Методические рекомендации при работе с одаренными детьми в дополнительном образовании
Оценка 4.6

Методические рекомендации при работе с одаренными детьми в дополнительном образовании

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.03.2017
Методические рекомендации при работе с одаренными детьми в дополнительном образовании
Дополнительное образование – специфическая, органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения. Главным в системе дополнительного образования детей был, есть и остается приоритет интересов каждого ребенка, и в особенности одаренного.Практические рекомендации для педагогов в работе с одаренными детьми
Благопр.возм.и опасн. с одар.детьми.docx

ФИО: Паленко Ирина Валентиновна

методист

Куйбышевский ДДТ, г. Куйбышев, НСО

Методические рекомендации

 

Благоприятные возможности и проблемы при работе с одаренными детьми в дополнительном образовании

 

Дополнительное образование – специфическая, органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.

Главным в системе дополнительного образования детей был, есть и остается приоритет интересов каждого ребенка, и в особенности одаренного.
         Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

         В реальной жизни нет четкой грани, позволяющей выявить и определить дарование ребенка. При градации одаренности следует ее дифференцировать на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

         Благоприятные возможности при работе создаются именно в случае одаренности с гармоничным типом развития, которую можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются, во-первых, соответствующей своему возрасту физической и умственной зрелостью. И, во-вторых, их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной деятельности органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми людьми, добиваются экстраординарных успехов в профессиональной карьере.

         Стремление к инновационной творческой деятельности у таких детей  переходит в желание высказывать собственные идеи, аргументировать и отстаивать их. Они не ограничиваются теми требованиями, которые содержит образовательная программа, и открывают новые способы решения задач, нередко отказываясь от традиционных методов решения, если их способы более рациональны, нестандартны и красивы.

         Эти  дети,  как правило,  проявляют  повышенную самостоятельность  и самоорганизованность в процессе обучения и воспитания, и поэтому в меньшей степени нуждаются в помощи педагогов. Мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей.

         Первостепенная задача каждого педагога состоит в том, чтобы мотивационными признаками проявления одаренности являлись: огромная любознательность, высокий уровень познавательной потребности, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженного внутреннего желания творить. Мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности образует интерес. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, в желании глубже ознакомиться с объектом познания.

Одаренные дети с гармоничным типом развития стремятся к новым познавательным ситуациям, которые вызывают у них чувство радости. Даже при возникновении трудностей, они не утрачивают интереса к решению сложных заданий, потому что получают удовольствие от самого процесса познания чего-то нового и необычного, в отличии от просто способного ребенка, которого значительно больше волнует только результат его деятельности.

         Стратегия поощрения одаренного ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется. Эта выбранная позиция стимулирует детей к развитию таких личностных качеств как умение доводить дело до конца, признавать и исправлять свои недоработки и ошибки, учитывать мнение окружающих, соглашаться с объективностью оценивания продуктов своей деятельности и т.д.

         Т.е. во время обучения и воспитания создаются все благоприятные возможности для развития волевых привычек, без которых детям трудно реализовать себя. Это самостоятельность для принятия решений ориентироваться не на мнение окружающих, а прежде всего на свои убеждения, опыт, знания; решительность - способность своевременно без лишних колебаний принять решение и тут же перейти к его выполнению; настойчивость - способность доводить до конца начатое, особенно при монотонной работе; самообладание - способность контролировать свое поведение; смелость - готовность идти к достижению цели, несмотря на опасность для личного благополучия; дисциплинированность - способность подчинять свое поведение правилам, которыми руководствуется общество.

         Отличительная характеристика одаренного ребенка заключается, с одной стороны, в устойчиво высокой самооценке, но с другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость и есть условие поступательного развития его личности и потенциала творческих способностей.

         Современный педагог должен  работать над формированием у одаренных детей интуиции и творческого инсайта - внезапного понимания (озарения) того, как можно решить задачу или проблему.

         Хорошей основой успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей в дополнительном образовании являются укоренившиеся увлечения, интересы и склонности, развитые уже с детства. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации связаны с высоким развитием у таких детей способностей в различных областях деятельности.

         Реальную  поддержку  педагогам  при  работе  с одаренными  детьми  и

вполне благоприятную роль играет семья. Развитию одаренности и талантов таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода  хобби. В общении с ребенком они всегда выходят за рамки бытовых проблем. Их объединяет так называемая совместная познавательная деятельность - общие игры, обсуждение и решение сложных задач и проблем, совместное делопроизводство и творчество. 

В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей и талантов ребенка и формирование его Я-концепции.

         О детях, которые превосходят сверстников по своим способностям и достижениям обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако у части детей отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития - диссинхрония, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем.

Педагоги дополнительного образования в целом знают, что достаточно типичным для любого одаренного ребенка является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Но при этом все другие психические сферы - эмоциональная, социальная и физическая - не всегда успевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной дисгармонии развития, которая усиливает чрезмерную специализацию интересов  и развитие незаурядных способностей. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается явное нежелание одаренного ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», т.е. проявляя очевидную склонность к любимому творческому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной спортивной одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными познавательными способностями.

Любая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями. Понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы педагога. Обучая  таких  детей, педагоги опираются на  генетический ресурс и другие механизмы возрастного развития, характеризующиеся чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств детей, а иногда ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

         В силу неравномерности развития, у части одаренных детей с резко повышенными интеллектуальными или художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Возникающие проблемы в общении могут проявляться в излишней конфликтности.

         Присущая    для    всех   одаренных   детей    неконформность,   усиливает негативный   момент.  В   результате   это   может   привести   к  своеобразной отчужденности ребенка от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или только взрослых.

         Траектория образовательного процесса должна быть направлена на использование современных инновационных педагогических технологий, позволяющих  преодолевать существующие и возникающие проблемы и даже «опасности» при работе с одаренными детьми.

