«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »
Оценка 4.8

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
музыка
6 кл
08.08.2018
«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »
Опера, оперетта, эстрада, джаз или рок – всё это лишь виды вокального искусства, и все они предъявляют к исполнителю одни и те же требования: красивая внешность, актёрский талант, обаяние, физическая выносливость и здоровье чистота интонирования, вокальное мастерство... ну и, конечно, голос! То есть тембр и сила голоса, диапазон и подвижность голоса. Все понимают: для того чтобы сделать карьеру вокалиста, или реализоваться в любом из существующих жанров, необходим комплекс: поставленный голос + внешность + актёрское мастерство. Очевидно, никто не будет всерьёз утверждать, что, например, оперному певцу не нужна хорошая внешность или красивый тембр голоса, а эстрадному певцу не нужен мощный голос и хороший вокал. Также понятно и то, что голосовой аппарат у эстрадных и оперных певцов совершенно идентичен, а соответственно и развить его необходимо одними и теми же методами. И эстрадники и академисты могут петь примерно в одном и том же диапазоне. И у тех и у других выровнены регистры голоса. И те и другие могут исполнять примерно равные по трудности произведения. И те и другие владеют таким многообразием оттенков тембральной выразительности голоса, которое раньше использовали только очень хорошие драматические актеры. И те и другие могут в свое пение вставлять элементы, пения, которые раньше были присущи только противоположной манере пения. Т.е. академисты вставляют в свое пение эстрадные приемы, а эстрадники – академические. Вывод: Если исполнитель умеет управлять своим вокальным аппаратом (что непросто), нет проблем (теоретически) совмещать разные виды вокала В идеале, системы дыхания и звукоизвлечения и в той и в другой постановке голоса одинаковы, но вопреки сложившемуся мнению и, не смотря на кажущуюся простоту, правильному эстрадному пению научиться гораздо сложнее Каждый музыкальный вокалист должен усвоить одно правило: распевка - это святое! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Алиса.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 12 Г. ЛИПЕЦКА Исследовательская работа  по музыке на тему: «Можно ли научиться петь эстрадным вокалом после четырехлетней школы академического вокала» Выполнила ученица 7 Б класса Крумина Алиса Руководитель проекта Водопьянова Татьяна Михайловна Липецк  2017 г. Цель работы:  Изучение  и выявление особенностей эстрадного пения Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней Актуальность исследования: В последние годы значительно повысился интерес к детскому эстрадному пению.  Сегодняшние подростки умеют правильно исполнить довольно сложные музыкальные  композиции. В этом во многом «виновато» телевидение.  В программах центральных каналов  идут шоу «Голос – дети», «Ты­ супер!» и другие, что усиливает интерес к этому  виду вокала.  Определение предмета исследования: Предметом исследования явились  такие разновидности  вокальной подготовки, как  академическое пение и эстрадный вокал Формулировка проблемы: Можно ли после нескольких лет занятий академическим вокалом перейти на эстрадную  манеру пения? Выдвижение гипотезы:  Под руководством хорошего педагога можно сменить направление вокальной школы 2 Ожидаемые результаты: Эта проектная работа  поможет мне разобраться в тонкостях обучения эстрадному вокалу Методы реализации: Систематизация и анализ материалов и источников Написание исследовательской работы Создание демонстрационного видео ролика Подготовка к презентации исследовательского материала. В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый  материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.  Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет      Содержание 3 Введение..............................................................................................................................................5 Эстрадный вокал............................................................................................................................6 Раздел I. Различия академического и эстрадного вокала..............................................................13 Чем отличается академический вокал от эстрадного...................................................................17 Академический вокал и его особенности...................................................................................17 Что такое эстрадный вокал?.......................................................................................................17 Принципиальные отличия в академической и эстрадной манере исполнения...................18 Раздел II. Несколько слов о песне и ее авторе...............................................................................25 Раздел III. Разучивание песни..........................................................................................................27 Заключение........................................................................................................................................30 Список литературы...........................................................................................................................32 4 Введение Я   учусь   в   музыкальной   школе   уже   пятый   год.   Первые   четыре   года   я   обучалась академическому   вокалу   и   весьма   успешно.   Моя   постановка   голоса   приобрела   оперную окраску, и я завоевала много дипломов лауреата первой, второй, третьей степени. Но сейчас я повзрослела и меня больше начал интересовать эстрадный вокал. Мне это очень близко и интересно попробовать себя в новом амплуа эстрадной певицы. Давайте разберемся в различиях этих двух вокалов и разной постановки голоса.    Для того, чтобы понять, почему академический и эстрадный вокал такие разные, нужно  обратиться к истории. Если проследить историю развития классического вокального исполнительства, скажем от  «drama per musica» ХVI в. до современной (окончательно сформировавшейся) оперы, при  этом, конечно же, неспешно прогулявшись по ХVII и ХVIIIвв и познакомившись с  творчеством композиторов Г.Ф Генделя, Алессандро Скарлатти, Клаудио Монтеверди,  вместе с ними восхитившись bel canto (техника виртуозного пения, которая характеризуется  плавностью перехода от звука к звуку), поклониться виртуозному В.А.