Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)
Оценка 4.7

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
музыка +1
Взрослым
13.03.2019
Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)
Данное издание содержит методические рекомендации по развитию детского голоса, его особенностях в разных возрастных периодах; включает как теоретические аспекты, так и методы и приемы, упражнения по развитию народного и певческого голоса у детей. Методическое пособие адресовано педагогам дополнительного образования, учителям музыки, руководителям фольклорных коллективов.
Приемы_постановки_голоса.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Приемы постановки народного голоса у детей (Методические рекомендации) 2018 Утверждено методическим советом МБУДО «ДПШ» Протокол №____от_______2018г. Составитель:   Литовкин   П.В. образования МБУДО «ДПШ»   –   педагог   дополнительного Ответственный   за   выпуск:   Побединская   Н.В.,   заведующая методической службы МБУДО «ДПШ» Приемы   постановки   народного   голоса   у   детей.   Сост.   П.В. Литовкин. Методические рекомендации. – Кувандык: МБУДО «ДПШ», 2018. Данное   издание   содержит   методические   рекомендации   по развитию   детского   голоса,   его   особенностях;   включает   методы   и приемы, упражнения по развитию народного и певческого голоса у детей.   пособие   Методическое педагогам дополнительного   образования,   учителям   музыки,   руководителям фольклорных коллективов. адресовано Содержание Введение..........................................................................................2 Слух – главный регулятор певческого поведения голосового  аппарата...........................................................................................4 Проблема «гудошников»................................................................5 Этапы развития детского голоса...................................................7 Этапы оптимального голосообразования....................................10 Основные принципы и приемы развития народного голоса у  детей...............................................................................................14 Характерные черты народного пения..........................................17 Литература....................................................................................20 Введение Различные   литературные   источники   раскрывают   перед нами историю вопроса о детском пении, о певческом голосе детей,   об   особенностях   его   звучания,   о   вокальных требованиях,   предъявляемых   к   детям   в   разное   время,   о различных   методических   приемах   в   обучении   пению   и   их обосновании. Уже в средние века в Европе существовало множество церковных   школ,   в   Италии   и   Франции   были   и   вокальные школы.   В   Древней   Руси   XI­XIII   вв.   пению   обучали   в монастырях   и   церковных   школах,   которые   были   тогда проводниками музыкальной культуры, музыкальных знаний. В этих школах детей обучали с 6­7 лет. Позже,   в   XI­XII   веках,   при   Ярославе   Мудром   и Мстиславе,   прибыли   в   Россию   из   Греции   новые   певцы,   от которых   русская   церковь   переняла   «восемь   гласов», приведенных   Иоанном   Дамаскиным   в   строгую   систему. Вместе с напевами перешла к нам из Греции и безлинейная нотопись.   Постепенно   стало   развиваться   музыкальное образование. Постепенно стали  появляться профессиональные  хоры. Первым   профессиональным   хором   в   России   был   хор государевых певчих дьяков. В   профессиональные   хоры   постепенно   вводились мальчики.   Детские   голоса   стали   особенно   необходимы   с переходом от древнерусского одноголосного пения (мужские хоры) к исполнению сложных произведений,  сначала, в XVI веке, трехголосных песнопений, а позже – четырехголосных. Важно   отметить,   что   постепенно   в   процессе   развития хорового пения складывались и основы вокального воспитания детей,   с   детских   лет   певцы   приобретали   прочные   навыки правильного,   свободного   звучания   –   этого   требовал   стиль церковного   пения.   С   древнейших   времен   применялась 2 вокализация,   вводились   импровизационные   украшения,   что развивало гибкость голоса. Во   второй   половине   XVIII   века   огромное   влияние   на музыкальную культуру оказывала народная песня. Она была основой музыкальной культуры. Еще в начале XIX века были открыты светские учебные заведения,   где   готовили   учителей   пения.   Открылись регентские   классы   в   Петербургской   придворной   капелле   и Синодальном   училище.   нежность, осмысленность – вот выбранный стиль исполнения. «Не тупое заучивание, хотя бы с листа, а постоянное осмысление памяти и контроля за этим» – писал М.