сонатных форм: 1. Форма сонатного allegro. 2. Сонатная форма в иных частях цикла и иных жанрах. 3. Разновидности сонатной формы (сонатная форма с двойной экспозицией и сонатина).Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (.doc)
Сонатная форма.doc
Конспект по теме «Сонатная форма»  Сонатная форма применяется в основном в первых частях сонатно­симфонических  циклов (этот тип формы принято называть формой сонатного allegro, благодаря  устойчивому жанру быстрой первой части у композиторов­классиков), реже — в финалах и медленных частях. Также в сонатной форме могут быть написаны одночастные  произведения (особенное распространение они получили в  эпоху романтизма): баллады, фантазии и т. п. Поскольку в наиболее чистом виде сонатная форма применяется именно в первых частях  циклов, этот тип выделяют как основной. В других частях цикла и в одночастных  произведениях сонатная форма трансформируется в соответствии с жанром, иногда  утрачивая основную идею формы (конфликт и развитие). Существуют другие  разновидности сонатной формы, тоже связанные с определённым жанром: сонатная форма  в концерте с солистом (с двойной экспозицией) и сонатина. Итак, выделяют 3 основных класса сонатных форм: 1. Форма сонатного allegro. 2. Сонатная форма в иных частях цикла и иных жанрах. 3. Разновидности сонатной формы (сонатная форма с двойной  экспозицией и сонатина). Так как основным и наиболее «чистым» типом является первый, описание типичной  сонатной формы ниже будет относиться к нему. Кроме этого, существуют формы рондо­сонаты и сонаты с эпизодом вместо разработки. Первую, объединяющую в себе черты рондо и сонатной формы, принято относить  к смешанным формам. Вторая является одной из форм рондо  Экспозиция сонатной формы Экспозицией называется начальный раздел формы (не считая вступления, если оно есть).  Экспозиция состоит из главной партии в главной тональности, связующей партии (в которой происходит модуляция), побочной партии в новой тональности и с новым  образным наполнением, и заключительной партии, которая завершает экспозицию. Партиями называются различные участки экспозиции, обособленные гармонически. Так,  главная партия выдержана в главной тональности, связующая представляет собой  неустойчивый ход, побочная партия выдержана в новой тональности. Нужно заметить, что  партии не тождественны темам. Партии — это участки формы, и в них могут находиться  по нескольку тем. Главная партия Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную  мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов,  взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. Это  качество главной партии даёт богатые возможности для дальнейшего развития, что  является необходимым условием существования формы. Главная партия даёт первый  толчок этого развития. Гармоническое строение Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной  тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь  только в репризе, до этого количество устойчивых разделов минимально. В главной партии  тоника должна быть выражена явно и самодовлеюще, чтобы форма имела внутреннее  стремление к ней в репризе. Иначе пространство гармонической неустойчивости затмит  главную тональность и форма распадётся. Эти условия влекут некоторые гармонические ограничения главной партии. Она в  основном состоит из тонико­доминантовых оборотов. Субдоминанта появляется часто  только в кадансе (так как она может пошатнуть главенство тоники), нечасто  встречаются отклонения[1]. Главная партия всегда заканчивается в главной тональности,  каденцией на тонике или доминанте. Тематическое строение Тематизм главной партии также должен обладать несколькими определёнными  свойствами. Мотивы темы должны быть чёткими и легко отделимыми друг от друга в  процессе развития. Каждый мотив темы обладает самостоятельностью и значимостью. Это связано с серьёзностью музыкального содержания сонатной формы. Поэтому в главной  партии редки жанровые темы. Форма Критерию сжатости и ёмкости отвечает и форма главной партии. В большинстве случаев  это период (например, фортепианные сонаты Бетховена №2, 4, 7, 20, 31 и др.) или большое  предложение (фортепианные сонаты Бетховена № 1, 3, 5, 19 и др.). Более развёрнутые  формы редки. Связующая партия Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной. Этот переход  затрагивает и