Моцарту, удивиться  такому явлению, как певцы — кастраты, а затем, лихо ворвавшись в ХIХ в , восхититься  оперному новаторству Рихарда Вагнера, насладиться творчеством великих итальянских  композиторов: Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Джакомо Пуччини, погрустить с Жоржем Бизе и, конечно же, заглянуть к гордости отечественной музыки: М.И Глинке, А.С  Даргомыжскому, композиторам «могучей кучки» и П.И Чайковскому, и уже потом  обессиленно вползти в суровый музыкальный ХХв, мы поймем, почему же классический  (академический) вокал стал таким, какой он есть — могучим, сильно резонирующим,  льющимся, глубоким и… элитарным.  Конечно же, основной причиной такого звукоизвлечения являлось отсутствие технического  оснащения в виде микрофонов, усилителей, микшерных пультов и т.д., вокалист мог озвучить  помещение лишь собственными силами. Но причина еще заключалась и в вечном поиске  выразительных технических средств, способных воплотить искусную музыку вокальных  композиторов, отразить эстетику той эпохи. Композиторы искали новые краски в мелодии и  5 гармонии, придумывали, совершенствовали оркестровки, а вокалисты старались воплощать их задумки своим мастерством. Время не стояло на месте. Музыка не стояла на месте. Вокал…аналогично. Теперь заглянем в историю формирования эстрадного вокального исполнительства. И здесь необходимо выделить отдельно такое явление, как советская эстрадная песня,  уходящая своими корнями к французскому шансонье, что в переводе с французского означает «песня». (Искусство шансонье восходит к творчеству средневековых французских  менестрелей). Яркими представителями шансонье являются Э. Пиаф, Ив Монтан, Ш.  Азнавур, М. Матье. И вот шло шансонье, шло и дошло до нас. И как результат — творчество  таких известных людей, как Л.О.Утесов, А.Н.Вертинский, В.Высоцкий. Яркие примеры: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев. Для них  характерно исполнение  эстрадной музыки в академической манере. Это то, что так существенно отличает советскую  песню от песни современной.  Академический вокал Академический вокал —  искусственный способ  Эстрадный вокал Эстрадный вокал — естественное  звукоизвлечение (как наша речь), близкое  звукоизвлечения. Высокий  певческий купол, опущенная  формирование звука ­ «на губах», пение «на  улыбке», развитый грудной регистр (у женщин),  гортань, диафрагмально­реберное  дыхание, характерное направление  диафрагмально­реберное дыхание. Объемность  звука приветствуется, но не всегда и не всеми  звука в голову по задней стенке  глотки. соблюдается.  Характерно для исполнения : Характерные приемы: ­кантилена(непевность, льющийся  звук) ­мелизмы (техничные опевания) ­субтон ­глиссандо (скольжение), ­филирование звука (длительное и  ­дравй ­штробас постепенное затихание голоса или  ­иногда заниженность интонации и различные  6 наоборот его динамическое  «подъезды» к ноте увиливание) Вокальные партии исполняются в  оригинальной тонольности. ­элементы импровизации. Произведения исполняются в удобной  тональности. Разделение голосов: Разделение голосов: женские: ­сопрано ­меццо­сопрано ­контральто мужские: ­тенор ­баритон ­бас женские: ­сопрано:  колоратурное,лирическое,  драматическое, лирико  ­драматическое. ­меццо­сопрано ­контральто мужские: ­баритон:лирический  ,драматический,лирико­ драматический ­бас­баритон ­бас. существует также контр­тенор, но  встречается крайне редко.   Первым отличием принципиальным   является использование гортани. Современный эстрадный нетрадиционный взгляд прямо полярен. Исходя из него, гортань певца  должна оставаться неподвижной.     В зависимости от того, какой  высоты звук необходимо взять  певцу, он поднимает и опускает  На   примере   это   объясняется   следующим образом.   Большому   количеству   певцов,   как опытных,   так   и   начинающих   знакомо   понятие 7 гортань, напрягая мышцы сильнее  «вокальная   маска».   Самое   качественное или слабее до того положения,  которое будет соответствовать  звучание   голоса   происходит   в   момент   его «попадания   в   вокальную   маску».   При   этом определенному звуку. Поэтому  для постановки классического  поющий   человек   может   ощущать   легкую вибрацию в верхнем участке лица снаружи или (академического) голоса  необходимы три вещи: умение  же изнутри в районе корней верхних передних зубов.   В   этом   случае   голос   получается управлять движением гортани,  которое заключается в тренировке  «правильным», «сбалансированным», «звонким», в   ином   случае   –   «глухим»,   «загубленным», дыхания и сильной мускулатуре. «неполетным».   Классический вокал­ это пение без  микрофона. Это виртуозность  пения, все эти колоратуры,  тремоло, вибрато. Это большая  тесситура исполняемого, размахи  на две, даже три октавы. Пение  форте и пиано в одном  Эстрадный звук более открытый и естественный, а добиться этого подчас бывает очень сложно из­ за привычки искусственного усиления и  неправильного понимания вокала как такового.  Поэтому такое пение является более искусным,  можно даже сказать «ювелирным». К тому же современная эстрада сочетает в себе  произведении. С душой и чувством надо стараться петь любые  множество песенных направлений и объединяет  всю палитру вокального искусства, что  произведения. Классический вокал ­ это сложно, ему надо учиться.  расширяет возможности вокалиста в выборе  стиля, направления и манеры исполнения. Во  Музыка ­ не примитивная, а  аккомпанемент ­ лучше, если это  время исполнения задействуется лишь речевой  резонатор, а сила и мощь достигается за счет  целый симфонический оркестр.  Если поют несколько человек, то  естественного «отпускания» голоса, поэтому он  звучит только снаружи и не проходит стадии  это уже многоголосие, каждый  поет свою мелодию  обработки через другие резонаторы как в  классическом пении.. контрапунктом. . 8 Академическая школа, в отличие  от эстрадной, требует от  исполнителя: а) отсутствия в  голосе любых "грубых" призвуков,  как то сипения, хрипа,  напряженности, дефектов дикции.  Граул или шепелявость, например,  в академической школе  недопустимы,развитых навыков  работы резонаторного аппарата и  умения "дозированно" нагружать  связки ("прокачивать" концертный  зал на протяжении 3­х часовой  оперы и промурлыкать 3­4 песенки в микрофон ­­ согласитесь, разница в нагрузке все­таки присутствует).  