И. Глинка в «Упражнениях для усовершенствования голоса».   Эмоциональность, Вокальные   указания   М.И.   Глинки   и   созданная   позже «Полная школа пения» А.В. Варламова – все это целая эпоха в русской вокальной педагогике. Здесь выражены все принципы, на   которых   основано   пение,   учтены   особенности   детского голоса. Детские голоса воспитывались звонкие, серебристые, нежные. Глинка считал это звучание непременным условием развития голоса. Голосообразование свободное, естественное, при средней силе звука, ровное от первой до последней ноты. В первые годы Советской власти образование в стране стало   всеобщим.   Наступила   эпоха   перестройки   и музыкального   образования.   Постепенно   вопросы   вокального обучения детей начинают становиться шире. Состояние   всех   областей   современной   системы образования и воспитания побуждает педагогов самых разных специальностей вести поиск новых методов, новых подходов и концепций   обучения.   Не   является   исключением   и   все,   что связано с голосом: профессиональный вокал, хоровая работа в самодеятельности,   вокально­хоровое   обучение   детей, сценическая речь. 3 Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата Пение   оказывает   могущественное   эмоциональное влияние   на   слушателей   и   на   самого   поющего,   никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.   он   невольно, Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно­сосудистой системой, следовательно,   занимаясь   дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. В Японии, например, где   широко   распространена   дыхательная   гимнастика,   редко встречается   инфаркт   миокарда.   Пение   тренирует   также артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека   становится   нечеткой,   нелепой,   до   слушающего   не доносится   главный   компонент   речи   –   ее   содержание. Правильная ясная речь характеризует правильное мышление. Голос   у   человека   появляется   с   момента   рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство). Главную   роль   в   пении   выполняет   гортань   (конечно, совместно в дыхании). Слух является главным регулятором и корректором   певческого   поведения   гортани   и   всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Звуковые 4 образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их использования   в   речи   или   пении:   в   этом   отношении окружающая среда имеет огромное значение. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Уже в ясельном возрасте дети   должны   слышать   вокруг   себя   мягкие,   спокойные говорящие и поющие голоса, а не грубые окрики. Наиболее благоприятные   условия   для   музыкального   и   вокального развития   имеются   в   детских   садах.   Ребята   поют   там ежедневно, что очень важно для тренажа голосового аппарата. Возникает   вопрос:   чем   же   поют   дошкольники,   если   у   них только   к   7­8   годам   начинается   формирование   вокальных мышц?   Поют   они   главным   образом   за   счет   натяжения голосовых   связок   с   помощью   наружных,   так   называемых перстне­щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по   диапазону   (не   более   одной   октавы)   и   невелик   по   силе. Разницы   в   устройстве   голосового   аппарата   у   мальчиков   и девочек в этом возрасте не отмечается. Многие мышцы слабо развиты. Школьный возраст мы делим на три периода: 1) домутационный; 2) мутационный; 3) послемутационный. Значение слуха для пения особенно наглядно выявилось при изучении плохой интонации у первоклассников. Проблема «гудошников» Большинство   плохо   интонирующих   страдало   тем   или другим   дефектом   органов   слуха.   Многие   инфекции   дают осложнение на слуховой орган, вызывая понижение слуха, а для музыканта и певца острота слуха совершенно необходима. Музыканты­педагоги   очень   часто   встречаются   в   своей практике   со   случаями   так   называемого   «немузыкального слуха».   Таких   детей   нередко   отстраняют   от   всеобщего музыкального   образования  и в  первую  очередь  – от  уроков 5 представлений   о   пения.   У   детей   постепенно   создается   глубокий   и   упорный комплекс своей   музыкальной неполноценности, от которого он не может избавиться чаще всего   до   конца   жизни.   Надо   попробовать   протянуть   таким детям   руку   помощи,   и   они   изменят   свой   взгляд   на безнадежность   положения.   Мы   должны   предоставить учащимся   с   плохо   развитым   музыкальным   слухом возможность   сравнивать   свое   собственное   пение   c   пением лучших  учеников.   