Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
doc
музыка
6 кл
12.08.2018
Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».
Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление. Она особенно укоренилась у нас в России благодаря знаменитой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Крылатая фраза, что «гений и злодейство — вещи несовместные», прочно вошла в наш обиход, благо гениев мы не бережем, а со злодейством сжились. Героям Пушкина, конечно, обеспечено бессмертие, но это отнюдь не значит, что приговор, вынесенный Сальери, не может быть пересмотрен. Даже несмотря на то что он был вновь повторен кинематографом — фильм «Амадеус» собрал многомиллионную аудиторию. Так был ли он убит? Если даже совершенно отставить в сторону возможность отравления Моцарта, то «козни» Сальери заслуживают внимания хотя бы по той причине, которую указывает Паумгартнер: «Имя Антонио Сальери тесно связано в истории музыки с именем Вольфганга Амадея Моцарта. Именно на него взваливается большая часть вины за финансовые неудачи Моцарта. С полным правом можно сказать, что он понимал значимость конкурента и боялся его, и потому плел интриги». И теперь уж совсем непонятно, почему этому единственному в своем роде и явно одностороннему соперничеству в новом моцартоведении почти не находится места. Моцарт и Сальери: встреча через два века В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Понятно, что живых свидетелей быть не могло. Но правосудие вершилось в точном соответствии с установленной процедурой: судебную коллегию возглавлял председатель городского апелляционного суда, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор, защитниками были два известных миланских адвоката. В свидетели же — с обеих сторон — пригласили знаменитых врачей. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта.Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (.doc
Моцарт.doc
Гимназия №12                                        Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».                                                                        Выполнил                                                                        ученик 7 класса  Андрей П. .                                                                               руководитель Водопьянова Т.М.                                           Липецк, 2011 Цели работы: формирование ценностного отношения к музыке как части мировой культуры;   овладение способами написания    исследовательской работы; создание учебно­методического пособия к уроку музыки 6класс. Задачи:  Собрать и обобщить информацию о смерти великого австрийского композитора. Выяснить достоверность воспоминаний и легенд о последних днях Моцарта. Создать презентацию к уроку музыки. Способы реализации проекта:         Чтение специальной литературы             Обобщение результатов        Создание презентации   Содержание      Введение I.Легенды о смерти Моцарта в мировой литературе. II.Смерть Моцарта. III.Неизвестный портрет. IV.Творчество.   Выводы  Литература «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до  которой красота досягала в сфере музыки».                                                                                        П. Чайковский Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий  человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. .                                                                                            Д .Шостакович  Введение Вот уже более двух столетий не дают себя забыть подробности смерти великого  Вольфганга Амадея Моцарта. Они обрастают версиями, предположениями и легендами,  так же кА и вся жизнь этого музыканта. Еще в раннем детстве он проявил удивительные  способности. Музыкальный вундеркинд давал концерты по всей Европе. Но так  блистательно начатая жизнь оборвалась в35 лет.  I.Легенды о смерти Моцарта в произведениях литературы. Дэвид Вейс. «Возвышенное и земное» Книга эта — исторический роман, а отнюдь не биография, документальная или  романтизированная. Исторический — потому, что жизнь Моцарта тесно переплетена  с историческими событиями времени, и, следовательно, эта книга является также  и историей его времени. Роман — потому, что в создании образов и развитии действия  автор прибегал к средствам художественной прозы. Однако труд этот никак не полет  фантазии. Все внешние обстоятельства в ней подлинные. Улицы, дома, дворцы, города,  мебель, одежда — весь быт второй половины восемнадцатого века — описаны такими,  какими они были при жизни Моцарта. Дэвид Вейс. «Убийство Моцарта» В ночь на понедельник 5 декабря 1791 года, когда часы показывали без пяти минут час,  скончался Вольфганг Амадей Моцарт. Доктор Клоссет, лечивший больного, поставил  следующий диагноз его роковой болезни: «вне всякого сомнения, тяжелая форма брюшного тифа». Главный врач Всеобщей венской больницы доктор фон Саллаба, приглашенный  на консилиум доктором Клоссетом, со всей определенностью заявил: «Моцарт умер  от прилива к голове». В приходской книге собора святого Стефана, помощником  капельмейстера которого незадолго до смерти назначили Моцарта, хранится запись о том,  что его смерть была вызвана «жестоким гриппом с сильнейшей лихорадкой». Доктор  Гульденер, который не лечил умирающего композитора, но являлся другом доктора  Клоссета, утверждал, что Моцарт умер от «ревматически­воспалительной лихорадки».  В придворном некрологе объявлялось, что третий императорский капельмейстер скончался «от водянки сердца». Но все симптомы его болезни указывали на то, что он умер  от «расстройства почек».  «Моцарт». Марсель Брион. Однажды утром, когда еще совсем ребенком я по своему обыкновению развлекался, бегая  пальцами по клавишам старого фортепьяно, мною было пережито «озарение», которое  осветило всю мою жизнь раз и навсегда. Я в восхищении замер, завороженный звуками  сонаты, которую наверху играла моя мать. Воспоминание об этой минуте, открывшей мне  имя Моцарта, впервые услышанное в ответ на мой вопрос — «кого это ты только что  играла?» — не утратило ни живости, ни свежести первого впечатления, ни насущной  важности его для меня. С того мгновения и по сей день мое преклонение перед Моцартом  остается все таким же чистым, таким же всепоглощающим, как и в то утро.  «Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли Очевидное отсутствие высоких моральных и культурных качеств не препятствует сиянию  чудесного метеора, и абсолютно заурядный человек может быть наделен музыкальным  гением. Появившиеся неизвестные документы, дотоле лежавшие в архивах и библиотеках,  поставили под сомнение факты, казавшиеся несомненными, и создали немало загадок. Все,  что мы знали о смерти Моцарта, оказалось продуктом фальсификаций, которые биографы  продолжают повторять. Обстоятельства, известные современникам, были с ожесточением  уничтожены. Почему? Я проделал огромный путь назад, и открытия относительно смерти  Моцарта привели меня к открытиям относительно последнего периода его жизни. Моя  книга не является новой биографией, но лишь правдой, которая долгое время была  похороненной и явилась на свет среди огромного количества неожиданностей. В. Козырев. «Реквием Моцарта» До сих пор исследователи биографии В. А. Моцарта в недоумении: как могло случиться,  что он, Моцарт, буквально озолотивший своей «Волшебной флейтой» либреттиста  и театрального антрепренера Шиканедера, сам в это время умирал полунищим? Как могло  произойти, что его похоронили по тре  вечно тьему разряду, прямо во рву вместе  с десятком бродяг и нищих, не предоставив даже пусть и скромной, но отдельной могилы?  И совсем уже загадочно: как могло случиться, что никто (даже жена) не проводила его  в последний путь до кладбища, так, что и место погребения его до сих пор остается  неизвестным? Много загадок таит судьба Моцарта. Загадочна даже сама его смерть, которую до сих пор  многие считают насильственной. В защиту Антонио Сальери Меня занимает трагическая судьба Антонио Сальери (Salieri, Antonio, 1750­1825). В самом  деле, почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея,  отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта .Серьёзные  исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным­давно  установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина «Моцарт  и Сальери», а также из её театральных постановок и экранизаций. Давно и не нами замечено, что Пушкину для изготовления мифа о «светлом гении» нужен  был некий набор фактов и имен. Вот он и воспользовался заурядной газетной уткой,  в которой фигурировали имена Моцарта и Сальери, чтобы их устами рассказать (впервые  по­русски!) историю про очередного Орфея в аду, а вернее — про борьбу златокудрого  музыкального бога с музыкальным чертом­отравителем. К тому времени ни «ангела»,  ни «дьявола» в живых не было, сраму мифические персонажи не имеют. Пушкинский  Сальери демонстрирует публике не только все 7 смертных грехов, но в добавление к ним  еще и удивительным образом совмещает полную творческую импотенцию с высшей  квалификацией эксперта по шедеврам музыкального искусства и кровожадностью  сказочного дракона. Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление. Она особенно  укоренилась у нас в России благодаря знаменитой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».  Крылатая фраза, что «гений и злодейство — вещи несовместные», прочно вошла в наш  обиход, благо гениев мы не бережем, а со злодейством сжились. Героям Пушкина, конечно, обеспечено бессмертие, но это отнюдь не значит, что приговор, вынесенный Сальери,  не может быть пересмотрен. Даже несмотря на то что он был вновь повторен  кинематографом — фильм «Амадеус» собрал многомиллионную аудиторию. Так был ли он убит? Если даже совершенно отставить в сторону возможность отравления Моцарта, то «козни»  Сальери заслуживают внимания хотя бы по той причине, которую указывает Паумгартнер:  «Имя Антонио Сальери тесно связано в истории музыки с именем Вольфганга Амадея  Моцарта. Именно на него взваливается большая часть вины за финансовые неудачи  Моцарта. С полным правом можно сказать, что он понимал значимость конкурента  и боялся его, и потому плел интриги». И теперь уж совсем непонятно, почему этому  единственному в своем роде и явно одностороннему соперничеству в новом  моцартоведении почти не находится места. Моцарт и Сальери: встреча через два века В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный  судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Понятно, что  живых свидетелей быть не могло. Но правосудие вершилось в точном соответствии  с установленной процедурой: судебную коллегию возглавлял председатель городского  апелляционного суда, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор,  защитниками были два известных миланских адвоката. В свидетели же — с обеих  сторон — пригласили знаменитых врачей. Слушалось дело Сальери об отравлении  им великого Моцарта. Моцарта убил... Меркурий? У композитора и его жены Констанцы родилось пятеро детей, выжили двое — Карл Томас  и Франц Ксавьер. Имя последнего совпадает с именем Франца Ксавьера Зюсмайера,  ученика, секретаря Моцарта и любовника его жены. Он­то, как в один голос уверяют  моцартоведы, и был настоящим отцом Франца. Повеса и карьерист был учеником не только Моцарта, но и... Сальери, который, согласно излагаемой версии, оказывался лишь звеном  в цепи преступления, только передававшим яд в руки непосредственного убийцы — Зюсмайера. Откуда же шел дефицитный в ту пору «Меркурий»? От другого «героя»  трагедии — графа и музыканта Вальзегга отцу Штуппаха, того самого, который заказал  Моцарту «Реквием». Как раз в его владениях (словенский город Идрия) и добывали  в ту пору ртуть для Австрии.  