в) умения "раскрыть" голос, то  есть придать ему не только  надлежащую громкость и точное  интонирование, но и богатую  тембровую окраску (в отличие,  скажем, от тех же народников,  хотя тут тоже не всё на самом деле так просто). Академические вокалисты  обязательно должны петь  Белый   плоский   звук   еще   иногда   называется народной манерой пения, а иногда эстрадной. округленным (т.е. темным и  объемным) звуком, т.к. только  Но,   считать   белый   звук   эстрадной   манерой пения ошибочно. Если термин народная манера такое пение дает возможность  справиться со всеми теми  пения всегда предполагает пение плоским белым тембром,   то   эстрадная   манера   пения   (т.е.   та, техническими трудностями,  которая применима в джазе, попсе и рок­вокале) 9 которые заложены в технически  тембрально   может   быть   какой   угодно,   иногда сложных произведениях  академического стиля. почти и даже совсем уж академической.   Хороший академический вокалист Остальные певцы могут петь разно, и темным и должен   уметь   петь   много,   в широком диапазоне,   разнообразный, вокальном, сложный   в   музыкальном   и   литературно­поэтическом   смысле материл максимально  красивым  и ровным   по   всему   диапазону голосом темного тембра. И чтобы Боже   упаси,   в   нем   не   было   бы каких   бы   то   ни   было   сипов   и хрипов,   качки,   тремоляции   и прочих   лишних   призвуков.   Т.е. основная   концепция   пения   в – академическом   вокале   белым звуком. Белый   плоский   звук   еще   иногда   называется народной манерой пения, а иногда эстрадной. Но,   считать   белый   звук   эстрадной   манерой пения ошибочно. Если термин народная манера пения всегда предполагает пение плоским белым тембром,   то   эстрадная   манера   пения   (т.е.   та, которая применима в джазе, попсе и рок­вокале) тембрально   может   быть   какой   угодно,   иногда почти и даже совсем уж академической. стремление к прекрасному. Академический   певец   должен владеть вокальной,   широкой   палитрой   музыкальной   и артистической выразительности от самых   тонких   и   прозрачных пастельных   тонов,   до   самых крайних   проявлений   экспрессии, сравнимой с поведением психопата в   момент   его   припадка.   Но,   при этом   певец   должен   делать   так, чтобы его публичная истерика все 10 равно оставалась прекрасной. А   мощь   своего   прекрасного   и   оперный шикарного   голоса академический   певец   должен уметь развивать такую, чтобы его пение   было   слышно   в   огромных залах   даже   через   звучание   очень большого оркестра. Да, что б все это   у   него   получалось   без микрофонов и усилителей. Конечно,   все   что   касается   мощи академического   голоса,   касается только тех академических певцов, которые   имеют   и   обязаны   иметь мощный например, голос,     вердиевские   и   вагнеровские оперные   певцы.   А   некоторые академические   певцы,   наоборот, должны   иметь   голос   скорей слабый,   чем   сильный,   чтобы   не «торчать»   в   хоре   или   чтобы   не оглушать   публику,   работая   в маленьких помещениях.   Певческий   голос   имеет   три   кита: (1) звук, (2) дыхание, (3) объем. На этой   тройке   и   строится   всё. Отличия   между   двумя   видами вокала   именно   в   этих   Эстрадное исполнение   задействует   первую 11 позицию.   Для   эстрадной "полуклассики" классики     и   камерной вторая нужна   составляющих.   А   основное отличие   в академическом   максимальный.  объёме. вокале     В он   Объём  формируется в ротоглотке (опускание   гортани),   в   лёгких (расширение рёбер, взятие в спину) и в брюшной полости (брюшная и "тазовая"   Для   диафрагмы). гортани   можно   выделить   три позиции: (как   при   первая   разговоре), (немного углубляется   в   трахею),   третья   вторая   (максимальное опускание гортани).. Для оперного вокала ­­   третья. Дыхание.   В   эстраде   практически не   поют   на   опоре   (включение брюшной   и   тазовой   диафрагмы). Обычно   поют   на   выдохе,   а   не   на вдохе. Звук. Эстрадный звук тембрально более резкий, четкий и плоский (в народном     максимально плоский).   Минимум   обертонов ­­ (объёмные   призвуки, богатство   тембра).   дающие   Обертонам 12 неоткуда   взяться   и   раскатиться, поскольку   звук   формируется преимущественно   в   ротоглотке. Трахея   и   бронхи   практически выключены. .                                                                                          Вокал   –   это   разновидность   музыкального   исполнения,   мастерство   владения   певческим голосом.   Вокал   разделяется   на   различные   виды   в   зависимости   от   его   стилистики,   используемых приемов,   а   также   характера   взаимодействия   исполнителей:   Эстрадный   вокал,   Джазовый вокал, Рок вокал, Народный вокал, Академический вокал. Раздел I. Различия академического и эстрадного вокала. Разница между классическим и эстрадным вокалом в том, что в эстрадном, как и народном  пении ­ поют открытым звуком. На голосовые связки идет большая нагрузка. Если петь в  пределах первой октавы, то ещё ничего, если выше ­ можно потерять голос. Там очень  большие нагрузки.  Надо правильно дышать ­ низом живота, как в йоге, а не грудью, даже ключицы ходят! При  пении надо «опираться» на звук. То есть берешь вдох, он, кстати, не большой, а средний,  обычный, и в животе формируешь пузырь воздуха, некоторые певцы даже дышат при пении  парадоксально, у них к концу музыкальной фразы расширяется низ ребер и диафрагма.  13 Пневма выходит (воздух), а прана ­ входит и грудная клетка расширяется. Некоторые  педагоги, чтобы объяснить этот феномен опоры ­ заставляют ученика при пении толкать  рояль). Звук при этом получается сильный и с энергией. Даже пианиссимо. Один певец пел,  затянув пояс, опирал звук в пояс. Насчёт закрытого звука ­ делают из нёба "зонтик", опустив гортань вниз. Тогда звук идет в  резонаторы ­ носовые и лобные пазухи (синусы). Если звук пошел правильно ­ чувствуешь  вибрацию в «маске» (в месте, где как­бы маскарадная маска, то есть в районе пазух). Когда  поешь средний и нижний регистр ­ вибрация ощущается за грудиной (трахее). Хворостовский  в интервью говорил, что он всем телом вибрирует.  Как звучит твой голос ­ сам не услышишь, поэтому надо к педагогу, единственно, что можно  почувствовать и это объективно ­ вот эти вибрации.  Когда поют высокие ноты, звук посылают в голову. Это всё такое ненаучное, но можно  поймать эти ощущения.  И когда поёшь технически грамотно, связки не болят, не устают, легко берешь верхние ноты. Хорошие джазовые певцы тоже животом поют.  