Причины   неточного   интонирования   могут быть и иные, нежели низкий уровень развития звуковысотного слуха. В   домутационном   периоде   было   установлено,   что качество   звуковысотного   интонирования   тесно   связано   с использованием голосовых регистров:  1)   в   фальцетном   регистре   добиться   чистоты интонирования легче, чем в каком­либо другом; 2)   в   натуральных   регистрах   интонация   чище,   чем   при смешанном голосообразовании; 3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках   у   певцов   связаны   с   регистровой   перегрузкой   этих звуков;  4)   неумение   правильно   интонировать   мелодию   даже простой песенки происходит чаще всего из­за использования детьми механизма голосообразования. исключительно грудного       Детям   при   грудном   регистре   звучания   голоса   трудно правильно проинтонировать какую­либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2­3­х звуков («гудошники»). Причина в этом не   сенсорная,   а   функциональная,   это   относится   к   детям, которые   в  процессе   речи   используют   лишь   грудную   манеру голосообразования.   Речь   их   отличается   монотонностью, интонационной   неразвитостью,   узким   звуковым   диапазоном. 6 То   же   самое   происходит   с   голосом,   когда   такой   ребенок естественно   пытается   петь,   используя   наработанный   в   речи грудной  механизм фонации.  Если  учитель  сумеет  настроить голос   такого   «гудошника»   на   фальцетное   звучание,   то   его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для   него   тоненьким   голосом   за   счет   фальцетного   режима голосообразования.   Однако   появившееся   умение   правильно интонировать   в   фальцетном   регистре   необходимо   еще   раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования. Если   у   ребенка   что­либо   не   получалось,   он   обычно теряет   интерес   к   делу   и   старается   его   избегать.   Если   это пение, то оно вызывает у ребенка отрицательную эмоцию на певческую   деятельность,   а,   следовательно,   складывается   и соответствующее отношение к обучению. И вдруг у него так легко   получилось!   Открытие   у   себя   способности   правильно исполнить   мелодию   со   всеми,   полностью   меняет   его отношение   к   занятиям   пением.   Таким   образом,   одна   из наиболее   часто   встречающихся   причин   среди   явления «гудошничества» заключается в способе звукообразования. Из практического опыта (Г.П. Стуловой) замечено, что работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет, чем младше ребенок, тем легче он перестраивается. Этапы развития детского голоса Различают   четыре   этапа   развития   детского   голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа. 1.  7­10   лет.   Голоса   мальчиков   и   девочек,   в   общем, однородны   и   почти   все   –дисканты.   Деление   на   первые   и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное 7 резонирование,   легкий   фальцет,   при   котором   вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели).   Диапазон   ограничен   звуками   ре1   –   ре2.   Наиболее удобные   звуки   –   ми1   –   ля2.   тембр   очень   неровен,   гласные звучат  пестро. Задача руководителя  – добиваться  возможно более  ровного звучания  гласных  на всех  звуках  небольшого диапазона. 2.  11­13  лет,   предмутационный   период.   К   11   годам   в голосах   детей,   особенно   у   мальчиков,   появляются   оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты.  Легкие  и  звонкие  дисканты  имеют диапазон ре1  – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон си м – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых,   различают   три   регистра:   головной,   смешанный (микстовый)   и   грудной.   У   девочек   преобладает   звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный   регистр,   имеющий   от   природы   смешанный   тип звукообразования.   Мальчики   пользуются   одним   регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше   указанных   выше.   Встречаются   голоса,   особенно   у некоторых   мальчиков,   которые   имеют   диапазон   более   двух октав.   В   предмутационный   период   голоса   приобретают тембровую   определенность   и   характерные   индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает   желание   петь,   появляются   тенденции   к   пению   в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация 8 затруднена.   У   дискантов   исчезает   полетность,   подвижность. Альты звучат массивнее. 3.  13­15   лет,   мутационный   (переходный)   период. Совпадает   с   периодом   полового   созревания   детей.   Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается  во время пения   и   речи).   Продолжительность   мутационного   периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно   быстрее   и   без   резких   изменений   голоса.   