3 класс
Тема: «Образы природы в музыке»
Цель
: познакомить
учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и
норвежского композитора Э.Грига.
Задачи:
Образовательные:
· показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
Развивающие:
· накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
· развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
· проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
· развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).
Воспитательные:
· воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
· воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);
Музыкальный материал: П. Чайковский “Утренняя молитва” из “Детского альбома”.Э. Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”. М. Мусоргский “Рассвет на Москве реке”. Музыкальная игра “Слово на ладошках”, песня “Светит солнышко” А. Ермолова, сл. В. Орлова.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Повторение
пройденного материала.
- Ребята, давайте вспомним, с каким музыкальным произведением мы познакомились
на прошлом уроке?
- Что такое опера?
- Кто написал оперу?
- А чем прославился Иван Сусанин?
Молодцы, а теперь, обратите
внимание на доску ,здесь сканворд в котором зашифрована тема урока.
1. |
С |
Л |
У |
Ш |
А |
Т |
Е |
Л |
Ь |
|
2. |
К |
А |
Н |
Т |
А |
Т |
А |
|
|
|
3. |
Р |
О |
М |
А |
Н |
С |
||||
К |
О |
М |
П |
О |
З |
И |
Т |
О |
Р |
1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …
2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.
3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.
4. Человек, сочиняющий музыку.
Введение в тему урока
- Сегодня
мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника “День, полный
событий”. Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с
музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были
пьесы из “Детского альбома П. Чайковского и из альбома “Детская музыка” С.
Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как
протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями,
событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и
пьесы, рисующие образы и картинки природы.
- Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется “Утро”. Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это “Утренняя молитва “ П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.
- С чего начинался день верующего человека?
Дети. С молитвы.
- Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?
Слушание.
- Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? (Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно).
- Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню).
- Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется? (Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы - маленького ребенка).
- В каком ладу звучит пьеса? (В мажорном, светлом).
- Что происходит с динамикой, как она развивается? (В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо).
- На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития? (Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке).
- Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце? (Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо).
- Что он изображает, на что похоже это звучание? На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.
- А о чем молился ребенок утром?
В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.
- Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?
Правильно. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.
-Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?
Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротворенные.
Итак, “Утренняя молитва” - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется “Утро” норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Пьеса “Утро” - это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.
Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.
Слушание с пластическим интонированием. (Звучит “Утро” Э Грига).
- Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор?
Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.
- Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?
Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и валторн.
- А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?
Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.
- В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).
-Как развивается музыка? Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становится все более мощным и ярким и доходит до кульминации.
- Почему именно такое развитие, что изобразил композитор? Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.
- А что дальше происходит с музыкой? Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.
- Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?
(Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе).
- Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:
Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.
Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.
В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.
Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.
Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.
Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами - об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.
Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.
"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...", - так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.
- Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим?
Молодцы!!! И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.
- А в чем отличие? Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней.
- Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.
Звучит фрагмент вступления к опере “Хованщина” М. Мусоргского “Рассвет на Москве реке”. Ребята угадывают.
Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы “Утро” Э. Грига. Что между ними общего?
(Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием).
- А в чем различие? Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.
Итак, вот такая разная может быть “утренняя” музыка в творчестве различных композиторов.
Вокально-хоровая
работа
Распевание.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру “Слово на ладошках”. А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель поет 1 часть песни-игры?).
-А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.
(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).
Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове “мишка” два слога, а, значит, два хлопка. А в слове “мишенька” - три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение детьми вместе с учителем).
Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, “утренними” словами, а дети как эхо повторяют).
Утро (утро) – доброе (доброе)
Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)
Солнце (солнце) – яркое (яркое)
Небо (небо) – ясное - (ясное).
- А дома вы сами можете найти слова к этой песенке. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, “Светит солнышко” композитора А. Ермолова на слова В Орлова. Разучивание .(Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).
Подведение итогов
- Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).
Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках. Сочините стихотворение про утро.
Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.