Е. Медников. «Моцарт» Порой Моцарт сам удивлялся тому, что слыл в обществе человеком беззаботным  и жизнерадостным. Но всякий раз понимал, что удивляться, в общем­то, нечему.  Не то чтобы на людях он совсем забывал о своем безденежье и поджатых губах  вечно  недовольной Констанции. Это просто казалось неважным. Дружеская беседа или  восхищенные взгляды женщин, прекрасное вино или звуки музыки — да любая из этих  причин была бы достаточной для того, чтобы жизненная проза отошла куда­то в сторону. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» М о ц а р т:  ­ Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Не правда ль? Но я нынче нездоров, Мне что­то тяжело: пойду засну. Прощай же!  С а л ь е р и:  ­ До свиданья. II .Смерть Моцарта Умер Моцарт 5 декабря в 00.55 часов ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого  композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию  причины его смерти. В качестве отравителя композитора многие называют Антонио  Сальери. Однако данная версия во многом несогласованна. В настоящее время  большинство исследователей считают её несостоятельной.[4] В качестве наиболее вероятной причины смерти современные ученые называют  ревматическую лихорадку, возможно осложнённую острой сердечной недостаточностью.  Этот вывод поддерживается тем хорошо известным обстоятельством, что Моцарт страдал  ревматической болезнью с детства и подвергался её атакам уже в зрелом возрасте.  Среди   версий смерти: острая почечная недостаточность, инфекционный эндокардит. Однако, и сегодня далеко не всегда удаётся однозначно установить причину смерти пациента. а речь  идет о смерти, случившейся 200 лет назад, и уровень медицины XVIII века просто  несравним с современным, можно утверждать практически с полной уверенностью, что  истинные обстоятельства смерти Моцарта достоверно установить невозможно.  Похороны Моцарта проходили по третьему разряду, таким же способом хоронили 85 %  венцев. .Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть  только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы  были рассчитаны на 5­6 человек. Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов  пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой  часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких  присутствовал при этом остаётся неизвестным. Считается, что потрясенная смертью мужа  Констанца не присутствовала на церемонии из­за болезни и боязни осложнить  беременность (второй сын Моцарта, Франц Ксавер, родился после смерти отца 26 июля  1791 г.). Катафалк мог отправиться на кладбище только после шести вечера, то есть уже в  темноте. Само кладбище Святого Марка находилось примерно в трёх милях от Собора. И  без того плохая просёлочная дорога, ведшая к кладбищу, была размыта в день похорон  сильным дождем. Друзья, провожавшие гроб,   не последовали за ним за городские ворота. Таким образом, в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Это  определённо не были «похороны нищего». Впечатляющие (хотя и по второму разряду)  похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали  резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт. Анахронистическое восприятие похорон Моцарта последующими поколениями привело  среди прочего к возникновению масонской линии в мифе об отравлении композитора. Поэт и эссеист Даумер развивал идею многовекового мирового антихристианского масонского  заговора, целью которого были власть и господство. По Даумеру, Моцарт, рядовой масон,  разумеется, и не подозревал об истинных намерениях секретного ордена. Опера  «Волшебная флейта» была задумана как восхваление масонства. По данной теории  отравления, Моцарт не только раскрыл все тайны ордена в опере, но и высмеял самих  масонов, изобразил их карикатурно, за что и был наказан братьями по ордену. В качестве  подтверждения отчуждение масонов от Моцарта приводится тот факт, что они не оплатили достойных похорон своего собрата, а после погребения никого не допускали к могиле  композитора и спустя некоторое время извлекли его тело из могилы. От останков был  отделен череп, который они стали использовать в своих обрядах, а остальные останки  перезахоронили в другом месте. Данная гипотеза, как и большинство «теорий заговора»  хорошо развита и самодостаточна, однако, данная версия кажется более чем  фантастической и имеет под собой мало реальных оснований.  В последние годы Моцарт далеко ушел от вкусов современников, и от того его все более и  более забывали. Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в  Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио  Розетти. С этого момента все больше и больше людей стали вновь обращаться к личности  Моцарта, его жизни и огромному творческому наследию композитора.  