Задача руководителя   –   своевременно   услышать   мутацию   и   при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить  ребенка в более низкую партию, а затем, может быть,   и   освободить   временно   от   хоровых   занятий.   Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих   предмутационный   период,   и   вовремя   мог реагировать на все изменения в голосе. 4. 16­19 лет, юношеский возраст. Хоры этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса   девушек;   тенора   и   баритоны   объединены   в   одну мужскую   партию.   Диапазоны   партий   сопрано:   до1   –   соль2; альты: лям – ре2; мужская партия: сиб – до1. В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение   может   нанести   большой   вред   нежным,   неокрепшим связкам.   Весь   певческий   процесс   в   певческом   хоре   должен корректироваться   физическими   возможностями   детей   и особенностями детской психики. Хорошее   пение   как   искусство   является   результатом продолжительной   работы.   По   ходу   разучивания   песни   дети получают   элементарные   сведения   о   музыке,   средствах 9 музыкальной   выразительности;   при   разборе   содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения,   темп,   динамику;   исполнение   упражнений   или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения   механизма   звукообразования   и   целесообразности   их использования.   детьми.     Подчеркивая Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может   быть   эффективным   на   основе   правильного   пения,   в процессе   которого   должны   формироваться   и   правильные певческие навыки. Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания  и его эмоционального переживания зависимость выразительности   пения   от   эмоциональной   отзывчивости   на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием   и,   конечно,   в   первую   очередь   есть   результат развития   слуха   во   всех   его   проявлениях.   Выразительность вокального   исполнения   является   признаком   вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного   образа.   Выразительность   возникает   только тогда,   когда   ребенок   проявляет   свое   отношение   к исполняемому вследствие понимания того, о чем говорится в данном   произведении.   Непринужденное   исполнение   всегда выразительно. Однако   оно   возможно   только   на   каком­то   начальном этапе   разучивания   произведения   и   связанно   с   элементом новизны   восприятия.   Как   только   произведение   становится известным,   оно   уже   наскучило   детям,   ощущение   новизны утрачено и непринужденность исполнения потеряна. Сохраняя непосредственность   исполнения,   следует   постепенно   и осторожно   развивать   у   детей   навык   произвольной 10 выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий. Этапы оптимального голосообразования Перенапряженное   звучание   не   может   считаться целесообразным   ни   для   развития   детского   голоса,   ни   быть приемлемым   с   эстетической   точки   зрения.   Поиски оптимального   звучания   голоса   связаны   с   работой   над устранением   различных   недостатков   в   функционировании голосового   аппарата   певца.   Работа   любой   части   голосового аппарата отражается на способе колебания голосовых складок –   источнике   звука   –   по   типу   того   или   иного   регистра,   что предопределяет и основные характеристики певческого звука. Поэтому понятие об оптимальном голосообразовании у детей мы   относим   к   регистровому   режиму.   Так   как   фальцетом можно спеть практически весь диапазон голоса, а грудным – лишь   нижнюю   часть   его,   фальцетный   режим   в   детской певческой практике многие специалисты считают единственно приемлемым  как не допускающим  перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке. Однако грудной регистр необязательно должен   быть   напряженным   или   неизбежно   связан   с перенапряжением,   если   он   не   выходит   за   пределы   своего диапазона.   Если   знать   звуковысотный   диапазон   грудного регистра   ученика   и   умело   его   использовать,   то   вреда   для голоса   не   будет.   При   академическом   пении   возникает необходимость использования более широкого звуковысотного диапазона   при   различной   нюансировке   и   тембральной насыщенности.   Если   руководствоваться   принципом   «от простого   к   сложному»,   то   эта   последовательность   имеет общее направление – от чистых регистров к смешанным.  В зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Следует 11 иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже одного возраста так же, как и у различных по своей природе голосов взрослых,   звучит   по­разному,   в   зависимости   от   анатомо­ морфологического развития и состояния всего организма и, в частности, голосового аппарата. В связи с индивидуальными особенностями на первом этапе работы целесообразно начать с того   типа   регистрового   звучания,   к   которому   проявляется склонность у ребенка от природы. Конечно, можно научить его петь   в   любом   регистре,   но   большего   успеха   добьется   тот учитель, который будет начинать работу с учеником, учитывая природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными   голосовыми   регистрами   индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком­то регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы формирования   оптимального   голосообразования   у   детей зависят   от   условий   занятий:   при   индивидуальном   и коллективном обучении. В условиях индивидуальных  занятий  на первом этапе работа   педагога   должна   быть   направлена   на   овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима,   к   которому   проявляются   склонности   ребенка   от природы.  На   втором   этапе  формируется   навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне.  На   третьем   этапе  наряду   с   произвольным переключением,   скачком,   с   одного   регистра   на   другой, необходимо   формировать   умение   постепенно   и   плавно переходить   от   фальцетного   регистра   к   грудному   через микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На   четвертом   этапе  следует   закреплять   и совершенствовать   способность   ученика   произвольно пользоваться   голосовыми   регистрами   при   пении. Продолжительность  каждого этапа всякий  раз определяется по­разному,   в   зависимости   от   того,   как   часто   будут 12 проводиться   занятия,   от   педагогического   воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. В условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие условия для развития голосов всех видов. По видимому, и при коллективном   обучении   пению   целесообразнее   будет использовать все виды регистрового звучания. Задача развития детского   голоса   при   коллективном   обучении   пению усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботиться и о хоровых, которые формируются параллельно с первыми и оказывают влияние друг на друга. На начальном этапе   работы   первой   хоровой   задачей   педагога   является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона.   Своеобразие   голосообразования   у   детей   открывает перспективу дальнейшей разработки системы развития у них певческого   голоса   в   различном   возрасте   с   учетом индивидуальных особенностей. Основные принципы и приемы развития народного голоса у детей Народная   песня   и   народная   манера   пения,   наряду   с языком   –   важнейшее   составляющее   русской   этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Народное   пение   –   это   вид   музыкального   искусства,   в котором   объединяется   множество   наук   и   видов   народного творчества:   музыкально­ поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно­прикладное творчество, история и т.д.    фольклористика,   этнография, Народная манера пения – это целый комплекс вокально­ исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных   историко­культурных   и   художественных   традиций под воздействием бытовой певческой среды.  13 Передавая   певческий   опыт   из   поколения   в   поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы   исполнения   народных   песен.   Как   правило, специальные   методы   обучения   вокалу   в   традиции отсутствуют. Основные   качества   детского   голоса   –   легкость, звонкость.   Необходимо   избегать   плечевого   дыхания, сосредотачивая внимание на диафрагме. Объяснить детям из каких   понятий   складывается   качество   голоса:   тембр, диапазон, ровность звука, техника владения  голосом – а  не громкость.   Процесс   пения   должен   протекать   осмысленно. Надо   научить   детей   петь   на   «опоре»   ровным   непрерывным звуком, нельзя кричать, нужно тянуть звук, как можно дольше без перенапряжения организма. Основные принципы и приемы развития певческого  голоса у детей: ­   четкое   произношение   слогов,   утрирование   твердых согласных. Избегать крика – это может повредить хрупкому детскому голосу ­   формирование   у   детей   устойчивой   потребности   в речевой  гимнастики,   добиваясь   ясности  произношения   слов. Упражнения на дыхание. ­   многократное   повторение   звука   или   попевки формирует связь через уши. ­ постепенное развитие и включение мышц, участвующих в   пении   гарантирует   правильное   и   гармоничное   развитие детского голоса. Для правильного исполнения необходимо: ­ проговаривать фразу в разговорной манере; ­ проговаривать эту же фразу на распев; ­ делать тоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом; 14 ­ петь мелодию, прерываясь на разговорную речь. Обучающихся   необходимо   тренировать   при   помощи специального   подготовительного   разминочного   курса,   цель которого   развитие   голоса   и   навыков   пения.   