В данном пособии представлены рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ. Данные советы помогают родителям и их детям сообща преодолеть трудности в в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. А также решить проблемы с развитием речевых навыков у ребенка.
мет рекомендации учителя-дефектолога.docx
КГБОУ «Озерская общеобразовательная школаинтернат»
Методи
ческие
рекоме
ндации
учител
я
дефект
олога
Шуваева Н.Ф.,
учительдефектолог
с. Озерки Советы учителядефектолога
Потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Потенциальные возможности ребенка будут зависит от раннего, грамотного и систематического
обучения основным умениям и навыкам. Практика показывает, что умелое воспитание и раннее обучение
позволяет расширить границы физических и интеллектуальных способностей ребенка, но нельзя забывать,
что потенциальные возможности у всех детей разные.
Детям нужно учиться функционировать в быту, общаться с людьми, но изза своих ограниченных
физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какуюлибо деятельность. Главная
задача взрослого максимально социализировать ребенка с ОВЗ в обществе. Чем раньше начнется
работа, тем успешнее ребенок адаптируется в социуме.
Зачастую гиперопекой, излишней заботой, эгоистической любовью, стремлением оградить детей от
всех возможных трудностей родители мешают их нормальному развитию. Детиинвалиды остро нуждаются
в родительской любви, но эта любовь должна быть альтруистической, учитывающей интересы ребенка,
просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая
жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет в раннем возрасте, тем легче сможет
перенести все трудности и невзгоды во взрослой жизни.
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с проблемами в обучении
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно
просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что
мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые
фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между
учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности,
неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи
отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно
теряет веру в себя. Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике
поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают
ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний
бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы
обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие
помощь ребенку.
Один из таких факторов неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:
низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания,
высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности,
выраженная степень опеки и ограничительства в какихлибо сферах жизнедеятельности детей,
повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а
значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:
повышенная эмоциональная чувствительность, склонность легко расстраиваться и волноваться.
эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения.
склонность к беспокойству.
противоречивость личности.
стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими
гоцентризм фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений. Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют
формированию у ребенка уверенности в себе. Оправдание себе взрослые находят гораздо чаще, чем
ребенку.
X. Джайнотт предлагает новый код общения с детьми, основанный на уважении друг к другу и умении
общаться. Пользоваться этим кодом нужно и дома, и в школе. Итак, первое обе стороны должны помнить
о взаимном уважении, второе понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно
научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его
успехов.
Советы родителям от учителя дефектолога
Помните ребенок – это личность и необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в
случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.
Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам:
1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он
просто испытывает вас.
2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему
определить свое место.
3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите,
что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.
4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это
только вдохновит его на их продолжение.
5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать
использовать вас в качестве прислуги.
6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не
знает, почему поступает так, а не иначе.
7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко
превращается в лжеца.
8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше.
Покажите ему, что такое мужество.
9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.
10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех
случаях оставить последнее слово за собой.
11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден
защищаться, притворяясь глухим.
12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он
знает, что такое хорошо и что такое плохо.
13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности
попыток сравняться с вами.
14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет
буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.
15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать
ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не
годен, то в будущем он, вообще, будет бояться чтото делать, даже зная, что это правильно. 16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому,
пожалуйста, смиритесь с этим.
17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным
причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного
слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом
несколько позже.
18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на
ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.
19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала,
когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
20. Дайте ребенку почувствовать что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от
сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.
21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет
просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.
22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему
поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие
ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них
отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию гдето на стороне.
24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить
это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.
25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет вашим другом.
Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших
поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не
говорили что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...
Советы учителя дефектолога для пап и мам.
Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть
устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные
рекомендации логопедов.
Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц,
которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы
укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари,
корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и
языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во
рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.
На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая
моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того,
чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его
самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать
подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах. Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень
интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных
речевых навыков.
Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче
устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить
неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.
Признаки, при которых необходима консультация учителядефектолога:
— маленький словарный запас ребенка;
— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;
— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;
— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;
— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;
Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная
работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю
и правилам построения связной и понятной речи.
Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных,
постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас
будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с
наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать
механизмом соединения слов в предложения.
Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись
терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут
порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя
новые возможности голосового общения с окружающим его миром.
КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ
Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день
делать упражнения для артикуляционного аппарата.
Есть даже специальная песенка (чтобы веселей заниматься). Она дает хорошую нагрузку губам,
языку, щекам, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма,
формируется правильное дыхание.
Литература, рекомендуемая для родителей:
1. Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития. –СПб: ДЕТСТВОПРЕСС, 2011.
2. Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического
развития. – М:ГномПресс, 1999.
3. Зорин К.В. Почему страдают дети. – М:Русский Хронограф, 2009.
4. Родители – в ответе за воспитание детей / под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: ИСПиП,2002.
5. https://ds3schuchin.schools.by/pages/sovety-uchitelja-defektologa-roditeljam
Методические рекомендации учителя-дефектолога
Методические рекомендации учителя-дефектолога
Методические рекомендации учителя-дефектолога
Методические рекомендации учителя-дефектолога
Методические рекомендации учителя-дефектолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.