Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.12.2018
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов.
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов. Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога.
Mетод.рекоменд по самообразованию педагога..doc
СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации предназначены для педагогов
дополнительного образования, методистов, педагоговорганизаторов
составила Тюнина Т.Н.
Одним из направлений методической работы учреждения является
организация повышения квалификации педагогов.
Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства
педагога является самообразование.
Самообразование многокомпонентная личностно и профессионально
значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога,
включающая в себя общеобразовательное,
психолого
педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности
предметное,
Адаптивный
Проблемнопоисковый
Инновационный
Цели самообразования педагога
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью
обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
Углубление знаний по разным методикам.
Овладение достижениями педагогической науки,
передовой
педагогической практики.
Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования
Общение с высококлассными, опытными педагогами.
Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
Критический обзор периодической печати.
Индивидуальный план самообразования.
Несмотря на то,
цели,
что определены уровни,
технологии
самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться
наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации
самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии
взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед
необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку рекомендаций по
работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы
становится формирование
педагогом индивидуального плана
самообразования.
В рекомендациях определены общие положения:
настоящие рекомендации регулирует деятельность педагогических
работников над темами самообразования, которая является одной из
основных форм работы повышения квалификации;
работа педагогов и тренеровпреподавателей над темами
самообразования является обязательной.
Цель работы над темой самообразования систематическое повышение
педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
совершенствовать теоретические знания участников образовательного
процесса, оттачивать грани педагогического мастерства педагогов
профессионалов;
способствовать овладению новыми формами, методами и приемами
обучения и воспитания детей;
изучить и внедрить в практику передовой педагогический опыт,
новейшие достижения педагогической, психологической и других
специальных наук, новых педагогических технологий;
вводить и использовать в центре инновационные процессы.
Кроме того, рекомендациями определяется порядок работы над темой
самообразования:
Выбор темы и сроков работы.
Составление индивидуального плана.
Отслеживание педагогом работы по теме.
Результаты работы по теме самообразования, форма представления.
Учет и контроль тем самообразования методистом.
Остановимся подробнее на каждом пункте.
1. Выбор темы и установление сроков работы
Тема самообразования формулируется, исходя из методической темы
центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может
составлять от двух до пяти лет.
2 2. Составление индивидуального плана
Существуют разные варианты написания индивидуального плана
самообразования. На педагогическом совете мы познакомили педагогов,
педагоговорганизаторов и тренеровпреподавателей с примерным планом
работы над темой.
Примерный план работы педагога над темой
Этапы
I.Диагностический
II.Прогностический
III. Практический
IV. Обобщающий
V. Внедренческий
Содержание работы
Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме,
имеющегося опыта.
Определение цели и задач работы
над темой.
Разработка системы мер,
направленных на решение
проблемы.
Прогнозирование результатов.
Внедрение системы мер,
направленных на решение
проблемы.
Формирование методического
комплекса.
Отслеживание процесса, текущих,
промежуточных результатов.
Корректировка работы.
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по
теме самообразования.
Представление материалов.
Использование опыта самим
педагогом в процессе дальнейшей
работы. Распространение.
Сроки
I год работы
над темой.
I год работы
над темой.
II год; (III),
(IV).
III год, (IV),
(V).
В ходе
дальнейшей
педагогической
деятельности.
3 А затем должен быть выработан единый индивидуальный план
самообразования.
Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой,
в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем
поставлена цель и сформулированы задачи самообразования с указанием
сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.
Индивидуальный план самообразования
ФИО _______________________________________________________
Должность __________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________
Курсы повышения квалификации ______________________________
Индивидуальная тема _________________________________________
Когда начата работа над темой _________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой ________________
Цель, задачи самообразования по теме __________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала
____________________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления ________
3. Отслеживание педагогом работы по теме
В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены
следующие формы:
Банк данных литературы по теме самообразования
«______________________________________________________»
№
п/п
Название
Автор
Издательство
Год
выпуска
4 Посещение методических мероприятий
№
п/п
Мероприятие
Тема
Дата
мероприятия
проведения
Что из услышанного
вынес для себя
К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания
методического объединения, семинары, педагогические и методические
советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.
Ежегодно педагоги сдают отчет по работе над темой по
самообразованию согласно примерному плану.
Примерный план отчета по работе
над темой самообразования
за ________учебный год
ФИО ___________________________________________________
Должность ______________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Год работы над темой _____________________________________
Деятельность по реализации темы___________________________
(изучил(а) литературу; познакомился (ась) с опытом работы такогото
педагога; посетил(а) открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел(а)
обучение на курсах повышения квалификации; разработал(а) программу,
подготовил(а) научнометодическую разработку, дидактический материал,
методическое пособие; выступил(а) с сообщением, докладом; подготовил(а)
реферат, статьи в журнале.
По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый
отчёт.
Итоговый отчет по самообразованию
ФИО ___________________________________________________
Должность ______________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Срок и период работы над темой ____________________________
5 Цель, задачи самообразования по теме _______________________
Прошел(а) обучение на курсах повышения квалификации _________
Изучена литература _______________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других
мероприятий_______________________________________
Наработанный материал ___________________________________
Форма представления материалов __________________________
4. Результаты работы и формы его представления.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в
форме:
доклада,
реферата,
статьи в журнале,
программы,
дидактического материала,
методического пособия,
научнометодической разработки.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее
завершению педагог публично представляет наработанный материал. Формы
представления могут быть различны:
выступление (творческий отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
участие в методическом семинаре;
практикум;
тренинг;
мастер класс;
открытое занятие.
Наработанный материал сдается в методический кабинет и является
доступным для использования другими педагогами.
5. Учет и контроль тем самообразования методистом
Методист ведет учет и контроль тем самообразования, курирует
деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает
необходимую методическую помощь.
Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно
заполняет следующую таблицу.
№
п/п
Должность
ФИО
педагога
Тема
Год
самообразования
работы
Деятельность
по реализации
6 над
темой
темы
Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком
этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать
соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в
реализации темы в течение конкретного учебного года.
Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы
позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать
формы распространения.
Наиболее значимый опыт работы педагога или тренерапреподавателя
рекомендуется к обобщению и распространению.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует
осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся
наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало
потребностью для каждого педагога.
7
Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Методические рекомендации "Система работы педагога по самообразованию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.