Эстрадники и народники поют в микрофон, там, главное интересный тембр голоса иметь, а  оперные ­ должны без микрофона донести звук далеко в зал. Не каждый может, тут уже отбор идет, надо иметь врожденные качества ­ полетность голоса,  то есть звонкость голоса, «металличность» ­ это наличие определенной длины частотных  характеристик голоса, обертонов ­ высокой и низкой певческой форманты.  А то бывает, голос мощный, а его на пару шагов не слышно, не летит, оркестр не пробьёт. ЭСТРАДНЫЙ И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ Как они соотносятся между собой Вопрос непростой. Изучая литературу и общаясь с разными вокальными педагогами, я пришла к выводу, что мнения специалистов здесь расходятся. Одни считают, что техника эстрадного  вокала имеет мало общего с техникой академического Другие убеждены, что академический  вокал – основа основ. И что качественный эстрадный нельзя строить без этой основы.  Попробуем в этом разобраться. Хотя бы в первом приближении. 14 Голос условно можно рассматривать как (гармоническое, сбалансированное) сочетание трёх  ключевых составляющих: 1. Звук. 2. Дыхание. 3. Объём. Очевидно, что требования к объёму и дыханию существенно отличаются для ЭВ и АВ. ЭВ  работает с гораздо меньшими объёмами (ротоглоточными и диафрагмальными), нежели АВ.  Дыхание в АВ должно в идеале вести к кантилене (плавному непрерывному перетеканию  звука). В ЭВ, наоборот, "эмоции захлёстывают", и лишний раз "глотнуть" воздуха не считается зазорным. Более того, придыхание в ЭВ может быть фишкой, а в АВ – показатель очень  низкого уровня звуковедения, отсутствие школы. Звук в ЭВ практически всегда синтетический, очень зависит от настроек аппаратуры, её  состава, акустики помещения и работы звукорежиссёра. Звук в АВ естественный, но с опорой  на резонанс с помещением (крайне важна акустическая обратная связь). Здесь предъявляются  особые требования к помещению: пение без микрофона в аудитории и в зале (пустом или  переполненном) существенно может отличаться по звучанию и нагрузке на вокалиста. Более  того, если зрителям нравится исполнение, они образуют как бы энергетическое зеркало, что  усиливает звук. Посмотрим, чем принципиально отличаются эти два вида вокала, используя предложенную  ранее 7­уровневую модель голоса. 1. ВОСПРИЯТИЕ: для ЭВ особенно важна передача настроения (эмоций, "энергетики"), для  АВ – качество звука и акустическая грация ("чистота" линий). Т.е. для ЭВ важны мимический  (1), эмоциональный (2) и энергетический (7) голоса. Тогда как для АВ особенно важны  акустический (5), тембральный (4) и инструментальный (6) голоса. 2. АКУСТИКА: ЭВ требует использования усилительной аудиоаппаратуры (микрофон,  вокальный процессор); АВ требует естественной акустики. Разные акустические условия  влияют существенно на тембральный (4), акустический (5) и инструментальный (6) голоса. 15 3. ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ: ЭВ в большей степени опирается на речевую позицию ("петь как  говорить", модель Сета Риггса), АВ – на певческую позицию ("говорить как петь", модель  Фёдора Шаляпина). Эти отличия внешне заметно влияют на дикционный (3) и акустический  (5) голоса. Различается и внутренняя машинерия (6). Понятно, что внешнее эмоциональное ВОСПРИЯТИЕ (подача) является ахиллесовой пятой  для АВ, поскольку этой стороне в занятиях отводят минимум времени. По остаточному  принципу. Ведь как бы хорошо вокалист ни подавал себя на сцене, как бы замечательно он ни  вживался в сценический образ, если культура звука слабая и качество его среднее,  привлекательные "одёжки" никому не нужны. Чтобы добиться высокой культуры звука для  АВ требуется 7­15 лет. Чтобы добиться хорошей подачи ­­ 1­2 года. Искусственная акустика не является препятствием для АВ. Наоборот, при сбалансированном  сочетании работы двух вокальных процессоров (собственного и электронного) результат  может быть потрясающим. Проблема в том, что добиться этого много сложнее, нежели для  ЭВ. ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ. Речевая и певческая позиция (гортани и не только) – предмет самых  острых дискуссий специалистов. Дело в том, что говорить можно ОЧЕНЬ по­разному. И если  говорить плохо (а подавляющее большинство людей, не знакомых со сценической речью,  говорит плохо), то и пение в речевой позиции будет соответствующим. Более того, понятие  распетой речи (нечто среднее между речью и пением) является во многом ключом к  объединению позиций ЭВ и АВ, к пониманию того, что исходная база у всех видов вокала  одна. (Если конечно интересует качество и развитие конкурентных преимуществ.) При работе с микрофоном существенно различны критерии: 1. В случае ЭВ вокалист обычно плохо знаком с естественным звучанием своего голоса и  ориентируется на выходной сигнал аппаратуры. Для него важнее при настройках маскировка  вокальных проблем и внешне приличное звучание. 2. В случае АВ вокалисту важнее сохранять управляемость голоса (мышечный слух и  16 акустический). То, что он подаёт с выхода своего вокального "процессора" на вход  электронного вокального процессора, должно быть "прозрачно" при восприятии финального  звучания. Как подал, так и получил. Т.е. важнее не замазывание проблем, а удобство рулёжки. Чем отличается академический вокал от эстрадного Если вы желаете научиться красиво и грамотно петь, то, без сомнения, уже знаете, что  существуют разные направления вокала. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru  предлагаются курсы по развитию академической и эстрадной вокальной манеры исполнения.  Так чем же отличаются эти вокальные техники?  Академический вокал и его особенности При упоминании об академическом пении сразу же вспоминаются оперные арии, оперетты,  романсы, мюзиклы. Основы академического вокала были заложены еще в ХVI веке.  Музыканты, работающие в классической манере, воспроизводят сложнейший музыкальный  материал. Соответственно, им требуется большое вокальное мастерство, которого  невозможно достичь без профессионального обучения пению.  Овладение академической манерой исполнения базируется на классической постановке  голоса. Музыканты обучаются приемам звукоизвлечения, характерным для классической  музыки. Результатом работы является чистый объемный голос исполнителя, полностью  лишенный посторонних шумов, хрипа.  Что такое эстрадный вокал? Сегодня существует множество музыкальных стилей, каждый из которых базируется на  собственных законах, вокальных приемах и манере исполнения. Поп музыка, рэп, рок, соул и  иные направления являются составными частями эстрадного вокала. Все упомянутые стили  базируются на единой системе постановки дыхания и голоса.  