Развивая независимый фактор одаренности – креативность, приветствуется характерный для одаренных детей перфекционизм. В целом, стремление добиться совершенства носит позитивный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако педагоги знают, что повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца.

Нередко задачи, которые ставит перед собой одаренный ребенок, могут намного превышать его реальные возможности на данном этапе обучения и развития. Из педагогической практики проведения психолого-педагогического мониторинга известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала у одаренных детей стрессы, аффективно-когнитивные комплексы, досаду и длительное переживание своих неудач.

Необходимо отслеживать имеющиеся проблемы в эмоциональном развитии одаренных детей. Как правило, у большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность, сомнение и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная, прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Так, например, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, разочарованию и иногда даже к отчаянию и депрессивным состояниям. В таких случаях педагогам необходимо обращаются за помощью в службу психолого-педагогического сопровождения.

         Проблемы, связанные с аффективным (эмоциональным) развитием личности одаренных детей являются объектом пристального внимания. Поэтому каждая образовательная программа должна преследовать следующие цели:

а) обеспечение развития адекватной Я-концепции и самоуважения;

б) развитие способности чуткого отношения к людям;

в) формирование навыков обучения и социального взаимодействия.

Используя методы эмоционального обучения и воспитания одаренных детей, анализируются факторы и условия взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями, наличие благоприятной атмосферы во время проведения занятий и общественных мероприятий. Такой подход помогает всему педагогическому коллективу формулировать альтернативные решения и ведет к разрешению межличностных конфликтов.

Другой серьезной проблемой некоторой части «продвинутых» детей с высочайшими интеллектуальными или спортивными способностями является доминирование направленности лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Особенно часто это свойственно детям, у которых наблюдается ускоренный темп умственного, физического или общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающий всех объем и прочность знаний или спортивных рекордов. В силу этого их достижения не носят творческого и креативного характера, и подлинная одаренность не формируется.

 При   соответствующей   методике  обучения   и   воспитания  в  нашем

учреждении, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема одаренных детей успешно преодолевается. При этом система выявления и развития одаренности ребенка строго индивидуализирована и выстраивается таким образом, что ее реализация приходится на достаточно благоприятный возрастной период детей.

В какой бы области деятельности ни проявлялась одаренность, ориентация не на общее мнение, а на лично добытое знание формирует одну из основных характеристик одаренных детей - независимость или автономность, т.е. отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. Хотя это и помогает одаренным детям в творчестве, но в то же время делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтным ситуациям. Современному педагогу необходимо всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу.

В работе с одаренными детьми часто встречается вполне закономерный факт завышенной самооценки. Однако иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается противоречивостью и нестабильностью: от очень высокой, когда ребенок считает себя непревзойденным гением до самой низкой, когда бросается в другую крайность, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Самое главное, что бы  со стороны педагогов не было  неверного трактования такого проявления одаренного ребенка как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива.

Кроме роли природно-обусловленных факторов, влияния целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка решающим является значение семьи. Часто для развития способностей одаренных детей оказываются относительно безразличными, казалось бы, неблагоприятные семейные условия: плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, социальная неполноценность семьи т.д. Но иногда именно эти причины являются помехой, потому что особенно важно для личностного становления любого ребенка, прежде всего, повышенное внимание и интерес родителей. В этих случаях педагог должен быть не только наставником, но и первым помощником.

В любом учреждении дополнительного образования практически обязательная особенность семьи одаренных детей - чрезвычайное высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или фактически единственными, когда старшие дети уже выросли и не требуют внимания. В этих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Но именно излишнее внимание и опека впоследствии могут стать «тормозом» для его душевной автономии, несмотря на то, что они являются одним из важнейших факторов развития природных задатков и незаурядных способностей.

         Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его таланты имеет свои отрицательные стороны. В этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

Задача каждого современного педагога состоит в увеличении вероятности того, что бы особые интеллектуальные, спортивные и познавательные способности одаренных детей были по достоинству оценены и соответственно их  взаимоотношения в социуме складывались бы более благоприятным образом.

Как писал В.А. Сухомлинский: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».


 

ФИО: Паленко Ирина Валентиновна методист

ФИО: Паленко Ирина Валентиновна методист

Эти дети, как правило, проявляют повышенную самостоятельность и самоорганизованность в процессе обучения и воспитания, и поэтому в меньшей степени нуждаются в помощи педагогов

Эти дети, как правило, проявляют повышенную самостоятельность и самоорганизованность в процессе обучения и воспитания, и поэтому в меньшей степени нуждаются в помощи педагогов

Отличительная характеристика одаренного ребенка заключается, с одной стороны, в устойчиво высокой самооценке, но с другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться

Отличительная характеристика одаренного ребенка заключается, с одной стороны, в устойчиво высокой самооценке, но с другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в…

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в…

Развивая независимый фактор одаренности – креативность, приветствуется характерный для одаренных детей перфекционизм

Развивая независимый фактор одаренности – креативность, приветствуется характерный для одаренных детей перфекционизм

Другой серьезной проблемой некоторой части «продвинутых» детей с высочайшими интеллектуальными или спортивными способностями является доминирование направленности лишь на усвоение знаний, умений и навыков

Другой серьезной проблемой некоторой части «продвинутых» детей с высочайшими интеллектуальными или спортивными способностями является доминирование направленности лишь на усвоение знаний, умений и навыков

Но иногда именно эти причины являются помехой, потому что особенно важно для личностного становления любого ребенка, прежде всего, повышенное внимание и интерес родителей

Но иногда именно эти причины являются помехой, потому что особенно важно для личностного становления любого ребенка, прежде всего, повышенное внимание и интерес родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017