Необходимый, традиционный   для   каждого   занятия   подготовительный разминочный курс: ­ речевая или дикционная разминка – специальный курс речевых, дикционных упражнений нацеленных на правильность в   произношении   гласных   и   согласных   звуков,   звуков   – традиционных в народном пении, в диалектах и говорах. ­   дыхательная   гимнастика   –   формирует   дыхание, необходимое   при   вокальной   работе,   укрепляет   диафрагму. Организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное. ­   распевание   –   цикл   упражнений   для   голосового аппарата.   Способствует   формированию   правильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает чистоту интонации. При   обучении   народному   пению   нужно   учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как: • певческое дыхание; • высокая певческая позиция; • округление звука; • единая манера звукообразования; • подвижность артикуляционного аппарата; • мягкая атака звука; • кантиленное звуковедение. Пение   –   физиологический   процесс,   связанный   с деятельностью человеческого организма. В работе над голосом нужно   исходить   из   объективно   существующих   законов голосовой   функции,   хорошо   изученных   академической вокальной   школой.   Но,   тем   не   менее,   каждая   школа специфична. Проведем сравнительную характеристику: 15 Народное пение Открытый способ  голосообразования Речевая манера  голосоведения Вибрато как следствие  естественного  (в речи) колебания  голосовых складок в  процессе безусловно­ рефлекторного речепения Артикуляция речевая Выразительные приемы  устной традиции Однорегистровое пение в  пределах октавы Пение на местном  наречии Академическое пение Прикрытый способ  голосообразования Вокализированная манера голосоведения Вибрато как вокально­ акустический прием,  следствие искусственного условно­рефлекторного  колебания голосовых  складок в процессе  фонации Артикуляция штриховая Выразительные приемы  письменной традиции Пение на соединении  регистров в диапазоне не  менее двух октав Пение на русском  литературном языке Общерусский   язык   и   соединение   регистров   помогает профессиональной   школе   народного   пения,   созданной   в Академии   им.   Гнесиных   профессорами   Ниной   Мешко   и Людмилой   Шаминой,   преодолеть   локальные   моменты   не нарушая специфики народного пения.   Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции: • естественный, близкий звук; •   незначительная   вибрация   голоса,   придающая   лишь тембровую окраску; • дикция, близкая разговорной речи; 16 •   естественное   головное   резонирование,   без   яркого прикрытия голоса; • плотное грудное звучание. Народный   голос   отличает   яркое,   звонкое,   светлое звучание.   Весь   звук   сосредоточен   как   бы   «на   губах».   Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения. Особенности   народного   вокала   могут   быть   переданы певцом   только   при   условии   сформированного   у   него вокального мышления, которое складывается как бы из двух компонентов   –   «вокально­звукового»   и   «вокально­речевого» мышления.   Вокально­звуковое   мышление   контролирует акустическое   качество   звука,   образно   представляемого резонирующим,   воздушным столбом, поддерживается целенаправленной работой мышц, участвующих в обеспечении певческого   дыхания,   а   точка   фокуса   высокой   певческой позиции,   отражая   звук,   сообщает   ему   дальность   полета   и уровень яркости.   вертикально   направленным, которого     основание   Вокально­речевое   мышление   контролирует   речевой характер звукоподачи и звуковедения по образцу распевной речи,   с   опорой   гласных   букв   в   точке   фокуса   грудного резонирования   и   удержания   их   формы   на   кончике   языка, упирающегося в нижние резцы. Характерные черты народного пения: 1.   Певческое   дыхание   отличается   от   обычного   своей целенаправленностью на обеспечение фонационного процесса. Если   при   разговоре   дыхание   расходуется   и   живот   как   бы втягивается, то при пении все должно быть наоборот: дыхание удерживается   мышцами   пресса   и   живот   слегка   выпирает вперед. Основой формирования певческого дыхания является 17 диафрагмальный тип дыхания. У народных певцов это нередко определяется   выражением   «петь   на   столбе».   для   отработки навыков диафрагмального дыхания используются следующие упражнения: • «Насос» – активные вдохи и выдохи, при имитировании работы насоса;  •   «Испуг»   –   активный   короткий   вдох,   как   бы испугавшись;  • Филировка звука на удобной высоте: 2. Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы­звуки не звучали  плоско нужно немного приподнять   мягкое   нёбо   (положение   зевка).   Для   выработки ВВП   полезно   использовать   йотированные   гласные   и   петь   с закрытым ртом на согласные «Н» и «М»:  3.   Для   певца   необходимо   петь   в   единой   манере звукообразования. Это может быть в определенной локальной традиции   или   в   рамках   общерусского   языка.   Оформление гласных   по   единому   образцу   достигается   путем фиксированного   положения   ротоглоточной   полости   и закрепленной   артикуляционной   установки   органов   речи, речевой   фонетике   данного   диалекта.   Певческая   традиция может   передаваться   в   единой   манере   голосообразования, окрашенной акустикой ротоглоточной полости, находящейся в положении гласной «Ы» или «Э»: Наиболее   резонативными   гласными   считаются   Е   И   У, согласные   Н   М   Л.   Они   способствуют   достижению единорегистровости   звучания   голоса.   Чтобы   избежать фонетической   пестроты   в   звукообразовании,   используются прием   мысленной   корректировки   гласных   звуков, предрасположенных к плющению. например, «А» петь ближе к «О»,   «Е»   к   «Ё»,   «И»   как   «Ю»   (пою   И   –   думаю   Ю)   – вертикальное оформление звучания. 18 4. гласных     Округление   звуков   достигается фокусировкой   головного   резонирования:   положение   зевка   и вертикальное оформление пения (губы в улыбке, воздушный столб фокусируется на зубах или на нёбе). 5.   Фокус   грудного   резонирования   находится   в   центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладкой мускулатуры, сокращающейся   при   эмоциональном возбуждении. Грудной резонатор – фокус энергии эмоций. Это точка опоры гласных букв. Приемы для достижения ощущения грудного резонирования:   • Громкий, но безмолвный крик «А»; • Гомерический смех «Ха­ха­ха»; • «Гавканье»; • Крик­зов «Эй». Грудной резонатор обогащает голос обертонами, придает ему силу и насыщенность. 6. Фокус головного резонирования ощущается певцами разных типов в разных местах: в переносице, в лобной пазухе, на   зубах.   Достигается   собиранием   звука   в   пучок,   в   луч. Головной резонатор гарантирует Высокую певческую позицию и помогает легко достигать верхние звуки диапазона, придает серебристость,   звонкость,   полетность,   звонкость   в   пении, обеспечивает технику соединения регистров. 7.   Наибольшей   трудностью   для   певца   является соединение   регистров.   Этот   навык   требуется   для произведений большого диапазона (все, что больше октавы). данные   произведения   можно   исполнять,   сохраняя   открытую манеру на всем протяжении диапазона, используя для этого прием переключения с грудного в головной регистр, который заключается   в   мысленной   подготовке   и   осуществлении конкретных действий: • мягкой атаки; • эластичного дыхания; 19 •   работа   артикуляционного   аппарата   настроена   на оформление «Вертикальной «линии звука. • близко­высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку фокуса грудного резонирования. 8.   Соединение   регистров   связано   с   работой   органов артикуляции.   Важно   сохранять   в   народном   пении   речевой характер   артикулирования,   стабилизирующий   естественный объем   и   форму   полости   рта   и   помогающий   добиться опережающего действия речи в синтезе слова и напева. Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой)   и   упираться   в   нижние   резцы,   что   обеспечивает «вынос»   голоса   наружу.   Все   буквы   нужно   формировать   на кончике языка и на губах. Губы должны работать мягко, но активно,   Нижняя   челюсть   должна действовать свободно и слитно с языком. Часто встречается такой недостаток, как зажатая нижняя челюсть. На ударных гласных нижняя челюсть опускается (вместе с языком), а на безударных   должна   находиться   в   спокойном   естественном состоянии.   формируя   звуки. Итак,   наиболее   яркий   акустический   эффект   в   пении достигается   вертикальным   совпадением   точек   фокусов резонирования   (грудного   и   головного),   точно   найденных   и настроенных на одну фонационную волну, программируемую вертикально. Это и есть народная манера пения, нацеленная на универсальность и профессионализм. 1. Стулова, Г.П. «Развитие детского голоса в процессе Литература  обучения пению» – Москва, 2003. 2. Дмитриев, Л. С. Основы вокальной методики. – М «Музыка», 2007. 20 3. Развитие детского голоса / под ред. В.Н Шацкой. – М., 2004. 21 .

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)

Методические рекомендации "Приемы постановки народного голоса у детей" (8-16 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019