Особенностью эстрадного вокала является его более доступная для восприятия форма и  манера исполнения. Тексты зачастую характеризуются светским содержанием и простой  повторной формой.  17 Принципиальные отличия в академической и эстрадной манере исполнения Академический вокал возник во времена отсутствия любого оборудования, способного  усилить голос исполнителя. По этой причине певец мог рассчитывать лишь на собственные  вокальные данные. Классическая манера пения базируется на особом использовании гортани и дополнительных резонаторов, благодаря чему достигается чистое объемное звучание,  способное заполнить большое помещение и подняться над симфоническим оркестром. Стоит  отметить, что исполнителям с академической постановкой голоса затруднительно  использовать эстрадный стиль.  Эстрадная манера исполнения получается более открытой и естественной. Несмотря на  кажущуюся простоту эстрадного вокала, добиться его качественного исполнения подчас  сложнее, чем овладеть академической техникой исполнения. Кроме того, преимуществом  современного эстрадного вокала является многообразие доступных музыкальных  направлений, максимально расширяющих творческие возможности вокалиста.  Академическая   постановка   голоса   часто   называется   классической,   и   на   то   есть причины. Такое пение появилось тогда, когда не было специального оборудования – усилителей, микрофонов и т.д., а значит, академические певцы могли рассчитывать только на свой голос. Певцам   необходимо   было   заполнить   звуком   большие   помещения:   огромные   залы, академические театры и капеллы. Поэтому с течением времени выработалась так называемая «классическая позиция» во время пения. Речь   идет   об   опущении   гортани   во   время   подачи   звука.   Это   подключает дополнительные резонаторы (грудной и головной) и делает голос очень сильным и объемным, поэтому певцы с такой постановкой поют в опере, академическом хоре и с симфоническим оркестром,   то   есть   там,   где   не   было   микрофонов.   В   результате   обучения   и   с   опытом   у академического певца формируется определенная жесткая позиция во время пения, которая, как уже говорилось выше, делает голос более мощным, но, в   то же время, ограничивает такого вокалиста в выборе жанров и стилей музыки. 18 Поэтому   певцы   с   академической   постановкой   смогут   исполнить   композицию   в эстрадном стиле лишь в редчайших случаях и только при условии, что они смогут ослабить подачу звука. Отказаться от использования усиления звука бывает очень сложно. Эстрадное пение существенно отличается от академического. Это,   прежде   всего,   связано   с   отсутствием   каких­либо   дополнительных   техник, используемых академистами для усиления звука. Во   время   исполнения   задействуется   лишь   речевой   резонатор,   а   сила   и   мощь достигается за счет естественного «отпускания» голоса, поэтому он звучит только снаружи и не проходит стадии обработки через другие резонаторы как в классическом пении. В идеале, системы дыхания и звукоизвлечения и в той и в другой постановке голоса одинаковы, но вопреки   сложившемуся   мнению   и,   не   смотря   на   кажущуюся   простоту,   правильному эстрадному пению научиться гораздо сложнее. Эстрадный звук более открытый и естественный, а добиться этого подчас бывает очень сложно   из­за   привычки   искусственного   усиления   и   неправильного   понимания   вокала   как такового. Поэтому такое пение является более искусным, можно даже сказать «ювелирным». К тому же современная эстрада сочетает в себе множество песенных направлений и объединяет   всю   палитру   вокального   искусства,   что   расширяет   возможности   вокалиста   в выборе стиля, направления и манеры исполнения. Академический вокал возник во времена отсутствия любого оборудования, способного усилить голос исполнителя. По этой причине певец мог рассчитывать лишь на собственные вокальные данные. Классическая манера пения базируется на особом использовании гортани и дополнительных   резонаторов,   благодаря   чему   достигается   чистое   объемное   звучание, способное заполнить большое помещение и подняться над симфоническим оркестром. Стоит отметить,   что   исполнителям   с   академической   постановкой   голоса   затруднительно использовать эстрадный стиль.  Эстрадная манера исполнения получается более открытой и естественной. Несмотря на кажущуюся простоту эстрадного вокала, добиться его качественного исполнения подчас сложнее,   чем   овладеть   академической   техникой   исполнения.   Кроме   того,   преимуществом современного   эстрадного   вокала   является   многообразие   доступных   музыкальных направлений, максимально расширяющих творческие возможности вокалиста.  Эстрадное пение по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Основное отличие от академического и народного вокала заключается в целях и задачах   вокалиста.   Академические   и   народные   певцы   работают   в   рамках 19 регламентированного звучания. Задача эстрадного исполнителя ­ поиск своего собственного звука,   формирование   уникального,   узнаваемого   голоса,   оригинальной   манеры   пения   и сценического   образа.   В эстрадном пении  важна внятная  дикция, поскольку слова  являются одной из  значимых составляющих хорошей песни. В эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для «выпевания» фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку.  Необходимым   условием   в   работе   педагога   по   эстрадному   пению   является   знание характеристик эталонного звучания, сформированных в процессе развития джазовой, рок­ и всей поп­музыки. Одной из основных характеристик эталонного звучания считается близкий звук.  Близкий  звук ­ это звук, опираемый в вершину твёрдого нёба. При близком пении аппарат   так   акустически   устроен,   что   звук   не   застревает   в   глоточно­затылочной   части. Близкий звук иногда отождествляют с так называемым «открытым» звуком, что является ошибочным   мнением.   Открытым   звуком   пользуются   некоторые   народные   певцы   и коллективы, механизм опоры звука при таком пении отличается от рассматриваемого нами эталонного звука.  Эталонному   звуку   присуща   полётность,   позволяющая   свободно   резонировать   в пространстве.   