гармоническую сферу (так как побочная партия имеет новую тональность), и  тематическую (так как побочная партия в большинстве случаев экспонирует контрастный  образ). Гармоническое строение Гармонически связующая партия почти всегда состоит из трёх этапов — пребывание в  главной тональности, собственно переход и краткое пребывание в новой тональности. Эти  этапы могут быть выражены полнее или короче: основная тональность может быть  представлена целым предложением или одним аккордом, переход может совершаться  быстро или проходить через несколько тональностей, пребывание в новой тональности  может представлять собой большой предыкт или один доминантовый аккорд. В медленных  частях поздних симфоний Моцарта напротив, связующая партия сразу начинается в новой  тональности, противопоставляясь главной партии. Тематизм Связующая партия редко имеет собственную тему. В большинстве случаев она построена  на мотивах главной партии, к которым постепенно добавляются новые мотивы. Таким  образом совершается тематический переход к побочной партии. Однако в некоторых случаях в связующей партии появляется новая тема, в образном плане контрастная главной партии и близкая побочной (при этом сохраняется гармоническая  неустойчивость). Такую тему называют промежуточной темой, так как  её модуляционное движение (обязательное для связующей партии) всегда приводит к  настоящей побочной.  Побочная партия Побочная партия появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится  дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро  сонатной формы все равно остаётся заключённым в главной партии. Гармоническое строение Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В  абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления: для  мажорного произведения — доминантовая тональность, для минорного — доминантовая  (чаще натуральная) или параллельная. В редких случаях это может быть параллельная  (минорная) тональность в мажорном произведении, либо другие терцовые соотношения  тональностей. В послеклассической сонатной форме возможны любые соотношения  тональностей. Побочная партия гармонически обладает большей «рыхлостью» по сравнению с  чрезвычайно устойчивой главной. Поэтому начало побочной партии гармонически может  быть «смазано», не отделяясь чётко от связующей. Безусловно в гармоническом отношении только заключение (с обязательной полной каденцией). Тематизм Тематически, как и образно, побочная партия противостоит главной. Она больше  ориентирована на мелодию, в которой обычно более выражены вокальные черты. Часто имеет место ритмическое обновление побочной партии. Характерно укрупнение  длительностей и замедление движения. Реже встречается активизация движения и более  мелкие длительности. В фактуре нередко имеет место выраженное разделение на мелодию и сопровождение, что  характерно для темы с развитой мелодией (например, фортепианная соната  № 16 Бетховена). Гораздо реже встречается обратное — полифоническое насыщение  фактуры (его же Квартет, ор. 59 № 3). В некоторых случаях в побочной партии используется тема главной (но обязательно в  новой тональности) либо в первоначальном виде, либо в несколько модифицированном.  Это явление имело место в творчестве Гайдна (например, его Симфония № 104 ре мажор),  когда ещё не сложилось обязательное образное противопоставление партий, как  исключение — у Бетховена (например, в первой части «Аппассионаты»[2]). В  послеклассическую эпоху это было связано с появлением монотематизма и представляет  собой в сущности другое явление. Тематически побочная партия более свободна, чем главная, и может иметь несколько тем  (до трёх). При этом одна из тем доминирует, другие выполняют вступительную или  дополняющую функцию. Форма Форма побочной партии также свободна и допускает множество вариантов. Чаще других  это большое предложение или простая двухчастная форма. Однако нужно заметить, что  под влиянием относительной гармонической свободы эти формы часто  лишаются квадратности благодаря дополнениям, расширениям и т. п. Сдвиг Сдвиг (прорыв, перелом) — частое явление в побочной партии, также называется  эпизодом. Сдвигом называется внезапное нарушение характера и появление контрастных  элементов главной или связующей партий. Сдвиг — ещё одно отражение основного  конфликта, который со всей силой будет раскрыт в разработке. При