III. Неизвестный портрет Моцарта   Сохранилось довольно много прижизненных портретов композитора. Об одном из них  расскажу подробнее. Он необычайно интересен с точки зрения музыки. Его история такова. Инициатива создания этого портрета принадлежала одному богатому итальянцу  венецианскому генерал ­ суперинтенданту Пьетро Луджатти. Он возглавляя целую партию  восхищенных любителей музыки. Луджатти велел написать маслом портрет юного  Моцарта, произведшего ошеломляющее впечатление на итальянцев во время своего  путешествия в эту страну. Портрет датирован: он написан 6 ­ 7 января 1770 года. Долгое  время автором портрета считался один из братьев Чиньяролли. Однако теперь  установлено, что его написал итальянский художник Саверио делла Роза, родственник  Чиньяролли. Обладателем портрета был выдающийся французский пианист XX века  Альфред Корто.    Портрет этот считается первым художественно правдивым изображением Моцарта.  Восьмилетний композитор изображен за клавесином работы мастера Джованни Челестино  (1583); об этом мы узнаем из надписи на крышке инструмента. На мизинце правой руки мы  видим перстень, подаренный Моцарту в Вене императрицей Марией Терезией, перед  которой Моцарт уже выступал до своего приезда в Италию. До окончания второй мировой  войны перстень хранилась в доме­музее Моцарта в Зальцбурге. После 1945 года его  местонахождение не известно. Так что теперь представление о нем мы можем получить  лишь по этой картине.    Прическа у Моцарта ­ естественные светлые волосы, слегка припудренные; она  называлась "Aile de pigeon" (фр. ­ "голубиное крыло"). Сзади, вероятно, кошель для волос.  На картине, на верхней крышке клавесина лежит альт, рядом с ним чернильница с гусиным  пером (на репродукции не видно).   Но, быть может, самая интересная деталь на этом портрете ­ ноты клавирной пьесы  "Allegro molto". Почти нет сомнений в том, что это произведение самого Моцарта (да и с  какой стати на таком портрете нужно было бы помещать произведение другого  композитора?!). Людвиг фон Кёхель, составитель самого обстоятельного каталога  произведений Моцарта (первым изданием он вышел в 1862 году и с тех пор много раз  переиздавался с дополнениями и уточнениями), поместил его под номером 72 а. Другой  известный музыковед Альфред Эйнштейн (брат знаменитого физика Альберта Эйнштейна)  предполагал, что это пьеса для органа, которую Моцарт играл в церкви. Св. Фомы.  Поразительно во всем этом то, что портрет этот является единственным свидетельством  написания Моцартом этой пьесы. Ни автографа, ни прижизненного издания ее не  сохранилось. Жаль, что мы никогда, по­видимому, не узнаем, как эта пьеса звучит  целиком, ведь мы не можем перевернуть тетрадную страницу, написанную художником на  пюпитре клавесина, и сыграть ее продолжение. Единственное издание, приводящее этот  музыкальный фрагмент, ­ монография Отто Яна "Моцарт" (том 2, причем только во 2­м  (1891) и 3­м (1907) изданиях этого труда).  IV.Творчество Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих,  ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том,  что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в  каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта  обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно  итальянской), тем не менее, она принадлежит национальной венской почве и носит печать  творческой индивидуальности великого композитора. Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и  немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что  его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными  элементами. Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида  музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра  оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно  иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с  развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно  положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны  взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы  «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на  протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его  инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической  конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и  № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта. Камерно­инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными  ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты,  вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих, по  сравнению с фортепиано, более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается  элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента. Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а  также знаменитый Реквием. Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем   представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных  произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты  для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около  50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений. Заключение  В этой работе мне не удалось найти окончательный ответ на поставленный вопрос.  Возможно когда – нибудь появятся неизвестные документы или факты, которые дадут  возможность поставить точку в драматической истории последних дней Моцарта. Литература       1. Музыкально – энциклопедический словарь.1994             2. Словарь юного слушателя «Просвещение»1994 Источники http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%E2%E8%E5%EC_(%CC%EE%F6%E0%F0%F2) http://www.megarelax.ru/music/mozart.html

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».

Проектная работа на тему: «Тайна смерти Моцарта».
Скачать файл
Приз 150 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.