В   этом   случае   акустическая   среда,   окружающая   исполнителя,   является естественным продолжением акустики внутри певческого аппарата и как следствие ­ звук льётся   легко,   не   задерживаясь   внутри   аппарата.   Несмотря   на   звонкость   и   полётность, эталонный  звук  насыщен  низкими  грудными   частотами,  при  этом используется   предельно большой диапазон высоких и низких частот.  Как правило, эталонное звучание близко к разговорной речи, даже если для пения избраны такие приёмы, как субтон («звук с воздухом»), фру­лато (в пении так называемый «хрип») и другого рода засурдиненные режимы звучания голоса. Секрет заключается в том, что звучание разговорной речи акустически наиболее естественно с точки зрения анатомии и физиологии человека, так как выверено самой природой в процессе эволюции человека. При пении эталонным звуком и при разговорной речи наблюдается сходство формы певческого аппарата, с той лишь разницей, что при пении увеличивается объём надгортанных полостей аппарата. Анализ речевого звукоизвлечения показывает, что соответственная форма аппарата открывает простейший путь к работе с резонаторами, что наилучшим образом соответствует инструментальности   эталонного   звука.   Такая   система   звукоизвлечения   наиболее 20 контролируема   сознанием   человека,   а   значит,   позволяет   добиваться   лёгкости,   беглости   и точности интонации, свойственных эталонному звучанию вследствие естественности формы певческого аппарата.  Звук, близкий к разговорной речи, позволяет добиваться тончайшей эмоциональности исполнения, а ведь яркая эмоциональная окрашенность звука является одной из основных особенностей жанра в целом, и эталонного звука в частности.  Эталонный звук изобилует множеством характерных приёмов и красок: раздувание и затихание   звука,   резкие   изменения   тембральной   окраски   звука,   переходы   от   грудного   к микстовому   и   фальцетному   звучаниям   (иногда   эти   переходы   бывают   очень   резкими), использование разного рода эффектов(сипы, хрипы, раздвоенность звука и т. д.).  Эталонному звучанию характерно достаточно развитое микстовое и фальцетное пение. Диапазон такого микстового и фальцетного пения очень большой, а по тембру эти режимы мало отличаются от грудного голоса. Здесь следует добавить, что тембральная однородность, схожесть разных тесситурных режимов ­ престижный момент для певцов в эстрадном жанре. Работая над звуком, необходимо стремиться к такой однородности звучания.   Смогу ли я перестроиться? Первым принципиальным отличием является использование гортани.   В зависимости от того, какой высоты звук необходимо взять певцу, он поднимает и опускает  гортань, напрягая мышцы сильнее или слабее до того положения, которое будет  соответствовать определенному звуку. Поэтому для постановки классического  21 (академического) голоса необходимы три вещи: умение управлять движением гортани,  которое заключается в тренировке дыхания и сильной мускулатуре.   Современный эстрадный нетрадиционный взгляд прямо полярен. Исходя из него, гортань  певца должна оставаться неподвижной.   На   примере   это   объясняется   следующим   образом.   Большому   количеству   певцов,   как опытных,   так   и   начинающих   знакомо   понятие   «вокальная   маска».   Самое   качественное звучание голоса происходит в момент его «попадания в вокальную маску». При этом поющий человек может ощущать легкую вибрацию в верхнем участке лица снаружи или же изнутри в районе   корней   верхних   передних   зубов.   В   этом   случае   голос   получается   «правильным», «сбалансированным», «звонким», в ином случае – «глухим», «загубленным», «неполетным».   Вопрос состоит в том, может ли человек, разговаривающий от природы довольно звонко и четко петь не «в маску»?   Значит, он что­то меняет в районе гортани и верхней резонаторной системе (глоточная и ротовая полость). Возможно, он опускает гортань и увеличивает глоточную полость (чтобы улучшить,   украсить   звучание   –   так   ему   поясняет   педагог),   при   этом   использует   приемы, которые ему известны из классической вокальной школы. При неопытности певца, звук может «запасть» вглубь, «выйти из маски».   Следующим   принципиальным   отличием   академической   (классической)   от   современной эстрадной нетрадиционной вокальной техники является метод маскировочной артикуляции.   22 Такой прием применяется певцом классического стиля, если ему необходимо петь в районе или   выше   его   переходного   участка   –   в   самом   высоком   (головном)регистре   голоса. Маскировочная артикуляция используется вместе с пониженной гортанью, вот поэтому ее и   можно назвать вторым принципиальным отличием. Не стоит искать совпадение этого названия и «вокальной маски», хотя это и однокоренные слова, никакого отношения они друг к другу не имеют. Маскировочная артикуляция является комплексом мышечных приемов.   По данному приему было написано много пособий, поэтому можно остановиться лишь на его  сути, которая заключается в том, что при поэтапном повышении голоса более звонкая  гласная, к примеру, «А», которую можно «взять», как средний звук между «А» и «О»,  постепенно должна превращаться в глухую чистую «О». «Маскируя»   одну   гласную   под   другую   певец   добивается   акустического   сопротивления верхнего, надскладочного участка его вокального тракта (или импеданса). За счет импеданса растянутые   (при   фальцетном   режиме   пения)   складки   справляются   с   воздушным   потоком таким образом, что голос не звучит фальцетом.   При выполнении данного приема, певцом достигается такое «соединение» двух регистров,  при котором различие в звучании голоса и его темре исчезает. Вернее, если более точно,  незаметным становится сам переход от богатого обертонами грудного голоса к более бедному в этом плане головному.   Поскольку   принципиально   устранить   задачу   регистрового   соединения,   которая   связана   с присутствием   в   нашем   голосе   нескольких   разнообразных   механизмов   работы   голосовых связок невозможно, то нетрадиционной школе тоже приходится ее решать. И она с успехом решается, однако, другим путем, чем это принято в традиционном вокале: ­ не нужно менять положение гортани; ­ не нужно заменять одну гласную другой, и при этом «искать» нужный импеданс для  определенной высоты звука; 23 ­ не нужно контролировать остальные мышечные приемы, как в вокале классическом, которые также принимают участие в этом «действе» ­ «вокальная маска» и др.  