этом возникает  существенное расширение и форма побочной партии фактически разрушается. Контраст в момент сдвига может быть разной силы. Это может быть и появление  более диссонирующей гармонии (наиболее слабый контраст), и вторжение материала главной партии в её изначальном характере (наиболее сильный вариант, особенно при  драматичной главной и лиричной побочной). Заключительная партия Функция заключительной партии — закрепить достигнутое в экспозиции, прежде всего в  тональном отношении. Поэтому для неё характерен заключительный тип изложения. Кроме того, заключительная партия в некоторой степени обобщает весь материал экспозиции, её  заключительное действие шире, чем простое закрепление тоники в дополнении  или каденции. Гармонически заключительная партия должна закрепить новую тональность. Часто имеет  место многократное повторение кадансового оборота или наличие тонического органного  пункта.  Для тематизма характерно использование элементов предшествующих партий, в  большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных  комбинациях. В этом снова проявляется обобщающая роль заключительной партии.  Введение новой темы встречается редко, а если встречается, тема не бывает развёрнутой.  Это связано с тем, что экспонирование новой темы не соответствует заключительному типу изложения и обобщающей функции заключительной партии. Разработка Разработка — второй большой раздел формы. В ней происходит развитие тем в условиях  тональной и гармонической неустойчивости. В процессе развития возможно видоизменение тем, вплоть до их переосмысления. Постоянная неустойчивость — главное свойство разработки. Неустойчивость выражается в гармоническом строении (постоянные модуляции), в метрике (отсутствие квадратности) и  в тематизме (темы существуют не в полном виде, а в виде вычлененных мотивов). Так как разработка — самый неустойчивый раздел формы, она наименее  регламентирована. В зрелой сонатной форме (прежде всего у Бетховена) разработка  каждого произведения индивидуальна, каждый раз она выстраивается в соответствии со  свойствами материала экспозиции и общей идеей произведения. В зрелой сонатной форме разработка — центральный и важнейший раздел формы, обычно  она весьма протяжённа и по размерам не уступает экспозиции. Кроме этого, ближе к концу разработки (примерно в точке золотого сечения всей формы) обычно располагается  генеральная кульминация (момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении). Как и другие развивающие разделы формы, разработка имеет три этапа — вступительный  (пребывание в тональности), собственно развивающий (модуляции в разные тональности) и  та или иная подготовка тональности репризы. Переход   к   репризе   –   зона   особо   напряженного   ожидания   –   часто доминантовый предыкт. Иногда бывает направлен в другую тональность, и тем неожиданней эффект возвращения.   В   ряде   драматических   симфоний   между   разработкой   и   репризой   нет цезуры, и начало Г. п. – это кульминация всего сонатного allegro. Реприза Принято считать, что реприза в сонате выполняет функцию устойчивого завершения, когда все   темы   тонально   сближаются   или   проводятся   в   одной   главной тональности.   Однако   динамический   процесс   может   быть   весьма   активным,   в   этом случае реприза играет роль продолжающегося развития. Кроме того, тема П. п. звучит в новых условиях, важно обратить внимание на то, как это отражается на ее характере, взаимоотношениях с темой Г. п.? Варианты решения сонатной репризы многообразны. Бывают существенные изменения структуры   партий,   выпуск   разделов,   введение   нового   тематизма,   усиление разработочности   и   неустойчивости   в   Г.   п.,   тональные   изменения,   начало   П.   п.   в субдоминантовой тональности и т. д. Кроме динамической репризы, встречается зеркальная реприза, когда сначала идет П. п., а затем Г. п.  Кода Может служить дополнительным завершением сонатной формы, а может играть роль второй   разработки,   где   продолжается   процесс   развития   тем   экспозиции   (Бетховен, Сонаты №21, 23, Чайковский, Симфонии №4,5). Иногда в коде возможно появление новой темы (Бетховен, Увертюра из музыки к “Эгмонту” Гете).

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Конспект по теме «Сонатная форма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018