Вывод Все, чему необходимо научиться – это координация силы дыхания и степень натяжения  голосовых связок. Это может не даться сразу, однако, тренировки такого навыка  гораздо проще, чем приведенные выше приемы академического вокала, которые нужно  применять одновременно, об этом нужно помнить. 24 Раздел II. Несколько слов о песне и ее авторе. В   качестве   доказательства   тому,   что   я   смогу   перестроиться   и   запеть   эстрадным вокалом – я буду учить новую эстрадную песню Василисы Матвеевой «Танцующие мысли». Матвеева Василиса Евгеньевна, дата рождения — 01.05.2002 г.Тюмень.  Маленькая певица  уже приобрела известность в Тюмени. За ее плечами ­ победы в городских, региональных,  всероссийских вокальных конкурсах. В родном городе она даже давала сольный концерт в  Театре кукол. Василиса серьезно занимается творчеством, сама пишет тексты и музыку своих  песен. Родители во всем поддерживают талантливую дочь: папа выступает в роли менеджера­ администратора, а мама, имеющая музыкальный опыт, помогает создавать сценические  наряды. В 2012 году Василиса участвовала в кастинге проекта "Детское Евровидение", к  которому также самостоятельно написала музыку и слова. Талантливая девочка дошла до  полуфинала отборочного тура.  Достижения:  — Финалист российского отбора на Детского Евровидения 2012 года, —   Лауреат   I   степени   Всероссийского   конкурса   спортивной   песни,   Лучший   автор­ исполнитель. Участница культурной программы XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, исполнившая свою песню «Россия, с тобой!» непосредственно в Сочи, Лауреат ТВ­конкурса «Желтый птенец», Лауреат I, II, III степени Международного конкурса «Золотые Купола», Двукратный   Лауреат   I   степени   Всероссийского   конкурса   «Молодые   голоса»,Лауреат   I степени Международного конкурса «Роза Ветров», Лауреат I степени Регионального конкурса «Волшебные ступеньки», Юная   вокалистка   Василиса   в   свои   10   уже   сама   пишет   слова   и   музыку   для   своих   песен, участвует в их аранжировке. Создано более 30 авторских песен, музыку и текст к которым Василиса   пишет   сама.   Вот   некоторые   из   них:   «Россия   с   тобой»,   «Ветер   добра», «Вдохновение», «Странный кот», «Тюменская девчонка», «Портрет прадедушки», «Флаг» и д.р. Идет запись сольного альбома. Местом   учебы   Василисы   стал   Тюменский   Государственный   Колледж   Искусств, эстрадно­джазовое   отделение.   Преподаватель:   Бархатова   И.   Б.,   доцент,   зав.   кафедрой эстрадно­джазового отделения Тюменской Государственной Академии Искусств. 25 «Пять лет назад Васю привела ко мне ее мама Вера, и мы стали заниматься в детской студии «Максимум». Вообще Василису я уже знала: как зритель или член жюри я часто наблюдала за ней   на   разных   песенных   конкурсах,   –   вспоминает  доцент   кафедры   ТГАКиСТ, преподаватель Василисы Ирина Бархатова. – Так как девочка была еще совсем маленькой – ей было пять лет, – первый год мы, в основном, играли. В силу того, что совпали и мои взгляды, и родителей: в первую очередь у девочки надо развивать творческое начало, а не исполнительское,   –   помимо   занятий   пением   мы   много   занимались   композицией   (из   чего состоит песня, как она строится и так далее). Василиса очень любит рисовать, поэтому почти все первые песни мы рисовали. Кстати, это уже зарекомендовавшая себя методика, когда ребенка развивают  во всех направлениях.  Со временем какое­то качество «выстреливает» ярче. Так получилось, что спустя время Василиса у нас научилась и писать стихи, и сочинять музыку, к этому же времени ее вокальные данные тоже подоспели. Кроме того, Вася у нас и прекрасно танцует». Огромную роль в таком успехе юной звезды, по словам Ирины Бархатовой, сыграло то, что слова и музыку для своей сольной песни, с которой Вася участвует в конкурсе «Странный кот», девочка полностью написала сама. А это одно из главных условий отборочного тура. «Бывает так, что ребенок написал слова, а родители музыку, но тут уже не происходит того сочетания, не случается магии. А если ребенок сам прочувствовал и написал, это видно», – поясняет Ирина Бархатова. Василиса – фанат кошек, и все ее первые первые песни были посвящены семейству кошачьих. Родители и преподаватель пытались намекать девочке, что существуют и другие животные, а также явления природы. Однако песня «Странный кот» победила,  возможно, потому, что лучше всего пишется о чем­то дорогом и любимом.  Василиса делится, песня посвящена не всем котам, а конкретному, ее любимому коту: «У меня дома такой странный кот живет. Он когда хочет спать, то кладет голову на все предметы, которые ему попадутся. А когда просит сметану, то всегда так забавно на задние лапы встает, еще он бешеный и очень толстый – в общем,   странный   у   меня   кот.   Я,   конечно,   волнуюсь,   хотелось   бы   хорошо   выступить   и победить». Постепенно   Василиса   начала   расширять   свой   кругозор.   В   последнее   время   в   репертуаре девочки появляются более философские песни и, по словам ее педагога Ирины Бархатовой, это нормально: в 10 лет ребенок в первые задумывается о том, что он представляет из себя как личность и вообще в психологическом смысле отделяется от родителей, ощущая себя, так сказать, как человеческую единицу. «Она очень много пишет о том, как же сохранить наш мир. Также у Василисы появилась тема того, что детство уходит и его уже не вернешь. Есть детские песни про игрушки, про родителей и ангелов. Очень разноплановый репертуар», – рассказывает Ирина Бархатова. За лето планируется записать альбом. По мнению профессионалов, Василиса в свои 10 лет уже   созрела   для   «сольника».   Трудновыполнимых   условий   у   конкурса   нет,   и   может участвовать   действительно   каждый   талантливый   ребенок.   По   словам   Ирины   Бархатовой, видеоролик с песней они записывали в студии «Максимум». Никакой студийной съемки не было. Главное, чтобы было хорошо слышно песню и вокальные данные ребенка. Оригинал материала: http://afisha.72.ru/text/owntime/524198.html 26 Раздел III. Разучивание песни. Рассмотрим, как проводится основательная работа над разучиваемой песней. Одно из основных   правил   –   это   последовательность.   Не   нужно   скакать   от   одного   к   другому   или стараться сделать все и сразу. Работу необходимо разбить на этапы. В свою очередь такой подход вас быстро приведет к желаемому результату. 1 этап. Разучивание мелодии.  Она должна прочно осесть в голове. Поэтому на этом этапе выкидываем слова из песни и   учим   только   мелодию.   Можно   мычанием,   можно   на   гласные   «а»,   «о»,   «у»,   если   песня медленная   и   лиричная.   Можно   на   слоги   «на»,   «па»   и   др.   –   если   быстрая   и   ритмичная. Сложные   моменты   прорабатываются   в   медленном   темпе   несколько   раз.   Так   же   здесь необходимо работать над дыханием: где брать, а где не стОит. Результатом должна быть выученная наизусть мелодия без «грязи». 2 этап. Разучивание текста. Слова   необходимо   выучить   на   начальном   этапе,   иначе   работа   над   песней   не продвинется дальше. Пока будете глядеть в бумажку со словами – бессмысленно говорить о следующих этапах. Необходимо поработать над дикцией, окончаниями, текст должен быть понятен.   В   нашем   же   регионе   еще   рекомендуется   обращать   внимание   на   устранение удмуртского говора. Если же песня иностранная – работать над произношением с учетом специфики данного языка. 3 этап. Работа над творческой составляющей песни. Когда   текст   уложился   на   музыку,   можно   начинать   творить.   Для   начала   нужно выразительно прочесть текст и понять смысл песни, какие эмоции вызывают в вашей душе слова.   Пропустив   через   себя,   песня   в   вашем   исполнении   должна   обрести   смысл.   Можно записать свое исполнение и оценить его «со стороны», т.е. отстранившись от своей личности, убрав такие крайности, как «Все супер!» или «Ужасно, с пением нужно завязывать». 4 этап. Совершенствование. Самый интересный этап. Он может продолжаться бесконечно. Ведь «совершенству нет предела».   Это   и   работа   над   манерой,   и   работа   над   «свежестью»   звучания,   и   работа   над вокальными украшениями, и работа над ритмическими и мелодическими импровизациями  и т.д. Главное тут – не переборщить.  А для этого нужен музыкальный вкус и хороший опыт.  Текст песни: Танцующие мысли 27 Куплет 1: Музыка раскрасила мир в яркие цвета Розовые все деревья даже облака Солнце стало красным месяц желтым ясным Мир мажорный, заводной, танцевальный озорной! Оу оу ооо е е е е еее Припев: Ты танцуй, мыслями танцуй В голове ритмы нарисуй Отпусти тело танцевать Чтобы в мире чудо открывать! Куплет 2: Чтобы научиться нам с тобою танцевать Посмотри на ветер, как он может сочинять Тень моя танцует, ритм души рисует Струны, солнце, музыка барабанят в небеса! Оу оу ооо е е е еее Припев: Ты танцуй, мыслями танцуй В голове ритмы нарисуй Отпусти тело танцевать Чтобы в мире чудо открывать! Проигрыш Вокализ Танцует, кружится земля! Dance. dan dan dance! Dance dan dan da a a a a a a a a a a a a a a a ce! Оу оу оооо о! Отпусти тело танцевать Чтобы в мире чудо открывать! 28 29 Заключение. Начальный период! Не заложив фундамента, не жди успехов. Выражаясь афористично, учение в молодости — резьба по камню, в старости — черчение на песке. Первые вокальные шаги   намечают   и   закрепляют   нейромышечные   координации.   Если   начальные   координации порочны, то при дальнейшем выправлении эти связи не исчезают, а лишь покрываются новыми навыками  и в неблагоприятных условиях  рецидивируют.  Начальные  впечатления зачастую создают   шоковые   ассоциации,   вырабатывают   на   уровне   подсознания   стойкие   условные рефлексы.   Хаотичные   же   рефлексы   вызовут   голосовые   неполадки   даже   в   отдаленном будущем.  Опера, оперетта, эстрада, джаз или рок – всё это лишь виды вокального искусства, и все они предъявляют к исполнителю одни и те же требования: красивая внешность, актёрский талант, обаяние,   физическая   выносливость   и   здоровье   чистота   интонирования,   вокальное мастерство... ну и, конечно, голос! То есть тембр и сила голоса, диапазон и подвижность голоса. Все понимают: для того чтобы сделать карьеру вокалиста, или реализоваться в любом из существующих жанров, необходим комплекс: поставленный голос + внешность + актёрское мастерство. Очевидно, никто не будет всерьёз утверждать, что, например, оперному певцу не нужна хорошая внешность или красивый тембр голоса, а эстрадному певцу  не нужен мощный голос и хороший вокал. Также понятно и то, что голосовой аппарат у эстрадных и оперных певцов совершенно идентичен, а соответственно и развить его необходимо одними и теми же методами. И эстрадники и академисты могут петь примерно в одном и том же диапазоне. И у тех и у других выровнены регистры голоса. И те и другие могут исполнять примерно равные по   трудности   произведения.   И   те   и   другие   владеют   таким   многообразием   оттенков тембральной выразительности голоса, которое раньше использовали только очень хорошие драматические актеры. И те и другие могут в свое пение вставлять элементы, пения, которые раньше были присущи только противоположной манере пения. Т.е. академисты вставляют в свое пение эстрадные приемы, а эстрадники – академические. Вывод: Если исполнитель умеет управлять своим вокальным аппаратом (что непросто), нет проблем (теоретически) совмещать разные виды вокала 30 В идеале, системы дыхания и звукоизвлечения и в той и в другой постановке голоса одинаковы,   но   вопреки   сложившемуся   мнению   и,   не   смотря   на   кажущуюся   простоту, правильному эстрадному пению научиться гораздо сложнее Каждый музыкальный вокалист должен усвоить одно правило: распевка ­ это святое! Большинство   проблем,   связанных   с   голосом,   вызваны   непониманием   важности   разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки.  Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару­ тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и тд. (главное не перестараться,   это   всего   лишь   подготовка).   После   этого   можно   приступать   к   вокальным упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни. На моем примере с показала, что можно научиться петь на эстраду. А что из этого у меня получится – покажут экзамены. 31 Список литературы 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 3. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 200 4. Источники 5. http://tv­22.ru/uroki­po­vokalu­uchimsya­pravilno­pet­uprazhneniya­na­dyxanie­i­ golosovye­svyazki.html/ 6. http://www.mastervokala.ru/2011/05/3_20.html 7. https://pedportal.net/starshie­klassy/muzyka/algoritm­razuchivaniya­pesni­algoritm­ razuchivaniya­pesni­269172 8. http://ng72.ru/news/view/615 © ng72.ru 32

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »

«В чем отличие академического и эстрадного вокала? »
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.